№ 1 - 2011 г.
13.00.00 педагогические науки
УДК 618.1:371.315
РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЯТОГО КУРСА
МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В КУРСЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ ГИНЕКОЛОГИЯ»
Ю.Г. Решетняк
Медицинский клинико-диагностический центр ООО «Реафан»
(г. Новосибирск)
В статье проводится анализ особенностей учебной мотивации студентов пятого курса медицинского университета в курсе дисциплины «Поликлиническая гинекология» и разработка рекомендаций по ее развитию для преподавателей вуза.
Ключевые слова: учебная мотивация, педагогический эксперимент, динамика мотивации студентов
Решетняк Юлия Геннадьевна - кандидат медицинских наук, врач акушер-гинеколог Медицинского клинико-диагностического центра ООО «Реафан», e-mail: [email protected]
Актуальность проблемы. В современных условиях подготовка специалистов с высоким уровнем профессиональной компетентности и разносторонним личностным развитием, способных к непрерывному самосовершенствованию, постоянному пополнению и расширению спектра своих знаний и умений, т. е. способных учиться всю жизнь, является одной из центральных задач современного высшего образования [2, 16, 19].
В связи с тем, что объектом деятельности врача является человек, требования к его моральным, гражданским, психологическим, интеллектуальным качествам всегда были повышенными по сравнению с другими профессиями. Врач способен эффективно решать задачи профессиональной деятельности при условии субъективного личностного, физического, психического благополучия, активного и заинтересованного отношения к своему труду [9, 12].
При этом для эффективного выполнения своей профессиональной деятельности врач должен обладать не только квалификацией и опытом, но и определенными личностными особенностями, способствующими сознательному и добросовестному
отношению к своей деятельности, установлению контакта, гуманных отношений с больным, учету его психологии [8].
В первую очередь наш интерес определяется тем, что формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека.
Однако педагогическая разработанность проблем развития мотивации учебной и профессиональной деятельности обучающихся в медицинских вузах, как субъектов образовательного процесса и будущих медиков, является недостаточной и не соответствует современным требованиям [1, 2, 9, 12].
Традиционно в ходе подготовки врачей существенное внимание уделяется формированию совокупности профессиональных знаний, навыков и умений, подтверждением чего в современных условиях является реализация концепции непрерывного медицинского образования. При этом проблема формирования и развития у студентов мотивации к учебной и профессиональной деятельности на всех этапах обучения в медицинских вузах разработана слабо как в теоретическом, так и в практическом плане. Недостаточно изучены условия, способствующие качеству подготовки врачебной профессиональной деятельности, а также мотивационные составляющие и факторы, влияющие на профессионально-личностное развитие медицинских работников, индивидуально-психологические особенности врачей [2, 3, 5, 7, 8].
Противоречие между высокой социальной значимостью медицинского труда, влиянием на личность врача различных как позитивных, так и негативных факторов макро- и микросреды и отсутствием научно обоснованной педагогической теории развития мотивации учебной деятельности обучающихся в медицинских вузах обусловливает научную проблему [8, 9, 12].
Проблема заключается в назревшей социальной, педагогической, образовательной потребности определения специфики мотивации подготовки и профессиональной деятельности медицинских работников и формирование на этой основе педагогической концепции и технологии развития мотивации к учебной и профессиональной деятельности у обучающихся в медицинских вузах [8, 12, 14, 16].
Совершенствование высшего медицинского образования невозможно без внедрения в методический арсенал преподавателя новых педагогических и информационных технологий, новых методик обучения и оригинальных методических приемов [1, 4, 6, 15, 17, 18].
Следовательно, важным элементом образовательного процесса в медицинских вузах должно стать развитие у обучающихся мотивации к учебной и профессиональной деятельности с учетом включенности данной мотивации в контекст жизнедеятельности современного врача, что имеет высокую социальную значимость для развития государства, общества и личности [3, 4, 7, 8].
