УДК 378 (082) Л.И. ГУБАРЕВА
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра профессионального обучения и бизнеса, Орловский государственный университет E-mail: [email protected] С.В. БАРАНОВА
кандидат экономических наук, кафедра «Экономика и финансы», Финансовый университет при Правительстве РФ
E-mail: [email protected]
UDC 378 (082) L.I. GUBAREVA
Сandidate of Pedagogiсs, Associate Professor, Department of professional learning and business, Orel State University
E-mail: [email protected] S.V. BARANOVA
Сandidate of Economics, Department of «Economics and Finance», Financial University under the Government of
the Russian Federation E-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: МЕТОДОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРЕДСТАВЛЕНИИ И ОБРАБОТКЕ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИИ
INNOVATIVE FORMS OF TRAINING: THE METHODOLOGY OF APPLICATION OF MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE PRESENTATION AND PROCESSING OF ACCOUNTING AND ANALYTICAL INFORMATION
В работе представлены теоретические подходы, методики преподавания профилирующих дисциплин и способы организации проектной деятельности учащихся как отдельного вида самостоятельной работы. Значительный интерес представляют вопросы применения современных программных продуктов, используемых в анализе и оценке результативности бизнеса. Раскрыты особенности применения ППП «Ваш финансовый аналитик», оценена возможность его использования в реальном секторе экономики при представлении и обработке учетно-аналитической информации.
Ключевые слова:инновационные формы обучения, активизация креативного мышления учащихся, IT-технологии, результативность функционирования бизнес-структур.
In work, theoretical approaches, methods of teaching majors and ways of organizing project activities of students as individual types of independent work are considered. Of considerable interest are the application of modern software products used in the analysis and evaluation of business performance. The features of application ofPPP «Your financial analyst» are defined, the possibility of its use in the real sector of the economy in the presentation and processing of accounting and analytical information is estimated.
Keywords: innovative forms of education, activization of creative thinking of students, IT technologies, theperformance of the businesses.
Потребность в формировании творческого и профессионально мобильного специалиста с практико-ориентированным пониманием реальных потребностей рынка труда требует от преподавателей профилирующих дисциплин формирования новых подходов и поиска современных способов и методов преподавания.
При преподавании дисциплин профессионального цикла в настоящее время возникает необходимость использования определенного методического материала, способствующего изучению не только теоретических вопросов, но и освоению отдельных практических навыков и умений, необходимых для решения профессиональных задач.
При этом целью обучения и одновременно условием, обеспечивающим успешность ее достижения, является развитие способности обучаемых использовать теоретические знания, обобщать информационный материал, самостоятельно изучать отдельные вопросы
профессиональной направленности.
На первый план выходит необходимость выявления качественных характеристик каждого учащегося, создание личностного потенциала человека, воспитание его способностей к адекватной деятельности в предстоящих предметных и социальных ситуациях, активизация креативного мышления.
Для этого используются основные методы личностно-ориентированной педагогики, одной из форм организации которой является самостоятельная работа студентов, приобретающая наибольшую ценность при обучении по заочной и дистанционной форме.
В связи с этим меняется само содержание образования, которое на современном этапе должно составлять систему знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, обусловленных требованиями общества, на достижение которых должны быть направлены усилия
© Л.И. Губарева, С.В. Баранова © L.I. Gubareva, S.V. Baranova
обучающих и обучающихся.
Однако установлено, что именно использование нетрадиционных методов обучения способствует решению конкретных задач как на производстве, так и в сфере управления и педагогическом процессе.
Наукой и практикой доказано, что лишь самостоятельная работа позволит студенту усвоить систему знаний, глубоко вникнуть в сущность изучаемых наук, овладеть необходимыми навыками, развить свои способности и дарования. Без хорошо организованной и планомерно осуществляемой самостоятельной работы нет и не может быть настоящего высшего образования и научного познания.
При изучении основных вопросов заявленной темы с использованием как основных традиционных, так и нетрадиционных методов обучения преподаватель может провести по соответствующей теме конференцию, то есть организовать дискуссию студентов.
Объем самостоятельной работы студентов в вузе определяется государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
При этом самостоятельную работу студентов по отдельным дисциплинам необходимо представлять в рамках изучаемых тем. Возможно использование метода кейсов (кейс-технологий, кейс-стадии).
Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации и могут включать необходимый теоретический материал, практические задания для подготовки и ситуационные задачи, решение которых может осуществляться как на практических занятиях, так и использоваться при проведении деловых игр.
По целям и задачам обучения кейсы можно классифицировать следующим образом.
1. Обучающие:
- направленные на решение типовых заданий;
- направленные на решение не типовых заданий;
- принципы анализа и оценки ситуации.
