IVh
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
УДК 61-089:004.855
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗУЧЕНИИ ОБШЕЙ ХИРУРГИИ
Е.В. Дябкин,
ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого»
Дябкин Евгений Владимирович - e-mail: [email protected]
Разработано электронное учебное пособие «Основы анестезиологии» по дисциплине «Общая хирургия» для студентов 2-го и 3-го курсов факультета фундаментального медицинского образования, специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия» и «Стоматология». В процессе внедрения учебного пособия в педагогическую практику выявлено у студентов стимулирующее влияние к углубленному изучению предмета, а также способности к оптимизации учебного процесса на кафедре.
Ключевые слова: учебный процесс, электронное пособие, общая хирургия, анестезиология, реанимация.
Developed e-book on «Fundamentals of anesthesiology» for the subject of students for general surgery 2 and 3 courses of «general medicine», «pediatrics» and «dentistry». In the process of implementing an educational tool in teaching practice revealed the stimulating effect of the students' in-depth study of the subject, as well as optimizes the educational process at the department.
Key words: educational process, e-book, general surgery, anesthesiology, intensive care.
Введение
Главным направлением учебного процесса современного общества становится информатизация образования, обеспечивающая широкое внедрение в практику психологопедагогических разработок, направленных на интенсификацию процесса обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса [1, 2]. Применение в образовании компьютеров и информационных технологий [3, 4] оказывает существенное влияние на содержание, методы и организацию учебного процесса по различным дисциплинам [5, 6]. В настоящее время отсутствуют адаптированные для студентов компьютерные обучающие программы по общей хирургии в медицинских вузах Российской Федерации, что затрудняет профессиональную подготовку студентов-медиков полноценно освоить курс по данной дисциплине [7, 8].
Цель исследования: разработка Flash-приложения «Электронное учебное пособие» по теме «Основы анестезиологии» по общей хирургии для студентов 2-го и 3-го курсов факультета фундаментального медицинского образования, специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология» и внедрение ее в педагогическую практику.
Задачи исследования
1. Разработать дизайн для Adobe Flash CS4 в программе Microsoft Office PowerPoint 2010 для занятий «Общие вопро-
сы анестезиологии. Местное обезболивание. Новокаиновые блокады».
2. Создать Flash-приложение, используя составленный дизайн.
3. Использовать метод анкетирования для оценки созданного Flash-приложения среди студентов 2-го и 3-го курсов факультета фундаментального медицинского образования Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого.
Материалы и методы
Разработано Flash-приложение «Электронное учебное пособие» по теме «Основы анестезиологии» по общей хирургии для студентов 2-го и 3-го курсов факультета фундаментального медицинского образования, специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология» на базе программы Adobe Flash и на языке программирования ActionScript.
При подготовке программы были использованы:
1. Электронные версии методических пособий по анестезиологии и реанимации в формате pdf на базе Adobe Reader 7.0.5 (Adobe Systems Incorporated, USA, 2005) для Microsoft Windows Media Copyright (c) 1999-2002 Microsoft Corporation, утвержденных Ученым Советом и ЦКМС ГОУВПО «КрасГМУ имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения РФ» и Учебно-методическим отделом.
2. Электронные учебники и атласы по фундаментальным наукам (физиологии, анатомии, фармакологии) и др. в формате .pdf на базе Adobe Reader 7.0.5 (Adobe Systems Incorporated, USA, 2005) для Microsoft Windows Media Copyright (c) 1999-2002 Microsoft Corporation.
3. Программа Adobe Illustrator CS4 для создания рисунков и внедрения их в окончательный вариант Flash-приложения.
4. Программа Adobe Premiere Pro CS4 (Adobe Systems Incorporated, USA, 2009) для монтажа отснятых видео и внедрения их во Flash-приложение.
5. Критерии оценки Flash-приложения «Электронное учебное пособие» (продукта, проекта), разработанные корпорацией Intel (курс «Элементы» Intel Teach, «Метод проектов», 2011). Критерии оценки включают следующие разделы: главная сцена учебного пособия, оценка понимания материала учебного пособия, ключевые моменты, мультимедийные возможности, творческий подход, структура. Оценка за каждый раздел выставлялась по пятибалльной шкале (5 -отлично, 4 - хорошо, 3 - удовлетворительно, 2 - неудовлетворительно). По данным критериям была составлена анкета, респондентами которой стали студенты КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого 2-го и 3-го курсов специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия» и «Стоматология» в количестве 30 человек. Результаты опроса проверялись на нормальность распределения с помощью критерия Колмогорова-Смирнова. В случае нормального распределения был использован t-критерий Стьюдента, в случаях, где распределение полученных статистических показателей отличалось от нормального, сравнение двух независимых групп осуществляли непараметрическим методом при помощи U-критерии Манна-Уитни. Для количественных признаков общее межгрупповое различие оценивалось при помощи критерия Крускала-Уоллиса. Для оценки качественных признаков применялся точный односторонний критерий Фишера. Для оценки факта наличия корреляционных связей, их силы и направленности был использован коэффициент корреляции Пирсона. Данные в таблицах приведены в виде M±m, где M - среднее арифметическое, m - ошибка среднего. Различия считали статистически значимыми при p<0,001.
