Научная статья на тему 'Опыт формирования ценностного отношения к здоровью у старших школьников'

Опыт формирования ценностного отношения к здоровью у старших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
743
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / СТАРШИЙ ШКОЛЬНИК / SENIOR PUPIL / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / SELF-ACTUALIZATION / КОГНИТИВНАЯ / COGNITIVE / МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА / NEED-MOTIVATIONAL SPHERE / ТРЕВОЖНОСТЬ / ANXIETY / ЦЕННОСТЬ / VALUE / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СКЛОННОСТИ / PROFESSIONAL INCLINATIONS / МОДЕЛЬ / MODEL / ПРОГРАММА / PROGRAM / САМОРАЗВИТИЕ / SELFDEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Котова И. Б., Сухомлинова Е. Н.

В статье рассмотрены результаты теоретико-эмпирического изучения психологических условий ценностного отношения старших школьников к здоровью, представлена выявленная структура ценностного отношения к здоровью, его критерии и показатели. Дано детальное описание содержания ценностных отношений старших школьников к здоровью, включая когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты. Раскрыта психологопедагогическая сущность формирования ценностного отношения к здоровью у старших школьников как специального образования, которое является результатом организованного воздействия. Охарактеризована эмпирически выявленная связь ценностного отношения к здоровью с такими индивидуально-психологическими особенностями старшего школьника, как готовность к саморазвитию, личностная тревожность и профессиональные склонности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN THE FORMATION OF HEALTH VALUES OF OLDER STUDENTS

The article presents the results of theoretical and empirical study of the psychological conditions of value attitude to the health of older students; the paper reveals the structure of the value attitude to health, its criteria and indicators. The authors give a detailed description of value attitude to health of older students, including cognitive, emotional, evaluative and behavioral components. The paper reveals the essence of psychological and pedagogical formation of health values of older students as special education, which is the result of organized influence. The paper characterizes an empirically revealed connection between heath values and such individual and psychological features of senior pupils as readiness for self-development, anxiety, and professional inclinations.

Текст научной работы на тему «Опыт формирования ценностного отношения к здоровью у старших школьников»

ISNN 1029-3388

Котова И.Б., Сухомлинова Е.Н.

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Старшие школьники представляют особую социальную группу, открытую всем изменениям, новшествам, инновациям. Они выступают чутким индикатором разворачивающихся в социуме трансформаций и нововведений, образуя социальный и психический ресурс, необходимый для развития российского общества. Вероятно, именно поэтому старшие школьники находятся в зоне пристального внимания со стороны психологов, социологов, педагогов, политиков. Вместе с тем, продолжающаяся по сей день переоценка ценностей, обусловленная кардинальной ломкой ранее казавшихся незыблемыми норм и традиций, не может не сказаться на состоянии сознания молодежи. На этом фоне проявляется особая уязвимость духовно-мировоззренческой сферы старших школьников. Сохраняющаяся нестабильность, отсутствие четких социальных приоритетов и ориентиров отражается на индивидуальном уровне их сформированности. Это касается увлечения ложными идеалами, противоречивостью или отсутствием жизненных целей, отрицанием общепринятых культурных и витальных ценностей (Белинская Е.П.,Тихомандрицкая О. А.).

Старшие школьники, находясь на пороге взрослой самостоятельной жизни, все еще остаются мало защищенными от негативного влияния социума. Отсутствие жизненного опыта в сочетании со стремлением скорее вступить в пору самостоятельности обусловливает особую неразборчивость в выборе образцов для подражания, предлагаемых извне рекламой, СМИ и прочими агентами агрессивного влияния. В потоке навязываемых моделей, перенасыщенных деталями «сладкой жизни», трудно найти образы, позволяющие сформировать подлинно человеческие приоритеты. В первую очередь, это относится к здоровью, ценностное отношение молодежи к которому способно выступить прочной основой успеха всей дальнейшей жизни.

