Научная статья на тему 'К вопросу о конкурентоспособности отечественных предприятийв условиях экономических санкций'

К вопросу о конкурентоспособности отечественных предприятийв условиях экономических санкций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
997
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES / ECONOMIC SECURITY / ECONOMIC SANCTIONS / IMPORT SUBSTITUTION / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лапина Наталия Викторовна, Давиденко Дарья Юрьевна

Цель статьи исследовать пути повышения конкурентоспособности отечественных производителей непромышленных товаров в условиях экономических санкций. Рассматриваются основные классификации факторов повышения конкурентоспособности предприятий, дана их оценка и выделены наиболее важные для современной экономической ситуации внутри страны. Повышение конкурентоспособности может быть обеспечено пред-приятию в том случае, если оно обладает способностью к быстрому реагированию на динамично меняющиеся потребности внешней среды. Маневренность реагирования должна обеспечиваться гибкостью самого пред-приятия, т.е. изменениями в его бизнес-процессах на основе собственных ресурсов и реализации имеющегося собственного потенциала, т.е. резервов конкурентоспособности. Основным ориентиром при этом должно стать умение быстро идентифицировать и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои уже используемые и резервные конкурентные преимущества, выгодно отличающие предприятие от потенциальных или реальных конкурентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS OF RUSSIAN ENTERPRISES IN THE CONTEXT OF ECONOMIC SANCTIONS

The paper aims to explore ways to enhance the competitiveness of Russian producers of non-industrial products under the burden of economic sanctions. The authors discuss major classifi cations of the factors that increase com-petitiveness of enterprises, assess their signifi cance and identify the most important factors for the current economic situation in the country. To improve its competitiveness businesses should acquire an ability to respond quickly to the rapidly changing challenges of the external environment. Business agility depends on fl exibility of the enterprise that is its ability to introduce changes in the business processes using internal resources and utilize its existing potential that is competitiveness reserves. The paper shows that an ability to quickly identify and use existing and potential competitive advantages that distinguish the business from potential or real competitors should be the focus of business development.

Текст научной работы на тему «К вопросу о конкурентоспособности отечественных предприятийв условиях экономических санкций»

vlapin-279@mail.ru Наталия Викторовна Лапина,

доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г. В. Плеханова

davidenko.du@gmail.com Дарья Юрьевна Давиденко,

аспирантка, преподаватель кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 658 РЭУ им. Г.В. Плеханова

К ВОПРОСУ О КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ в условиях ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ

Цель статьи - исследовать пути повышения конкурентоспособности отечественных производителей непромышленных товаров в условиях экономических санкций. Рассматриваются основные классификации факторов повышения конкурентоспособности предприятий, дана их оценка и выделены наиболее важные для современной экономической ситуации внутри страны. Повышение конкурентоспособности может быть обеспечено предприятию в том случае, если оно обладает способностью к быстрому реагированию на динамично меняющиеся потребности внешней среды. Маневренность реагирования должна обеспечиваться гибкостью самого предприятия, т.е. изменениями в его бизнес-процессах на основе собственных ресурсов и реализации имеющегося собственного потенциала, т.е. резервов конкурентоспособности. Основным ориентиром при этом должно стать умение быстро идентифицировать и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои уже используемые и резервные конкурентные преимущества, выгодно отличающие предприятие от потенциальных или реальных конкурентов.

Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия, экономическая безопасность, экономические санкции, импортозамещение, государственная поддержка.

N.V. Lapina, D.Yu. Davidenko

COMPETITIVENESS OF RUSSIAN ENTERPRISES IN THE CONTEXT OF ECONOMIC SANCTIONS

The paper aims to explore ways to enhance the competitiveness of Russian producers of non-industrial products under the burden of economic sanctions. The authors discuss major classifications of the factors that increase competitiveness of enterprises, assess their significance and identify the most important factors for the current economic situation in the country. To improve its competitiveness businesses should acquire an ability to respond quickly to the rapidly changing challenges of the external environment. Business agility depends on flexibility of the enterprise that is its ability to introduce changes in the business processes using internal resources and utilize its existing potential that is competitiveness reserves. The paper shows that an ability to quickly identify and use existing and potential competitive advantages that distinguish the business from potential or real competitors should be the focus of business development.

