Н. В. Микляева
Методики раннего развития
Ажиотаж, который возник в последнее время в связи с поиском и использованием методик раннего развития, во многом связан с популяризацией научных идей и публикацией результатов фундаментальных и прикладных исследований детей младенческого и раннего возраста. Большую роль в этом сыграли книги Г. Домана «Гармоничное развитие ребенка» и М. Ибука «После трех уже поздно», М. Шичида «Дети гениев» и т. д. Однако это не означает, что в данной области не существовало авторских разработок ранее.
В основе методик раннего развития детей лежат разные стратегии:
• стратегия интенсификации (увеличения времени педагогического воздействия на ребенка и количества используемых развивающих методик);
• оптимизации (повышения эффективности педагогического взаимодействия в условиях сокращения временных затрат на обучение);
• акселерации (форсирования следующих этапов развития);
• амплификации (обогащения содержания детского развития, соответствующего данному возрастному периоду).
Чаще всего родители (да и педагоги) используют не одну, а несколько таких стратегий, в итоге появляются их собственные интерпретации тех или иных методик развития и разница - в оценке этого развития. Особенно сильно сбивает с толку противоречивая информация в Интернете. С помощью членов Педагогического интернет-клуба и Академии родителей, которые созданы в Интернете, попробуем разобраться хотя бы с обобщением и анализом существующих программ и методик раннего развития детей. При этом, как принято, будем пользоваться альтернативными программами и методиками (так как в обществе сложилось мнение, что именно они в полной мере обеспечивают индивидуальный подход и «настоящее» развитие способностей детей).
Микляева Наталья Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Московского гуманитарного педагогического института.
Методики развития двигательных способностей
Г. Доман в своей книге «Гармоничное развитие ребенка» указывает на то, что движение лежит в основе развития интеллекта. Однако это уже доказано целым рядом отечественных исследований, проведенных под руководством А. Р. Лурии, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера и т. д. Так, учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и ориентировочно-исследовательской (познавательной) мотивации у детей младенческого, раннего и младшего дошкольного возраста. В связи с этим становится понятна заинтересован-
ность теоретиков и практиков в разработке методик раннего развития двигательных способностей детей.
Динамическая гимнастика Леонида Китаева
Основа всех упражнений - совместное движение ребенка и взрослого.
Начинается все с простейших движений: с покачиваний из стороны в стороны, с приподнимания младенца за ручки. Постепенно покачивания переходят в раскачивания, которые становятся все интенсивнее - ребенка подбрасывают, подкидывают и крутят во всех направлениях. Однако так осваивать упражне-
и
ния можно только с опытным инструктором: он покажет, как держать ребенка, чтобы избежать травм, проследит за правильным выполнением движений, расскажет о технике безопасности и т. д.
Метод интегральной телесной терапии В. Н. Позднякова
Метод опирается на двигательно-игровую деятельность ребенка и взрослого, на основе которой формирует сопряженную сенсомо-торную координацию, снимает мышечные зажимы, препятствующие развитию произвольных движений малыша.
Приведем примеры таких двигательно-игровых упражнений.
Упражнение 1. «Шаловливые обезьянки»: взрослый вовлекает ребенка в действия по подражанию и по образцу: потереть нос, уши, стать на четвереньки, состроить рожицы и т.д.
Упражнение 2. «Забавный танец»: взрослый и ребенок совершают движения под музыку или без нее, прижавшись друг к другу ладошками.
Упражнение 3. «Добрый питон»: взрослый должен сидя обвиться вокруг ребенка и дать ему возможность высвободиться.
Упражнение 4. «Строптивая лошадка»: взрослый становится на четвереньки, сажает на спину ребенка, начинает покачиваться взад-вперед, справа налево (или наоборот), пробует привстать, затем начинает двигаться и т.д.
Упражнение 5. «Сонный Балу»: сюжет двигательной игры заключается в том, что спящий Балу нечаянно придавил Маугли - ему нужно выползти, не издав ни звука.
Упражнение 6. «Любопытная кошка»: взрослый в качестве «забора» становится на четвереньки, а ребенок играет роль котенка
Метод интегральной телесной терапии В. Н. Позднякова опирается на двигательно-игровую деятельность ребенка и взрослого, на основе которой формирует сопряженную сенсомоторную координацию, снимает мышечные зажимы, препятствующие развитию произвольных движений малыша.
(взрослый при этом должен осторожно менять положение «забора»).
Упражнение 7. «Кораблик»: взрослый сажает ребенка на живот, сгибает ноги в коленях, обнимая его, затем начинает качаться взад-вперед, вправо-влево.
Упражнение 8. «Дерево»: взрослый лежит на полу с поднятой кверху ногой - ребенок цепляется за нее, обхватывает руками. Взрослый начинает покачивать ногу, словно она - дерево, которое покачивается от ветра.
