Научная статья на тему 'Влияние бальных танцев на развитие детей раннего возраста'

Влияние бальных танцев на развитие детей раннего возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
981
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА / СПОРТИВНО-БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ / РАННЕЕ РАЗВИТИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИКА / ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меньшикова Наталья Олеговна, Алишева Алила Турсумбаевна

В данной статье рассматривается значимая полезность спортивного бального танца для развития детей дошкольного возраста. В статье поднимается проблема нашего времени, которая неблагоприятно влияет на здоровье будущего поколения, информационный век инновационных технологий. Бальный танец рассмотрен как путь привлечения детей к здоровому образу жизни и сохранению здоровой нации, как один из путей полноценного и гармоничного развития детей младшего возраста. Также раскрывается мысль о возможности обучения детей младшего возраста бальным танцам с точки зрения педагога и психолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Меньшикова Наталья Олеговна, Алишева Алила Турсумбаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние бальных танцев на развитие детей раннего возраста»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Влияние бальных танцев на развитие детей раннего возраста Меньшикова Н. О.1, Алишева А. Т.2

1Меньшикова Наталья Олеговна /ЫетЫкоуа ^а1а1уа Olegovna - магистрант;

2Алишева Алила Турсумбаевна /Alisheva Alila Tursumbaevna - заслуженный деятель Республики Казахстан, профессор, кафедра педагогики хореографии, факультет хореографии, Казахская национальная академия искусств им. Т. Жургенова, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в данной статье рассматривается значимая полезность спортивного бального танца для развития детей дошкольного возраста. В статье поднимается проблема нашего времени, которая неблагоприятно влияет на здоровье будущего поколения, информационный век инновационных технологий. Бальный танец рассмотрен как путь привлечения детей к здоровому образу жизни и сохранению здоровой нации, как один из путей полноценного и гармоничного развития детей младшего возраста. Также раскрывается мысль о возможности обучения детей младшего возраста бальным танцам с точки зрения педагога и психолога. Ключевые слова: дети младшего возраста, спортивно-бальный танец, раннее развитие, воспитание, педагогика, психология.

Движение - это жизнь. Потребность в движении является основным звеном в жизни каждого человека, для правильного развития и формирования организма. На протяжении всего периода жизни человека происходит развитие и укрепление не только мышечной массы, но и психофизических аспектов. Особенно важно начинать уделять этому внимание с ранних лет жизни. Своевременному формированию детского организма, развитию личности, правильному формированию психологических аспектов человека способствуют систематические занятия танцами. Всем известно, что дети раннего возраста любят танцевать. Мир детства - это бесконечное движение. Как цветок не может без воды, дети не могут без движения. В танце они удовлетворяют свою потребность в движении, вкушают радость жизни, красоту окружающего мира, а также расходуют свою чрезмерную детскую энергию. По мнению врача - педагога Е. А. Аркина: «Интеллект, чувства и эмоции возбуждаются к жизни движениями» [3, с. 5]. Через танец дети не только раскрывают свое настроение, показывают чувство ритма, но и закладывается музыкальный вкус. Через пластику движений дети могут выразить свое настроение и мироощущение. Эмоциональная насыщенность занятий является неотъемлемой частью при обучении детей движениям - именно это включает в себя бальный танец. В наше время бальный танец стал наиболее актуален среди детей возраста от 3-х до 6-ти лет. Так как на этом этапе жизни человека активно развиваются двигательные навыки, совершенствуется понимание речи, что помогает воспитать не только двигательные способности, но и коммуникативные качества; стоит обратить особое внимание на обучение освоению движений именно в этот возрастной период. Как сказала психолог Лариса Суркова в своей работе «Интенсивное воспитание»: «В этом (3-4года) возрасте очень высока потребность в движении, и развитие крупной моторики выходит на первый план. Младшие дошкольники осваивают основные движения. Начинают вырабатываться физические качества: скорость, сила, координация, гибкость, выносливость». Именно по этому, прежде чем приступать к обучению детей непосредственно бальным танцам, очень важно не только заинтересовать и увлечь ребёнка, но и подготовить его как физически, так и психологически. Если говорить о психологической подготовке своего раннего чада, то, прежде всего, этим должны

заниматься самые близкие и любящие его люди - его родители. Мотивация, то о чем я говорю каждому родителю, который приводит ко мне своего малыша. Каждодневный разговор, ежеминутное внушение своему будущему танцору, о причинах и целях обучения, «настройка» ребенка на занятия является главным аспектом в рабочем процессе. Это касается не только бального танца, но и других спортивных и культурных секций, который будет посещать ребенок. «Мотивирование обучающихся на познание это - прежде всего разговор о пробуждении их желания узнать, открыть тайны мироздания, заинтересоваться законами устройства мира» [1].

