Научная статья на тему 'Особенности профессиональной направленности студентов старших курсов медицинского университета'

Особенности профессиональной направленности студентов старших курсов медицинского университета Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
526
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ВОЗРАСТ / АНОНИМНЫЕ АНКЕТЫ / МОТИВАЦИЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / STUDENTS / AGE / ANONYMOUS QUESTIONNAIRE / MOTIVATION TO ENTER THE MEDICAL UNIVERSITY / STUDYING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Галактионова Надежда Игоревна, Болотников Игорь Юрьевич

Актуальность и цели. Работа посвящена выбору профессии абитуриентами и студентами медицинского вуза, анализу социальных характеристик студентов старших курсов медицинского университета. Материалы и методы. Исследование проводилось в виде социального опроса, в котором приняли участие 200 респондентов студентов 4 и 6 курсов лечебного факультета. Результаты. Выявлены гендерные различия в структуре VI и IV курсов студентов медицинского университета, причем не только количественные различия, но и возрастные: студентов-мужчин на курсах было меньше, чем студенток, но и по возрасту студенты-мужчины были на год старше своих однокурсниц. Кроме того, имелись гендерные отличия и в мотивации к поступлению в медицинский вуз: студенты-мужчины подчеркивали фактор семейных традиций как основной, а студентки утверждали, что поступили в вуз, следуя советам родителей. Но выбор будущих врачебных специальностей тех и других был одинаковым: в будущем все они хотели стать «узкими» специалистами: УЗИ-специалистами, эндоскопистами, лор-врачами, окулистами, онкологами, дерматологами; причем предполагали после окончания вуза работать в городских лечебных учреждениях. Выводы. Среди студентов-старшекурсников почти половина (50,9 %) были жителями сел Астраханской области, сел и городов Дагестана, Чечни и Ингушетии. Более половины (58,2 %) среди старшекурсников составляли студентки; после окончания вуза 54,5 % предпочитали получить профессию «узких» специалистов, 17,3 % акушеров-гинекологов, 16,5 % хирургов, 11 % терапевтов, 1 % врачей общей практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Галактионова Надежда Игоревна, Болотников Игорь Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROFESSIONAL DIRECTION OF SENIOR STUDENTS AT MEDICAL UNIVERSITIES

Background. The research deals with career choosing by secondary school leavers and students of medical higher education institutions. It analyzes social characteristics of senior medical students. Materials and methods. The research was conducted in the form of a questionnaire among 200 respondents. They were fourthand sixth-year students of a general medicine department. Results. The results of the research showed gender differences among students (not only in quantity but also in age): male students were fewer than female, and the first group was a year older than the second group. Besides, there were some gender differences in motivation to enter a medical higher education institution: male students pointed out the family tradition as their main factor of motivation, while female students stated that they had entered the university following their parents’ advice. At the same time the choice of medical concentration of both sexes was alike all the students wanted to become specialized doctors in future: ultrasonographers, endoscopists, ENT specialists, eye specialists, etc. All the students planned to work in city hospitals after graduation. Conclusion. Among senior students almost half of them (50,9 %) were from Astrakhan region villages, towns and villages of Dagestan, Chechnya and Ingushetia. More than a half of senior students (58,2 %) were female. 54,5 % of the graduates tended to become specialized doctors, 17,3 % wanted to be obstetricians-gynaecologists, 16,5 % planned to become surgeons, 11 % wanted to be physicians and 1 % chose the profession of general practitioner.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной направленности студентов старших курсов медицинского университета»

ГИГИЕНА И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

УДК 76.75.29

DOI 10.21685/2072-3032-2016-2-8

Н. И. Галактионова, И. Ю. Болотников

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация.

Актуальность и цели. Работа посвящена выбору профессии абитуриентами и студентами медицинского вуза, анализу социальных характеристик студентов старших курсов медицинского университета.

Материалы и методы. Исследование проводилось в виде социального опроса, в котором приняли участие 200 респондентов - студентов 4 и 6 курсов лечебного факультета.

