Научная статья на тему 'Использование электронных образовательных технологий в учебном процессе'

Использование электронных образовательных технологий в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПОСОБИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ / DIGITAL TEACHING TOOL / INFORMATION TECHNOLOGIES IN MEDICAL EDUCATION / TEACHING TOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винник Ю. С., Кочетова Л. В., Дунаевская С. С., Кичигина Е. И.

Использование модульного принципа обучения с рейтинговой системой контроля знаний, электронного учебного пособия в качестве педагогического инструмента повышают качество преподавания дисциплины «Общая хирургия» и эффективность усвоения учебного материала студентами. Результаты анкетирования 118 студентов и 23 преподавателей показывают актуальность использования таких педагогических инструментов, как мультимедиа (видео, изображения), анимационные модели процессов и явлений, автоматизированных тестов для внеаудиторной и аудиторной работы студентов по дисциплине «Общая хирургия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винник Ю. С., Кочетова Л. В., Дунаевская С. С., Кичигина Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital teaching technologies in the education processes

Module teaching principle with rating system of knowledge control and digital teaching tool increase teaching quality and efficiency of knowledge obtain of subject Surgery. Survey study of 118 students and 23 faculty staff had shown the importance to use tools like multimedia (video, imaging), animation models of the processes and events, automatic testing system for extra and intra class activities.

Текст научной работы на тему «Использование электронных образовательных технологий в учебном процессе»

ВУЗОВСКАЯ ПЕДАГОГИКА

© ВИННИК Ю.С., КОЧЕТОВА Л.В., ДУНАЕВСКАЯ С.С., КИЧИГИНА Е.И.

УДК 61: 378:681:31

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Ю.С. Винник, Л.В. Кочетова, С.С. Дунаевская, Е.И. Кичигина

Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф.

Войно-Ясенецкого, ректор - д.м.н., проф. И.П. Артюхов; кафедра общей хирургии, зав. - д.м.н., проф. Ю.С. Винник; кафедра медицинской информатики и инновационных технологий с курсом ПО, зав. -

д.м.н., проф. Д.А. Россиев.

Резюме. Использование модульного принципа обучения с рейтинговой системой контроля знаний, электронного учебного пособия в качестве педагогического инструмента повышают качество преподавания дисциплины «Общая хирургия» и эффективность усвоения учебного материала студентами. Результаты анкетирования 118 студентов и 23 преподавателей показывают актуальность использования таких педагогических инструментов, как мультимедиа (видео, изображения), анимационные модели процессов и явлений, автоматизированных тестов для внеаудиторной и аудиторной работы студентов по дисциплине «Общая хирургия».

Ключевые слова: электронное образовательное пособие, информационные технологии в медицинском образовании, педагогические инструменты.

Винник Юрий Семенович - д.м.н., проф., зав. каф. общей хирургии КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого; e-mail: yuvinnik@yandex.ru.

Кочетова Людмила Викторовна - к.м.н., проф., завуч кафедры общей хирургии Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого; e-mail: DissovetKrasGMU@bk.ru.

Дунаевская Светлана Сергеевна - к.м.н., доцент каф. общей хирургии КрасГМУ; тел. 8(391)2293090.

Современные условия диктуют создание новых подходов в высшем образовании России, профессиональная компетенция которых рассматривается как основная цель и результат профессионального образования[5,6]. В научной педагогической литературе под компетентностью подразумевают способность и готовность эффективно реализовать полученные знания, умения и навыки в профессиональных и жизненных ситуациях. Она ориентирована на формирование профессиональных компетентностей и развитие личности, сочетание познавательной, бытовой, культурно-досуговой и информационнокоммуникативной компетентностей. В высшем медицинском образовании выработку профессиональных компетентностей будущих специалистов осуществляют педагоги-медики на клинических кафедрах. Однако «Общая хирургия», являясь пропедевтическим предметом, включает не только хирургические вопросы, но и общие медицинские положения, имеющие ключевое значение в формировании врача. Врач любой специальности должен хорошо знать вопросы асептики и антисептики, трансфузиологии, хирургической инфекции, основы реанимации, методы обследования больных, вопросы деонтологии. Большой объём информации, получаемый при изучении общей хирургии, и необходимость получения первых практических и профессионально-компетентных навыков требуют внедрения новых технологий обучения, позволяющих не только усвоить, но и систематизировать полученные знания. Использование информационных технологий определяет высокий уровень и стиль преподавания различных медицинских дисциплин. Не является исключением кафедра общей хирургии. Напротив, имеется ряд особенностей, благодаря которым применение информационных технологий особенно актуально для повышения качества преподавания этой дисциплины [1,2,3,4].

