Научная статья на тему 'Интегративная модель реализации ФГОС в процессе гуманитарной подготовки на основе проектно-целевого подхода'

Интегративная модель реализации ФГОС в процессе гуманитарной подготовки на основе проектно-целевого подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
441
672
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ / ПРОЕКТНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / ГУМАНИТАРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INTEGRATIVE MODEL / DESIGN AND TARGETED APPROACH / HUMANITARIAN COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гильмеева Р.Х.

В статье раскрываются структурные компоненты интегративной модели реализации ФГОС в процессе гуманитарной подготовки на основе проектно-целевого подхода. Рассмотрены целевой, методологический, содержательный, технологический и оценочно-результативный компоненты модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гильмеева Р.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMULATION OF IMPLEMENTATION ACT GEF DURING TRAINING BASED ON HUMANITARIAN POEKT-NO-targeted approach

The article describes the structural components of the integrative model of the implementation of the GEF in the humanitarian training on the basis of design-oriented approach. Reviewed by the task, methodological, substantive, and technological assessment and productive components of the model.

Текст научной работы на тему «Интегративная модель реализации ФГОС в процессе гуманитарной подготовки на основе проектно-целевого подхода»

УДК 377.5:378

Р.Х.Гильмеева

ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ПРОЦЕССЕ ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА

В статье раскрываются структурные компоненты интегративной модели реализации ФГОС в процессе гуманитарной подготовки на основе проектно-целевого подхода. Рассмотрены целевой, методологический, содержательный, технологический и оценочно-результативный компоненты модели.

Ключевые слова: интегративная модель, проектно-целевой подход, гуманитарная компетентность.

R.H.Gilmeeva SIMULATION OF IMPLEMENTATION ACT GEF DURING TRAINING BASED ON HUMANITARIAN POEKT-NO-TARGETED APPROACH

The article describes the structural components of the integrative model of the implementation of the GEF in the humanitarian training on the basis of design-oriented approach. Reviewed by the task, methodological, substantive, and technological assessment and productive components of the model.

Keywords: integrative model, design and targeted approach, humanitarian competence.

Актуальность исследования реализации ФГОС в процессе гуманитарной подготовки обусловлена необходимостью:

• повышения качества профессиональной подготовки специалистов среднего звена на уровень международной сопоставимости квалификаций и компетенций специалиста;

• сохранения гуманитарного образования как института духовной преемственности общекультурного развития личности;

• сохранения и передачи последующим поколениям лучших достижений отечественной и мировой культуры;

• выявления культурно-гуманитарной направленности общих компетенций специалиста во взаимосвязи с профессиональными, обеспечивающей эффективность гуманитарной подготовки в контексте ФГОС.

Педагогическая система тогда выступает образовательной моделью, когда содержит теоретически обоснованную, логически выстроенную совокупность элементов, включающую цели, содержание образования, проектирование педагогических технологий и технологий управления образовательным процессом, а также критерии определения их эффективности (2).

В процессе исследования педагогической системы реализации ФГОС в процессе гуманитарной подготовки на основе проектно-целевого подхода мы оперируем следующими понятийно-терми-нологическими характеристиками (1).

Проектно-целевой подход к реализации ФГОС - это совокупность концептуальных идей, обес-печивающих проектирование педагогической системы в соответствии с заданной целью и стратегически ориентирующих на разработку проектно-целевых механизмов реализации ФГОС.

Профессиональные компетенции - системная совокупность знаний, способностей и личност-ных качеств, позволяющих успешно осуществлять профессиональную деятельность.

Общие компетенции - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), универсальных по своему характеру, степени применимости и проявляющихся во всех видах деятельности и отношениях личности с миром.

Гуманитарная компетентность специалиста - интегративное личностное образование, включающее способность и готовности оперировать общими компетенциями во взаимосвязи с профессиональными в контексте их культурно-гуманитарной направленности.

Интегративная модель проектно-целевого подхода к реализации ФГОС СПО в преподавании гуманитарных дисциплин системно-структурное образование, выступающее результатом процесса моделирования формирования гуманитарной компетентности на целевом, методологическом, содержательном, технологическом и оценочно-результативном уровнях.

Интегративная модель проектно-целевого подхода к реализации ФГОС профессионального образования в преподавании гуманитарных дисциплин, включает пять блоков: целевой, методологический, содержательный, технологический и оценочно-результативный (рисунок 1)

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Цель - формирование гуманитарной компетентности будущего специалиста Задачи: формирование общих компетенций во взаимосвязи с профессиональными с учетом культурно-гуманитарного компонента их содержания ( ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10)._

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМ БЛОК

Подходы: • системно-деятельностный; • проектно-целевой; • модульно-компетентностный Закономерности: • системные (интеграция науки и производства, профильная направленность, культуросообразность образовательной среды, культуроформирующий потенциал гуманитарной подготовки); • функциональные (повышение уровня гу-манитарной компетентности будущих специалистов на основе проектно-целевого подхода, модульно-компетентностное стру-ктурирование учебного материала) Принципы: • межпредметной интеграции, • субъектной интеграции, • модульности, • системной целостности форм и методов обучения, • акмеологичности, • креативности.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

Модульное проектирование основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) по специальности (профессии) и учебных планов по гуманитарным дисциплинам.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК

Технологическая и дидактико-методическая обеспеченность преподавания гуманитарных дисциплин на основе использования технологий, ориентированных на личностные структуры: • проектно-целевая технология; • системно-функциональная технология; • технология полихудожественного проектирования; • арт-технологии; • интерактивные технологии.

ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК

Интегративные критерии Опорные критерии

Когнитивный Комплекс знаний, представлений, основанных на социальном и личном опыте.

Эмоционально-ценностный Совокупность ценностных ориентиров, убеждений и ка-честв личности, система мотивов ее жизнедеятельности

Деятельностный Владение соответствующими умениями, включающими личностное отношение к предмету деятельности.

Уровни сформированности гуманитарной компетентности: низкий, средний, высокий

Рисунок 1. Интегративная модель проектно-целевого подхода к реализации ФГОС профессионального образования в преподавании гуманитарных дисциплин

Целевой блок интегративной модели. Начальным звеном проектной деятельности выступает постановка целей педагогической системы, которые должны отражать социальный заказ общества на определенный идеал личности специалиста как человека, так и профессионала, требования образовательной программы (ее специфику), учитывать корпоративные и личные интересы обучающихся. При определении целей необходимо достигнуть гибкого баланса между потребностями рынка труда и получающей образование личности. Такая постановка целей способствует выработке ценностных ориентаций студентов, соответствующих как требованиям общества, так и собственного саморазвития. Целью системы гуманитарной подготовки студентов, разработанной нами на основе системно-деятельностного и проектно-целевого подходов, является формирование у них гуманитарной компетентности, задачами развитие позитивного типа мотивации студентов к освоению учебно-познавательной и профессиональной деятельности; выстраивание системы преподавания дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла обучения в контексте будущей деятельности.

Методологический блок интегративной модели. Он раскрывает методологические основы построения системы гуманитарной подготовки студентов как совокупности характерных для данной образовательной модели способов достижения гуманитарной компетентности.

Исходными методологическими положениями, концептуально обеспечивающими проектирование и конструирование содержания и технологий гуманитарной подготовки на интегративной основе в соответствии с заданной целью, и стратегически ориентирующиеся на разработку проектно-целевых механизмов реализации ФГОС, являются модульно-компетентностный, системно-дея-тельностный и проектно-целевой подходы.

Модульно-компетентностный подход - это транзитивное изменение содержания и технологий обучения, создающих для студента - будущего специалиста образовательную сферу реализации себя как личности, обладающей базовым уровнем компетенций как совокупности знаний, умений, навыков, качеств, опыта, социокультурной, социально-профессиональной мобильности и адаптивности.

Системно-деятельностный подход - это структурирование педагогического процесса как системы компонентов, взаимосодействие которых направлено на достижение образовательных и воспитательных целей на основе учета его основных системных свойств: целостности, многоуровневости, интегративности.

Проектно-целевой подход к реализации ФГОС - это совокупность концептуальных идей, обеспечивающих проектирование педагогической системы в соответствии с заданной целью и стратегически ориентирующих на разработку проектно-целевых механизмов реализации ФГОС. При проектно-целевом подходе объектом проектирования является педагогическая система как единство целей образования и всех компонентов педагогического процесса, способствующих их достижению содержания, организационных форм и технологий обучения. Проектно-целевой подход обеспечивает проектирование и ориентирует на постоянное модифицирование его стратегических и тактических целей, выполняющих системообразующую, моделирующую и критериальную функции в рамках системных и функциональных закономерностей.

Содержательный блок интегративной модели. Содержание гуманитарной подготовки включает комплекс ООП, виды учебной деятельности, формы и организацию учебно-воспитательной деятельности, формы связи с производством. К комплексу ООП мы относим совокупность учебно-методической документации: концепцию образовательной модели, учебный план, календарный учебный график, учебно-методические комплексы (рабочие программы учебных курсов, практик, методические материалы к ним), банк учебных и контрольных заданий (средств для проведения текущей и промежуточной аттестации).

Виды учебной деятельности включают весь перечень запланированных обязательных учебных работ, в том числе самостоятельных, которые проводятся в аудиторных и внеаудиторных условиях, а также дополнительных (участие в олимпиаде, творческом проекте и пр.). Совершенствование средств обучения, постепенное усиление роли самостоятельной учебной работы приводит к тому, что деятельность педагога смещается от функций передатчика знаний к функциям развития личности обучающихся, их личностного самоопределения, порождения их личностных смыслов.

Требования к содержанию гуманитарной подготовки определяются содержанием профессии, к которой готовится будущий специалист. Система гуманитарной подготовки специалиста должна соответствовать структуре задач его профессиональной деятельности, которые определяются на основе ФГОС, в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки.

