УДК 377.5:378
Р.Х.Гильмеева, Г.М.Тазетдинова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА.
Авторами рассмотрен актуальный вопрос теории и практики формирования гуманитарной компетентности как интегративного личностного образования, включающего способность и готовность оперировать общими компетенциями во взаимосвязи с профессиональными в контексте их культурно-гуманитарной направленности.Авторами доказано, что характерными признаками инновационных технологий выступают: кон-цептуальность, системность, дидактическое целеобразование, инновационность, оптимальность, корректируемость, воспроизводимост Новизна исследовательских выводов данной статьи обусловлена тем, что в ней представлен алгоритм проектирования и реализации двух инновационных технологий: системно-функциона-льной технологии проектно-обучающей деятельности (организованное на основе принципов педагогической архитектоники системно-функциональное построение учебно-воспитательной деятельности педагога, обеспечива-ющее достижение цели воспитания и обучения) и арт-технологии (обеспечение повышения качества учебного занятия на основании совершенствования творческого потенциала личности через систему эмоционально-образных механизмов). Разработаны условия реализации данных технологий.
Ключевые слова: гуманитарная компетентность, компетентностный подход, проектно-целевой подход, инновационные технологии, системно-функциональные, арт-технологии.
Gilmeeva Rimma Hamitovna, Tazetdinova Gulnara Mansurovna INNOVATIVE TECHNOLOGY OF THE HUMANITARIAN COMPETENCE OF FUTURE PROFESSIONALS.
The authors discussed the topical issue of the theory and practice of formation of humanitarian competence as an integrative personally stnogo education, including the ability and willingness to operate shared competence in relation to the professional in the context of their cultural and humanitarian orientation. The authors have shown that the cha-racteristic features of innovative technologies are: conceptual, systematic, goal-didactic education, innovation, optimal, corrected, playback-conductivity The novelty of the research findings in this article due to the fact that it represents the algorithm design and implementation of two innova-tion technology: system-functional technology design and training activities (organized on the basis of teachers-cal architectonic system-functional structure of educational activity of the teacher, providing achieving the goal of education and training) and art technology (software improve the quality of the training session on the basis of improving the creative potential of individuals through the emotionally-shaped arrangements). The conditions of implementation of these technologies.
Keywords: humanytarnaya competencies kompetentnostnbiy Approach, pro-ektno-tselevoy Approach, Inno-vaczionnye technology, system-funktsyonalnbie, art technology
На развитие профессионально значимых качеств и компетенций современного специалиста непосредственное влияние оказывают дисциплины гуманитарного цикла. В тоже время обучающиеся не уделяют гуманитарным дисциплинам достаточного внимания, поскольку считают, что они не являются профилирующими, и как следствие этого - недостаточный уровень гражданской от-ветственности за профессиональную деятельность,узкий кругозор студентов, отсутствие гибкости мышления, для многих характерна низкая культура речи, слабое владение не только иностранным, но и русским языком, неумение чётко, грамотно сформулировать свои мысли, работать с научной литературой, слабо развита потребность в самообразовании и саморазвитии. Все это в конечном итоге отражается на уровне профессиональной подготовки будущего специалиста, на его качествах как профессионального работника.
Особое место в процессе формирования личности специалиста 21 века занимает его гуманитарная компетентность, содержащая в себе ценности и нормы, составляющие духовное ядро общества и являющиеся своеобразными «линиями притяжения», нарушение которых неизбежно ведет к дезинтеграции общественного организма. И такая ситуация для разрушения государственной целостности значительно опаснее, чем внешняя экспансия. Одним из реальных механизмов реализации геополитических задач, и прежде всего в плоскости духовной безопасности, является гуманитарное образование - важнейший социальный институт трансляции культурных ценностей, норм, идеалов, форма воспроизводства национально-культурного мира.
Гуманитарная компетентность специалиста - интегративное личностное образование, включающее способность и готовность оперировать общими компетенциями во взаимосвязи с профессиональными в контексте их культурно-гуманитарной направленности (2).
Как показывает изучение проблемы формирования гуманитарной компетентности специа-
листа, характерными признаками инновационных технологий выступают:
- концептуальность - технология разрабатывается под конкурентный педагогический замы-сел, в основе которого лежит методологическая и психолого-педагогические идеи компетентност-ного и проектно-целевого подходов; обеспечивающих соответствие гуманитарной компетентности студентов потребностям общества, отечественного рынка труда и рынка труда стран европейского партнерства в специалистах, обладающих методологически гибким, творческим интеллектом, способных воспроизводить и развивать культуру (1).