2. Иллюстративные:
- демонстрация применения конкретной методики, подхода на определённом примере.
В настоящее время выделяют следующую структуру кейсов, рекомендованных к использованию в учебном процессе:
- Структурированные кейсы (higЫystructuredcase) - короткое и точное изложение ситуации с конкретными цифрами и данными. Для такого типа кейсов существует определенное количество правильных ответов. Они предназначены для оценки знания и/или умения использовать одну формулу, навык, методику в определенной области знаний.
- Большие неструктурированные кейсы (unstructuredcases). Они представляют собой материал с большим количеством данных и предназначены для оценки стиля и скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного и навыков работы в определенной области. Для них существует несколько правильных вариантов ответов, и обычно не исключается
возможность нахождения нестандартного решения.
- Первооткрывательские кейсы (groundbreaking cases) могут быть как очень короткие, так и длинные. Наблюдение за решением такого кейса дает возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, сколько креативных идей он может выдать за отведенное время. Если проходит групповое решение, то может ли он подхватить чужую мысль, развить её и использовать на практике.
- Маленькие наброски знакомят с основными понятиями, требуют применения знаний в узкой области / разделе изучаемой дисциплины.
Несмотря на достаточно обширную классификацию кейс-стадии, необходимо чётко определять задачи и цели их использования в учебном процессе.
В связи с этим в рамках преподаваемых дисциплин все кейс-технологии более целесообразно подразделять по размеру и уровню сложности выполнения практических заданий:
- Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для командной работы в течение нескольких дней и обычно подразумевают командное выступление для презентации своего решения.
- Сжатые кейсы (3-5 страниц) предназначены для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию.
- Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора на занятии и зачастую используются в качестве иллюстрации к основным теоретическим вопросам, рассматриваемым на занятиях.
Таким образом, при организации работы студентов на практических занятиях или для самостоятельной работы, мгновенного оценивания результатов знаний студентов более целесообразно применять сжатые и мини-кейсы.
Необходимость использования инновационных форм обучения в вузе требует определенного развития методик преподавания профилирующих дисциплин.
В связи с чем именно полные кейсы дают возможность раскрыть в студентах индивидуальные особенности, нестандартное мышление и оценить креативность их идей. В этом случае необходимо применять иную систему представления заданий и оценки деятельности обучающихся.
Учитывая, что полный кейс содержит теоретическую, нормативную информацию, необходимую для решения ситуационных задач и разработки бизнес-ситуаций, его использование при организации деловой игры позволит достичь желаемых результатов.
Использование нетрадиционных методов обучения, активных педагогических методик способствует решению конкретных задач, совершенствованию педагогического процесса, вовлечению учащихся в проектную деятельность.
Проектная деятельность как отдельный вид самостоятельной работы позволяет учащемуся овладеть не только системой знаний, но и глубоко вникнуть в сущность изучаемых предметов, овладеть необходимыми
навыками, развить свои способности и дарования.
В этом случае реализуются следующие задачи.
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
- сформировать определенные знания учащихся в области проектной деятельности и основных подходов к ее реализации.
2. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
- организовать условия для коллективной работы с целью реализации общей задачи посредством формирования учебно-личностных качеств и определенных умений, знаний и навыков.
3. РАЗВИВАЮЩАЯ
- реализация приобретенных знаний, их первичное применение в новых условиях с целью формирования умений.
При организации проектной деятельности реализацию поставленных задач следует разделить на несколько этапов.
Первый этап.
Для реализации поставленных целей и организации научной работыобучающихся необходимо ознакомить с основными понятиями в данном направлении.
• Гипотеза - предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство.
• Объект исследования - главное поле приложения сил учёных, работающих в некоторой сфере науки.
• Предмет исследования - это составляющая часть объекта исследования.
• Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.
• Результат исследования - совокупность теоретических положений и практических рекомендации, полученных в работе.
Второй этап.
Разработка гипотезы, проблемных вопросов и определения объекта исследования, предмета и цели. При этом наиболее важно четко определить результат проведенных исследований.
Третий этап.
Создание проекта. Сбор и обработка информации.
Четвертый этап.
Предоставление результатов проектной деятельности - научной статьи, научного эссе.
Представленные методические разработки будут актуальны и значимы при преподавании профилирующих дисциплин различных направлений подготовки, однако они не являются единственными в данной области.
Известно, что одним из современных направлений профессиональной подготовки кадров высшей школы является наличие определенных навыков и умений учащихся по сбору, обработке и анализу информационного потока. В свою очередь, изучение учетно-аналитической информации невозможно без применения современных информационных и коммуникационных технологий.
