ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В 0БР430ВАНИИ
A.B. Альтергот,
преподаватель Костанай-ского педагогического колледжа
Негпг! свздер: мотивация, оку мотивациясы, жоба, жобалыц цызмет.
Ключевые слова: мотивация, учебная мотивация, проект, проектная деятельность.
Keywords: motivation, learning motivation, project, project activities.
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
Ацдатпа
Макал ада белсенд1 позицияны иемденуге дайын тура-тын маманды тэрбиелеу мен жогары белсенд1, жеке басын калыптастыру Heri3ri mi н дел болып табылатын, емфлж мш-дет-тапсырмаларды табысты шеше алатын, ынтымактаса бшетш жэне топта жумыс ютей алатын, бэсекелес бола бшетш, езгермел1 заманда шапшац калыптасып, топка сщюе алатын, тураксыз элеумегпк-экономикалык жагдайда кэс1би багдар беруд1 ^йымдастырудагы «Дизайн» шыгармашылык мамандыгына окитындардын жанашыл кадам жасауы карас-тырылган. Студенттер ушш жеке бастыльщ манызды бар, максатты багыттарды белплеу жэне мотивацияльщ даяр-льщтарды камтамасыз ету, окытудын белсенд1 тэсш си-якты, моделдьжобалык кызмет, жеке басыльщ багыттауга ар налган кэаби бшм беру практикага енпзудщ мысалы, оныц к¥РамДы бел in болып табылады.
Аннотация
В статье рассматривается инновационный подход к организации профессиональной ориентации обучающихся творческой специальности «Дизайн» в условиях нестабильной социально-экономической ситуации, где основной задачей является воспитать и сформировать высоко активную личность специалиста, готового занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть конкурентоспособным, готовым быстро адаптироваться в меняющемся мире. На примере внедрения в практику профессионального образования личностно ориентированной модели - проектной деятельности, как активного метода обучения, важнейшей составной частью которой является обеспечение мотивационной готовности и постановка целевых ориентиров, личностно значимых для студентов.
Annotation
The innovative approach to organization of students' professional orientation of creative specialty "Design" on the example of the implementation to practice of professional education individually oriented model of project activities, as an active learning method, the most important part of which is to provide a motivational readiness and setting targets, personally meaningful to students are considered in this article.
PQ О
m £
PQ О
PQ U
и w !=Г
0 pp
=
pp
PQ
1 К
0 к
1 о X
к к
т
о
го РЧ
О
О
О &
о
Н -а X X О
т
о х
Система образования России и Казахстана сегодня переживает глобальные структурные и содержательные изменения. В первую очередь это связано с новыми политическими и социально-экономическими условиями, которые определяют ее пути и направления развития. Новые задачи совершенствования всей системы, предполагают формирование высокой активности человека. Теперь на первое место выходит обучение, основанное, не просто, на знаниях, умениях и навыках, а на деятельности, направленной на подготовку обучающихся к реальной жизни, готовность к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть конкурентоспособным, готовым быстро адаптироваться в меняющемся мире. Эти требования к будущему специалисту продиктованы сложившейся нестабильной социально-экономической ситуацией в развитии общества и образования.
Такая система направлена на овладение обучающимися универсальными учебными действиями и выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В связи с этим решение задач профессиональной подготовки будет наиболее эффективно при внедрении в практику профессионального образования личностно ориентированной модели, важнейшей составной частью которой является обеспечение мо-тивационной готовности и постановка целевых ориентиров, личностно значимых для обучаемого. Следует согласиться с М. В. Клариным, который, обобщив опыт инновационной дидактики последних лет, выделяет мотивацию обучаемых как «основное направление проработки материала» [1]. И.П. Подласый в своих исследованиях по факторному анализу в дидактике ранжировал 40 наиболее значимых факторов влияния на продуктивность обучения, среди которых мотивация учения и потребность учиться занимают первое место.
Мотивация является главной движущей силой, вызывающей активность личности
и определяющей её направление в поведении и деятельности человека, а также в процессе формирования будущего профессионала. Поэтому особенно важным становится вопрос о мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов. Изучение мотивов и их динамики в процессе овладения специальностью дает возможность корректировать мотивы учения и влиять на профессиональное становление студентов.
Для начала давайте, определим, что же такое учебная мотивация?
В психолого-педагогической литературе не удалось встретить прямого определения термина «учебная мотивация». По всей видимости, это связано с терминологической неясностью, которая существует в общей психологии. Косвенно, удалось выяснить, что термины «учебная мотивация», «мотивация учения», «мотивация деятельности учения», «мотивационная сфера ученика» используются как синонимы в широком или узком смысле. В первом случае, эти термины обозначают всю совокупность мотивирующих факторов, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (Маркова А.К.). Во втором случае, данными терминами обозначают довольно сложную систему мотивов (Ляу-дис В.Я., Матюхина М.В., Талызина Н.Ф.).
