Научная статья на тему 'Методический подход к определению иерархии понятий конкурентоспособности'

Методический подход к определению иерархии понятий конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
345
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / КАЧЕСТВО / ОРГАНИЗАЦИЯ / COMPETITIVE PRODUCTS / COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES / QUALITY / ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жангалиева Ельназ Саткановна

В статье утверждается, что уровень конкурентоспособности потребительской продукции является производной от уровня конкурентоспособности организации, которая, в свою очередь, является производной от комплексной деятельности как по управлению факторами качественных и ценовых характеристик продукции, так и по управлению факторами влияния на производителей-конкурентов. Управление конкурентоспособностью подразумевает умение выявлять показатели, которые описывают влияние качества потребительской продукции на уровень ее конкурентоспособности и при этом использовать благоприятно воздействующие на конкурентоспособность факторы, конвертировать факторы в свои конкурентные преимущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL APPROACH TO DEFINING THE HIERARCHY OF THE CONCEPT OF COMPETITIVENESS

The paper states that the level of competitiveness of consumer products depends on the level of competitiveness of the organization which, in turn, depends on a range of activities including management of quality and price of the product and management of factors that infl uence the competing manufacturers. Management of competitiveness implies an ability to identify indicators that describe the impact of consumer product quality on the level of competitive-ness and at the same time use factors with benefi cial effect on competitiveness and to convert those factors into competitive advantages

Текст научной работы на тему «Методический подход к определению иерархии понятий конкурентоспособности»

Устойчивое развитие

Необходимые условия создания устойчивого развития организации

Таким образом, считаем возможным отметить следующие необходимые условия для создания устойчивого развития организации (рисунок).

Данные условия согласуются с п. 6.2.1 стандарта ISO 9004:2009 Managing forthe sustained success of an organization, который прямо указывает на то, что «руководству улучшать результативность и эффективность организации, в том числе системы менеджмента качества, следует через вовлечение работников и их поддержку».

1. Глаголев С.Н., Гугелев A.B. Эволюция стандартов в области менеджмента качества // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. № 1 (25). С. 30-32.

2. Гугелев A.B., Семченко A.A. Инновационная составляющая в обеспечении конкурентоспособности современной организации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 1 (55). С. 34-39.

3. Гугелев A.B., Терехин В.А. Межотраслевая направленность развития менеджмента качества в современных условиях // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2010. № 3 (32). С. 63-65.

4 .Демина A.B. Концепция курса «Экологическая культура управления» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 9 (65). С. 205-207.

5. Шмелева А.Н., Щукин О.С. Развитие группы процессов системы менеджмента качества «Ответственность руководства» // Фундаментальные исследования. 2013. № 6. Ч. 2. С. 431-434.

Ельназ Саткановна Жангалиева,

аспирантка кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г. В. Плеханова

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ИЕРАРХИИ ПОНЯТИЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ1

В статье утверждается, что уровень конкурентоспособности потребительской продукции является производной от уровня конкурентоспособности организации, которая, в свою очередь, является производной от комплексной деятельности как по управлению факторами качественных и ценовых характеристик продукции, так и по управлению факторами влияния на производителей-конкурентов. Управление конкурентоспособностью подразумевает умение выявлять показатели, которые описывают влияние качества потребительской продукции на уровень ее конкурентоспособности и при этом использовать благоприятно воздействующие на конкурентоспособность факторы, конвертировать факторы в свои конкурентные преимущества.

Ключевые слова: конкурентоспособность продукции, конкурентоспособность предприятия, качество, организация.

[email protected]

УДК 658

1 Настоящая статья подготовлена в рамках выполнения проектной части государственного задания Министерства образования И науки РФ №НИР26-648.2014/К.

Ye.S. Zhangalieva

METHODICAL APPROACH TO DEFINING THE HIERARCHY OF THE CONCEPT OF COMPETITIVENESS

The paper states that the level of competitiveness of consumer products depends on the level of competitiveness of the organization which, in turn, depends on a range of activities including management of quality and price of the product and management of factors that influence the competing manufacturers. Management of competitiveness implies an ability to identify indicators that describe the impact of consumer product quality on the level of competitiveness and at the same time use factors with beneficial effect on competitiveness and to convert those factors into competitive advantages.

