Научная статья на тему 'Создание условий на уроках музыки для формирования образного мышления обучающихся через интеграцию музыки с другими предметами'

Создание условий на уроках музыки для формирования образного мышления обучающихся через интеграцию музыки с другими предметами Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
431
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / INTER SUBJECT CONNECTIONS / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / AESTHETIC CULTURE / ПәНАРАЛЫқ БАЙЛАНЫС / ЭСТЕТИКА-ЛЫқ МәДЕНИЕТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Азарова И. В.

В статье рассмотрена одна из актуальных проблем современного образования интеграция предметов гуманитарно-эстетического цикла. Представлены условия и критерии результативности процесса интеграции, а также его различные формы. В качестве примеров приведены фрагменты интегрированных уроков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание условий на уроках музыки для формирования образного мышления обучающихся через интеграцию музыки с другими предметами»

И.В. Азарова,

учитель музыки сш №22, г. Костанай,

специалист высшего уровня квалификации первой категории

Нег1зг1 свздер: интеграция, пэнаралъщ байланыс, эстетика-лыц мэдениет.

Ключевые слова: интеграция, межпредметные связи, эстетическая культура.

Keywords: integration, inter-subject connections, aesthetic culture.

s

<

m о

со

£ w О

I—I

U

и Ш

л о

CL

С

M

I—I

ьЦ ffi

ffi О

à

0 к

1

s

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ МУЗЫКИ С ДРУГИМИ ПРЕДМЕТАМИ

Ацдатпа

Макалада заманауи бшм берудщ езект мэселе-лершщ 6ipi - гуманитарлык-эстетикалы; циклдеп пэндердщ интеграциясы карастырылады. Интеграция урдгсшщ нэтижелшк шарттары мен кеpсеткiштеpi, оньщ формалары ^сынылады. Мысал pетiнде интегра-цияланган сабактардыц фpагменттеpi келтipiледi.

Аннотация

В статье рассмотрена одна из актуальных проблем современного образования - интеграция предметов гуманитарно-эстетического цикла. Представлены условия и критерии результативности процесса интеграции, а также его различные формы. В качестве примеров приведены фрагменты интегрированных уроков.

Annotation

In the article one of issues of the day of modern education isconsidered is integration of the articles of humanitarianaesthetic cycle. Terms and criteria of effectiveness ofprocess of integration, and also his different forms, arepresented. As examples fragments over of the integratedlessons are brought.

Нет рубежей между искусствами, музыка объединяет в себе поэзию и живопись и имеет свою архитектуру.

М.К. Чюрленис.

Главная задача современной системы образования - это формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде. Воспитание человека всегда было сложной задачей. Проблемы сегодняшнего дня делают этот процесс ещё более трудным. В связи с этим в настоящее время развиваются школьные педагогические технологии, которые требуют новых подходов в системе обучения и воспитания школьников. При этом основное внимание уделяется механизмам становления социально-успешной личности. Изменения, происходящие в наше время в науке, на производстве, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания школьников. С этой целью создаются новые планы, программы, которые тре-

Ж

буют и новых форм уроков.

Интеграция обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в ходе формирования у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры [1,с.49].

Введение интеграции предметов в систему образования позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. На интегрированном уроке лучше достигаются дидактические цели: познавательная, развивающая и воспитательная.

Интеграция предметов эстетического цикла позволяет достичь взаимосвязи: человек - общество - природа, затрагивая нравственно-этическую сторону этой связи. Есть пути, которые возникают естественным образом. Это касается объединения таких курсов, как изобразительное искусство и художественный труд, изобразительное искусство и литература, изобразительное искусство и музыка, которые просто дополняют друг друга. Лирические картины Шишкина и Левитана лучше воспринимаются под музыку Чайковского, открывая раздолье, мощь, величавость Руси. Художественные произведения Айвазовского дополняет музыка Шостаковича и Бетховена, которая позволяет ощутить всю глубину трагизма людей, терпящих крушение, и всю силу стихии, разметавшей в щепки корабль. А интеграция музыки и изобразительного искусства позволяет учащимся на уроке не только слушать, развивать воображение и чувства, но и самим заниматься творчеством [1,с.50].

Интеграция музыки, изобразительного искусства и литературы дает большие возмож-

ности для раскрытия духовных горизонтов искусства, приобщает к нему как языку общения между народами, памяти человечества, в которой сохранены мысли, чувства, деяния людей прошлых эпох и настоящего времени.

