Научная статья на тему 'Рынок строительных материалов в условиях конкуренции'

Рынок строительных материалов в условиях конкуренции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1778
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА / СТРОИТЕЛЬНЫЙ РЫНОК / СПЕЦИФИКА ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОДУКЦИИ / ПРЕИМУЩЕСТВА / РЕКЛАМА / ПОЛИТИКА ТОРГОВЫХ ТОЧЕК / COMPETITIVENESS OF THE GOODS / DEVELOPMENT MARKET / SPECIFIC OF INVESTIGATED PRODUCTS / ADVANTAGES / ADVERTISEMENT / POLITICS OF TRADE SPOTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быков Д. Н., Хомкалов Г. В.

ЦЕЛЬ. Проведено исследование конкурентоспособности рынка строительных материалов в условиях текущего состояния экономики. Терминологический анализ понятия конкурентоспособности продукции говорит об отсутствии единого подхода к его определению. Определяя конкурентоспособность как набор свойств товара или услуг, часть исследователей в своих трудах указывают на взаимосвязь конкурентоспособности товара с характеристиками самого товара, другая часть первостепенно рассматривает характеристики цены продукции. МЕТОДЫ. В работе рассмотрены научные методы разделения понятия «конкурентоспособность» и взаимосвязь между конкурентоспособностью и качеством товара, и влиянием качества товара на конкурентоспособность. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Итогом изучения вопроса стал список основных направлений усиления конкуренции, это: развитие технологии производства в целом на рынке и в сферах производства; внимание средств массовой информации к продвижению товара и защите прав потребителей; инновационные методики маркетинга, применяемые при продвижении; новые методы продвижения товара, когда используются не ценовые показатели и характеристики, а качество обслуживания клиента, связанное с затратами времени и самого процесса продажи товара. Описаны основные проблемы качества обслуживания в торговле, в области культуры обслуживания, работы с персоналом, информирования потребителей, ассортиментная политика, рационализация времени потребителей, организация торгового процесса. ВЫВОДЫ. Анализируемые вопросы нацелены на увеличение конкурентоспособности, причем как товара, так и политики организации продаж в целом. С точки зрения авторов, данные подходы сужают понятие конкурентоспособности товара: необходимо рассматривать рассмотренные характеристики в совокупности, а также обращать внимание на специфику исследуемой продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Быков Д. Н., Хомкалов Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING MATERIALS MARKET UNDER COMPETITIVE CONDITIONS

AIM. The competitiveness of the market for building materials is studied under the conditions of the current state of the economics. Terminological analysis of the concept of product competitiveness indicates the absence of a unified approach to its definition. In defining competitiveness as a set of properties of a product or service, some researchers point to the interrelation of the product competitiveness with the characteristics of the product itself, while the others consider the price characteristics of the product. METHODS. The paper examines the scientific methods of separating the concept of “competitiveness” and the relationship between competitiveness and product quality, as well as the effect of product quality on competitiveness. RESULTS AND DISCUSSION. The result of the study consists of a list of the main directions favouring the increasing of the competitiveness. These are the development of production technology on the market in general and in the areas of production, media attention to product promotion and consumer protection, innovative marketing techniques used in the promotion, new methods of product promotion, when it is not the price indicators and characteristics that are used, but the quality of customer service associated with the time spent and the process of selling goods. The main problems of service quality in different fields are described, including trade, fields of service culture, work with personnel, consumer information, product assortment policy, rationalisation of customer time and organisation of trading. CONCLUSION. The issues analysed are aimed at an increase in competitiveness of the product, as well as the competitiveness of the sales organisation policy in general. From the authors' point of view, these approaches narrow the concept of product competitiveness, while the described characteristics should be considered cumulatively as well as attention paid to the specifics of the product under study.