Что же наталкивает нас, родителей, отдавать нашего малыша в различные кружки и секции? Быстротечность времени и значимость нового технического прогресса в наше время задает темп в развитии человека. Требуются новые ресурсы для раскрытия личностного потенциала уже в детском возрастном периоде, начиная с трехлетнего возраста. Интерес педагогики и психологии к психоэмоциональному исследованию на раннем этапе жизни очень актуален. На эту тему написаны статьи и книги. Особенно хочется выделить статью Майсак Марина Константиновна, она уделяет большое внимание правильному развитию детей. Она писала: «Помимо интеллектуального и развивающего моментов, планшет влияет и на физическое состояние ребенка. И влияет негативно. Офтальмологи бьют тревогу: количество дошкольников с проблемами зрения увеличивается. Неврологи также не в восторге от того, как много места в мире дошкольника стали занимать различные электронные устройства. И телевизор, и планшет, и мобильные телефоны с множеством игровых приложений, — все это действует на неокрепшую психику маленького ребенка крайне возбуждающе...».

Следует отметить, что раннее развитие детей с помощью танцев мало исследовано в нашей стране. Мало педагогов берутся работать со столь ранним возрастом. Большинство студий, кружков, центров и клубов танцев начинают обучение бальным танцам с 5ти-6ти летнего возраста, когда более или менее сформированы основные навыки ребенка. В этом возрасте у детей уже развита мелкая моторика, координация движений более точная, а концентрация внимания и усидчивость наиболее развиты. Основываясь на опыт своей многолетней практике и наблюдением за детьми младшего возраста, делаю вывод, что обучение бальным танцам возможно с трехлетнего возраста. Дети в этом возрасте как «губка» впитывают всю информацию и буквально фотографируют все движения. Однако хочу согласиться, что из-за несовершенного, пока еще, координационного аппарата, порой не всегда им удается повторить элемент танца с точностью, но с правильно поставленной методикой, планированию урока и регулярностью повторения, можно добиться хороших результатов. Таким образом, научная проблема заключается в исследовании возможности обучения бальным танцам детей дошкольного возраста. Разработав урок и авторскую методику, с использованием уже существующих традиционных и нетрадиционных систем развития детей (сказкотерапия, арт-терапия, танцевально-игровая методика и т. д.), а также опираясь на собственный трудовой опыт, хочется показать, что возможность обучению детей дошкольного возраста с 3х лет реальна. Все эти системы были затронуты в диссертационных работах педагогов Российской Федерации (Севастьянихина Т. Г., Санкт-Петербург, 1999; Петрова Марина Григорьевна, Москва; Вершинина Татьяна Вениаминовна, преподаватель по классу хореографии), но в Республики Казахстан этому вопросу не уделялось внимание ни как в теории, ни как на практике.

Дошкольный возраст - особенный, самоценный, главный период развития человека, но в то же время является сложным процессом самореализации личности человека. Воспитание детей красотой движения - одна из определяющих задач гармоничного развития детей. Движение и ребенок являются неотъемлемой частью друг друга, как цветок не может жить без воды, так и ребенок без движения. Бальный танец является гармоничным сочетанием красивого движения, интеллектуального

развития, музыкальной подкованности, этической и эстетической культурности человека. Каждому родителю хочется заложить все это в своего ребенка и главное не упустить возрастной период, в который закладываются личностные качества. По определению, А. Н. Леонтьева, дошкольный период является «первоначальным складом личности». Вся информация и все навыки, которые узнаются детьми до шести лет, остаются у них на всю оставшуюся жизнь. Именно в этот возрастной промежуток закладываются основы будущей личности, формируются основные этические и эстетические понятия, вырабатываются правила поведения, формируется характер ребенка. Ценность «состояния полного физического, психического и социально-нравственного благополучия» для человека бесспорна [4, с. 3], поэтому каждый родитель стремится развить своего ребенка и чем раньше, тем правильнее и эффективнее. Хочу заметить, что качество обучения бальными танцами детей раннего возраста определяется появлением ряда качеств личностных и психологических.

