Научная статья на тему 'Значение театрализованной деятельности в формировании целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста'

Значение театрализованной деятельности в формировании целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1785
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / КАРТИНА МИРА / ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СКАЗКА / ИГРА / ДРАМАТИЗАЦИЯ / PRESCHOOL PEDAGOGY / SENIOR PRESCHOOL AGE / WORLD VIEW / THEATRICAL ACTIVITIES / TALE / PLAY / DRAMATIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова Севда Максим Кызы

В статье отмечается, что поиск путей формирования картины мира является одним из актуальных направлений исследований в современной педагогической науке. Указано, что одним из наиболее эффективных средств формирования целостной картины мира в рамках педагогического процесса является театрализованная деятельность. Определены личностные качества дошкольников, развитию которых способствует театрализованная деятельность. Охарактеризованы этапы вовлечения детей в театрализованную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The meaning of theatrical activity in the formation of the holistic world view at senior preschool age children

The article points out that the search for the ways to form the world view is one of the important research areas in modern pedagogical science. It is indicated that one of the most effective means of the holistic world view forming as part of the pedagogical process is a theatrical work. It determines personal traits of preschool children, which are stimulated by theatrical activities. We characterize the stages of children’s involvement in theatrical activities.

Текст научной работы на тему «Значение театрализованной деятельности в формировании целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Максимова С.М.

значение театрализованной деятельности в формировании целостной картины мира

детей старшего дошкольного возраста

Поиск путей формирования картины мира является одним из актуальных направлений исследований в современной педагогической науке. Это обусловлено изменением мировоззренческо-ценностных ориентиров и общественных требований к личности. Для того чтобы научиться жить и успешно действовать, ребенку необходимо осознать все многообразие и целостность мира, в котором он будет самоопределяться, искать собственное место и прокладывать свои пути. Среди факторов, определяющих формирование картины мира ребенка, ведущую роль играет систематическая образовательно-воспитательная деятельность, которая придает этому процессу характер осознанной направленности. Одним из наиболее эффективных средств формирования целостной картины мира в рамках педагогического процесса нам представляется театрализованная деятельность.

Говоря о возможностях развития старших дошкольников средствами театрализованной деятельности, необходимо отметить некоторые физиологические особенности, присущие данному возрасту. Как свидетельствуют научные данные, в первые годы жизни ребенка, его мозг быстро растет, а «дозревание» мозга происходит при условии многообразной и интенсивной работы. Влияние на активную работу мозга ребенка оказывает благоприятная среда и стимулы к работе уже сформированных структур. Именно «дозревание» мозга является периодом наибольшей пластичности и чувствительности, это время широчайших возможностей для развития ребенка. Данное обстоятельство подтверждает актуальность организации театрализованной деятельности со старшими дошкольниками.

Театрализованная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития ребенка и формирования его личностных качеств. Именно в процессе участия в театрализованной деятельности у детей формируются такие качества, как организованность и внимание, умение действовать сообща, подчиняясь

определенным требованиям и самостоятельно, быстрота реакции, коммуникативность. Театрализованная деятельность влияет на развитие познавательной активности, способности к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости и творческой активности дошкольников.

Значимой причиной театрализованной деятельности для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Многие современные ученые и педагоги-практики писали о значении игры в жизни ребенка и ее влиянии на его психическое развитие. Так, Л.С. Выготский утверждал, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, определяет развитие всех сторон личности ребенка и создает «зону ближайшего развития» [2]. Освещая психологические основы детской игры, А.Н. Леонтьев указывал на то, что она удовлетворяет основным потребностям ребенка, в игре происходит его психическое развитие, а также формируются предпосылки к освоению других видов деятельности [4].

Следует отметить, что театрализованные игры отличаются особой эмоциональной насыщенностью. Наблюдения свидетельствуют - желание поиграть в сказку у детей настолько велико, что они могут даже не замечать педагога, руководящего этой деятельностью. Театрализованная деятельность является синкретической по существу, она основана на синтезе музыки, слова, танца, образа, изобразительной деятельности. Поэтому театрализованная деятельность предоставляет неограниченные возможности для развития дошкольников.

Рассматривая театрализованную деятельность как игру и возможности ее использования в работе с дошкольниками, И.Г. Вечканова отмечала, прежде всего, ее неоценимую роль в эстетическом развитии детей [1]. Через осознание содержания художественных образов музыки, живописи, литературы ребенок учится выделять существенное, характерное в предмете, знакомится с новыми явлениями. Так грамотно организованное руководство музыкально-театральной деятельностью формирует у дошкольников представления о содержании различных театральных профессий - артистов, режиссера, костюмеров, театрального художника, дирижера. Постепенно дети осознают, что спектакль - это работа коллектива, что театр может дарить радость, как зрителям, так и исполнителям. В дальнейшем эти знания и приобретенный практический опыт будут способствовать формированию обобщенного представления о назначении и роли искусства в жизни общества.