Keywords: competitiveness of enterprises, economic security, economic sanctions, import substitution, state support.

/2N

Одна из наиболее обсуждаемых тем в современной экономической реалии - санкции против России, объявленные Западом. Спор по экономическим санкциям сводится, по сути, к одному вопросу: чем обернется этот запрет для стран ЕС и России? Мнения разделились. Одни считают, что это шанс для нашей страны, который необходимо использовать, так как открываются большие возможности для расширения производства, ввода новых перерабатывающих мощностей, поставки отечественных товаров потребителям. Оппоненты отмечают, чтобы это светлое будущее со-

стоялось, одного запрета на импорт продовольствия мало, тем более что импорт из одних стран заменяется закупкой товаров из других. Между тем существенно страдают обе стороны. В каком бы ключе ни обсуждались вопросы санкций, большинство экономистов отмечают, что прежние экономические и социальные механизмы не способны обеспечивать дальнейшее развитие экономики России, ее самодостаточность и безопасность. Возникает необходимость в модернизации, а точнее в совершенствовании этих механизмов развития общества.

В настоящее время мы должны обеспечить экономическую безопасность нашей страны. Экономическая безопасность - основа национальной безопасности страны. Закон Российской Федерации «О безопасности» определяет экономическую безопасность России как защиту жизненно важных интересов всех жителей страны, российского общества в целом и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз. Для обеспечения экономической безопасности, нормального и стабильного роста экономики страны необходима ее качественная и органическая модернизации. Потребность в модернизации экономики крайне необходима, поскольку значительное количество российских товаропроизводителей, стратегии которых определяются соотношением «цена - качество», становится неконкурентоспособным при импортной зависимости по продовольствию и потребительским товарам. Сегодня 80% российского рынка лекарств и более 40% продовольственного рынка России приходится на импорт. Так, в 2012 г. по сравнению с 2000 г. импорт вырос в 9,3 раза, причем 86,8% приходилось на страны дальнего зарубежья. В структуре импорта в 2013 г. 52,22% занимали машины, оборудование, транспортные средства, 16,6%-продукция химической промышленности, 13,4%-продовольствие и сельскохозяйственное сырье [9, с. 44].

Экономические санкции, направленные против России, имеют различные корни, структуру, механизмы и цели. Отличительной особенностью данных санкций является их точечная направленность. В настоящее время для обеспечения полной экономической безопасности страны модернизация российской экономики должна осуществляться в следующих основных направлениях.

1. Техническое обновление устаревшей материально-технической базы производства, замена изношенных морально и физически основных производственных фондов на новое прогрессивное оборудование.

2. Реструктуризация экономики в сторону сокращения удельного веса сырьевых отраслей и роста доли отраслей машиностроения, станкостроения. В данном направлении огромное значение отводится изменению структуры экспорта в пользу экспорта готовой продукции с высокой добавленной стоимостью российских товаропроизводителей.

3. Необходимость увеличения доли тех отраслей в экономике страны (наукоемкие и высокотехнологичные), которые являются не только базой, но и источником роста экономического развития.

Модернизация экономики страны является основой роста ее конкурентоспособности. Еще с середины 1970-х гг. проблема обеспечения и роста конкурентоспособности является центральной в оценке позиций России на мировом рынке. В этих условиях уровень конкурентоспособности российских предприятий является критерием экономического его состояния предприятия, а возможность управления конкурентоспособностью является определяющей в условиях выживания и развития отечественных предприятий. От уровня конкурентоспособности российских предприятий в значительной степени зависит качество проис-

ходящих в стране воспроизводственных процессов, доходность предприятий, их адаптация к рыночным условиям и последующий экономический рост.

