Научная статья на тему 'Развитие внутренней мотивации дошкольников методом диагностики "Малышковое репетиторство"'

Развитие внутренней мотивации дошкольников методом диагностики "Малышковое репетиторство" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ / ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ / ЗОНЫ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА / МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЕ СООБЩЕСТВА / INTERNAL MOTIVATION OF PRESCHOOL CHILDREN / AN EXTERNAL MOTIVATION OF PRESCHOOL CHILDREN / AREAS OF INTEREST OF THE CHILD / INTERGENERATIONAL RELATIONS / CHILDREN-ADULT COMMUNITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тращенкова Светлана Александровна

Актуальность и популярность раннего развития ребенка в современном мире набирает обороты. Это связано с тем, что то, что раньше детям давалось с легкостью, сейчас вызывает трудности и требует профессиональной помощи. В статье представлен авторский подход к развитию педагогической компетентности родителей детей раннего возраста через реализацию программы «Малышковое репетиторство», включающей профессиональную авторскую диагностику, практические рекомендации, консультации и вебинары. Методика позволяет отследить зоны интересов ребенка и ориентировать его развитие в данном аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тращенкова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT INTERNAL MOTIVATION OF PRESCHOOL CHILDREN BY DIAGNOSTIC METHODS OF PROGRAM "TUTORING FOR KIDS"

The relevance and popularity of early child development in the modern world continue to accelerate. This is due to the fact that what was previously easy for children, now causes difficulties and requires professional help. This article also presents the author's approach to the development of pedagogical competence of young children's parents through the implementation of the program "Tutoring for kids", including professional original diagnostics, practical recommendations, advice and webinars. The technique allows to track the child's areas of interest and orient his development in this aspect.

Текст научной работы на тему «Развитие внутренней мотивации дошкольников методом диагностики "Малышковое репетиторство"»

- литературные вечера патриотической тематики,

- читательские конференции патриотической тематики,

- диспуты патриотической тематики,

- дискуссии патриотической тематики,

- беседы патриотической тематики,

- спортивно-патриотические мероприятия,

- конкурс патриотической песни,

- лекции патриотической тематики.

Учителям и классным руководителям нами был предложен примерный план проведения внеклассных мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся.

Выводы. Ожидаемые результаты и их социальная и воспитательная значимость. Результатом реализации разработанной нами модели должно быть:

1. В школе как в образовательной системе:

- создается система патриотического воспитания;

- обогащается содержание патриотического воспитания;

- в систему патриотического воспитания вовлекаются представители всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе старшеклассника:

- в духовно-нравственной сфере: осознание старшеклассниками главных жизненных ценностей и ориентиров, умение опираться на них в практической деятельности;

- в познавательной сфере: получение и расширение знаний школьников о России и Татарстане (история, традиции, культур и т.д.);

- в историко-краеведческой: переосмысление своей роли в судьбе Родины, развитие чувства гордости за свою сопричастность к событиям прошлого;

- в социальной: стремление к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства.

Конечный результат реализации программы мы видим в том, что у старшеклассников будет активная гражданская позиция и развитое патриотическое сознание, являющиеся основой личности гражданина России.

Литература:

1. Галимова, Р.З. Влияние религиозной идентичности и толерантности на межличностные отношения / Современные гуманитарные практики гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 71-76.

2. Гатауллина, Р.Ф. Образовательный потенциал гуманитарных практик и технологий в ВУЗЕ по формированию культуры межнациональных и межрелигиозных отношений / Современные гуманитарные практики гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 76-79.

3. Козаморова, М., Талипова, О.А. Гендерная идентичность студентов колледжа / Социально-экономические и гуманитарные практики инновационного развития России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, учителей и ученых. 2017. С. 167-168.

4. Талипова, О.А., Гатауллина Р.Ф. Психологическое здоровье учеников средних классов школы как фактор адаптации к процессу обучения/ проблемы современного педагогического образования. - 2018. -№59-4. С. 466-469.