Старшие дошкольники способны внутренне активно сопереживать и мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Ребятам становится доступно понимание внутреннего мира персонажей и очевиден их противоречивый характер, так как в процессе театрализованной деятельности у них появляется возможность соотносить себя как с положительными, так и с отрицательными персонажами. У детей зарождаются и социальные чувства, потому что ребенок начинает эмоционально относиться к событиям и поступкам, которые имеют значение уже не только для него самого, но и для окружающих. Именно таким образом театрализованная деятельность развивает в детях сочувствие, содействие, эмпатию.

А.В. Запорожец указывает на то, что реальные отношения тоже являются структурными компонентами игры. Под реальными отношениями подразумеваются отношения между детьми, как партнерами по совместной игровой деятельности, а также между детьми и взрослыми как возможными организаторами и партнерами. В театрализованной игре, с заранее заданным содержанием, такие отношения развивать проще. «В функции реальных отношений входит планирование сюжета, распределение ролей, игровых атрибутов, контроль и коррекция выполнения ролей сверстниками-партнерами, т.е. позиционное замещение» [3]. Дети старшего дошкольного возраста должны хорошо ориентироваться в проблемных и конфликтных ситуациях и учиться успешно разрешать их. В театрализованной игре ребенок учится видеть, анализировать, драматизировать ситуацию с позиций разных персонажей, таким образом, формируется его способность выделять новые свойства и условия.

Участие детей в театрализованной деятельности способствует развитию пластики, координации движении, артикуляции, речевой выразительности. У детей развивается умение интонационно разнообразно передавать текст в зависимости от его содержания, эмоционально пересказывать услышанное. Театрализованные игры позволяют реализовывать задачи коммуникативного развития наиболее успешно, так как дети эмоционально положительно настроены, раскрепощены, велико их желание сыграть роль качественно и интересно.

Наблюдения свидетельствуют о том, что дети менее утомляются в процессе театрализованной игры, нежели при проведении специальных дидактических упражнений. В процессе театрализованной деятельности дети знакомятся с литературными нормами и правилами родного языка, учатся свободно пользоваться лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей любого типа высказывания. Постепенно проявляется устойчивый интерес к театрализованной деятельности, умение анализировать поступки героев художественных произведений, формируются представления о честности и доброте. Дети проявляют инициативу в проигрывании на сцене знакомых произведений.

Драматизация предполагает вовлечение в действие небольшого числа детей, но для более качественного решения данной проблемы необходимо, чтобы материалом владели все дети конкретной группы. Поэтому театрализованную деятельность целесообразно осуществлять поэтапно. На первом этапе детей знакомят с малыми фольклорными формами. Именно они являются наиболее благоприятной основой для упражнений детей и в театрализованной деятельности, и в освоении богатства родного языка: «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста. Именно он отразит мир, который связан с детским бытом, повседневной детской жизнью»

[5].

Дети знакомятся с такими видами театров, как «театр дымковской игрушки», «Театр матрешки», «Театр Петрушки», «Пальчиковый театр», «Театр рукавички» и «Театр ложек». Подбираются потешки, журилки, дразнилки, колыбельные песни, жалейки, не большие по объему, с диалогом и наполненным

действием. Сжатость во времени позволяет увидеть результат сразу в жестах, позе, движениях, в выражениях мимики, обратить внимание на дыхание, темп, выразительность речи детей. Обязательно выясняется, каков характер персонажей, какое у них настроение и с какой интонацией надо выговаривать текст. Простота этих произведений, многократная повторяемость элементов, легкое запоминание, возможность обыгрывания привлекают детей. Неуверенные в себе воспитанники никогда не остаются в стороне. Чаще всего они предпочитают театр ложек, рукавичек, театр игрушки, так как кукла для них становится ширмой, за которую можно спрятаться в стрессовой ситуации (выступление перед зрителями). Чтобы дети не стеснялись, им предлагается выйти из-за ширмы вместе с куклой, подействовать с ней, передать ее образ через интонацию, мимику.

Большую помощь в обучении дошкольников, сочетанию слова и движения оказывают хороводные игры. Народный стих в играх музыкален, что делает его легко произносимым для детей. Важно и то, что смысловые ударения падают на рифмы, это создает необычную чеканность стиха. Можно использовать ложки как ритмический аккомпанемент, таким образом, у детей развивается чувство ритма. Всегда можно внести в хороводную игру элемент новизны, импровизации. Это маленькие спектакли с различными ролями. Дети сопровождают свой показ выразительными пантомимическими движениями и жестами, учатся владеть разной интонацией.

