Научная статья на тему 'Профессиональная направленность учебных занятий по физическому воспитанию в транспортных вузах'

Профессиональная направленность учебных занятий по физическому воспитанию в транспортных вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крылов А. И., Кононов С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная направленность учебных занятий по физическому воспитанию в транспортных вузах»

низким уровнем физической подготовленности в существенной мере изменяется период восстановления ЧСС и снижен уровень максимального потребления кислорода. Отмечается одинаково равный уровень ЧСС сразу после бега на 1 км, как у «лучших», так и у «худших». Кроме того, у военнослужащих получивших неудовлетворительную оценку зафиксирован равный уровень ЧСС после бега на 1 и 3 км. У «лучших» ЧСС после бега на 3 существенно превысило ЧСС, отмеченную после бега на 1 км.

ЛИТЕРАТУРА

1. Демьяненко, Ю.К. Методы математической обработки исследований по физической подготовке военнослужащих / Ю.К. Демьяненко - СПб.: ВИФК, 1999 - 158 с.

2. Лисенков, А.И. Математические методы планирования многофакторных медико-биологических экспериментов / А.И. Лисенков - М.: Медицина, 1979.

- 342 с.

3. Яковлев, Н.Н. Биохимия спорта / Н.Н. Яковлев - М.: ФиС, 1964.- 446

с.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ТРАНСПОРТНЫХ ВУЗАХ

А.И. Крылов, С.В. Кононов

На современном этапе острой проблемой в процессе обучения студентов в высших учебных заведениях по дисциплине физическое воспитание является профессиональное профилирование учебных занятий.

С этой проблемой мы столкнулись на занятиях по плаванию на кафедре «Физического воспитания» Петербургского государственного университета путей сообщения (ПГУПС). Сегодняшние требования к выпускникам, специа-листам-железнодорожникам являются не только хорошее здоровье, но и профессиональная пригодность - готовность выполнять профессиональные задачи. С одной стороны студент желает овладеть спортивными способами плавания, развивать в себе те качества, которые необходимы для спортивной деятельности, поддержания здоровья и физической кондиции. С другой стороны -задача педагогов подготовить студента к его будущей профессии, развивать те качества, которые пригодятся в его профессиональной деятельности.

Плавание является одним из эффективных средств физической подготовки специалистов к их будущей профессиональной деятельности, позволяющих решать прикладные, образовательные и воспитательные задачи. Плавание способствует развитию всех функций организма, укрепляет сердечнососудистую и дыхательную системы, развивает опорно-двигательный аппарат человека. На занятиях по плаванию формируют необходимые, в том числе и прикладные навыки передвижения в воде (Л.В. Царева, 2002; А.И. Крылов, 2002 и др.).

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) всегда определялась как специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности. Такая подготовка также должна осуществляться в тесной связи с общей физической подготовкой, т.к. последняя яв-

ляется необходимой основой, фундаментом профессионально-прикладной физической подготовки. Однако соотношение общей физической подготовки и профессионально-прикладной физической подготовки может изменяться в существенных пределах при освоении различных профессий (Р.Т. Раевский, 1885; В.И. Ильинич,1999 и др.).

С переходом на построение образовательного процесса по физическому воспитанию студентов ПГУПС с использованием разнопрофильных циклов (студенты занимаются своей учебной группой каждый семестр одним из шести видов спорта) занятия плаванием посещают практически все студенты, но только в течение одного семестра. Анализ результатов плавательной подготовленности студентов-мужчин в начале семестра обучения плаванию показал, что из года в год происходит сокращение количества обучающихся хорошо подготовленных, а также не умеющих плавать совсем. Это позволяет сократить время, затраченное на изучение упражнений по освоению с водой и начинать обучение техники плавания способом брасс целостно-раздельным методом.

В ходе ранее проведенных исследований (А.А. Бурдейный, 2002) было установлено, что с повышением «прикладности», т.е. с усложнением решаемых задач, стоящих перед пловцом во время преодоления водных преград, его возможности по времени пребывания в воде и по дальности преодолеваемой дистанции значительно снижаются, а нагрузка соответствует зоне большой мощности (ЧСС 156±2,6 уд/мин) и классифицируется как очень тяжелая, а по интенсивности относится к смешанной аэробно-анаэробной зоне.