Интеграция - это система, предполагающая объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных родственных предметов в единое целое. Интегративное обучение является одновременно и целью, и средством обучения. Как цель обучения интеграция помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии через звук и цвет.

В рамках интеграции музыки и литературы, при изучении темы «Роль литературного текста в вокальной музыке» в курсе 5-го класса обучающимся предлагается вспомнить сюжет литературного произведения «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина. Школьники знакомятся с понятием либретто (кратким литературным изложением оперы или балета), слушают арию Руслана из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила», после чего проводят аналогию между музыкальным и литературным образом Руслана. В кабинете музыки созданы все необходимые условия для формирования образного мышления обучающихся. Ежегодно пополняется фонд учебно-методических материалов кабинета музыки литературными произведениями и историческими источниками.

За счет интеграции из года в год растет и познавательный интерес к изучаемому предмету, что обеспечивает высокую мотивацию. На уроках музыки обучающиеся создают творческие работы - пишут сочинения, стихи, выражают музыкальные и литературные образы в картинах.

В процессе работы с учащимися I - IV классов по предлагаемым темам желательно использовать впечатления, знания и умения, полученные ими на других уроках, прежде всего на уроках изобразительного искусства и чтения [1,с.48].

Так, на уроках изобразительного искусства дети получают различные художественные впечатления, приобретают опыт эстетического восприятия произведений; у них развивается способность отзываться на прекрасное в окружающем мире, замечать особенности природы в разное время года; чувствовать настроения

m

о

Рч

w О

О

о &

т

о

Рч РЧ

О

О

о &

Й -а X X О

т

о

X

в природе (радостные, грустные, спокойные, оживленные); учащиеся знакомятся с особенностями сказочно-фантастического изображения; получают представление о народно-художественном творчестве - все это способствует и более полному восприятию музыки.

На уроках чтения (и развития речи) дети через художественные произведения (стихи, рассказы) знакомятся с различными явлениями окружающей жизни, некоторыми особенностями жанра сказки (элементы чудесного, фантастического), что помогает им полнее, глубже воспринимать аналогичные явления, отраженные в музыкальных произведениях.

При восприятии и исполнении музыкальных произведений применяются полученные на уроках чтения знания и навыки работы над текстом; умение ответить на вопросы о прочитанном и о своих наблюдениях, делить текст на законченные по смыслу части, выделять основное в содержании части и произведении в целом. При разборе структуры музыкальных произведений и изучении нотной грамоты учащимся могут помочь формируемые у них на уроках математики навыки счета и представления о возможности использования букв как символов, а также полученные на уроках изобразительного искусства элементарные пространственные представления. При разучивании хоровых произведений и работе над музыкальной импровизацией на стихотворные тексты используется полученное на уроках чтения умение выразительно читать текст, выделять голосом важные по смыслу слова в предложении, правильно произносить слова; используются навыки слогового и звукобук-венного анализа.

Введение в программу уроков музыки движения под музыку предполагает использование умений и навыков, получаемых учащимися на уроках физкультуры.

К ним относятся: основная стойка, маршировка, ходьба с замедлением и ускорением, с остановкой; построение и движение колонной; положение и движение рук: вниз, вперед, в стороны, вверх; на пояс, к плечам, перед грудью; движения кистями и пальцами рук; поочередное движение рук; повороты туловища направо, налево; повороты головы.

Изучив связь музыки с другими предметами, я пришла к выводу, что существующие разработки уроков предлагают интеграцию музы-

ки с ограниченным числом предметов, обычно это литература и изобразительное искусство. Ряд предметов, наиболее удачно интегрирующихся с музыкой:

• Литература (музыкальные произведения на литературный сюжет, произведения фольклора, выразительное чтение и выразительные средства в музыке);

• Русский язык (понятие о тексте, идея произведения, правильное произношение слов, определение главного и зависимого слова, виды предложений, стили речи, ассонанс, аллитерация);

• Математика (музыкальные длительности, метр, размер);

• История (история в песне, опере, кантате);

• География (музыка моего народа, музыка народов мира);

• Иностранные языки (музыка народов мира);

• Физкультура (выполнение движений в соответствии с характером и динамикой музыки);

• Изобразительное искусство (видеть музыку, слышать живопись).

