МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№1/2016
ISSN 2410-700Х
Ролевая игра должна создавать установку на выполнение той или иной роли, а развитие ролевого поведения это дело творческой деятельности обучаемых. Сведение же ролевой игры к имитации ролевого поведения лишает обучаемых возможности развивать творческие способности, выражать собственную точку зрения по обсуждаемым вопросам, развивать воображение.
Таким образом, ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательных отношениях. Она способствует расширению сферы иностранного общения, говорения. Это позволяет в свою очередь предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответственных навыков, которые позволяют обучаемым сосредоточиться на содержательной стороне высказывания. В процессе ролевой игры происходит одновременное совершенствование языкового материала, но главное - это общение мотивированное ситуацией и ролью. Поэтому ролевой игре следуют отводить место на завершающем этапе работы над темой.
Подводя итог всему вышесказанному следует отметить, что в последние годы наблюдается заметная тенденция по применению ролевых игр для интенсификации учебного процесса в школе и вузе. Список использованной литературы
1. Ефанова Л.Д. О некоторых возможностях использования интенсивных методов при обучении второму иностранному языку//Проблемы методики преподавания второго иностранного языка:Межв.сб.науч.тр.Владимир.1988. С.115-120.
2. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке.- М.: Просвещение, 1985.-160с.
3. Леонтьев А. А. Психология общения. М.: СМЫСЛ; Издательский центр «Академия», 2008. -368с.
4. Гурвич П. Б. Обучение неподготовленной речи// Иностранные языки в школе, 2012. -№8. С. 11-17.
© Ефанова Л. Д., 2016
УДК 372.8
Караваева Ольга Владимировна
Учитель изобразительного искусства Школа 1329, г. Москва. E-mail: [email protected] Катханова Юлия Федоровна докт. пед. наук, профессор МПГУ E-mail: [email protected]
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Аннотация
В статье рассматривается процесс интеграции и интегративного подхода, как объединение на основе взаимозависимости, взаимодополняемости и оптимизации структурных элементов процесса обучения учащихся начальных классов изобразительному искусству. Выделено несколько уровней интеграции содержания учебного материала и условия организации интегративного урока, которые необходимы для получения успеха. Показана значимость наглядного материала и других средств обучения с целью создания творческой атмосферы на уроках изобразительного искусства.
Ключевые слова
Интеграция, интегративный подход, интегративный урок, уровни интеграции, межпредметные связи,
общая целостность знаний.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
Интеграция (от латинского integratio), как - соединение и восстановление, представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных элементов образовательной системы на базе взаимозависимости и взаимодополняемости [3]. Интеграция - не простое междисциплинарное понятие, употребляемое во многих гуманитарных науках: философии, социологии, психологии, педагогики и др.
Исследователи в разных аспектах рассматривают проблемы интеграции в педагогике. Так, В.В. Краевский, Н.Ф. Талызина в своих работах рассматривали вопросы интеграции педагогики с различными науками [3; 7]. В.С. Леднёв раскрывает возможности интеграции в различных аспектах образования [4]. В работах И.П. Раченко раскрываются проблемы интеграции воспитывающих воздействий на ребёнка [6]. Интеграция в устройстве процесса обучения рассматривалась в работах А. Пульбере, О. Гукаленко, С. Устименко [5]. В педагогическом процессе процесс интеграции выделяется как один из самых важных сторон процесса развития ребенка, который связан с объединением в целое, ранее разрозненные части. Причем, принцип интеграции предусматривает взаимосвязь почти всех элементов учебного процесса, всех компонентов системы обучения, саму связь между компонентами системы, поскольку он является основой для разработки такого процесса, как целеполагание, определение содержания обучения, его форм, методов и целей.
Таким образом, интегративный подход предполагает реализацию принципа интеграции в любом из компонентов педагогического процесса, обеспечивая общую структурную целостность и системность педагогического процесса.
Следует отметить, что интегративные процессы есть не что иное, как процессы качественного преобразования компонентов данной системы или всей системы в целом. Многие проведенные исследования в отечественной педагогике, дидактике и в теории воспитания детей опираются на отмеченные нами принципы и положения при разработке конкретных путей улучшения образовательного процесса, как в целом, так и в отдельных его сегментах.
