Научная статья на тему 'Система обучения безопасности труда в АПК'

Система обучения безопасности труда в АПК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА / СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / ОХРАНА ТРУДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шестаков Ю. Г., Хуснутдинов И. А., Визиренко А. Ф., Лактионов К. С., Зубова И. И.

Рассмотрена модель базовой структуры и содержания программ по охране труда, пирамида ступеней образования. Отражена междисциплинарная связь безопасности сельскохозяйственного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система обучения безопасности труда в АПК»

УДК 331.4

Ю.Г. Шестаков, И.А. Хуснутдинов, кандидаты технических наук А.Ф. Визиренко, К.С. Лактионов, кандидаты биологических наук И.И. Зубова, кандидат педагогических наук С.В. Макеева, ст. преподаватель Е.В. Полехина, аспирант ФГОУ ВПО Орел ГАУ

СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА В АПК

Рассмотрена модель базовой структуры и содержания программ по охране труда, пирамида ступеней образования. Отражена междисциплинарная связь безопасности сельскохозяйственного производства. Ключевые слова: безопасность труда, система обучения, охрана труда.

Государственные стандарты второго поколения, а также принципы непрерывного многоуровневого образования и подготовки научных кадров в области БЖД требуют новых методологических и концептуальных подходов к обучению специалистов всех уровней.

На базе Орловского государственного аграрного Университета разработана система обучения безопасности труда в АПК, которая признана лауреатом конкурса «Здоровье и безопасность» в 2006 и 2007 г. в номинации: «Наставничество и системы обучения в области обеспечения безопасных условий

The model of base structure and the maintenance of programs on a labor safety, a pyramid of steps of formation is considered. Interdisciplinary communication of safety of agricultural production is reflected.

Key words: safety of work, system of training, protection of work.

труда». Она стала итогом работы по обучению и аттестации специалистов различных уровней по Орловской области (более 6500) и обеспечению в Орел Г АУ трех выпусков инженеров по специальности 28 01 02 «Безопасность

технологических процессов и производств» [1].

Основой содержания обучения является рабочая программа. Модель базовой структуры (рисунок 1) и содержания учебных про рамм по охране труда для руководителей и специалистов указанной квалификации позволяет отразить все вопросы обеспечения безопасности труда.

Рисунок 1 - Модель базовой структуры по охране труда

Успешное функционирование Системы обучения охране труда (COOT) включает специальную и педагогическую подготовку обучающих, создание совершенной материально-технической базы, использование инновационных технологий, а также профориентационную работу. Непременным условием работы СООТ является соблюдение следующих принципов обучения: профессиональная убежденность и научность; систематичность и последовательность; связь теории с практикой; сознательность и активность обучаемых; соединение индивидуального и коллективного; наглядность, доступность и целенаправленность.

Процесс изучения дисциплины «Охрана труда» должен протекать в условиях, соответствующих содержанию обучения, т.е. при полном соблюдении требований охраны труда, пожарной безопасности, производственной санитарии, строительных норм и правил.

Программы этого курса по каждой специальности и всем квалификационным уровням взаимосвязаны, но не дублируются с программами обучения на производстве и при повышении квалификации, каждые пять лет подвергаются корректировке.

В типовые программы курсового обучения с учетом местных условий допускается вносить

изменения и добавления, которые после согласования с представителями трудового коллектива утверждаются администрацией предприятия, организации, учебного заведения.

Контроль за организацией обучения охране труда базируется на принятой в отрасли системе отчетности. Он должен осуществляется путем проверок, проводимых по планам, которые разрабатываются министерствами, управлениями, отделами, объединениями. Контроль и оценка организации обучения охране труда осуществляется путем сопоставления фактического состояния с требованиями охраны труда.

Формирование знаний по охране труда согласно концепции мно оуровнево о образования в области БЖД должно быть опережающим и непрерывным.

Опережающим, поскольку человек, сталкиваясь с опасностями, должен обладать знанием для защиты от них и непрерывным, поскольку кру опасностей в зависимости от возраста человека не уменьшается, а постоянно расширяется.

Непрерывность образования - это введение его во все ступени воспитания и обучения. Наша концепция предусматривает 4 ступени образования (рис. 2)

Высшее специальное IV ступень Постулаты, закономерности, методы, классификация, алгоритмы, критерии оценки, расчеты, обоснования Технологий и производств

Среднее специальное (профессиональное) III ступень Приемы, переходы, операции, технологии, машины, оборудование, Общие сведения о производстве и методах

Общее (среднее) II ступень Приемы самообслуживания, операции общедоступных работ Общие сведения о производстве и методах

Дошкольное (начальное) 1 ступень Движения, действия

Рисунок 2 - Пирамида ступеней образования

Рассмотрим подробно связь курса БЖД с другими образовательными и специальными дисциплинами. С учетом это о можно привести пример работы интегрированного кружка «Связь курсов физики и БЖД с с.-х. производством и ландшафтным дизайном» [2].

