Развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников на основе художественно-эстетической деятельности
Щукина Ю.В.,
воспитатель МАДОУ№ 223, г. Екатеринбург, Россия
Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме развития эмоционального интеллекта. Особое внимание уделено роли искусства в области развития эмоций. Выделены наиболее значимые виды художественно-эстетической деятельности для обогащения эмоционально-чувственной сферы ребенка. Выявлено и обосновано значение фольклорных традиций для формирования эмоционального интеллекта, начиная с младшего дошкольного возраста.
Э
моци-ональ ное развитие детей до-
школь ного возраста - одно из
важней-ших напра вле-ний про-фес-сио-наль-ной деятель-ности педагога. Эмоции «являют-ся
цен-
траль ным звеном» психической жизни человека, и
прежде
всего ребенка. Л.
С. Выготский
В рамках ФГОС для реализации любой образовательной программы дошкольного возраста стали значительными такие понятия, как позитивная социализация, развитие инициативы и творческих способностей ребенка. В области социально-коммуникативного развития появились новые для педагогов, работающих с дошкольниками, понятия социального и эмоционального интеллекта.
Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и умению встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства. Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере.
Чувствовать эмоциональное пространство литературного текста, танца, музыкального произведения, поэзии, архитектуры, живописи - значит владеть чувством композиции, цвета, линии, ритма, чувством художественной формы. Все эти способности заложены в детях природой.
Задача заключается в том, чтобы не просто освоить некие знания, а эмоционально пережить их. Помощником может стать искусство, в котором в образной форме представлены все проблемы бытия, пропущенные через художественное видение творца. Таким образом, происходит воздействие на весь комплекс чувств личности, прежде всего развивая эстетические, интеллектуальные и нравственные чувства.
Воспитание чувств педагога является самой сущностью высокой педагогической культуры. (Сухомлинский В. А.,1969, с.83.).
Показатель ее - творческая деятельность педагога. Который и сможет передать ребенку свой духовно-нравственный опыт, повлиять на эмоционально-чувственное восприятие.
Что такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект - это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Мы часто забываем о значимости непосредственно переживаемых межличностных отношений.
Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:
• самосознание (образ «Я», понимание «психологического устройства» себя);
• самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);
• социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);
• управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).
Эти основные функции развиваются на различных этапах дошкольного детства в соответствии с возрастными особенностями ребенка.
Зачем нужно развивать эмоциональный интеллект?
1. Низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к закреплению комплекса качеств, названного алекситимией. Алекситимия - затруднение в осознании и определении собственных эмоций - повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых. Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими, является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье ребенка.
2. Эмоциональный интеллект необходим для гармоничного развития личности ребенка, его способности к успешной адаптации во взрослой жизни.
3. Исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% -всем известный ^ - коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека. Совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
• умением контролировать свои чувства так, чтобы они не «переливались через край»;
• способностью сознательно влиять на свои эмоции;
• умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
• способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
• умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
• способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
В современном обществе проблема компетентности в понимании и выражении эмоций стоит достаточно остро, поскольку в нем искусственно насаждается культ рационального отношения к жизни. Ушинский, подчеркивая социальный смысл эмоций, отмечал, что «...общество, заботящееся об образовании ума, совершает большой промах, ибо человек более человек в том, как он чувствует, чем как он думает» (Социально-гуманитарные знания, выпуск 1, 2002г, с. 110.).
Только в атмосфере непосредственно переживаемых чувств, их открытости, можно сформировать у ребенка опыт активного отношения к окружающему миру, самостоятельность, настойчивость, инициативность, осознание своей ответственности, стремление проявлять свои способности.
«Чтобы интеллект преобразовать в разум, необходимо открыть сначала свое сердце... Разум - это интеллект, настроенный в лад с вашим сердцем», - говорили древние философы (Андреева И.Н., 2012, с.17).
Особенности художественно-эстетической деятельности в сфере развития эмоционального интеллекта.
Художественно-эстетическая деятельность - это деятельность, направленная на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами искусства (литература,
архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира).
Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности.
Современная наука не может развиваться без высокой способности ученых к образному мышлению; воспитывается же образное мышление поэзией, искусством.
Потребление плодов искусства развивает в человеке ту самую силу, способность к творчеству, которая в искусстве реализована. Человек, эмоциональная сфера которого развита искусством, начинает реальный мир видеть полнее, ярче, вернее, - начинает его видеть как бы с высоты определенного уровня человеческой культуры.
Основное значение художественно-эстетической деятельности в рамках данной темы в том, что она вызывает эмоциональную отзывчивость.
Таким образом, происходит развитие эмоциональной отзывчивости:
> на литературные произведения (восприятие художественной литературы и фольклора)
1. Потешки, песенки и сказки - первые литературные произведения, которые слышит малыш. В потешках, песнях, прибаутках отражена сущность детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малыша, - без лукавства и фальши.
