Инновационные процессы в финансировании материально-технической базы системы образования Оренбургской области
Д.В. Бочков, ст. преподаватель, ОГПУ;
Н.В. Болдырева, аспирантка, Оренбургский ГАУ
В настоящее время образование в Российской Федерации стоит на пороге нового этапа реформ. Для того, чтобы модернизация российского образования состоялась в заявленном виде, необходимо решить базовые вопросы, среди которых важное место занимает внедрение в практику работы
системы образования организационно-финансовых инноваций.
Новые организационно-экономические механизмы управления системой образования, повышение экономической и финансовой самостоятельности образовательных учреждений, изменение межбюджетных отношений, механизма финансирования, его составных элементов и др. позволят выйти системе на качественно новый уровень.
Под воздействием инновационных образовательных технологий и развития рыночных механизмов в России формируются организационнофинансовые инновации в области образования, а именно:
— новые механизмы государственного финансирования образования;
— диверсификация источников финансирования образования;
— студенческое самофинансирование;
— новые механизмы финансирования образования предприятиями;
— налоговое стимулирование инвестиций в сфере образования;
— новые механизмы оплаты труда в сфере образования;
— механизмы экономии от масштаба образовательной деятельности.
Освоение организационно-экономических и, в частности, финансовых инноваций происходит в условиях развития рыночных отношений в сфере образования. Распространение образовательных инноваций ведет к значительному расширению рынка образовательных продуктов и услуг, укреплению материально-технической базы системы образования, поскольку расширяется система денежных потоков в рассматриваемой сфере; упрощается и становится более ясным механизм распределения выделяемых средств на развитие системы образования; возрастает число потребителей образовательных услуг, спрос на образование; существенно увеличивается предложение самих образовательных продуктов; усиливается конкуренция в сфере образовательных продуктов и услуг.
Изучением проблемы организационно-экономических, финансовых инноваций занимаются ведущие ученые [1—4] и др.
На фоне описанных явлений, на наш взгляд, в статье рассматривается один из узких аспектов финансирования системы общего образования, обусловленный введением в действие ряда инновационных инструментов: торги, котировки, нормативное финансирование и т.д.
Оренбургская область представляет собой один из крупнейших индустриально-аграрных регионов Российской Федерации с населением более 2,2 млн. человек. Оренбуржье — крупный образовательный регион, в котором каждый восьмой житель — учащийся, каждый пятый — студент. В целом это свыше 460 тыс. воспитанников, учащихся и студентов. В настоящее время в образовательных учреждениях области работает свыше 45 тыс. педагогических и руководящих кадров, в т.ч. свыше 25 тыс. учителей. Всего в отрасли занято 93 тыс. человек, или более 12% работающего населения области.
Специфика региональной системы образования Оренбургской области заключается в том,
что образовательное пространство на 85% состоит из сельских школ, в которых обучаются 49% учащихся (по России соответственно 70% и 30%). В целом по области насчитывается 1408 школ, в том числе 7 школ-интернатов общего типа, находящихся в ведении муниципальных образований, 43 учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся и воспитанников и специальных коррекционных образовательных учреждений, 52 учреждения начального профессионального образования и 8 учреждений среднего профессионального образования, находящихся в ведении министерства образования Оренбургской области. В сельских школах работает 69% учителей области.
Развитие и совершенствование системы образования всегда входило и входит в число приоритетов социально-экономической политики региона. Так, в целях повышения качества предоставляемых образовательных услуг в системе общего, начального и среднего профессионального образования Оренбургской области, его доступности в условиях реализации Концепции модернизации российского образования, развития и укрепления учебно-материальной базы учебным оборудованием, отвечающим современным требованиям, правительство области приняло к реализации областную целевую программу «Основные направления укрепления базы образовательных учреждений области» на 2006— 2008 гг. (далее Программа), основанную на инновационных технологиях финансирования материально-технической базы системы общего образования. Органам местного самоуправления области было рекомендовано разработать соответствующие программы укрепления учебноматериальной базы общеобразовательных учебных заведений городов и районов с учетом положений областной Программы и экономических инноваций.
