Научная статья на тему 'Информационное обеспечение управления качеством подготовки обучающихся к работе в системе среднего профессионального образования'

Информационное обеспечение управления качеством подготовки обучающихся к работе в системе среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INFORMATION / INFORMATION SUPPORT / QUALITY MANAGEMENT / QUALITY OF TRAINING OF STUDENTS / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Правдюк В. Н., Губарева Л. И., Кузнецова Е. В.

В результате исследования выявлена существенное значение и роль управления качеством подготовки обучающихся к работе в системе среднего профессионального образования; особую роль играет правильно организованный процесс информационного обеспечения и наличие показателей отбора информации для принятия соответствующего ситуации решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Правдюк В. Н., Губарева Л. И., Кузнецова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SUPPORT OF QUALITY MANAGEMENT OF TRAINING STUDENTS TO WORK IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

As a result of the study, it was proved that a significant role in the quality management of training of students to work in the system of secondary vocational education plays a properly organized process of information support and the availability of indicators for the selection of information to make appropriate decisions.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение управления качеством подготовки обучающихся к работе в системе среднего профессионального образования»

УДК 378 ПРАВДЮК В.Н.

доктор педагогических наук, профессор, кафедра профессионального обучения и бизнеса, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ГУБАРЕВА Л.И.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра профессионального обучения и бизнеса, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] КУЗНЕЦОВА Е.В.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра профессионального обучения и бизнеса, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected]

UDC378 PRAVDYUK V.N.

Doctor of pedagogical Sciences, Professor, Department of vocational training and business, Orel State University E-mail: [email protected] GUBAREVA L. I.

Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Department of vocational training and business, Orel State

University E-mail: [email protected] KUZNETSOVA E.V.

Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Department of vocational training and business, Orel State

University E-mail: [email protected]

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К РАБОТЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

INFORMATION SUPPORT OF QUALITY MANAGEMENT OF TRAINING STUDENTS TO WORK IN THE SYSTEM

OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

В результате исследования выявлена существенное значение и роль управления качеством подготовки обучающихся к работе в системе среднего профессионального образования; особую роль играет правильно организованный процесс информационного обеспечения и наличие показателей отбора информации для принятия соответствующего ситуации решения.

Ключевые слова: информация, информационное обеспечение, управление качеством, качество подготовки обучающихся, среднее профессиональное образование.

As a result of the study, it was proved that a significant role in the quality management of training of students to work in the system of secondary vocational education plays a properly organized process of information support and the availability of indicators for the selection of information to make appropriate decisions.

Keywords: information, information support, quality management, quality of training of students, secondary vocational education.

Необходимость перехода экономики Российской Федерации от сырьевой к инновационной и развивающейся ставит на первое место проблемы повышения качества высшего образования, в том числе подготовки специалистов для системы среднего профессионального образования. Инновационно-интеллектуальный характер экономики предполагает наличие квалифицированных педагогов профессионального обучения, способных эффективно действовать на благо своей страны.

Повышение качества высшего образования в России все чаще связывается с его инновационным характером и соответствием запросам рынка труда. Так, основными целями Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы являются [1].

- обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики;

- повышение эффективности реализации молодеж-

© Правдюк В.Н., Губарева Л.И., Кузнецова Е.В. © Pravdyuk V.N., Gubareva L. I., Kuznetsova E.V.

ной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.

В соответствии с данным целям в систему высшего образования внедрены образовательные федеральные государственные стандарты по направлению подготовки профессиональное обучение (по отраслям) 43.03.04. и 43.04.04, которые позволяют обеспечить гибкость образовательных программ и поддержку образовательных организаций, реализующих инновационные образовательные программы подготовки педагогов для среднего профессионального образования (СПО).

Внедрение новых образовательных стандартов потребовало от всех субъектов образовательного процесса современного подхода к качеству обучения и к уровню образовательных услуг.

Управление качеством обучения достаточно трудоемкий процесс, который требует больших объемов точной, полезной и достоверной информации. В связи с этим возникает необходимость в выполнении определенных функ-

ций, связанных с информационным обеспечением.

Анализ научных толкований процесса информационного обеспечения управления позволил нам выделить два подхода: широкий и узкий. В широком понимании этот процесс включает совокупность процессов сбора данных, формирования потоков информации, ее обработки и анализа, выдачи управленческих решений, получения информации о выполнении управленческих решений, хранения информации. В узком сбор данных, их обработку и предоставление потребителю.

