Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ-ВЗРЫВОТЕХНИКОВ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ-ВЗРЫВОТЕХНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗРЫВНЫЕ УСТРОЙСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СПЕЦИАЛИСТ-ВЗРЫВОТЕХНИК / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ И КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ КАРТА / МОДЕЛИРОВАНИЕ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Босомыкин Андрей Федорович

В данной статье рассматриваются вопросы профессионального обучения специалистов -взрывотехников в образовательной организации МВД России. Профессиональное обучение специалистов -взрывотехников имеет свою специфику, согласно которой по окончанию обучения сотрудники получают новую профессию рабочего «Взрывник», которая связана с использованием взрывчатых веществ и средств взрывания. Отличительной особенностью стало внедрение в образовательный процесс методик опережающего и концентрированного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Босомыкин Андрей Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE WAYS TO IMPROVE THE QUALITY OF TRAINING EXPLOSIVE TECHNICIANS

This article discusses the issues of vocational training of specialists - explosion engineers in educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Vocational training of specialists - bomb engineers has its own specifics, according to which, upon completion of training, employees receive a new profession of the worker «Bomber», which is associated with the use of explosives and explosive devices. A distinctive feature was the introduction of advanced and concentrated training methods in the educational process.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ-ВЗРЫВОТЕХНИКОВ»

Научная статья УДК 377; ББК 74.40

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-90-92 NIION: 2018-0077-2/22-140 MOSURED: 77/27-024-2022-02-339

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Инновационные пути повышения качества подготовки специалистов-взрывотехников

Андрей Федорович Босомыкин

Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (Брянский филиал), Брянск,

Россия, afb1973@yandex.ru

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы профессионального обучения специалистов -взрывотехников в образовательной организации МВД России. Профессиональное обучение специалистов -взрывотехников имеет свою специфику, согласно которой по окончанию обучения сотрудники получают новую профессию рабочего «Взрывник», которая связана с использованием взрывчатых веществ и средств взрывания. Отличительной особенностью стало внедрение в образовательный процесс методик опережающего и концентрированного обучения.

Ключевые слова: взрывные устройства, профессиональное обучение, специалист-взрывотехник, опережающее и концентрированное обучение, алгоритмическая карта, моделирование оперативно-служебной деятельности

Для цитирования: Босомыкин А. Ф. Инновационные пути повышения качества подготовки специали-стов-взрывотехников // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 2. С. 90-92. https://doi. org/10.24412/2658-63 8Х-2022-2-90-92.

Original article

Innovative ways to improve the quality of training explosive technicians

Andrei F. Bosomykin

All-Russian Institute for Advanced Studies of the Staff of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Bryansk

branch), Russia, afb1973@yandex.ru

Abstract. This article discusses the issues of vocational training of specialists - explosion engineers in educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Vocational training of specialists - bomb engineers has its own specifics, according to which, upon completion of training, employees receive a new profession of the worker «Bomber», which is associated with the use of explosives and explosive devices. A distinctive feature was the introduction of advanced and concentrated training methods in the educational process.

Keywords: explosive devices, professional education, specialist-explosion engineer, advanced and concentrated learning, algorithmic map, modeling of operational activities

For citation: Bosomykin A. F. Innovative ways to improve the quality of training explosive technicians // Psychology and pedagogy of official activity. 2022;(2):90-92. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-90-92.

Особое значение в современных условиях приобретает поиск оптимальных путей повышения качества подготовки сотрудников полиции в системе дополнительного профессионального образования МВД России, в частности, специалистов-взрывотехников. © Босомыкин А. Ф., 2022

Главная проблема обучения специалистов - взрывотехников, заключается в несоответствии между возрастающим объемом и сложностью профессиональных знаний, умений, навыков и ограниченностью сроков обучения, т. е. за непродолжительный период

№ 2 / 2022 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

обучения необходимо передать обучаемым максимальный объем информации, и сформировать профессиональные компетенции необходимые для осуществления служебной деятельности.