Keywords: competitive products, competitiveness of enterprises, quality, organization.

В современной экономической литературе под конкурентоспособностью вообще понимают способность опережения других, используя свое преимущество при достижении поставленной цели, но дискуссию по выбору базовых понятий, как и базовой отметки уровня конкурентоспособности, до сих пор продолжают. Вместе с тем от однозначности понимания базового исходного уровня конкурентоспособности зависят границы размежевания параметров оценки как конкурентных преимуществ, так и конкурентоспособности. По мнению автора, в зависимости от уровня развития производственных отношений происходит постепенный переход от категорий конкурентоспособности товаров и услуг, конкурентоспособности объектов (производственных процессов) к категориям факторов, обусловливающих внешние или внутренние конкурентные преимущества по уровням управления организацией.

Разнообразие существующих методологических подходов в исследовании конкурентоспособности, а также изолированность рассмотрения того или иного объекта без выделения исходного уровня конкурентоспособности, все другие его уровни определяющего, приводит к сложности выработки типовых управленческих решений стратегического характера системами на более высоком уровне (отрасль, регион, государство). Разумеется, для иерархии конкурентоспособ-ностей исходным является понятие «конкурентоспособность продукции», которое можно рассматривать для различных видов товаров производственно-технического, потребительского назначения, услуг, формирования информации и т.п. В качестве производителей продукции обычно выступают предприятия, отрасли, регионы, государства, если они встречаются в конкурентной борьбе за потребителей, товарный, отраслевой, территориальный рынок, производственно-технологические, природно-сырьевые, трудовые, финансовые ресурсы и иные ключевые факторы производства.

Конкурентоспособность производителя - это, по мнению автора, характеристика его способности сохранить и расширить рынки сбыта за счет деятельности как по отношению к потребительским, качественным или ценовым характеристикам его продукции, так и по отношению к производителям-конкурентам. Исследование понимания конкурентоспособности предприятий, предлагаемое в экономической литературе,

приводит к выводу, что чаще всего понимание конкурентоспособности предприятия сводится к «...способности предприятия производить конкурентоспособный товар» [1].

Вместе с тем необходимо учитывать то, что предприятия в настоящее время могут одновременно производить большое число видов продукции и развивать деятельность на различных товарных рынках в рамках стратегии своей диверсификации, потому для каждого момента времени уровень конкурентоспособности предприятия и уровень конкурентоспособности производимой им продукции в общем случае не совпадают. Кроме того, следует заметить, что в качестве исходной базы сопоставления уровней конкурентоспособности предприятий обычно используют данные по характеристикам предприятий-конкурентов, а не по характеристикам производимым ими товаров. Вместе с тем при сравнении конкретного предприятия с другими целесообразно учитывать различие категорий конкурентов: прямые конкуренты, производящие такую же продукцию; косвенные конкуренты, производящие товары-заменители; потенциальные конкуренты, производящие товары или услуги, позволяющие удовлетворить эти потребности другим способом, которые могут относиться к различным сферам или отраслям общественной деятельности. Выборка для предприятия тех или иных видов исследуемых конкурентов приводит к необходимости использования в виде базы для сопоставления либо различных типов товаров либо различных отраслей, имеющих свою специфику развития рыночных отношений [1].

Категории конкурентоспособности потребительской продукции и предприятия, будучи тесным образом взаимосвязанными, имеют и весьма существенные различия:

• конкурентоспособность потребительской продукции оценивается в интервалах, адекватных жизненному циклу характеристик товара, а в методике исследований конкурентоспособности предприятий используются более длительные отрезки времени, адекватные периоду функционирования всего предприятия;

• уровень конкурентоспособности продукции рассматривается применительно к отдельному ее виду, а уровнем конкурентоспособности предприятий охвачена вся номенклатура выпускаемой продукции, а также его изменяющийся производственно-технический потенциал;

• анализ уровня конкурентоспособности предприятия осуществляют его специалисты (служба маркетинга и стратегического развития), а оценку конкурентоспособности товара, как правило, производит потребитель.

