Научная статья на тему 'Решение проблемы преодоления узкопредметного обучения в школе через межпредметную интеграцию'

Решение проблемы преодоления узкопредметного обучения в школе через межпредметную интеграцию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова А. М.

Всестороннее исследование проблемы межпредметных связей имеет принципиально важное значение как для развития научных, теоретических основ педагогики, так и для практической деятельности учителей. Именно межпредметные связи призваны обеспечить единую методологическую основу предметной системы в целом на базе выделения таких систематизирующих научных идей, которые должны пронизывать обучение по всем предметам. В статье рассмотрены следующие понятия: межпредметные связи, интеграция, межпредметная интеграция, интегративные связи учебных предметов с искусством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Решение проблемы преодоления узкопредметного обучения в школе через межпредметную интеграцию»

интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения исследовательских задач - это показатели высокого уровня мотивации к учебно-исследовательской деятельности.

При высоком уровне мотивации к исследовательской деятельности учащийся с интересом относится к профессии и к исследованию, считая это важным для своего будущего. Он самостоятельно ставит исследовательские задачи, регулярно участвует в разработке и реализации исследовательских проектов в составе группы или индивидуально; регулярно участвует в конкурсах исследовательских работ; выступает с докладами на научных конференциях, семинарах; проявляет активность в саморазвитии, стремится узнать больше информации, чем дают учебные программы.

Список литературы:

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 1976. - 158 с.

2. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации детей и подростков. - М., 1972. - С. 7-44.

3. Бодалев А.А. Мотивация и личность. Сборник научных трудов. -М.: Изд. АПН СССР, 1982.

4. Леонтьев А.Н. Мотивация и ее механизмы // Мотивация, установка и интеллектуальные системы. - Новосибирск, 1991.

5. Маркова А. К. Мотивация учебной деятельности школьника (в помощь учителю) // Вопросы психологии, - 1978. - № 3. - С. 136-142.

6. Мыльников Д. Мотивация и проблемы в обучении // Народное образование. - 2002. - № 9. - С. 123-130.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ УЗКОПРЕДМЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ МЕЖПРЕДМЕТНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ © Егорова А.М.*

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

Всестороннее исследование проблемы межпредметных связей имеет принципиально важное значение как для развития научных, теоретических основ педагогики, так и для практической деятельности учителей. Именно межпредметные связи призваны обеспечить единую методологическую основу предметной системы в целом на базе выделения таких систематизирующих научных идей, которые должны пронизывать обучение по всем предметам.

* Аспирант.

В статье рассмотрены следующие понятия: межпредметные связи, интеграция, межпредметная интеграция, интегративные связи учебных предметов с искусством.

Общество ставит перед школой задачи гуманизации воспитания личности. Модернизация содержания образования, обновление методов и средств обучения являются основой новых педагогических поисков.

Поскольку учебные предметы строятся в логике конкретных наук, и все они в той или иной степени связаны друг с другом, возникает необходимость установления межпредметных связей.

«В существующих образовательных парадигмах содержание образования обычно отождествляется с достаточно узко трактуемым учебным материалом» [4, с. 532]. Недостаток нынешней системы образования в «предметной раздробленности целостной картины мира и дискретности изучения большого объема предметов» [8, с. 51].

Содержанием образования должна стать «... вся культура человечества: и система научных знаний, и эмоционально-образный мир искусства, и исторические традиции, и система деятельности, в том числе творческой, и отношения, и ценностные ориентации» [8, с. 51].

Понимая важность данной проблемы, современные учителя-новаторы стремятся к преодолению узкопредметного обучения в школе, тормозящего разностороннее развитие личности, решая эту проблему через межпредметную интеграцию в образовательном процессе.

Интеграция (лат. - восстановление, восполнение, целое) - понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию [16, с.495].

Способы интеграции в современной школе различны. Прежде всего, это объединение нескольких учебных дисциплин в единый предмет.

Корнющенко Д.И. выделяет следующие принципы интеграции:

- принцип всеобщности;

- принцип всесторонности;

- принцип гармоничности (души и мысли);

- принцип развития;

- личностный принцип (подход к учащемуся как к самостоятельной, свободно мыслящей личности) [11, с. 370-371].