Таким образом, целью исследования явилось изучение особенностей учебной мотивации студентов пятого курса медицинского университета в курсе дисциплины «Поликлиническая гинекология» и разработка рекомендаций по ее развитию для преподавателей вуза.
Материалы и методы. В проведенном исследовании принимали участие студенты пятого курса педиатрического факультета Новосибирского государственного
медицинского университета. Выборка составила 192 студента.
Работа была выполнена в несколько этапов. На первом этапе изучалась научнопедагогическая литература по проблеме исследования. Вторым этапом проводился педагогический эксперимент.
Эксперимент - один из основных методов научного психологического исследования. Характеризуется активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одним или несколькими факторами, и регистрацией сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта.
Экспериментальная работа осуществлялась в естественных условиях обучения и строилась на программном материале курса «Поликлиническая гинекология». В ходе педагогического эксперимента выявлялось исходное состояние мотивации, описывалась деятельность преподавателя по развитию мотивации учебной деятельности студентов пятого курса медицинского университета, оценивалась динамика мотивации студентов к концу изучаемой дисциплины.
В работе были использованы следующие методы.
Эмпирические:
□ изучение литературы по теме исследования;
□ педагогическое наблюдение;
□ педагогическая беседа;
□ изучение и обобщение опыта.
Теоретические:
□ построение педагогического эксперимента.
□ самооценка и самоанализ преподавателя;
□ синтез;
□ сравнение;
□ систематизация.
Знакомство с обучающимися проходило в непринужденной обстановке без присутствия других преподавателей. Студенты реагировали адекватно, с желанием рассказывали об их проблемах в учебе и отношениях с преподавателями и сокурсниками. В результате наблюдения мною были выделены существенные особенности каждой группы. Было выделено, кто является лидером, какой тип взаимоотношений у студентов данной группы, как влияет лидерство на учебную деятельность.
Метод наблюдения в психологии - это преднамеренное, систематизированное, целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его анализа и объяснения.
В настоящем исследовании применялся метод открытого, сплошного, внешнего и внутреннего стандартизированного наблюдения.
Психолого-педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир субъектов
учебного процесса, выявить причины тех или иных поступков, информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взглядах испытуемых, их отношение к интересующим исследователя проблемам.
Беседа - широко распространенный в педагогической психологии эмпирический метод получения информации об ученике в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Это специфичный для педагогической психологии метод исследования поведения учащегося. В беседе выявляются отношения учащихся, учителей, их чувства и намерения, оценки и позиции.
Педагогическая беседа строилась по следующему плану:
1. Ожидания студента на цикле дисциплины «Поликлиническая гинекология».
2. Личные интересы в изучении дисциплины.
3. Затруднения при выполнении самостоятельной работы, при работе на практических занятиях.
4. Наличие учебно-методической литературы.
5. Доступ к электронным средствам информации.
6. Желаемый способ самостоятельной подготовки и контроля.
7. Предпочтительная схема работы на занятии.
8. Удовлетворенность материально-техническим оснащением практических занятий.
9. Удовлетворенность учебной средой.
В ходе беседы удалось выявить признаки, характеризующие состояние учебной мотивации студентов пятого курса педиатрического факультета медицинского университета.
В процессе эксперимента изучались также возможности преподавателя в вопросах формирования мотивации учебной деятельности студентов.
Описание деятельности преподавателя проводилось с использованием методов самооценки и самоанализа. Анализ осуществлялся на основе материалов учебного пособия Е. Ю. Черновой «Самоанализ инвариантной части педагогической деятельности» (2006) и учебного пособия Н. И. Лыгиной, Е. Ю. Черновой «Деятельность преподавателя высшей школы: «нормы» качества, самооценка, планирование» (2009) [13 ,20].