Хочется отметить, что ребенок переживает в хороводной игре разные психологические состояния, оказываясь то участником в общем кругу, то за его пределами. Есть дети, которые боятся оказаться в центре круга. Такие игры способствуют постепенному преодолению робости, а вот доминирующему лидеру полезно порой почувствовать себя вне общего круга.

Следующим этапом в процессе театрализованной деятельности является работа со сказкой. Народная сказка - это одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребёнок в раннем детстве.

Сказка, созданная в давние времена, живя до сих пор, увлекает детей содержанием и художественной формой. Сказка является мудрым воспитателем ребёнка, всегда поучительна. Она знакомит дошкольника с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой. Воспитатели стараются на основе сказки дать первые основы нравственного воспитания, любви к Родине. Сказки дают возможность воспитывать в детях лучшие черты характера, помогают разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношения людей, оценить их поступки, вызывают либо сочувствие, либо осуждение.

Сказки преподносятся с использованием разных приёмов: например, часть сказки рассказывается, а часть инсценируется, сопровождается показом настольного театра, рассмотрением иллюстраций. В живом рассказе педагога сказка звучит более эмоционально: перед детьми, как живые, встают сказочные образы, ярче вырисовываются характеры действующих лиц, их поступки. Слушая сказку, дети видят мимику, жесты, эмоции воспитателя. При широком использовании невербальных средств выразительности (мимики, жестов, выразительных

движений, позы) речь детей становится более выразительной и значительно передаёт содержание мыслей и чувств говорящего ребёнка. Драматизируя сказку, дети, как правило, знают, что и кого они изображают, но не всегда знают, как это делать. В результате может возникнуть неудовлетворённость ребёнка своими действиями, разочарование, потере интереса к драматизации и к сказке в целом. В связи с этим возникает необходимость научить детей способам воплощения и передачи сказочного образа, сформулировать навыки использования средств выразительности образа на сцене (речевая и интонационная выразительность, пантомимика, жест, поза, походка и др.)

При этом задача в этюде облегчается тем, что детям необходимо понять и передать один эмоциональный момент, а не динамически развивающийся образ. Все найденные ребёнком характеристики образа в дальнейшем соединяются в этюдной работе. При этом необходимо дать установку на свободное, творческое выражение образа, что предусматривает возможность отступать от текста, импровизировать. Во время работы над такими этюдами ребёнок говорит то, что он хочет, и так, как он желает этого, используя свой словарный запас, интонационную и мимическую выразительность.

При таком проявлении самостоятельности, ухода от готовых штампов и шаблонов поощряется показ ребёнком собственных движений. В процессе подготовки инсценировки её содержание дополняется подходящими по ситуации потешками, журилками, загадками для закрепления их житейского смысла. В таком активном процессе у детей формируется умение пользоваться малыми формами фольклора в общении.

При участии в театрализованной деятельности способности дошкольников к речевой деятельности, речевому творчеству, общению в кругу сверстников, к уважению традиций русской народной культуры, а шире - к пониманию целостной картины мира, значительно обогащаются. Им по силам становятся серьёзные роли, появляется истинное увлечение театром, желание играть разнообразных героев.

Значительно расширяется словарный запас детей, он обогащается образными выражениями, глаголами, определениями, речь становится более выразительной и образной. Дети начинают использовать в быту малые формы фольклора, становятся более раскрепощёнными и общительными, значительно улучшаются их отношения со сверстниками и взрослыми. Дети учатся определять характер, настроение предлагаемых им произведений, понимать роль слова, которое может «ранить» или «вылечить», с помощью которого можно подбодрить или разрешить конфликт.

Можно говорить о значительном росте уровня духовности ребёнка, которая проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, а также нравственно-патриотических позиций. Таким образом, проведённый теоретический анализ позволяет утверждать о значительной роли театрализованной деятельности в формировании целостной картины мира у детей дошкольного возраста.

литература

1. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / И.Г. Вечканова. - СПб: КАРО, 2006. - 144 с.

2. Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка / Л.С. Выготский // Психология развития. - СПб, 2001. - С. 56 - 79.

3. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. / А.В. Запорожец. - Т. 1. Психическое развитие ребёнка. - М.: Педагогика, 1986. - 316 с.

4. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребёнка: Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - 392 с.

5. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр / Н.Ф. Сорокина // Программа «Театр - творчество - дети». - М.: Аркти, 2004. - 246 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.