Как научить детей рисовать? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо заметить, что краски и звуки в природе сосуществовали всегда. Близки друг к другу тембр в музыке и колорит в живописи (недаром в музыкознании существует понятие: «мелодический рисунок»). Ритм также является универсальным компонентом художественного языка и важнейшим выразительным средством и музыки и изобразительного искусства [1,с.51].

Колорит - одно из важнейших средств эмоциональной выразительности живописи, тембр в музыке главный фактор ее изобразительности, т.е. колорит, является наиболее «музыкальным» элементом живописи, а «тембр» наиболее «живописным» элементом музыки.

Примеры сопоставления колорита в живописи (цвета) и колорита (тембра) в музыке многочисленны. Художник В. Кандинский соотносил с определенным цветом тот или иной музыкальный тембр. Голубой цвет ассоциировался у него с тембром флейты, красный - трубы, синий - виолончели.

Русские композиторы Н. Римский - Корсаков и А. Скрябин обладали так называемым «цветным слухом». Каждая тональность пред-

85

ставлялась им «окрашенной» в определенный цвет и в связи с этим имела тот или иной эмоциональный колорит. Так, до мажор у Н. Римского Корсакова «белый», до минор «багряный», ми мажор «темный, сумрачный, серо - синеватый.»

Ритм также является основой не только поэзии и музыки, но и архитектуры и живописи. Семантически родственны, считает И. И. Иоффе, ритм стройных, восходящих линий в архитектуре и живописи, стройных восходящих голосов в музыке, восходящих лирических чувств в литературе. Существует двусторонняя связь между слуховым и зрительным восприятием. Эту связь уловили уже художники древности, которые сопровождали звучание музыки различными зрительными демонстрациями. Музыка способна вызывать у слушателя яркие зрительные представления, что позволяет композиторам создавать «музыкальные картины» («Рассвет на Москве реке» М. Мусоргского; «Утро» Э. Грига; «Лунный свет» К.Дебюсси) [2,с.63].

В живописи определенные сочетания линий, цвета могут вызывать у зрителя ощущение звука («звучащая живопись»). Живопись может изображать состояние звукового покоя (И. Левитан «Тишина»). В результате взаимодействия изобразительного искусства и музыки происходит обогащение рисунков новым содержанием при решении изобразительных задач. В то же время созданный рисунок помогает детям более глубоко постичь музыкальный образ, содержание и выразительные средства музыки. Настроение музыки в рисунках детей чаще передаются с помощью колорита цвета: громкость с помощью величины изображения, темп - динамичности движений [2,с.64].

Сопоставление произведений музыкального, изобразительного искусства является наиболее обоснованным при опоре на ассоциативно - образную связь.

Но наиболее ценными я считаю уроки, где интегрируют несколько предметов.

Также мною разработанные и проведенные интегрированные уроки:

• «Картины природы в музыке и изобразительном искусстве» (музыка и изобразительное искусство)

• «Музыка спортландия» (музыка и физическая культура)

• «Мой Казахстан» (музыка, изобразительное искусство, казахский язык)

• «Алиса в стране чудес» (музыка и литературное чтение)

• «Эпоха романтизма в музыке и изобразительном искусстве» (музыка и изобразительное искусство)

Такая интеграция способствует более полной реализации системного подхода в образовании. Результат данной технологии - гармоничное развитие личности ребенка, воспитание у него чувства прекрасного, воспитание целостного взгляда на мир.

Помимо интегрированных, провожу самые разные по форме уроки: урок - сказка, урок - конференция, уроки - творчества, урок - экскурсия, урок - путешествие, занятие - игра, комбинированные уроки. Такие уроки выходят за рамки традиционных уроков. Они дают возможность организовать коллективную деятельность в сочетании с индивидуальным творчеством, как учащихся, так и преподавателя, создание эмоционального подъема детей, ситуаций успеха для каждого ребенка с учетом его возрастных, личностных особенностей, индивидуальных способностей и интересов.

Основные методы, применяемые мною:

1. Метод наблюдения за музыкой (Б. В. Асафьев);

2. Метод забегания вперед и возвращения к уже пройденному материалу (Д Б. Кабалевский);

3. Метод размышления, рассуждения о музыке (Д.Б. Кабалевский);

4. Метод эмоциональной драматургии (Д.Б. Кабалевский);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Метод создания художественного контекста (Л.В. Горюнова). Этот метод предполагает «выход» за пределы музыки в другие виды искусства, а также обращение к конкретным жизненным ситуациям.