Для проверки эффективности применения различных способов плавания в профессиональной деятельности специалистов железнодорожного транспорта, а также офицеров железнодорожных войск были проведены исследования в Петербургском государственном университете путей сообщения.

Цель исследования заключалась в формировании программы обучения плаванию с прикладной направленностью для расширения возможности использования навыков плавания будущими специалистами железнодорожного транспорта в их профессиональной деятельности.

Предполагалось, что опережающее воздействие средств и методов специальной силовой и плавательной подготовки, позволит обучающимся в оптимальные сроки овладеть техникой спортивных и прикладных способов плавания, а также необходимыми прикладными навыками для уверенных действий, связанных с длительным пребыванием в условиях водной среды, преодолением различных дистанций на открытых водоемах и решению других профессиональных задач, характерных для специалистов транспортной отрасли.

Исследования проводились в 2003 - 2005 учебном году:

- на базе 25-ти метрового закрытого плавательного бассейна университета;

- в период летних военных сборов по подготовке офицеров запаса железнодорожных войск в 50-ти метровом плавательном бассейне водной станции Военно-транспортного университета.

С этой целью из числа студентов была выделена группа испытуемых в количестве 32 человек, которая занималась плаванием по учебной программе кафедры физического воспитания университета (А.И. Крылов и др., 2003).

Студентам предлагалось проплыть дистанцию 50 метров способом брасс

и кроль на груди: в плавках, в спортивном костюме, в военной форме и с макетом автомата.

Результаты, показанные в ходе проведенных исследований, представлены в таблице 1 и проиллюстрированы на рисунке 1.

Таблица 1

Результаты контрольных испытаний, показанные студентами входе

проводимых исследований в плавании 50 метров

Способ плавания Вид испытания и порядковый номер

Закрытый бассейн (с) Открытый водоем (с) Плавание в одежде (с) Плавание в обмундировании (с) Плавание с макетом автомата (с)

1 2 3 4 5

кроль X 41,4 44,5 Р1,2 < 0,05 67,3 Р2,3 < 0,01 71,7 Р2,4 < 0,05 84,6 Р2,5 < 0,01

8х 1,8 2,1 3,3 4,1 5,0

брасс X 58,7 59,3 Р1,2 > 0,05 71,5 Р2,3 < 0,01 72,4 5 4.0 Р2, 0, > 82,1 < 1 'Л. о О

8х 2,7 2,9 3,6 3,8 4,4

Д бр/кр 17,3 14,8 4,2 0,7 - 2,5

♦ кроль ■ брасс

Рис. 1. Динамика результатов контрольных испытаний при повышении их прикладной направленности при плавании 50 метров

Результаты исследования подтверждают тот факт, что при увеличении прикладности плавания определяется снижение результатов, но достоверно ухудшаются при плавании способом кроль на груди.

Кроме этого в ходе проведения исследований у данной группы испытуемых были определены следующие показатели специальной силовой подготовленности на суше и воде (С.М. Вайцеховский, 1982):

1. Сила тяги на суше (Бсуша);

2. Сила тяги в воде способом плавания брасс(Бвода);

3. Коэффициент использования силовых возможностей (КИС)

Расчеты показали, что между результатами в контрольных испытаниях

прикладной плавательной подготовленности и специальными силовыми возможностями испытуемых существует статистическая взаимосвязь (табл. 2)

Таблица 2

Значение коэффициента взаимосвязи результатов прикладной пла-

вательной и специальной силовой подготовленности

Специальная плавательная подготовленность Контрольные испытания по прикладному плаванию

25 м брассом в обмундировании 50 м брассом в обмундировании 200 м брассом в обмундировании

КИС - 0, 44 - 0, 54 - 0,73

В результате проведённого исследования можно заключить, что при

разработке и обосновании методики построения семестрового цикла учебно-тренировочных занятий по плаванию профессионально-прикладной направленности для студентов железнодорожных вузов необходимо учитывать следующие аспекты:

