Возможности использования электронного образовательного пособия для освоения практических навыков по дисциплине
«общая хирургия»
Ю.С. Винник, С.С. Дунаевская, М.Р. Васильева
ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», Красноярск 660022, Россия, Красноярск, ул. П. Железняка, д. 1
Статья посвящена применению электронного образовательного учебного пособия в освоении практических навыков по дисциплине «общая хирургия». Учебное пособие разработано в программе Sun Rav Book Editor в соответствии с учебным образовательным стандартом. Проанализирована эффективность использования практикума в учебном процессе.
Ключевые слова: электронное образовательное учебное пособие, практические навыки, общая хирургия.
Основной целью современных подходов в высшем профессиональном образовании является компетентностный подход. Перспектива использования новых методов обучения обусловлена исследовательским и практикоориентированным характером [3].
В высшем медицинском образовании выработку профессиональных компетентностей будущих специалистов осуществляют педагоги-медики на клинических кафедрах. Врач любой специальности должен хорошо знать вопросы асептики и антисептики, трансфузиоло-гии, хирургической инфекции, анестезиологии, основы реанимации, методы обследования больных, вопросы деонтологии. Большой объём информации, получаемый при изучении общей хирургии, и необходимость получения первых практических и профессионально-компетентных навыков требуют внедрения новых технологий обучения, позволяющих не только усвоить, но и систематизировать полученные знания [2].
Современное поколение студентов предъявляет заметно повышенные требования как к технологической платформе обучения в целом, так и электронному обучению в частности. В значительной мере это связано с заметно возросшим уровнем компьютерной грамотности среднего современного студента [1, 5].
Электронные пособия — это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту процесса обучения, предоставляющая теоретический материал, обеспечива-
ющая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность. Электронный учебник обладает рядом отличительных особенностей, которые объясняют целесообразность разработки и использования его как самостоятельного средства обучения. В целом электронный учебник значительно экономит время студента, затрачиваемое на рутинные операции по поиску учебного материала, а также при повторении неизвестных или забытых понятий. Использование иллюстраций эффективно, если рядом с интересующим элементом имеется подпись. Обязательным пунктом является дополнительная видеоинформация или анимированные клипы, сопровождающие разделы курса, трудные для понимания в текстовом изложении. Видеоклипы позволяют изменять масштаб времени и демонстрировать явления в ускоренном или замедленном темпе [4, 6], и поэтому целью нашей работы является оценка эффективности использования электронного практикума в образовательном процессе по дисциплине «общая хирургия».
Материалы и методы
Был создан практикум по дисциплине «общая хирургия» в программе Sun Rav Book Editor в соответствии с алгоритмом практических навыков по хирургии. Электронное образовательное учебное пособие (ЭОУП)
журнал "Земский Врач" № 2 (26)-2015
—-
было разработано студентами Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, обучающимися на третьем курсе по специальности «лечебное дело», и научными руководителями — преподавателями кафедры медицинской информатики и общей хирургии им. проф. М.И. Гуль-мана. Он содержит перечень практических навыков, алгоритм их выполнения, фото- и видеоматериал того или иного практического навыка. Готовый практикум выставлен на сайт http://krasgmu.ru, где он доступен каждому авторизированному пользователю. Предлагаемый медиаматериал был включен в учебный процесс дисциплины «общая хирургия» на базе кафедры общей хирургии КрасГМУ.
Для исследования эффективности и целесообразности использования студентами электронного учебного пособия был проведен сравнительный анализ успеваемости при использовании ЭОУП на практическом занятии, а также проведено анкетирование 68 студентов третьего курса по специальности «060101 — лечебное дело».
Анкета включала в себя следующие вопросы:
• помогло ли Вам ЭОУП освоить учебный материал?
• хотели бы Вы регулярно использовать в учебном процессе практикум?
• как Вы оцените эффективность использования практикума по 5-балльной шкале?