Так что же такое «учебный мотив» как структурный компонент «учебной мотивации»? По определению Л.И. Божович, «мотив учебной деятельности - это побуждения, характеризующие личность учащегося, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни, как семьей, так и самим учебным заведением». А.К. Маркова предлагает определение учебного мотива, которое отражает специфику последнего: «Мотив - это направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней».
Таким образом можно сделать вывод, что учебная мотивация, представляет собой особый вид мотивации, которая характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (на процесс и результат) и внешней (на-
града, избегание) мотивации. Управление учебной мотивацией в учебном процессе требует учета ее структурной организации, динамичности, возрастной обусловленности.
Учебная деятельность мотивируется, прежде всего, внутренним мотивом, когда познавательная потребность «встречается» с предметом деятельности - выработкой обобщенного способа действия - и «опредмечивается» в нем и в то же время самыми разными внешними мотивами -самоутверждения, престижности, долга, необходимости, достижения и др.
В современной психолого-педагогической литературе выделяют (В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, Б.И. Додонов, А. Маслоу, Е.И. Савонько) следующие разновидности учебной мотивации студентов:
- профессиональные мотивы (получить профессию);
- познавательные мотивы (приобрести новые знания и получить удовлетворение от самого процесса познания);
- прагматические мотивы (иметь более высокий заработок);
- социальные мотивы (принести пользу обществу);
- мотивы социального и личностного престижа (утвердить себя и занять в будущем определенное положение в обществе и в определенном социальном окружении) [2].
Все эти разновидности отражают, по мнению психологов, два пути развития мотивации:
1. через усвоение обучающимися общественного смысла учения.
2. через саму деятельность учения обучающегося, которая должна чем-то заинтересовать его.
Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности — возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению — использование таких вопро-
сов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности, создание проблемной ситуации, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний, а также стремление добиться успеха. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения, но если эта трудность не посильна, не преодолима, интерес быстро падает.
Следовательно, для решения данной проблемы необходимо активизировать нетрадиционные методы обучения. Без сомнения, эти методы должны быть ориентированы на личность студента, на его активное саморазвитие, получение качественных знаний, профессиональных навыков, и будут способствовать формированию профессиональной мотивации и личностно-профессиональному становлению студентов.
Ведущими в работе с учебным материалом являются активные методы обучения. К группе методов активного обучения относят методы, включающие в себя совокупность педагогических действий и приемов, направленных на создание условий, мотивирующих обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. При этом роль преподавателя заключается в направлении процесса обучения на разрешение практических проблем, приближенных к реальным условиям будущей профессии
[3].
Одним из способов формирования профессиональной, социальной, творческой личности студентов дизайнеров является проектная деятельность. Именно данный вид деятельности позволяет студенту созидательной специальности раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои знания, исследовательские способности, самостоятельность, активность, креативность, умение стратегически планировать свою деятельность и добиваться ожидаемых результатов.
Работая над проектом, обучающийся проходит стадии планирования, анализа,
т
о
го £
РЧ
О
О О
м п о
н
-а X X
о к
т
о х
Со)
т
о
го £
РЧ
О
О
О &
о
Н -а X X О
т
о х
синтеза, активной деятельности. При организации проектной деятельности, возможно, развивать творческие способности, коммуникативные навыки и умения и многие другие современные компетенции будущего специалиста. Постановка задач, решение проблем способствует повышению мотивации к проектной деятельности, а успешное завершение проекта к положительной мотивации к обучению в целом. Проектная деятельность определяет новые отношения, которые постепенно становятся партнерскими, позволяя сотрудничать активным субъектам образовательного процесса [4, с.48] позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения. Постановка задач, решение проблем повышает мотивацию к проектной деятельности и предполагает: целеполагание, предметность, инициативность, оригинальность в решении познавательных вопросов, неординарность подходов, интенсивность умственного труда, исследовательский опыт.
Повышению мотивации и развитию творческих способностей способствует наличие в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: студент стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор.
Самостоятельная творческая проектная работа студентов в условиях новой образовательной политики превращается в объект необходимости и закономерной особенности профессионального совершенствования профессионального образования. В процессе выполнения проектов реализуется система обучения, которая предусматривает комплексную учебную и дополнительную самостоятельную работу студентов.
Основными требованиями к организации учебного проектирования являются [5, с.69]:
- опора на ранее усвоенный материал;
- подготовка студентов к творческой деятельности;
- формирование интереса к объекту деятельности;
- обеспечение самостоятельности выполнения работы;
- реальность осуществления проекта;
- общественная значимость проекта.