Таким образом, конкурентоспособность предприятия представляет собой относительную характеристику его деятельности, поскольку конкурентоспособность выражает отличительные черты развития данного предприятия от направлений и способов развития конкурентов. Основными критериями здесь выступают степень удовлетворения выпускаемой продукцией потребностей людей, а также эффективность производственной деятельности хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность предприятия характеризует степень адаптивности, гибкость и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.

Следует отметить, что довольно часто категория «конкурентоспособность предприятия» рассматривается как постоянная величина. Такое мнение представляется ошибочным, поскольку конкурентоспособность предприятия, как и множество других экономических категорий, меняется с течением времени и условий, в которых функционирует предприятие. Поэтому очевидно, что такая категория, как «конкурентоспособность предприятия», определяется множеством внешних и внутренних факторов предпринимательской среды, которые, в свою очередь, также имеют свойство динамично меняться.

В целом можно сказать, что конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению кдругим предприятиям-конкурентам, осуществляющим свою деятельность в рамках конкретно взятой отрасли, причем как внутри национальной экономики, так и за ее пределами. Поэтому конкурентоспособность как относительная категория может быть оценена только по отношению к предприятиям, которые выпускают аналогичную продукцию. Соответственно, в рамках отрасли одно предприятие может выступать в роли лидера по отношению кдругим предприятиям отрасли.

Основными критериями, по которым можно идентифицировать предприятие-лидера, обладающее наивысшим по сравнению с другими предприятиями отрасли уровнем конкурентоспособности, можно считать следующие:

- полное соответствие потребительских свойств выпускаемой продукции потребностям потребителей;

- полное соответствие выпускаемой продукции сегменту рынка;

- полное соответствие возможностей предприятия фазе его жизненного цикла.

Следует говорить не только о конкурентоспособности каждого отдельного предприятия, но и о конкурентоспособности и благополучии каждого региона страны. По мнению многих специалистов, данные показатели могут быть оценены по четырем основным показателям в расчете на душу населения:

1) размеру валового регионального продукта (ВРП);

2) величине производственных ресурсов (основных фондов и т.д.);

3) величине природных ресурсов;

4) показателю человеческих ресурсов (уровню образованности) [4, с. 36].

Немаловажное значение имеет и оценка продуктивности использования ресурсов предприятия, для чего также необходимо определить необходимые критерии. К таким критериям можно отнести рентабельность производства, показывающую количество прибыли, получаемую предприятиям на рубль вложенных в производство ресурсов (издержек производства). Однако этого не достаточно.

В современных условиях для поддержания и роста конкурентоспособности в борьбе с предприятиями-лидерами или сбалансированными конкурентами используются новые подходы к организации производства и управления по сравнению с теми, что использовались раньше, и с теми, что используются конкурентами. Прежде всего это касается инвестиционной политики, направлений технической реконструкции и внедрения новой техники и технологии.

Поскольку предприятие является открытой системой, его деятельность определяется влиянием целого ряда факторов, которые в своей совокупности и формируют его конкурентоспособность. Данные факторы можно разделить на три основные группы: технико-экономические, коммерческие и нормативно-правовые. Причем все они могут как способствовать росту конкурентоспособности, так и устанавливать барьеры для такого роста.

К технико-экономическим факторам относятся: качество продукции и работ, величина цены реализации и затрат на эксплуатацию (использование) или потребление выпускаемой продукции. Очевидно, что качество, цена и издержки определяются производительностью и интенсивностью труда, уровнем инновационное™ используемых факторов производства, подходов к управлению и организации их использования.

Отличительной чертой коммерческих факторов является их способность определять условия реализации продукции предприятия на конкретном рынке. К их числу можно отнести:

- конъюнктуру рынка, т.е. совокупность факторов рыночной среды (степень конкуренции в отрасли и регионе, соотношение спроса и предложения на продукцию на рынке, территориальные и национальные особенности, определяющие спрос и др.);

- степень полноты сервиса, а именно: наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов производителя продукции, качество технического и гарантийного обслуживания и других необходимых для использования конкретной продукции услуг);

- рекламу, ее формы, понятность, доступность и степень воздействия на потребителя;

- имидж предприятия, известность бренда, торговой марки, деловую репутацию и т.п.