Для реализации программы общей хирургии мы используем единую интегрирующую основу - модульный принцип обучения с рейтинговой системой контроля знаний. Модульная технология обучения заключается в дроблении информации на определенные дозы, включающие разделы учебной программы. Перечень тем внутри модулей, объём в часах, соотношение лекций и практических занятий, аудиторной и внеаудиторной нагрузки регламентируется учебной и рабочей программой курса общей хирургии. Все модули имеют одинаковую структуру. Следует отметить, что для модульного принципа обучения важное значение имеют электронные учебные пособия, повышающие эффективность усвоения учебного материала до 37% [3].

Материалы и методы

Для исследования эффективности и целесообразности использования студентами электронного учебного пособия и педагогических инструментов, реализующих его возможности, было проведено анкетирование 118 студентов 3 курса и 23 преподавателей по специальности 060101 - лечебное дело.

Вопросы анкеты имели следующие задачи:

1) определить характер работ (аудиторная, внеаудиторная), выполняемых посредством электронного учебного пособия в рамках дисциплины «Общая хирургия»;

2) определить, какие педагогические инструменты студенты считают наиболее эффективными в процессе обучения в рамках дисциплины «Общая хирургия».

3) определить, какие педагогические инструменты студенты предпочитают использовать для аудиторной и внеаудиторной работы в рамках дисциплины «Общая хирургия».

Статистическая обработка проводилась в авторской программе Рапа1у2ег.

Результаты и обсуждение

На кафедре общей хирургии КрасГМУ широко используется электронное учебное пособие, которое, не заменяя традиционный учебник, дополняет его элементами, нереализованными в традиционном учебнике. В электронном учебном пособии можно быстрее найти нужную информацию, оперировать ею, работать с наглядными моделями труднообъяснимых процессов, проверить свои знания с помощью тестирования. Электронное учебное пособие - это простой, удобный и современный способ изложения материала. Электронные страницы учебника легко читаются, при перемещении по ним имеется удобная навигация [4].

Электронное образовательное пособие по дисциплине «Общая хирургия» для студентов 3 курса, обучающихся по специальностям 060101 - лечебное дело, 060103 - педиатрия, 060105 - стоматология разработано коллективом авторов кафедры общей хирургии и кафедры медицинской информатики КрасГМУ. Пособие соответствует примерной учебной программе дисциплины (согласно действующему Государственному образовательному стандарту и программ, утвержденных МЗ РФ, учебному плану 2000 г.). При изложении учебного материала учтены особенности и объем базисной подготовки студентов 3 курса.

Учебное пособие состоит из разделов, соответствующих тематическому расписанию по дисциплине: вопросы истории хирургии, асептика и

антисептика, кровотечение и трансфузиология, анестезиология и реаниматология, основы травматология, хирургическая операция, гнойная хирургия, методика обследования хирургического больного, онкология, паразитология, хирургия пороков развития, что отражает модульный принцип обучения на кафедре. Пособие содержит тестовый контроль и ситуационные задачи, отвечающие требованиям Государственного образовательного стандарта третьего поколения.

При определении интенсивности использования пособия в учебном процессе получены следующие данные. Так, 33,05% респондентов ответило, что используют электронное пособие «время от времени, 27,12% ответило -

«в единичных случаях», 22,88% не использовали учебник никогда и только 16,95% регулярно занимаются по учебнику в ходе процесса обучения на кафедре.

Виды работ были оценены следующим образом: 40,68% используют респондентов учебное пособие в ходе внеаудиторной работы, 10,17% занимались по учебнику во время аудиторного занятия, 26,27% студентов обращались к учебнику в ходе аудиторной и внеаудиторной работ.

Предпочтение отдавалось следующим темам (рис.1): в 41 случае была отмечена тема «Кровотечение и трансфузиология», 36 респондентов

отметили темы «Десмургия» и «Хирургическая операция». 29 студентов отдали предпочтение темам «Асептика и антисептика», «Анестезиология и реанимация». По 10 голосов было отдано следующим темам «Нарушение регионарного кровообращения», «Опухоли», «Основы хирургии

паразитарных заболеваний», «Основы хирургии пороков развития».

