Научная статья на тему 'Формирование основ физической культуры детей старшего дошкольного возраста, с учетом их половых различий'

Формирование основ физической культуры детей старшего дошкольного возраста, с учетом их половых различий Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1025
67
Поделиться

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Никольская С. В., Матвеева А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Формирование основ физической культуры детей старшего дошкольного возраста, с учетом их половых различий»

туры педагогами ДОУ и родителями дошкольников при совместном их участии в разработке сценариев тематических уроков и спортивных праздников;

• развитие познавательных интересов и способностей детей в области забавно-сюжетной физкультуры и доступных видов спорта; ознакомление с доступными для детей дошкольного возраста теоретическими сведениями в области физической культуры посредством сюжетно-ролевых и режиссерских тематических игр;

• расширение образовательной направленности занятий по физическому воспитанию посредством физкультурных викторин и тематических блок-уроков;

• установка эмоционально комфортного отношения детей к физическим упражнениям, играм, закаливающим процедурам; содействие адаптации детей к окружающей среде и подготовка ребенка к обучению в школе, вхождению в социум.

ЛИТЕРАТУРА

1. Толковый словарь русского языка : в 4 т. Т. 1 / под ред. Д.И. Ушакова. - М. : [б.и.], 1935.

2. Молчанов, С.Г. Профессиональная компетентность в системе повышения квалификации // Интеграция методической (научно-методической) работы в системе повышения квалификации кадров. - Челябинск : [б.и.], 2003.

3. Рубинштейн, С. А. Проблемы общей психологии / С. А. Рубинштейн. - М. : [б.и.], 1973.

4. Стратегия модернизации содержания общего образования : материалы для разработки докладов по обновлению общего образования. - М. : [б.и.], 2001.

5. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе : выявление, развитие и реализация : пер с англ. / Дж. Равен. - М. : [б.и.], 2002.

6. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. - М. : [б.и.],

2002.

7. Большой коммерческий словарь / под ред. Т.Ф. Рябовой. - М. : [б.и.], 1996.

8. Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компетенции педагога // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 51-55.

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ИХ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ

С.В. Никольская, А.В. Матвеева

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день, наиболее актуальным, с одной стороны, и наименее разработанным - с другой, является вопрос учета пола ребенка как фундаментальной характеристики личности, в процессе физкультурного образования [1, 5, 6, 7]. Изучая взгляды авторов [2, 4, 9, 10, 12, 13, 14] в специальной литературе на проблему половых различий в двигательной и психической сферах личности детей дошкольного возраста, можно говорить о значительном разбросе мнений: от отрицания половые различий до споров вокруг того, что обусловливает эти различия - природа или воспитание. По вопросу учета пола ребенка в процессе физкультурного образования детей большинство авторов [2, 4, 9, 10, 12, 13, 14] сходится во мнении о необходимости реализации дифференцированного подхода. На вопрос, с какого возраста необходимо осуществлять учет половых различий в физкультурном образовании, большинство авторов высказывают единодушное мнение о том, что в старшем дошкольном возрасте у детей «обнаруживается, так называемая, доброжелательная пристрастность к детям своего пола». Более того, в области физической культуры уже многие годы ведутся споры о том, как целесообразнее организовывать обучение и развитие: совместно или раздельно по половым признакам. В то же время в нормативных документах (в частности, в образовательных программах) идентичным содержанием и требованиями закреплено

положение об отсутствии феномена полового диморфизма в дошкольном возрасте. В связи с этим актуальным, на наш взгляд, является изучение показателей, характеризующих психическую и двигательную сферы личности детей старшего дошкольного возраста с позиции целостности человека, выявление половых различий и определение, с учетом полученных знаний, наиболее эффективных путей реализации индивидуально-дифференцированного подхода к формированию основ их физической культуры.

