ВУЗОВСКАЯ ПЕДАГОГИКА
© ГОРБУНОВ Н.С., ТУРЧИНА Т.К., СЕРГЕЕВА И.В., МЕДВЕДЕВ В.С.,
ХЕНДОГИНА В.Т.
УДК 61:378.661
ВЫБОР СПЕЦИАЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ
И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Н.С. Горбунов, Т.К. Турчина, И.В. Сергеева, В.С. Медведев, В.Т. Хендогина Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф.
Войно-Ясенецкого, ректор - д.м.н., проф., И.П. Артюхов, деканат лечебного факультета, декан - д.м.н., проф. Н.С. Горбунов.
Резюме. Почти 20% студентов лечебного факультета, особенно 5 курса, не могут определиться с выбором будущей специальности. К 6 курсу снижается доля (8,7%) студентов неопределившихся с выбором основной специальности, но параллельно увеличивается количество разочаровавшихся в профессии (2,3%). Поэтому деканатом лечебного факультета выделены 8 основных направлений деятельности, которые могут помочь студентам с выбором специальности.
Ключевые слова: выбор специальности, студенты, деканат, кафедры.
Горбунов Николай Станиславович - д.м.н., проф. декан лечебного факультета КрасГМУ; тел. 8(391)2280861.
Турчина Тамара Константиновна - д.м.н., проф. каф. хирургических болезней №2 им. проф. А.М. Дыхно; тел. 8(391)2205159.
Сергеева Ирина Владимировна - к.м.н., зам. декана лечебного факультета КрасГМУ; тел. 8(391)2280861.
Целью любого вуза, тем боле медицинского, является подготовка высококвалифицированного и конкурентоспособного специалиста. Всем это понятно, но серьезная проблема заключается в том, как этого добиться. Очень часто данная проблема решается за счет натаскивания (погружения), зубрежки, ужесточения требований. Отсюда у выпускников отрывочные сведения, непоследовательность мышления, грубость, ошибки в диагностике, просчеты в лечении [3].
Очень мощным фактором, мотивирующим студента на сотрудничество с преподавателем в деле освоения дисциплины, является знание своей будущей специальности. В то же время в этой области знаний у студентов имеются проблемы. Студенты постоянно обращаются обращаются в деканат с вопросами:
Какую специальность выбрать?
Куда идти после получения диплома? Работать или учиться?
Куда идти работать?
Теперь уже мы в деканате задумались над следующими вопросами:
-В чем дело?
-Почему студенты старших курсов не могут выбрать специальность?
-Есть ли объективные причины затруднения выбора специальности?
-Что это за объективные причины?
-Какие пути их устранения?
Материалы и методы
Нами было проанкетировано 570 студентов 4, 5, 6 курсов лечебного факультета КрасГМУ. Использовались стандартные анкеты, статистическая обработка проводилась с помощью 2-критерия.
Результаты и обсуждение
На основании анализа системы подготовки специалистов в нашем университете нам видятся следующие объективные причины, способствующие затруднению выбора будущей специальности.
Во-первых, на наш взгляд, серьезным препятствием для этого является аналитическая система обучения студентов. При этом, сложные вопросы расчленяются на составные, более простые и понятные части. Например, на иерархические уровни: популяция, организм, часть тела, система, орган, ткань, клетка, субклеточные структуры, молекулы и др. Это основная форма познания материального мира, но в этой форме имеются и недостатки:
- «аналитик» легче рассуждает, чем действует, легче объясняет, как надо решить задачу, чем решает ее;
- переход из области теории к области ее применения в конкретных условиях, необходимость манипулировать реальными объектами, а не схемами вызывает у такого «аналитика» определенные затруднения. В том числе и при выборе специальности.
Нами проведен анализ соотношения аналитического и синтетического подходов преподавания студентам по специальности «Лечебное дело» (рис. 1). Как следует из представленного рис. 1, подавляющее большинство времени отводится аналитическому подходу в преподавании учебных дисциплин (в среднем: аналитическое мышление - 77% и синтетическое -
1 ^рс 2 ^рс 3 курс 4 ^рс 5 ^рс б курс
Рис. 1. Соотношение аналитического и синтетического подхода преподавания студентам по специальности «Лечебное дело».
23%). В подавляющем большинстве синтетическое мышление формируется на клинических кафедрах.