Результаты исследования
Программа позволяет оптимизировать педагогический процесс на кафедре общей хирургии за счет сокращения времени разбора материала и более наглядного представления студентам некоторых фрагментов темы «Основы анестезиологии». Обучающиеся должны иметь возможность самостоятельной работы с Flash-приложением в компьютерном классе кафедры, включая просмотр видеороликов и решение тестовых заданий и задач под контролем преподавателя. Несомненно, этот модуль будет весьма полезен для студентов, занимающихся научно-исследовательской работой на базе студенческого научного общества кафедры.
Раздел «Основные виды новокаиновых блокад» включает в себя подробное описание девяти типов блокад, наиболее часто встречающихся в хирургической практике, а также семь видеороликов, демонстрирующих особенности положения больного, технику проведения и точку введения иглы. Данный раздел позволяет визуализировать манипуляцию по выполнению блокад и лучше усвоить материал.
Современное медицинское образование
Кроме того, разработанное учебное пособие содержит блок с тестовыми заданиями и задачами, которые позволяют закрепить и обобщить пройденный материал по теме «Основы анестезиологии» и проверить свои знания.
Блок «Контроль знаний по теме» включает в себя 20 тестовых заданий с пятью вариантами ответов и 5 задач, каждая из которых содержит по 5 вопросов. При выборе студентом правильного ответа осуществляется автоматический переход на следующее задание, при неправильном ответе происходит автоматический возврат в начало тестов либо задачи.
Разработанная программа была оценена студентами согласно критериям оценки Р^Ь-приложения «Электронное учебное пособие» (продукта проекта), разработанным корпорацией !п1:е! (УБД, 2009), (рис.).
5,00
4,80
4,60 - —
4,50 -
4,40 -I-^^---------------------------------------------------------,
Главнаясцена Оценка понимания Ключевые Мультимедийные Творческий Структура
ПазЬ-приложения материала момента возможности подход
РИС.
Результаты опроса использования Flash-приложения «Основы анестезиологии».
Максимальную оценку студенты-респонденты поставили
за понимание материала (4,97) и структуру Р^Ь-приложения (4,93).
В результате внедрения в педагогический процесс Р1аБИ -приложения «Электронное учебное пособие» в 2012-2013 учебном году удалось улучшить качественный показатель и уровень успеваемости студентов 3-го курса факультета фундаментального медицинского образования специальности «Лечебное дело» по сравнению с 2011-2012 учебным годом (таблица).
ТАБЛИЦА.
Результаты экзамена по дисциплине «Общая хирургия»
Учебный год 2011-2012 2012-2013
Средний балл 4,01 4,02
Общая успеваемость 84,02% 86,42%
Качественный показатель 72,39% 75,34%
Выводы
Разработано Р^Ь-приложение «Основы анестезиологии» по дисциплине «Общая хирургия» для студентов 2-го и 3-го курсов специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия» и «Стоматология».
Данная программа была оценена студентами, средний балл оценки составил 4,93, что дает возможность использования электронного Р^Ь-приложения не только в рамках кафедры общей хирургии КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, но и на смежных дисциплинах других медицинских вузов.
Таким образом, акцентируя внимание на методике преподавания дисциплины «Общая хирургия», нами сделаны попытки применения собственных компьютерных программ. Несмотря на то, что эта работа очень трудоемкая и
Современное медицинское образование
IVh
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
кропотливая, она имеет большой смысл: побуждает учащихся к активному обучению, стимулирует познавательный интерес к предмету, позволяет оптимизировать педагогический процесс на кафедре, а также улучшить качество подготовки современного студента-медика.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев А.А., Леднев В.А.. Семкина т.А. E-learning: некоторые направления и особенности применения. Высшее образование в России. 2009. № 8. С. 88-92.
2. Геворкян Е.Н. E-learning в экономике, основанной на знаниях. Высшее образование в России. 2006. № 1. С. 114-118.
3. Дябкин Е.В. Асептика и антисептика [Электронный ресурс] - Электрон. текстовые дан. и прогр. (7,62 Мб). Красноярск. 2008. (CD-ROM).
4. Дябкин Е.В. Трансфузиология [Электронный ресурс] - Электрон. текстовые дан. и прогр. (9,83 Мб). Красноярск. 2008. (СЭ-ЮМ).
5. Дябкин Е.В. Хронические нарушения регионального кровообращения [Электронный ресурс] - Электрон. текстовые дан. и прогр. (2,71 Мб). Красноярск. 2009. (СЭ-ЮМ).
6. Дябкин Е.В. Гнойная инфекция в хирургии [Электронный ресурс] -Электрон. текстовые дан. и прогр. (36,6 Мб). Красноярск. 2009. (СЭ-РОМ).
7. Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиа системы. / Сб. науч. ст. «Интернет-порталы: содержание и технологии». М.: Просвещение, 2007. Вып. 4. С. 12-29.
8. Пустобаева О.Н. Электронный учебник в организации и управлении учебным процессом. Успехи современного естествознания. 2008. № 4. С. 57-58.
И