Научная статья на тему 'Инновационные подходы к повышению конкурентоспособности производителей стройматериалов в условиях экономических ограничений'

Инновационные подходы к повышению конкурентоспособности производителей стройматериалов в условиях экономических ограничений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / ИННОВАЦИИ / SANCTIONS / COMPETITIVENESS / CONSTRUCTION INDUSTRY / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Еремеев Максим Александрович

В статье показано влияние западных санкций на строительную отрасль России, дано понятие конкурентоспособности и влияние на нее санкций. Современные предприятия повышают уровень своей конкурентоспособности, а также вынуждены снижать уровень затрат на производство, повышать качество выпускаемой продукции, расширять ассортиментную линейку, повышать уровень сервиса с целью максимизации соответствия потребительскому спросу. Конкурентоспособность является целевой установкой бизнеса, направлена на бесперебойное и устойчивое производство и эффективное продвижение и сбыт. Дано понятие инновационных подходов к повышению конкурентоспособности, рассмотрены основные из них. Определяется понятие качества как соотношение между характеристиками товара и текущими и потенциальными требованиями потребителя данного конкретного вида товара или услуги. Предложены инструменты повышения конкурентоспособности отечественных производителей строительных материалов как на внутреннем, так и на зарубежном рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACHES TO INCREASE THE COMPETITIVENESS OF MANUFACTURERS OF BUILDING MATERIALS IN THE CONDITIONS OF ECONOMIC CONSTRAINTS

In the article shows the impact of Western sanctions on the construction industry of Russia, the concept of competitiveness and the impact of sanctions on it. Modern enterprises increase the level of their competitiveness, and also have to reduce the level of production costs, improve the quality of products, expand the product range, increase the level of service in order to maximize compliance with consumer demand. Competitiveness is the target of the business, aimed at uninterrupted and sustainable production and effective promotion and marketing. The concept of innovative approaches to improving competitiveness is given and the main ones are considered. It is not unreasonable to believe that one of the factors that ensure the competitiveness of the enterprise is the quality of products. In this research work defines the concept of quality as the ratio between product characteristics and existing and potential customer needs a particular product or service. The tools of increasing the competitiveness of domestic manufacturers of building materials, both in the domestic and foreign markets, are proposed.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к повышению конкурентоспособности производителей стройматериалов в условиях экономических ограничений»

ISSN 1994-5094 ♦-

37 -♦

Maksim Aleksandrovich Eremeev,

PhD in Economics,

associate professor of marketing department, economics of enterprises and organizations, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

УДК 338.45:69

Максим Александрович Еремеев,

кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, экономики предприятий и организаций, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

(>Ь> [email protected]

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СТРОЙМАТЕРИАЛОВ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ

В статье показано влияние западных санкций на строительную отрасль России, дано понятие конкурентоспособности и влияние на нее санкций. Современные предприятия повышают уровень своей конкурентоспособности, а также вынуждены снижать уровень затрат на производство, повышать качество выпускаемой продукции, расширять ассортиментную линейку, повышать уровень сервиса с целью максимизации соответствия потребительскому спросу. Конкурентоспособность является целевой установкой бизнеса, направлена на бесперебойное и устойчивое производство и эффективное продвижение и сбыт. Дано понятие инновационных подходов к повышению конкурентоспособности, рассмотрены основные из них. Определяется понятие качества как соотношение между характеристиками товара и текущими и потенциальными требованиями потребителя данного конкретного вида товара или услуги. Предложены инструменты повышения конкурентоспособности отечественных производителей строительных материалов как на внутреннем, так и на зарубежном рынках.

Ключевые слова: санкции, конкурентоспособность, строительная отрасль, инновации.