Цели интегрированного кружка:

- реализовать профессиональную направленность обучения: связать курс физики с курсом БЖД, соединить общенаучную и методическую функцию курсов;

- усилить мотивационный аспект обучения путем плавно о перехода от изучаемых курсов в вузе к их применению в практической деятельности;-расширить возможности творческо-

исследовательской деятельности будущих

специалистов, стимулировать развитие творческих способностей студентов путем определенных заданий для отдельных разделов курса физики и БЖД.

Взаимосвязь отдельных компонентов содержания курсов «Физика» и «БЖД» изображена на рисунке 3.

Содержание курса «Физика» 1.Механика:

1.1 Движение и силы

1.2. Давление жидкое! и и газов

1.3. Работа и мощность. Энергия

1.4. Акустика

2. Молекулярная физика и термодинамика

3. Электричество и магнетизм

4. Оптика

5. Атомная, ядерная физика

Содержание курса «БЖД»

Охрана окружающей среды от негативных факторов техносферы Защита населения и территорий от негативных факторов чрезвычайных ситуаций Защита человека на производстве от опаснотей технических систем Обеспечение безопасности при проектировании., изготовлении, реконструкции и эксплуатации машин и механизмов Воздействие звуковых колебаний на организм человека и окружающую среду Микроклимат на рабочих местах

Электробезопасность

Пожаробезопасность,

взрывобезопасность

Курсовое и дипломное проектирование

Рисунок 3 - Взаимосвязь отдельных компонентов содержания курсов «Физика» и «БЖД»

Итогом работы кружка является создание научноисследовательской лаборатории, участие студентов в работе научных и научно-практических конференциях (в основном 1-2 курсы); составление таблиц, схем, отражающих фактическое состояние окружающей среды и исследуемых объектов; применение полученно о опыта для написания курсовых и дипломных работ, использование приобретенных знаний в дальнейшей профессиональной деятельности

Чтобы выполнить принцип непрерывности образования, необходима связь в системе «Школа-ВУЗ». В связи с этим интегрированный кружок тесно связывает свою деятельность с работой научно о общества «Альтаир» МОУ СОШ №12 г. Орла (руководитель - Суханькова Е.П.).

Целью данной совместной работы является приобретение умений и навыков индивидуальной и коллективной защиты от опасностей, в том числе, в условиях будущей практической деятельности.

С 2008 года в рамках этой концепции было создано межвузовское НСО (научное студенческое общество) по проблеме «Мониторин состояния здоровья учащихся школ и студентов вузов» на базе ФГОУ ВПО Орел ГАУ и ГОУ ВПО ОГУ.

Основные направления деятельности НСО:

- связь курсов физики, БЖД и физиологии;

- прикладная направленность курсов физики, БЖД и физиоло ии;

- выявление различных параметров здоровья учащихся и студентов с использованием современной аппаратуры;

- выявление основных показателей окружающей среды, производственных помещений АПК.

Результатом работы является использование полученных экспериментальных данных для написания курсовых, дипломных и научных работ студентов и аспирантов.

Обучение охране труда является одним из системообразующих факторов трудовой деятельности (табл. 1).

Таблица 1 - Факторы успеха и негативного проявления

Элементы труда факторы способствуют

успеху негативным проявлениям

Работник Высокая квалификация, адаптированность, здоровье Прострация, депрессия, фиксация, агрессия, апатия

Коллектив Информированность, сотрудничество, организованность, полная ориентирующая основа Замкнутость, структурная организация, неполная ориентирующая основа

Производс тво Развитость, ор анизация, платежеспособный спрос Слабое развитие, структурная организация, потребительский спрос

Условия труда Оптимальные (комфортные), допустимые Вредные 3.1; 3.2; 3.3; 3.4 и экстремальные

Окружаю щая среда Соответствующая системе Не соответствует системе

Большое значение имеет и социальная составляющая охраны труда. Она проявляется во влиянии на изменение трех основных показателей, характеризующих уровень развития

сельскохозяйственно о производства:

- рост производительности труда в результате увеличения фонда рабоче о времени за счет сокращения внутрисменных простоев путем предупреждения преждевременно о утомления, снижения числа микротравм, профессиональной и общей заболеваемости и т.д.;

