ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ
© В.А. Руженков, У.С. Москвитина, 2010 УДК 616.89-008(470.325)(045)
#
В.А. Руженков, У.С. Москвитина
Для корреспонденции
Руженков Виктор Александрович - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и клинической психологии медицинского факультета Белгородского государственного университета Адрес: 308015, г. Белгород, ул. Победы, д. 85 Телефон: (4772) 34-43-81 E-mail: [email protected]
Рейтинг врача-психиатра и представления о психических расстройствах студентов медицинского факультета Белгородского государственного университета и населения Белгородской области
Psychiatrist ratings and perception about mental disorders among students of Faculty of Medicine of Belgorod State University and public at large in the Belgorod region
V.A. Ruzhenkov, U.S. Moskvitina
A total of 300 undergraduate students of the medical faculty and 513 residents of the Belgorod region (continuous sampling of workers and employees of the local factories were interviewed via an anonymous survey questionnaire. Students were asked about rationale behind choosing their future profession and how they ranked psychiatrist doctor among other medical professions and also about their notions of psychiatry and psychiatrists; all respondents were queried about their take on mental diseases, the underlying causes thereof and possible methods of treatment. What emerged from the study was that psychiatrists were found to enjoy a very low rating, psychiatry as a future profession was not a popular choice, a cautious attitude towards psychiatrists proper was very much in evidence, as was a rather high rate of occurrence of outdated views about mental disorders, their etiology and potential treatment modalities among both students and local residents. Key words: rating of psychiatrists, attitude to psychiatry, confidence in psychiatrists, mental disorders, an outdated view of psychiatry
Белгородский государственный университет Belgorod State University
Социологическим методом (анонимное анкетирование) опрошены 300 студентов старших курсов медицинского факультета и 513 жителей Белгородской области (сплошная выборка рабочих и служащих предприятий). У студентов изучались мотивация выбора будущей профессии, рейтинг врача-психиатра среди других медицинских специальностей, представления о психиатрии, враче-психиатре; у всех респондентов изучалось мнение о психических расстройствах, их причинах и возможных методах лечения. Выявлены низкий рейтинг врача-психиатра, невысокая популярность специальности «психиатрия» как будущей профессии, настороженное отношение к самим врачам-психиатрам, а также довольно высокая частота встречаемости архаичных взглядов на психические расстройства, их этиологию и возможные методы лечения как среди студентов, так и в населении. Ключевые слова:рейтинг врача-психиатра, отношение
к психиатрии, доверие к психиатрам, психические расстройства, архаичные взгляды на психиатрию
Рейтинг (от англ.: rating - буквально класс, разряд) - индивидуальный числовой показатель оценки популярности какого-либо лица, организации, группы, их деятельности, программ, планов, политики в определенное время; выводится по итогам какого-либо голосования, социологических опросов, анкетирования [3]. Рейтинг, основываясь на математической статистике, психологии и социологии, отражает положение объекта относительно аналогичных по своим характеристикам объектов на основе оценки сразу нескольких параметров [3]. В доступной нам литературе мы не встретили работ, характеризующих
34
Российский психиатрический журнал № 4, 2010
#
В.А. Руженков, У.С. Москвитина
популярность врача-психиатра и отношение к психиатрии среди врачебного сообщества и населения РФ в целом. В то же время данные литературы свидетельствуют о том, что существует огромный разрыв между оказанием психиатрической помощи и ресурсами ее обеспечения как финансового, так психосоциального и кадрового плана. Последнее особенно важно, так как в кадровой политике многих европейских стран наблюдается глубокий кризис в привлечении выпускников медицинских вузов к работе в сфере охраны психического здоровья [1].