Упражнение 9. «Качели»: ребенок стоит на груди взрослого, держит его за руки и раскачивается в полуприседе вперед и назад.
Эти упражнения, в том числе гимнастические, в собственном смысле этого слова не являются основой для развития двигательных способностей детей: скорее всего, они влияют на тренировку двигательной функции взрослых. Однако развивающий эффект от них несомненен в другой области: ребенок получает удовольствие от совместной двигательной активности с близким человеком, от эмоционально насыщенного общения с ним (чаще всего с папой) - это становится залогом формирования потребности в движении1.
Методика сенсомоторного развития Н. Р. Финни
Автором данной методики является Н. Р. Финни. Автор придерживается концепции естественного развития и выделяет в нем несколько стадий развития ребенка младенческого возраста. В соответствии с этими стадиями формулируются задачи педагогического взаимодействия взрослого и ребенка.
1-я стадия сенсомоторного развития: Сначала ребенок учится контролировать положение головы и туловища, сохранять позу, сопротивляясь действию силы тяжести. Затем наступает стадия приобретения опыта изменения положения тела: повороты со спины на бок, повороты головы в сторону. При этом он учится фиксировать взгляд на маме, предмете и прослеживать их движение (можно использовать звучащие и отражающие свет игрушки).
2-я стадия сенсомоторного развития: малыш начинает отводить конечности от туловища и разгибать их, одновременно разгибая
1 На стимулирование этой же потребности ориентированы методические рекомендации по развитию «физического интеллекта» Глена Домана: теплый, ровный и гладкий пол, детский трек для ползания и т. д.
Автор методики сенсомоторного развития Н. Р. Финни придерживается концепции естественного развития и выделяет в нем несколько стадий развития ребенка младенческого возраста. В соответствии с этими стадиями формулируются задачи педагогического взаимодействия взрослого и ребенка.
все тело. Идет тренировка мышц сгибателей и разгибателей. Ребенок сгибает и разгибает ладошки, пытаясь дотянуться до предмета рукой. Поэтому игрушку помещают прямо перед ребенком - на шее у мамы в виде ожерелья из мячиков, поролоновых кубиков. Однако взять их и манипулировать пока не может. Зато имитирует звуки, которые издают взрослые.
3-я стадия сенсомоторного развития: на смену генерализованным движениям всего тела приходят разнообразные изолированные движения. Ребенок действует разогнутыми и отведенными руками и ногами. Начинают активно действовать коленные и локтевые суставы. Ребенок переворачивается с живота на спину. Произвольно доставать и брать предметы малыш может научиться только после того, как освоен базовый навык - опора на ладони выпрямленных прямых рук с разогнутым запястьем. Начинается исследование предметов. Взрослый показывает, как с ними нужно действовать - поворачивать, пробовать на вкус, стучать, разворачивать, откручивать и прикручивать, прикреплять и отцеплять и т. д. При этом нужно начинать движение руками ребенка, а потом оставлять его и давать возможность ребенку самому заканчивать движения. Затем ребенок воспроизводит движения самостоятельно. При этом взрослый следит, чтобы захват игрушки был правильным, с отведением большого пальца в сторону. В это время нужно комментировать все, что делает малыш, фиксируя результат действия. Ребенок в ответ лепечет.
4-я стадия сенсомоторного развития: появляется способность координированно поворачивать туловище, управлять его движением и следить за равновесием.
Ребенок сидит, опираясь на руки по сторонам2. При этом его учат брать и перекладывать
2 Может переходить из положения сидя в положение лежа на животе.
предметы из положения лежа на животе, с валиком под грудью. Это положение не будет вызывать напряжения мышц - ребенок сможет действовать руками. При этом если на уровне глаз лежащего ребенка поместить предмет на кусочке мягкой ткани, то он сможет дотянуться до нее и придвинуть игрушку. Чтобы научиться действовать с предметами из положения сидя, на него надевают резиновый спасательный круг. При этом ему будет удобно играть с подвижно соединенными палочками, на концах которых закреплены бубенчики - обеими руками.
Чтобы в положении сидя действовать двумя руками, ребенку нужно научиться контролировать положение туловища, стабильность таза и равновесие. Например, папа, лежа на спине, сажает на живот ребенка - тот опирается на согнутые колени папы. Папа за руки держит малыша, наклоняя ноги то вправо, то влево. Ребенок приспосабливается к движению. Если ему станет тяжело, то надо поднять его ручки выше головы, развернув плечи наружу. Очень хорошо использовать большие разноцветные мячи для фитбола - лежа и сидя на них, ребенок может учиться поднимать голову и тянуться за игрушками (мама помогает ребенку). Когда ребенок сидит на колене взрослого, тот помогает ему совершенствовать рефлексы равновесия: двигает коленом, смещая площадь опоры. Когда ребенок научится это делать, его учат дотягиваться до предмета, захватывать его рукой и выпускать, одновременно поворачивая туловище. Так, он может тянуться за двигающейся заводной игрушкой, собирать кольца для пирамидки, строить башню из кубиков и т. д. Такие башни ребенку будет легче собирать, если на кубики будут наклеены полоски-липучки, чтобы они лучше держались друг на друге, а башня не так быстро разваливалась. Это тренирует зрительно-двигательную координацию ребенка.