Результаты. Выявлены гендерные различия в структуре VI и IV курсов студентов медицинского университета, причем не только количественные различия, но и возрастные: студентов-мужчин на курсах было меньше, чем студенток, но и по возрасту студенты-мужчины были на год старше своих однокурсниц. Кроме того, имелись гендерные отличия и в мотивации к поступлению в медицинский вуз: студенты-мужчины подчеркивали фактор семейных традиций как основной, а студентки утверждали, что поступили в вуз, следуя советам родителей. Но выбор будущих врачебных специальностей тех и других был одинаковым: в будущем все они хотели стать «узкими» специалистами: УЗИ-специалистами, эндоскопистами, лор-врачами, окулистами, онкологами, дерматологами; причем предполагали после окончания вуза работать в городских лечебных учреждениях.

Выводы. Среди студентов-старшекурсников почти половина (50,9 %) были жителями сел Астраханской области, сел и городов Дагестана, Чечни и Ингушетии. Более половины (58,2 %) среди старшекурсников составляли студентки; после окончания вуза 54,5 % предпочитали получить профессию «узких» специалистов, 17,3 % - акушеров-гинекологов, 16,5 % - хирургов, 11 % - терапевтов, 1 % - врачей общей практики.

Ключевые слова: студенты, возраст, анонимные анкеты, мотивация поступления в медицинский вуз, процесс обучения.

N. I. Galaktionova, I. Yu. Bolotnikov

FEATURES OF PROFESSIONAL DIRECTION OF SENIOR STUDENTS AT MEDICAL UNIVERSITIES

Abstract.

Background. The research deals with career choosing by secondary school leavers and students of medical higher education institutions. It analyzes social characteristics of senior medical students.

Materials and methods. The research was conducted in the form of a questionnaire among 200 respondents. They were fourth- and sixth-year students of a general medicine department.

Results. The results of the research showed gender differences among students (not only in quantity but also in age): male students were fewer than female, and the first group was a year older than the second group. Besides, there were some gender differences in motivation to enter a medical higher education institution: male students pointed out the family tradition as their main factor of motivation, while female students stated that they had entered the university following their parents' advice. At the same time the choice of medical concentration of both sexes was alike -all the students wanted to become specialized doctors in future: ultrasonographers, endoscopists, ENT specialists, eye specialists, etc. All the students planned to work in city hospitals after graduation.

Conclusion. Among senior students almost half of them (50,9 %) were from Astrakhan region villages, towns and villages of Dagestan, Chechnya and Ingushetia. More than a half of senior students (58,2 %) were female. 54,5 % of the graduates tended to become specialized doctors, 17,3 % wanted to be obstetricians-gynaecologists, 16,5 % planned to become surgeons, 11 % wanted to be physicians and 1 % chose the profession of general practitioner.

Key words: students, age, anonymous questionnaire, motivation to enter the medical university, studying

Введение

Здоровье и профессиональная направленность студентов медицинских вузов является одной из главных задач настоящего времени в работе структур министерства здравоохранения как всей страны, так и региональных его отделов [1-6].

Студенчество - пора получения профессионального образования, время расширения кругозора, формирование мировоззрения. Качество деятельности высших учебных заведений является гарантией того, что оказанная образовательная услуга будет точно соответствовать запросам ее потребителей - студентов вузов. В связи с этим очень важно соответствовать их ожиданиям, оперативно вносить разумные коррективы в организацию действующей системы образования [2].

Целью настоящего исследования явился анализ социальных характеристик студентов старших курсов медицинского университета.

1. Материал и методы

Исследование проводилось в виде социального опроса, в котором приняли участие около 200 респондентов - студентов 4 и 6 курсов лечебного факультета медицинского университета г. Астрахани.

Цифровые материалы обработаны с использованием стандартных средств статистического анализа, реализованных в среде Microsoft Access, Microsoft Excel. В качестве основных инструментов обработки данных использованы расчеты: простой арифметической средней и ошибки средней величины прир < 0,05, дисперсии выборки, регрессивного анализа, корреляции.