• оцените возможность использования ЭОУП для аудиторной и внеаудиторной подготовки к практическому занятию.
В работе применены методы статистического анализа, описательная статистика представлена в виде среднего арифметического значения (М), среднего квадратического отклонения. Для сравнения двух групп применялся критерий Стьюдента, критический уровень статистической значимости при проверке нулевой гипотезы принимали равным 0,05. Статистический анализ данных проведен с помощью пакета анализа MS Excel 10.0, программы Statistica for Windows 6.0 и программы SPSS Statistics V. 17.0. Результаты статистической обработки сведены в таблицы.
Результаты и обсуждение
Важную роль играет влияние ЭОУП на понимание и усвоение учебного материала. Для того чтобы прояснить данный тезис, был проведен сравнительный анализ успеваемости по теме «Гнойные заболевания мягких тканей» среди студентов на кафедре общей хирургии. Оценивали студентов трехэтапно: входной уровень (тестовый контроль), промежуточный уровень (отработка практического навыка на манекене), итоговый (ответы на ситуационные задачи). Оценка ставилась по 5-балльной системе. Первую экспериментальную группу составили 15 студентов третьего курса лечебного
—-СЧС
-—
факультета, которых оценивали во время практического занятия после самостоятельной работы с использованием ЭОУП «Практикум «Общая хирургия». Вторую контрольную группу составили также 15 студентов третьего курса лечебного факультета, которые ответили на те же самые вопросы во время практического занятия без использования при подготовке к занятию ЭОУП. При этом теоретический материал они получили в равной мере. Для оценки результатов использовался пакет анализа Excel. Полученные результаты представлены ниже (таблица).
Таблица. Успеваемость по теме «Гнойные заболевания мягких тканей»
Количество респондентов Оцениваемый параметр Средний балл, полученный за практическое занятие
Первая контрольная группа Вторая контрольная группа
15 Входной тестовый контроль 4,12 ± 0,45 4,21 ± 0,34
15 Отработка практических навыков 4,42 ± 0,27 4,01 ± 0,51*
15 Ответы на ситуационные задачи 3,67 ± 0,75 3,09 ± 0,67*
15 Средний балл 4,07 ± 0,28 3,77 ± 0,42*
*Различие между параметрами в двух группах считается достоверным при р < 0,05.
Средний балл, полученный за входной тестовый контроль, был сопоставим и статистически не отличался. Отработку практических навыков проводили после работы студента с ЭОУП в первой контрольной группе. Средний балл за практический навык был достоверно выше в первой контрольной группе и составил 4,42 ± 0,27. За ситуационные задачи студенты первой контрольной группы получили достоверно лучший средний балл — 3,67 ± 0,75. Таким образом, средний балл за занятие был выше у студентов, использующих на практических занятиях практикум «Общая хирургия».
Далее было проведено анкетирование 68 студентов. Полученные нами данные позволяют говорить о том, что:
• электронное образовательное пособие помогает 97 % студентов лучше освоить материал;
• 92 % опрошенных хотели бы, чтобы было больше подобного наглядного материала;
• 78 % студентов оценили эффективность данного пособия по 5-балльной шкале на «4»;
• 35 % студентов считают, что пособие удобнее использовать на практических занятиях;
• 33 % считают, что удобнее пособие использовать при подготовке к третьему этапу экзамена;
• 32 % опрошенных хотят использовать пособие для внеаудиторной подготовки к практическим
занятиям.
-—
Выводы
Таким образом, учитывая возрастающий объем внеаудиторной работы студентов, электронное образовательное учебное пособие позволяет оказать методическую помощь учащемуся в ходе подготовки к практическому занятию.
Использование в учебном процессе практикума позволяет оптимизировать образовательный процесс, улучшить качество преподавания дисциплины «общая хирургия» и эффективность усвоения учебного материала студентами.
