Научная статья на тему 'Формы и методы проведения дополнительного урока физической культуры'

Формы и методы проведения дополнительного урока физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы и методы проведения дополнительного урока физической культуры»

тестирования было определено рациональное соотношение традиционных и инновационных средств. В процессе физического воспитания детей 5-6 лет для обеспечения оптимального уровня физической подготовленности объем традиционных средств обучения должен составлять не менее 60% от общего объема времени физкультурного занятия.

3. В ходе исследования многофакторный анализ показал количественный вклад каждого показателя (фактора) в благоприятный эффект обучения детей. Были определены наиболее значимые факторы, влияющие на успешность физического воспитания детей старшего дошкольного возраста:

• наибольший вклад в благоприятный эффект обучения мальчиков вносят такие факторы, как доля традиционных средств; прыжки на скакалке; метание мяча и отбивание мяча;

• наибольший вклад в благоприятный эффект обучения девочек вносят такие факторы, как челночный бег и доля традиционных средств.

4. Построенные математические модели эффективности учебно -воспитательного процесса детей в дошкольных учреждениях позволили впервые установить количественные закономерности, которые связывают показатель эффективности этого процесса с показателями физической подготовленности детей в начале учебного года и долей времени использования традиционных средств обучения в наборе используемых методов. Подобного рода закономерности, являющиеся инструментами прогнозирования эффективности учебно-воспитательного процесса, могут быть положены в систему управления качеством комплексных средств и методов обучения в физическом воспитании дошкольников.

5. Прогнозирование результатов успешности физического воспитания поможет педагогу по физическому воспитанию наилучшим образом организовать учебновоспитательный процесс, направленный на улучшение благоприятного эффекта обучения.

Автор благодарит профессора Разоренова Г.И. за методическую помощь в математическом анализе данных.

ЛИТЕРАТУРА

1. Разоренов, Г.И. Автоматизированная количественная оценка и анализ состояния организма (медицинская статусметрия). Ч. 1 / Г.И. Разоренов, Г.А.. Поддуб-ский. - Л. : Препринты ЛИИАН, 1985. - 48 с.

2. Разоренов, Г.И. Автоматизированная количественная оценка и анализ состояния организма (медицинская статусметрия). Ч. 2 / Г.И. Разоренов, Г.А.. Поддуб-ский. - Л. : Препринты ЛИИАН, 1986. - 48 с.

3. Разоренова, Т.С. Статусметрия как инструмент построения функциональных моделей классификации и анализа состояний сложных объектов / Т.С. Разоренова // Научно-технические ведомости СПб ГТУ. - 1998. - № 2-3. - С. 132-137.

4. Шамарина, Г.Н. Целенаправленное развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста в условиях физкультурно-оздоровительного центра / Г.Н. Шамарина, Н.Г. Долбышева // Первый международный научный конгресс «Спорт и здоровье». Том 1. - СПб. : Издательство «Олимп - СПб», 2003. - С. 318-319.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

М.В. Поляничко

Классно-урочная система обучения и технологии, связанные с ней, изначально предполагают принуждение. Контрольная работа, зачет, вызов к доске, служащие для проверки знаний школьника, уже давно превратились в некую форму "пытки" для экзаменуемого. Успешное прохождение очередной проверки говорит только о том, что

на момент испытания ученик может воспроизвести содержание билета, но не гарантирует у него наличия знаний. Это связано, на наш взгляд с тем, что мотивация, связанная с приобретением новых знаний, основной задачей обучения, вступает в противоречие с ценой, которую нужно заплатить за получение этих знаний. Подавляющее большинство школьников считает, что предмет, который ему нужно сдать, не потребуется ему в его будущей жизни. Это - не вина школьника, а недостаток педагога, который не сумел объяснить необходимость преподаваемой им дисциплины для будущей жизни школьника, возможности ее востребования.

Выработка стойкой мотивации к изучаемому предмету требует постоянного диалога между педагогом и учеником, а, следовательно, превращения разового контроля в непрерывный обмен знаниями и коррекцию ошибок ученика в форме дискуссии, совета. Данная концепция находит свое отражение в системах непрерывного контроля знаний, умений, навыков и соответствует идеологии формирования УМК. Это мнение не всегда совпадает с мнением учеников.

Противоречие между требованиями педагога и желаниями ученика существовали во все времена. Найти компромисс между этим противоречием и составляет предмет настоящего исследования: определить наиболее приемлемый способ контроля знаний со стороны ученика, но так, чтобы требования учебного плана были выполнены.

Перед школьниками, участвующими в педагогическом эксперименте, были поставлен вопрос: Какие методы контроля знаний Вам больше нравятся?

В качестве метода исследования был использован метод попарных сравнений.

