УДК 378
Р.Х.Гильмеева
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ПРОЦЕССЕ ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье на основе результатов исследований раскрываются особенности реализации федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных организациях СПО в процессе гуманитарной подготовки.
Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты НПО и СПО, образовательные организации СПО, проектно-целевой подход, проектно-целевые механизмы, гуманитарная подготовка.
K.H.Gilmeeva FEATURES OF REALIZATION OF FGOS IN THE COURSE OF HUMANITARIAN PREPARATION AT VOCATIONAL SCHOOL
In this paper, based on the research results of the disclosed design target mechanisms for the implementation of the federal state educational standards in different profiles of educational organizations ACT ( for example, the teaching of the humanities )
Keywords: federal state educational standards and NGOs ACT , ACT multyprofiles educational organizations , project-oriented approach , design- target mechanisms , humanitarian expertise , humanitarian training
Одной из ведущих тенденций модернизации российского образования, является проблема подготовки специалистов нового типа. Сегодня востребованным выступает не «теоретик», а специалист-прак-тик, умеющий самостоятельно ставить и решать поставленные задачи, обладающий практическими компетенциями, способный к творческому преобразованию действительности, самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию. В связи с этим возникает задача перестройки профессионального образования. Наряду с академическими знаниями не менее важно, чтобы специалисты обладали рядом профессионально значимых качеств и компетенций: имели устойчиво сформированные навыки устной и письменной коммуникации, владели навыками самостоятельной работы, умели критически мыслить, ощущали потребность в непрерывном образовании, умели работать в коллективе, были творческими и инициативными, способными к работе, требующей значительных усилий.
На развитие профессионально значимых качеств и компетенций непосредственное влияние оказывают дисциплины гуманитарного цикла. В тоже время обучающиеся не уделяют гуманитарным дисциплинам достаточного внимания, поскольку считают, что они не являются профилирующими, и как следствие этого - узкий кругозор студентов, отсутствие гибкости мышления, для многих характерна низкая культура речи, слабое владение не только иностранным, но и русским языком, неумение чётко, грамотно сформулировать свои мысли, работать с научной литературой, слабо развита потребность в самообразовании и саморазвитии. Все это в конечном итоге отражается на уровне профессиональной подготовки будущего специалиста, на его качествах как профессионального работника.
Обеспечение эффективности гуманитарного образования в средней профессиональной школе детерминирует инновационные подходы к обеспечению качества, организации и осуществления образовательного процесса и управления им:
- проектно-целевой подход к реализации ФГОС в гуманитарной подготовке (РХГильмеева, Г.В. Мухаметзянова, Ф.Ш.Мухаметзянова, ЛЮ.Мухметзянова, Л.П.Тихонова, ГАШайхутдинова, В.Н.Корчагин, В.В. Аксенов);
- педагогическое проектирование целей профессионального образования (В.П.Беспалько, О.С.Гре-бенюк, И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская, Г.В.Мухаметзянова, А.М.Новиков и др.);
- компетентностный подход (И.Г.Агапов, В.И.Байденко, ВАБолотов, И.А.Зимняя, Э.Ф.Зеер, Г.И.Ибра-гимов, В.А.Кальней, А.А.Пинский, Дж.Равен, А.В.Хуторской, М.А.Чошанов, С.Е.Шишов, T.Brittel, N.Chomsky, T.Hoffman, D. Hymes и др.);
- интегративный подход к содержанию образования (С.Я.Батышев, А.М. Новиков, Э.Ф.Зеер и др.);
- системно-деятельностный подход к обучению (В.Г.Афанасьев, Ф.Ф.Королёв, Ю.К.Бабанский, А.М. Новиков, Н.М.Таланчук и др.).
Анализ ГОС СПО второго поколения позволил выявить их особенности, проявляющиеся в процессе гуманитарной подготовки в средней профессиональной школе. К позитивным особенностям ГОС СПО второго поколения, введенным в системе образования в 2000 году, на наш взгляд, необходимо отнести:
1) учет тарифно-квалифицированных характеристик Минтруда России при формировании требований к выпускникам образовательных программ;
2) согласование требований к выпускникам и содержанию образования с федеральными органами исполнительной власти, выполняющими роль работодателей;
3) достаточная представленность дисциплин общегуманитарного и социально-экономического цикла (максимальная учебная нагрузка - 615 часов, из них обязательных учебных занятий - 476 часов) (таблица 1).