Конкурентоспособность предприятия по своей структуре значительно сложнее и глубже конкурентоспособности продукции, поскольку объектом ее приложения является вся производственно-экономическая деятельность данного предприятия [3].

Конкурентоспособность предприятия определяется воздействием комплекса факторов внешней и внутренней среды на его жизнедеятельность. К факторам внешней среды следует отнести:

• систему коммуникаций;

• уровень налогообложения, состояние кредитно-финансовой и банковской системы, законодательного обеспечения бизнеса, системы внешнеэкономических связей и мер государственного регулирования на развитие экономики страны;

• емкость рынка, требования к качеству от потребителя продукции и другие факторы, которые определяют потребительские свойства продукции;

• организацию управления входными материальными потоками на предприятии.

Факторы внутренней среды предприятия характеризуются следующими внутрипроизводственными показателями:

• технологией;

•техническим уровнем производства и характеристиками использования производственных мощностей;

• уровнем организации производства;

• системами формирования и стимулирования труда.

Возможности реальных воздействий предприятий на факторы внешней среды обычно ограничены, поскольку те по отношению к предприятию действуют объективно. Наиболее мобильным и поддающимся эффективному регулированию является фактор организации и управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия, и, как отмечает A.B. Гу-гелев, именно в этой сфере находится реальный путь повышения конкурентоспособности организации [2]. Наиболее влиятельным рычагом является внедренная на предприятии вне зависимости от отраслевой специфики и согласованная с партнерами система менеджмента качества [4; 5].

О соотношении показателей конкурентоспособности и качества, их взаимовлиянии имеется достаточное число публикаций в экономической литературе. Автор не считает необходимым останавливаться на этом вопросе подробно, но важно отметить особенность этих показателей для потребительской продукции.

Как известно, потребительские свойства проявляются при использовании товара потребителем в процессе удовлетворения его потребностей. Это обусловлено совокупностью технических, экономических и эстетических качеств товара, обеспечивающих покупателю наибольшую степень удовлетворения его потребностей по оптимальной и справедливой цене. ГОСТом 22851 устанавливается следующая номенклатура основных 10 групп показателей качества по-

требительской продукции по характеризуемым ими свойствам [1]:

1. Показателями назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для реализации которых она и была предназначена. Показателями назначения обусловлена область ее применения.

В эту группу включают:

а) показатели классификационные, устанавливающие принадлежность потребительской продукции к классификационной группировке (класс автомобиля, точность приборов и т.д.);

б) показатели функциональные или эксплуатационные, которые характеризуют полезность результата от эксплуатации потребительской продукции;

в) конструктивные показатели, которые дают точное представление о проектно-конструкторских решениях в потребительской продукции;

г) показатели состава или структуры, которыми определяют уровень содержания в продукции соединений химических элементов (процент содержания серы и золы в коксе и т.п.).

2. Показатели надежности, характеризующие свойства долговечности, безотказности, ремонтопригодности и сохраняемости. В отношении показателей надежности применительно к потребительской продукции целесообразно выделить следующие категории ее объективной оценки:

а) долговечность - минимальные требования, которые устанавливаются в ГОСТе. В понятие долговечности потребительской продукции целесообразно включить понятия надежности и длительности работоспособности, т.е. сохранения изначальных характеристик и свойств потребительской продукции в течение заявленного времени;

б) ремонтопригодность - способность потребительской продукции подвергаться ремонту;

в) сохраняемость - свойство потребительской продукции сохранять пригодность для потребления, хранения и транспортирования в течение установленного технической документацией срока. Она обычно определяется экспериментальными или расчетными методами, но никак не экспертными. В качестве примера: показатель пригодности продукции к сохранению потребительских свойств при перевозках отражен в нормах на естественную убыль для отдельных видов потребительской продукции:

Кп =-5^-100%, Д

где КД- доля продукции, сохраняющая свои первоначальные свойства за время транспортирования в заданных пределах, %; Оп- количество загружаемой в транспортное средство продукции; С?в - количество выгруженной продукции, которое сохранило в допустимых пределах значения показателей ее качества.