- системность - технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками компетентностного и проектно-целевого подходов, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
- дидактическое целеобразование - наличие дидактических процедур, содержащих критерии, показатели и механизмы измерения результатов деятельности студентов, обеспечивающих гаран-тированное достижение образовательных целей, эффективности процесса обучения;
- инновационность - технология предусматривает взаимосвязанную деятельность студентов и преподавателей на основе интерактивных, проектно-ориентированных подходов к обучению;
- оптимальность - реализация личностных и технических ресурсов, достижение запланированных результатов в сжатые временные промежутки;
- корректируемость - возможность оперативной обработки информации, ориентированной на последовательное достижение цели;
- воспроизводимость и гарантированность результатов - структурные элементы технологии должны быть воспроизводимы преподавателями и гарантировать достижение запланированных результатов.
Основными функциями инновационных педагогических технологий формирования гуманитарной компетентности студентов (2) являются:
- гуманистическая, развивающая функция, предусматривающая реализацию образовательных целей учебного процесса (создание комфортных психолого-педагогических условий для развития личности обучающегося, подготовку его к жизнедеятельности в информационно-технологическом обществе);
- методологическая функция, выражающая общую стратегическую направленность модели формирования гуманитарной компетентности студентов в преподавании гуманитарных дисциплин и предполагающая реализацию стратегии компетентностного и проектно-целевого подходов;
- функция проектирования и реализации, позволяющая конструировать образовательные ситуации, деятельность субъектов обучения и с достаточной долей вероятности гарантировать ожидаемый результат.
К принципам инновационных технологий относятся:
- принцип целостности, предусматривающий закономерности развития технологий формиро-вания гуманитарной компетентности студентов в преподавании гуманитарных дисциплинпри согласованном взаимодействии всех составных элементов;
- принцип фундаментализации и профессиональной направленности технологии, обеспечивающий формирование общих и профессиональных компетенций студентов в соответствии ФГОС ВПО И СПО и рынка труда;
- принцип социокультурной и личностной организации преподавания гуманитарных дисци-плин, ориентированный на адаптивность технологии к социокультурным и личностным особен-ностям студентов, их типологическим и индивидуальным качествам, оказывающих существенное влияние на учебную деятельность;
- принцип информационной поддержки технологий, направленный на эффективное применение в преподавании гуманитарных дисциплин педагогически оправданных средств информационной компьютерной технологии (персональных компьютеров, информационных банков данных, ком-пьютерных экспертных систем и др.).
В наибольшей степени задачу формирования гуманитарной компетентности студентов в про-цессе гуманитарной подготовки решают следующие инновационные технологии:
-системно-функциональная технология проектно-обучающей деятельности;
-арт-технологии (1).
Системно-функциональная технология проектно-обучающей деятельности - это организованное на основе принципов педагогической архитектоники системно-функциональное построение учебно-воспитательной деятельности педагога, обеспечивающее достижение цели воспитания и обучения. Такими принципами педагогической архитектоники, из которых вытекают технологические требования, являются принципы сочетания и соответствия, дифференциации и интеграции, гармоничности, атрибутивности и генеалогичности.
Принцип сочетания и соответствия функций, методов и критериев оценки педагогической деятельности. Сочетание и соответствие функций, методов и критериев оценки педагогической деятельности легко проверить по их непротиворечивости друг другу и взаимодополняемости. Так, например, педагогическая диагностика стыкуется с целевой ориентацией и по форме, и по содержанию. Эти две функции нуждаются друг в друге. Далее, если идти по цепочке, мы видим, что ни одна из последующих педагогических функций не противоречит любой другой функции, соответствует им.
Принцип дифференцированности и интегрированностифункций, методов и критериев оценки педагогической деятельности. Функции, методы и критерии оценки деятельности педагога обла-дают совершенно определенной спецификой. У каждой функции, каждого метода и критерия есть свое особое назначение.
Все функции, методы и критерии оценки педагогической деятельности так тесно переплетаются друг с другом, образуют такую целостность, в которой они неотделимы друг от друга, входят вдруг друга, синтезируются. Их реализация имеет не разовый, не линейный, а сквозной и взаимопроникающий характер, и она протекает не как простое взаимодействие, а как взаимосодействие, что всегда говорит о высоком уровне развития системы.
Принцип гармоничности функций, методов и критериев оценки педагогической деятельности. Уже в силу того, что все функции, методы и критерии оценки педагогической деятельности органично сочетаются друг с другом, соответствуют друг другу, обладают дифференцированными свойствами и одновременно интегрированы в единое целое, свидетельствует об их гармоничности. Это внутренняя гармония - гармония взаимодействия между элементами системы, технологическая гармония.