На третьем этапе осуществлялось оформление результатов теоретического и экспериментального исследованиий. Решалась задача поиска и обоснования дидактических средств и условий развития мотивационной функции учебного процесса в медицинском вузе посредством опоры на требования принципа мотивационного обеспечения учебного процесса. Были сформулированы выводы и практические рекомендации для преподавателей практических дисциплин медицинского вуза.
Результаты и обсуждение. В ходе педагогического эксперимента было выявлено, что студенты пятого курса педиатрического факультета недостаточно заинтересованы в изучении дисциплины «Поликлиническая гинекология» на момент вводного практического занятия.
Данный вывод основывался на следующих признаках:
1. У студентов педиатрического факультета недостаточный уровень знаний по нормальной анатомии, нормальной и патологической физиологии.
2. Обучающиеся не достаточно осознают роль дисциплины «Поликлиническая гинекология» для своей будущей профессиональной деятельности.
3. Отсутствует подготовленность к первому занятию цикла.
4. Обеспеченность учебной литературой к началу цикла составляет менее 60 %.
5. Студенты не стремятся отвечать на вопросы «по желанию».
6. Вопросы преподавателю задают около 20 % студентов.
7. Высказывают предпочтения по ходу занятия и по самостоятельной работе около 40 % обучающихся.
8. В дискуссии участвуют около 15 % студентов.
Развитие мотивации студента неразрывно связано с совершенствованием мотивации преподавателя.
Главной целью своей педагогической деятельности вижу вызвать интерес студентов к специальности «Акушерство и гинекология», как к важнейшей сфере жизни каждого человека.
В соответствии с целью преподавательской деятельности представлялось важным провести самооценку и самоанализ в рамках преподавания дисциплины «Поликлиническая гинекология».
Качество учебно-воспитательного процесса считаю высоким. Основываю свою оценку на следующих положениях:
1. Благоприятная психологическая обстановка на практических занятиях.
2. Пунктуальность преподавателя.
3. Четкая формулировка рабочей программы.
4. Обсуждение плана работы, построения хода занятия.
5. Индивидуальный подход к студентам при самостоятельной работе и контроле.
6. Активное обсуждение, дискуссии.
7. Обеспечение необходимым количеством учебно-методических пособий кафедры.
8. Электронная рассылка учебных материалов.
9. Создание наглядных пособий в виде рисунков, схем, таблиц.
10. Активное поощрение.
На последнем практическом занятии по дисциплине «Поликлиническая гинекология» с применением указанных методик развития мотивации проводилась оценка динамики мотивации студентов.
По окончании эксперимента были получены следующие результаты:
1. Студенты отмечали оправданность ожиданий в более чем 90 % наблюдений.
2. Обучающиеся указывали на удовлетворенность личных интересов в более чем 80 % наблюдений.
3. Студенты получили навыки подготовки и выступления на практических занятиях.
4. Возросла личная заинтересованность студентов в изучении материала и посещении практических занятий.
5. Степень подготовленности обучающихся к практическим занятиям к концу цикла на «хорошо» и «отлично» возросла до 100 %.
6. Посещаемость практических занятий возросла более чем до 90 %.
7. Затруднения при выполнении самостоятельной работы, при работе на практических занятиях отмечали менее 15 % студентов.
На основе проведенного исследования показано, что специальная организация работы в ходе изучения дисциплины «Поликлиническая гинекология» на пятом курсе медицинского университета способствовала повышению уровня мотивации студентов в изучении курса, привела к росту посещаемости и успеваемости обучающихся, а также удовлетворенности интересов и ожиданий студентов.
На основе полученных данных был сформулирован ряд практических рекомендаций по развитию мотивации учебной деятельности у студентов пятого курса медицинского вуза:
1. Усилить связи и преемственность между предшествующими дисциплинами (нормальная и патологическая анатомия, нормальная и патологическая физиология, акушерство и гинекология).
2. Увеличить обеспечение техническими средствами (компьютер, проектор, интернет) для практических занятий студентов и самостоятельной работы, в том числе в условиях читального зала библиотеки НГМУ.