Таблица 1
Дисциплины общегуманитарного и социально-экономического цикла по ГОС СПО (2002 г.)
№ Наименование дисциплин Кол-во часов
1 ОГСЭ.01 Основы философии 44 часа
2 ОГСЭ.02 Русский язык и культура речи 56 часов
3 ОГСЭ. 03 Иностранный язык 124 часа
4 ОГСЭ. 04 Физическая культура 124 часа
5 ОГСЭ. 05 Основы экономики 64 часа
6 ОГСЭ. 06 Основы социологии и политологии 64 часа
Однако, несмотря на то, что ГОС НПО второго поколения расширили академическую свободу образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в формировании образовательных программ (с 10% в 1988 году до 30-40% в 2000 году), они в полной мере не изменили культуру проектирования содержания образования, поскольку:
1) сохранили ориентацию на информационно-знаниевую модель профессионального образования, в которой основной акцент делается на формирование перечня дисциплин, их объемов и содержания, а не на требованиях к уровню освоения учебного материала;
2) не преодолели отрыва от развивающейся экономики страны и отдельных регионов при проектировании компонента образовательного учреждения, обеспечивающего подготовку специалиста под конкретного потребителя.
Нами также был проведен анализ ФГОС СПО третьего поколения с целью выявления их особенностей в процессе гуманитарной подготовки в средней профессиональной школе СПО. К позитивным особенностям ФГОС СПО третьего поколения, введенным в системе образования в 2010 году, необходимо отнести:
1) предоставление свободы образовательному учреждению для формирования основных образовательных программ с участием всех заинтересованных субъектов, в том числе работодателей, что законодательно закреплено в Постановлении Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 1015 «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» [2].
2) формулирование требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ в терминах компетенций выпускников, что должно нацеливать образовательные учреждения обеспечивать не столько набор определенных учебных предметов, курсов, дисциплин, сколько приобретение обучающимися востребованных компетенций, в первую очередь, способности самостоятельно приобретать и применять знания, а также использовать умения, навыки и личностные качества в познавательной и профессиональной деятельности в условиях инновационной экономики, а значит, при решении нестандартных задач. Это законодательно закреплено в Постановлении Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 142 «Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов» [3].
Однако проведенный нами анализ показывает, что ФГОС СПО третьего поколения не способны обеспечить такое качество гуманитарной подготовки студентов, которое было бы адекватно существующему социальному заказу. Нами выявлены серьезные недостатки ФГОС СПО третьего поколения в обеспечении гуманитарной подготовки в средней профессиональной школе, которые заключаются в значительной сокращении дисциплин общегуманитарного и социально-экономического цикла и отведенных на них часов (максимальная учебная нагрузка - 510 часов, из них обязательных учебных занятий - 340 часов) (табл. 2).
Таблица 2
Дисциплины общегуманитарного и социально-экономического цикла по ФГОС СПО (2010 г.)
Наименование дисциплин Кол-во часов
ОГСЭ.01 Основы философии 48 часов
ОГСЭ.02 История 48 часов
ОГСЭ.03 Иностранный язык 122 часа
ОГСЭ.04 Физическая культура 122 часа
ОГСЭ. 03 Психология общения (углубленная подготовка) 48 часов
Сравнительный анализ особенностей стандартов показал, что с введением ФГОС СПО третьего поколения произошло обеднение гуманитарной составляющей среднего профессионального образования, что обусловливает необходимость дальнейшей универсализации и интеграции образовательных гуманитарных программ.
Результаты онлайнового опроса преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин
образовательных организаций СПО Татарстана, Башкортостана, Пензенской, Самарской, Новосибирской областей, проведенного на основе «Комплексной методики экспертной оценки реализации ФГОС нового поколения в преподавании гуманитарных дисциплин в профессиональной школе» в рамках диагностического этапа опытно-экспериментального исследования, показали, что педагоги выделяют в качестве ключевых следующие проблемы и риски в реализации требований ФГОС СПО (таблица 3).