Цель Программы — повышение качества и доступности предоставляемых образовательных услуг в системе общего, начального и среднего профессионального образования области в условиях реализации Концепции модернизации российского образования, что предполагает обучение и воспитание на учебно-материальной базе с использованием учебного оборудования, отвечающего современным требованиям.
Основными задачами, стоящими перед региональными органами управления системой образования, являются:
— обеспечение условий выполнения государственных стандартов образования;
— создание мотивационной базы для частных инвестиций в образование за счет повышения образовательного уровня выпускников и их востребованности в различных отраслях экономики области.
— повышение качества образования через совершенствование инфраструктуры материальной базы образовательного процесса как основы улучшения качества преподавания в образовательных учреждениях;
— обеспечение полного соответствия материальной базы общеобразовательных учреждений действующим образовательным стандартам и современному развитию науки и техники;
— обеспечение условий для реализации равных прав граждан на получение качественного образования;
— создание организационных и экономических условий, способствующих сохранению здоровья обучающихся, улучшению их физического развития.
Ожидаемые конечные результаты от реализации поставленных задач:
— повышение качества предоставляемых образовательных услуг;
— рост инвестиций, направляемых на модернизацию основных фондов, и прирост нефинансовых активов в области образования (рост доли негосударственных фондов в финансировании образования);
— увеличение расходов на образование за счет средств всех источников;
— рост удельного веса финансирования образования за счет средств негосударственных источников в общем объеме финансирования;
— обновление учебно-материальной базы учреждений образования;
—доведение обеспеченности учебного процесса приборами, оборудованием, мебелью до нормативных требований образовательных стандартов (обеспеченность — 80—100%);
— концентрация средств на развитии системообразующих «точек роста» в региональном образовании.
Недостаточность финансирования учреждений образования на обновление материальной базы за последние 10 лет и естественное старение оборудования (износ составляет: приборы и оборудование — 62,9%, учебная и столовая мебель — 55,7%, автотракторная техника — 73,8%, прочее оборудование — 43,2%, оргтехника — 26,2%), как физическое, так и моральное, привели к неукомплектованности учебных заведений приборами, оборудованием, мебелью и другими техническими средствами. Это значит, что материальная база не отвечает образовательным стандартам. Дефицит обеспеченности составляет от 30 до 50%. Около 20% пищеблоков общеобразовательных учреждений области не имеют достаточного количества технологического и холодильного оборудования, чуть более 30% общеобразовательных учреждений имеют возможность выхода в сеть Интернет.
Целевая направленность субвенций, выделяемых муниципалитетам на реализацию образова-
тельного стандарта, позволила несколько стабилизировать ситуацию по укреплению материальнотехнической базы образовательных учреждений области, но требует консолидации организационных усилий и финансовых ресурсов.
Однако финансирование образовательных учреждений, в том числе через субвенции, не приостановило процесс увеличения степени износа основных фондов образовательных учреждений.
Для обеспечения качественного изменения ситуации необходимо совершенствование способов и форм финансирования деятельности общеобразовательных учреждений с учетом инновационных возможностей, которыми сегодня располагает сфера образования. В качестве таковых можно рассматривать целевое финансирование и централизованные поставки однотипного и современного оборудования, приборов, технических средств, отвечающих современным стандартам образования и развития общества, привлечение частного и иностранного капитала, включая осуществление совместных инвестиций в программы развития общеобразовательных учреждений.
Для достижения поставленной цели специалисты министерства образования Оренбургской области совместно с руководителями территориальных органов управления образованием, специалистами служб технического надзора районных (городских) отделов образования, руководителями общеобразовательных учреждений, финансируемых из областного бюджета, осуществляли координацию и контроль деятельности участников инвестиционного процесса по исполнению заданий правительства области.
