Научная статья на тему 'Инновационные средства в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста'

Инновационные средства в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
604
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные средства в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

11. Урунтаева, Г. А. , Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М. : Владос , 1995. - 291 с.

12. Фещенко, Е.К. Возрастно-половые особенности самооценки волевых качеств : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Фещенко Евгений Константинович ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб., 1999. - 23 с.

13. Филиппова, С.О. Теория и методика физической культуры дошкольников : учеб. пособие для студ. факультетов физ. культуры / под ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарёва. - СПб. : ВВМ, 2004. - 514 с.

14. Чернышенко, Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста : автореф. дис. . д-ра пед. наук / Чернышенко Юрий Константинович ; Кубанская Гос. акад. физ. культуры. - Краснодар, 1998. - 50 с.

ИННОВАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ю. С Подставкова

Введение. В настоящее время система физического воспитания дошкольников предполагает отказ от единообразия программ и включение в физкультурнооздоровительный процесс средств инновационных педагогических технологий. Сегодня очевидно, что инновации в области физической культуры дошкольников при правильном их применении могут оказывать благоприятное воздействие на организм ребенка.

Решение проблемы всестороннего развития ребенка во многом зависит от рационального использования средств и методов, которые наиболее эффективно будут способствовать совершенствованию и гармоничному развитию физических и психических способностей детей дошкольного возраста (Г.Н. Шамардина, Н.Г. Долбышева, 2003).

Цель данной работы - оценить эффективность использования инновационных средств (фитбол и стретчинг) в процессе физического воспитания в дошкольных учреждениях и определить их рациональное соотношение с традиционными средствами.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В процессе исследования использовались следующие методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, тестирование физической подготовленности, педагогический эксперимент, методы математической статистики и метод статусметрии (Г.И. Разоренов, Г.А. Поддубский, 1985, 1986; Т.С. Разоренова, 1998).

В эксперименте приняли участие дети 5-6 лет, 104 человека (51 мальчик и 53 девочки) из разных дошкольных учреждений (Выборгский, Калининский, Невский и Центральный районы) Санкт-Петербурга. В ходе исследования были выделены контрольная группа (100% традиционных средств), экспериментальная группа №1 (60% инновационных средств), экспериментальная группа №2 (40% инновационных средств).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Уровень физической подготовленности детей определялся с помощью тестов: (а) челночный бег 5х6; (б) прыжок в длину с места; (в) подъем туловища из положения лежа на спине; (г) метание теннисного мяча в цель; (д) прыжки через скакалку; (е) отбивание мяча. Проводился традиционный статистический анализ значимости различий между средними значениями показателей в сопоставляемых группах по 1-критерию Стьюдента. При сопоставлении данных, полученных в начале и в конце учебного года, выявлено следующее.

В экспериментальной группе №1 у мальчиков отмечаются изменения в лучшую сторону по таким показателям, как челночный бег, прыжки в длину с места, прыжки через скакалку и метание мяча в цель; результаты тестов «подъем туловища» и «отбивание мяча» ухудшились. Однако проведенный статистический анализ показал, что расчетные значения 1-критерия Стьюдента меньше критического для уровня значимости р < 0,05. Таким образом, результаты тестов статистически существенно не различаются, а наблюдаемые изменения можно рассматривать как случайные. У девочек ухудшились показатели по прыжкам в длину с места, результаты остальных тестов имеют положительную динамику. Значения 1-критерия Стьюдента расчетное превышает критическое для челночного бега и отбивания мяча при уровне значимости р <

0,05, а для подъема туловища и прыжков через скакалку - при уровне значимости р <

0,01. Для прыжков в длину и метания мяча значения 1-критерия Стьюдента расчетное меньше критического при уровне значимости р < 0,05. В экспериментальной группе №2 как у мальчиков, так и у девочек наблюдаются статистически значимые различия результатов практически всех тестов, исключение составляет тест «метание мяча в цель» у девочек, где значения 1-критерия Стьюдента расчетное меньше критического при уровне значимости р < 0,05. В контрольной группе все результаты мальчиков и девочек от начала к концу года существенно изменились в лучшую сторону. Значения 1-критерия Стьюдента расчетные значительно превышают граничные значения при уровне значимости р < 0,05 и выше.