- сохранение трудовых ресурсов и повышение профессиональной активности рабочих за счет улучшения состояния здоровья, увеличения средней продолжительности жизни, что сопровождается увеличением трудово о стажа; повышения профессионально о уровня вследствие роста квалификации и мастерства, и в связи с увеличением трудово о стажа - возможности использования остаточной трудовой активности, опыта и профессиональных знаний пенсионеров на доступных для них работах (социальное обеспечение пенсионеров).;

- создание качественной жизни для работающих в сельском хозяйстве за счет предоставления материальных благ в виде ссуд, премий, выплат надтарифно о фонда; социальных бла в виде предоставления жилплощади, бесплатных детских садов, яслей; комфортных условий для трудовой деятельности, например, путем обеспечения

оптимальных параметров микроклимата в коллективе, учета психофизиоло ических и эр ономических особенностей труда, формирование оптимально о режима труда и отдыха, проведение лечебнопрофилактических мероприятий.

Таким образом, разработанная система обучения по охране труда способствует предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости по организационным причинам. Она обеспечивает непрерывность обучения в системе «Школа-ВУЗ-производство», формирование единой ориентирующей основы специалистов по охране труда.

Литература

1. Шестаков, Ю.Г. Особенности обучения охране труда отдельных кате орий застрахованных АПК в Орловской области [Текст] / Ю.Г. Шестаков, И.А. Хуснутдинов, Е.В. Полехина // Вестник ОрелГАУ, Орел. - 2007. - № 5(8). - С. 30-32.

2. Зубова, И.И. Повышение качества обучения будущих специалистов-а рариев на основе курса физики и БЖД с сельскохозяйственным производством и ландшафтным дизайном [Текст]/ И.И. Зубова, И. Хуснутдинов, К.С. Лактионов// Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы повышения качества обучения и воспитания в системе образования Российской Федерации». - Орел, 2006. -С. 16-17.

Вестник ОрелГАу

№6(27)

декабрь 2010

Теоретический и научно-практический журнал. Основан в 2005 году

Учредитель и издатель: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный аграрный Университет»_____________________________________________

Редакционный совет: Парахин Н.В. (председатель) Амелин А.В. (зам. председателя) Астахов С.М.

Белкин Б.Л.

Блажнов А.А.

Буяров В.С.

Гуляева Т.И.

Гурин А.Г.

Дегтярев М.Г.

Зотиков В.И.

Иващук О.А.

Козлов А.С.

Кузнецов Ю.А.

Лобков В.Т.

Лысенко Н.Н.

Ляшук Р.Н.

Мамаев А.В.

Масалов В.Н.

Новикова Н.Е.

Павловская Н.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Попова О.В.

Прока Н.И.

Савкин В.И.

Степанова Л.П.

Плыпун С.А. (ответств. секретарь) Ермакова Н.Л. (редактор)

Адрес редакции: 302019, г. Орел, ул. Генерала Родина, 69. Тел.: +7 (4862) 45-40-37 Факс: +7 (4862) 45-40-64 E-mail: nichо[email protected] Сайт журнала: http://ej.orelsau.ru Свидетельство о регистрации ПИ >ФС77-21514 от 11.07. 2005 г.

Технический редактор Мосина А.И. Сдано в набор 16.12.2010 Подписано в печать 28.12.2010 Формат 60х84/8. Бума а офсетная. Гарнитура Таймс.

Объём 18,5 усл. печ. л. Тираж 300 экз. Издательство Орел ГАУ, 302028, г. Орел, бульвар Победы, 19. Лицензия ЛР№021325 от 23.02.1999 .

Ж урнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публикаций научных работ, отражающих основное научное содержание кандидатских и докторских диссертаций

8

12

Содержание номера

Научное обеспечение устойчивого развития АПК и сельских территорий Прока Н.И., Полухин А.А., Страшко И.В. Эффективность использования ресурсного

потенциала сельского хозяйства Орловской области....................................... 2

Родионова О.А. Управленческий и эмпирический подходы к интеграции

агропродовольственном секторе экономики.............................................

Ляхова М.О., Сафронов В.В. Диверсификация экономики регионов как фактор их

социально-экономического развития......................................................