Следуя основам интеграции, в работе с детьми младшего школьного возраста мы выяснили, что интеграция в обучении, при которой формируется целостное представление о мире и его компонентах, происходит развитие ребенка на основе установленных связей между структурными элементами содержания обучения и компонентами общей образовательной системы [2]. Можно выделить несколько конкретных уровней интегративного содержания учебного материала в системе обучения:
• внутрипредметная - интеграция умений, понятий, знаний и подобных процессов в отдельной дисциплине;
• межпредметная - образование понятий, знаний и так далее, как минимум в двух различных между собой дисциплинах;
• транспредметная - образование компонентов основного и дополнительного содержания различных учебных дисциплин.
Перейдем к рассмотрению этих уровней подробнее. Для первого уровня характерна систематизация знаний и понятий внутри определенной учебной дисциплины, то есть плавный переход от различных раздельных фактов к целостной и уточненной картине мира. Таким образом, внутрипредметная интеграция всецело направлена на «уплотнение» материала в довольно крупные блоки, что непременно ведет, как к изменению структуры, так и содержания учебного предмета. В итоге получается, что интегрированное содержание учебного процесса представлено материалом, направленным на формирование мышления детей более емкими категориями, что необходимо в современном пространстве для более успешной адаптации к потоку информации [1].
В начальной школе, как в одном из этапов образовательной системы, содержание учебного материала, как правило, имеет разностную структуру, в которой знания, отдельные понятия или их компоненты «сковываются» между собой всевозможным образом. Здесь внутрипредметная интеграция может быть представлена: вертикальной и горизонтальной интеграцией.
При первом способе интеграции (вертикальном) используется, так называемая, спиральная структура, которая основана на принципе концентричности. В данном способе познаются ценности по принципу «от общего к частному» или от «частного к общему». С течением времени содержание дополняется новыми
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
сведениями, свойствами и связями, что позволяет увеличивать кругозор отдельного индивидуума. Специфика такой формы обучения заключается в том, что учащиеся, как индивидуумы, расширяют свои знания и умения, опираясь на ранее поставленную исходную проблему.
При втором способе интегрирования, а именно горизонтальном, содержание учебного процесса построено путем наилучшего усвоения темы, соединяющей группу родственных связей. Особенность данной интеграции, состоит в том, что информация постигается благодаря плавному переходу от одного элемента знаний к другому.
Второй уровень - есть не что иное, как межпредметная интеграция. Осуществленная на данном уровне систематизация содержания приводит к формированию целостной, общей картины мира в сознании, как отдельных учащихся, так и в их массе, позволяя значительно обогатить, представленную выше внутрипредметную интеграцию.
Так как вертикальная тема на уроке занимает, как правило, различное количество времени: от 5 до 10 минут, реализовываться она может по-разному за счет творчески заданий, различных упражнений, кратких бесед с детьми, проблемных вопросов, диалога.
В интегрированном уроке, как правило, используются многоплановая информация, с использованием всех анализаторов для обеспечения прочной структуры условных связей между фигурирующими объектами. Включение в конкретный урок материала других предметов предполагает его рассмотрение конкретными, так сказать, характерными методическими приемами. Например, совмещая материал урока изобразительного искусства и природоведения, акцентируется внимание на интересных сведениях о насекомом, а также на этапах его рисования, что позволяет детям с интересом и более точно изобразить его на листе бумаги. Допустимо совмещение учебного материала русского языка и родной речи с изобразительным искусством -работа с текстом, чтение сказки и способы работы над рисунком иллюстрации. Развивающий потенциал такого урока заключается в развитии способности к абстракции, системного мировоззрения, умения проводить аналогии, осуществлять анализ, сопоставлять, обобщать и др.
Процесс интеграции требует выполнения определенных условий, необходимых для получения успеха:
• объекты интеграции совпадают либо достаточно близки для построения связей;
• в интегрируемых предметах должны использоваться одинаковые или достаточно близкие методы или принципы исследования;
• предметы строятся на общих закономерностях и теоретических понятиях.
Если говорить конкретно об интегрированных уроках в начальной школе, то для их проведения содержания главных тем предметов должны быть близки друг другу; а также логическая взаимосвязь предметов. Не каждое объединение в одном уроке разных дисциплин сразу же станет интегрированным уроком. Для этого необходима главная идея, реализовав которую возможно обеспечить неразрывную связь, целостность данного урока.
Практика показала хорошую интеграцию таких дисциплин, как Литературное чтение и Музыка, Математика и Технология (Труд), Окружающий мир и изобразительное искусство и многие подобные сочетания.
