Научная статья на тему 'Инновационные походы к обучению дошкольников в современной образовательной парадигме'

Инновационные походы к обучению дошкольников в современной образовательной парадигме Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
72
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Корсакова И. А.

В статье выдвигается гипотеза, что существование методик раннего развития обусловлено положениями психологии и нейрофизиологии о прохождении ребенком основных стадий становления в младенческом возрасте. К дошкольному возрасту это уже маленький человек со своим сложившимся характером, отношением к окружающему миру, стереотипами поведения. Ориентация на целостность, креативность, личностность является краеугольным камнем методик раннего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные походы к обучению дошкольников в современной образовательной парадигме»

11. Корнющенко Д.И. Интегральная диалогика: попытка новой технологии гуманитарного образования: (из опыта работы) [Текст] / Д.И. Корнющенко. - М.: Московский психолого-социальныйинститут, 2003. - 608 с.

12. Кутасова Л.С. Учебный проект «В математике есть своя красота» [Электронный ресурс] - Режим доступа. - www.wiki.iteach.ru/index.php.

13. Маврина Т.В. Эссе «Математика и музыка» [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.letopisi.ru/index.php.

14. Палтышев Н. Музыка на уроках физики [Текст] / Н. Палтышев // Музыка в школе. - 1989. - № 1. - С. 23-25.

15. Русикова М.В. Развивающая функция межпредметных связей в начальном образовании (математика и музыка) [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук / М.В. Русикова. - М., 2003. - 135 с.

16. Советский энциклопедический словарь / Гл.ред. A.M. Прохоров. -М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 1600 с.

17. Федорова Л.Б. Методическая разработка урока математики с элементами музыкальной теории [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.pedsovet.perm.ru/_pdocs/595.doc.

18. Фоминова М.А., Кочерова Е.А., Кошмина И.В., Никитина А.Б. Направления развития образовательной области «Искусство» в условиях стандартизации обучения [Текст] / М.А. Фоминова, Е.А. Кочерова, И.В. Кошмина, А.Б. Никитина и др. // Музыка в школе. - 2006. - № 5. - С. 20-42.

19. Хохлачева Т.В., Острожнов H.A. Интегрированный урок математика-музыка по теме: «С нотой дробь объединим» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.school.narod.ru/index32.html.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЕ

© Корсакова И. А.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

В статье выдвигается гипотеза, что существование методик раннего развития обусловлено положениями психологии и нейрофизиологии о прохождении ребенком основных стадий становления в младенческом возрасте. К дошкольному возрасту это уже маленький человек со своим сложившимся характером, отношением к окружающему миру, стереотипами поведения. Ориентация на целостность, креативность, лич-ностность является краеугольным камнем методик раннего развития.

* Доцент кафедры Социологии и философии культуры, кандидат философских наук.

Методики раннего развития, известные в настоящее время, вызывают немало споров, как в научной среде, так и среди тех, кто непосредственно занимается воспитанием детей - родителей и педагогов. Чем меньше возраст (а современная педагогика уже затрагивает период перинатального развития), тем больше возникает сомнений: какие методы целенаправленного воздействия (воспитания) наиболее эффективны и оправданы с точки зрения человеческой природы. Одни исследователи считают, например, что «пренатальный опыт плода становится основой его личности, на которую должно опираться все последующее образование», а другие склоняются к противоположной точке зрения, например: «Любые методики, предусматривающие непосредственное воздействие на ребенка в утробе матери, мы рассматриваем как неоправданное форсирование его развития, демонстрацию недоверия природе, господу Богу и самой женщине» [1]. Такие же противоречивые мнения существуют по поводу других интенсивных методик дошкольного обучения, которые сводятся к той же альтернативе. Одни говорят, зачем «мучить» ребенка музыкой, иностранными языками, «закармливать» его знаниями, это бесчеловечно, это до добра не доведет. Другие считают, что мы недостаточно знаем об огромных резервах, которые таит человеческий мозг и человеческая психика; дошкольный возраст - наилучший период, когда информация усваивается без особых усилий; чем больше ребенок увидит, услышит, впитает в раннем возрасте, тем лучше будут развиты интеллект, память, креативность, способность к концентрации и т.д., что безусловно всегда востребовано, какую бы профессию человек не избрал.

Есть много методик раннего развития. Наиболее известные из них: «саморазвивающая» система М. Монтессори, «энциклопедическая» система Г. Домана, система физического развития семьи Никитиных, «системообразующая» методика H.A. Зайцева; среди систем музыкального развития можно назвать: раннее обучение игре на скрипке С. Судзуки, «Развитие музыкального интеллекта» В.Б. Брайнина, «Воспитание искусством» Т.И. Смирновой. Все перечисленные методики различаются тем, что построены на различных научных основаниях, например, Т.И. Смирнова опирается на психологию, В.Б. Брайнин - на семиотику и структурную лингвистику, H.A. Зайцев - на физиологию. Возникает вопрос, есть ли точки соприкосновения, можно ли найти общие предпосылки построения методик раннего развития. Для этого обратимся к философии.