Одним из путей преодоления этого несоответствия может явиться использование, интенсификации процесса профессионального обучения. Существует ряд формулировок понятия интенсификация, для нас наиболее близка следующая. Интенсификация обучения - это определенный способ организации профессионального обучения, который способствует повышению качества и эффективности обучения, за счет использования внутренних ресурсов. В процессе осуществления интенсификации обучения совершается довольно активное введение совершенно новых технологий, методов и способов в учебно-воспитательный процесс.

Интенсификации и повышению качества обучения сотрудников полиции будет способствовать применение в образовательном процессе методики концентрированного и опережающего обучения.

В традиционном понимании концентрированное обучение - это «специально организованный процесс обучения, ориентированный на основательное овладение обучающимися большего объема информации без увеличения учебного времени за счет ее систематизации (обобщения, структурирования), изменения механизмов ее усвоения, форм ее предъявления и/или иного (отличного от традиционного) временного режима занятий» [1].

Основными положениями концентрированного обучения, изложенными в научной литературе, являются: целостность и непрерывность процесса познания; преодолении многопредметности учебного дня, недели, семестра; укрупнении содержания и организационных форм процесса обучения; длительной, но, в то же время, посильной продолжительности изучения предмета или раздела учебной дисциплины; рассредоточении зачетов и экзаменов; интенсификации учебного процесса по каждому предмету; взаимодействии участников процесса обучения.

Применение методики концентрированного обучения позволяет организовать обучение на наибольшем сближении образовательного процесса с естественными психологическими свойствами человеческого восприятия за счет концентрации учебного времени на изучение одной дисциплины. Это позволяет преодолеть многопредметность учебной недели и дает возможность организовать процесс овладения учебных тем непрерываемым и единым, а также преподнести обучающимся за кратковременный этап обучения максимальное количество информации без повышения сроков обучения.

Выбор методики опережающего обучения обусловлен тем, что она позволяет слушателям за непродолжительные сроки обучения овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения профессиональной деятельности. Основные положения опережающего обучения были сформулированы в работах С. Н. Лысенковой, К. А. Москаленко, В. Ф. Шаталова, П. М. Эрдниева и др. Для интенсификации процесса обучения авторы рекомендуют применять идею опережения за счет введения в образовательный процесс внутрипредметных и межпредметных связей обратного действия; опорных материалов; «идеи погружения в учебный материал» путем сотрудничества слушателей в условиях разновозрастного коллектива.

Н. В. Лушникова предлагает реализовать идею опережения за счет внутрипредметных и межпредметных связей обратного действия, что позволяет передать учебный материал последующей темы в процесс изучения предшествующей темы [3]. Это дает возможность сделать учебный процесс более эффективным и дает возможность в непродолжительные сроки обучения приобрести знания, умения и навыки, необходимые для выполнения профессиональной деятельности.

В. Ф. Шаталов для интенсификации процесса обучения [4], использовал идею опережения, через изложение учебного материала с помощью образно-ассоциативных отображений, что позволило обучающимся неоднократно обращаться к учебному материалу. Но неоднократное обращение к учебному материалу, можно реализовать и в виде алгоритма. С этой целью разрабатываются алгоритмические карты, которые используются в процессе проведения занятий.

Использование опорных материалов с четким алгоритмом действий в образовательном процессе содействует быстрому усвоению сложного учебного материала без увеличения продолжительности учебного времени, а также последовательной, уверенной работе по выполнению поставленных учебных задач с неоднократным обращением к учебному материалу [1].

Также интенсификации профессионального обучения способствует осмысленный выбор преподавательским составом наиболее оптимальных методов и средств обучения, направленных на решение учебных задач с учетом будущей профессиональной деятельности обучающихся.

Это подразумевает, что основным видом учебных занятий являются практические занятия в малых группах с имитацией профессиональной деятельности.