2. Результаты исследования и их обсуждение

Число студенток 4 (57,1 %) и 6 курсов (61,6 %) превышало число студентов-мужчин на этих курсах, что выразилось в их процентных соотноше-

ниях. Средний возраст студенток, обучавшихся на 4 и 6 курсах, составил 20,9 ± 1,7 года и 22,4 ± 3,6 года соответственно; студенты-мужчины были несколько старше: на 4 курсе их возраст составил 21,2 ± 1,8 года, на 6 курсе - 23,4 ± 2,3 года (р < 0,05).

Анонимный опрос показал, что только 69,5 % студенток 4 курса были удовлетворены системой обучения на первых трех курсах; почти все (96,3 %) мужчины-студенты этого курса были вполне удовлетворены обучением в Астраханском медицинском университете с первого по третий курс, так как обучение, по их мнению, проходило на достаточно высоком уровне; на 4 курсе 80,9 % студенток и 93,6 % студентов-мужчин были удовлетворены обучением на клинических кафедрах медицинского университета. Став старше, студенты более критично осмыслили свое обучение: 51,2 % мужчин-шести-курсников и 57,4 % шестикурсниц сообщили о том, что вполне удовлетворены обучением на первых трех курсах; 69,9 % мужчин-шестикурсников и 55,9 % шестикурсниц считали, что обучение на старших курсах велось на достаточно высоком уровне на клинических кафедрах в Астраханском медицинском университете.

Мотивацией к поступлению в медицинский вуз, по сведениям шести-курсников-мужчин, послужили следующие факторы: семейные традиции (13,5 %), рассказы знакомых врачей (8,1 %), желание вылечить больных родственников (27,1 %), советы родителей в выборе профессии (18,8 %). У шестикурсниц эти факторы составили 8,9; 8,9; 12,5; 16,1 соответственно (табл. 1).

Таблица 1

Мотивация абитуриентов при поступлении в медицинский университет

Мотивы выбора профессии Ответы респондентов, %

студенты 4 курса студенты 6 курса

мужчины женщины мужчины женщины

Традиции семьи 14,3 8,3 13,5 8,9

Рассказы знакомых врачей 2,4 8,3 8,1 8,9

Желание вылечить заболевших родных 19,5 29,2 27,1 12,5

Сведения из художественной литературы 4,8 3,6

Желание после окончания вуза улучшить свое финансовое положение 4,7 5,4

Решение принимали родители (по совету родителей сделан выбор профессии) 21,4 18,8 18,9 16,1

Другие причины: мечта быть врачом 26,9 27,7 8,1 19,5

Поступление по результатам ЕГЭ 13,5 5,6 4,1 14,6

Другие причины 13,9 2,1 20,2 10,5

Таким образом, все студенты 4 и 6 курсов, заполняя анонимные анкеты, свой выбор профессии врача объяснили желанием помочь больным людям, интересом к медицине.

Четверокурсницы учились несколько лучше своих однокурсников: одна восьмая часть четверокурсниц получала только удовлетворительные оценки (12,5 %) на экзаменах во время сессии; хорошие и удовлетворительные оценки во время сессии имели две трети студенток (71,9 %); одна шестая часть девушек получала только хорошо и отлично (15,6 %); четверокурсники-мужчины получали следующие оценки: треть из них имела только удовлетворительные оценки (34,8 %), половина получила хорошие и удовлетворительные оценки (52,2 %); только одна седьмая часть черверокурсников-мужчин сдавали экзамены на хорошо и отлично (13 %). (рис. 1-4).

■ удовлетворительные оценки

удовлетворительные и хорошие оценки

хорошие и отличные оценки 52%

Рис. 1. Структура оценок на сессиях у мужчин-четверокурсников (%)

■ удовлетворительные оценки

удовлетворительные и хорошие оценки

хорошие и отличные оценки

74%

Рис. 2. Структура оценок на сессиях у четверокурсниц (%)

Одна двадцатая часть шестикурсниц получала удовлетворительные оценки во время сессий (4,9 %), у половины из них были хорошие и удовлетворительные (56,1 %), у четверти - хорошие и отличные оценки (39,0 %); у шестикурсников-мужчин 15,4; 42,3; 42,3 % соответственно; т.е. шести-курсницы учились значительно лучше студентов-мужчин. По-видимому, существует гендерная тенденция: студенты-мужчины учатся хуже своих сокурсниц.