2. Сказка - органичный природе человека метод передачи жизненно важных знаний, гармонизации личности и развития эмоционального интеллекта.
«Проживание» ребенком сказочной ситуации не только мысленно, но и как бы наяву, через движение, позу, пластику, оказывает положительное влияние на его психоэмоциональное состояние. Для этого необходимо, чтобы ребенок идентифицировал себя с главным героем сказки, разделял его судьбу. Не следует опасаться передавать состояния лени, страха, жадности и других отвергаемых человеческих чувств. Необходимо учить детей разбираться с самыми грустными сторонами человеческой жизни. Через осознание и ситуативное переживание их в создаваемых сказочных ситуациях ребенок дает им верную оценку.
Сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребенка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», - подчеркивала А.М. Виноградова («Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» под редакцией А.М. Виноградовой., 1980). По ее мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, сочувствие, уверенность.
> на музыкальные произведения (музыкальная деятельность)
Музыка является одним из способов реализации своего эмоционального мира, всех чувств и переживаний. Любая форма общения с музыкой непрерывно совершенствует музыкальные способности ребенка, вне зависимости от активности или пассивности ребенка в процессе слушания, развивая музыкально-сенсорные способности детей.
Музыкальная деятельность несет в себе богатейшие возможности развития эмоциональной отзывчивости. Эмоциональная сфера ребенка - фундамент развития интеллекта пока еще маленького человечка. Музыкотерапия - один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно на гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Му-зыкотерапия - метод психокоррекционного воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое, интеллектуальное и личностное развитие.
^ в процессе художественно-игровой деятельности
(это интеграция изобразительной и игровой деятельности + элементы собственно игровой деятельности)
Изобразительная деятельность включает в себя продуктивные виды деятельности: рисование, лепку, аппликацию, конструирование.
Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область творчества, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребенка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.
Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное значение имеет процесс. Если ребенок способен выражать свои эмоции через цвет и линию, он может рисовать радость, любовь, страх. Выплескивая их на листе бумаги в виде клякс, пятен, ребенок как бы освобождается от них, и в этом состоит элемент психотерапевтического эффекта рисования.
Занятие изобразительной деятельностью благотворно влияют на общее развитие: пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, формируют трудолюбие, развивают мышление, внимание, память, воображение. Одного желания творить недостаточно, необходимо предоставить ребенку разнообразные материалы и тактично вводить в созидательный творческий процесс, который проходит те же стадии, что и творчество художника. От зарождения замысла, возникающего на основе ярких впечатлений, до создания образа во всем богатстве цвета, формы, пропорции и т. д. Изобразительное искусство вносит свой вклад и в эстетическое развитие ребенка, и в его целостное восприятие мира, и в развитие эмоциональной сферы.
Основной способ развития эмоционального интеллекта заключается в стимулировании фантазии, воображения. А игра является мощным и по сути главным средством развития эмоционального мира ребенка.
Игра - творческая деятельность в которой во многом определяется умение выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.
Результатом художественно-игровой деятельности являются:
• игровое изображение - продуктивная деятельность с использованием игровых приемов;
• изобразительная игра - это сфера применения детского творческого продукта (театрализованные игры, задания, направленные на сочинение собственных сказок и историй)
Развивая эмоциональный интеллект у детей младшего дошкольного возраста, будет полезно использовать:
• сказки, потешки, загадки;
• игры (игровые упражнения, пальчиковые игры, пальчиковые гимнастики, подвижные игры, психомышечные тренировки, гимнастики для глаз, упражнения на расслабление, самомассажи);
• беседы (обсуждение, решение ситуативных задач);
• театрализацию (обыгрывание сценок - разрешение проблемных ситуаций);
• музицирование;
• художественнее творчество (рисование, аппликация, лепка, конструирование).
Благодаря использованию этих видов художественно-эстетической деятельности дети приобретают опыт межличностных отношений, и у них развиваются общие эмоциональные переживания.
Развитие эмоционального интеллекта позволит в дальнейшем накопить опыт художественно-ценностного взаимодействия с миром, что, несомненно, станет фундаментом для успешной социализации ребенка.
Литература
1. Выготский Л.С. «Проблема возраста»/Собр. соч. в 6 т. М., 1984. Т. 4.
2. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям». - Киев, 1969. - с. 83.
3. Андреева И.Н. «Азбука эмоционального интеллекта».- СПб.:БХВ - Петербург, 2012.
4. Ресурс Интернет: Новикова Л.М. «Эмоциональный интеллект и его развитие». http://festival.1september.ru/articles/211278/
5. Ресурс Интернет: Лекции по педагогике. http://www.mylect.ru/pedagog/common-pedagogik/506-lect-pedagog3.html?start=18
6. Ресурс Интернет: Филатова Е.А. «Программа по развитию творческих способностей». http://festival.1september.ru/articles/314470/
7. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников (Пособие для воспитателя детского сада) под редакцией А.М. Виноградовой - М., 1980.