5. Терентьева, Г.Г. Патриотическое воспитание старшеклассников в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин: на материале исторического краеведения: дис канд. пед. наук. - Чебоксары, 2008. - 283 с.

6. Ширекина, И.В. Патриотическое воспитание старшеклассников во внеклассной работе: на материале Республики Дагестан : дис канд. пед. наук. - Махачкала, 2007. - 204 с.

Педагогика

УДК:373.21

кандидат педагогических наук, доцент Тращенкова Светлана Александровна

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (г. Великий Новгород)

РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ МЕТОДОМ ДИАГНОСТИКИ

«МАЛЫШКОВОЕ РЕПЕТИТОРСТВО»

Аннотация. Актуальность и популярность раннего развития ребенка в современном мире набирает обороты. Это связано с тем, что то, что раньше детям давалось с легкостью, сейчас вызывает трудности и требует профессиональной помощи. В статье представлен авторский подход к развитию педагогической компетентности родителей детей раннего возраста через реализацию программы «Малышковое репетиторство», включающей профессиональную авторскую диагностику, практические рекомендации, консультации и вебинары. Методика позволяет отследить зоны интересов ребенка и ориентировать его развитие в данном аспекте.

Ключевые слова: внутренняя мотивация дошкольников, внешняя мотивация дошкольников, зоны интересов ребенка, межпоколенные отношения, детско-взрослые сообщества.

An^a^n. The relevance and popularity of early child development in the modern world continue to accelerate. This is due to the fact that what was previously easy for children, now causes difficulties and requires professional help. This article also presents the author's approach to the development of pedagogical competence of young children's parents through the implementation of the program "Tutoring for kids", including professional original diagnostics, practical recommendations, advice and webinars. The technique allows to track the child's areas of interest and orient his development in this aspect.

Keywords: internal motivation of preschool children, an external motivation of preschool children, areas of interest of the child, intergenerational relations, children-adult communities.

Введение. В современном мире актуальность и популярность раннего развития находится на пике, и это неслучайно. Изобилие детских игрушек, пособий и новомодных методик приводит родителей к постоянной гонке за тем, чтобы не упустить что-то важное. В эпоху интернета, мамы и папы находятся в информационной перегрузке, они готовы верить непроверенным методикам и зачастую своим усердием приносят вред детям. Таким образом, они снимают свою собственную тревожность и укрепляют свои родительские силы в своих же глазах.

К сожалению, многие методики имеют лишь коммерческие цели, и никак не гуманно-педагогические. Авторы этих проектов понимают, что современная мама серьезно отличается от своей собственной мамы, и уж тем более от бабушки. Это мамы другого поколения. И если жизни ее мамы и бабушки хоть как-то похожи, то современная семья живет иначе. А значит, что обмен опытом затруднен.

В статье представлена методика, позволяющая отследить зоны интересов ребенка и ориентировать его развитие в данном аспекте.

Изложение основного материала статьи. Проблемы нарушения интеллектуального развития у детей в последние годы привлекает все большее внимание не только педагогов, психиатров и психологов, но и неврологов и педиатров. Согласно статистике всемирной организации здравоохранения и современным исследованиям, доля детей, имеющих нарушения умственного развития, составляет 15% детского населения планеты и продолжает увеличиваться [6; 7; 8].

Наше время можно назвать новым поколением, с новыми детьми и новыми подходами.