Литература
1. Балыхин М.Г. Электронное обучение и его роль в образовании без границ // Вестник Российского университета дружбы народов. — 2008. — № 4. — С. 65-71.
2. Винник Ю.С., Кочетова Л.В., Дунаевская С.С. Основы анестезиологии и реанимации. — Красноярск: ГБОУ ВПО «КрасГМУ», 2009. — С. 7—15.
3. Камаев И.А., Леванов В.М., Паламарчук С.И., Гурьянов М.С., Гурвич Н.И. Использование современных информационно-образовательных технологий в учебном процессе // Медицинский альманах. — 2008. — № 1. — С. 17—19.
4. Осин А.В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы. — М.: Издательский сервис, 2010. — С. 328.
5. Соловов А. Электронное обучение — новая технология или новая парадигма? // Высшее образование в России. — 2006. — № 11. — С. 104—112.
6. Усков А.В., Усков В.Л., Иванников А.Д. Стримминг технологии в электронном обучении // Образовательные технологии и общество. — 2008. — Т. 11, № 1. — С. 449—462.
Possibilities of use of the electronic educational grant for development of practical skills on discipline «the general surgery»
Y.S. Vinnik, S.S. Dunaevskaya, M.R. Vasilieva
SBEIHPE «Krasnoyarsk State Medical University named after professor. V.F. Voyno-Jaseneckiy», Krasnoyarsk
660022, Russia, Krasnoyarsk, Guerrilla Zheleznyak Street, 1
Article is devoted to application of the electronic educational manual in development of practical skills on discipline "The general surgery". The manual is developed in the Sun Rav Book Editor program according to the educational educational standard. Efficiency of use of a practical work in educational process is analysed.
Keywords: electronic educational manual, practical skills, general surgery.
Новое исследование: снижение количества осложнений, связанных с сахарным диабетом, позволит российскому здравоохранению сэкономить 1,5 миллиарда долларов
На сегодняшний день 4 млн пациентов в нашей стране поставлен диагноз «сахарный диабет», а еще 6 млн не знают о своем заболевании. С точки зрения влияния на общество и экономику, проблема сахарного диабета продолжает оставаться актуальной, так как связанные с этим заболеванием осложнения отрицательно влияют на качество жизни и сопряжены со значительными экономическими издержками для российского общества.
Исследование Ново Нордиск «Инвестиции в лечение сахарного диабета в России» посвящено проблематике сахарного диабета. Согласно результатам, ежегодные прямые затраты, связанные с сахарным диабетом в России, составляют 12,5 млрд долл. США. При этом 42 % объема этих средств расходуется на лечение осложнений, которые
выявляются у 40—50 % людей в момент постановки диагноза. Соответственно, диагностика заболевания на ранних стадиях позволит российскому обществу сэкономить более 1,5 млрд долл. США из средств, выделяемых на здравоохранение.
«Компания «Ново Нордиск» долгие годы работает над улучшением качества жизни людей с сахарным диабетом в России, инвестируя в повышение уровня осведомленности и создание новых возможностей в борьбе с этим заболеванием, и мы продолжим делать это в будущем», — заявил Хенрик Бендикс Даль, генеральный директор ООО «Ново Нордиск».
Исследование «Инвестиции в лечение сахарного диабета в России» показывает, как Ново Нордиск совместно со своими партнерами создаёт ценно-
сти для пациентов, общества и самой компании. К этой деятельности можно отнести клинические исследования и разработки, социальные проекты, проведение скрининга населения на уровень сахара крови (охвачено свыше 148 тыс. человек), а также организацию более 21 410 учебных занятий для работников здравоохранения. Кроме того, компания инвестирует в местное производство современных инсулинов в Калужской области.
«Опыт нашей работы в России показывает, что партнерские отношения являются эффективным способом достижения позитивных изменений, и мы приветствуем дальнейшее сотрудничество, которое поможет в будущем получать пациентам более качественную помощь», — добавил Хенрик Бендикс Даль.