Рис. 3. Структура оценок во время сессий мужчин-шестикурсников (%)

Рис. 4. Структура оценок во время сессий шестикурсниц (%)

На 4 курсе студенты-мужчины посчитали наиболее интересными следующие предметы: хирургию (19,6 % - от числа всех ответивших на вопросы анкет), неврологию (21,2 %), анатомию (10,6%), терапию (10,6 %), физиологию (6,5 %), организацию здравоохранения и неотложную помощь, которые имели одинаковые приоритеты (3,8 %), как и биология (3,0 %); онкология, фармакология, микробиология, кардиология, гематология, профессиональные болезни, биохимия, патанатомия, патофизиология имели незначительные проценты (по 1,5 %) (табл. 2).

Студентки 4 курса выбрали для себя наиболее интересными следующие предметы: хирургию (23,5 %), терапию (17,6 %), неврологию (12,9 %), акушерство (10,6 %), физиологию (4,5 %), анатомию (2,4 %), кардиологию (3,5 %), неотложную помощь (3,5 %); целая группа предметов получила незначительные рейтинги: биология, микробиология, эндокринология, неонатология, патофизиология, фармакология, профессиональные болезни, лор-болезни (по 1,2 %).

На 6 курсе студенты-мужчины посчитали наиболее значимыми следующие медицинские дисциплины: хирургию (16,7 %), терапию (12,9 %), фи-

зиологию (7,4 %), дерматовенерологию (7,4 %), анатомию (5,6 %), кардиологию (5,7 %), лор-болезни (5,7 %), остальные предметы получили более низкие проценты: неврология (1,8 %), иммунология (1,8 %), профессиональные болезни (1,8 %), биохимия (1,8 %).

Таблица 2

Предметы, наиболее интересные для студентов 4 и 6 курсов (%)

Предметы, которые студенты посчитали наиболее интересными для себя Студенты 4 курса Студенты 6 курса

мужчины женщины мужчины женщины

Хирургия (общая хирургия, факультетская) 19,6 23,5 16,7 13,5

Терапия (факультет. терапия) 10,6 17,6 12,9 14,6

Неврология 21,2 12,9 1,8 11,2

Биология 3,0 1,2 1,1

Микробиология 1,5 1,2 1,8 2,2

Анатомия 10,6 2,4 5,6 2,2

Физиология 6,5 4,7 7,4 2,2

Кардиология 3,0 5,9 5,7 2,2

Гематология 3,0 3,5 5,7

Нейрохирургия 1,5

Неонатология 4,5 1,2 2,2

Профессиональные болезни 1,5 1,2 1,8

Биохимия 1,5 1,8 1,1

Неотложная помощь 3,0 3,5 1,8

Акушерство и гинекология 1,5 10,6 3,7 7,8

Патанатомия 1,5 1,8

Онкология 1,5 4,5

Патофизиология 1,5

Фармакология 1,5 1,2 1,1

Реанимация, анестезиология 2,4 1,1

Гастроэнтерология 2,4 1,1

Эндокринология 1,2

Гистология 2,4

Лор-болезни 1,0 5,7 1,1

Дерматология 7,4 6,7

Наркология 1,8 4,5

Судебная медицина 2,2

Психология, психотерапия 4,5

Физиотерапия 3,4

Психиатрия 5,6 5,6

Урология 1,8

Поликлиническое дело 1,1

Травматология 9,2 1,1

Фтизиатрия 2,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инфекционные болезни 1,1

Шестикурсницы поставили на первое место в структуре учебных дисциплин наиболее интересную для них терапию (14,6 %); хирургия (13,5 %)

оказалась на втором месте; на третьем - неврология (11,2 %), четвертое место заняли акушерство и гинекология (7,8 %), пятое - дерматовенерология (6,7 %), шестое - наркология (4,5 %). Остальные дисциплины встречались в процентном соотношении более редко: кардиология (2,2 %), инфекции (1,1 %), биохимия (1,1 %), лор-болезни (1,1 %), травматология (1,1 %), анестезиология (1,1 %), фармакология (1,1 %), поликлиническое дело (1,1 %) (табл. 2).