- Современный ребенок лишен такого социального опыта, какой был у его родителей. Ушла не только культура двора, но и самостоятельности стало меньше;

- Современный ребенок не имеет возможности познавать мир естественным путем, и поэтому его знакомят с живой природой искусственно. Если раньше мы проводили в деревне целое лето, то сейчас ребенок видит коров, кур и других животных лишь на карточках или в контактных зоопарках;

- То, что раньше давалось с легкостью, нативным способом, сейчас требует особой подготовки. И выглядит это так, что современный родитель находится в поиске пособий для того, чтобы показать ребенку простые истины;

- Уровень тревожности у современных детей на таком высоком уровне, как не было еще никогда в истории. И это связано с тем, что мы живем в бешеном ритме. Ребенка постоянно поторапливают, все нужно делать быстро (одеваться, садиться в машину, ехать на развивашки и т.д.);

- Уходят в сторону межпоколенные отношения, а значит теряются традиции семьи. Наши бабушки знали около сотен песен, пальчиковых игр (современная мама знает лишь «сороку-воровку»), пествований и всего того, что развивало речь, мелкую моторику и создавало ребенку условия эмоциональной безопасности;

- Коммуникация стала цифровой (социально-интернетной). Проще скачать стихи в сети, чем просить помощь у бабушек. А это нарушает семейные связи;

- Безопасность современных детей начинается с самого роддома, когда в одной люльке более пяти замков защиты. Современный ребенок практически лишен опыта естественных последствий, потому его мир слишком идеален.

Все эти пункты являются трудностями семьи, и поэтому маркетологи используют их как «болевые точки» для монетизации этих проблем. Многие методики не просто вредны, но и опасны для детей. Когда из ребенка растят «гения с пеленок», теряется пластичность мозга. Мы видим мгновенные результаты, но не задумываемся о последствиях. Нейропсихологи доказали, что раннее обучение не имеет отношения к раннему развитию. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования запрещает искусственное ускорение или замедление в развитии детей.

Современные родители стали меньше наблюдать за детьми, и все больше действовать, порой, не задумываясь о последствиях. Все больше на первый план выходит внешняя мотивация.

Говоря о многообразии детско-взрослых сообществ, важно предусматривать реализацию следующих ключевых принципов Национальной стратегии действий в интересах детей (Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N0761): «защита прав каждого ребенка», «максимальная реализация потенциала каждого ребенка», «сбережение здоровья каждого ребенка».

Результаты исследования Т.Л.Кузьмишиной демонстрируют «наличие взаимосвязи между особенностями детско-родительского взаимодействия и манипулятивным поведением дошкольников» [4, с. 80], и причиной тому излишний акцент на внешней мотивации.

Мы создали методику «Малышковое репетиторство», которая помогает отследить зоны интересов ребенка. Все дети рождаются внутренне мотивированными, как поддержать эту мотивацию? Конечно, через интересы ребенка. Внутренняя мотивация отличается от внешней тем, что человек получает удовольствие от процесса, а значит, естественным образом становится увлеченным. Внешняя мотивация предполагает награду (оценка, наклейка, мультик и т.д.). И таким образом, внешне мотивированный ребенок закрывает не свои потребности, а потребности взрослых.

Методика «Малышковое репетиторство» включает в себя диагностику шести аспектов, одинаково важных и значимых для ребенка (крупная моторика, мелкая моторика, речь и мышление, зрительное восприятие, слуховое восприятие, социальные навыки, самостоятельность и эмоциональный интеллект), анализ успехов и неудач, а также практические рекомендации (игры и упражнения) для развития каждой сферы.

Это комплексный, гармоничный подход. Основная идея пособия - ежемесячно отслеживать рост малыша, и ориентироваться на его зону интересов, а не сравнивать ребенка с ровесниками. Таким образом, практически с самого детства ребенок начинает рефлексировать и осознавать свою собственную ценность и значимость.

Для простоты обработки мы составили шаблонные домики, которые символизируют рост ребенка. Каждый месяц домики наполняются кирпичами.

Первые годы жизни - это фундамент, и чем прочнее этот фундамент, тем крепче на него сядут кирпичи. Многие родители начинают заниматься чтением и письмом с ребенком, у которого нет фундамента. И тогда дом начинает рушиться. Чаще всего, это негативные последствия становятся заметны на этапе начальной школы. Поэтому, даже если ребенок естественным путем уходит вперед, важно помочь ему укрепить тот самый фундамент. От него зависит прочность дома. Если пофантазировать, то можно представить, что крыша - это уже школьные годы, и потом человек украшает свой дом (или строит заборы, ландшафтные дизайном и

т.д.) личностным ростом, курсами, интересами, профессиональным ростом и т.д. Кирпичи - это новые умения ребенка.

