Научная статья на тему 'Основные пути повышения конкурентоспособности строительной фирмы'

Основные пути повышения конкурентоспособности строительной фирмы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3651
442
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНАЯ ФИРМА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ФИРМЫ / ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ / BUILDING COMPANY / COMPETITIVENESS OF THE COMPANY / FACTORS OF THE INFLUENCE / COMPETITIVENESS TO PRODUCT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оздеаджиев М. М.

Проводится анализ основных факторов, влияющих на конкурентоспособность строительной фирмы, предлагаются различные пути ее повышения за счет обеспечения и повышения конкурентоспособности производимой и планируемой к производству товарной строительной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN WAY OF INCREASING TO COMPETITIVENESS OF THE BUILDING COMPANY

The analysis of key factors influencing the competitiveness of the construction company, offers various ways to improve it by ensuring and improving the competitiveness of manufactured and planned to manufacture commercial construction products.

Текст научной работы на тему «Основные пути повышения конкурентоспособности строительной фирмы»

ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ФИРМЫ

Оздеаджиев М.М., к.э.н., докторант Дагестанского государственного технического университета

Проводится анализ основных факторов, влияющих на конкурентоспособность строительной фирмы, предлагаются различные пути ее повышения за счет обеспечения и повышения конкурентоспособности производимой и планируемой к производству товарной строительной продукции.

Ключевые слова: строительная фирма, конкурентоспособность фирмы, факторы влияния, конкурентоспособность продукции.

MAIN WAY OF INCREASING TO COMPETITIVENESS OF THE BUILDING COMPANY

Ozdeadzhiev M., Ph.D., the competitor, Dagestan state technical university

The analysis of key factors influencing the competitiveness of the construction company, offers various ways to improve it by ensuring and improving the competitiveness of manufactured and planned to manufacture commercial construction products.

Keywords: building company, competitiveness of the company, factors of the influence, competitiveness to product.

Одним из основных условий устойчивой работы строительной фирмы в условиях рынка является ее высокая конкурентоспособность. При выборе того или иного пути повышения конкурентоспособности строительной фирмы необходимо, прежде всего, учитывать влияющие на нее факторы. Эти факторы в принципе можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности и их принято разделять на три основных группы: технико-экономические, коммерческие и нормативно-правовые факторы.

Технико-экономические факторы включают: качество, продажную цену, затраты на производство конечной строительной продукции и затраты, связанные с последующей ее эксплуатацией (использованием) или с потреблением этой продукции. Эти компоненты зависят от: производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и др.

Коммерческие факторы определяют условия заключения подрядных договоров на конкретном сегменте рынка. Они включают: конъюнктуру рынка, зависящую от остроты конкуренции, соотношения между спросом и предложением на определенную товарную строительную продукцию, национальных и региональных особенностей рынка, влияющих на формирование платежеспособного спроса на данную товарную продукцию; предоставляемый сервис, т.е. наличие возможности дальнейшего обслуживания сданных в эксплуатацию строительных объектов; рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса); имидж фирмы (репутация строительной фирмы на рынке строительных услуг).

Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасной эксплуатации строящихся объектов, а также патентноправовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия строительной продукции действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства строительная фирма не имеет права на заключение подрядных договоров на строительство данного вида продукции. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла. Данные факторы вступают как требования обязательные к выполнению.

Перечисленные факторы определяющим образом влияют на конкурентоспособность строительной фирмы и производимую ее строительную продукцию. Другими словами, конкурентоспособность строительной фирмы зависит от большого количества факторов внешней и внутренней среды. Определить характер этой зависимости и выразить ее аналитически практически очень сложно, однако ее наличие, по крайней мере, в эмпирической форме, является стимулом для поиска путей оценки и повышения конкурентоспособности. К другой форме отражения этой зависимости можно отнести гипотетическую модель, ее производственного потенциала к достижению которой, по крайней мере, предприятие должно стремиться. Наиболее адекватно для получения такой зависимости подходят экспертные методы оценки с применением нечетких моделей формализации их результатов.

Для этого каждому фактору в соответствие ставится лингвистическая переменная позволяющая выразить этот фактор как количественным образом при помощи шкалы его значений, так и качественных значений или термов определенных с помощью нечетких множеств на данной шкале. Затем проводится опрос экспертов и устанавливается качественная взаимосвязь между рассматриваемыми группами оцениваемых факторов. Например, при высоком качестве и умеренной цене на строительную продукцию j-го вида на нее заключается большое количество подрядных договоров. После этого на основе сформулированного экспертами словесного описания зависимостей путем перехода от качественных значений факторов к количественным их значениям формируется табличная зависимость изменения анализируемых факторов, например, следующего вида (см. тал. 1).

Таблица 1. Табличная зависимость изменения анализируемых факторов.