Проведенное тестирование физической подготовленности детей контрольной и экспериментальных групп показало, что при использовании инновационных средств физического воспитания в объеме 60% от времени, отведенного для физкультурных занятий, уровень физической подготовленности детей не может считаться удовлетворительным, так как динамика большинства показателей не является статистически значимой. В тех группах, где объем инновационных средств физического воспитания составлял не более 40% от общего объема времени физкультурного занятия, выявлено достоверное улучшение показателей физической подготовленности как у мальчиков, так и у девочек. Еще более значительное улучшение уровня физической подготовленности наблюдается при использовании на занятиях только традиционных средств обучения.

На основе данных, полученных при проведении сравнительного педагогического эксперимента и с помощью многофакторного анализа, были определены наиболее значимые показатели (факторы), влияющие на благоприятный эффект обучения дошкольников.

Статусметрическая модель эффективности обучения в течение учебного года имеет вид линейного многочлена (полинома) - многомерной функции:

гэфф = В0 + В^1 + В2Х2 + ... + БШ + ... + ВкХк,

где:

2эфф - критерий межгрупповых различий,

к - количество независимых переменных (аргументов),

XI - независимая переменная (аргумент),

В1 - коэффициент влияния показателя XI на критерий межгрупповых различий

2эфф.

Аргументами функции являются следующие показатели, представленные в табл. 1.

Были отобраны наиболее информативные показатели и построены математические модели для критерия межгрупповых различий - обобщенного показателя эффективности процесса обучения 2эфф для пары групп: «благоприятный эффект обучения -неблагоприятный эффект» для мальчиков и девочек.

%(эфф, мал) = -3,222 + 9,435 Х2 - 0,0296 Х4 - 0,138 X 5 ++ 0,196 Хб + 0,514 Х7 - 0,0364 Х8,

2(эфф, две.) = -9,018 + 3,233 Х2 + 0,447 Х3, Таблица 1 Количественные показатели физической подготовленности дошкольников

№ показателя Наименование и единица измерения показателя

Х2 Доля традиционных средств

Хз Челночный бег (с)

Х4 Прыжок в длину с места (см)

Х5 Подъем туловища (кол. раз)

Хб Прыжки на скакалке (кол. раз)

Х7 Метание мяча в цель (кол. раз)

Х8 Отбивание мяча (кол. раз)

Х9 Общий эффект процесса обучения (балл)

Модели позволили определить решающие правила, с помощью которых по результатам вычисления критерия 2эфф, можно классифицировать детей по группам: «благоприятный эффект обучения - неблагоприятный эффект обучения», показанные в табл. 2.

Таблица 2

Решающие правила классификации _________________________

Неблагоприятный эффект обучения Неопределенное решение Благоприятный эффект обучения

Мальчики ^эфф < -0,427 -0,427 < Zэфф< -0,021 ^^эфф > -0,021

Девочки ^эфф < -0,086 -0,086 < Zэфф< 0,029 ZэM, > 0,029

Полученные решающие правила дают возможность в начале учебного года по результатам исходного тестирования физической подготовленности детей сделать прогноз о том, будет ли эффект их обучения благоприятным или неблагоприятным к концу года. После приведения модели мал) и Z(эфф¡ дев.)) к виду, удобному для ана-

лиза, была оценена весомость вклада каждого из первичных показателей в критерий межгрупповых различий 2эфф по абсолютной величине и знаку коэффициентов. Полученные коэффициенты приведены в табл. 3.