МЕТОДИКА

В исследовании принимали участие 437 детей старшего дошкольного возраста (228 мальчиков и 209 девочек). Цель исследования: теоретически разработать и экспериментально обосновать методику формирования основ физической культуры личности детей старшего дошкольного возраста с учетом их половых различий, а также определить для них оптимальное соотношение совместных и раздельных урочных занятий физическими упражнениями. Определение существующих на практике подходов к изучаемой проблеме осуществлялось с помощью опроса 50 специалистов в сфере дошкольного воспитания (руководителей физического воспитания и воспитателей) и 50 родителей детей 5-7 лет. С целью определения объективности ответов, полученных в результате анкетирования, был применен метод экспертных оценок. В качестве экспертов выступали специалисты в сфере дошкольного воспитания, имеющие высшую квалификационную категорию.

Для изучения отношения детей старшего дошкольного возраста к своему здоровью и занятиям физическими упражнениями, их интересов и двигательных предпочтений был проведен опрос дошкольников (по методике «Веселый-грустный» Д.Б. Эль-конина, А.В. Венгера [11]), тестирование («Методика выбора мотивов» Н.М. Матюхи-ной [8], «Лесенка занятий» и «Расписание занятий на неделю» Н.В. Елфимовой [11]), а также использовался метод экспертных оценок.

Исследование познавательной активности детей 5-7 лет и уровня сформирован-ности у них физкультурных знаний оценивалось с помощью авторской проективной методики, разработанной с учетом рекомендаций [5, 13,14], а также тестов Череднико-вой Т.В.; Н.Я. Головнёвой, М.Н. Ильиной, Л.Г. Парамоновой; Шарохиной В. Л.; Г.П. Лаврентьевой; Эльконика»; Роршаха»; Керна-Йирасека; Векслера; Вартегга; Равенна [8, 11].

Физическое состояние детей оценивалось по четырем основным компонентам: состояние здоровья, уровень физического развития, уровень физической подготовленности, уровень психоэмоциональных состояний и свойств личности. С целью изучения уровня физического развития использовались методы соматоскопии, антропометрических измерений, перцентилей (с помощью центральных таблиц). Об уровне физической подготовленности испытуемых судили по результатам контрольных упражнений. Диагностическая программа включала в себя два блока: 1) характеризующий уровень развития физических способностей, 2) характеризующий уровень сформированности двигательных умений и навыков по основным видам движений [13].

Изучение показателей, характеризующих психоэмоциональные состояния и свойства личности детей 5-7 лет, проводилось с помощью наблюдений (методика Я. Л. Коломинского, Е.А, Панько [11]; оценочная шкала эмоциональных проявлений И.Шванцара [8], тестирования («тест Люшера», «Цветовой тест отношений» А.М. Эт-кинда, тест тревожности Р. Теммл, М.Дорки, В. Амен [8, 11], рисовальная проба «Дорога в детский сад» [8]; «Изучение достижения цели в условиях помех» В.И, Калинина [11]; «Выкладывание узора по образцу» [8]).

В формирующем эксперименте принимали участие 70 детей старшего дошкольного возраста. Все дети были разделены на четыре группы: 3 опытные и 1 контрольная группа. Все группы занимались по комплексной Федеральной программе «Детство» [3]. В двигательной деятельности детей контрольной группы отсутствовал дифферен-

цированный подход к мальчикам и девочкам. Различия в опытных группах состояли в количестве раздельных и совместных урочных форм занятий: в 1-й опытной группе -дети 1 раз в неделю занималась раздельно, 1 раз совместно; во 2-й группе - все занятия проводились раздельно; в 3-й группе - все занятия проводились совместно, но с учетом половых различий.

Экспериментальная часть. Опрос специалистов дошкольных образовательных учреждений «о необходимости реализации дифференцированного подхода к физкультурному образованию детей старшего дошкольного возраста с учетом их половых различий» подтвердил существование 2-х позиций, известных нам по данным специальной литературы [9, 13]: за дифференцированные занятия по физическому воспитанию

- 84%; против дифференцированных занятий по физическому воспитанию - 16%.