Поскольку современный мир (профессиональный в т.ч.) строится на интегративной основе, требующей разностороннего знания, компетентности, умения из потоков информации выбирать нужную и грамотно оперировать ею, образование также должно строиться на интегративной основе, вводить человека в новый мир и помогать его освоить [10].

Понять и осмыслить окружающую жизнь можно только в осмыслении закономерностей и связей элементов и предметов со всем окружением,

интеграция в образовании рассматривается как условие формирования представлений о целостности, взаимосвязи и единстве всего в мире знаний, научения находить, осмысливать обобщающие моменты и связывать явления друг с другом. Таким образом, интеграция - это особый структурно выстроенный педагогический процесс, направленный на научение детей рассматривать любые явления с разных позиций; развитие умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирование у школьников способности самостоятельно проводить творческие исследования, развитие у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве [18, с. 23].

Анализ различных подходов к интегративной организации учебного процесса и содержания образования, показывает актуальность и культуро-сообразность самой идеи построения образования на интегративной основе и наличие широкого круга способов интеграции <...> В интегративном образовательном пространстве нет жесткой границы между уроками и дополнительными занятиями, между учителями и учащимися, между учащимися разных возрастов и разных классов, между образовательными областями, между науками и искусствами, между рационально-логическим и эмоционально-образным познанием мира. На осуществление этого взаимодействия как раз и направлена технология интеграции и конвер-гентности образовательных областей и отдельных предметов с искусством, претворяемая в жизнь использованием методов искусства в учебном процессе. Эта технология помогает сжать объем учебного материала и в то же время сохранить для ребенка богатый образ мира [10].

Кашекова И.Э. [10] дает следующие обобщенные примеры «узелков» ин-тегративности и конвергентности образовательных областей с искусством.

Таблица 1

Науки Интеграция и конвергентность с искусством внутри предмета (научной дисциплины) Искусства

Искусствоведение, музыковедение, др. Описание и анализ произведения. Выразительные средства, общность языковых первоэлементов, художественные символы и реминисценции Восприятие, интерпретация, создание произведения. Художественный образ..

История Художественные стили, идеи, экономические и технологические возможности эпохи. Образ эпохи, отраженный в произведениях художественной культуры.

Литературоведение / литература Языковые первоэлементы: композиция, тема, сюжет, содержание, мотив, ритм, интонация. Описание природы, архитектуры, костюмов, мебели, характеристики героев. Литературный образ Анализ характера и осмысление поступков героя, раскрывающиеся через образы окружающих его вещей. Единство духовной и материальной культуры эпохи.

Физика Свойства света и цвета, в живописи, масса и сила тяжести в архитектуре и скульптуре. Ритм - одна из форм суще- Образы физических явлений и их использование в передаче содержания произведения искусства.

Продолжение табл. 1

Науки Интеграция и конвергентность с искусством внутри предмета (научной дисциплины) Искусства

ствования материи. Отражение и преломление предметов в воде в живописи и графике. Ньютон И.об аналогии цвета и музыки. Бор Н. о языке и образах искусства.

Биология Строение человека, животного, растений. Общность и разнообразие в изображении представителей одного вида. Симметрия и асимметрия в природе. Биоритмы. Образы растений, птиц и животных в мифологических представлениях древних, их обожествление и изображение. Образы растений, животных, человека; их характер, переданный через внешние признаки.

Математика Красота математических решений. Часть и целое. Понятие симметрии. Математические расчеты в построении композиции картины, передачи перспективы и отражений в скульптуре, архитектурном сооружении. Золотое сечение. Геометрические фигуры и геометрические тела. Мера и гармония, образы декоративно-прикладного искусства, построенные на симметрии - асимметрии, ритме, тождественности форм. Образы архитектуры и их характер, переданный пропорциональными отношениями. Образ пространства в живописи и графике.

Музыка Общность языковых первоэлементов. Тема, содержание, сюжет, мотив, композиция, ритм, интонация. Общность тем искусства и специфика их интерпретации разными видами искусства. Изобразительная символика музыкальных инструментов. Кандинский В. о цветовых и музыкальных аналогиях. Музыкальный образ. Музыкальный образ в изобразительном искусстве. Изобразительный образ в музыкальном искусстве. Использование литературных образов.

Физическая культура Язык жеста и движения. Пропорции фигуры человека. Отражение в искусстве отношения к спорту и спортивным состязаниям. Сюжеты спортивных состязаний. Образы спортсменов и гармонично сложенного человека в искусстве.