Текст научной работы на тему «Рынок строительных материалов в условиях конкуренции»

Оригинальная статья / Original article УДК 330.1

DOI: http://dx.doi.org/10.21285/2227-2917-2018-3-26-31

РЫНОК СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ © Д.Н. Быков3, Г.В. Хомкаловь

Байкальский государственный университет,

664003, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.

РЕЗЮМЕ. ЦЕЛЬ. Проведено исследование конкурентоспособности рынка строительных материалов в условиях текущего состояния экономики. Терминологический анализ понятия конкурентоспособности продукции говорит об отсутствии единого подхода к его определению. Определяя конкурентоспособность как набор свойств товара или услуг, часть исследователей в своих трудах указывают на взаимосвязь конкурентоспособности товара с характеристиками самого товара, другая часть первостепенно рассматривает характеристики цены продукции. МЕТОДЫ. В работе рассмотрены научные методы разделения понятия «конкурентоспособность» и взаимосвязь между конкурентоспособностью и качеством товара, и влиянием качества товара на конкурентоспособность. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Итогом изучения вопроса стал список основных направлений усиления конкуренции, это: развитие технологии производства в целом на рынке и в сферах производства; внимание средств массовой информации к продвижению товара и защите прав потребителей; инновационные методики маркетинга, применяемые при продвижении; новые методы продвижения товара, когда используются не ценовые показатели и характеристики, а качество обслуживания клиента, связанное с затратами времени и самого процесса продажи товара. Описаны основные проблемы качества обслуживания в торговле, в области культуры обслуживания, работы с персоналом, информирования потребителей, ассортиментная политика, рационализация времени потребителей, организация торгового процесса. ВЫВОДЫ. Анализируемые вопросы нацелены на увеличение конкурентоспособности, причем как товара, так и политики организации продаж в целом. С точки зрения авторов, данные подходы сужают понятие конкурентоспособности товара: необходимо рассматривать рассмотренные характеристики в совокупности, а также обращать внимание на специфику исследуемой продукции. Ключевые слова: конкурентоспособность товара, строительный рынок, специфика исследуемой продукции, преимущества, реклама, политика торговых точек.

Информация о статье. Дата поступления 04 июня 2018 г.; дата принятия к печати 16 июля 2018 г.; дата онлайн-размещения 26 сентября 2018 г.

Формат цитирования. Быков Д.Н., Хомкалов Г.В. Рынок строительных материалов в условиях конкуренции // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2018. Т. 8. № 3. С. 26-31. DOI: 10.21285/2227-2917-2018-3-26-31

BUILDING MATERIALS MARKET UNDER COMPETITIVE CONDITIONS B.N. Bykov, G.V. Khomkalov

Baikal State University,

11, Lenin St., Irkutsk, 664003, Russian Federation

ABSTRACT. AIM. The competitiveness of the market for building materials is studied under the conditions of the current state of the economics. Terminological analysis of the concept of product competitiveness indicates the absence of a unified approach to its definition. In defining competitiveness as a set of properties of a product or service, some researchers point to the interrelation of the product competitiveness with the

эБыков Даниил Николаевич, аспирант кафедры экономики и управления инвестициями и недвижимостью, e-mail: [email protected]

Daniil N. Bykov, Postgraduate student of the Department of Economics and Management of Investments and Real Estate, e-mail: [email protected]

Хомкалов Геннадий Владимирович, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления инвестициями и недвижимостью, e-mail: [email protected]

Gennady V. Khomkalov, Doctor of Economics, Professor of the Department of Economics and Management of Investments and Real Estate, e-mail: [email protected]

characteristics of the product itself, while the others consider the price characteristics of the product. METHODS. The paper examines the scientific methods of separating the concept of "competitiveness" and the relationship between competitiveness and product quality, as well as the effect of product quality on competitiveness. RESULTS AND DISCUSSION. The result of the study consists of a list of the main directions favouring the increasing of the competitiveness. These are the development of production technology on the market in general and in the areas of production, media attention to product promotion and consumer protection, innovative marketing techniques used in the promotion, new methods of product promotion, when it is not the price indicators and characteristics that are used, but the quality of customer service associated with the time spent and the process of selling goods. The main problems of service quality in different fields are described, including trade, fields of service culture, work with personnel, consumer information, product assortment policy, rationalisation of customer time and organisation of trading. CONCLUSION. The issues analysed are aimed at an increase in competitiveness of the product, as well as the competitiveness of the sales organisation policy in general. From the authors' point of view, these approaches narrow the concept of product competitiveness, while the described characteristics should be considered cumulatively as well as attention paid to the specifics of the product under study.