Нормативно-правовые факторы конкурентной среды воплощают в себе основные, обязательные для всех предприятий требования технической, экологической и иной безопасности использования продукта предприятия потребителем. Кроме того, существуют патентно-правовые требования. При установлении несоответствия продукции предприятия действующим нормам, требованиям стандартов и законодательства она не должна предлагаться потребителю на рынке.

Таким образом, конкурентоспособной можно считать любую организацию, имеющую инновационный материально-технический потенциал, использование которого приводит к выпуску высококонкурентоспособной качественной продукции, способной удовлетворять потребности потребителя в необходимом объеме.

Разные подходы ученых к набору факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность предприятия, формируют различные их классификации.

По мнению М. Портера, всю совокупность факторов конкурентоспособности предприятия можно разделить на следующие группы [7, с. 139]:

- основные и развитые;

-общие и специализированные;

- естественные и созданные искусственно;

- внешние и внутренние по отношению к предприятию.

Однако существующие классификации далеко не в полном объеме отражают весь круг факторов, формирующих и составляющих конкурентоспособность предприятия. За границей внимания остаются такие факторы внешней среды, как менталитет населения, сформированная в стране и регионе культура и ее особенности; уровень развитости маркетинговых услуг внешними компаниями. К числу внутренних факторов следует, по нашему мнению, добавить имидж предприятия и его продукции, экологичность продукции и производственного процесса и др.

Конкурентоспособность предприятия - это его возможности, потенциал, а также динамичность приспособления к рыночным отношениям. Пути повышения конкурентоспособности предприятия в этих условиях определяются только повышением качества продукции, снижением цен на товары и услуги, внедрением инновационных технологических процессов, поиском новых возможностей.

Уровень конкурентоспособности предприятия является показателем, зависящим от ряда факторов:

- конкурентоспособность товаров или услуг на рынках (внешнем и внутреннем);

- емкость рынка (характеризующая объем ежегодных продаж);

- вид товара или услуги, возможность доступа на рынок;

- позиции на рынке предприятий-конкурентов;

- однородность рынка;

- конкурентоспособность отрасли в целом;

- возможность внедрения инноваций;

-конкурентоспособностьданного региона и страны

(в случае выхода на международный рынок).

Перед каждым предприятием всегда остро стоит вопрос не только поддержания, но и повышения собственной конкурентоспособности. При этом важно понимать, что повышение конкурентоспособности предприятия можно обеспечить в том случае, если:

- предприятие постоянно отслеживает изменение потребностей потребителей и четко и своевременно реагирует на них;

- предприятие постоянно оценивает шаги и возможности конкурентов, особенно сбалансированных и конкурентов-лидеров в отрасли;

- предприятие оценивает происходящие изменения во внешней среде и корректирует стратегию своего развития;

- предприятие имеет потенциал и все необходимые ресурсы для производства товаров, обладающих новыми качественными характеристиками, по сравнению с товарами конкурентов, тем самым изменяя предпочтения потребителей в свою пользу;

- предприятие может использовать весь арсенал инструментов конкурентной борьбы за потребителя (в том числе и гибкую ценовую политику).

Конкурентоспособность предприятия в краткосрочном и долгосрочном периоде определяется его потенциалом. Потенциал конкурентоспособности предприятия представляет собой целый комплекс его возможностей, резервов и достижений, формирующих, при умелом использовании, конкурентные преимущества предприятия на рынке и обеспечивающих достижение его стратегической цели.