Исследование показателей, характеризующих мотивационную сферу детей старшего дошкольного возраста, показало, что, независимо от пола, биологическая потребность в движении, интерес к двигательной деятельности и мотив получения удовольствия от этой деятельности являются ведущими, в то же время для мальчиков данная потребность выше, чем для девочек, также как самостоятельная двигательноигровая активность и мотив: возможность соревноваться с другими детьми. У девочек потребность в творчестве ((Р < 0,05), интерес к общению и потребность в признании другими людьми выше, чем у мальчиков. К 7 годам у девочек наблюдается тенденция к снижению интереса к физическим упражнениям. Исследование двигательных предпочтений детей подтвердило их наличие.

Сравнение показателей, характеризующих интеллектуальную и эмоциональную сферы личности детей старшего дошкольного возраста, позволяет говорить о том, что для девочек 5-7 лет характерно более раннее интеллектуальное развитие, по сравнению с мальчиками, с тенденцией замедления темпов прироста и повышения уровня тревожности к 7 годам. У мальчиков резкий скачок в психическом развитии происходит в период 6-7 лет. Исследование волевой сферы у детей 5-7 лет подтвердило не в полной мере данные специальной литературы [4,9] о том, что волевые качества в дошкольном возрасте лучше развиты у мальчиков. В возрасте 6-7 лет - это действительно так, кроме организованности и дисциплинированности, но в возрасте 5-6 лет у мальчиков лучше развиты только смелость и решительность, а у девочек - инициативность, настойчивость, выдержка, самообладание, организованность и дисциплинированность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучение уровня физической подготовленности детей выявило, что мальчики демонстрируют более высокий уровень развития скоростно-силовых, скоростных способностей (в быстроте движения, силовых (динамическая и статическая сила мышц рук и ног), общей выносливости (только у детей 6-7 лет), а девочки - гибкости. Говорить о половых различиях в координационных способностях можно только по отдельным формам их проявления. Обобщение результатов констатирующего эксперимента с помощью качественного и количественного анализа, на наш взгляд, позволило сделать вывод о том, что существующий на сегодняшний день единый подход к формированию основ физической культуры у детей 5-7 лет является нерациональным, и разработать дифференцированную методику.

Результаты и их обсуждение. Анализ научно-методической литературы и мнений специалистов-практиков показал, что разработка дифференцированного подхода к формированию физической культуры личности детей старшего дошкольного возраста с учетом их половых различий является одним из важных инновационных направлений совершенствования системы физкультурного образования, требующих серьезных дополнительных исследований. Полученные результаты позволяют говорить о том, что приведенные в специальной литературе общие данные о половых различиях детей всего дошкольного возраста нельзя назвать корректными, т.к. даже для возрастного периода 5-7 лет половые различия не имеют одинаковых проявлений.

Формирование основ физической культуры детей 5-7 лет должно осуществлять-

ся в процессе их организованной, совместной и самостоятельной двигательной деятельности. Занятия урочного типа с детьми целесообразно проводить и совместно, и раздельно по половому признаку (в соотношении 1:1). Разработанная методика формирования основ физической культуры детей старшего дошкольного возраста с учетом половых различий включает в себя:

1. Приоритетные задачи по следующим направлениям:

• формирование устойчивых и осознанных потребностей, интересов и мотивов к физическому совершенствованию;

• повышение познавательной активности и формирование знаний в области физической культуры;

• сохранение и укрепление здоровья;

• формирование двигательных умений и навыков в основных видах движений и развитие двигательных способностей;

• развитие эмоциональной сферы и формирование навыков социального взаимодействия;

• воспитания морально- волевые качества.

2. Оптимальные неспецифические и специфические методы и дозировку нагрузки.

3. Целесообразные средства и организационно-педагогические условия их использования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич, В.К. Основные положения «Концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России // Теория и практика физ. культуры. - 2002. - № 3. - С. 2-4.

2. Безруких, М. М. Теоретические аспекты изучения физиологического развития ребенка / М.М. Безруких, Д. А. Фарбер // Физиология развития ребенка : теоретические и прикладные аспекты / под. ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. - М. : Образование от А до Я, 2000. - С. 9-14 .