Keywords: competitiveness of the goods, development market, specific of investigated products, advantages, advertisement, politics of trade spots

Information about the article. Date of receipt on June 04, accepted for publication July 16, 2018; available online September 26, 2018.

For citation. Bykov D.N., Khomkalov G.V. Building materials market under competitive conditions. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate. 2018, vol. 8, no. 3, pp. 26-31. (In Russian). DOI: 10.21285/2227-2917-2018-3-26-31

Введение

Рассматривая валовой продукт Российской Федерации, можно говорить о том, что строительная отрасль составляет лишь 6-7% ВВП. ЧМ-2018 и Универсиада-2019 являлись главными катализаторами развития и продвижения данного сектора в 2016-1017 годах. Кризисное состояние экономики, валообразное повышение стоимости товаров обусловили замедление развития или, даже, удержание «на плаву» рынка строительных материалов и строительной отрасли в целом.

Именно в такой период времени встает вопрос о рассмотрении проблем отрасли и то, каким образом их решать, какие методы и подходы использовать.

Проблема рынка вызвана резким сокращением спроса на строительные материалы из-за сокращения поступлений инвестиций и целевого развития жилищного строительства. Помимо того, существует проблема привлечения потребителя к определенному товару, захват новых рынков, диверсификация деятельности. Все текущие понятия упираются в вопросы конкуренции существующих производственных и тор-

говых предприятий на рынке строительных материалов.

Что можно выделить как основные различия между конкурентоспособным и не конкурентоспособным предприятием?

Главные вопросы, которые необходимо разобрать и решить в решении поставленной задачи [1-14]:

1. Понятие конкурентоспособности в текущем состоянии рынка;

2. Выделение основного аспекта или аспектов конкурентоспособности предприятий на данный момент на рынке строительных материалов;

3. Создание комплекса рекомендаций для повышения конкурентоспособности предприятия в текущей рыночной ситуации.

Методы

Конкурентоспособность - комплекс характеристик, компетенций и возможностей предприятия или организации, которые отличают ее от других предприятий.

Основным отличием нескольких аналогичных предприятий по выпуску аналогичных товаров будет, конечно же, качество этого товара. Именно данный показатель - возможность предоставлять качественные товары -

следует выделить как основную характеристику конкурентоспособности предприятия. Вторым важным фактором конкурентоспособности можно обозначить умение адаптации, изменения, перестройки, приспособления к постоянно изменяющимся внешним и внутренним условиям рынка. Третьим важным, по мнению авторов, фактором является положение от второго, а именно постоянство уровня экономических показателей, финансовой стабильности предприятия.

Рыночная экономика в настоящее время предоставляет несколько другие требования к качеству выпускаемых товаров (услуг). В современных условиях выживаемость любого производства, его устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности.

21 век считается веком направленности на качество - качество обслуживания, качество товара и предоставляемых услуг. Российская Федерация ведет однозначную политику повышения и удержания качества продукции, в том числе на рынке строительных материалов.

Качество определяется авторитетом предприятия, ростом прибыли, увеличением процветания, вследствие чего работа по управлению качеством производства является основным видом деятельности для всего персонала, от руководителя до исполнителя.

Показатель качества продукции должен восприниматься, прежде всего, как результат деятельности. Ведь именно данный показатель говорит об общем уровне понимания структуры предприятия, его затрат, эффективного расходования средств и сокращения издержек. Повышение качества товара - показатель развития производства и в технологическом плане [1].