Вторым важным фактором, на наш взгляд, является непонимание студентами отличий и взаимосвязи между учебными кафедрами, дисциплинами и будущими специальностями. Так, студент по главной (1) специальности «Лечебное дело» за 6 лет проходит обучение на 46 кафедрах, по 62 дисциплинам (рис. 2). Дри этом 10 дисциплин (16,1%) являются
Рис. 2. Количество дисциплин, которые студенты по специальности «Лечебное дело» проходят за период обучения в университете.
гуманитарными, 5 (8%) - естественно-научными, 8 (13%) - медикобиологическими, 7 (11,3%) - общепрофессиональными, 25 (40,3%) -
клиническими и 7 (11,3%) - специальными.
Однако после получения диплома студенты будут выбирать себе будущую специальность из 4 основных (хирургия, терапия, акушерство и гинекология, анестезиология и реаниматология) и далее из 140 узких специальностей, требующих дополнительной подготовки. Все это многообразие не способствует пониманию у студента взаимосвязи кафедр и дисциплин, преподаваемых в
университете, с будущей своей узкой специальностью. Это снижает мотивацию
студента и отражается на качестве подготовки специалиста.
h
В третьих, важным фактором является мононозологическая система обучения студентов на клинических кафедрах - у больного одна болезнь. МКБ-10 издана в 3-х томах, состоит из 21 класса заболеваний, в каждом классе трехи четырехзначные рубрики с диагнозами. Огромное количество заболеваний не способствует пониманию у студента того, кто их должен лечить, кто должен лечить больного с сочетанной, комбинированной, полипатологией.
Еще одной причиной затруднения выбора специальности из области психологии - академизм учебного процесса, формализованный хронокартой учебный процесс. Это не позволяет преподавателю до определенной степени сблизиться со студентами и помочь советом в решении их проблем, в частности с выбором будущей специальности.
В этом мы убедились, когда проанкетировали 570 студентов 4, 5, 6 курсов лечебного факультета (рис. 3).
4 курс 5 курс 6 курс
Рис. 3. Количество анкетируемыхя.
На первый вопрос о правильности выбора медицины студенты ответили: правильный выбор у - 82-91% студентов, ошибочный выбор у 1-4% и не определились - 6-13% (рис. 4). Результаты анкетирования показали, что разочарование в профессии увеличивается в 2-4 раза на 5 и 6 курсах. На 6 курсе
в 2 раза уменьшается количество студентов не определившихся с выбором, они переходят в группу правильного выбора.
Правильный выбор студентами университета достоверно увеличивается к 6 курсу и параллельно снижается в 3 раза ошибочный выбор КрасГМУ (рис. 5). К 6 курсу также достоверно (Р<0,05-0,001) снижается в 1,5-2,0 раза количество студентов, не определившихся с выбором.
4 курс 5 курс 6 курс Ср. данные
Рис. 4. Показатели анкетирования студентов по вопросу о выборе медицины.
Рис. 5. Показатели анкетирования студентов по вопросу о выборе университета.
На вопрос о выборе основной специальности студенты ответили следующим образом (рис. 6). К 6 курсу достоверно (Р<0,05) увеличивается в 1,1-1,5 раза количество студентов желающих стать терапевтом, акушером и
анестезиологом, незначительно снижается - хирургом, значительно - в 3 раза меньше становится не определившихся с выбором студентов.
По месту будущего проживания студенты высказали следующие пожелания (рис. 7). К 6 курсу достоверно (Р<0,001) снижается в 1,5-2,0 раза количество студентов, желающих работать в РФ, наоборот, увеличивается в 1,5 раза желающих остаться в Красноярске. При этом, выявлен неожиданный факт, в 3 раза увеличивается количество желающих уехать работать в район, за счет не определившихся на 4 и 5 курсах.
Выбор федерального медицинского учреждения к 6 курсу у студентов снижается в 1,3 раза, а частного - в 1,8-2,3 раза (рис. 8). Резко в 4,5 раза увеличивается привлекательность муниципальных учреждений. В 2 раза снижается количество студентов не определившихся и что очень важно - в 1,31,8 раза
Рис. 6. Показатели анкетирования студентов по вопросу о выборе основной
специальности.
Рис. 7. Показатели анкетирования студентов по вопросу о выборе региона проживания.
4 курс 5 курс 6 курс Ср. данные
Рис. 8. Показатели анкетирования студентов по вопросу о выборе лечебного учреждения. желающих уйти из медицины.