Из всех экспертных методов метод попарных сравнения является наиболее удачным, он в большей степени свободен от субъективного мнения отдельного эксперта и поддается вероятностному анализу.

В эксперименте участвовала школьники школы № 1 г. Уральска 4а класса - 28 чел. и 4б класса - 26 чел. Всего в эксперименте приняли участие 54 чел.

Тестирование проводилось в свободное от занятий время. 4а класс занимался только в спортивном зале с учетом дополнительного часа на физическую культуру, а 4б класс - в спортивном зале, классной комнате и на природе под руководством специалистов ООО «ОЦИСАНА» в рамках реализации программы «Детка». В этом классе дополнительный урок носил название: «Здоровый образ жизни».

В рамках эксперимента школьникам предлагалось выбрать из двух методов контроля метод, который им больше нравится. Значение коэффициента конкордации W = 0.294 при объеме выборки n=54 говорит о том, что экспериментальные данные обладают определенной независимостью, и объем выборки достаточен для получения объективных результатов. Более полные исследования были проведены с использованием стандартного пакета статистических исследований Statgraphics for Windows.

В качестве методов контроля знаний были выбраны методы, представленные в табл. 1. В таблице также представлен средний ранг и занимаемое методом место в результате тестирования.

Таблица 1

Предпочтения методов контроля знаний школьниками в рамках _________дополнительного урока физической культуры_____________________

№ п/п Метод контроля Средний ранг Место

1 Вызов к доске 2,25 9

2 Зачет 3,28 7

3 Беседа 5,63 2

4 Контрольная работа 3,91 5

5 Реферат 4,06 4

6 Непрерывный контроль 2,38 8

7 Групповой контроль 3,66 6

8 Самоконтроль 4,69 3

9 Тестирование 6,16 1

Анализ данных табл. 1 говорит о том, что наибольшее предпочтение школьники отдают таким методам контроля их знаний (в порядке убывания предпочтений), как тестирование, беседа, самоконтроль. Наименьшей популярностью и способностью объективно оценить их знания школьники считают вызов к доске, непрерывный контроль и зачет. Этот результат показался достаточно странным, поэтому этой же группе респондентов было предложено написать контрольную работу, в которой им было предложено дать мотивированный анализ этих средств контроля.

Некоторые результаты этой контрольной работы:

- непрерывный контроль является, по подавляющему мнению, малоэффективным в школе, так как школьник находится в постоянной стрессовой ситуации и у него отсутствует мотивация к изучению этого предмета (боятся);

- вызов к доске может служить действенным методом контроля только в случае объективного отношения преподавателя к ученику (учитель не придирается).

Известно, что урок - это основная организационная форма учебной работы в школе. На уроке учитель занимается в рамках точно установленного времени по твердому расписанию с постоянным составом класса, руководя индивидуально и коллективно познавательной деятельностью учеников. Он использует разнообразные методы для решения педагогических задач в соответствии с учебной программой.

Рис.1. Вариант типологии уроков (по А. А. Сидорову, 1996)

По содержанию и построению уроки разнообразны. Их качественное своеобразие определяется целями, содержанием, методикой проведения, способностями учителя и особенностями учащихся. Урок, характерный для целой их группы и имеющий общие учебные задачи и исходную структуру, называется типовым. Вариант типологии уроков представлен на рис. 1. Методы обучения представляют собой пути и способы взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых, которая направлена на решение учебных задач. Метод обучения - основной инструмент педагога. Варьируя методами, он передает знания, формирует навыки и умения обучаемых, стремясь к всестороннему воздействию на их личностное развитие.

Из таблицы 2 для дополнительного урока физической культуры мы использовали в основном ВОСПРИЯТИЕ: слайды, плакаты, Интернет и ДЕЙСТВИЕ - практические занятия по системе «Детка».

В рамках практического раздела должны быть выделены два относительно самостоятельных подраздела:

1) диагностический (измерение состояния здоровья) и

2) собственно практический (технологии оздоровления организма) - по системе «Детка».

Таблица 2

Классификация методов обучения по источнику знаний и способу познавательной деятельности обучаемых _________________________(по А.А. Сидорову, 1996)______________________

Этапы познания Источники знаний Группы методов обучения

ВОСПРИЯТИЕ Зрительный, слуховой и тактильный образы Наглядные: - демонстрация объектов в натуральном или опосредованном виде; -наблюдение как самостоятельный вид деятельности; - экскурсия

МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ Мысль, слово и письменность Мыслительные: - индуктивные способы; -дедуктивные способы. Словесные: устное слово: - рассказ; - объяснение; - беседа; -лекция; печатное слово: - художественная литература; - специальная научная литература; - методическая литература; - руководящие требования; - периодические издания

ДЕЙСТВИЕ Практическая деятельность Практические: - лабораторные работы; -практические работы; - упражнения

Практический раздел дополнительного урока был направлен на оценку индивидуальных особенностей личности учащегося, его состояния здоровья, уровня развития физических и функциональных свойств организма, а также на освоение методов формирования, сохранения и укрепления здоровья. Кроме того, в практическом разделе должны быть освоены методы оценки образа жизни и потребностно-мотивационной составляющей физической культуры личности учащегося.