Информатика Компьютер - как средство передачи визуальной информации и создания выразительного графического образа. Графический образ и графический знак. Образы плаката, рекламной листовки, промышленной графики, выполненной средствами компьютера. Знак и символ в передаче информации.

География Перспектива пространства, разнообразие ландшафта, природных явлений, общность и уникальность пейзажей одной географической полосы. Влияние природных условий на традиционный быт человека: жилье, одежду, орудия труда и предметы быта. Образы Земли, рек, гор, морей. Мифологические представления древних и персонификация. Образы природы и природных явлений. Образы этнического декоративноприкладного искусства.

Иностранные языки Многообразие языков и культур. Национальные черты культуры, роль традиций. Образы различных культур, их общность и уникальность в общекультурном процессе. Образы национальной культуры страны изучаемого языка.

Из всех видов искусств музыка является самым интердисциплинарным. Удивительная способность музыки познавать мир на чувственной основе при помощи яркой образности «помогает детям лучше понимать мир, находить интересные формы общения, что создает условия для формирования способности мыслить и чувствовать одновременно» [3, с. 77]. Поэтому так часто, сегодня учителя-предметники используют музыку на своих уроках.

Музыкальное искусство является по своей природе интердисциплинарным, «объединяющим знания об интонационно-семантическом наполнении речи, литературы и поэзии; изобразительных возможностях музыкального искусства; о его синкретической взаимосвязи с хореографией; ассимиляции «прекрасного» и «доброго»; психологических и физиологических особенностях восприятия; происхождении и физических свойствах звука; математических пропорциях и логике; геометрических симметрии и соразмерности; о географическом расположении государств и народов, их населяющих, с характерной для них музыкальной культурой» [5, с. 138].

Наиболее распространенными на сегодняшний день в образовательной практике являются интегративные связи музыки с предметами, находящимися вместе с ней в одной образовательной области (музыка и литература, музыка и изобразительное искусство, музыка и ритмика и т.д.). Однако налицо тенденция к интеграции музыки с довольно отдаленными образовательными областями (музыка и физика, музыка и математика, музыка и биология, музыка и иностранные языки, музыка и география и т.д.).

Учитель-новатор Т.Ю. Гуняшова [6] рассматривает различные взаимосвязи музыки с предметами естественных, гуманитарных и эстетических циклов, среди них: музыка и математика (Пифагор); музыка и физика (Ньютон); музыка и биология, химия (А.П. Бородин); музыка и география и др. «Мировоззренческая направленность музыкального искусства в обучении естественнонаучным дисциплинам способствует не только глубинному познанию законов развития окружающего мира, природы человека, но и помогает его оценивать с точки зрения красоты» [6, с. 56]. «Эго и есть тот классический путь, синтез искусств и наук, который направит личность на достижение разносторонней образованности в самом себе и поможет расширить духовное зрение в познании сложного мира своих сверстников» [6, с.57].

Разработанная система уроков Н. Палтышева, [14] предполагает введение музыки в уроки физики. Это музыка Баха, Бетховена, Скрябина, Чайковского, Шопена, Прокофьева, Моцарта, Грига и др., вводится она для того, чтобы создать определенный эмоциональный климат в классе. Автор утверждает, что включение музыки высокой традиции создает на уроках атмосферу высокой духовности, размышлений о глубинных основах бытия. «На уроке мы говорим с ребятами о материальном мире, рассуждаем о формах материи, ее свойствах, о несотворимости и неуничтожаемости материи. Сложные вопросы, сложная музыка, но зато как думается!» [14, с. 23].

Любой урок естественнонаучного цикла не потеряет, а только обретет свою значимость, если он будет насыщен элементами философии, а это в свою очередь и музыка, и поэзия, и живопись. Автор призывает: «... так давайте наши уроки сделаем не только уроками по изучению законов физики и химии, а уроками, на которых будет звучать гимн одержимым людям, гимн солнцу, гимн росинке, гимн человеческому разуму» [14, с. 25].

Особый интерес вызывает интеграция музыки и математики. Примечательным является тот факт, что вопрос взаимодействия музыки и математики привлекает и музыкантов, и математиков.