Раскроем причины, усиливающие конкуренцию, связанные с качеством обслуживания.

1. Противопоставление качества товара качеству обслуживания: это два соперничающих направления при развитии технологического уровня и повышения качества продукции, когда торговые организации в качестве ответной реакции улучшают качество обслуживания.

2. Защита прав потребителей как правовой аспект, влияющий на качество соблюдения правил торговли, и привлечение СМИ к данному вопросу.

3. Комфорт конечного потребителя на любом из этапов продажи за счет новейших маркетинговых методик.

4. Привлечение новых клиентов или развитие новых сегментов за счет методов конкуренции, но не с помощью цены, а с помощью отличных методик.

5. Доля рынка, зависящая от конечных результатов рентабельности.

Необходимо выявить основные отрицательные черты в комплексе торгового обслуживания в различных розничных сетях, а именно:

1. Срок ожидания потребителя в очереди при реализации товаров, максимально очевидно в выходные и праздничные дни.

2. Товары плохого качества изготовления [14].

3. Удовлетворение конечных нужд потребителей не в полном объеме; разделение потребителей на слои, когда не все они получают итоговый уровень решения проблем.

4. Низкий уровень знания персонала о товаре.

5. Низкий контроль качества обслуживания и производства на всех этапах и в равные периоды.

Для повышения уровня качества обслуживания в торгово-розничных предприятиях необходимо руководствоваться, прежде всего, потребительскими предпочтениями [3].

Результаты

Разработаны и предложены следующие направления, рекоменда-

ции повышения качества обслуживания.

В области культуры обслуживания. Обязательное использование стандартов обслуживания (стандарты внешнего вида обслуживания, стандарты работы кассира, товароведа) [5].

Политика полного и разностороннего удовлетворения потребностей клиента, которая может выражаться в следующих тезисах:

1. Обслуживание - ключевой момент в осуществлении продаж, отношений с клиентом;

2. Создание атмосферы комфорта, доброжелательности (условия, располагающие к совершению покупки);

3. Обслуживание должно отвечать потребностям клиентов [4].

В работе с персоналом. Разработка системы обучения, повышения квалификации сотрудников, проведение тренингов для повышения грамотности и профессионального уровня продавцов [6].

Эффективная система как морального, так и материального стимулирования персонала.

Управление качеством обслуживания с помощью систематического мониторинга (например, методом «тайный покупатель») и постоянное его совершенствование.

Оптимальное количество персонала. Достаточное число кассиров для высокой скорости обслуживания, экономии временных затрат потребителей.

В сфере информирования потребителей. Обязательное наличие Интернет-сайта предприятия с представленным на нем электронным каталогом товаров для повышения осведомленности покупателей.

Своевременное информирование об акциях и скидках и введении в ассортимент новых товаров.

Ассортиментная политика. Наличие широкого ассортимента разных ценовых категорий.

Большой ассортимент дополнительных товаров, чтобы покупатель мог приобрести большее количество товара в одном магазине, тем самым увеличить размер среднего чека и прибыли от продаж [7].

Предложение товаров собственной, частной марки.

Рационализация времени потребителя. Создание торговых комплексов, в которых можно провести целый день с комфортом, т.е. совмещение торгового комплекса с местами досуга, таких как кино, рестораны быстрого питания, салоны и т.д. [13].

Организация процессов обслуживания с повышенной скоростью, например, создание электронных очередей или «виртуальных примерочных», которые отображают отсканированную внешность покупателя с особенностями его фигуры в специальном зеркале, где он может виртуально примерить виртуальные прототипы моделей, представленных в торговой точке.

Организация торгового процесса. Введение новых форматов розничной торговли; например, Рор-ар, временные магазины, продающие товары по распродаже, позволяют решать сразу две задачи: распределение и продвижение.

Наличие целей по достижению прибыли и взаимосвязь с материальным стимулированием.