Кирпичи - это умения, и они прочно строятся лишь тогда, когда осуществляется подход от простого к сложному. При такой «постройке» можно избежать дальнейшие школьные трудности, психологические проблемы и даже логопедические занятия. Это возможность увидеть, в каких сферах малыш может быть успешен без особых затрат, потому что мы исходим от интересов ребёнка. А то, что ребёнку интересно, обычно даётся и развивается с особой лёгкостью, и конечно, развивается внутренняя мотивация.

Для среза уровня развития ребенка, нами создана таблица «норм» (от 1 до 48 месяцев). Нормативы таблицы составлены на основе анализа и сопоставления результатов исследований С.Герхарда, Г.Домана, Н.А.Зайцева, М Ибука, Э.Кипхарда, С.К.Монтанаро, М.Монтессори, Б.П.Никитина, В.А.Сухомлинского и др. [1; 2; 3; 4; 5]. Слово «норма» специально берем в кавычки, потому что нормой мы называем то, что 90% детей в этом возрасте делают. Но мы все ориентируемся не на нормы, а на интересы ребенка. По результатам первичного среза определяется уровень актуального развития ребенка, он необходим для того, чтобы отследить в каком направлении развивается малыш, что ему дается с особой легкостью, а что вызывает трудности. На основе таблицы составляется диаграмма развития, которая наглядно показывает, какие умения и навыки сформированы, а какие наоборот - требуют усиленного внимания и дополнительных упражнений.

Далее, родители самостоятельно проводят занятия со своим ребенком. Рекомендуется проводить 2-3 занятия в неделю, продолжительностью 45 минут (в первый год жизни желательно разбивать занятие по 1015 минут в течение всего дня).

Так, для детей первого месяца жизни «Малышковое репетиторство» включает следующий набор упражнений.

Крупная моторика: детская рука берется в ладошку, по спирали опускаем руку от плеча к ладошке; аналогичное упражнение проводится с ногами; поднятие - опускание рук; скрещивание рук на груди (сверху чередуем правую, левую руку); сгибание - разгибание ног в коленях поочередно и вместе; сгибание ног в коленях, выполнение кругов, держа ноги за колени; держим ноги за стопы, сгибание ног; большой палец правой руки держим ниже пупка, выполняем круговые движения по животу ребенка; поглаживания по спине (от шее к ягодицам одной стороной ладони, в обратную сторону другой стороной ладони). Все упражнения выполняются 20 раз.

Мелкая моторика: массаж пальчиков рук (снизу вверх), круговые движения с внутренней и с тыльной стороны ладони; соединяем большой палец с указательным, средним, безымянным, мизинчиком (3 раза); легкий массаж между пальчиков; круговые движения по внутреннему и наружному своду стопы; массаж пальцев ног; нажимаем на внешнюю часть стопы (пальчики сгибаются), проводим от пяточки к пальцам (пальчики разгибаются). Все упражнения выполняются 20 раз.

Зрительное восприятие и причинно-следственные связи: игры с погремушкой (низко - высоко, близко -далеко); прослеживание за погремушкой глазами: вверх - вниз - вправо - влево; черно-белые картинки; игрушки-хваталки; наблюдение за движущимися игрушками (едет машинка, летит самолетик).

Слуховое восприятие: прослушивание классической музыки (И.С.Бах, Л.В.Бетховен), звуки природы (шум моря).

Речь и мышление: чтение книг, пение песенок (ребенок наблюдает за артикуляцией).

Социальные навыки: эмоциональные разговоры с ребенком на разные темы.

В 1,5-3 месяца усложняем упражнения или добавляем новые.