3. Детство : программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. ; под. ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 242 с.

4. Еремеева, В. Д. Мальчики и девочки - два разных мира / В. Д. Еремеева, Т.П. Хризман. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. - 184 с.

5. Лубышева, Л.И. Современный подход к исследованию физической культуры и спорта / Л.И. Лубышева, С.И. Филимонова // Теория и практика физ. культуры. -2004. - № 2. - С. 7-10.

6. Наталов, Г.Г. Предметная интеграция теоретических основ физической культуры, спорта и физического воспитания : (логика, история, методология) : дис. ... д-ра пед. наук в виде науч. докл. / Наталов Григорий Григорьевич ; Кубанская Гос. акад. физ. культуры. - Краснодар, 1998. - 105 с.

7. Николаев, Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Николаев Юрий Михайлович ; Санкт-Петербургская гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1998. - 66 с.

8. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е.Ф. Рыбалко

- СПб. : Речь, 2006. - 688 с.

9. Семенова, Л.Э. Полоролевые отношения, самооценка, притязания в личностном становлении детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. . канд. пси-хол. наук / Семенова Л.Э. - Нижний Новгород, 1999. - 25 с.

10. Таран, И.И. Гендерная социализация дошкольников средствами физического воспитания : автореф. дис. . канд. пед. наук / Таран Ирина Ивановна ; Санкт-Петербургская гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2004. - 23 с.

11. Урунтаева, Г. А. , Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М. : Владос , 1995. - 291 с.

12. Фещенко, Е.К. Возрастно-половые особенности самооценки волевых качеств : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Фещенко Евгений Константинович ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб., 1999. - 23 с.

13. Филиппова, С.О. Теория и методика физической культуры дошкольников : учеб. пособие для студ. факультетов физ. культуры / под ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарёва. - СПб. : ВВМ, 2004. - 514 с.

14. Чернышенко, Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста : автореф. дис. . д-ра пед. наук / Чернышенко Юрий Константинович ; Кубанская Гос. акад. физ. культуры. - Краснодар, 1998. - 50 с.

ИННОВАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ю. С Подставкова

Введение. В настоящее время система физического воспитания дошкольников предполагает отказ от единообразия программ и включение в физкультурнооздоровительный процесс средств инновационных педагогических технологий. Сегодня очевидно, что инновации в области физической культуры дошкольников при правильном их применении могут оказывать благоприятное воздействие на организм ребенка.

Решение проблемы всестороннего развития ребенка во многом зависит от рационального использования средств и методов, которые наиболее эффективно будут способствовать совершенствованию и гармоничному развитию физических и психических способностей детей дошкольного возраста (Г.Н. Шамардина, Н.Г. Долбышева, 2003).

Цель данной работы - оценить эффективность использования инновационных средств (фитбол и стретчинг) в процессе физического воспитания в дошкольных учреждениях и определить их рациональное соотношение с традиционными средствами.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В процессе исследования использовались следующие методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, тестирование физической подготовленности, педагогический эксперимент, методы математической статистики и метод статусметрии (Г.И. Разоренов, Г.А. Поддубский, 1985, 1986; Т.С. Разоренова, 1998).

В эксперименте приняли участие дети 5-6 лет, 104 человека (51 мальчик и 53 девочки) из разных дошкольных учреждений (Выборгский, Калининский, Невский и Центральный районы) Санкт-Петербурга. В ходе исследования были выделены контрольная группа (100% традиционных средств), экспериментальная группа №1 (60% инновационных средств), экспериментальная группа №2 (40% инновационных средств).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Уровень физической подготовленности детей определялся с помощью тестов: (а) челночный бег 5х6; (б) прыжок в длину с места; (в) подъем туловища из положения лежа на спине; (г) метание теннисного мяча в цель; (д) прыжки через скакалку; (е) отбивание мяча. Проводился традиционный статистический анализ значимости различий между средними значениями показателей в сопоставляемых группах по 1-критерию Стьюдента. При сопоставлении данных, полученных в начале и в конце учебного года, выявлено следующее.