Использование ценовых акций во время праздников, выходных или на определенный срок - стимулирование сбыта излишков товара, повышение лояльности [8].

Выводы

В конечном счете, все мероприятия, призванные повысить конкурентоспособность продукта, подчинены следующим целям.

1. Повышение качества продукта и (или) придание ему уникальных потребительских свойств.

2. Снижение себестоимости единицы продукции.

3. Увеличение объемов реализации (оборота).

4. Улучшение сервиса (гарантийного, послепродажного и послегарантийного).

5. Обеспечение максимальной доступности продукта.

По мнению большого количества экспертов, строительные материалы на протяжении 2018 года увеличатся в своей стоимости в два раза [12].

Одной из причин такой ситуации станет непосредственно падение курса российского рубля. Именно благодаря ей многим предприятиям очень выгодно производить материалы для экспорта. В том случае, если такая тенденция сохранится, на национальном рынке будет наблюдаться снижение предложения. А это неминуемо приведет к тому, что стоимость строительных материалов увеличится [9].

Те предприятия, которые используют для работы отечественные материалы, будут вынуждены увеличить себестоимость своей продукции. Если предприятию выгоднее произво-

дить продукцию для продажи на европейском рынке, тогда они соответственно увеличат стоимость товара на внутреннем рынке.

Материалы для строительства, которые завозятся в Россию из других стран, будут в любом случае иметь большую стоимость, нежели в прошлом году, а значит, строительным компаниям придется производить постройку зданий в ущерб своим интересам [10].

Как вывод статьи предлагается следующее заявление. Текущий рынок строительных материалов претерпевает значительные проблемы в области ценообразования и удержания конечного потребителя. Сохранять положительные тенденции развития на рынке строительных материалов можно, лишь используя комплексный подход к развитию организации, не привлекая клиента ценовым методом, а развивая всесторонне качество производимой продукции и качество обслуживания [11].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алейникова А.И., Гелета И.В. Пути повышения конкурентоспособности предприятия // Современные научные исследования и инновации.2016. № 11. С. 63-96.

2. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: Новости, 2015. 121 с.

3. Асаул А.Н., Князь И.П., Коротаева Ю.В. Теория и практика принятия решений по выходу организаций из кризиса // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 2. С. 141.

4. Бузукова Е.А. Анализ ассортимента и стабильности продаж с использованием АВС-анализа и XYZ-анализа // Управление продажами. 2015. № 3. С. 166-185.

5. Дрягина И.В. Повышение инноватив-ности как фактор конкурентоспособности организации // Вестник государственного и муниципального управления. 2017. №1. С. 72-77.

6. Датиева Л.М. Пути повышения конкурентоспособности предприятий // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2015. № 4. С. 80-83.

7. Данько Т.П. Использование матрицы БКГ в оценке архитектуры потенциала конку-

рентного позиционирования регионов Российской Федерации // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика.

2015. № 2 (12). С. 67-72.

8. Гельвановский М. [и др.]. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровне-вом измерениях // Русский экономический журнал. 2017. № 3. С. 70.

9. Гаврилов А.О. Конкурентоспособность строительной продукции // Бизнес. 2016. № 1. С. 25-78.

10. Лидова Е.В. Торговля и ассортимент // Международный журнал исследований.

2016. № 4. С. 17-22.

11. Лобов М.В. Ассортиментное продвижение // Торговля. 2015. № 2. С. 42-85.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Колова Д.А. Торговый ассортимент // Вестник Сибири. 2015. № 3. С. 45-82.

13. Крылова А.А. Ассортимент и качество // Исследования торговли. 2014. № 5. С. 36-78.

14. Крымов О.А. О планировании товарного ассортимента // Торговля. 2016. № 9. С. 45-75.