Третий уровень, а именно - транспредметная интеграция, как объединение в единое целое содержания образовательных областей, как правило, начального обучения, организованное по второму уровню интеграции, с содержанием образования, получаемого детьми вне школы (в детских садах, от взрослых, на примере собственных проб и ошибок). Особенность транспредметной интеграции заключается в том, что предметом анализа являются объекты, информация которых содержится в различных учебных дисциплинах.
В результате появившихся проблем, как образования, так и воспитания поколений в обществе, идея школы, основанной на интеграционных уроках, сегодня стала актуальной.
План учебного дня для такой школы должен быть представлен в качестве единого поля деятельности школьников с возможность заниматься различными видами образовательной деятельности. Поэтому главная задача при транспредметной интеграции - ложится на поиск существенных связей, которые в свою очередь помогут в эффективном становлении и проявлении личности учащегося ребенка.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
Начальная школа в данном случае не только может, но и должна сделать что-то более важное и существенное, чем просто выучить ребенка умению читать, писать и выполнять арифметические действия, так как возможность стимулировать интеллектуальную активность в период становления и формирования личности любого ребенка имеет, как минимум, такое же значение для его последующих успехов, а то и больше, чем его природные способности, ведь в самом начале ребенок редко бывает одарен. И именно стимулирование его интеллектуального развития помогает ему не отставать от более одаренных сверстников, как в свое время труд из обезьяны сделал человека, так и стимулирование интеллектуальной деятельности, в свое время, поможет сделать из несформированной личности ребенка - сформированную.
Учитель изобразительного искусства объединяет части педагогической деятельности других учителей, помогая детям совмещать знания, понятия и систему ценностей, помогает познавать окружающий мир, воспитывает культуру восприятия, чувств, эстетический вкус, направляя творчество детей в определенное русло, развивая их интеллектуально. Кроме того, изобразительная деятельность развивает не только пространственное мышление, но и зрительную память, способности к образному представлению вещей и самого мира. У детей в раннем возрасте складывается своеобразная «картина мира». Какой бы необычной не была сформировавшаяся картина, она имеет несомненное преимущество, а именно - целостность. Как и любая другая целостность, данная должна иметь связи между другими видами деятельности человека, его знаниями, иначе ей не будет места в этом мире. А если нет связи, то знания, приобретенные детьми в процессе обучения, не закрепятся.
Для сохранности общей целостности знаний, необходимо такое образование, при котором у ребенка в голове будет удерживаться общая, уже сложившаяся картина мира. Необходимо, чтобы ребенок сам осознавал и, что немаловажно, понимал различные связи между объектами и явлениями, а так же чтобы смог увидеть один и тот же предмет, но с разных сторон. Детство - это ежедневное открытие чего-то нового в этом мире, и нужно сделать как можно больше, чтобы ребенок смог разглядеть красоту настоящего человека, величие, незыблемость и красоту природы и своего Отечества. Детей необходимо знакомить с предметами окружающего их мира, непосредственно раскрывая саму связь его с другими предметами.
Таким образом, ребенок познает, окружающий его мир таким, какой он есть, а познавательная деятельность учащегося возможна там, где имеются условия для ее развития. При помощи межпредметной интеграции, учитель может подготовить учащихся к получению новых понятий, знаний, закрепить ранее изученные материалы, показать связи, выделить общее этих связей и определить различие между ними.
В процессе интегрированного обучения с помощью музыки, литературного чтения, изобразительного искусства можно показать окружающий мир во всем его многообразии, эмоционально развивая детей, формируя их творческое мышление, самостоятельность в учебной работе. В начальной школе межпредметные связи делятся на фактические, конкретные, а также понятийные. Фактические связи, например, устанавливаются в процессе знакомства с симметрией в природе, непосредственно применяя свои знания на уроках изобразительного искусства и художественного труда, рисуя цветы, листья, насекомых, животных и птиц. Все это способствует увидеть истину симметрии не только в математике, но и в изобразительном искусстве.
Связи, основанные на понятиях, относящихся к межпредметным, имеют большое значение для формирования сути научных понятий. Приведем пример: на уроке окружающего мира дети знакомятся с определениями «лиственные и хвойные деревья». На уроке изобразительного искусства эти понятия закрепляются в рисовании веточек «лиственного дерева» или «хвойного дерева», на уроках труда -в лепке данных видов деревьев. При этом данное понятие не просто дублируется, а закрепляется в подсознании при работе руками.