Общий объем финансирования мероприятий составляет на 2006—2008 гг. — 210,0 млн. руб., Средства муниципальных образований определяются ежегодными соглашениями между министерством образования Оренбургской области и органами местного самоуправления. Средства федерального бюджета на 2006—2008 гг. на условиях софинансирования Программы определяются ежегодными соглашениями между Рособразованием и Правительством Оренбургской области.
Программа открыта для дополнительного финансирования из внебюджетных источников учебных заведений, бюджетов муниципальных образований, дополнительных соглашений между Рособразованием и Правительством Оренбургской области.
Из федерального бюджета на строительство объектов общего образования области было направлено 9,0 млн. руб., в том числе по федеральной адресной инвестиционной программе «Дети России», подпрограмме «Дети и семья», на завершение строительства пристройки классных комнат на 144 ученических места к Зиянчуринской специальной (коррекционной) школе-интернату
для детей-сирот Кувандыкского района — 6,0 млн. руб., из фонда развития регионов на строительство корпуса Кирсановского детского дома Тоцкого района — 3,0 млн. руб. По федеральной адресной инвестиционной программе развития образования на продолжение строительства межвузовской библиотеки ОГУ было выделено 83,0 млн. руб. Инвестиции федерального бюджета 2006 г. использованы в полном объеме.
В 2006 г. завершено строительство и начата эксплуатация 9 объектов образовательных учреждений. На капитальном и текущем ремонте муниципальных образовательных учреждений в 2006 г. освоено свыше 180 млн. руб. Всего отремонтировано 431 общеобразовательное учреждение, в т.ч. 296 школ, 110 детских дошкольных учреждений, 25 пришкольных интернатов.
Основные ремонтные работы велись по следующим направлениям: капитальный ремонт электроснабжения объектов; капитальный ремонт кровель основных зданий; капитальный ремонт наружных инженерных сетей; капитальный ремонт систем отопления, водоснабжения и канализации зданий; общестроительные работы; комплексные капитальные ремонты.
В целях устранения аварийных ситуаций в образовательных учреждениях области, во избежание срыва учебного процесса, завершения работ по подготовке образовательных учреждений к новому учебному году и работе в зимних условиях, отдел дважды готовил необходимые документы для подготовки обращения министра образования к губернатору — председателю правительства области — «О дополнительном выделении финансовых средств на подготовку образовательных учреждений к началу нового учебного года, работе в зимних условиях и исполнению меро-приятий по пожарной безопасности образо-ва-тельных учреждений».
16 августа 2006 г. Законодательным собранием Оренбургской области было принято решение об увеличении ассигнований министерству образования области на финансирование работ по завершению подготовки образовательных учреждений, финансируемых из бюджета области, на 15,055 млн. руб. и выделении муниципальным образованиям области на завершение работ по подготовке образовательных учреждений 19,94 млн. руб. Кроме того, муниципальным образованиям области была выделена дополнительная финансовая помощь в сумме 508,9 млн. руб., которой муниципальные образования распоряжались самостоятельно, в том числе направляли эти средства на выполнение лицензионных требований и подготовку образовательных учреждений к новому учебному году.
За период 2005—2006 гг. сократилось число аварийных образовательных учреждений с 25 (1,42%) до 21 (0,98%) соответственно.
Значительное внимание было отведено подготовке образовательных учреждений области к новому 2006/2007 учебному году и к работе в зимних условиях. С июля месяца осуществлялся ежедекадный, а с августа — еженедельный мониторинг подготовки образовательных учреждений области с передачей информации в Приволжский федеральный округ и правительство области.
При минимальных финансовых затратах руководителями органов управления образованием территорий, а также руководителями образовательных учреждений, органов муниципальных образований, акционерных обществ проделана значительная работа по укреплению материальной базы, созданию безопасных и комфортных условий для осуществления учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. В ходе подготовительных работ к началу отопительного сезона было отремонтировано 20,51 км теплотрасс, 8,50 км наружного водопровода, 1363 котельных и топочных ОУ.