Крупная моторика: разведение рук в стороны и сведение с легким надавливанием на боковые и передние отделы грудной клетки; массаж рук и ног; поглаживание спины от готовы к ягодицам и обратно; массаж животика (по часовой стрелке); в положении лежа на боку разгибание спины (поглаживание вторым и третьим пальцем по обеим сторонам позвоночника);отталкивание ножками от руки взрослого или от мячика; ползание на животе отталкиваясь от рук взрослого; приседания (берем ребенка подмышки и поднимаем -опускаем касаясь стопами плоскости; из положения лежа на животе поднимаем на колени и на ноги.

Мелкая моторика: кладем и удерживаем руки ребенка на различных предметах; массаж пальцев на руках и ногах; круговые движения на ладонях и стопах; игры с сенсорной перчаткой.

Зрительное восприятие и причинно-следственные связи: лежа на животе со спины малыша двигаем яркую погремушку в разные стороны; изменяем мимику (строим рожицы) удерживая контакт глаз с ребенком; игры с предметами «далеко - близко».

Слуховое восприятие: игры с шуршащими игрушками.

Речь и мышление: активно артикулируя и соблюдая контакт глаз с ребенком проговариваем слоги: агу, ха, прр, ффф, ух, га-га-га.

Социальные навыки: эмоциональные контакты с ребенком, вызываем улыбку, радость, положительные эмоции; максимальный тактильный контакт (носим на руках, прижимаем к семе, обнимаем и т.д.).

В 3-4 месяца «Малышковое репетиторство» включает следующее.

Крупная моторика: дыхательные упражнения; массаж всего тела; повороты на бок и живот с помощью взрослого; «парение» на животе, на спине; сгибание и разгибание ног.

Мелкая моторика: массаж рук, каждого пальчика. ладони; массаж рук и стоп ежиками разной плотности; игры с сенсорными игрушками; игры на захват ребенком различных предметов.

Зрительное восприятие и причинно-следственные связи: наблюдение за игрушкой из положения лежа на спине, на животе; надевание на руки и на ноги больших, мягких, звучащих браслетов (с их помощью ребенок начнет замечать и узнавать свои руки).

Слуховое восприятие: прослушивание классической музыки; игры с погремушками с различным наполнением; хлопаем в ладоши (ждем реакцию ребенка).

Речь и мышление: агуканье, чтение стихов и сказок с контактом глаз; активно артикулируя проговариваем звуки: ха, прр, о, ффф, ух, га-га-га.

Социальные навыки: социальный контакт с мамой и папой.

Малышковое репетиторство в 4-6 месяцев включает следующее.

Крупная моторика: дыхательные упражнения; массаж всего тела; сгибание рук к плечам; сгибание ног; «парение» на животе, на спине; поэтапное поднимание ребенка.

Мелкая моторика: массаж рук, ног; сенсорный массаж рук и стоп; игры с сенсорными игрушками; игры на захват ребенком различных предметов; браслеты из различных материалов.

Зрительное восприятие и причинно-следственные связи: наблюдение за игрушкой из положения лежа на спине, на животе; наблюдение за медленно передвигающимися предметами.

Слуховое восприятие: прослушивание классической музыки; колыбельные песни и песни от членов семьи; шуршащие предметы (с разных сторон).

Речь и мышление: пение песен с активной артикуляцией; чтение стихов с эмоциями, гримасами; повторение слогов и звуков с контактом глаз; разговариваем с ребенком так, чтобы он издавал звуки в ответ; предложение ребенку прорезывателей, слингобусов, игрушек для ротовой полости.

Социальные навыки: контакт глаз в любой деятельности; вызывание у ребенка положительных эмоций (улыбка, смех, хихиканье).

Для родителей предполагается две формы проведения занятий: индивидуальная - в виде консультаций, где родителям даются практические рекомендации, и групповая — со слушателями вебинаров. Тематика вебинаров определяется в соответствии с заявками родителей и на основе обобщения материалов результатов индивидуальных занятий. Примеры тем вебинаров: «Нет / нельзя и подавляющие послания», «Малышковое репетиторство с позиций ребенка», «Плохое поведение. Скандалы и капризы», «Как ходить с малышами на культурные мероприятия», «Как вовлечь папу в активное воспитание», «Как выбрать детский сад», «Ранее развитие и раннее обучение», «Счастливое и успешное родительство», «Формируем понятия «большой-маленький», «больше-меньше» и т. д.