6. Метод создания композиций (Л.В. Го-рюнова). Этот метод предполагает изучение музыкальных произведений через исполнение различными способами.

7. Проблемный, поисковый метод (приобщение к музыкальному искусству средствами проблемного обучения основывается на самостоятельности музыкального мышления).

т

о

Рч РЧ

О

О

о &

Й -а X X О

к

т

о

X

т

о

Рч РЧ

О

О

о &

Й -а X X О

т о

X

8. Интонационный метод познания музыки (Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский).

Для включения детей в активную практическую работу на уроке широко использую творческие задания. Такие задания предполагают:

• Углубление и обогащение восприятия;

• Развитие мышления и воображения;

• Выработку навыков художественного анализа;

• Активизацию самостоятельного творчества.

Рассмотрим подобные типы этих заданий:

1. Синтезация различных образных решений в пределах одного и того же сюжета, («весна» в произведениях П.И. Чайковского, С. Рахманинова, К. Дебюсси, И. Стравинского);

2. Сочинение мелодий к стихотворению;

3. Составление коллекций из музыкальных, литературных произведений и произведений живописи с целью развития умения видеть их эмоциональную общность;

(«Тройка» П.Чайковского; «Зимнее утро» А.С. Пушкина, картина П.П. Соколова «Морозное утро»);

4. Подбор соответствующих литературных, поэтических эпиграфов и музыки к картинам;

5. Сравнение романсов различных композиторов на один и тот же текст;

6. Подбор стихотворного эпиграфа к музыкальным произведениям. (П.И Чайковский «На тройке»);

7. Показ в красках процесса движения мелодий;

8. Передача настроения музыки на ассоциативной основе;

9. Составление сказок по опорным словам, соответствующих характеру музыки.

Такая работа способствует формированию адекватной самооценки и соответствующего уровня притязаний учеников.

Использование межпредметных связей происходит не только на уроках, но и во внеклассной работе. К основным внеклассным формам, направленным на развитие духовно - нравственного развития относятся праздники, проводимые в школе: «Музыкальная эстафета», «Минута славы», «Музыкальный КВН», «День победы» на которых ребята поют песни о Родине, о дружбе, песни, написанные в годы Великой Отечественной войны. К формам, направленным на развитие интереса к двига-

тельной деятельности относятся музыкально

- спортивные праздники в рамках дней здоровья, которые готовятся совместно с учителями физкультуры.

За время своей работы я добилась хороших, стабильных результатов, качества знаний, ребята проявляют интерес к уроку музыки, используют знания, полученные на уроках музыки, на других предметах [3,с.66].

Как известно, в школьном курсе обучения наблюдаются так называемые «ножницы» в программе и относительно предметов, и относительно классов. И чтобы хоть как-то сгладить этот разрыв, это несоответствие в программах, я применяю и буду применять на более высоком уровне интеграцию и межпредметную связь, чтобы у учащихся было целостное восприятие явления, события, детали.

Применяя дифференцированный подход в обучении, планирую большую работу проводить с одаренными детьми, чтобы не пройти мимо способности, таланта. Выявив этого одаренного ученика, буду проводить с ним более сложную индивидуальную работу. Используя все формы и методы своей работы: межпредметные связи, интеграцию и дифференциацию, я хочу «достучаться» до души каждого ребенка и, прежде всего, выработать у него вкус

С изменением парадигмы Казахстанского образования последних десятилетий произошли коренные перемены в образовательном процессе, и налицо у современной школы интерес к самобытным историческим, культурным и духовным ценностям нашей великой Родины. И возрождению этого интереса будет способствовать и преподавание музыки в школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе [Текс]/Л.Н. Бахарева // Начальная школа. - 1991. - № 8. - С. 48-51.

2. Колягин Ю.М. Об интеграции обучения и воспитания в школе [Текст]/Ю.М. Колягина // Начальная школа. - 1989. - № 3. -С. 62 - 64.

3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ интегрированных уроков на уроках музыки [Текст]/С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина . Анализ современного урока: Практическое пособие. - Ростов н/Д: «Учитель», 2003. - 69с.

4. Затямина Т.А. Современный урок музыки [Текст]/Т.А. Затямина. - М.: Глобус, 2007.

- 170 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.