Интеграция помогает снять перегрузку, напряжение, утомляемость детей за счет отвлечения, переключения на другие виды деятельности в процессе урока. Причем, процесс рисования учащемуся дает возможность глубже изучить, проанализировать и понять те предметы, на которые он раньше, по каким бы то не было причинам, обращал мало внимания.
Огромную роль в интегрированных уроках играет - наглядный материал, ведь он помогает активной работе мозга и чувства: различные иллюстрации, репродукции, кроссворды, шарады, загадки, карточки-
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
упражнения и игры. На уроках изобразительного искусства полезно включать произведения народного искусства, а именно - классическую музыку. Это воспитывает и оказывает непосредственное влияние на личность, ребенок начинает активно работать, музыка в совокупности с мыслительным процессом порождает новые решения в той или иной технике, что делает выполняемую задачу более выразительной, придает ей нотку индивидуальности, делает ее необычной [2]. И если получится удачно включить в ход урока игровые моменты, такие как: загадки, сказки, музыкальное сопровождение, отдельные, удачные и необычные приемы работы в различной технике и с различным материалом, все это создает необходимые условия для развития у учащихся творческих способностей.
Главная задача учителя - изложить учебный материал просто и ясно, не распылять внимание учеников на ненужные факты, никак не связанные с тематикой урока, поддерживать их заинтересованность всевозможными способами, комбинируя теоретическое изложение материала с практическим показом иллюстративного материала, мотивировать их к работе не смотря ни на что. Итак, учитель имеет возможность правильно подойти к каждому учащемуся, как к отдельной личности, ведь в школе многим попросту не хватает родительского внимания, создать творческую атмосферу в классе, зажечь веру в свои силы, вовремя дать дополнительное задание, если кто-то из детей сумел раньше выполнил поставленную задачу.
Исследовав основы интеграции в обучении младших школьников, мы можем сделать некоторые выводы.
1. Процесс интеграции в педагогической практике является одним из самых важных процессов. Ведь он делает возможным объединение разрозненных структурных элементов системы на основе взаимозависимости и взаимодополняемости, тем самым оптимизируя и улучшая образовательный процесс в целом, а также позволяет сформировать у ребенка целостное представление о мире и его составляющих.
2. Говоря о конкретных уровнях интеграции содержания учебного материала в систему обучения: межпредметном, внутрипредметном и траспредметном, подробнее всего мы рассмотрели межпредметную интеграцию, а именно - интегрированный урок. Такой урок успешно совмещает в себе различные предметы обучения, сохраняя при этом самостоятельность каждой дисциплины, а также создает всевозможные оптимальные условия для развития мышления учеников.
3. С помощью межпредметной интеграции учитель изобразительного искусства способен показать ребенку мир во всем его многообразии, имея в своем арсенале любые предметы, способствующие эмоциональному развитию детей и формированию их творческого мышления, таких как: музыка, литература, живопись, окружающий мир. Сама же интеграция помогает снятию напряжения, снижает утомляемость учащихся благодаря переключению во время урока на разнообразные виды деятельности.
Список использованной литературы:
1. Катханова, Ю.Ф. К вопросу совершенствования образовательного процесса [Текст]: //Сборник научных трудов МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. М.: Прометей, 2006.- С.847-850.
2. Катханова, Ю.Ф., Аветисян, Д.Д. О перспективах развития школьного образования [Текст]: //Методы и технологии обучения изобразительной и проектной деятельности. Сбо. Выпуск 5. - М.: МПГУ.- 2011. - С. 5-7.
3. Краевский В.В. Педагогика и ее методологи я вчера и сегодня / / Интернет-журнал "Эйдос". - 2003. - 2 декабря. http: //www.eidos.ru /journal/ 2003/0711-03.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: [email protected].
4. Леднев, В.С. . Содержание образования: сущность, структура, перспективы [Текст] : научное издание / -2-е перераб. изд. - М. : Высш. шк., 1991. - 223,[1]с. : ил.
5. Пульбере, А., Гукаленко О., Устименко С. Интегрированные технологии [Текст]: // Высшее образование в России, 2004. -№ 1
6. Раченко, И.П. Интегративная педагогика, И.П. Раченко // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://bspu.ab.ru/
7. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология, Н.Ф. Талызина // [Электронный ресурс] / Режим доступа: //www.twirpx.com/file/12008.
© О.В. Караваева, Ю.Ф. Катханова, 2016