Таким образом, на 4 курсе студенты указывали на то, что интересными для них в основном являлись клинические дисциплины (хирургия, терапия, акушерство и гинекология), но треть студентов отметила, что им было интересно в свое время заниматься анатомией, физиологией, гистологией, микробиологией. По данным анкет респондентов-студентов 6 курса, им были интересны в основном клинические дисциплины (табл. 2).

На 4 курсе учились 3,7 % студентов-мужчин, которые получили направления в вуз из Министерства здравоохранения Астраханской области, и 22 % студенток, получивших такие направления; на 6 курсе - 23,1 % муж-чин-шестикурсников имели подобные направления и 41,5 % шестикурсниц. Все эти студенты будут распределены на работу по направлениям Минздрава.

До медицинского университета 3,7 % четверокурсников окончили медицинский колледж, среди мужчин-шестикурсников, окончивших медицинский колледж, было 15,4 %, среди шестикурсниц - 5,6 %, что, естественно, повлияло на наличие у них практических навыков. В течение обучения в научных студенческих кружках участвовали 33,3 % четверокурсников-мужчин и 13,9 % - четверокурсниц; на 6 курсе их участвовало в научных студенческих кружках значительно больше: 23,1 % студентов-мужчин и 41,5 % студенток. Работа в научных кружках под руководством преподавателей всегда приводила к повышению интереса к будущей профессии, умению выступать перед большой аудиторией с самостоятельно подготовленным докладом, давая возможность поступления в аспирантуру.

Четверокурсники-мужчины выбор профессионального пути сделали следующим образом: хирургами захотели стать - 48,1 %, терапевтами - 14,8 %, акушерами-гинекологами - 7,4; 29,7 «узкими» специалистами: окулистами, лор-врачами, дерматологами, неврологами, онкологами, УЗИ-специалистами, спортивными врачами. 19,2 % шестикурсников-мужчин выбрали профессии хирургов, 14,5 % - терапевтов, 3,8 % - акушеров-гинекологов, «узкими» специалистами захотели стать 65,5 % (окулистами, специалистами по спортивной медицине, неврологами, дерматовенерологами, лор-врачами). Четверо-курсницы выбор профессий сделали следующий: хирургами решили стать 7,1 %, терапевтами - 4,7 %, акушерами-гинекологами - 33,3 %, «узкими» специалистами (неврологами, УЗИ-специалистами, дерматологами, онкологами, эндоскопистами) - 54,9 % (рис. 5-8).

Шестикурсницы выбрали следующие медицинские специальности: хирургами предполагали стать 2,4 %, терапевтами - 12,2 %, акушерами-гинекологами - 17,1 %, остальные 68,3 % высказали желание стать «узкими» специалистами (УЗИ-врачами, неврологами, дерматологами, онкологами, эндоскопистами). В связи с тем что бурное развитие медицинской науки привело к разработкам и внедрению новейшей аппаратуры и, соответственно, к новейшим методам и методикам обследования и лечения больных, у современных студентов возникло желание овладеть этими методами и методиками, став так называемыми «узкими» специалистами.

Рис. 5. Выбор профессий четверокурсниками-мужчинами (%)

Рис. 6. Выбор профессий четверокурсницами (%)

Рис. 7. Выбор профессий шестикурсниками-мужчинами (%)

85,0 % мужчин-четверокурсников и 75 % женщин-четверокурсниц хотели бы остаться после получения диплома в городах, работая в городских

поликлиниках или стационарах; 63,4 % - мужчин-шестикурсников и 61,5 % шестикурсниц выразили желание работать в городских лечебных заведениях.