На 1 сентября 2006 г. органами Госпожнадзора были приняты по актам готовности 1242 общеобразовательные школы (91,86% от общего числа), что значительно выше показателей 2005 г. (76,44%).
Вместе с тем по состоянию на 01.01.2007 г. остаются не принятыми по актам готовности органами Госпожнадзора 16 школ в 8 территориях области.
Приоритетным направлением работы в 2005 г. являлось укрепление пожарной устойчивости зданий образовательных учреждений, укрепление противопожарной, диверсионно-террористической безопасности образовательных учреждений области. В рамках исполнения областной целевой программы «Безопасность образовательного учреждения» на 2004—2007 гг. было продолжено сотрудничество с Федеральным агентством по образованию РФ по поставке противопожарного оборудования, средств защиты и пожаротушения в образовательные учреждения Оренбургской области.
Во исполнение соглашения администрации Оренбургской области и Рособразования № 69-с «О сотрудничестве по выполнению программы Минобразования России на 2004—2007 гг. «Безопасность образовательного учреждения», в рамках реализации Федеральной программы развития образования на 2005 г. в I квартале 2006 г. в область осуществлена поставка 52 комплектов противопожарного оборудования, средств защиты и пожаротушения для сельских школ области и специальных коррекционных школ-интернатов II и IV видов.
Согласно государственному контракту на поставку товара для государственных нужд № П533 от 28.11.2006 г., ожидается поступление в область 1500 единиц учебно-наглядных пособий с методи-
ческим указанием по диверсионно-террористической безопасности и противодействию терроризму и 7500 единиц учебных пособий по данному направлению для учреждений общего образования области на общую сумму 1 млн. 881 тыс.руб.
Общий объем финансирования противопожарных мероприятий в образовательных учреждениях области в 2006 г. составил 105,4 млн. руб. (2005 г. — 93,4 млн. руб.), в том числе из областного — 19,85 млн. руб., муниципальных бюджетов — 77,3 млн. руб., внебюджетных источников
— 8,2 млн. руб. В 215 образовательных учреждениях области в 2006 г. была установлена автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре.
По учреждениям НПО и СПО в 2006 г. был сделан акцент на выполнение противопожарных мероприятий в учебных корпусах и общежитиях учебных заведений. Всего освоено на данные цели 12135,7 тыс. руб., в т.ч. на объектах ГОУ НПО —
10219,2 тыс. руб., объектах ГОУ СПО — 1916,5 тыс.руб. В 29 учебных заведениях ГОУ НПО выполнен монтаж систем АПС на сумму 9432,4 тыс. руб. (18 — общежитий,13 — учебных корпусов, 4 — здания мастерских).
При этом число пожаров, произошедших в общеобразовательных учреждениях области в 2006 г. осталось прежним — 7 (2005 г. — 7, 2004 г. — 11).
В соответствии с Законом Оренбургской области «Об областном бюджете на 2006 год» и в целях реализации мер по социальной защите учащихся из малообеспеченных, остронуждающихся семей, в областном бюджете на 2006 г. были предусмотрены средства на приобретение комплектов школьной одежды в сумме 14,5 млн.руб. Во исполнение распоряжения губернатора Оренбургской области № 83-р от 27.02.2006 г. «Об обеспечении школьной одеждой учащихся 1—9 классов общеобразовательных учреждений области в 2006/07 учебном году» министерством образования области совместно с органами управления образованием была проведена следующая работа:
— размещен заказ на проведение конкурса по выбору моделей школьной одежды среди пред-приятий-изготовителей школьной одежды в министерство экономического развития и торговли Оренбургской области;
— для учащихся из остронуждающихся семей, родители которых не в состоянии приобрести школьную одежду, предложены и выбраны модели школьной одежды по стоимости 420 и 845 руб.;
— осуществлялся контроль за заключением договоров-заявок, учитывающих реальную потребность учащихся из малообеспеченных семей, за изготовлением школьной одежды с ООО «Ор-ника» и ООО «Ореана Плюс»;
— оказано содействие по заключению договоров предприятий-изготовителей школьной одежды по аренде торговых площадей;
— проведена работа по объединению усилий школ, администраций акционерных обществ (своевременная выдача зарплаты, выделение транспорта для организации выездной торговли и коллективного выезда родителей).