Совершенно очевидно, что содержание дополнительного урока физкультуры в средней школе как самостоятельной учебной дисциплины требует уточнения и конкретизации в зависимости от возрастной категории учащихся.

Как важнейший базовый компонент формирования общей культуры учащихся дополнительный урок по физической культуре своей формой и методами будет способствовать повышению гармонизации телесного и духовного единства личности и формированию здоровья.

В соответствии с вышеизложенным, мы предлагаем следующую структуру формирования дополнительного урока физической культуры (урока здоровья).

Теоретическое занятие:

Рассмотрение темы в классе. Технические средства обучения: слайды, плакаты.

Самостоятельная работа:

Закаливающие процедуры под контролем родителей (родителям всех участников педагогического эксперимента было выдано пособие по системе «Детка».

Работа с электронным учебником.

Работа в Интернет.

Учебно-методическое обеспечение дополнительного урока физической культуры.

Учебно-методическое обеспечение предоставлено СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта (В. А. Чистяков, Е.Е. Пущенко) и ОО «ОЦИСАНА» (В.Ю. Салов).

В рамках апробации концепции дополнительного урока физической культуры в школе № 1 г. Уральска в течение 2006 г. был проведен формирующий педагогический эксперимент, состоящий в следующем: класс 4а в количестве 28 чел. считался контрольной группой - в нем в рамках третьего урока физкультуры реализовывался стандартный план занятий с учетом добавления еще одного часа в неделю, класс 4б (26 чел) считался экспериментальной группой - в нем реализовывалась концепция оздоровления, предложенная В.Ю. Саловым - «Детка».

Поскольку известно, что для высокого уровня физического (соматического)

здоровья характерны не столько максимальные значения отдельных морфологических и функциональных показателей, превышающих возрастную норму, сколько их оптимальное соотношение, обеспечивающее достаточный уровень адаптационноэнергетических резервов, резистентности защитных сил организма и успешной реализации функциональных возможностей в условиях напряженной статической мышечной деятельности, которую испытывают школьники в процессе учебной деятельности. Для экспресс-оценки соматического здоровья учащихся мы использовали комплекс, состоящий из пяти морфологических и функциональных показателей, имеющий наивысшую степень взаимосвязи с энерговооруженностью организма, уровнем общей выносливости и острой заболеваемостью (Апанасенко Г.П. и др., 1987, 2002).

Кроме общей оценки уровня физического здоровья, мы учитывали и оценки каждого показателя, так как это давало возможность определения «слабых мест» организма каждого школьника. Учет этих данных позволял подобрать рациональный индивидуально-дозированный оздоровительно-тренировочный режим, что дает возможность оптимизировать процессы роста и развития организма школьника, с большим успехом нивелировать негативное влияние общешкольного режима и других отрицательно воздействующих факторов среды. Результаты педагогического эксперимента представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты педагогического эксперимента________________________

Уровень соматического здоровья %

низкий Ниже среднего Средний Выше среднего высокий

На начало эксперимента

Контр. группа 7 38 32 19 4

Экспер. группа 9 35 34 18 4

На конец эксперимента

Контр. группа 6 34 36 20 4

Экспер. группа 3 27 44 20 6

Наличие различий р <005 + + + - -

Как непосредственно видно из результатов, представленных в таблице, статистически значимые различия обнаружены в показателях здоровья: низкий, ниже среднего, средний, которые позволяют констатировать улучшение состояния здоровья в целом по учебному классу, занимающемуся по программе «Детка». Это позволяет считать, что рассмотрение дополнительного урока физкультуры в качестве самостоятельной учебной дисциплины (например, его можно назвать «урок здоровья») является оправданным, и данная методика может быть рекомендована для массового внедрения, например, в масштабах города или района.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СПОРТЕ

С. С. Родоманова

Целевым замыслом нашего исследования стало выяснение вопроса о том, в какой мере гендерная проблематика актуальна для современного российского общества, в области гендерных отношений в спорте и каково ее место и роль в сфере высшего профессионального образования.

На основе анализа проблемы мы выдвинули следующую гипотезу: предполагается, что спортивная деятельность может быть способом и средством преодоления гендерной асимметрии в обществе.

Гендерная справедливость, на наш взгляд, - один из главных спорных вопросов, касающихся будущего спорта как женских, так и мужских соревнований, а также рас-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.