Бальный танец является средством воспитания детей раннего возраста. Многогранность спортивного бального танца бесспорна. В нем сочетаются различные аспекты: музыкальность, пластичность, этическое и художественно-эстетическое образование, спортивно-физическое развитие. Все это, безусловно, играет важную роль в развитии личности человека, особенно на раннем этапе его формирования. Музыка является неотъемлемой частью любого танца. Ее ритмическая и эмоциональная основа придает танцу свой особенный и неповторимый окрас. Музыка и танец неразделимы, они являются органичными для природы человека. Общей чертой музыки в бальной хореографии является четкость ритмов, внятная акцентировка сильных долей, слышимые начало и окончание музыкальных фраз. Умение не просто слушать музыку, а слышать музыкальный окрас, разбираться в стилях музыки, в ее формах и выразительных средствах - всему этому учит танец. Безусловно, развитие музыкального вкуса человека зависит от подбора музыкального материала педагогом в период обучения. Еще в начале века многие педагоги -музыканты уделяли большое внимание развитию музыкально - ритмических способностей и выразительных движений. Э. Жак Далькроз разрабатывает систему на вырабатывание музыкальности у ребенка, а другие известные педагоги К. Орф, Л. Перенье продолжают этот опыт. В отечественной науке и практике этим вопросом занимаются Т. С. Бабаджан, М. А. Румер, Н. А. Ветлугина, С. Д. Руднева, А. Н. Зимина, М. Л. Палавандишвили и другие.

В XX веке три музыканта исследовали процесс обучения музыке: немец Карл Орф, японец Синити Судзуки и француз Морис Мартено. Все трое не хотели мириться с тем, что традиционные методы обучения часто оказываются неэффективными и что огромное количество учеников их отвергает. Все трое поняли - музыке нужно обучать с самого раннего детства, превращая уроки в занимательную игру [2, с. 99]. Таким образом, мы видим, что музыкальное воспитание нужно начинать уже в раннем возрасте. Прослушивание музыки, хлопанье и топанье в такт музыки, а также применение музыкальных инструментов для выделения сильных долей в музыки - все это благоприятно влияет на развитие музыкального слуха детей раннего возраста. С выполнением таких незамысловатых и интересных упражнений, дошкольники с легкостью обучаются слышать ритм. Обсуждение музыкального материала с детьми, также является очень важным аспектом для музыкального воспитания ребенка. В дальнейшем, это помогает понять и раскрыть характер танца, показать полноту образов, скрываемых в нотах мелодии. Не зря бальные танцы относятся не только к искусству, но и к спорту. Освоение бальных танцев тесно связано с мышечной нагрузкой. Поэтому при построении урока, педагог руководствуется определенными правилами. Тренировка предполагает специальные упражнения, построенные на основных положениях, позициях и основных базовых элементах бального танца. Особенностью и огромным плюсом бального танца является гармоничное соотношение нагрузки на разные группы мышц, что дает возможность человеческому

телу развиваться без гипертрофии. Регулярные дозированные физические упражнения укрепляют здоровье ребенка, делают его более выносливым. Систематические занятия формируют фигуру малыша, способствуют коррекции физических недостатков, укрепляют позвоночник ребенка и делают осанку красивой. Когда малыш начинает бегать (обычно это бывает в возрасте около трех лет), он уже готов к комплексным занятиям физической культурой [5, с. 113, гл. 12]. Многие доктора медицинских наук, спустя долгие годы упорных исследований и экспериментов, пришли к выводу, что каждый ребенок обладает непревзойденным даром в виде генов Homo sapiens. Следовательно, и наследственным правом быть физически совершенным. Каждый ребенок с самого рождения обладает высоким физическим и умственным потенциалом, который очень важно развивать дальше.

Бальный танец оказывает воздействие на внутреннее воспитание личности. Закладывает эстетические и этические нормы, отсутствие которых в человеке немыслимы. Так вырабатываются манеры поведения ребенка, выдержка, скромность, вежливость и внимательность к окружающим людям, уверенность. Мальчики учатся быть джентльменами, а девочки - леди. Дети учатся быть толерантными по отношению друг к другу, уважать чужое мнение, взаимодействовать в команде, в паре. Как каждое искусство бальный танец дает чувство прекрасного. Пронося через себя танец, ребенок испытывает неповторимые ощущения счастья от свободы и легкости движений тела, что служит источником эстетического удовлетворения. Занятия танцами побуждают детей на творческое начало, они фантазируют под музыку, придумывают различные движения.

С каждым новым десятилетием возрастает потенциал людей, что задает все новый и новый тон в педагогических и психологических методиках и принципах обучения.

Литература

1. Беленок И. Л., Мишина Ю. Д. «Развитие общих способностей личности», учебное пособие. Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2005. Глава первая. Психология общих способностей.

2. Cecile B. Loupan «Croire en son enfant», «Поверь в свое дитя», перевод с французского Е. И. Дюшен, Н. Л. Суслович, З. Б. Ческис. Москва, 1989.

3. Барабаш Л. Н. «Хореография для самых маленьких». ООО ИД «Белый ветер», 2002. г. Мозырь.

4. Тимофеева Л. Л., Королева Н. И. «Проблема формирования культуры безопасности у дошкольников», В. А. Деркунская «Воспитание культуры здоровья детей дошкольного возраста». Выпуск 4. Питер, 2013.

5. Стриганов В. М., Уральская В. И. Современный бальный танец. Москва. Просвещение, 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.