Принцип атрибутивности и генеалогичности функций,методов и критериев оценки педагогической деятельности. Атрибутивность - это неотъемлемое свойство чего-либо, а генеалогичность - обусловленность явления некоторой объективной закономерностью. С этих позиций следует рассматривать систему функций, методов и критериев как необходимый атрибут педагогической деятельности, в которой нет лишних, надуманных элементов, и что их включение в систему обусловлено теми или иными закономерностями педагогического процесса.
Главные черты арт-технологий - глубокая индивидуализация, творческий характер деятельности и стремление проникнуть в природу личной выразительности, что обеспечивает повышение качества учебного занятия на основании совершенствования творческого потенциала личности через систему эмоционально-образных механизмов. В процессе реализации этих технологий формируется мотивационно-ценностное отношение студента к содержанию образования; эмоциональное восприятие материала способствует сохранению устойчивого внимания и интереса; появляется чувство раскованности, свободы, расположенности к собеседнику; способность переводить знания в личностный смысл, развивается позитивное творческое самочувствие.
Разработка арт-технологий опирается на принципы: 1) приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека; 2) отношения к образованию как к социокультурному процессу, направленному на диалог и сотрудничество его участников, а к учебному заведению как к целостному поликультурному пространству.
Содержание арт-технологий направлено на:
- раскрытие универсальных развивающих, познавательных и информационных возможностей искусства; способов их применения для обеспечения учебного и воспитательного процессов с учетом разных профессиональных интересов и специализаций студентов;
- создание и реализацию программ социокультурной адаптации личности на основе исполь-зования арт-технологий, способствующих полноценному личностному и интеллектуальному развитию студентов, а также формированию у них способности к саморазвитию, самоопределению и самореализации;
- содействие педагогическим работникам в формировании у студентов принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности; адекватной жизненной перспективы и активной жизненной позиции за счет расширения ее художественной сферы существования.
Применение арт-технологий в современной профессиональной школе позволит в перспективе отработать новое качество образования, которое будет способствовать вхождению студента в информационную цивилизацию не только как потребителя ее благ, но и как индуктора творческого самоповедения.
К условиям применения вышеназванных технологий относятся:
- методическая и технологическая обеспеченность;
- модульно-компетентностное обеспечение учебных программ;
- системность проектной деятельности преподавателей и студентов;
- системогенетичность проектной деятельности преподавателей и студентов,
- способность субъекта проектной деятельности к непрерывному движению (функционированию), развитию и саморазвитию;
- перспективность процесса педагогического проектирования и его результатов);
- психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, направленное на раз-витие позитивного типа мотивации студентов к освоению профессиональной деятельности и формирования ПВК;
- моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе, разработка его учебно-методического обеспечения;
- использование внешней (рейтинг) и внутренней (самооценивание) систем оценки учебных достижений студентов, которые явились результатом поиска внутренних тенденций её функционирования и развития.
Литература
1.Гильмеева, Р.Х. Особенности проектно-целевого подхода к реализации ФГОС профессионального образования в преподавании гуманитарных дисциплин / Р.Х.Гильмеева., В.Н.Корчагин., Л.Ю. Мухаметзянова., В.В. Аксёнов., Г.А.Шайхутдинова. - Казань.: Издательство «Данис» ИПП ПО РАО, 2014. - 126 с.
2.Теоретико-методологические основы проектно-целевых механизмов реализации Федеральных государственных образовательных процессе гуманитарной подготовки студентов разнопрофильных образовательных учреждений профессиональной школы: концепция проектно-целевого подхода /Под научной редакцией академика РАО, д.пед.н., проф.,Г.В.Мухаметзяновой.-Казань, Изд-во «Данис», ФГНУ ИПП ПО РАО, 2013. - 3 п.л. - 500 экз.
1.Gil'meeva, R.H. Osobennosti proektno-celevogo podhoda k realizacii FGOS professional'nogo obrazovanija v prepodavanii gumanitarnyh disciplin / R.H.Gil'meeva., V.N.Korchagin., L.Ju. Muhametzjanova., V.V. Aksjonov., G.A.Shajhutdinova. - Kazan'.: Izdatel'stvo «Danis» IPP PO RAO, 2014. - 126 s.
2.Teoretiko-metodologicheskie osnovy proektno-celevyh mehanizmov realizacii Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh processe gumanitarnoj podgotovki studentov raznoprofil'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij professional'noj shkoly: koncepcija proektno-celevogo podhoda /Pod nauchnoj redakciej akademika RAO, d.ped.n., prof.,G.V.Muhametzjanovoj.-Kazan', Izd-vo «Danis», FGNU IPP PO RAO, 2013. - 3 p.l. - 500 jekz.