Здоровье, проходя через века, в качестве наиболее востребованной для человечества проблемы, в фокус исследовательской разработки психологов попало относительно недавно. Вместе с тем, опыт его изучения имеется практически во всех классических психологических школах (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая, экзистенциальная психология и др.).

В настоящее время проблема психологии здоровья изучается с позиций:

- установления его определяющих характеристик (Билич Г. Л., Казначеев В.П., Корольков А. А., Назаров Л.В., Сержантов В.Ф., Чикин С.Я.);

- конкретизации содержательных особенностей его уровней и разновидностей - психического (Братусь Б.С., Водопьянова Н.Е., Кодырева Н.В., Маслоу А., Франкл В. и др.), психологического (Дубровина И.В., Хухлаева О.В. и

36

Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 2/2012

др.), профессионального (Пономаренко П. А. и др.);

- выявления его нормы и нарушений (Васильева О.С., Личко А. Е., Лукин С.Е., Реан А.А., Филатов Ф.Р., Леонгард К., Перрон Р. и др.);

- нахождения причин, влияющих на снижение его уровня у школьников (Антропова М.В., Беляев А.В., Белостоцкая Е.М., Громбах С.М., Грум-Гржимайло К.И., Зубкова В.М., Нестеров В.Г., Сычев А. А., Эрисман Ф.Ф., Уфимцева Л.П., и др.);

- поиска подходов к его обеспечению, начиная с ранних лет жизни (Бехтерев В.М., Выготский Л.С., Мясищев В.Н. и др.).

В качестве важнейшего фактора здоровья авторами (Журавлева И.В., Коновалова Н.Л., Мясищев В.Н., Реан А. А. и др.) называется ценностное к нему отношение. Изучению проблемы ценностного отношения к здоровью посвящены исследования Т.В. Белинской, Е.В. Водневой, Г.К. Зайцева, В.М. Кабаевой, Л.С., Котовой И.Б., В.Н. Беленова, В.С. Кучменко, Овчинниковой и др. Вместе с тем, возрастным аспектам ценностного отношения к здоровью уделяется недостаточное внимание, что не позволяет выстроить целостную картину динамики его изменений. В частности, сохраняется существенный пробел в выявлении психологических особенностей ценностного отношения к здоровью старших школьников. Отсутствие четких научных представлений по данному вопросу, препятствует организации практики психологического содействия формированию ценностного отношения к здоровью старших школьников.

Ценностные отношения человека, касаясь разных аспектов жизнедеятельности, образуют сложную иерархическую систему (Анисимов С.Ф., Донцов А.И., Лосский Н.О., Тугаринова В.П.). Ценностное отношение к здоровью входит в «ядро» ценностной системы современного человека.

На основе выявленных подходов, далее, под ценностным отношением к здоровью нами будет пониматься система отношений субъекта к своему здоровью, выступающая регулятором его активности в сфере здоровья на основе осознания его ценности, позитивного отношения и готовности предпринимать большие или меньшие усилия по его восстановлению, сохранению и приумножению. В структуре ценностного отношения к здоровью выделяются когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты (Леонтьев Д.А., Никифоров Г.С., Рокич М., Щуркова Н.Е.).

Отношение к здоровью проявляется на нескольких уровнях: индивидном, интегративно-личностном, аксиологическом, внешне детерминированном и результативном (Кабаева В.М.). Выявлены критерии и показатели развития ценностного отношения к здоровью, различающиеся по степени общности, по уровню достижения цели, по соотнесению с направленностью развития субъекта, по размерности и значимости (Кабаева В.М., Марина И.В.).

