ИЗ РЕДАКЦИОННОМ ПОЧТЫ
удк 338.45:69 Александр Вячеславович Белов,
аспирант кафедры менеджмента, [email protected] СГСЭУ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В статье автор выделяет основные направления повышения конкурентоспособности в строительном производстве: повышение качества продукции; обеспечение квалифицированными трудовыми ресурсами; усиление маркетинговых исследований; повышение качества управления строительной организацией. Концентрируя усилия на данных направлениях, организация может повысить уровень своей конкурентоспособности, укрепить позиции на рынке, увеличить уровень прибыли. По мнению автора, главным фактором повышения качества управления должна стать инновационность управления и стимулирование инновационных проектов. Основная задача состоит в необходимости создания рынка, на котором будут представлены инновационные проекты, где производители и покупатели смогут выгодно сотрудничать. К сожалению, на сегодняшний день в обществе отсутствует социальный заказ на инновации в производстве строительных материалов и жилищном строительстве, и, соответственно, мотивации к изменению ситуации нет: дома, построенные по традиционным технологиям и с использованием доступных материалов, у застройщиков и так успешно продаются. Необходима своя национальная инновационная система в строительном производстве с участием государства и частного капитала.
Ключевые слова: конкурентные преимущества, инновационные проекты, строительные организации.
A.V. Belov
IMPROVING COMPETITIVENESS OF CONSTRUCTION COMPANIES
The paper highlights the main ways to increase competitiveness of the construction industry: improving product quality, recruiting qualified human resources, improving market research, improving the quality of management at construction companies. By focusing on these areas organizations can improve their competitiveness, strengthen their position in the market, and increase profit margins. The author stresses that the main factor in improving the management quality is implementing innovative and promoting innovative projects. The main challenge is the need to create a market for innovative projects from which both producers and consumers can benefit. Unfortunately now there is no demand for innovation in the production of building materials and residential construction, and thus there are no incentives to change the situation: houses built with traditional technologies and materials sell well. The author shows that there is a need for a national innovation system in the construction industry with the participation of public and private capital.
Keywords: competitive advantage, innovation projects, construction companies.
^
♦---------------------------------------------------
На строительном рынке в настоящее время взаимодействует огромное количество предприятий, занимающихся строительством общественных, жилых, производственных, административных зданий. Соответственно, растет между ними и конкуренция, ужесточающая требования к месту расположения, качеству, цене выпускаемой продукции.
Согласно теории М. Портера, основу конкурентных преимуществ можно рассматривать в любой сфере, в частности в строительстве. Так, имея целью достижение конкурентных преимуществ, строительная отрасль должна обеспечить следующие условия [5]:
1. Состояние спроса. Характер спроса на внутреннем рынке для инновационного продукта или услуги. В более узком смысле - это наличие спроса на инновационную строительную продукцию.
2. Условия для факторов. Создание благоприятных условий для факторов производства, а именно: обеспечение строительной отрасли квалифицированной рабочей силой, инфраструктурой, необходимых для ведения конкурентного соревнования в данной отрасли.
3. Наличие или отсутствие в данной отрасли предприятий, способных конкурировать на межрегиональном и международном уровнях.
4. Устойчивая стратегия, структура и соперничество. Сильный стратегический менеджмент, направленная политика организаций, уникальность продукции.
Эти факторы обусловливают формирование той среды, в которой компании учатся извлекать прибыль и конкурировать. На рисунке представлен ромб Портера, где каждая из вершин и весь ромб в целом иллюстрируют составляющие, необходимые для успешного конкурирования как на региональном, так и на национальном уровнях.
На состояние конкурентной среды оказывают непосредственное влияние внутренние и внешние факторы. К внешним факторам относятся: влияние государства на ценовую, налоговую политику, система мер поддержки отечественного производителя, наличие конкурентов и состояние конкурентной среды на рынке. К внутренним факторам относятся: система и методы управления организацией, уровень технологий, наличие квалифицированных трудовых ресурсов, система управления качеством и т.д. [1].