1. Занятия начинают студенты уже в основном умеющие плавать «по своему», т.е. достаточно хорошо держащиеся на воде, но не владеющие техникой спортивных способов плавания. Поэтому представляется возможным сократить или минимизировать классическую структуру обучения плаванию: ознакомление с водой, лежание, скольжение и т.д.;

2. В связи с тем, что многочисленные публикации, а также собственные исследования, направленные на изучение эффективности использования различных способов плавания для профессиональной деятельности в условиях водной среды специалистов железнодорожного транспорта и офицеров железнодорожных войск, определяют способ плавания брасс как наиболее рациональный при осуществлении различных профессиональных действий и преодолении водных преград, обучение в разрабатываемой методике, предлагается начинать с освоения техники этого способа плавания. Данная последовательность также отличается от традиционной последовательности обучения техники спортивным способам плавания (обучение техники плавания на спине, кролем на груди, брассом, баттерфляем);

3. На основании того, что период обучения ограничен одним семестром, то в ходе занятий необходимо использовать в основном целостно-раздельный метод изучения техники плавания, что позволит сократить сроки обучения для дальнейшего ее совершенствования и развития общей и специальной плавательной выносливости;

4. Для повышения экономичности работы при профессиональной деятельности в специфических условиях водной среды целесообразно применять в учебно-тренировочных занятиях нагрузки, направленные на развитие процессов, обуславливающих быстроту развертывания кислородотранспортной системы организма с использованием интервального плавания и плавания с переменной скоростью, а также для повышения возможности длительного удержания этих процессов на оптимальном уровне - дистанционное плавание;

5. В целях обеспечения в ходе учебно-тренировочного процесса максимально возможного положительного переноса уровня развития силовых возможностей обучающихся, который был достигнут на занятиях в зале, и реализации этого потенциала с целью повышения непосредственно плавательной и прикладной плавательной подготовленности, необходимо использовать как

специфические средства тренировочного воздействия, разработанные и использующиеся в современной практике подготовки пловцов, так и неспецифические упражнения, соответствующие особенностям профессиональных действий в условиях водной среды;

6. Проведение дополнительного учебного цикла на открытом водоеме или водной станции в летний период прохождения практики и военных сборов с целью обеспечения устойчивости двигательных навыков и вегетативных функций организма в условиях будущей профессиональной деятельности, а также вариативности этих показателей при изменении внешних условий и внутренней среды организма.

Выше перечисленные факторы обусловили научно-организационные подходы построения семестрового цикла учебно-тренировочных занятий по плаванию профессионально-прикладной направленности для студентов железнодорожных вузов.

КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА СОДЕРЖАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Ю. С. Подставкова

В настоящее время система физического воспитания дошкольников допускает использование в учебно-воспитательном процессе как общеобразовательных программ, так и инновационных педагогических технологий (фитбола, стретчинга и т.п.). Однако неоправданное увлечение инновационными педагогическими технологиями приводит к тому, что двигательные навыки и физические качества, необходимые для подготовки к школе, формируются не в полной мере.

Полагают, что новые технологии могут быть использованы в дошкольных учреждениях только для решения частных задач (Филиппова С.О., 2002). Целью нашей работы было определение рационального сочетания традиционных средств и средств инновационных педагогических технологий в физическом воспитании дошкольников.

Методы исследования

Для оценки эффективности комплекса средств физического воспитания исследовали физическую подготовленность 148 детей (65 мальчиков и 83 девочки) 5-6-летнего возраста занимающихся по различным программам и технологиям в 11 дошкольных образовательных учреждениях пяти районов Санкт-Петербурга с 2003 по 2005 г.

Уровень физической подготовленности детей определяли с помощью тестов: (а) челночный бег 5х6; (б) прыжок в длину с места; (в) подъем туловища из положения лежа на спине; (г) метание теннисного мяча в цель; (д) прыжки через скакалку; (е) отбивание мяча.

Проводили традиционный статистический анализ значимости различий между средними значениями показателей в сопоставляемых группах (Девис Дж., 1977). Для построения математических моделей межгрупповых различий нами был использован метод статусметрии (Разоренов Г.И., Поддубский Г.А., 1985, 1986; Разоренова Т.С., 1998), позволяющий перейти от анализа отдельных признаков к анализу состояний объекта в целом по многомерному ком-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.