Элементы потенциала конкурентоспособности предприятия можно сгруппировать следующим образом:

- первая группа элементов включает в себя характеристики потенциала производственной мощности предприятия и реальных и возможных результатов его использования;

- вторая группа элементов отражает потенциал использования капитала предприятия, его структуры, уровня финансовой устойчивости и кредитоспособности, ликвидности и деловой активности;

- третья группа элементов потенциала конкурентоспособности предприятия в своей совокупности составляет так называемый нравственный капитал предприятия, включающий имидж, деловую репутацию, авторитет цивилизованного партнера и т.п.;

- четвертая группа элементов - это характеристики и потенциал инновационных преобразований товара, продукции, работ и услуг, являющихся результатом деятельности предприятия. Часто именно качественная и инновационная продукция предприятия является его конкурентным преимуществом;

- пятая группа элементов - это трудовой потенциал предприятия, эффективность реализации, активность и профессионализм которого определяется условиями труда, управления и организации производства.

Хотелось бы отметить, что конкурентоспособность предприятия может определяться также наличием у компании эффективно функционирующей системы менеджмента качества продукции. С разработкой, внедрением и сертификацией системы менеджмента качества предприятие будет функционировать на совершенно новом уровне, особенно если подойдет к ее внедрению не формально и сможет интегрировать ее в общую систему менеджмента предприятия. Поэтому вопрос о соотношении теории и практики управления качеством и различных аспектов общего менеджмента постепенно становится актуальным и переходит из теоретической плоскости в практическую [2, с. 32]. Примером такого определения конку-

рентоспособности по наличию системы менеджмента качества могут служить в первую очередь крупнейшие вертикально интегрированные нефтяные и газовые компании.

В итоге можно сделать следующее заключение. Составляющие, элементы конкурентоспособности являются многофакторными характеристиками, которые необходимо рассматривать как сложные самостоятельные объекты управления. Формирование и повышение конкурентоспособности может быть обеспечено предприятию в том случае, если оно обладает способностью к быстрому реагированию на динамично меняющиеся потребности внешней среды. Маневренность реагирования должна обеспечиваться гибкостью самого предприятия, т.е. изменениями в его бизнес-процессах на основе собственных ресурсов и реализации имеющегося собственного потенциала, т.е. резервов конкурентоспособности. Основным ориентиром при этом должно стать умение быстро идентифицировать и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои уже используемые и потенциальные, т.е. резервные конкурентные преимущества, выгодно отличающие предприятие от потенциальных или реальных конкурентов.

Необходимо понимать сложность ситуации в мировой экономике, сложившейся на данный момент. Следует обратить внимание на способы совершенствования международного экономического сотрудничества на диверсифицированной основе и в то же время взаимодействовать со всеми партнерами без исключения и отстаивать национальные приоритеты. Отдельное внимание нужно уделить использованию международных взаимодействий для устойчивого развития экономики и повышения благосостояния жителей страны.

1. АлбастоваЛ.Н. Технология эффективного менеджмента: учеб.-практ. пособие. М.: ПРИОР, 2008.

2. Андреева Т.А. Интеграция менеджмента качества в систему стратегического управления организации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 2 (51). С. 29-34.

3. Брулев Е.С. Управление конкурентоспособностью предприятий: дис.... канд. экон. наук. Екатеринбург: Изд-во Урал, гос. экон. ун-та, 2006.

4. Гугелев A.B., Яшин Н.С. Конкурентоспособность субъектов хозяйствования: проблемы обеспечения и методы регулирования // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2004. № 7. С. 36-41.

5. Лапина Н.В., Дмитриева Ю.В. Инструментарий контроллинга как резерв обеспечения конкурентоспособности предприятия // Инновационное развитие общества в период модернизации: экономические, социальные, философские, политические, правовые закономерности и тенденции: мат. междунар. науч.-практ. конф. Саратов: КУБиК, 2014. Ч. 2.

6. Ларин В.М., Немцев А.Д., Лапина Н.В. Качество и конкурентоспособность продукции. Саратов: Изд. центр СГСЭУ, 2004.

7. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов / пер. с ангп. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

8. Яшин Н.С., Сухорукова А.М. Стратегии импортозаме-щения: риски и возможности для экономики России // Наука И практика. 2014. № 3 (15). С. 41-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.