INNOVATIVE APPROACHES TO INCREASE THE COMPETITIVENESS OF MANUFACTURERS OF BUILDING MATERIALS IN THE CONDITIONS OF ECONOMIC CONSTRAINTS

In the article shows the impact of Western sanctions on the construction industry of Russia, the concept of competitiveness and the impact of sanctions on it. Modern enterprises increase the level of their competitiveness, and also have to reduce the level of production costs, improve the quality of products, expand the product range, increase the level of service in order to maximize compliance with consumer demand. Competitiveness is the target of the business, aimed at uninterrupted and sustainable production and effective promotion and marketing. The concept of innovative approaches to improving competitiveness is given and the main ones are considered. It is not unreasonable to believe that one of the factors that ensure the competitiveness of the enterprise is the quality of products. In this research work defines the concept of quality as the ratio between product characteristics and existing and potential customer needs a particular product or service. The tools of increasing the competitiveness of domestic manufacturers of building materials, both in the domestic and foreign markets, are proposed.

Keywords: sanctions, competitiveness, construction industry, innovation.

Строительство - одна из ключевых фондообразующих отраслей, от которой во многом зависит формирование национальной экономики. В целях развития этой отрасли предприятия должны повышать конкурентоспособность как на отечественных, так и на зарубежных рынках. Стремясь к высокому уровню конкурентоспособности, предприятия снижают уровень затрат на производство, повышают качество выпускаемой продукции, расширяют ассортиментную линейку, повышают уровень сервиса с целью максимального соответствия потребительскому спросу. Конкурентоспособность является целевой установкой бизнеса и направлена на бесперебойное и устойчивое производство и эффективное продвижение и сбыт. Существенное влияние на конкурентоспособность отечественных предприятий оказывают возложенные на Россию в 2014 г. санкции. Исследователи отмечают как по-

ложительное, так и отрицательное влияние санкций на отечественную экономику. Данный вопрос исследовали в своих статьях Н.В. Лапина, К. К. Мын-баева, Л.И. Тинякова, Ю.А. Дерябин и др. И.В. Щетинина, А.В. Гугелев, И.В. Артюхова, Е.А. Иванова, А. С. Егоров и другие исследовали инновационные факторы повышения конкурентоспособности отечественных предприятий. Однако вопросы повышения конкурентоспособности в условиях санкций изучены недостаточно. Поэтому целью данной работы является изучение инновационных подходов в повышении конкурентоспособности производителей стройматериалов в условиях санкций.

Одной из важнейших интегральных характеристик, используемых для оценки эффективности хозяйствующих субъектов, является конкурентоспособность. Строительные предприятия на российском рынке функционируют в условиях усиле-

38 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2019. № 5 (79) -♦

ния конкуренции, что обусловливает развитие рынка и отрасли в целом. В стремлении к устойчивому развитию в условиях рынка предприятия стремятся поддерживать определенный уровень конкурентоспособности методами снижения затрат, повышения качества продукции, модернизации ассортиментной линейки. Конкурентоспособность строительных организаций во многом связана со способностью производить конкурентоспособный товар и определяется способностью использовать все имеющиеся у организации ресурсы. Отметим, что конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность выпускаемых им товаров не являются тождественными понятиями. В рамках диверсификации предприятия могут работать на различных товарных рынках и выпускать только несколько конкурентоспособных позиций в рамках всей ассортиментной линейки. Конкурентоспособность предприятия - интегральная числовая характеристика, с помощью которой оцениваются достигнутые предприятием конечные результаты его деятельности в течение определенного периода. Конкурентоспособность может быть определена только по отношению к предприятию-конкуренту и проявляется в трех основных критериях: потребительские свойства товара должны полностью соответствовать потребностям потребителей, выпускаемая продукция должна соответствовать определенному рыночному сегменту, возможности предприятия должны соответствовать фазе его жизненного цикла [3, с. 202]. Факторы конкурентоспособности вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, в результате чего изменяется и уровень конкурентоспособности предприятия. Одним из факторов, оказывающих такого рода воздействие, является введение экономических санкций против России.

