Научная статья на тему 'Инновационные принципы при подготовке студентов в вузе по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»'

Инновационные принципы при подготовке студентов в вузе по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / БЕЗОПАСНОСТЬ / КОНТРОЛЬ / ОБУЧЕНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THE STUDENT / SAFETY / THE CONTROL / TRAINING / SAFETY OF ABILITY TO LIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранов Ю. Н., Кузнецов А. Л., Пантюхин А. И., Тюриков Б. М.

Представлена и обоснована математическая модель по оценке знаний студентов, обучающихся дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», с целью формирования у них единого информационного пространства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранов Ю. Н., Кузнецов А. Л., Пантюхин А. И., Тюриков Б. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mathematical model is submitted and proved according to knowledge of training students to discipline Safety of ability to live with the purpose of formation at them uniform information space.

Текст научной работы на тему «Инновационные принципы при подготовке студентов в вузе по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»»

Б.М. ТЮРИКОВ, кандидат технических наук, доцент Орловского государственного университета

Тел. (4862) 76-20-14

Ю.Н. БАРАНОВ, кандидат биологических наук, доцент Орловского государственного аграрного университета А.Л. КУЗНЕЦОВ, кандидат технических наук, зав. лабораторией безопасности в с/х производстве Орловского государственного аграрного университета А.И. ПАНТЮХИН, кандидат технических наук, зав. сектором информационных технологий Орловского государственного аграрного университета Тел. (4862) 36-49-65, факс (4862) 36-49-67; bar20062@yandex.ru

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Представлена и обоснована математическая модель по оценке знаний студентов, обучающихся дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», с целью формирования у них единого информационного пространства.

Ключевые слова: студент, безопасность, контроль, обучение, безопасность жизнедеятельности.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) призвана вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, интегрированными на общей методической основе в единый комплекс, необходимый для обеспечения комфортного состояния и безопасности человека во взаимодействии со средой обитания [1]. Однако в существующих учебных и методических пособиях практические задания составляют лишь незначительную часть общего объема.

Реализация практической направленности курса безопасности жизнедеятельности осложняется спецификой практических занятий, требующих значительных материальных затрат на дорогостоящее оборудование, используемое непродолжительное время, и отсутствием возможности создания условий, в которых студенты могли бы применить полученные ими знания на практике.

Стратегия подготовки студентов по вопросам БЖД заключается в установлении объема подготовки в зависимости от его начальных знаний. Для оптимизации этого процесса производится адаптация среды обучения к требуемому уровню подготовки.

В целях адаптации системы подготовки к индивидуальным особенностям студентов нужно управлять следующими параметрами: объемом материала; длительностью подготовки; стратегией управления консультативной информацией.

С целью учета категорий студентов введен параметр Т, который определяет время достижения требуемого состояния Тп, или время усвоения необходимого объема знаний при контроле Тг

Для этих целей используется математическая модель, представляющая обучающихся студентов в виде двухрежимного объекта управления. Исследуемые процессы описываются в виде дифференциальных уравнений с неопределенными коэффициентами:

© Б.М. Тюриков, Ю.Н. Баранов, А.Л. Кузнецов, А.И. Пантюхин

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

к и(1)уо >Ц^ и(1)уо <(0

y/(t)=

Тк-1и(1) ,у , ^т^* 1;

0,

y<UтJ;

где, Т0 и Тк — коэффициенты, отражающие категорию студента;

у0 — начальный уровень знаний студента; и(1:) — управляющее воздействие (обучающий материал, тексты);

ипмт — пороговый уровень сложности обучающего материала, который способен воспринимать персонал;

и^ — минимальный уровень сложности тестирующего материала;

у^) - имеющийся уровень подготовки.

Уровень подготовки персонала, управляющее воздействие, ипмт, ит] измеряются в байтах, а время подготовки Т0 и Тк — в секундах.

Анализ модели (1, 2) показывает, что она содержит неопределенные параметры Т0 и Тк. Для оценки их значений в процессе управления введена динамическая идентификация в реальном масштабе времени в темпе с процессом управления. В режиме проверки качества подготовки

После каждого этапа обучения проверяется

(1) выполнение условия у(|+А|;)>у(1'. В случае его

невыполнения производится динамическая оценка параметров Т0 иТк по (4) и рассчитывается новая траектория подготовки студента или группы студентов.

В ходе проверки качества подготовки значение у(Ц может определяться двумя способами:

знания студента оцениваются по трехбалльной системе, и студенту выставляется оценка С (С = 2, 4, 5). В этом случае

(2)

и(;)=

у(;+А) - у(1) А0(1)

(3)

где Р(1:) — динамическая оценка параметра Тк (обратная Тк), определяемая из выражения о/ч у(1)-у(1- А;)

АЩ-А)

а у

у(;)={ис;Г1, ; <; 1=1д], (5)

где у = 1/Тк.

Алгоритм работы системы имеет следующий вид: на основании (1) и (2) строится априорная траектория управления. Первоначальные значения коэффициентов Т0 и Тк определяются на основе результатов контроля знаний, а также статистической обработки предыдущих результатов обучения; в ходе процесса подготовки определяется управляющее воздействие и(1:) (объем учебного материала в зависимости от подготовленности персонала) по формуле (3).