Отмечаются факты несовпадения декларируемых и реальных для человека ценностных отношений. В полной мере это относится и к отношениям в сфере здоровья. Можно предположить, что совпадение или несовпадение декларируемых и реальных для человека ценностных отношений к здоровью обусловливается

37

ISNN 1029-3388

сочетанием некоторых объективных и субъективных факторов, задаваемых обстоятельствами его жизнедеятельности. К настоящему времени получены эмпирические данные, позволяющие составить представление о ценностных отношениях к здоровью подростков (Баль Л.В., Барканова С.В., Кабаева В.М.) и студентов (Белинская Т.В., Васильева О.С., Плаксина О. А., Телескин В.Е., Хозина Д.З. и др.). Анализ имеющихся научных источников показал, что информация о ценностных отношениях к здоровью старшеклассников практически отсутствует. Вместе с тем, период завершения обучения в школе является очень ответственным для формирования у человека ценностных отношений к разным сторонам жизнедеятельности, в том числе - к здоровью.

Обращение к изучению возрастных особенностей старшеклассника (Божович Л.И., Давыдов В.В., Дубровина И.В., Коломинский Я.Л., Котова И.Б., Мудрик А.В., Петровский В. А., Рубинштейн М.М., Фельдштейн Д.И., Эльконин Д.Б.и др.) показывает, что в данный период жизни происходят изменения в личностном развитии как способствующие, так и препятствующие формированию ценностного отношения к здоровью.

Изучение ценностного отношения старших школьников к здоровью в нашем исследовании предусматривало выявление особенностей следующих компонентов: когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого.

На эмпирической основе нами были изучены структурно-содержательные особенности ценностного отношения старших школьников к здоровью, позволяющие сделать вывод о том, что оно представляет собой сложное психологическое образование, интегрирующее когнитивный, эмоциональнооценочный и поведенческий компоненты.

Нами выявлено, что ценностное отношение старших школьников к здоровью характеризуется чертами преемственности и изменениями по сравнению с ценностным отношением к здоровью подростков. Наиболее сформированным в структуре ценностного отношения старших школьников к здоровью оказался когнитивный компонент, включающий их представления о здоровье, осознание ценностей здоровья и путей организации здорового образа жизни, а также их познавательную активность в этой сфере.

Как показало исследование, в структуре ценностного отношения старших школьников к здоровью интегрирующая роль принадлежит эмоциональнооценочному компоненту, включающего самооценку старшеклассниками приоритетов здоровья, способов организации здорового образа жизни и их тревожность по поводу состояния своего здоровья.

Изучение психологических особенностей ценностного отношения к здоровью предусматривало установление его связи с индивидуальнопсихологическими проявлениями старших школьников. Применение процедуры корреляционного анализа к распределению интенсивности ценностного отношения и диагностированных у старших школьников индивидуальнопсихологических параметров позволило выявить статистически достоверную связь ценностного отношения к здоровью со следующими характеристиками:

38

Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 2/2012

готовностью личности к саморазвитию (измерена по методике Г.М. Коджаспирова), с личностной тревожностью (измерена по методике

Ч.Д. Спилбергера) и профессиональной склонностью (измерена по методике Л. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной) школьников.

Обследование старшеклассников показало, что формирование у них ценностного отношения к здоровью связано с готовностью личности к саморазвитию. У старшеклассников с высоким уровнем готовности к самоактуализации, по сравнению со старшеклассниками с низким уровнем данного рода готовности, оказался ниже уровень тревожности, более позитивно окрашенным отношение к здоровью, более оформившимися умения и навыки в сфере здоровья и выше уровень реальных успехов в сфере здоровья. Данные характеристики в значительной степени относятся к психологическому портрету человека, стремящегося к личностному росту и к достижению самоактуализации. Мы предположили, что ценностное отношение к здоровью является необходимым компонентом самоактуализирующих процессов, свойственных личности. Старшие школьники, характеризующиеся высоким уровнем личностной тревожности, проявили гораздо более высокий уровень тревожности в сфере здоровья.

С учетом интерпретации личностной тревожности в качестве негативной индивидуальной характеристики, порождающей целый ряд нежелательных для человека последствий, мы рассматриваем переход от субъектного понимания здоровья в качестве физического благополучия к психосоциальному благополучию позитивным маркером динамики ценностного отношения старших школьников к здоровью.