С целью осуществления контроля за реализацией комплектов школьной одежды министерством образования области организован еженедельный прием оперативной информации о ходе реализации комплекта школьной одежды. Было заказано 30643 комплекта, фактически было завезено 30173 комплекта, т.е. 98,5% от заказа (в 2005 г. было завезено 129,6%), реализовано 24063 комплекта, 80% от завезенного количества, (в 2005 г. было реализовано 78%).
В полном объеме от заказанного количества на начало сентября 2006 г. была реализована школьная одежда в 11 территориях области: г. Бугурус-лане, Асекеевском, Александровском, Гайском, Курманаевском, Новосергиевском, Сорочин-ском, Ясненском, Шарлыкском, Ташлинском районах, ЗАТО «Комаровский» (в 2005 г. на этот период была реализована в полном объеме школьная одежда в 18 территориях).
На конец сентября 2006 г. ситуация складывалась следующим образом: завезено комплектов школьной одежды — 98,8% (в 2005 г. — 100%), реализовано — 88,6% от завезенного количества (в 2005 г. — 94,1%). Закончена реализация школьной одежды с удешевлением в размере 470 руб. на этот период в 23 территориях (в 2005 г. — в 20 территориях).
Полное завершение реализации школьной одежды была зафиксировано в начале октября 2006 г.
По состоянию на 01.01.2007 г., в рамках областной целевой программы «Основные направления укрепления базы образовательных учреждений области» на 2006—2008 гг. было закуплено товарно-материальных ценностей (далее ТМЦ) на сумму 55,7 млн. руб. Планируется поставка по результатам проведенных конкурсов (контракты заключены) на сумму 6907,75 тыс. руб.
Планируется закупить ТМЦ на сумму 1750 тыс. руб., в т.ч.: технологического оборудования на сумму 500 тыс. руб.; спортивного инвентаря — на сумму 1000 тыс. руб.; ученической мебели (140 комплектов) — на сумму 250 тыс. руб.
Заявки на размещение заказа на закупку вышеуказанных ТМЦ размещаются на сайте минэкономразвития Оренбургской области.
Общий итог исполнения программы в 2006 г.: закуплено (с учетом заключенных и оплаченных контрактов) ТМЦ на общую сумму 69986 тыс. руб.
В рамках реализации «Соглашения о взаимодействии по реализации областной целевой программы «Основные направления укрепления базы образовательных учреждений области на 2006—
2008 гг.» между министерством образования области и муниципальными образованиями за счет средств муниципальных образований (в т.ч. за счет субвенций) приобретено: 29 автобусов КАВЗ (школьный) на общую сумму 19914,3 тыс. руб.
В 2006 г. велась работа в рамках приоритетного национального проекта «Образование» по следующим направлениям (по инновационным школам):
а) проведено 11 открытых конкурсов, заключено 17 контрактов на сумму 32027,56 тыс. руб.;
б) размещено 11 заказов способом запроса котировок и заключено 11 контрактов на сумму
1927,2 тыс. руб.
Всего для инновационных школ области, с учетом заключенных и оплаченных контрактов, по результатам торгов закуплено ТМЦ на сумму 33954,73 тыс. руб.