3. Увеличить количество современных наглядных пособий, медицинской документации по изучаемой дисциплине на практических занятиях.
4. Увеличить количество учебно-методической литературы кафедры, в том числе в электронном варианте.
5. Скоординировать последовательность лекционного материала относительно практических занятий по изучаемым темам.
6. Отработать алгоритмы и схемы освоения учебного материала большого объёма в ходе пятидневного цикла изучаемой дисциплины.
7. Усовершенствовать систему контроля, поощрений.
8. Повысить соревновательные моменты в обучении, рейтинги, сравнимость результатов, наглядность, ранжирование.
9. Разработать систему индивидуального подхода к самостоятельной работе студента.
10. Усилить опору на личный жизненный опыт студента в процессе подготовки.
11. Усилить проблемность, интеллектуальную составляющую учебных занятий, работы в студенческих научных кружках.
12. Формировать индивидуальный стиль деятельности.
13. Улучшить состояние учебной среды: температура в аудитории в зимнее время, наличие доступного пищеблока, места для отдыха.
Список литературы
1. Абаева Н. Ф. Эффективность педагогических условий развития
познавательного интереса к изучению математики студентами медицинского вуза [Электронный ресурс] / Н. Ф. Абаева // Ц^. - Режим доступа :
www.sifbd.ru/flles/magazin/books/collection/ss.../33 143.doc (дата обращения 17.01.2010)
2. Айламазьян А. М. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и экспериментальное изучение / А. М. Айламазьян // Вопр. психологии. - 1990.
- № 1. - С. 123.
3. Анализ факторов, влияющих на мотивацию студентов к обучению
[Электронный ресурс] / И. С. Березина, И. С. Кузнецова, Г. А. Пиковская, О. Н. Тихонова // Дата изменения: 29.03.2008. Ц^. - Режим доступа:
http://pedsovet.or^/component/option,com mtree/task,viewlink/link id,5348/Itemid,118/ (дата
обращения 15.01.2010)
4. Архипова И. В. Технология формирования мотивации учебной деятельности студентов технического вуза : дис. ... канд. пед. наук / И. В. Архипова. - Казань, 2005. -179 а
5. Балашова, Ю. В. Развитие личностной и когнитивной сферы студентов / Ю. В. Балашова // Ярославский педагогический вестн. - 2009. - № 2. - С. 59-68.
6. Бондаренко С. М. Проблема формирования познавательного интереса при
классно-групповом и программированном обучении : по материалам психолого-
педагогической литературы / С. М. Бондаренко // Вопр. алгоритмизации и программирования обучения. - М., 1973. - Вып. 2.
7. Волобуева Н. М. Особенности мотивации учебной деятельности, самореализации и ответственности студентов / Н. М. Волобуева [Электронный ресурс] // иКЬ: http://www.conf.bstu.ru/conf/docs/0037/1691.doc (дата обращения 10.02.2010)
8. Индивидуально-психологические особенности личности студентов и мотивы в выборе врачебной специальности [Электронный ресурс] / ИКЬ : http://planetadisser.com/see/dis 123841.html (дата обращения 14.02.2010)
9. Информационные технологии и другие новации в организации учебного процесса в медицинском вузе / Ю. П. Троханов, Н. А. Русина, А. Н. Щапов, О. А. Латышев, Ю. А. Буров, Р. Я. Лайпанова, В. И. Горохов [Электронный ресурс] // 2002. иКЬ: http://gw.yma.ac.ru/books/inf tech.htm (дата обращения 14.02.2010)
10. Клишина С. В. Педагогический тест : этапы и особенности конструирования и использования : учебное пособие / С. В. Клишина, Н. А. Гулюкина. - 2-е изд., испр. и доп.
- Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2006. - 148 с.
11. Контроль знаний в высшей медицинской школе : учебное пособие / Сост. Г. В. Безродная, Д. А. Севостьянов, Л. Ф. Власова, Т. А. Шпикс. - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2007. - 125 с.