В конце данной стадии малыш может держать в каждой руке по игрушке и перекладывать их из одной руки в другую, стучит ими друг о друга, достает предметы из большой емкости, но, чтобы взять предмет с поверхности, сначала «припечатывает» его к ней.
5-я стадия сенсомоторного развития: развитие способности сохранять равновесие и переходить из одного положения в другое. Большинство движений начинает из положения сидя. Например, сидя верхом на папином колене, малыш может рисовать на зеркале краской
и
из пульверизатора, затем - на подлокотнике кресла, опираясь одной рукой на его сиденье. Может сидеть в кресле для купания, прикрепленном между двумя креслами, и нанизывать деревянные шарики на нейлоновую нить или раскрашивать фломастерами коробку. Может играть с выдвижными ящиками тумбочки, стоя перед ней на коленях. Может играть с предметами, разбросанными на диване, опираясь на него. С магнитными фигурами - опираясь на холодильник или специальную доску. При этом около него может находиться мягкий валик, на который он может присесть, если устанет (валик устанавливается между ног). Может стоять, удерживаясь за ящик, который тащит мама, или за большой клин из пенопласта, скатывая с него игрушки. Малыш уже знает, что предметы существуют и вне поля зрения - бросив игрушку на пол, он выглядывает из кроватки, чтобы проверить, куда она упала.
Ребенок начинает ползать3 - появляются игры с пирамидками, с пустыми катушками из-под ниток, которые можно нанизывать на толстую веревку, надевать на штырьки. На развитие восприятия и мышления направлены разбира-ние и складывание матрешки (двумя руками), работа с «Почтовым ящиком» (доской Сегена), игры типа «Подбери пару», когда на крышках из-под сметаны взрослый приклеивает по две одинаковые наклейки - ребенок должен найти пару среди 6-12 изображений.
Появляются первые слова. Ребенок использует их для фиксации названий предметов и для привлечения внимания взрослого.
6-я стадия сенсомоторного развития: переход от ползания к ходьбе.
Ребенок начинает вставать на ножки, придерживаясь за опору. Взрослый может ее отодвигать, провоцируя ситуацию неустойчивого равновесия и попытку ребенка сделать шаг в сторону опоры. Может ставить ребенка на стол или на пол и, держа ребенка за ручки, «ходить» вместе с ним4.
3 Ползание провоцирует подтягивание ребенка на руках в сторону удаляющейся игрушки, приподнимание взрослым его животика (снизу) и поочередное подталкивание вперед согнутых в коленках ножек (за голени), находясь в позиции за ребенком.
4 В этом отношении специалисты не приветствуют использование «прыгунков» в качестве стимуляторов
ходьбы: это провоцирует пропуск очень важного этапа в развитии опорно-двигательной системы - этапа ползания вперед и назад. Прямохождение развивается в форсированных условиях, когда костно-мышечный аппарат к этому не подготовлен предшествующим этапом своего развития.
При этом дети часто встают только на пальчики, причем зачастую на внешнюю их сторону. В этом случае нужно проверить тонус мышц-сгибателей5 и делать массаж ног - особенно внутренней стороны. Отдельно - массаж стоп, использовать пилящие движения поперек стопы там, где нужно расслабить напряженную мышцу. Там, где мышцы слабые, вялые, надо делать постукивание. После этого взрослый должен сам поставить ножки ребенка правильно, на всю стопу. Давать упор на стопу, когда малыш ходит по столу, самому передвигать его ножки. Под ножки подкладывать разный на ощупь материал, чтобы он вызывал ощущения от положения всей стопы. Показывать, как перекатываться с пятки на носок - своими руками формировать это движение - ребенок пойдет за ним.
Методика сенсомоторного развития А. В. Семенович ориентирована на активацию организма, формирование статокинетического баланса и операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром.
Методика сенсомоторного развития А. В. Семенович
Данная методика ориентирована на активацию организма, формирование стато-кинетического баланса и операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром. Однако собственно методикой она не является: это набор кине-зиологических упражнений, направленных на оптимизацию мышечного тонуса, появление «чувства опоры» и устойчивости, развитие целостного образа тела, формирование пространственной ориентировки и динамической организации двигательного акта, одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий.
Продолжение следует
5 Взрослый в этом случае должен сам сгибать стопочку, приводить ее к ноге, т. е. действовать вопреки движению, которое осуществляет ребенок. Он - выпрямляет, а вы - сгибайте. Эта гимнастика необходима для тренировки, для формирования правильного ощущения положения стопы.