В настоящее время 1Т-технологии активно применяются при оценке результативности функционирования бизнеса. Различные аналитические программы
представляют собой комплексный пакет обобщения информации, проведения аналитических процедур, заключение о результативности и значимости проведенных расчетов.
Данные положения основаны на современных информационных технологиях, которые представляют собой компьютерную обработку информации по заранее отработанным алгоритмам, хранение больших объёмов информации на разных носителях и передачу информации на любые расстояния в предельно минимальное время.
На данный момент информационные технологии в экономике, их изучение и разработка являются актуальнейшей задачей не только для обучающихся, но и для специалистов реального сектора экономики.
Информационная экономика в настоящее время изменила многие аспекты экономической реальности.
Сущность системного подхода в экономическом анализе заключается в необходимости использования различных методов исследования.
Достаточно большой перечень программных продуктов и баз данных, рекомендованных к использованию, требует детального изучения и апробации современных IT-технологий профессиональными бизнес-аналитиками.
Однако теоретическим и практическим вопросам использования информационных технологий при анализе результативности бизнеса уделяется недостаточно внимания в современной экономической науке.
Отсюда последовательное развитие экономического анализа, интеграция со смежными дисциплинами вызывают необходимость проведения исследований в области автоматизации аналитических процессов.
На рынке IT-технологий активно продвигаются отдельные программные продукты:
- Экспресс-анализ финансовой отчетности - приложение для проведения экспресс-анализа бухгалтерских показателей организации.
- AuditExpert - это профессиональная программа для анализа финансового состояния и результатов деятельности предприятия, обрабатывающая стандартные финансовые отчеты компаний.
- Финансовый анализ - ФинЭкАнализ - пакет для автоматизации управленческого и финансово-экономического анализа организаций и предприятий.
- Мастер Финансов: анализ - программа для экономического анализа рентабельности и ликвидности предприятий.
- Финансовый анализ + оценка бизнеса.
- Финансовый анализ банка - это программа, с помощью которой можно проанализировать финансовое состояние любого коммерческого банка. Она работает с такими программами, как MS Word и MS Excel.
Таким образом, бизнес-аналитику необходим пакет прикладных программ, предназначенных для решения задач из определенной проблемной области, состоящий из:
- отдельных прикладных программ и пакетов прикладных программ, предназначенных для решения раз-
личных задач пользователей;
- автоматизированных систем, созданных на основе этих (пакетов) прикладных программ.
Одной из таких аналитических программ является ППП «Ваш финансовый аналитик».
Данный программный продукт дает возможность пользователю выполнять финансовый анализ, используя как старые, так и новые формы бухгалтерской отчетности.
Наличие возможности прогнозирования деятельности компании позволяет на основе анализа доходов, расходов и финансового результата формировать прогнозную финансовую отчетность и анализировать финансовое состояние компании в будущем.
Основные области применения программы «Ваш финансовый аналитик»:
- анализ финансового состояния организация для представления в банк или другим заинтересованным пользователям;
- подготовка пояснительной записки к бухгалтерской отчетности;
- финансовый анализ организации в ходе аудиторской проверки;
- финансовый анализ в ходе подготовки отчета об оценке стоимости организации;
- анализ финансовой устойчивости организаций-клиентов;
- финансовый анализ организаций-заемщиков при кредитовании;
- текущий контроль финансового положения организации для принятия управленческих решений и др.
Важно отметить, что финансовые показатели, использованные в «Вашем финансовом аналитике», формулы их расчета и нормативные оценки перенесены в программу не «механически», а предварительно отобраны, проранжированы по важности, сгруппированы, проанализированы (в том числе на наличие взаимных противоречий в их качественной оценке), а также по возможности согласованы с аналогичными показателями, используемыми в мировой практике.
Более детально рассмотрим возможность применения данной программы в исследуемой организации.
В программу «Ваш финансовый аналитик» заложена уникальная методика рейтинга финансового состояния анализируемых организаций.
Главная особенность системы - полное исключение участия пользователя в аналитическом процессе.
Необходимо ввести данные бухгалтерской отчетности и получить по результатам анализа отчет, ничем не отличающийся от составленного аналитиком-профессионалом.
На рисунке 1 изображено заполнение ряда данных для формирования отчета, поскольку программа заполнения данных для анализа включает в себя заполнение всех официальных реквизитов организации.
Представленное диалоговое окно демонстрирует порядок заполнения основных реквизитов организации, включающих наименование организации, правовую
форму функционирования, периодичность представленной отчетности и единицы измерения финансовых результатов. Исходя из целей и направлений проведения аналитических процедур, в отчет можно включить отдельные разделы, таблицы и графики.