Таблица 3
Проблемы и риски, обозначенные педагогами-практиками, в реализации требований ФГОС в
преподавании гуманитарных дисциплин
Группы типичных ответов Кол-во в %
Отсутствие четких и практически значимых разъяснений по вопросам проектирования ОПОП на основе требований ФГОС. 82
Отсутствие научно обоснованной методической поддержки со стороны ФИРО, региональных центров и министерств. 76
Отсутствие научно-методического обеспечения, соответствующего образовательным стратегиям и требованиям ФГОС. 32
Наличие противоречий между проектно-целевым подходом к реализации инновационных педагогических стратегий в гуманитарной подготовке студентов и дисциплинарным подходом, проявляющимся при разработке ОПОП. 45
Сложности с разработкой и реализацией инновационных технологий. 65
Отсутствие научно обоснованного подхода к определению базовых понятий ФГОС. 52
Отсутствие целостности и системности в разработке учебных программ, методического и дидактического обеспечения реализации ФГОС в гуманитарной подготовке студентов. 64
Наличие опасности разрушения единого образовательного пространства в стране и ограничения профессиональной мобильности выпускников. 35
Изменения, происходящие в средней профессиональной школе в связи с введением ФГОС СПО, позволяют нам со всей очевидностью констатировать, что нужна эффективная педагогическая модель, содержащая систему дидактических условий и педагогических технологий, адекватных задаче формирования гуманитарной компетентности будущего специалиста.
Актуальные проблемы, выявленные нами в процессе анализа особенностей ФГОС СПО в гуманитарной подготовке студентов, позволили определить направления совершенствования образовательного процесса в контексте преподавания дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла и спроектировать соответствующую педагогическую систему.
Педагогическая система тогда выступает образовательной моделью, когда содержит теоретически обоснованную, логически выстроенную совокупность элементов, включающую цели, содержание образования, проектирование педагогических технологий и технологий управления образовательным процессом, а также критерии определения их эффективности.
Под педагогической системой мы понимаем совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными компетенциями. Её проектирование должно осуществляться на основе подходов, которые бы способствовали достижению стратегической цели образования, заключающейся в формировании практической компетентности. Мы считаем, что это позволяют сделать компетентностный подход к гуманитарной подготовке, системно-деятельностный подход к обучению и проектно-целевой подход к образованию.
В отечественной педагогике сегодня активно обсуждается проблема профессиональной подготовки гуманитарно-ориентированного компетентного специалиста. Что стоит за этим термином?
Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество предъявляет принципиально новые требования к системе образования, которые инициировали изменения, характер которых отражается в понятии «новая парадигма образования». Новая образовательная парадигма - это своего рода стратегия «образования для будущего». Суть новой парадигмы образования характеризуется следующими факторами:
- смещение основного акцента с усвоения значительных объемов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно. При этом, как отмечает И.Ш.Мухаметзянов [1], предполагается использование здоровьесберегающих педагогических технологий, влияющих на формирование, укрепление и сохранение здоровья участников образовательного процесса.
- освоение навыков работы с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков самостоятельного (критического), а не репродуктивного типа мышления ( И.В. Роберт [4);
- дополнение традиционного принципа «формировать знания, умения и навыки» принципом «формировать профессиональную компетентность».
В реализации компетентностного подхода к гуманитарной подготовке мы выделяем четыре аспекта:
ключевые компетенции: обобщенные предметные умения, прикладные предметные умения и жизненные навыки. Продвижение по каждому из этих направлений способствует повышению компетентности выпускников средне профессиональной школы, их готовности к жизни в современном информационном обществе.
В основу современных технологий обучения положен системно-деятельностный принцип выстраивания учебного процесса, который нивелирует недостатки предметного принципа, где содержание обучения дробилось на множество дисциплин, слабо связанных между собой. Предполагалось, что междисциплинарный синтез должен осуществиться сам собой. Узкопредметная дифференциация знания уступает место межпредметной интеграции, синтетическим, комплексным формам знания и метапредметам. С позиций системно-деятельностного подхода учебный процесс выстраивается как единая системно-функциональная система, где преподаватель находит общие позиции во всем многообразии содержания обучения, выстраивает межпредметные связи и показывает роль каждой дисциплины в общем контексте профессии.