Проблема санкций является наиболее актуальной в настоящий момент, так как подразумевает изменение экономики страны с ориентацией на внутреннего производителя и поиском новых рынков сбыта. Исследуя влияние санкций на экономику России, авторы отмечают как положительное, так и отрицательное влияние. Положительное влияние проявляется прежде всего в развитии российского производства. Ю.А. Дерябин, Л.И. Тиня-кова, К.К. Мымбаева отмечают эффективность программы импортозамещения, которая направлена на снижение зависимости российской экономики от импортных поставок и развитие собственных отраслей производства. Также санкции способствуют ослаблению национальной валюты, что, в свою очередь, приводит к снижению стоимости трудозатрат, товары становятся более дешевыми на международных рынках, следовательно, более конкурентоспособными. На наш взгляд, негативное влияние санкций более существенно для российских предприятий. Во-первых, примененные санкции ухудшили инвестиционный климат России. С 2014 г. наблюдается снижение активности иностранных инвесторов, о чем свидетельствует ста-

тистика ЦБ РФ. С конца 2014 г. объем прямых инвестиций в строительный сектор значительно снизился, что, в свою очередь, снижает потенциал экономического развития компаний. Вклад строительства в динамику ВВП с каждым годом снижается: в 2017 г. объем строительства снизился на 0,2%, в 2016 г. - на 4,2%, в 2015 г. - на 1,9%. Отметим, что большое количество строительных материалов, используемых в отделке помещений, импортного производства. Большая их доля приходится на сектор элитной застройки и смещается в сторону отечественного производителя по мере удешевления недвижимости. Следующим негативным фактором можно считать увеличение издержек производства, которые возникают по причине удорожания, как правило, импортного оборудования. Несмотря на политику импортозамещения, полностью отказаться от импортного сырья и оборудования российские производители строительных материалов в ближайшее время не в состоянии. А. С. Егоров, исследуя конкурентоспособность российских предприятий, отмечает фактор повышения цены посредниками [4, с. 16-18]. Производители опасаются повышать стоимость продукции во избежание дальнейшего падения спроса, а повышение стоимости для конечного потребителя обусловлено возросшей наценкой посредников. При этом 52% компаний, принявших участие в исследовании автора, отмечают, что санкции никак не повлияли на их конкурентоспособность на внутреннем рынке. Таким образом, можно отметить как позитивное, так и негативное влияние санкций на конкурентоспособность отечественных производителей строительных материалов. В целях повышения конкурентоспособности необходимо использовать инновационные подходы, которые позволят минимизировать негативное влияние санкций и использовать сложившуюся ситуацию в целях экономического развития.

Понятие инновационных подходов подразумевает комплекс принципиально новых организационных мер, операций, приемов и способов эффективного использования всех видов ресурсов предприятия. Деятельность может считаться инновационной, если она включает исследования, разработку и внедрение новых или усовершенствованных продуктов и технологических процессов независимо от их отраслевого предназначения [6, с. 150-152]. Й. Шумпетер выделяет пять типов инноваций: производство продукции с новыми свойствами; внедрение нового метода производства; освоение новых рынков сбыта товаров; изменение организации производства и его материально-технического обеспечения; внедрение новых организационных и институционных форм. В этом контексте под инновациями понимается любое изменение вследствие использования новых или усовершенствованных решений [7, с. 24].

Одним из факторов, обеспечивающих конкурентоспособность предприятия, является качество выпускаемой продукции. А.В. Гугелев [2, с. 36]

ISSN 1994-5094 ♦-

39 -♦

определяет понятие качества как соотношение между характеристиками товара и текущими и потенциальными требованиями потребителя данного конкретного вида товара или услуги.

Обязательным условием формирования конкурентоспособности предприятия является использование системного подхода, который позволяет определить систему связей между всеми факторами, целями и задачами. Конкурентоспособность предприятий во многом зависит от технологического совершенствования производства. Большинство российских производителей строительных материалов имеют устаревшее оборудование, которое не позволяет формировать инновационный потенциал организации. В условиях санкций замена такого оборудования должна осуществляться либо за счет собственных разработок, либо за счет импорта из дружественных стран.