Для системы гуманитарной подготовки, ориентированной на компетентностный подход к процессу обучения, кроме комплекса характеристик, присущих любой академической среде, необходимо включение новых, нацеленных на формирование личностных и деятельностных компонентов гуманитарной компетентности.

Технологический блок интегративной модели.

Реализация системы гуманитарной подготовки осуществляется поэтапно. Первый этап -проектирование гуманитарной подготовки: осмысление системы целей гуманитарного образования в контексте профиля профессиональной подготовки; анализ исходных данных для формирования ООП (требования ФГОС СПО); разработка общей концепции ООП; построение результативно-це-левой модели подготовки (компетентностной модели выпускника).

Второй этап - разработка средств достижения целей гуманитарной подготовки: создание программного комплекса ООП СПО на весь период обучения; определение содержательного пространства, реализующего обозначенные цели (уточнение содержания образования, структуры и способов его представления на когнитивном и операциональном уровнях); выбор или разработка учебно-методических, информационно-технических, организационных технологий учебной деятельности студентов и преподавателей; определение способов контроля

и оценки результатов обучения; составление документации для проведения текущей и итоговой аттестации.

Третий этап - реализация комплекса средств достижения целей гуманитарной подготовки: создание условий реализации ООП (материально-технических, информационных); развитие системы внешних факторов и организационно-педагогических условий, оптимизирующих формирование гуманитарной компетентности; разработка новой учебной и методической литературы, средств информационно-технической поддержки деятельности студентов, преподавателей; повышение квалификации ППС, развитие института кураторства и тьюторства; проведение систематической оценки и самооценки учебных достижений студентов.

Оценочно-результативный блок интегративной модели. Он представлен критериями (ког-нитивным, эмоционально-ценностным, деятельностным), позволяющими отследить эффективность формирования гуманитарно й компетентности специалиста среднего звена.

Когнитивный критерий гуманитарной компетентности как образованность, включающую совокупность усвоенных социокультурных знаний, общечеловеческих интерсоциальных ценностей, норм, идеалов, традиций, способов познания окружающего мира, социальных практик, зафиксированных в текстах культуры, способность извлекать, интерпретировать, принимать смыслы текстов культуры, различать и понимать другие способы категоризации мира, способность извлекать из памяти и гибко использовать информацию, умения использовать рациональные приемы овладения разными видами деятельности и интеллектуальные стратегии, обеспечивающие общие процессы познавательной, мыслительной активности.

Эмоционально-ценностный критерий оценки формирования гуманитарной компетентности связан с ценностями, мировоззрением, нравственностью, социальными стандартами поведения человека в социуме. Самоопределение человека в культуре возможно только на основе ценностных отношений. Современная аксиология рассматривает ценности в качестве элемента структуры личности, фактора детерминации и регулирования мотивации к действию.

Деятельностный критерий оценки формирования гуманитарной компетентности связан с формированием рефлексивного отношения к общекультурным знаниям, ценностям, к собственной учебно-познавательной деятельности, к себе как субъекту деятельности. Он включает способность мыслить, обдумывать различные варианты развития, аргументировать, осознанно относиться к деятельности, интерпретировать знания, а также готовность к признанию своей ошибочности, умение демонстрировать логику своего истолкования, наличие собственного мнения.

Литература

1.Гильмеева, Р.Х Особенности проектно-целевого подхода к реализации ФГОС профессионального образования в преподавании гуманитарных дисциплин / Р.Х.Гильмеева., В.Н.Корчагин., Л.Ю.Мухаметзянова., В.В. Аксёнов., Г.АШайхутдинова. - Казань.: Издательство «Данис» ИПП ПО РАО, 2014. - 126 с.

2.Теоретико-методологические основы проектно-целевых механизмов реализации Федеральных государственных образовательных процессе гуманитарной подготовки студентов разнопрофильных образовательных учреждений профессиональной школы: концепция проектно-целевого подхода /Под научной редакцией академика РАО, д.пед.н., проф.,Г.В.Мухаметзяновой.-Казань, Изд-во «Данис», ФГНУ ИПП ПО РАО, 2013.

1.Gil'meeva, R.H. Osobennosti proektno-celevogo podhoda k realizacii FGOS professional'nogo obrazovanija v prepodavanii gumanitarnyh disciplin / R.H.Gil'meeva., V.N.Korchagin., L.Ju.Muhametzjanova., V.V. Aksjonov., G.A.Shajhutdinova. - Kazan'.: Izdatel'stvo «Danis» IPP PO RAO, 2014. - 126 s.

2.Teoretiko-metodologicheskie osnovy proektno-celevyh mehanizmov realizacii Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh processe gumanitarnoj podgotovki studentov raznoprofil'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij professional'^] shkoly: koncepcija proektno-celevogo podhoda /Pod nauchnoj redakciej akademika RAO, d.ped.n., prof.,G.V.Muhametzjanovoj.-Kazan', Izd-vo «Danis», FGNU IPP PO RAO, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.