Анкетирование по вопросу о постдипломном образовании показало незначительное снижение к 6 курсу доли студентов, желающих обучаться в ординатуре (рис. 9). Резко (в 2,5-4 раза) снизилась привлекательность аспирантуры. При этом в 2,2 раза больше стало желающих обучаться в интернатуре. В то же время, необходимо отметить, увеличение в 2 раза количества студентов разочаровавшихся в медицине.
Рис. 9. Показатели анкетирования студентов по вопросу о выборе постдипломного
образования.
Таким образом, на основании анализа результатов анкетирования сделаны следующие выводы:
1. Почти 20% студентов лечебного факультета, особенно 5 курса, не могут определиться с выбором будущей специальности. К 6 курсу снижается доля (8,7%) студентов неопределившихся с выбором основной специальности, но параллельно увеличивается количество разочаровавшихся в профессии врача (2,3%).
2. Студентов больше привлекает терапия (45%), меньше хирургия (23,3%), акушерство (9,7%) и анестезиология (9,2%), а доля студентов не определившихся с выбором специальности составляет 13,2%.
3. К 6 курсу достоверно увеличивается доля студентов, желающих работать в г. Красноярске (57%) и ЦРБ (17%). 47% студентов желают работать в муниципальных медицинских учреждениях.
4. К 6 курсу у студентов снижается привлекательность аспирантуры (5%) и велико желание учиться в ординатуре (50%) и интернатуре (39%).
Выделены следующие направления деятельности структурных подразделений лечебного факультета, которые могут помочь студентам с выбором специальности.
1 направление - мониторинг состояния проблемы:
- ежегодное анкетирование;
- постоянная сотовая связь с выпускниками - мониторинг удовлетворенности выбранной специальности (деканат);
2 направление - учебные программы 3 поколения - компетентностный подход:
- научить получать знания (учение учиться),
- научить работать и зарабатывать (учение для труда),
- научить жить (учение для бытия),
- научить жить вместе (учение для совместной жизни);
3 направление - путеводитель по дисциплинам и специальностям:
взаимосвязь кафедр, дисциплин с будущими специальностями (кафедры, деканат);
4 направление - учебные конференции и олимпиады:
- заболевания великих людей в произведениях искусства (кафедра
внутренние болезни № 1);
- 200 лет со дня рождения Н.И. Пирогова (кафедра оперативная хирургия и топографическая анатомия);
- оперативная техника (кафедра общая хирургия, оперативная хирургия и топографическая анатомия);
5 направление - синтетическое обучение, формирование клинического
мышления:
- целенаправленное соединение или объединение ранее разрозненных вещей или понятий в нечто качественно новое целое (кафедры):
- перенести патологию с нижележащих на вышестоящие уровни, целостный подход;
6 направление - мультинозологический подход обучения, обучение
комбинированной, сочетанной патологии: у больного основное заболевание, может быть конкурирующее и сочетанное, основное и фоновое заболевания, полипатия (три и более нозологические единицы, претендующие на место основного заболевания),
- конференция по полипатологии, терапевтической патологии у беременных (выпускающие кафедры, поликлиническая терапия и семейная медицина);
7 направление - знакомство с жизненным путем ведущих специалистов: ежегодные встречи студентов 4-5 курса с ведущими специалистами (деканат, выпускающие кафедры);
8 направление - учебно-исследовательская работа:
- именные награды, премии, медали по учебно-исследовательской работе (деканат, кафедры).
CHOICE OF THE NARROW MEDICAL SPECIALTY IN MEDICAL UNIVERSITY: PROBLEMS AND WAY OF SOLUTION
N.S. Gorbunov, T.K. Turchina, I.V.Sergeeva, V.S.Medvedev, V.T.Hendogina Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voino-Yasenetsky
Abstract. Approximately 20% of the 5th year students of therapeutic department have difficulties in choice of their future medical specialty. Up to the 6th year of studying the percent decreases down to 8.7%, but the number of students disappointed in the profession increases (2.3%). So, the dean of department has determined eight 8 main directions which could be useful for students in specialty choice.
Key words: specialty selection, students, dean, faculty.
Литература
1. Поддьяков А.Н. Психология конкуренции в обучении. - М.: Изд. Дом ГУ-ВШЭ, 2006. - 347 с.
2. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности. - М., 2009. - 524 с.
3. Царегородцев Г.И., Кротков Е.А., Афанасьев Ю.И. О развитии клинического мышления у будущих врачей // Терапевт. архив. - 2005. -Т. 77, № 1. - С. 77-80.