-------------------------------------------------♦
В качестве основных направлений повышения конкурентоспособности строительной продукции можно выделить:
1) повышение качества продукции;
2) обеспечение квалифицированными трудовыми ресурсами;
3) усиление маркетинговых исследований;
4) повышение качества управления строительной организацией.
Концентрируя усилия на данных направлениях, организация может повысить уровень своей конкурентоспособности, укрепить позиции на рынке, увеличить уровень прибыли.
Одним из наиболее важных резервов конкурентных преимуществ строительных организаций является обеспечение соответствующего качества производимой строительной продукции, для чего следует выполнить ряд требований:
1) производить при строительстве зданий точные расчеты проектов (особенно это относится к расчетам подземной части);
2) применение новых высокотехнологичных и высокоэкологичных строительных материалов;
3) соблюдение прогрессивных санитарных правил и норм;
4) применение новых экономичных модернизированных технологий в строительстве.
Особое место занимает применение новых экономичных модернизированных технологий в строительстве:
1. Строительство домов на основе газобетонных блоков. Эти блоки впервые появились еще в начале прошлого века благодаря шведскому архитектору А. Эриксонну. Для газобетона используются экологически чистые и только качественные компоненты: известь,
цемент, песок и вода, куда добавляют алюминиевую пудру в качестве газообразователя. После термической обработки при внешнем давлении 13 атмосфер получается уникальный строительный материал: крепок и долговечен, не горит, легко поддается механической обработке. Этот материал целесообразно применять и для наружных стен и для внутренних перегородок, а также для тепло- и звукоизоляции крыш и межэтаж-ных перекрытий. Большой как по плотности, так и по номенклатуре ассортимент продукции позволяет построить дом, в котором цена и качество будут сбалансированы оптимально. Изделия из газобетона обладают достаточно высокой прочностью (10 - 50 кг/см2), низким объемным весом (350 - 600 кг/м3), низким коэффициентом теплопроводности (0,09 - 0,14 Вт-моС), прекрасными линейными характеристиками и высокой паропроницаемостью [2].
2. Технология ускоренного строительства с использованием неснимаемой пенополистироловой опалубки.
В основу данной технологии положен метод возведения с помощью неснимаемой опалубки из специального строительного пенополистирола несущих стен из моно-
Детерминанты конкурентных преимуществ строительных организаций
♦
♦
литного железобетона. Слой пенополистирола толщиной 5 см имеет такую же теплопроводность, как и бетонная стена толщиной 2,5 м, двойная изоляция обеспечивает несущей стене минимальные температурные колебания, поэтому все элементы здания надежно защищены от температурных расширений и появления трещин. Кроме того, построенная по технологии строительства с использованием неснимаемой опалубки из пенополистирола стена быстро реагирует на изменение температуры внутри комнаты, что выгодно отличает ее от стен с однослойной изоляцией, у которых значительная часть тепла расходуется на отопление внешней среды. Блоки неснимаемой опалубки в процессе строительства армируются и заполняются бетоном. Таким образом, использование неснимаемой опалубки из пенополистирола позволяет возводить следующие основные типы зданий:
- индивидуальные коттеджи, жилые дома, дачи;
- многоэтажные здания;
- сервисные объекты;
- сельскохозяйственные и промышленные объекты, склады, хранилища [4].
Одной из наиболее серьезных причин низкой конкурентоспособности строительных организаций является также то, что они занимаются конкретным видом строительства, а не проводят целевые маркетинговые исследования на строительном рынке, которые позволили бы определить потребность партнеров и пользователей. Следовательно, строительным организациям надо производить анализ действующих рынков, чтобы предлагать на них необходимую и востребованную строительную продукцию.
К методам повышения конкурентоспособности следует отнести обеспечение квалифицированными трудовыми ресурсами, которые являются важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности. К сожалению, только немногие российские строительные организации заботятся об улучшении условий труда и мотивации своих сотрудников. В строительных организациях должны быть обеспечены соответствующие условия труда и отдыха, достойный уровень заработной платы, однако это мало где практикуется, так как работодателям выгоднее нанимать сезонных гастарбайтеров, чем формировать компетентность.