Фактор х1 Xii Х12 Х1з Х14 Х15

Фактор х2 Х21 Х22 Х2з Х24 Х25

Фактор хз Хз! Хз2 Хзз Хз4 Хз5

Фактор х4 Х41 Х42 Х4з Х44 Х45

Затем выбирается один из факторов в качестве независимой переменной, например, Х1 и путем использования метода регрессионного анализа формируется аналитическая взаимосвязь факторов следующего вида:

Х1 = т1Х2 +т2Х 3+т3Х4 +т4Х5 + Ш0’

где т., 1=1,4 - коэффициенты, определяемые методом регрессионного анализа.

Анализируя приведенные выше факторы можно прийти к выводу, что к основным путям повышения конкурентоспособности строительной фирмы можно отнести:

-повышение конкурентоспособности производимой ее конечной строительной продукции;

- повышение конкурентоспособности ее производственного потенциала, особенно активной части ее основных фондов и квалификации работающих в фирме строителей;

- совершенствование методов управления и повышения эффективности использования имеющегося производственного потенциала.

Таким образом, конкурентоспособность строительной фирмы в основном определяется конкурентоспособностью выпускаемой ее товарной строительной продукцией, квалификацией ее работников и эффективностью развития и использования производственного потенциала, позволяющего производить эту продукцию, а, следовательно, и квалификацией менеджеров, от которой зависит эффективность использования ее производственного потенциала.

Определим основные пути повышения конкурентоспособнос-

ти строительной фирмы за счет обеспечения конкурентоспособности производимой ее товарной строительной продукции.

В современных условиях возникает необходимость в смене ориентации и критериев оценки проектируемой и производимой строительной продукции. При этом конкурентоспособность строительной продукции в основном определяется соотношением ее качественных и стоимостных характеристик, которое обеспечивает удовлетворение конкретных потребностей потенциального заказчика на заданном сегменте рынка и выгодно для него отличается от аналогичной продукции конкурентов.

Следовательно, конкурентоспособность строительной продукции может определяться совокупностью свойств, входящих в состав ее качества и определяющих затраты потребителя на ее приобретение и эксплуатацию.

При этом в общем случае метод оценка конкурентоспособности определяется целью проводимого исследования, например:

-если необходимо определить положение предполагаемой к производству строительной продукции в ряду аналогичной, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам;

- если же целью исследования является оценка перспектив роста объема портфеля заказов на конкретном сегменте рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения о проектах, которые выйдут на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.

Независимо от целей исследования, основой оценки конкурентоспособности является исследование рыночных условий, которое должно проводиться постоянно, как до начала разработки новой продукции, так и в ходе ее реализации. При этом решается задача выделения той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном секторе рынка[1]:

-рассматриваются изменения в требованиях постоянных заказчиков продукции;

-анализируются направления развития аналогичных разработок;

-рассматриваются сферы возможного использования продукции;

-анализируется круг потенциальных потребителей.

Все это требует проведения глубоких маркетинговых исследований рынка и изучение направлений его развития, как на ближайшем будущем, так и на длительную перспективу. Особое место и трудности в изучении рынка обычно занимает долгосрочное прогнозирование его развития. На основе изучения рынка и требований потенциальных заказчиков предполагается к производству строительная продукция, по которой проводиться анализ или формулируются основные требования по соотношению ее стоимости и качества.

При анализе желательно установить и использовать те же критерии оценки, которыми оперирует заказчик, выбирая подрядчика. Для этого в каждой группе параметров проводится анализ, показывающий насколько эти параметры близки к соответствующим параметрам потребности.

Анализ конкурентоспособности начинается с оценки нормативных параметров. Если хотя бы один из них не соответствует уровню, который предписан действующими нормами и стандартами, то дальнейшая оценка конкурентоспособности продукции нецелесообразна, независимо от результата сравнения по другим параметрам. В то же время, превышение норм и стандартов и законодательства не может рассматриваться как преимущество продукции, поскольку с точки зрения потребителя оно часто является бесполезным из-за повышения себестоимости при относительно малом увеличении потребительской стоимости. Исключения могут составить случаи, когда производитель заинтересован в некотором превышении действующих норм и стандартов в расчете на их ужесточение в будущем.

Затем производится подсчет групповых показателей, которые в количественной форме выражают различия между анализируемой продукцией и потребностью рынка по данной группе параметров, что позволяет судить о степени удовлетворения потребности по этой группе. После этого рассчитывается интегральный показатель, который используется для оценки конкурентоспособности анализируемой продукции по всем рассматриваемым группам параметров в целом.

Результаты оценки конкурентоспособности используются для общего вывода о качестве товарной продукции, а также для выбо-

ра путей оптимального повышения конкурентоспособности продукции с точки зрения различных сегментов рынка.