Повышение конкурентоспособности во многом зависит от введения технологически усовершенствованных продуктов. Наиболее актуально такое введение для высокотехнологичных отраслей экономики, но, хотя рынок строительных материалов развивается традиционно более медленно, введение новых продуктов является необходимым условием повышения конкурентоспособности. Если сравнивать ассортиментные линейки иностранных и отечественных производителей сухих строительных смесей и строительной химии, можно сделать вывод, что иностранные производители чаще предлагают потребителям товар с новыми свойствами. Бесспорно, что такое введение возможно только при условии грамотного анализа рынка с целью выявления новых потребностей целевой аудитории, а также в условиях развитой научно-технической базы, которая позволит разработать и внедрить новую технологию производства.

Удовлетворение потребностей в современной науке связано с концепцией маркетинга отношений, суть которой заключается в том, что организация должна устанавливать долгосрочные отношения со своим потребителем. В настоящее время недостаточно просто произвести высококачественный продукт: потребитель, во-первых, должен быть достаточно осведомлен о новинке, во-вторых, нуждается в постпродажном обслуживании. Такой подход позволяет также выявить дополнительные потребности и максимально удовлетворить их, регулируя предложение в зависимости от спроса. Производитель получает возможность повысить удовлетворенность потребителей, сформировать уровень приверженности к марке, что в итоге способно привести к увеличению объемов продаж и

повышению конкурентоспособности предприятия. Система управления конкурентоспособностью включает маркетинговые инструменты продвижения и сбыта. Сюда входит разработка креативного предложения, формирование имиджа бренда, выбор каналов коммуникации с потребителем в зависимости от стадии жизненного цикла. Сбытовой фактор предполагает выбор каналов распределения.

Таким образом, для повышения конкурентоспособности отечественных производителей строительных материалов как на внутреннем, так и на зарубежном рынках необходимо использовать инновационные подходы, которые подразумевают применение новых методов управления качеством продукта, включающих в себя все этапы от анализа рынка и потребностей до управления сбытом и постпродажный сервис.

1. АртюховаИ.В., ОгородникА.А. Инновационный подход к качеству продукции как главный фактор обеспечения конкурентоспособности предприятия // Инновационная наука. 2015. № 6-1. С. 19-21.

2. Гугелев А.В., Семченко А.А. Инновационная составляющая в обеспечении конкурентоспособности современной организации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 1 (55). С. 34-39.

3. Дерябин Ю.А. Влияние санкций на экономическое развитие России // Вестник ЧелГУ. 2018. № 7 (417). С. 200-203.

4. Егоров А.С. Конкуренция и конкурентоспособность предприятий в 2017 году // РЭБ. 2017. № 3 (67). С. 3-13.

5. Еремеев М.А. Теоретико-методические основы формирования качества продукции на основе экономического стимулирования // Модернизация и устойчивое развитие современного общества: экономические, социальные, философские, политические, правовые тенденции: материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Саратов, 11 октября 2017 г.): в 3 ч. Ч. 1. / [отв. ред. Н.Н. Понарина, С.С. Чернов]. Саратов: Изд-во «Академия управления», 2017. С. 75-87.

6. Еремеев М.А. Современные подходы к повышению качества промышленной продукции на основе экономического стимулирования персонала // Инновационные технологии в современных научных исследованиях: экономические, социальные, философские, политические, правовые тенденции: материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Саратов, 28 марта 2017 г.): в 2 ч. Ч. 1. / [отв. ред. Н.Н. Понарина, С.С. Чернов]. Саратов: Академия управления, 2017. С. 147-154.

7. Журавлева А.М., Подловипина Е.А. Влияние санкций на инвестиционный климат России // Научные записки молодых исследователей. 2014. № 6. С. 22-25.

8. Русановский В.А., Санинский С.А. Роль посреднической деятельности в системе повышения предпринимательской активности населения // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2013. № 2 (46). С. 71-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.