В философии известен закон повторения филогенеза в онтогенезе, согласно которому каждый человек в своем развитии проходит стадии, типичные для развития человеческого общества с ранних веков до настоящего времени. Это значит, что каждый ребенок проходит стадию «мифологического сознания», характерного для первобытного человека, а затем по мере взросления все больше приобретает черты «homo sapiens» в процессе социализации. Ранний период человеческой истории ученые назвали «дет-

ством человечества», проводя аналогии между несознательным ребенком и докультурным первобытным человеком.

Логично предположить, что верен и обратный закон: стадии, которые отдельный индивид проходит в своем развитии, были прожиты человечеством. Рассмотрим более подробно этот процесс. В возрастной психологии известна периодизация, согласно которой процесс развития ребенка - это постепенный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с возрастными «кризисами» и изменением в структуре личности ребенка.

Период младенчества характеризуется активным физиологическим развитием и формированием анализаторов.

Период раннего детства - наиболее интенсивное развитие эмоциональной сферы ребенка.

Далее человек начинает воспринимать мир сквозь призму интеллекта. К 10-13 годам ребенок практически овладевает основными интеллектуальными операциями анализа и синтеза; создается ряд познавательных структур, понятийная организация ребенком окружающей среды постепенно стабилизируется.

Далее начинается этап формирования личности: ее ценностных установок, мировоззренческих основ.

Таким образом, человек в своем развитии проходит четыре стадии формирования личности: 1) физическое; 2) эмоциональное; 3) интеллектуальное; 4) духовное. В соответствии с описанной выше периодизацией психологов построена и традиционная система обучения с доминированием определенной стороны личности на каждой стадии: в раннем дошкольном возрасте акцент делается на физическом развитии ребенка, дошкольное образование зиждется на эмоционально-синктерической доминанте, в младшем и среднем школьном возрасте ставится акцент на развитии интеллекта, и только в подростковом возрасте формируется мировоззренческий пласт личности (ценностные ориентиры, способность к самосознанию - рефлексии).

Проектируя обозначенные стадии на историю человечества, можно прийти к выводу, что современное общество гораздо умнее и выше в духовном плане, чем наши предки (к этому выводу склоняются отдельные ученые), что история человечества - безусловно прогресс и путь совершенствования.

Однако есть и сомнения по поводу таких оптимистичных выводов. Если обратиться к исследованиям о современных «первобытных» племенах [2], об исчезнувших культурах (Атлантида, Майя), о древних восточных цивилизациях (Индия, Китай), то окажется, что «детство человечество» было не таким уж примитивным: высоко развитые языки и математические знания, монументальная архитектура (которая остается загадкой для ученых), глубокая символика произведений искусств. В философии это обозначается термином «кумуляция»: если наука двигалась по пути аккумулирования знаний, то для художественной культуры это не характерно (древние полот-

на обладают не меньшей ценностью, чем произведения современных художников). Возможно, то же самое можно сказать о культуре в целом: древ -ний человек в полной мере обладал развитым интеллектом и целостным мировоззрением, включающим ценностный, эмоциональный и познавательный компоненты (эстетический, художественный, религиозный).

Современная педагогика переживает переломный момент: на смену модели, построенной на «трех китах» (знание, умение, навыки) приходит новая парадигма, признающая личность учащегося центром и главной ценностью образовательного процесса.

На первый план выдвигается холистический подход к образованию, смысл которого состоит в том, чтобы улучшить «фактор «в»» (А. Мас-лоу): для развития профессиональных навыков сначала нужно помочь ребенку стать «хорошим человеком», «и только затем обязательным образом проявятся специфические факторы (факторы «8»), которые отличают хорошего отца от хорошего танцора или хорошего композитора» [3].

Главной целью образовательного процесса становится формирование мировоззрения. Только имея целостное представление о мире, систему ценностей, определив для себя, зачем я пришел в этот мир, только «приняв» этот мир, сделав его «своим», человек знает, во имя чего творит. Только тогда человек может сделать свободный выбор в профессиональном и нравственном плане.

Новая образовательная парадигма предполагает также развитие творческих качеств личности.