REFERENCES

1. Aleinikova A.I., Geleta I.V. Puti povysheniya konkurentosposobnosti predpriyatiya [Ways to improve the competitiveness of the enterprise]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii [Modern scientific research and innovations], 2016, no. 11, pp. 63-96. (In Russian)

2. Azoev G.L., Chelenkov A.P. Konkurent-nye preimushchestva firmy [Competitive Advantages of the Company], Moscow, News Publ., 2015, 121 p. (In Russian)

3. Asaul A.N., Knyaz I.P., Korotaeva Yu.V. Teoriya i praktika prinyatiya reshenij po vyhodu organizacij iz krizisa [The Theory and Practice of Making Decisions when the companies overcome the crisis]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern High-Tech Technologies], 2016, no. 2, p. 141. (In Russian)

4. Buzukova E.A. Analiz assortimenta i stabil'nosti prodazh s ispol'zovaniem ABC-analiza i XYZ-analiza [Analysis of assortment and stability of sales using ABC-analysis and XYZ-analysis]. Upravlenie prodazhami [Sales management], 2015, no. 3, pp. 166-185. (In Russian)

5. Dryagina I.V. Povyshenie innovativnosti kak faktor konkurentosposobnosti orga-nizacii [Increase of innovation as a factor of the organization's competitiveness]. Vestnik gosudarstven-nogo i municipal'nogo upravleniya [Bulletin of state and municipal management], 2017, no. 1, pp. 72-77. (In Russian)

6. Datieva L.M. Puti povysheniya konkurentosposobnosti predpriyatij [Ways to increase the competitiveness of enterprises]. Social'no-ehkonomicheskie nauki i gumanitarnye issledo-vaniya [Socio-economic sciences and humane sciences], 2015, no. 4, pp. 80-83. (In Russian)

7. Dan'ko T.P. Ispol'zovanie matricy BKG v ocenke arhitektury potenciala konkurentnogo

Критерии авторства

Быков Д.Н., Хомкалов Г.В. имеют равные авторские права. Быков Д.Н. несет ответственность за плагиат.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

pozicionirovaniya regionov Rossijskoj Federacii [Use of the BCG matrix in the assessment of the architecture of the competitive positioning potential of the regions of the Russian Federation]. Vestnik UGUEHS. Nauka, obrazovanie, ehko-nomika. Seriya: Ehkonomika [Bulletin of the Ural State University of Economics and Management. Science, education, economics. Series: The Economy], 2015, no. 2 (12), pp. 67-72. (In Russian)

8. Gelvanovsky M. [et al.]. Konkurento-sposobnost' v mikro-, mezo- i makrourovnevom izmereniyah [Competitiveness in micro-, meso-and macrolevel measurements]. Russkij ehko-nomicheskij zhurnal [Russian economic journal], 2017, no. 3, p. 70. (In Russian)

9. Gavrilov A.O. Konkurentosposobnost' stroitel'noj produkcii [Competitiveness of construction products]. Biznes [Business], 2016, no. 1, pp. 25-78. (In Russian)

10. Lidova E.V. Torgovlya i assortiment [Trade and assortment]. Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanij [International Journal of Research], 2016, no. 4, pp. 17-22. (In Russian)

11. Lobov M.V. Assortimentnoe prodviz-henie [Assortment promotion]. Torgovlya [Trade], 2015, no. 2, pp. 42-85. (In Russian)

12. Kolova D.A. Torgovyj assortimen t[Trade assortment]. Vestnik Sibiri [Bulletin of Siberia], 2015, no. 3, pp. 45-82. (In Russian)

13. Krylova A.A. Assortiment i kachestvo [Assortment and quality]. Issledovaniya torgovli [Research of trades], 2014, no. 5, pp. 36-78. (In Russian)

14. Krymov O.O Planirovanii tovarnogo assortimenta [About the planning of the commodity assortment]. Torgovlya [Trade], 2016, no. 9, pp. 45-75. (In Russian)

Contribution

Bykov D.N., Khomkalov G.V. have equal author's rights. Bykov D.N. bears the responsibility for plagiarism.

Conflict of interests

The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.