Музыкально-теоретические дисциплины связаны с математикой не только отдельными математическими понятиями (число, симметрия, золотое сечение, счёт и др.), но и педагогическими методами и приёмами (применение схем, графиков, формул и т.д.). Диссертационное исследование Е.Б. Ежовой [7] связано с изучением особенностей развития музыкального слуха учащихся ДМШ в классе сольфеджио с привлечением элементов математики. В первую очередь связь между предметами заключа-ется «в применении общих понятий (счёт, доли, размер, квадрат - не квадрат, дроби, система координат, формулы, число, чёт-нечет и т.д.); в применении арифметических действий (счёт, сложение, деление, вычитание); в применении общего вида мышления (логического); в необходимости иметь общие психические качества (логически мыслить, думать, рассуждать и т.д.)» [7, с. 19]. «Использование элементов математики дает возможность адекватно воспринимать музыкальные понятия, эстетически почувствовать стройность и красоту музыкальных структур, развивать гибкость мышления, связывать понятия и идеи из разных областей знаний, развивать общие приемы умственной деятельности (классифицировать, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы и т.д.)» [7, с. 15].

В свою очередь учителя математики на уроках применяют элементы музыкальной теории, дабы избежать в сознании учащихся представление о «сухости», формальном характере математики и оторванности её от жизни и практики. «Наполнив уроки конкретными фактами, яркими образами и сделав их содержательнее, разнообразнее и занимательнее учитель может навести мосты, соединяющие математику с окружающим миром» [17, с.1].

Русикова М.В. [15] в своем диссертационном исследовании рассматривает использование музыки на уроках математики в начальной школе в качестве вспомогательного компонента обучения:

- как способ активизации деятельности (под музыку выполняются задания по математике);

- как интеллектуальный отдых;

- как эмоциональное обогащение восприятия, способствующее лучшему запоминанию материала;

- как игру, способствующую развитию интереса к «сухой» науке (через попевки, прибаутки на математические правила).

«Глубина восприятия и переживания музыки накладывает отпечаток на интеллектуальные, строго логические размышления и действия детей, существенно повышая их продуктивность» [15, с. 80].

В основе технологических механизмов интеграционного образовательного пространства лежит феномен семиотической оппозиционности, бинарно сти оппозиционных пар, который определяет общее устройство всех систем творческого познания мира, в том числе и развивающего обучения (Л.В. Занков и В.В. Давыдов) [10].

Существуют разработки бинарных уроков, составленные совместно учителем математики и учителем музыки. Авторы: Т.В. Хохлачева, Н.А. Острож-нов [19], Ю. Исратова [9], Л.С. Кутасова [12], С.В. Андреева [2], Т.В. Маврина [13] и др. Цели подобных уроков:

- расширение кругозора учащихся;

- выявление общих закономерностей в музыке и математике;

- воспитание интереса к изучаемым предметам.

Степень реализации межпредметных связей может быть различной. Это зависит от содержания урока. На наиболее примитивном уровне принцип использования межпредметных связей выражен в общем комплексном подходе к постановке и решению учебно-воспитательных задач. Следующий уровень - фрагментарный. Здесь межпредметные связи осуществляются в построении учебного материала в виде элементов, примеров, общих фактов, понятий и составляют фрагмент в структуре урока. Высший уровень подразумевает органическое включение в структуру урока учебного материала из других предметов, без которых не может быть хорошо изучен новый материал программы, требующий обобщения, синтеза знаний. На высшем, синтезированном, уровне проводятся повтори-тельно-обобщающие уроки, где объединяются знания из различных предметов с позиции общих мировоззренческих идей.

Интеграция музыки с учебными дисциплинами образовательного процесса выполняет следующие функции:

1. образовательная - формирование системности знаний о мире на основе развития ведущих научных идей и понятий;

2. развивающая - развитие системного мышления, познавательных интересов и познавательной активности;

3. воспитательная - формирование нравственных и эстетических идеалов учащихся.

Таким образом, включение музыки в систему межпредметных связей в педагогическую практику выступает как один из путей совершенствования содержания обучения.

Интеграционное образовательное пространство школы, исключая необходимость дублирования учебного материала, обеспечивает предоставление системных и целостных знаний о мире, о человеческой культуре, о компо-

нентах их составляющих. Перед учениками, как в жизни, ставятся задачи междисциплинарного характера, стимулирующие интеграцию разнопредметных знаний, в процессе решения этих задач ими осуществляется поиск информации, переводы научных сообщений с одного языка на другой [10].