АО

Рис. 1. Предпочтение студентами и преподавателями глав ОЭИ «Общая хирургия».

Причинами предпочтения тех или иных глав (рис. 2) явилось следующее: 62 студента отметило наличие изображений, 58 - используют видео, 40 -отмечают анимации и моделирование, 11 - используют гиперссылки, 21 -работают с тестами.

Рис. 2. Причины предпочтения глав ОЭИ «Общая хирургия».

Изучение характера использования педагогических инструментов электронного учебного пособия «Общая хирургия» в соответствии с видами работ (рис.3) показало следующие результаты: 12 студентов в рамках внеаудиторной работы и 1 студент в рамках аудиторной работы отдали предпочтение тестам, наиболее востребованными для всех видов работ оказались изображения (28 студентов в рамках внеаудиторной работы и 6 студентов в рамках аудиторной работы), видео (28 и 7 студентов по соответствующим видам работ) и анимации (22 и 4 студента по соответствующим видам работ). Такие результаты подтверждают данные, приведенные на рис. 2. о предпочтении использования подобных

педагогических инструментов для внеаудиторной работы студентов в рамках дисциплины «Общая хирургия».

гиперссылка о6р^!+!4?Н1ЛЯ Бидео Т^СТЫ ^ Hlrfrvid HJ1H

Рис. 3. Виды работы с ОЭИ «Общая хирургия».

Следовательно, интенсивность использования электронного учебного пособия студентами недостаточна - лишь 17% студентов используют его регулярно.

Преимущественной формой работы с электронным учебным пособием является внеаудиторная форма работы студентов.

Наиболее интересными для преподавателей и студентов главами электронного учебного пособия «Общая хирургия» являются «Кровотечение и трансфузиология», «Анестезиология и реанимация» «Асептика и

антисептика», «Десмургия», что объясняется важностью и актуальностью темы в рамках дисциплины «Общая хирургия», а также насыщенностью данных глав изображениями, видео и анимацией, моделирующей процессы, протекающие внутри человеческого тела.

Таким образом, учитывая возрастающий объем внеаудиторной работы студентов, электронное учебное пособие «Общая хирургия» позволяет оказать методическую помощь учащемуся в ходе подготовки к

практическому занятию. Использование в учебном процессе электронного учебного пособия «Общая хирургия», комбинирующего различные педагогические инструменты (мультимедиа, автоматизированные тесты, моделирование и анимация), позволяет оптимизировать образовательный процесс, улучшить качество преподавания дисциплины «Общая хирургия» и эффективность усвоения учебного материала студентами.

DIGITAL TEACHING TECHNOLOGIES IN THE EDUCATION

PROCESSES

Yu.S. Vinnik, L.V. Kochetova, S.S. Dunaevskaya, E.I. Kichigina

Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voino-Yasenetsky

Abstract. Module teaching principle with rating system of knowledge control and digital teaching tool increase teaching quality and efficiency of knowledge obtain of subject “Surgery”. Survey study of 118 students and 23 faculty staff had shown the importance to use tools like multimedia (video, imaging), animation models of the processes and events, automatic testing system for extra and intra class activities.

Key words: digital teaching tool, information technologies in medical education, teaching tools

Литература

1. Геворкян Е.Н. E-learning в экономике, основанной на знаниях. Высшее образование в России. - 2006. - №1. - С.114-119.

2. Камаев И.А., Леванов В.М., Паламарчук С.И. и др. Использование современных информационно-образовательных технологий в учебном процессе // Медиц. альманах. - 2008. - № 1. С. 17-19.

3. Соловов А. Электронное обучение - новая технология или новая парадигма? // Высшее образование в России. - 2006. - № 11. - С. 104-112.

4. Осетрова Н.В., Смирнов А.И., Осин А.В. Книга и электронные средства в образовании. - М.: Издательский сервис, Логос, 2002. - С. 144 .

5. Осин А.В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы. - М.: Издательский сервис, 2010. - С. 328.

6. Ruiz J.G., Mintzer M., Lepig R.M. The Impact of E-Learning in Medical Education // Acad. Med. - 2006. - Vol. 81. - P. 207.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.