Необходимо обратить внимание на взаимодействие педагога и студента в ходе проектной деятельности. Каждый студент должен чувствовать, что проект - это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов. Он должен видеть, что к его точке зрения относятся с уважением, даже если она не совпадает с мнением преподавателя. Важно помнить, что только совместная деятельность с преподавателем в ходе работы над проектом даст студенту возможность освоить новые знания, умения и навыки и усовершенствовать уже имеющиеся.
Эффективными, являются краткосрочные проекты, в рамках одного-двух занятий, когда можно активизировать ре-чемыслительную деятельность студентов и быстро получить конечный результат. Долгосрочные проекты дают возможность шире рассмотреть исследуемый вопрос, придать более яркую и интересную форму «продукту». Тематика проектных заданий может быть достаточно широкой, чтобы охватить круг вопросов связанный с задачами подготовки специалиста и учесть индивидуальные особенности и интересы студентов. Она может быть связана с содержанием учебного процесса по изучаемой дисциплине или в смежных областях обучения с использованием знаний по данному предмету [6, с. 168].
Следует помнить и то, что для плодотворной работы над проектом так же необходимо создание учебно-творческой среды, которая поможет стимулировать учащихся при возникновении сложностей, в том числе и отрицательных эмоций как важной стороны мотивационной сферы учения (скука, страх и т.д.). Она должна включать условия поощрения и стимулирования личностного
роста.
Поощрения можно считать вторым необходимым условием развития мотивации при осуществлении творческих проектов, особым видом работы по формированию у обучающихся адекватного уровня притязаний и самооценки. Для мотивации более важной, чем оценка преподавателя оказывается информация о его возможностях. Оценка повышает мотивацию, если она относится не к способностям в целом, а к тем усилиям, которые прилагает он при выполнении творческого проекта. Другим используемым правилом поощрения, развивающим мотивацию является такой прием, когда преподаватель сравнивает успехи не с успехами других, а с его прежними результатами. Поощрение за устойчивость целей, на их действенность, настойчивость и упорство в их реализации, за устранение помех и препятствий.
Одним их таких поощрений может быть стимулирование свободным временем, что практикуется в среднее специальных учебных - это регулирование поведения на основе изменения времени его занятости: освобождение от каких-либо обязанностей, свободный график работы над проектом и др. Но самым мощным стимулом развития мотивации является участие проектов в конкурсных мероприятиях различного уровня (областные, республиканские и международные конкурсы, олимпиады и выставки).
Обучающиеся имеют возможность при реализации проекта в жизнь получить признание их продукта труда в виде грамот, сертификатов и дипломов, памятных призов и даже значительное материальное вознаграждение. Общественно значимый результат деятельности, продукт деятельности - серия проектов, направлен на преобразование сознания обучающегося, на формирование творческого мировоззрения, развитие творческих способностей, становление его духовного облика, то есть на его личностный рост.
Применение таких методов позволяет планомерно и целенаправленно вовлекать всех студентов специальности «Дизайн»
в активную осознанную познавательную деятельность и чувствовать себя полноправным участником педагогического процесса: самостоятельно планировать свою деятельность, грамотно распределяя свои силы. Приблизить учебный процесс к реальной действительности и познакомить с особенностями профессии дизайнера, где в условиях современного нестабильного социально-экономического мира главным становится- умение разрабатывать социально значимый проект, и оформить заявку на его финансирование. Именно эти умения для дизайнера сегодня реальная возможность создать себе рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций нашей страны и за ее приделами.
ЛИТЕРАТУРА
1.Адоняев, Д.Ю. Проектирование и реализация методической системы формирования специальных знаний и умений будущих дизайнеров[Текст]/Д.Ю. Адоняев // Вестник МГОУ. - 2009. - № 2. - С. 101-106.
2.Айламазьян, A.M. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и экспериментальное изучение[-Текст] /A.M. Айламазьян// Вопросы психологии. - 2010 -№1. - С. 5-9.
3.Корнеева, E.H. Использование активных методов в учебном процессе[Текст]/ E.H. Корнеева - Ярославль, ЯГП - 2003. -С.15-25
4.Виханский, О.С. Менеджмент[Текст]: Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. -5-е изд.. - М.: Магистр. - 2010. - 48 с.
5.Ким, H.A. Методы стимулирования и мотивации учащихся в учебной деятельности [Текст]/Н. А. Ким. - Москва,- 2009.
6.Кальней, В.А. и др. Структура и содержание проектной деятельности[-Текст]/В.А. Кальней // Стандарты и мониторинг в образовании - 2004,- №4. - С. 21-26.
7.Павлова, Л.А. Мотивация обучающихся как условие совершенствования качества профильного обучения[Текст]/Л.А. Павлова //Среднее профессиональное образование. - 2010. -№ 1. - С. 7-11.
m
о
го £
W О
О О W
п о
й -а X X О S
m
о х