Усиление контроля за производством строительной продукции позволит уменьшить риски появления брака. По нашему мнению, главным фактором повышения качества управления должна стать инновационность управления и стимулирование инновационных проектов. Для строительной отрасли инновационные проекты - это проекты, отвечающие требованиям европейского уровня энергосбережения, использования вторичного сырья и техногенных отходов. Основная задача состоит в необходимости создания рынка, где будут представлены инновационные проекты и где производители и покупатели смогут выгодно сотрудничать. К сожалению, на сегодняшний день в обществе отсутствует социальный заказ на инновации в производстве строительных материалов, жилищном строительстве, и, следовательно, стимула к изменению ситуации нет, а дома, построенные по традиционным технологиям и с использованием доступных материалов, у застройщиков и так продаются весьма успешно. Отсутствие необходимых экономических стимулов, мотивирующих внедрение энергоэффективных материалов и новых технологий, а также нало-
говых льгот, грантов, субсидий и прочего негативно сказывается на конкурентоспособности субъектов в строительном производстве. Между застройщиками и промышленностью строительных материалов должны быть связующим звеном архитекторы и проектировщики, закладывающие в проекты как современные материалы, так и инновационные технологии, однако проектировщики сегодня вынуждены ждать, когда инновационный продукт будет узаконен нормативами. В настоящее время критерием оценки стройматериалов и технологий остается их соответствие требованиям технических регламентов, ГОСТам, СНИПам и т.д. Новые конструкции, материалы, детали, технологии, так же как и методы строительства, требуют пересмотра правил и норм, но на это необходимы воля, время и средства [2].
Внедрение новых технологий в строительную отрасль в настоящее время проблематично, и одна из причин -отсутствие специализированной инфраструктуры, недостаточное количество строительных инвестиционных фондов. Назрела необходимость в формировании национальной инновационной системы с участием как государства, так и частного капитала. Если создание инновации начинается с изучения рыночного спроса на новую продукцию, то этот подход обеспечивает цикл коммерциализации инновационного проекта: проведение конкурса на лучший инновационный проект, правовую защиту интеллектуальной собственности, экспертизу новаций и маркетинговых исследований, НИОКР, получение финансирования на реализацию, связь с проектировщиками, разработку нормативной документации, создание пилотных проектов экспериментального проектирования и строительства, т.е. инструментов разработки и внедрения этих инноваций. Готовый инновационный продукт в строительном производстве может быть подготовлен для продажи на рынке с помощью рыночных инструментов: франчайзинга, лицензий, опционов, лизинга и аукционов для отечественных предприятий стройиндустрии и в строительном производстве. Кроме того, такая структура может решать вопросы трансфера в отрасли новейших строительных технологий [2].
Создание инновационной строительной организации позволит, на наш взгляд, сконцентрировать на прорывных технологиях и материалах средства, финансировать проведение исследований, воплощать их в реальные строительные технологии и материалы. Может быть реализована идея частно-государственного партнерства, и при успешном развитии проекта финансирование прикладной науки, наверное, будет смещаться в сторону негосударственного сектора [3]. Как следствие, продукция строительного производства сможет успешно конкурировать как на региональном, так и на национальном уровнях.
1. Белов А.В. Применение метода анализа видов и последствий потенциальных дефектов в строительных организациях // Вестник СГСЭУ. 2013. № 2 (47).
2. Бублиевский А.Г. Союз производителей бетона. и^: http://concrete-union.ru.
3. Гугелев А.В. Влияние социального партнерства на менеджмент качества // Материалы Первого Российского экономического конгресса. М., 2009.
4. Попова А.Н. Совершенствование комплексной методики оценки конкурентоспособности инновационной строительной продукции: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2009.
5. Портер М.Э. Конкуренция. М., 2006.