3. Эргономические показатели характеризуют и учитывают комплекс свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах. К ним относят: гигиенические (температура, освещенность, давление, влажность), антропометрические (мебель, одежда, обувь, пульты управления) и психофизиологические (порог слуха, зрения и т.п.).

4. Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность форм, целостность композиции, совершенство производственного исполнения, стабильность товарного вида потребительской продукции. К ним относят характеристики художественного стиля, оттенки, гармоничность и т.п.

5. Показатели технологичности характеризуют свойства потребительской продукции, а те, в свою очередь, обусловливают оптимальность распределения затрат ресурсов в ходе технической подготовки производства, изготовлении и эксплуатации продукции: показатель трудоемкости, материало- и фондоемкости, себестоимость изделия.

6. Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность потребительской продукции унифицированными, и стандартными частями, а также уровень унификации с другими изделиями.

Основными показателями унификации служат коэффициент применяемости, повторяемость, взаимная унификация для группы изделий, удельный вес оригинальных узлов и деталей.

7. Патентно-правовые показатели характеризуются степенью обновления технических решений в потребительской продукции, их патентной защиты, а также возможностью беспрепятственной реализации продукции за рубежом.

8. Экологические показатели характеризуются уровнем вредного воздействия на окружающую среду, возникающего при эксплуатации потребительской продукции.

9. Показатели безопасности характеризуются особенностями потребительской продукции, обусловливающими при их эксплуатации или потреблении безопасность для человека. Они отражаются в требованиях к нормам и средствам защиты людей, находящихся в зоне эксплуатации опасной при возникновении аварийных ситуаций. В определении этого понятия

применительно к потребительской продукции безопасность зависит от качества ее проектирования, производства и эксплуатации.

10. Экономические показатели характеризуются затратами на разработку, изготовление, эксплуатацию потребительской продукции, учитываемыми в интегральном показателе качества продукции.

В таблице приведены примеры использования некоторых основных показателей для потребительской продукции.

Данная таблица наглядно иллюстрирует взаимосвязанность ресурсов с показателями качества как главной составляющей конкурентоспособности. Обращает на себя внимание плотная корреляция показателей качества потребительской продукции и интеллектуального ресурса предприятия. Ресурсы, которые организация использует на формирование конкурентных преимуществ, вполне справедливо рассматривать как потенциал конкурентоспособности. Напрашивается вывод, что для обеспечения конкурентоспособности предприятию важно использовать не столько запасы своих информационных, материальных и экономических ресурсов, сколько интеллектуальный потенциал организации, под которым целесообразно понимать совокупность знаний, умений, информации, ценностей, навыков и интеллектуальных способностей работников, а вместе с тем и их раскрытия, развития и реализации [6].

Управление конкурентоспособностью подразумевает умение выявлять показатели, которые описывают влияние качества потребительской продукции на уровень ее конкурентоспособности и при этом использовать благоприятно воздействующие на конкурентоспособность факторы, конвертировать факторы в свои конкурентные преимущества.

Таким образом, автор считает, что уровень конкурентоспособности потребительской продукции является производной от уровня конкурентоспособности

Применимость некоторых показателей качества потребительской продукции

Показатели качества продукции Ресурсы, расходуемые при производстве продукта

Материальные (материалы и полуфабрикаты) Информационные Экономические (финансовые) Организационные Интеллектуальные

Функциональной пригодности + + + + +

Надежности: + + + +

безотказности + - (+) + +

долговечности + - (+) + +

ремонтопригодности - - (+) - +

Сохраняемости + + + + (+)

Эргономичности - + + (+) (+)

Эстетичности (+) (+)

Технологичности: + + - + +

в производстве + + - + +

при применении + - (+) +

Ресурсопотребления - + (+) (+)

Безопасности (+) + (+) (+) (+)

Экологичности (+) (+) (+) (+)

Знак «+» означает применяемость, знак «-» - неприменяемость, знак «(+)» - ограниченную применяемость некоторых групп материалов.