Однако факт высокой конкурентоспособности строительной продукции является лишь необходимым условием для ее реализации на рынке в заданных объемах. Следует также учитывать формы и методы технического обслуживания, наличие рекламы, торгово-политические отношения между странами и т.д.

По результатам оценки конкурентоспособности конечной строительной продукции могут быть приняты следующие пути повышения конкурентоспособности производственного потенциала и экономических рычагов управления развитием строительной фирмой:

- необходимость приобретения современной строительной техники, позволяющей повысить качество выполняемых строительномонтажных работ;

- изменение состава, структуры и качества применяемых стройматериалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий или строительных конструкций;

-изменение порядка и качества проектирования строительной продукции;

-улучшение технологии строительства, методов испытаний, системы контроля качества промежуточной и конечной строительной продукции;

-повышение квалификации менеджеров и производственных рабочих.

-изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту;

-изменение порядка заключения подрядных договоров и взаимодействия с заказчиками;

-изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт строительной продукции;

-изменение структуры и объемов кооперационных поставок, сокращение числа поставщиков и взаимодействие с ними на долговременной основе

-изменение системы стимулирования поставщиков.

Стратегия повышения качества строительной продукции является важнейшей составной частью стратегии фирмы по повышению своей конкурентоспособности. При этом объектами прогнозирования являются показатели качества предполагаемой к выпуску строительной продукции, не уступающие аналогичным показателям товарной продукции конкурентов[2].

В конкурентной политике строительной фирмы относительно качества выпускаемой ее продукции должны, прежде всего, приниматься во внимание ее функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования, эстетичность внешнего вида, и другие характеристики, т.е. способность продукции удовлетворять совокупные потребности потребителя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской ценности продукции, которая включала бы в себя всю совокупность свойства данного товара, а также сопутствующих ему факторов, является важнейшим условием выживания на рынке.

Строительная фирма, создавая конкурентоспособную продукцию, может применять следующие различные тактические решения [3]:

-добиться отличия продукции фирмы в глазах заказчиков от продукции конкурентов;

-выбрать из намеченной к производству продукции один тип строительных объектов, являющийся наиболее привлекательным для всех потребителей строительной продукции, и осуществить на этой основе прорыв на рынке;

-своевременно изъять из производства экономически неэффективную продукцию;

-найти выход на новые рынки, со старыми и новыми видами строительной продукции;

-осуществлять модификацию выпускаемой строительной продукции в соответствии с новыми вкусами и потребностями заказчиков;

Чтобы оценить конкурентоспособность строительной продукции, необходимо решить широкий круг вопросов и, прежде всего, получить объективную информацию о тех сегментах рынка, где уже реализуется или предлагается ее реализация, о его конкурентах. Анализу различных сегментов рынка должно уделяться основное внимание. Особенно это относится к оценке тех потребностей, которые предполагаемая продукция не удовлетворяет, к выявлению отрицательных и положительных свойств этой продукции, которые отмечают потребители. В заключении решается вопрос о

соответствии производимой продукция по техническому уровню и качеству, требованиям конечных потребителей. Затем оценивается ее конкурентоспособность по результатам комплексного исследования рынка.

Исходя из оценки существующей и перспективной конкурентоспособности различных видов строительной продукции, принимается решение о характере дальнейшей производственной политики строительной фирмы путем выбора одной из следующих ее альтернатив:

-продолжать производство конкретного вида строительной продукции;

-провести модернизацию для превращения продукции в товар рыночной новизны и необходимости;

-снять с производства продукции и приступить к выпуску нового вида строительной продукции;

-приступить к поиску новых рынков сбыта с учетом достаточности финансовых и материальных ресурсов, наличия продукции позволяющей организовать новую сбытовую сетью.

Бесспорно, строительной фирмой должен также изучаться вопрос о собственных возможностях обеспечения такого объема строительного производства, который позволил бы овладеть запланированной нишей намеченного сегмента рынка в целях обеспечения рентабельности производства и требуемого объема портфеля заказов. Очень важно решить вопрос ресурсного обеспечения фирмы, определяемый возможностями приобретения необходимых стройматериалов, комплектующих изделий, привлечением требуемых финансовых ресурсов и наличием кадров с необходимым уровнем квалификации.

Ключевым моментом в завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное обновление производимой продукции. В современном мире создание и производство новых товаров имеют решающее значение для процветания предприятия. Согласно статистическим данным после освоения новой продукции, которая составляет основу производства, темп роста ее реализации становятся примерно вдвое выше, чем у конкурентов. Готовясь к выпуску новой продукции, строительная фирма должна стремятся снизить свою зависимость от одного вида строительных проектов, которая может в любое время с учетом непредсказуемых изменений рынка привести к банкротству.