■ хирургия

терапия

■ акушерство и гинекология

■ узкие специальности

Рис. 8. Выбор профессий шестикурсницами (%)

3,7 % четверокурсников-мужчин были женаты, 8,3 % студенток 4 курса были замужем, дети были только у 5,6 % студенток. 26,8 % шестикурсниц были замужем, 14,6 % имели детей, 15,4 % шестикурсников-мужчин были женаты. Все они состояли в первом браке.

Из числа всех четверокурсников-мужчин 3,7 % проживали в семье, в домашней обстановке, 33,3 % проживали в общежитии, 55,6 % - в арендованной квартире; 38,2 % четверокурсниц жили дома, 14,8 % - в общежитии, 47,0 % - на арендованной квартире. 29,2 % мужчин-шестикурсников жили дома, 45,8 % - в общежитиях, 25 % - на съемных квартирах, 35,9 % шести-курсниц жили в семьях, в домашней обстановке, 20,5 % - в общежитиях, 43,6 % - в арендованных квартирах.

Проанализировав число студентов, живших дома, т.е. астраханцев, можно сделать вывод о том, что число студентов, приехавших в г. Астрахань, растет: это жители сел Астраханской области или жители Юга России (Дагестана, Чечни, Ингушетии); среди шестикурсников их было 65,6 %, среди четверокурсников - 75,4 %.

27,7 % шестикурсниц и 25,9 % шестикурсников в анкете написали, что в течение учебного года не болели. У остальных шестикурсников был большой процент простудных и вирусных заболеваний дыхательной системы, а также заболеваний выделительной системы (пиелонефрит, циститы). Кроме того, студенты жаловались на заболевания желудочно-кишечного тракта (гастрит, хронический дуоденит). У четверокурсников встречались симптомы гипертонической болезни, астенического синдрома, вегетативные расстройства, но чаще всего у них были заболевания дыхательной и пищеварительной систем.

Проведенный социологический опрос позволил сделать определенные выводы, представляющие интерес для руководителей Минздрава и руководства вуза, молодежных организаций и родителей студентов.

Гендерные соотношения студентов в последние годы изменились: общее количество студенток 4 и 6 курсов превышало количество студентов-мужчин.

Студенты 4 и 6 курсов предпочли получить после окончания вуза профессии «узких» специалистов: УЗИ-специалистов, эндоскопистов, лор-врачей, окулистов, дерматовенерологов, онкологов, неврологов. Есть и гендерные различия в выборах врачебной профессии: студенты-мужчины предпочитали становиться хирургами, а студентки выбирают профессии акушеров-гинекологов. Более 60 % всех будущих выпускников медицинского вуза предпочитают работу в городских лечебных учреждениях.

Выводы

1. Среди студентов-старшекурсников (4 и 6 курсов) почти половина (50,9 %) были жителями сел Астраханской области, сел и городов Дагестана, Чечни и Ингушетии.

2. Более половины (58,2 %) среди старшекурсников составляли женщины-студентки.

3. После окончания вуза 54,5 % студентов предпочитали получить профессию «узких» специалистов, 17,3 % - акушеров-гинекологов, 16,5 % - хирургов, 11 % - терапевтов,1 % - врачей общей практики.

Список литературы

1. Новая парадигма медицинского образования Казанского национального медицинского университета имени С. Д. Асфендиярова / А. А. Аканов, К. А. Тулеваев, М. А. Абирова, Е. А. Славко, С. С. Сарсенбаева, Ш. Х. Рамазанова, Е. Т. Камер-беков // Здоровье семьи - ХХ1 век. : материалы XVI Междунар. науч. конф. -Пермь : Оти До, 2012. - С. 11.

2. Исследование социальных проблем студенчества / Х. М. Ахмадулина, У. З. Ахма-дулин, С. С. Хаарзянова, А. С. Камалиева, Е. С. Васильев, Н. У. Васильева, Х. Хасматуллина // Здоровье семьи - ХХ1 век : материалы XIII Междунар. науч. конф. - Пермь : Оти До, 2006. - С. 47-50.

3. Гурьянов, М. С. Образ и условия жизни медицинских работников / М. С. Гурьянов // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Медицина. - 2009. - № 4. - С. 507-511.