Образовательный процесс, ориентированный на специфику профессиональной деятельности обучающихся, подразумевает наличие соответствующей учебно-материальной базы, включающей в себя специализированные аудитории, полигон для примене-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

91

ния взрывчатых материалов и материально-технические средства.

Использование в учебном процессе интерактивных методов обучения с имитацией профессиональной деятельности позволяет без повышения темпа обучения и снижения требований к качеству знаний, умений и навыков, соотнести учебный материал со служебной деятельностью обучающегося.

Интенсификация и повышение качества подготовки также выражается и в реализации опережающего обучения предложенной В. В. Добрыниной за счет использования идеи погружения в учебный материал, который усваивается в условиях разновозрастного коллектива, при тесном сотрудничестве обучающихся между собой [2]. Это позволяет строить учебный процесс с учетом специфики профессиональной деятельности обучающихся, их стажа службы, образования и возраста, практические задания разрабатываются так, чтобы обучающиеся выполняли их как коллективно, так и самостоятельно, а при необходимости помогали и контролировали друг друга, в результате чего происходит взаимоконтроль и взаимообучение. Поэтому на практических занятиях учебная группа делится на подгруппы так, чтобы старшими в них назначались наиболее подготовленные сотрудники.

Самостоятельная подготовка будет также содействовать интенсификации и повышению качества подготовки слушателей, если в течении ее осуществляется не только закрепление изученного материала, но и самостоятельное изучение рекомендованного учебного материала. Средством самостоятельного изучения учебного материала выступают раздаточные материалы, специальные компьютерные программы, электронные пособия. Это также способствует интенсификации учебного процесса с сокращением количества теоретических занятий в учебном плане.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, следует говорить о том, что организация образовательного процесса с применением концентрированного

и опережающего обучения способствует интенсификации и повышению качества подготовки специали-стов-взрывотехников.

Библиографический список

1. Босомыкин А. Ф. Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации с правом ведения взрывных работ средствами опережающего обучения // «Образование. Наука. Научные кадры». 2018. № 1. С. 210-212.

2. Добрынина В. В. Методическая система опережающего обучения математике на основе синергети-ческого подхода : дис... канд. педагог. наук: 13.00.02 / Добрынина Валерия Владимировна. Армавир, 2005. 275 с.

3. Лушникова Н. В. Реализация идеи дидактического опережения при обучении высшей математике (на примере курса линейной алгебры) // автореф. дис. ... канд. педагог. наук / Волж. гос. инж.-пед. ун-т. Нижний Новгород, 2006.

4. Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. М. : Педагогика, 1989. 336 с.

Bibliographic list

1. Bosomykin A. F. Vocational training of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation with the right to conduct blasting operations by means of advanced training // Education. The science. Scientific personnel. 2018. № 1. рр. 210-212.

2. Dobrynina V. V. Methodical system of advanced education in mathematics based on a synergis-tic approach : dis ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.02 / Dobrynina Valeria Vladimirovna. Armavir, 2005. 275 p.

3. Lushnikova N. V. Implementation of the idea of didactic advance in teaching higher mathematics (on the example of the course of linear algebra) // Abstract of the thesis. ... candidate of pedagogical sciences / Volzh. state eng.-ped. un-t. Nizhny Novgorod, 2006.

4. Shatalov V. F. The experiment continues. M. : Pedagogy, 1989. 336 p.

Информация об авторе

А. Ф. Босомыкин - старший преподаватель кафедры специальных дисциплин Брянского филиала Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России, кандидат педагогических наук.

Information about the author

A. F. Bosomykin - Senior Lecturer of the Department of Special Disciplines of the Bryansk Branch of the All-Russian Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences.

Статья поступила в редакцию 30.03.2022; одобрена после рецензирования 13.06.2022; принята к публикации 20.06.2022.

The article was submitted to the editorial office on 30.03.2022; approved after review on 13.06.2022; accepted for publication on 20.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.