Таблица 3

Весомость вклада показателя в критерий межгрупповых различий

Ь2 Ьз Ь4 Ь5 Ь6 Ь7 Ь8

Мальчики 0,694 - -0,268 -0,323 0,409 0,316 0,273

Девочки 0,434 0,901 - - - - -

Полученные коэффициенты представляют информацию об их вкладе в уровень физической подготовленности каждого дошкольника, необходимую для анализа и корректировки занятий физическими упражнениями, возможность обоснованно определять наиболее эффективные средства и методы и выработать индивидуально для каждого ребенка наиболее рациональный образовательный маршрут.

ВЫВОДЫ

1. Статистический анализ результатов физической подготовленности детей 5-6 лет показал, что в контрольной группе и в экспериментальной группе № 2 (40% инновационных средств) произошли достоверные улучшения показателей физической подготовленности как у мальчиков, так и у девочек (уровень значимости р<0,05 и выше). В экспериментальной группе № 1 (60% инновационных средств) достоверные изменения с уровнем значимости р<0,05 наблюдались в результатах только четырех тестов у девочек.

2. В результате экспериментального исследования и на основе результатов

тестирования было определено рациональное соотношение традиционных и инновационных средств. В процессе физического воспитания детей 5-6 лет для обеспечения оптимального уровня физической подготовленности объем традиционных средств обучения должен составлять не менее 60% от общего объема времени физкультурного занятия.

3. В ходе исследования многофакторный анализ показал количественный вклад каждого показателя (фактора) в благоприятный эффект обучения детей. Были определены наиболее значимые факторы, влияющие на успешность физического воспитания детей старшего дошкольного возраста:

• наибольший вклад в благоприятный эффект обучения мальчиков вносят такие факторы, как доля традиционных средств; прыжки на скакалке; метание мяча и отбивание мяча;

• наибольший вклад в благоприятный эффект обучения девочек вносят такие факторы, как челночный бег и доля традиционных средств.

4. Построенные математические модели эффективности учебновоспитательного процесса детей в дошкольных учреждениях позволили впервые установить количественные закономерности, которые связывают показатель эффективности этого процесса с показателями физической подготовленности детей в начале учебного года и долей времени использования традиционных средств обучения в наборе используемых методов. Подобного рода закономерности, являющиеся инструментами прогнозирования эффективности учебно-воспитательного процесса, могут быть положены в систему управления качеством комплексных средств и методов обучения в физическом воспитании дошкольников.

5. Прогнозирование результатов успешности физического воспитания поможет педагогу по физическому воспитанию наилучшим образом организовать учебновоспитательный процесс, направленный на улучшение благоприятного эффекта обучения.

Автор благодарит профессора Разоренова Г.И. за методическую помощь в математическом анализе данных.

ЛИТЕРАТУРА

1. Разоренов, Г.И. Автоматизированная количественная оценка и анализ состояния организма (медицинская статусметрия). Ч. 1 / Г.И. Разоренов, Г.А.. Поддуб-ский. - Л. : Препринты ЛИИАН, 1985. - 48 с.

2. Разоренов, Г.И. Автоматизированная количественная оценка и анализ состояния организма (медицинская статусметрия). Ч. 2 / Г.И. Разоренов, Г.А.. Поддуб-ский. - Л. : Препринты ЛИИАН, 1986. - 48 с.

3. Разоренова, Т.С. Статусметрия как инструмент построения функциональных моделей классификации и анализа состояний сложных объектов / Т.С. Разоренова // Научно-технические ведомости СПб ГТУ. - 1998. - № 2-3. - С. 132-137.

4. Шамарина, Г.Н. Целенаправленное развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста в условиях физкультурно-оздоровительного центра / Г.Н. Шамарина, Н.Г. Долбышева // Первый международный научный конгресс «Спорт и здоровье». Том 1. - СПб. : Издательство «Олимп - СПб», 2003. - С. 318-319.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

М.В. Поляничко

Классно-урочная система обучения и технологии, связанные с ней, изначально предполагают принуждение. Контрольная работа, зачет, вызов к доске, служащие для проверки знаний школьника, уже давно превратились в некую форму "пытки" для экзаменуемого. Успешное прохождение очередной проверки говорит только о том, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.