Однако создание новой строительной продукции является чрезвычайно сложным процессом, так как помимо проектно-технологических решений и модернизации производственной базы речь идет, в конечном счете, о создании такого производства, который полностью отвечает требованиям рынка. К тому же опыт западных стран показывает, что значительное количество новых видов продукции, выведенных на рынок, терпит коммерческий провал. Примерно восемь из десяти новшеств обычно не оправдывают возлагавшихся на них надежд производителей [4]. Основными причинами этого являются:

- недостаточное владение менеджерами информацией о состоянии спроса именно на данный вид продукции;

- низкое качество строительства;

- неэффективная реклама;

- завышенная цена;

- непредвиденные ответные действия конкурентов;

- неверно выбранное время для выхода на рынок;

- нерешенные производственные проблемы, т.е. неправильно построенная фирмой конкурентная политика.

В основе концепции создания нового строительной продукции сегодня лежит не столько соблюдение традиционных стремлений к достижению новых технических и технико-экономических параметров, сколько стремление создать инновационную продукцию с высоким уровнем конкурентоспособности относительно других аналогичных строительных объектов.

После предварительной оценки идеи о создании новой продукции (а их этих идей, как правило, изучают множество), в основе, которой лежат: тщательный анализ преимущества заказчика при переходе на новый вид продукции; емкость рынка и трудности проникновения на него; характер и острота конкуренции по аналогичной продукции; возможности конкурентов выхода на этот же рынок с аналогичной продукцией, - высшим руководством фирмы изучается оценка экономической эффективности ее выпуска. Эта оценка включает в себя, прежде всего, определение экономических оценок целесообразности строительства того или иного вида объектов. Для этого составляется смета затрат на строительства и

сбыт, а также оцениваются предполагаемые от ее реализации средства. Сопоставление расходов с доходами позволяет решить вопрос о целесообразности запуска производства нового вида продукции. Затем разрабатывается детальный бизнес-план строительства нового объекта, исследуются источники снабжения и разрабатывается комплекс мер по обеспечению портфеля заказов - от рекламы до технического обслуживания.

При этом на принятие решения о необходимости выпуска инновационного вида продукции существенное влияние также оказывают следующие два фактора:

- производственный, который определяется и оценивается уровнем производственного потенциала;

- рыночный, который изучается и оценивается возможностью и экономической целесообразностью создания конкурентоспособной строительной продукции.

При выработке рыночной стратегии руководству строительной фирмы важно научиться своевременно исключать экономически неэффективную строительную продукцию из своей производственной программы. Как правило, изымаются морально устаревшая на отдельных рынках строительная продукция. Ситуацию на рынке необходимо постоянно контролировать, только в этом случае фирма сможет принять правильное решение о производстве новой продукции и снятия устаревшей.

При выборе путей повышения конкурентоспособности товара нередко бывает очень своевременным решение не о запуске нового, не о снятии с производства морально устаревшего, а о модификации товара. Решение о модификации товара принимается в целях удовлетворения особых требований покупателей для получения большей прибыли.

В решении задач повышения конкурентоспособности продукции с каждым годом все возрастающее значение приобретает проблема выбора и освоения новых рынков сбыта. В связи с этим на любой строительной фирме необходимо проводить аналитико-по-исковые усилия в этой области, создавая для этой цели соответствующую проблемно-целевую группы специалистов. Новые рынки сбыта решающим образом могут изменить конкурентоспособность производимой продукции и рентабельность сбытовой деятельности. Понятно, что внедряя выпускаемую продукцию на новый рынок, можно продлить ее жизненный цикл. А увеличение объема продаж на новых рынках позволит снизить издержки производства на единицу продукции, прежде всего за счет использования дешевой рабочей силы, достаточно низких уровней налогов и таможенных пошлин и ряда других факторов на новых рынках сбыта. В связи с этим очень важно для дальнейшего развития конкурентоспособности выпускаемой продукции (прежде чем перейти к новому виду предлагаемых к реализации объектов, ее модификации, снятию с производства) попытаться выйти с ней на новый рынок сбыта, так как на старом рынке ее конкурентоспособность резко упала.

В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей регулятором производства строительной продукции являлся не реальный спрос, а административно-командный механизм распределения и регулирования потребления. В этих условиях проблема повышения конкурентоспособности продукции у производителей практически не стояла, а если и возникала, то решалась, лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рынке. С развитием рыночного механизма эта проблема в нашей стране, естественно, резко обострилась, и ее решение потребовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимой и потребляемой продукции. В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого производителя становится разработка стратегии повышение конкурентоспособности производимой им строительной продукции для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.

Литература:

1. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. - М: Внешторгиз-дат, 1993.

2. Погребной Я.Ф. и др. Комплексная система управления качеством строительной продукции. - М.: Стройиздат, 1989.

3. Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. -М., 1996.

4. Поршнев А.Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку. -М.: РИЦЛО, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.