С - 2

у(|)=^ и(1),

(6)

знания обучаемого оцениваются путем проведения тестирования, при этом

N

у(,)=йи(1). (7)

где N — общее число заданных вопросов;

N

число вопросов, на которые студент дал

правильные ответы.

Таким образом, адаптация производится по двум параметрам — состоянию знаний студента и скорости усвоения материала (варьируются следующие параметры: объем учебного материала и длительность его показа, а также время и степень контроля обучаемого).

0ценкой эффективности работы обучающей системы является критерий ожидаемого значения

среднего балла к Т, который вычисляется по формуле:

К + 2К2 + 3К3

К ^ = —-2-3

(8)

п = к2 + к + К,

где к1, к2, кз — количество студентов, получивших оценки не знает, знает плохо, знает хорошо; п — общее число контролируемых.

Сравнивая полученное значение к Т с фиксированным значением К^01 (заданный критерий), можно судить об эффективности работы системы.

Преподаватель по БЖД должен научить студентов тому, что знает и умеет сам, что требуют инструкции, санитарные нормы, Г0СТы, ССБТ и другие нормативные правовые акты. Для педагогического мастерства нужны не только высокие профессиональные знания, не только высокий уровень умений выполнять безопасные приемы работы, но и знания педагогики, психологии и методики обучения.

п

Также, на наш взгляд, адаптационные функции дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» не должны ограничиваться информированием обучающихся об опасных ситуациях, формированием и тренировкой умений и навыков действий по преодолению опасных факторов в условиях, в которых такого рода факторы отсутствуют или же лишь имитируются в игровых ситуациях [2].

Управлять действиями людей можно только посредством управления их мотивами. Как известно, безопасное поведение человека зависит не только от его знаний, профессиональных навыков, способностей, но и от мотивации. Причем среди психологических факторов, влияющих на безопасность, мотивационный фактор - самый важный. Тем не менее в обычной жизни мотив безопасной деятельности поощряется редко и никак не стимулируется - ни морально, ни материально, а наказание за опасное поведение не приводит, как правило, к нужному результату.

Принимая решение, человек руководствуется различными мотивами, направленными на удовлетворение его потребностей (выгоды, удобства, комфорта и др.), поэтому одна из важнейших задач дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» — сформировать у студентов осознанный и сильный мотив повседневной безопасной деятельности.

Умения и навыки, переходящие в привычки, должны подкреплять сформированные путем воспитания убеждения, интереса и мировоззрения в области безопасности.

Воспитание мотивации безопасного поведения - это направленное воздействие на психику обучаемого с целью развития у него навыков по неукоснительному соблюдению требований безопасности. Этот процесс можно рассматривать и как информационное воздействие на студента (передача таких сведений, которые способствуют желаемому поведению), и как эмоциональное воз-

действие (создание благоприятного отношения).

В современном образовательном процессе для более эффективной реализации адаптационных функций учебных дисциплин необходимо использование информационного пространства. Информационное пространство - совокупность банков и баз данных, технологий их сопровождения и использования, информационных телекоммуникационных систем, функционирующих на основе общих принципов и обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан и удовлетворение их информационных потребностей. Основными компонентами информационного пространства являются: информационные ресурсы, средства информационного взаимодействия и информационная инфраструктура.

Отличительной чертой процесса формирования единого информационного пространства является не только создание технической и технологической структуры информатизации и распределение знаний, но и учет социальных, экономических и политических аспектов его формирования и интеграции в мировое информационное пространство.

Более совершенная среда информационной активности позволяет достигать более высокого уровня возможной эффективности использования ресурсов. Объективные знания, хранящиеся в информационных банках данных, только тогда могут стать фактором прогрессивных качественных изменений в образовательном процессе, когда они найдут заинтересованного в них потребителя и будут ему доступны.

Поэтому развитие 1П:ете1:-технологий позволяет вовлекать в обмен все больше информационных ресурсов, использование которых обеспечивает количественное и качественное изменение структуры системы познания и предъявляет новые требования к технологической составляющей адаптационных функций образовательного процесса.

Библиографический список

1. Лапин А. П. Охрана труда: курс лекций для руководителей бюджетных организаций [Текст] / А.Л. Сафонов, В.К. Свиридов, Н.П. Пашин, Г.З. Файнбург, С.С. Тимофеева, Ю.А. Федченко, Л.А. Ботвенко, С.П. Ворошилов, В.Е. Рябова, Т.В. Абызова, Т.Л. Правдивая, Е.Н. Смирнова, А.П. Лапин, Б.М. Тюриков, Ю.Н. Баранов. — М.: «Издательство «Безопасность труда и жизни»», 2008. - 488 с.

2. Баранова С.В. Мониторинг качества образования студентов заочной формы обучения в рамках реализации требований Международного стандарта ISO 19011:2002 и «Стандартов и директив ENQA» [Текст] / Баранова С.В., Баранов Ю.Н. / Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Теория и практика применения инновационных технологий в условиях становления социально ориентированной экономики», 25 ноября 2008 г. Орел: Издатель Александр Воробьев, 2008. — С. 133-137.

INNOVATIONAL PRINCIPLES BY PREPARATION OF STUDENTS IN HIGH SCHOOL ON DISCIPLINE «

SAFETY OF ABILITY TO LIVE »

The mathematical model is submitted and proved according to knowledge of training students to discipline Safety of ability to live with the purpose of formation at them uniform information space.

Key words: the student, safety, the control, training, safety of ability to live.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.