Любое управленческое воздействие идет через реализацию информационной функции. Руководителям учебного процесса любого уровня, управляя качеством подготовки обучающихся, приходится принимать управленческие решения по следующим вопросам: «Что нужно делать? Как? Когда?» Фактически они определяют приоритетные направления деятельности (желаемые характеристики будущего результата), пути их реализации и сроки выполнения. Каждый вариант решения есть не что иное, как комплекс информации о возможностях ответа на какой-либо вопрос, собранный в единое логическое целое и имеющий определенную направленность.

Приступая к сбору информации необходимой для принятия решения, руководитель сталкивается, как правило, с двумя трудностями - ее избытком или недостатком. При избытке информации сложность заключается в возможности и умении руководителя отыскать те сведения, которые имеют прямое отношение к данному вопросу. При недостатке же информации постоянной является угроза принятия неправильного, недостаточно обоснованного решения. В связи с этим, он определяет процесс сбора информации, четкий подход к общему анализу и оценке материала; определяет необходимое число факторов и их содержание, сроки их сбора и обработки, эффективность предполагаемых результатов в соотношении с затратами времени на сбор информации; разрабатывает систему показателей информации для перспективного планирования.

Информационное обеспечение управления качеством подготовки обучающихся предполагает выделение основных этапов сбора и обработки информации (см. рис. 1).

Рис. 1. Процесс информационного обеспечения управления качеством подготовки обучающихся.

На этапе сбора информации необходимо ответить на вопрос: какую информацию необходимо собирать, управляя качеством подготовки будущих педагогов для сферы СПО? Ответ на этот вопрос мы находим в серии стандартов ISO 9001и ее обновленной версии 2015, где система менеджмента качества рассматривается через призму процессного подхода, предполагающего наличие процесса входа (ресурсное обеспечение, выхода (модель педагога для сферы СПО), а также определенных преобразующих процессов, позволяющих посредством образовательного процесса подготовить качественного специалиста для рассматриваемой сферы деятельности. Исследуя данные параметры, важно понимать, что начинать нужно с параметров

выхода, то есть прежде, чем готовить специалиста важно четко понимать, что мы хотим получить на выпускном этапе, этапе сдачи ГИА.

При формировании модели выпускника по направлению подготовки профессиональное обучение (по отраслям) преподаватели кафедры профессионального обучения и бизнеса, прежде всего, ориентируются на свой практический опыт и знания, на умение разрабатывать и реализовывать собственные образовательные проекты и компетентностный подход в подготовке будущих бакалавров и магистров [2,3].

Концептуальную идею компетентностного подхода можно сформулировать следующим образом: «компетентностно-ориентированное образование направлено на освоение знаний и способов практической деятельности, обеспечивающих успешное функционирование человека в различных сферах жизнедеятельности в интересах как его самого, так и общества, государства».

В связи с тем, что компентенстный подход находит свое отражение во ФГОС, а также профессиональных стандартах подготовки педагогов, при разработке модели будущего педагога для учреждений СПО, руководителю необходимо начать сбор информации с анализа ФГОС ВО и ФГОС СПО, профессионалах стандартов, изучить требования работодателей своего региона. Таким образом удастся сблизить требования государства и работодателей к качеству подготовки выпускников вуза. При разработке модели учитывается мнение и самих потребителей (обучающихся и их родителей). Для выявления всех возможных потребителей результатов деятельности факультета, отвечающего за подготовку педагогов для СПО, и изучения их потребностей в динамике необходимы сбор информации с использованием какого-либо метода оценки.

Комплексный анализ образовательного процесса -это не только исследование хода учебной и воспитательной работы, но и изучение внешних связей структурного подразделения университета, отвечающего за подготовку обучающихся для СПО, влияющих на ее деятельность, перспектив развития образовательного процесса, педагогического и студенческого коллективов на планируемый промежуток времени. Результаты комплексного анализа, выводы, сделанные на его основе, составляют одну из научных исходных баз для определения актуальных задач факультета и кафедры в области качества на предстоящий период с учетом возможностей их реализации. В связи с этим в систему показателей, на наш взгляд, необходимо включить информацию о состоянии внешней и внутренней среды подразделения [4].

Анализ внутренней среды представляет собой управленческое обследование функциональных зон факультета технологии предпринимательства и сервиса, в частности, и университета, в целом, с целью определения сильных и слабых сторон организации образовательного процесса. Внутренняя среда структурного подразделения складывается из миссии и целей, структуры, образовательного процесса, технологии, кадров, организационной культуры и функциональных процессов (обучение и воспитание, маркетинг, финансы, персонал, учет и анализ хозяйственной деятельности и управление) [5,6,7].