Нами было выявлено две подгруппы старшеклассников, различающихся по особенностям ценностного отношения к здоровью. Старшеклассники, ориентированные на занятия экстремальными видами профессиональной деятельности, обнаруживают высокую интенсивность ценностного отношения к здоровью. Рассматривая здоровье в качестве необходимой основы эффективного функционирования, они проявили заинтересованность в расширении своих знаний и умений в сфере здоровья, а также высокую эмоциональность по поводу его состояния. Прилагая значительные усилия к сохранению своего здоровья, они, тем не менее, не всегда способны достигать желаемых результатов, что рассматривается старшеклассниками как определенная угроза их будущему.

Старшеклассники, ориентированные на занятия эстетическими видами профессиональной деятельности, демонстрируют достаточно низкий уровень ценностного отношения к здоровью. Особых стремлений расширять свои знания и умения в сфере здоровья они не демонстрируют, а также не отводят им значимого места в иерархии своих жизненных приоритетов.

Результаты констатирующего этапа эксперимента позволили на эмпирической основе выявить и содержательно охарактеризовать связь ценностного отношения к здоровью со следующими индивидуальнопсихологическими особенностями старшеклассников: с готовностью личности к саморазвитию, с личностной тревожностью и с профессиональными

39

ISNN 1029-3388

склонностями.

Полученные материалы были использованы нами на формирующем этапе эмпирического исследования, в процессе которого нами была разработана теоретическая модель и формирующая программа «Здоровье сегодня - основа успешности в завтрашней жизни», предназначенных для поэтапной реализации задач прямого и косвенного формирования у старших школьников ценностного отношения к здоровью. Данная программа включала 3 основных блока: работа с родителями школьников; работа с учителями, обучающими школьников; непосредственное воздействие на ценностную систему старшеклассников с целью формирования ценностного отношения к здоровью.

Блок работы с родителями, направленный на содействие им в создании в домашней среде условий развития у старших школьников ценностного отношения к здоровью, предусматривал реализацию трех основных форм взаимодействия с ними психолога:

- психологическое просвещение по вопросам содержательных и организационных особенностей формирования у старших школьников ценностного отношения к здоровью; в рамках данной формы работы с родителями была проведена серия лекций и семинаров по искомой проблематике;

- развивающая работа, предусматривающая развитие у родителей моделей поведения, способствующих формированию у старших школьников ценностного отношения к здоровью; данная форма работы предполагала проведение с родителями школьников серии групповых тренинговых занятий, позволяющих обеспечить решение искомой задачи;

- консультативная помощь, реализующаяся индивидуальное содействие родителям в выработке стратегии формирования у их детей ценностного отношения к здоровью.

Результаты формирующего эксперимента подтвердили эффективность разработанной нами модели и программы формирования у старшеклассников ценностного отношения к здоровью. Сравнение начальных (констатирующий срез) и конечных (контрольный срез) результатов, полученных на базе экспериментальной выборки, привело к выявлению статистически значимых изменений по всем параметрам оценки отношения школьников к здоровью.

Было подтверждено, что формирование ценностного отношения к здоровью у старшеклассников должно предусматривать согласованные действия психолога с педагогами и родителями школьников. Организованное воздействие на старшеклассников при этом включает формирование у них адекватной самооценки своего здоровья, представлений о его значимости, включая предстоящую профессиональную деятельность, должной мотивации на обеспечение (сохранение, восстановление, развитие) здоровья, расширение знаний и умений, а также способности к адекватной оценке своих усилий в этой сфере. На основе апробации и последующего анализа исходных и конечных проявлений старшеклассников было подтверждено, что предложенная программа способствует позитивным изменениям у них ценностного отношения к здоровью, включая все его компоненты: когнитивный,

40

Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 2/2012

эмоционально-оценочный и поведенческий.