Ефименко А.Г., Климова Ю.Е. Оценка коммерческих рисков в организациях АПК............... 15

Парахин Ю.Н. Анализ и оценка программ страхования аграрного сектора США................ 20

Воеводская Е.О. Развитие денежно-кредитного регулирования на современном этапе......... 24

Кружкова И.И. Биологические активы как объект российского учета и учета по

международным стандартам............................................................... 29

Ключников П.И. Проблемы и стратегические направления молодежной жилищной политики

в России............................................................................... 33

Волобуева Т.А. Проблемы развития малого бизнеса на селе................................ 35

Уварова М.Н. Развитие кооперации личных подсобных хозяйств на современном этапе........ 39

Кононов В.М., Терновых К.С., Терновых В.К. Формирование автоматизированной системы

бюджетного планирования на сельскохозяйственном предприятии........................... 41

Ловчикова Е.И., Бычкова С.И. Разработка механизма эффективного стратегического

управления региональным АПК на основе кластерного анализа............................... 45

Резвяков А.В. Методическое обеспечение процесса регионального стратегического индикативного

планирования............................. ............................................. 49

Аюбов Н.А. Развитие контроля за целевым и эффективным использованием средств в

бюджетных организациях...................................................................53

Полтарыхин А.Л. Реализация кластерного подхода в рамках продуктовых подкомплексов

системы АПК региона.................................................................... 57

Сидоренко О.В., Гуляева Т.И. Прогнозирование урожайности зерновых культур в

Орловской области....................................................................... 64

Сушкова Т.Ю. Законодательное и организационное обеспечение инвестиционной

деятельности в Ульяновской области..................................................... 69

Барбашин А.И., Петрухина М.М. Производственные типы специализированных хозяйств в

ре г иональном картофелеводстве........................................................ 71

Научное обеспечение развития животноводства Оксанич Н.И., Наумкин А.В. Тенденции и перспективы развития отраслей животноводства Гуляева Т.И., Трясцина Н.Ю. Состояние и перспективы развития молочного скотоводства и

рынка молока.......................................................................

Буяров В.С., Буяров А.В., Ветров А.А. Ресурсосберегающие технологии в молочном

скотоводстве Орловской области......................................................... 85

Шендаков А.И. Оценка эффективности отбора скота чёрно-пёстрой породы по молочной

продуктивности.....................................................................

Самусенко Л.Д. Молочная продуктивность голштинизированных черно-пестрых коров в

зависимости от генотипа и линейной принадлежности..................................

Лещуков К.А., Мамаев А.В. Биотехнология прижизненного формирования качества

продуктов животноводства...........................................................

Масалов В.Н., Сеин О.Б., Сеин Д.О. Исследование фолликулогенеза у свиней и коров с

использованием фистул.................................................................. 106

Пискурева В.А., Гнеушева И.А., Павловская Н.Е., Игнатова Г.А. Использование отходов сельскохозяйственного производства для получения белково-углеводных кормовых добавок с

разными функциональными свойствами..................................................... 109

Научное обеспечение развития растениеводства Фесенко А.Н., Фесенко И.Н., Гуринович И.А. «Эволюционный» метод отбора на

повышение устойчивости гречихи посевнойк инбридин гу................................... 111

Лазарева Т.Н., Бобков С.В. Электрофоретический анализ запасных белков семян в

межвидовых скрещиваниях гороха......................................................... 116

Ковтун В.И., Ковтун Л.Н. Селекция сортов озимой пшеницы разной интенсивности на ю ге России 119 Макаркина М.А., Янчук Т.В., Князев С.Д. Селекция смородины черной на повышенное

содержание в ягодах растворимых сухих веществ.....................................

Титов В.Н., Дыкань А.В. Агроэкологическая оценка приемов адаптивной технологии

возделывания многолетних овощных культур..........................................

Павловская Н.Е., Г агарина А.Ю. Индуцирование апоптоза в проростках гороха........... 128

Амелин А.В., Кузнецов И.И., Зайцев В.Н. Особенности начального роста у разных

сортотипов сои......................................................................

Эксплуатация се льскохозяйственных машин и безопасность труда в АПК Котельников В.Я., Мотин Д.В., Овчаров Ю.Н., Котельников А.В. Мониторинг и оценка

технико-экономических показателей сепарирующих машин...................................

Яровой В.Г., Шарапов А.П. Расчет оптимальных упругодемпфирующих параметров шины

как звена силовой передачи трактора...................................................

Пантюхин А.И., Кузнецов А.Л., Баранов Ю.Н. Количественная оценка надежности

человека в системах “человек — машина”.............................................

Черкасов А.Ю. Методика гармонизации системы «оператор-машина-среда» на основе

антропометрического анализа........................................................

Шестаков Ю.Г., Хуснутдинов И.А., Визиренко А.Ф., Лактионов К.С., Зубова И.И., Макеева С.В., Полехина Е.В. Система обучения безопасности труда в АПК.................. 145

74

81

93

101

103

122

125

131

134

136

139

141

© ФГОУ ВПО Орел ГАУ, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.