Несмотря на то, что управленческая мысль о значении внешнего окружения и необходимости учитывать внешние

силы по отношению к организации обучения, появилось еще в конце 50-х годов, она остается современной, динамичной и востребованной по совершенствованию внедрения информационных технологий.

Макросреда вуза, как и любой другой организации, включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду. Данная среда будет более или менее одинаковой для большинства подразделений вуза.

Микросреда факультета специфична. Ее создают органы образования, другие образовательные учреждения, в том числе учреждения СПО, с которыми факультет поддерживает тесную связь, а также ИРО, родители, учреждения культуры, медицинские учреждение и другие субъекты непосредственного взаимодействия.

Наиболее распространенным методом, позволяющим увязать тенденции внешней и внутренней среды вуза является SWOT-анализ, который предполагает анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Применение этого метода позволяет выделить проблемные места в работе структурного подразделения, его достоинства и достижения, проанализировать возможности для улучшения процессов, обратить внимание на существующие или потенциальные угрозы. В таблице 1 представлен фрагмент, разработанного нами SWOT-анализа деятельности структурного подразделения, отвечающего за подготовку бакалавров и магистров для сферы СПО.

Данный метод позволяет не только выявить мнение потребителей, оценить ресурсное обеспечение процесса подготовки качественного специалиста. Известный факт, чем качественнее ресурсы мы используем, тем качественнее выпускаемый продукт. Руководителю необходимо собрать информацию о трудовых, материальных, правовых, финансовых и других ресурсах. Использование данных SWOT-анализа позволит выработать сценарии и программы действий по подготовки бакалавров и магистров.

Таким образом, для того, чтобы определить возможности реализации любой идеи преобразования иннова-

Фрагмент SWOT-анализа деятел

ционного подхода обучения на факультете, на основе информационных технологий, необходимо знать его исходное состояние по самым разным параметрам, аспектам - рассмотреть, как говорят точку отсчета.

В качестве таких параметров можно рассматривать: документы, регламетирующие деятельность образовательного учреждения, включая ФГОС по направлениям подготовки; численность студентов; структуру факультета (с указанием количества кафедр, реализующих программу подготвки педагогов СПО); количество педагогов (общее и дифференцированное по образованию, ученой степени и ученому званию, стажу работы, возрасту, полу, почетным званиям, сроков повышения квалификации и другим характеристикам); режим работы структурного подразделения; расписание занятий; продолжительность занятий в каждой возрастной группе; состояние материально-технической базы; характеристика воспитательной работы вне занятий; краткие сведения об истории, традициях, наследия факультета и подготовки педагогов для учреждений СПО; характеристика контингента (по полу, социальному статусу семей, национальности, здоровью и др.); характеристика социума; наличие контактов с учеными, научными центрами, кафедрами вузов, занимающихся подготовкой по аналогичным направлениям подготовки ИПК, ИРО и др.; сравнительный анализ итогов работы кафедры профессионального обучения и бизнеса, непосредственно отвечающей за реализацию ОП, за последние три года; характеристика сильных сторон и ярких достижений факультета (конкурентное преимущество факультета); характеристика управляющей системы структурного подразделения и другое.

В целом, одним из факторов эффективности управления качеством подготовки обучающихся по направлению подготовки профессиональное обучение (по отраслям) к работе в системе среднего профессионального образования считаем, что правильно организованный процесс информационного обеспечения позволяет увеличить наличие эффективных показателей отбора информации для принятия соответствующего ситуации решения.

Таблица 1.

сти структурного подразделения

Сильные стороны Слабые стороны

- высокое качество кадрового потенциала по всем блокам ОП; - хорошая материальная база структурного подразделения; - использование в учебном процессе результатов научных исследований; - привлечение к проектной и научной деятельности лучших обучающихся факультета; - слабая ориентация абитуриентов на педагогические профессии); - снижение общего уровня качества обучения; - низкое финансирование на развитие факультета; - слабая готовность преподавателей к использованию новых технологий обучения;

Возможности Угрозы

- привлечение социума к участию в жизни факультета; - возможность использования связей с учреждениями СПО, в том числе посредством использования их материальной базы; - повышение квалификации преподавателей, реализующих ОП, направленные на подготовку педагогов для СПО; - отсутствие системы маркетинговых исследований рынка труда для педагогов СПО; - старение педагогического коллектива; - снижение бюджетного финансирования; - демографическая ситуация в регионе;

Библиографический список:

1. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» - [Электронный ресурс] http://base.garant.ru/70643472/#ixzz5QAHWHOfl(дата обращения: 4.09.2018).