Рис. 1. Информационное окно «Ввод реквизитов организации».
При заполнении отдельных форм бухгалтерской (финансовой) отчетности пользователь имеет возможность изменять период исследования.
Заключающим этапом является заполнение формы «Настройка параметров отчета»._
А Ii,I О
Рис. 2. Информационное окно «Ввод данных «Отчет о финансовых результатах»».
Программой «Ваш финансовый аналитик» детально проверяются данные, представленные в отчётности, и оценивается соответствие данных, представленных в различных формах.
После проверки согласования высвечивается информационное окно «Сформировать отчёт».
Открытость и адаптивность программного продукта «Ваш финансовый аналитик» предоставляет возможность руководству организации самостоятельно вносить изменения в программу, учитывая индивидуальные требования, конкретные условия, цели проведения аналитических процедур.
А
А «а.!
Рис. 3. Информационное окно «Настройка параметров отчета».
Далее программа формирует отчет и предоставляет возможность пользователю открыть его в нескольких форматах.
Результатом работы ППП «Ваш финансовый анали-
тик» является полный финансовый отчёт о результативности деятельности организации, включающий анализ и оценку активов, пассивов, финансовых результатов и содержательные аналитические выводы с указанием положительно и отрицательно повлиявших факторов. Отдельный момент - оценка вероятности банкротства и рейтинговая оценка деятельности в рамках анализа кредитоспособности.
Таким образом, использование ППП «Ваш финансовый аналитик» будет способствовать своевременному получению объективной оценки о результативности деятельности организации.
Библиографический список
1. Баранов Ю.Н. Профессиональная подготовка кадров для автотранспортной системы России. //Инновационные технологии в профессиональном образовании. Орел, 2015. С. 174-194.
2. Баранов Ю.Н. Оценка эффективности функционирования системы подготовки кадров, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения//Вестник Брянского государственного технического университета. 2014. № 4 (44). С. 188-195.
3. Баранов Ю.Н., Тюриков Б.М. Совершенствование системы обучения охране труда работников АПК/Научные труды SWorld. Т. 3, № 1, 2008. С. 68-72.
4. Губарева Л.И., Петрухина Е.В., Тенетилова В.С. Инновационные подходы к разработке учебно-методического комплекса образовательного модуля // Фундаментальные исследования, №11. М., 2014. С.1795-1798.
5. Губарева Л.И. Инновационные методы обучения в образовании//Инновационные технологии в профессиональном образовании: коллективная монография/ Губарева Л.И., Правдюк В.Н., Хмызова Н.Г. и др. под общей редакцией В.С. Никульникова. Орел:Изд-во «Картуш», 2015. С.5-28.
6. Пакет Прикладных Программ «Ваш финансовый аналитик» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.audit-it.ru.
References
1. Baranov Yu. N. Professional training for the road transport system of Russia. Collection: Innovative technologies in professional education/ Orel, 2015. Рр. 174-194.
2. Baranov Yu. N. Assessment of efficiency of functioning of system of personnel training related to the provision of road safety // Bulletin of Bryansk state technical University. 2014. № 4 (44). Pp. 188-195.
3. Baranov Y. N., TyurikovM. B. improving the system of training labour safety of workers of agriculture// proceedings of the SWorld. Vol. 3, № 1, 2008. Pp. 68-72.
4. GubarevaL. I., Petrukhina V. Y., Tenetilova V. S. Innovative approaches to the development of educational and methodical complex of an educational module // Fundamental research, №11. M., 2014. Рр. 1795-1798.
5. Gubareva L. I. Innovative teaching methods in education// Innovative technologies in professional education: collective mono-graph/ L. I. Gubareva, V. Pravdyuk N., Khmyzov N. G. etc. under the General editorship of V. S. Nikulnikov. Orel: Publishing house of Cartouche, 2015. Рp. 5-28.
6. The package of Applied Programs «Your financial analyst» [Electronic resource].Available at: http://www.audit-it.ru.
- £L Ш Ы О в
il а. & л d » IS u - ! >4 ft с а я а я * -, \ В ш». U г »«¡Щаай П - О -Я ... - Р—, fr- А-
ïs;;—.■:
Анализ финансового положения и эффективности деятельности ОАО 'ТМС НАСОСЫ" за период с 01,01.2011 по 31.12.2011
1 ! Сгруетим Я1уи,к
1 3
î Î ? A-ir» я» «—ч S
ZTl^^ïTc.'L» . 0б™г,Л,П» п„ ср., и™*»«
I 1 ОЬМф pMyiWMTÛB «
М< * "Л й
Рис. 4. Информационное окно «Анализ финансового положения и эффективности деятельности организации».