Итак, целостность, креативность, мировоззренческая направленность - главные тенденции современного образования. Именно в этой тенденции кроются секреты методик раннего дошкольного развития. Не последовательное прохождение через стадии освоения различных сторон взаимоотношения ребенка с окружающим миром и движение через кризисы 3, 7, 10 и 13 лет, а ориентация на верхние слои личности с первых этапов социализации. А те самые «ступеньки», которые прошло человечество в процессе филогенеза, человек проходит в более раннем возрасте, и психологи уже исследовали этот процесс [4]:

1. новорожденный (первые две-три недели). Через тактильные ощущения ребенок ощущает мир. На этом этапе у него образуются «физические» образы. В основу образа ложатся впечатления от ощущения, полученные с помощью слуха, осязания и обоняния;

2. двух-трехнедельный. Ребенок начинает видеть. В это время он начинает ощущать взаимосвязи между присутствием близкого человека (мама подошла) и своим последующим эмоциональным состоянием. Осознает, какая его реакция вызовет соответствующую реакцию у мамы, и пользуется этим;

3. ребенок начинает двигаться в нужном ему направлении (трех-шестимесячный). Каждый раз, с освоением какого-то нового движе-

ния, ребенок более активно исследует окружающий мир. Благодаря этому уменьшается его эгоцентризм (он для себя еще центр мира, но уже на пороге понимания, что если ему что-то надо, то для достижения цели ему надо сделать какие-то движения (подползти));

4. пяти-семимесячный. Ребенок постепенно начинает идентифицировать себя как человечка. В первую очередь, это выражается в том, что он начинает себя «ощущать» отдельно от мамы. До этого - ее руки, ноги - воспринимаются как продолжение его собственного тела. Параллельно с этим формируется модели взаимоотношений с близкими людьми, которые, впоследствии, сложно переделать. Спустя некоторое время возникает момент, когда ребенок может сказать «нет». Это уже следующая стадия идентификации его как человечка.

К тому моменту, когда ребенок начинает говорить, это уже достаточно сформировавшийся маленький человек со своим характером, своими особенностями, своим (пусть небольшим и необычным) мировоззрением.

Именно установка на гениальность маленького человека, который физически, нравственно, интеллектуально и духовно не только не уступает, а в чем-то даже превосходит взрослого (скованного «шаблонами», приобретенными в ходе жизненного опыта), является краеугольным камнем систем раннего развития.

Данные нейрофизиологии подтверждают гипотезу об огромных возможностях и резервах раннего периода: человеческий мозг содержит триллион клеток из которых 100 млрд. представлены соединенными в сети нейронами - это субстрат интеллекта, творческих способностей, эмоций, сознания и памяти. Органы чувств маленьких детей усиленно развиваются именно тогда, когда на них подают разнообразные стимулы. Чем больше информации проходит через визуальный, слуховой, осязательный, вкусовой и обонятельный пути, тем лучше они будут функционировать. У родившегося здорового ребенка эти пути не повреждены, но и не развиты. Чем меньше информации пройдет, тем хуже они разовьются [4].

Деятельность маленького человека изначально пронизана смыслом: каждое движение сопровождается эмоцией, направлено на познание мира и окрашено высшей целью. За всем этим стоит внутренний импульс, то есть саморазвитие. Таким образом, деятельность ребенка по природе эстетическая, поскольку обладает чертами целостности, бескорыстности, эмоциональной отзывчивости, личностного отношения.

Формированию мировоззрения, ценностных и творческих ориентаций способствуют прежде всего предметы художественного цикла. И музыка может стать идеальной средой, в которой реализуется человек целостный:

- во-первых музыка имеет четырехслойную структуру (аналогичную структуре личности и мироздании в целом);

- во-вторых, именно музыка является первым каналом информации, который открывается человеку еще до рождения: «Известно, что с

8-18 недели внутриутробной жизни мозг плода стремительно продуцирует миллиарды нейронов, которые после этого периода лишь дифференцируются, создавая межнейрональные связи ... Период с 19 по 40 неделю беременности и должен быть тем уникальным периодом, когда мозг плода либо сохранит большую часть спродуцированных природой нейронов, либо утратит их навсегда», - считает М.Л. Лазарев [1].

Таким образом, можно выдвинуть гипотезу о том, что раннее развитие обусловлено самой природой человека.

Список литературы:

1. Журнал «9 месяцев» [Электронный ресурс]. - 2003. - № 01. - Режим доступа: www.9months.ru/beremennostbase.

2. Леви-Брюль Л. Сверхестественное в первобытном мышлении. - М., 1994.

3. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. - СПб., 1997. - С. 88.

4. Анна Шевякова (нейропсихолог) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.malishi.ru.

ИНТЕГРАТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА У СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

© Мугинова Г.Р.*

Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург

В статье рассматривается механизм формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов индустрии питания через применение интегративно-технологических задач.

Подготовка специалистов в современных условиях должна основываться на новых подходах к организации процесса обучения, отличных от когнитивного подхода. Для последнего характерны роли педагога-информатора, урокодателя, транслятора информации, при которых у обучаемого доминирует пассивная репродуктивная деятельность. В качестве од-

* Старший преподаватель кафедры Профессиональной педагогики, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.