Процесс формирования ценностного отношения старших школьников к здоровью протекает успешно при учете уровня готовности личности к саморазвитию, состояния его личностной тревожности и особенностей профессиональных склонностей школьников. Содействие саморазвитию личности старших школьников выступает необходимой основой для более полного раскрытия ценностной природы здоровья. Повышение эмоциональной привлекательности здоровья предусматривает его позиционирование в качестве безусловного приоритета в структуре жизненных ценностей личности и предпосылки профессиональной самореализации старших школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алишев Б.С. Психологическая теория ценности (системно-функциональный подход): Автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. Казань, 2002.

2. Ананьев, В. А. Основы психологии здоровья. Концептуальные основы психологии здоровья / В. А. Ананьев. СПб., 2006. Кн.1.

3. Белинская, Т.В. Психологические составляющие ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического вуза: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Калуга, 2005.

4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1995. 352с.

5. Васильева, О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. М.: Академия, 2001. 352с.

6. Кабаева, В.М. Формирование осознанного отношения к собственному здоровью у подростков: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2002. 32с.

7. Калитеевская, Е.Р. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию / Е.Р. Калитеевская // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл, 1999. С.231-239.

8. Котова И.Б., Пирмагомедова Э.А. Эмпирическое изучение представление подростков о безопасности жизнедеятельности / Российский психологический журнал, том 8, №1, Москва, Изд-во «Кредо», 2011, С.20-28

9. Тихомандрицкая, О. А. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы (Методические аспекты) / О. А. Тихомандрицкая, Е.М. Дубовская // Мир психологии. 1999. №3. С.80-90.

10. Шмойлова, Н.А. Ценностное отношение к здоровью и самоактуализация личности / Н.А. Шмойлова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2007. №3. С.64-70.

41

ISNN 1029-3388

Сплавская Н.В.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОДУКТИВНЫХ КОГНИТИВНЫХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ В СФЕРЕ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Нами проведено исследование когнитивных стереотипов студенческой молодежи в сфере правовых отношений. Проведенное исследование осуществлено с позиции парадигмы сетевого образования [1], ее отличительными особенностями является обучение на основе синтеза объективного мира и виртуальной реальности посредством активизации, в равной степени как сферы рационального сознания, так и сферы бессознательного. Сетевая методология обеспечивает переход в производстве знания: от знания того, что было, к знанию того, чего еще никогда не было. Стратегия построена на учете преимуществ виртуального образовательного пространства: инициативность получения информации субъектом и соответственно ее высокая мотивированность к усвоению, психологический комфорт в получении информации, не связанный с отрицательными моментами коммуникационного взаимодействия в реальном образовательном пространстве, получение информации в соответствии с доминирующими у субъекта когнитивными, коммуникационными и аффективными стилями и стратегиями [2].

Исследование выявило поведенческие стереотипы молодежи применительно к различным отраслям права. Все стереотипы были сгруппированы в два направления: стереотипы в гражданско-правовых отношениях и стереотипы в уголовно-правовых отношения. При этом исследование показало, что в когнитивной сфере студенческой молодежи существует достаточно большое количество негативных стереотипов, которые требуют коррекции и замены на положительные.

Исследование подтвердило, что в педагогической практике образование направлено на трансляцию правовых знаний студентов и не нацелено на формирование продуктивных правовых стереотипов, являющихся основой правового поведения, в результате чего молодой человек имеет определенные сугубо теоретические правовые знания, но не готов к успешной социализации в обществе, которую обеспечивает продуктивное правовое поведение. Его отсутствие у студенческой молодежи негативно сказывается на социальной ситуации: растет как количество правонарушений среди молодежи, так и число жертв среди них, усиливается социальная апатия, все чаще встречаются случаи асоциального поведения молодых и т.д.[3]

Для того, чтобы бороться с негативными правовыми стереотипами в студенческой молодежной среде, необходимо задействовать не только сферу сознания, но и сферу поведения, опосредованную сферой бессознательного.

42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.