4. Добрицкая, А. В. Особенности профессиональной деятельности и здоровья работников Скорой медицинской помощи / А. В. Добрицкая, Т. М. Зеленская, И. В. Полякова // Организационные основы кадровой политики в здравоохранении Российской Федерации : материалы II Рос. конгресса. - М., 2012. - С. 46-47.

5. Клюшникова, О. Н. Оптимизация учебного процесса в медицинском вузе / О. Н. Клюшникова, О. В. Клюшников // Здоровье семьи - ХХ! век : материалы XII Междунар. науч. конф. - Пермь : ПОНИЦАА, 2008. - С. 359-361.

6. Лебедева, Н. В. Уровень заболеваемости студентов медицинского института в процессе адаптации к обучению в вузе / Н. В. Лебедева, У. Д. Антипина // Эколого-физиологические проблемы адаптации : материалы Х Междунар. симпозиума. - М. : РУДН, 2001. - С. 300.

References

1. Akanov A. A., Tulevaev K. A., Abirova M. A., Slavko E. A., Sarsenbaeva S. S., Rama-zanova Sh. H., Kamerbekov E. T. Zdorov'e sem'i -XXI vek.: materialyXVIMezhdunar. nauch. konf. [Family health - XXI century: proceedings of XVI International scientific conference]. Perm:Oti Do, 2012, p. 11.

2. Ahmadulina H. M., Ahmadulin U. Z., Haarzjanova S. S., Kamalieva A. S., Vasil'ev E. S., Vasil'eva N. U., Hasmatullina H. Zdorov'e sem'i -XXI vek.: materialyXIIIMezhdunar.

nauch. konf. [Family health - XXI century: proceedings of XIII International scientific conference]. Perm: Oti Do, 2006, pp. 47-50.

3. Guijanov M. S. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Ser. Medicina [Bulletin of RUDN University. Series: medicine]. 2009, no. 4, pp. 507-511.

4. Dobrickaja A. V., Zelenskaja T. M., Poljakova I. V. Organizacionnye osnovy kadrovoj politiki v zdravoohranenii Rossijskoj Federacii: materialy II Ros. kongressa [Organizational foundations of the human resource policy in healthcare of the Russian Federation: proceedings of II Russian congress]. Moscow, 2012, pp. 46-47.

5. Kljushnikova O. N., Kljushnikov O. V. Zdorov'e sem'i - XXI vek.: materialy XII Mezhdunar. nauch. konf. [Family health - XXI century: proceedings of XII International scientific conference]. Perm: PONICAA, 2008, pp. 359-361.

6. Lebedeva N. V., Antipina U. D. Jekologo-fiziologicheskie problemy adaptacii: materialy H Mezhdunar. simpoziuma [Ecological and physiological problems of adaptation: proceedings of X International symposium]. Moscow: RUDN, 2001, p. 300.

Галактионова Надежда Игоревна

кандидат медицинских наук, ассистент, кафедра общественного здоровья и управления здравоохранением с курсом постдипломного образования, Астраханский государственный медицинский университет (Россия, г. Астрахань, ул. Бакинская, 121)

E-mail: [email protected]

Болотников Игорь Юрьевич доктор медицинских наук, директор Территориального центра медицины катастроф Астраханской области (Россия, г. Астрахань, Татищева, 16 В)

E-mail: [email protected]

Galaktionova Nadezhda Igorevna Candidate of medical sciences, assistant, sub-department of public health and health care management (with a course of postgraduate studies), Astrakhan State Medical University (121 Bakinskaya street, Astrakhan, Russia)

Bolotnikov Igor' Yur'evich Doctor of medical sciences, director of the Territorial Disaster Medicine Centre of Astrakhan region (16b Tatischeva street, Astrakhan, Russia)

УДК 76.75.29 Галактионова, Н. И.

Особенности профессиональной направленности студентов старших курсов медицинского университета / Н. И. Галактионова, И. Ю. Болотников // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Медицинские науки. - 2016. - № 2 (38). - С. 75-85. Б01 10.21685/2072-30322016-2-8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.