Выводы. Две тысячи детей уже занимаются по этой методике, и родители отмечают, что данный способ помогает не только в развитии ребенка, но и в семейных отношениях и в укреплении межпоколенных связей.

Хочется закончить цитатой Уильяма Эллери Чанинга, которая отражает выводы статьи: «Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством».

Литература:

1. Баранов А.А. Изучение качества жизни в медицине и педиатрии / А.А. Баранов, В.И. Альбицкий, И.В. Винярская // Вопросы современной педиатрии. - 2005. - Т. 4, № 2. - С. 7-12.

2. Безруких М.М. Трудности обучения младших школьников, имеющих нарушение психического здоровья: По материалам обследования провед. в школе № 138 г. Москвы / М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Е.Н. Юркевич // Мир психологии. - 2003. - № 4. - С. 211-218.

3. Бочарова Е.А. Медико-социальные факторы риска в формировании отклонений в психическом и речевом развитии в детском возрасте / Е.А. Бочарова, П.И. Сидоров и др. // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2007. - № 4. - С. 39-42.

4. Брязгунов И. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью в практике педиатра / И. Брязгунов, А. Кизяева // Врач. - 2011. - № 11. - С. 49-53.

5. Кузьмишина Т.Л. Манипулятивное общение между детьми дошкольного возраста и их родителями в современной семье // Проблемы современного образования. - 2018. - №3. - С. 80-88.

6. Шерайзина Р.М., Донина И.А., Румянцева А.В., Зиновьева С.Д., Афонина В.В., Романова К.А. Готовность педагогов дошкольного образования к управлению детско-родительскими сообществами в условиях инклюзивной среды // Психолого-педагогическое сопровождение детей особой заботы. Коллективная монография. Ульяновск, 2017. С. 43-51.

7. Шерайзина Р.М., Александрова М.В., Донина И.А., Зиновьева С.Д., Тращенкова С.А. Детско-родительское сообщество как фактор развития дошкольника // Психология взаимоотношений в контексте развития личности. Коллективная монография. Ульяновск, 2017. С. 82-90.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Шерайзина Р.М., Донина И.А., Александрова Н.В., Раянова Э.Т., Задворная М.С., Николашкина В.Е. Образовательная депривация студентов: теоретический аспект // Профессиональные компетенции в высшей школе. Коллективная монография. Ответственные редакторы А.Ю. Нагорнова, Т.Б. Михеева. Ульяновск, 2018. С. 67-81.

Педагогика

УДК:378.2

доктор педагогических наук, доцент Федосеева Ирина Александровна

Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск);

начальник кафедры военной педагогики и психологии Зотов Александр Александрович

Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск);

старший преподаватель кафедры военной педагогики и психологии Сочивкин Михаил Петрович

Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск)

НРАВСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙВОЕННОСЛУЖАЩИХ РОСГВАРДИИ

Аннотация. В данной статье рассмотрена необходимость формирования профессиональных ценностей через нравственность как основу. Рассматриваются идеи, взгляды на ценности мыслителей разных лет до современных представителей власти и военачальников. Поднимается проблема формирования профессиональных ценностей и мировоззренческой ориентации через качественную подготовку военнослужащих.

Ключевые слова: нравственность, формирование, ценности, профессиональные ценности, военнослужащие, общество.

Annotation. This article discusses the need for the formation of professional values through morality as a basis. Ideas, views on values of thinkers of different years to modern representatives of the power and military leaders are considered. The problem of formation of professional values and world Outlook orientation through high-quality training of military personnel is raised.

Keywords: morality, formation, values, professional values, military, society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.