организации, которая, в свою очередь, является производной от комплексной деятельности как по управлению факторами качественных и ценовых характеристик продукции, так и по управлению факторами влияния на производителей-конкурентов. Логичным было бы предположить, что в целом уровень конкурентоспособности продукции является производной от уровня конкурентоспособности организации, и повышение конкурентоспособности организации связано с задачей менеджмента предприятия создавать такие условия, которые способствовали бы появлению и развитию интеллектуального потенциала и возможности его коммерциализации.

1. Глаголев С.Н., Гугелев A.B. Эволюция стандартов в области менеджмента качества // Вестник Саратовского го-

сударственного социально-экономического университета. 2009. № 1 (25). С. 30-32.

2. Гугелев A.B. Практика формирования системы менеджмента качества в наукоемком производстве с учетом паритета интересов. Саратов, 2005.

3. Гугелев A.B. Стандартизация, метрология и сертификация: учеб. пособие. М., 2008.

4. Гугелев A.B., Смелова Н.Ю., Карташов Б.А. Влияние социального партнерства на эволюцию менеджмента качества // Научное обозрение. 2009. № 3. С. 45-49.

5. Гугелев A.B., Терехин В.А. Межотраслевая направленность развития менеджмента качества в современных условиях // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2010. № 3 (32). С. 63-65.

6. Попов М., Гугелев А., Короткое Э„ Яшин Н. Повышение качества образования - основа развития университета // Высшее образование в России. 2006. № 8. С. 96-104.

Щ^г [email protected] Мария Михайловна Ивашина,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 658.114 РЭУ им. Г. В. Плеханова

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОМ И СРЕДНЕМ БИЗНЕСЕ РОССИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В последнее десятилетие вопрос корпоративной социальной ответственности (КСО), или социальной ответственности бизнеса, получил широкое распространение как в экономической литературе, так и в практическом менеджменте. Многочисленные публикации посвящены диалектике этого явления, поляризации взглядов на КСО и критериям оценки уровня развития социальной ответственности в каждой отдельно взятой организации. В настоящее время наиболее актуальной задачей повышения эффективности малого и среднего бизнеса является не только получение прибыли, но и забота об обществе, выраженная в реализации принципов корпоративной социальной деятельности. Целью исследования является анализ особенностей реализации корпоративной социальной деятельности малого и среднего бизнеса. Для подробного анализа поставленной проблемы проводится исследование механизма реализации социальной деятельности, ее основных направлений. Выявлены аспекты, которые необходимо устранить для дальнейшего развития социально ответственного бизнеса в России.

Ключевые слова: общество, бизнес, проблемы, социальное благополучие, корпоративная социальная ответственность.

MM. Ivashina

IMPLEMENTATION OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY MEASURES BY SMALL AND MEDIUM BUSINESSES IN RUSSIA

During the last decade the issue of corporate social responsibility (CSR) has received wide attention and has been seriously discussed in the theory of economics and in practical management. Numerous publications are dedicated to the dialectic nature of this phenomenon, contradictory views on CSR and criteria for assessing the level of social responsibility in each individual organization. Currently, the most pressing issue of increasing the efficiency of small and medium-sized businesses is not only to raise profits but also to contribute to the community through implementing the principles of corporate social responsibility. The aim of the study is to analyze special characteristics of the implementation of corporate social responsibility by small and medium-sized businesses. Detailed analysis of the problem requires an accurate study of the mechanism of business social activities and measures. Aspects that need to be addressed for the further development of socially responsible business in Russia are revealed.

Keywords: society, business, problems, social welfare, corporate social responsibility.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.