12. Копысова Л. А. Педагогическое исследование развития мотивации учебной и профессиональной деятельности обучающихся в медицинских вузах [Электронный ресурс] / Л. А. Копысова // Ц^: fttp://lib.herzen.spb.ru/text/kopysova 102 63 70.pdf (дата обращения 15.01.2010)
13. Лыгина Н. И. Деятельность преподавателя высшей школы: «нормы» качества, самооценка, планирование : учебное пособие для преподавателей / Н. И. Лыгина, Е. Ю. Чернова. - Новосибирск : Сибмедиздат, 2009. - Модуль 1-4.
14. Мусатова О. А. Психологические особенности мотивации студентов высших образовательных учреждений России / О. А. Мусатова [Электронный ресурс] // ЦКЬ: http://www.minro.ru/docs/statya Musatovoy.doc (дата обращения 04.02.2010.)
15. Петрова Н. Ф. Педагогические технологии управленческой деятельности
преподавателя [Электронный ресурс] / Н. Ф. Петрова // Современные проблемы науки и образования. - 2009. - № 2. - ЦКЪ: http://www.science-
education.ru/download/2009/02/2009 02 41.pdf (дата обращения 04.02.2010)
16. Притуляк Т. С. Особенности учебной мотивации студентов очного и заочного
отделений [Электронный ресурс] / Т. С. Притуляк // Электронный научный журнал «Медицина и образование Сибири». - 2006. - № 2. Ц^:
http://www.ngmu.ru/cozo/mos/article/text full.php?id=64 (дата обращения 15.02.2010)
17. Скворцова Л. А. Педагогическая технология управления учебной деятельностью студентов : дис. ... канд. пед. наук / Л. А. Скворцова. - Саратов, 2001. - 166 а
18. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А. К. Марковой. -М., 1986. - 14 с.
19. Хабаева Л. М. Психолого-акмеологические условия и факторы формирования профессиональной мотивации в структуре профессионального самосознания личности студента вуза [Электронный ресурс] / Л. М. Хабаева. - 2001. - № 7. - ИКЬ: http://www.viu-online.ru/science/publ/bulletin7/page8.html (дата обращения 17.01.2010)
20. Чернова Е. Ю. Самоанализ инвариантной части педагогической деятельности : учебное пособие для преподавателей всех дисциплин / Е. Ю. Чернова. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2006. - 84 с.
DEVELOPMENT OF EDUCATIVE MOTIVATION IN FIVE-YEAR-COURSE STUDENTS OF MEDICAL HIGH SCHOOL IN DISCIPLINE «POLYCLINICAL GYNECOLOGY»
Y.G. Reshetnyak
Medical clinical-diagnistic centre SRR «Rea/an»
(c. Novosibirsk)
The article studies the analysis of educative motivation in five-year-course students of Medical High School in discipline «Polyclinical Gynecology» and recommendation set on the development of the discipline for high-school teachers.
Keywords: educative motivation, pedagogical experiment, dynamics of students„ motivation
About authors:
Reshetnyak Yulia Gennadyevna - medical sciences candidate, obstetrician-gynecologist of
Medical clinical-diagnostic center SRR «Reafan», e-mail: [email protected].
List of the Literature:
1. Abaeva N.F. Effectiveness of students' educative interest for mathematics in pedagogical condition of high medical school. Electronic resource / N.F. Abaeva // URL. - [Access regimen]: www.sifbd.ru/files/magazin/books/collection/ss.../33_143.doc (date of view
17.01.2010)
2. Ailamazyan A.M. Activity motivation choice: theoretical aspects of the problem and experimental study / A.M. Ailamazyan // Psychology questions. - 1990. - №1. - P. 123.