Технология интеграции и конвергентности всех предметов школьного базисного плана с искусством помогает реализовать опору на личностный эмоциональный опыт учащихся и развивает эмоционально-образное мышление, незаслуженно игнорируемое образованием [10].

Список литературы:

1. Азевич А.О тональности ми мажор: Интегрированный урок: музыка и математика [Текст] / А. Азевич // Учительская газета. - 1997. - № 24. - С. 9.

2. Андреева С.В. Музыка и математика - сколь родственны они! (бинарный урок для 6-го класса) [Электронный ресурс] - Режим доступа. -www.festival.1september.ru/articles/508853

3. Арябкина И. Интеграция учебных предметов и эколого-эстетическое образование [Текст] / И. Арябкина // Искусство в школе. - 2007. - № 2. -С. 76-78.

4. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века [Текст] / Б.С. Гершунский. - М.: Совершенство, 1998. - 608 с.

5. Голешевич Б.О. Содержание общего музыкального образования эвристического типа [Текст] / Б.О. Голешевич // Инновации в современном музыкально-художественном образовании: Материалы Второй международной научно-практической конференции «Инновации в современном музыкально-художественном образовании». - Екатеринбург, 2008. - С. 135-141.

6. Гуняшова Т.Ю. Взаимосвязь музыки с предметами естественных, гуманитарных и эстетических циклов [Текст] / Т.Ю. Гуняшова // Музыка в школе - 2003. - №1. - С. 54-57.

7. Ежова Е.Б. Развитие музыкального слуха у учащихся ДМШ на уроках сольфеджио [Текст]: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: (13.00.02) / Е.Б. Ежова. - М., 2007. - 24 с.

8. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений [Текст] / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2004. - 192 с.

9. Исратова Ю. Я иду на урок. Интегрированный урок «Дроби и ноты» (математика и музыка) [Текст] / Ю. Исратова // Библиотека «Первого сентября». Математика». - 1999. - № 36. - С. 15.

10. Кашекова И.Э. Технология интеграции и конвергентности с искусством в предпрофильном и профильном образовании [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Педагогика искусства». - 2008. -№ 1. - Режим доступа: www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2008/kashekova 03-03-2008/Мт.

11. Корнющенко Д.И. Интегральная диалогика: попытка новой технологии гуманитарного образования: (из опыта работы) [Текст] / Д.И. Корнющенко. - М.: Московский психолого-социальныйинститут, 2003. - 608 с.

12. Кутасова Л.С. Учебный проект «В математике есть своя красота» [Электронный ресурс] - Режим доступа. - www.wiki.iteach.ru/index.php.

13. Маврина Т.В. Эссе «Математика и музыка» [Электронный ресурс]

- Режим доступа: www.letopisi.ru/index.php.

14. Палтышев Н. Музыка на уроках физики [Текст] / Н. Палтышев // Музыка в школе. - 1989. - № 1. - С. 23-25.

15. Русикова М.В. Развивающая функция межпредметных связей в начальном образовании (математика и музыка) [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук / М.В. Русикова. - М., 2003. - 135 с.

16. Советский энциклопедический словарь / Гл.ред. А.М. Прохоров. -М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 1600 с.

17. Федорова Л.Б. Методическая разработка урока математики с элементами музыкальной теории [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.pedsovet.perm.ru/_pdocs/595.doc.

18. Фоминова М.А., Кочерова Е.А., Кошмина И.В., Никитина А.Б. Направления развития образовательной области «Искусство» в условиях стандартизации обучения [Текст] / М.А. Фоминова, Е.А. Кочерова, И.В. Кошмина, А.Б. Никитина и др. // Музыка в школе. - 2006. - № 5. - С. 20-42.

19. Хохлачева Т.В., Острожнов Н.А. Интегрированный урок математика-музыка по теме: «С нотой дробь объединим» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.school.narod.ru/index32.html.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЕ © Корсакова И. А.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

В статье выдвигается гипотеза, что существование методик раннего развития обусловлено положениями психологии и нейрофизиологии о прохождении ребенком основных стадий становления в младенческом возрасте. К дошкольному возрасту это уже маленький человек со своим сложившимся характером, отношением к окружающему миру, стереотипами поведения. Ориентация на целостность, креативность, лич-ностность является краеугольным камнем методик раннего развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Доцент кафедры Социологии и философии культуры, кандидат философских наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.