В рамках исполнения соглашения между Федеральным агентством и Правительством Оренбургской области по национальному проекту «Образование» поставлено в образовательные учреждения области за счет средств федерального бюджета на сумму 42822,396 тыс. руб.: 26 автобусов КАВЗ; 11 микроавтобусов УАЗ; 23 интерактивных доски; 23 кабинета географии; 22 кабинета биологии; 22 кабинета химии.
В 2006 г. министерством образования области была получена аттестационно-бланочная документация, дипломы для выпускников 2005/06 учебного года в соответствии с заказом министерства образования, направленным в Министерство образования и науки РФ. Это позволило обеспечить выпускников аттестатами о среднем (полном) общем образовании, об основном общем образовании, бланками государственных документов о среднем и профессиональном образовании в полном объеме в соответствии с заявками органов управления образованием, ГОУ среднего профессионального образования.
На 2006/2007 учебный год сформирован и направлен в Федеральное агентство по образованию новый заказ на аттестационно-бланочную документацию; бланки государственных документов о среднем профессиональном образовании; изготовление и получение позолоченных и посеребренных медалей.
Несмотря на значительное обновление материально-технической базы учреждений образования в 2003—2006 гг., она остается недостаточной для реализации целей и задач Концепции модернизации российского образования и требует продолжения реализации мероприятий по дальнейшему ее укреплению и стимулированию развития.
В связи с этим требуют пристального внимания и соответствующего решения следующие вопросы:
— комплектации образовательных учреждений ученической и столовой мебелью;
— организации безопасного питания учащихся;
— укомплектования школьных мастерских, учебно-производственных мастерских учреждений начального и среднего профессионального образования оборудованием, обеспечивающим выполнение практической части образовательных стандартов;
— оснащения образовательных учреждений спортивным оборудованием и инвентарем;
— оснащения образовательных учреждений компьютерным оборудованием;
— обеспечения доступности образования — приобретение автотехники, обеспечивающей подвоз учащихся из населенных пунктов в сельской местности.
Дальнейшему решению этих вопросов будет способствовать одобренная правительством Оренбургской области и рассматриваемая Законодательным собранием областная целевая программа «Основные направления укрепления базы образовательных учреждений области» на 2006—2008 гг.
По завершении Программы предполагается получить в качестве положительных результатов следующее: существенное обновление материальной базы образовательных учреждений Оренбургской области, доведение ее состава до нормативных требований образовательных стандартов и качественное обновление, отвечающее современному развитию науки и техники, уровню и требованиям современной методологии организации образовательного процесса, создание инфраструктуры технических средств, доступных участникам образовательного процесса, способствующих повышению его качества.
Литература
1. Баев, Л.А. Системный подход к определению инновации // Современные технологии в социально-экономических системах / Л.А. Баев, В.Э. Шугуров. Челябинск, 1995.
2. Уиггинс, Дж. Обзор инкубаторов США и опыта Остинско-го технологического инкубатора / Дж. Уиггинс, Д. Гибсон // Инновации. 2005. № 2. 86—91.
3. Винокуров, В.И. Основные термины и определения в сфере инноваций / В.И. Винокуров // Инновации. 2005. № 4. С. 6-22.
4. Липинский, С.В. Особенности российского инновационного рынка товаров и услуг / С.В. Липинский // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2007. Т. 5. № 1. Ч. 3. С. 264; С. 191-195.
5. Романенко, И.В. Концепция причинно-следственных связей, формирующих экономический механизм управления нововведениями / И.В. Романенко // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2007. Т. 5. № 1. Ч. 3. С. 264-269.
6. Вифлеемский, А.Б. Экономика образования. Книга 2 / А.Б. Вифлеемский. М.: Народное образование, 2003. 384 с.
7. Полонский, В.М. Инновации в образовании (методологический анализ) / В.М. Полонский // Инновации в образовании. 2007. № 3. С. 4-12.
8. Сидельников, М.В. Об эффективности мероприятий по реформированию системы управления / М.В. Сидельников, С.Ю. Мирская // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2007. Т. 5. № 1. Ч. 3. С. 278-281.