2. Правдюк В.Н. Качество системы профессионального образования в условиях компетентного подхода / Профессиональное обучение: от теории к практике. Под общ. ред. Правдюк В.Н. [Губарева Л.И., Хмызова Н.Г. и др.] Орел: Изд-во Орел, ООО ПФ «Картуш», 2016. С. 54-74.

3. Лысак О.Г, Правдюк В.Н. Технология разработки теоретической модели подготовки будущих бакалавров профессионального обучения на основе формирования естественнонаучных математических компетенций //Ученые записки Орловского государственного университета. No 1 (70), 2016 г. С. 214-218.

4. Правдюк В.Н. Профессиональное обучение: стратегические приоритеты и социальный запрос / Л.И. Губарева, Е.П. Лидинфа, Н.Г. Хмызова и др. /под. ред. В.Н. Правдюк. Орел: «ОГУ им. И.С. Тургенева», 2017. 288 с.

5. Правдюк В.Н., Губарева Л.И., Гаврилова И.С., Суганова М.И. Роль инновационной отраслевой среды вуза для практико-ориентированной подготовки педагогов к работе в системе среднего профессионального образования //Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (78), 2018 г. С. 286-288.

6. Ильина Н.А., Опрятова О.В., Кузнецова Е.В. Использование инновационного подхода в формировании системы менеджмента качества Орловского государственного университета на основе стандартов ИСО 9000 // Ученые записки ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет». №5. 2012. С.330-337.

7. Ильина Н.А., Опрятова О.В., Кузнецова Е.В. Использование инновационных технологий в построении системы менеджмента качества в Орловском государственном университете // Ученые записки ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет». №5. 2012. С.337-342.

8. Ильина Н.А., Опрятова О.В., Кузнецова Е.В. Управление качеством подготовки специалистов высшей квалификации и обеспечение их конкурентоспособности на рынке труда посредством применения инновационных технологий в образовательном процессе «Рынок труда, занятость, доходы: проблемы и тенденции развития». Всероссийская научно-практическая конференция. 25-27 апреля 2012 г. Орел, Картуш, 2012. С.31-38.

References

1. Order of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 N 295 "On approval of the state program of the Russian Federation "development of education" for 2013-2020" [Electronic resource] http://base.garant.ru/70643472/#ixzz5QAHWH0fl(date accessed: 4.09.2018).

2. Pravdyuk V.N. Quality of vocational education system in terms of competent approach / Vocational training: from theory to practice. Under the General editorship of V. Pravdyuk N. [Gubareva L.I., Chmutova N.G. etc.] Orel: publishing house of the eagle, OOO PF «Cartouche», 2016. Pp. 54-74.

3. Lysak O.G, Pravdyuk V.N. Technology of development of theoretical model of training of future bachelors of professional training on the basis of formation of natural-science mathematical competences / / Scientific notes of Orel state University. No. 1 (70), 2016, Pp. 214-218.

4. Pravdyuk V.N. Professional training: strategic priorities and social inquiry / L. I. Gubareva, E.P. Lidingo, N.G. Khmyzov etc. /under. ed. V.N. Truthful. Eagle: "OGU them. I. S. Turgeneva", 2017. 288 p.

5. Pravdyuk V. N., GubarevaL. I., GavrilovaI. S., SuhanovaM.I. the role of the innovative industry environment of the University for practice-oriented training of teachers to work in secondary vocational education //scientific notes of Orel state University. No. 1 (78), 2018 P. 286-288.

6. IlinaN. A. OpryatovaO. V., KuznetsovaE. V. the innovative approach to formation of system of quality management, Orel state University on the basis of standards ISO 9000 // scientific notes of FSBEI HPE "Orel state University".No. 5. 2012. Pp. 330-337.

7. Ilina N. A., Opryatova O. V., Kuznetsova E.V. the Use of innovative technologies in the construction of quality management system in Oryol state University // scientific notes of FSBEI HPE "Orel state University". No. 5. 2012. Pp. 337-342.

8. Ilyina N.A. Opryatova O.V., Kuznetsova E.V. quality Management of training of highly qualified specialists and ensuring their competitiveness in the labor market through the use of innovative technologies in the educational process "labor Market, employment, income: problems and development trends". All-Russian scientific and practical conference. April 25-27, 2012 Orel, Cartouche, 2012. Pp. 31-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.