При проектно-целевом подходе объектом проектирования является педагогическая система как единство целей образования и всех компонентов педагогического процесса, способствующих их достижению - содержания, организационных форм и технологий обучения, участников образовательного процесса. Проектно-целевой подход это совокупность концептуальных идей, обеспечивающих проектирование педагогической системы в соответствии с заданной целью и стратегически ориентирующих на разработку проектно-целевых механизмов реализации ФГОС.
Данный подход провозглашает принципиальную конструируемость гуманитарного образования, его целей и содержания, методов, технологий и управления, с направленностью обеспечения его соответствия потребностям и перспективам развития общества, постоянное модифицирование целей образования по мере их достижения. Цели, содержание, технологии образования выступают в качестве проекта инновационной образовательной деятельности на интегративной основе, которая означает интеграцию форм и методов обучения, то есть взаимодополнение педагогических традиций и новаций; конструирование содержания образования на межпредметной интегративной основе.
Система гуманитарной подготовки, спроектированная в русле проектно-целевого подхода как методологической основы новой системы профессионального образования, стратегически ориентирующего на изучение и создание проектно-целевых механизмов реализации ФГОС, содержит структурные компоненты: целевой, содержательный, технологический, оценочно-результативный (5).
Её функционирование обеспечивается посредством проектно-целевых механизмов реализации ФГОС: целевого механизма, содержательного механизма, технологического механизма, критериально-диагностического механизма. Как мы видим, каждый конкретный компонент системы гуманитарной подготовки студентов в образовательных организациях СПО функционирует посредством соответствующего механизма, совокупность которых представляет собой целостный алгоритм: целевой механизм, содержательный механизм, технологический механизм, критериально-диагностический механизм.
Литература
1.Мухаметзянов. И.Ш. Здоровьесберегающая информационно-коммуникативная среда учебного заведения: проблемы и перспективы развития: монография / И.Ш.Мухаметзянов. - Казань: Изд. «Идел-Пресс», 2010.
2.Постановление Правительства РФ от 24 декабря
2008 г. № 1015 «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессиональ-ного образования» [Электронный ресурс].- Режим доступа: www.consultant.ru
3.Постановление Правительства РФ от 24 февраля
2009 г. № 142 «Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов» [Электронный ресурс].-Режим доступа: www.consultant.ru
4.Роберт, И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты. - 3-е изд. / И.В.Роберт. - М.: ИИО РАО,2010
5.Теоретико-методологические основы проектно-целевых механизмов реализации Федеральных государственных образовательных стандартов в процессе гуманитарной подготовки студентов разнопрофильных образовательных учреждений профессиональной школы: концепция проектно-целевого подхода /под научной редакцией академика РАО, Г.В.Мухаметзяновой. - Казань: Изд-во «Данис» ФГНУ ИПП ПО РАО, 2013. - 53 с.
1. Muhametzjanov. I.Sh. Zdorov'esberegajushhaja informacionno-kommunikativnaja sreda uchebnogo zavedenija: problemy i perspektivy razvitija: monografija / I.Sh.Muhametzjanov. - Kazan': Izd. «Idel-Press», 2010.
2.Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 24 dekabrja 2008 g. № 1015 «Ob utverzhdenii Pravil uchastija ob#edinenij rabotodatelej v razrabotke i realizacii gosudarstvennoj politiki v oblasti professional'-nogo obrazovanija» [Jelektronnyj resurs].-Rezhim dostupa: www.consultant.ru
3.Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 24 fevralja 2009 g. № 142 «Ob utverzhdenii Pravil razrabotki i utverzhdenija federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov» [Jelektronnyj resurs].- Rezhim dostupa: www.consultant.ru
4.Robert, I.V. Teorija i metodika informatizacii obrazovanija (psihologo-pedagogicheskij i tehno-logicheskij aspekty. - 3-e izd. / I.V.Robert. - M.: IIO RA0,2010
5.Teoretiko-metodologicheskie osnovy proektno-celevyh mehanizmov realizacii Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov v processe gumanitarnoj podgotovki studentov raznoprofil'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij professional'noj shkoly: koncepcija proektno-celevogo podhoda /pod nauchnoj redakciej akademika RAO, G.V.Muhametzjanovoj. - Kazan': Izd-vo «Danis» FGNU IPP PO RAO, 2013. - 53 s.