3. Analysis of factors influencing the students' educative motivation [Electronic recourse] /
I.S. Berezina, I.S. Kuznetsova, G.A. Pikovskaya, O.N. Tikhonova // Date of change: 29.03.2008. URL. - Access regimen
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5348/Itemid,118/ (date of view 15.01.2010)
4. Arkhipova I.V. Technologies of study activity in technical students: dis. medical . sciences. candidate / I.V. Arkhipova. - Kazan, 2005. - 179p.
5. Balashova U.V. Development of students' personal and cognitive sphere / U.V. Balashova // Yaroslavskiy pedagogical bulletin - 2009. - №2. - P.59-68.
6. Bondarenko S.M. Problem of cognition formation in group-class and programmed study: based on materials of psychological-pedagogic literature / S.M. Bondarenko //Algorhythmization and programming teaching aspects. - M., 1973. - Issue 2.
7. Volobueva N.M. Features of educative activity motivation, self-realization and students' responsibility / N.M. Volobueva [Electronic resource] // URL: http://www.conf.bstu.ru/conf/docs/0037/1691.doc (date of view 10.02.2010)
8. Individual- psychological features of students' personality and medical specialty choice motivation [Electronic resource] / URL: http://planetadisser.com/see/dis_123841.html ( date of view 14.02.2010)
9. Informational technologies and other innovations in medical high-school education / U.P.
Trokhanov, N.A. Rusina, A.N. Shchapov, O.A. Latyshev, U.A. Burov, R.Y. Laipanova, V.I. Gorokhov [Electronic resource] // 2002. URL
http://gw.yma.ac.ru/books/inf_tech.htm (date of view 14.02.2010)
10. Klishyna S.V. Pedagogical test: stages and features of construction and usage: / S.V. Klishyna, N.A. Guliukina. - Second edition corrected and supplied - Novosibirsk: Publishers. NSTU, 2006. - 148 p.
11. Knowledge control in high medical school: textbook / Written by G.V. Bezrodnaya,D.A. Sevostyanov, L.F.Vlasova, T.A. Shpiks - Novosibirsk: Sibmediztat NSMU, 2007. -125p.
12. Kopysova L.A. Pedagogical research of students' professional activity and motivational development in medical high school [Electronic resource] / L.A. Kopysova // URL: fttp://lib.herzen.spb.ru/text/kopysova_102_63_70.pdf (date of review 15.01.2010)
13. Lygina N.I. Teaching activity in high-school: “norms,“ qualities ,self-estimation, planning: textbook for teachers / N.I. Lygina, E.U. Chernova. - Novosibirsk: Sibmedizdat, 2009. - Modules 1-4.
14. Musatova O.A. Psychological students' motivational features in high-schools of Russia /
O.A. Musatova [Electronic resource] // URL
http://www.minro.ru/docs/statya_Musatovoy.doc :( date of review 04.02.2010)
15. Petrova N.F. Pedagogical technologies of teacher’s management [Electronic resource] / N.F. Petrova // Actuality of science and education. - 2009. - №2. - URL: (date of review
04.02.2010)
16. Prituliak T.S. Educative motivation features for full-time and part-time students [
Electronic resource] / T.S. Prituliak // Electronic scientific journal “Medicine and Education in Siberia”. - 2006. - №2. URL:
http://www.ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=64 (date of review 15.02.2010)
17. Skvortsova L.A. Pedagogical technology to manage students' learning abilities: dis. candidate of pedagogical sciences / L.A. Skvortsova. - Saratov, 2001. - 166p.
18. Learning motivation in pupils / Edited by A.K. Markova. - M., 1986. - 14p.
19. Khabaeva L.M. Psychology acmeological conditions and professional motivation
forming factors in professional self-estimation of a student [Electronic resource] / L.M. Khabaeva. - 2001. - №7. - URL: http://www.viu-
online.ru/science/publ/bulletin7/page8.html (date of view 17.01)
20. Chernova E.U. Self-analysis of pedagogical activity invariant part: textbook for teachers of all disciplines / E.U.Chernova. - Novosibirsk: Publishers NSTU, 2006. - 84p.