Исследования, проведенные в Великобритании [9], показали, что психиатрия относится к наименее популярным специальностям, а основное значение для отрицания ее в качестве будущей карьеры имеют ошибочные и искаженные представления о ней. Более часто были склонны заниматься психиатрией студенты, которые сталкивались с психически больными в семье. На такой выбор не влияли пол, год обучения и даже собственные психиатрические проблемы. Выявляется явный диссонанс между положительным отношением к психиатрии как к отрасли медицины и выбором ее в качестве будущей карьеры. Так, анализ мнения студентов, проводимый в Кении [6], показал, что 75% опрошенных положительно относятся к психиатрии, но в качестве будущей специальности выбирали ее лишь 14%. В аналогичных исследованиях, проведенных в Испании [8], приводятся данные в 52 и 6% соответственно. Авторы полагают, что такие результаты были получены по причине того, что в опросе участвовали студенты всех курсов и студенты более младших курсов высказывали положительное отношение к предмету исследования без непосредственного ознакомления с курсом данной дисциплины. Таким образом, студенты старших курсов ставили психиатрию на низшие места в карьерном рейтинге. Подобные тенденции были выявлены американскими [5], пакистанскими [7] и израильскими [4] исследователями. В связи с этим целью настоящего исследования было изучение рейтинга профессии врача-психиатра и отношения к психиатрии студентов старших курсов медицинского факультета для разработки методов стимуляции выбора профессии в области охраны психического здоровья.
Материал и методы
Основным методом исследования был социологический опрос (анонимное анкетирование), в котором приняли участие 300 студентов (140 учащихся 4-го курса, не изучающих дисциплину «психиатрия и наркология», и 160 студентов 5-го курса, прошедших указанный цикл) и 513 человек (сплошная выборка) из населения. В ходе
исследования применялся статистический метод обработки информации (описательная статистика, критерий х2).
Анкета для студентов включала следующие разделы: социально-демографическая информация; мотивация выбора медицинского факультета; определение рейтинга медицинских специальностей; определение представления о различиях между врачом-психиатром, психологом и психотерапевтом; мнения о враче-психиатре, психических расстройствах, психически больных. Всего анализировалось 58 параметров. Анкета для населения содержала разделы: социально-демографический, мнения о враче-психиатре (имидж), психических расстройствах, психически больных (всего 85 показателей).
Результаты и обсуждение
Анализ социально-демографических данных показал, что 39% студентов происходили из врачебных семей, а у 44% среди родственников медицинские работники отсутствуют. Большинство (60% студентов) - городские жители. Из населения большинство (60% респондентов) являлись жителями города. Почти половина опрошенных (49%) имели высшее образование.
Установлено, что большинство студентов (74%) поступили на медицинский факультет по собственной инициативе. Однако к 4-5-му курсу разочаровались в выборе врачебной профессии 12,5% опрошенных, а 14,5% высказали сомнение насчет работы врачом в будущем. Другими словами, после пятилетнего обучения медицине почти треть (27%) студентов-медиков высказали разочарование во врачебной профессии.
В плане возможного выбора будущей врачебной специальности студенты 4-го курса поставили профессию врача-психиатра на 5-е место (после врача-терапевта, акушера-гинеколога, хирурга и психотерапевта), а студенты 5-го курса - на 8-е место. Только 30% четверокурсников и 23% пятикурсников на вопрос «Кем бы вы хотели быть?» указали специальность врача-психиатра. Среди рейтинга врачебных специальностей наибольшей популярностью пользовались терапевт, хирург и акушер-гинеколог. Наиболее престижными студенты обоих курсов (примерно в одинаковом количестве) назвали три специальности: хирургия, акушерство и гинекология, стоматология.
По степени доверия как специалисту студенты 4-го курса поставили врача-психиатра на 7-е место, а 5-го курса - на 8-е. По возможности точной врачебной диагностики врач-психиатр занял соответственно 8-е и 9-е места, а по гуманному отношению к своим пациентам - соответственно 3-е и 2-е места. Таким образом, низкий уровень дове-
35
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ
#
рия врачу-психиатру свидетельствует о некоторой настороженности будущих врачей к этой специальности. Однако, несмотря на неточность диагностики, признается гуманное отношение врачей-психиатров к своим пациентам. По возможности злоупотребления своей профессией врач-психиатр стоит на 6-м и 7-м местах, уступая первенство хирургам, акушерам-гинекологам и организаторам здравоохранения.
Студенты обоих курсов предпочитали бы иметь близких друзей среди врачей хирургов, акушеров-гинекологов и стоматологов, а не хотели бы - среди патологоанатомов и судебно-медицинских экспертов (более 50% на обоих курсах). Врач-психиатр в этом отрицательном рейтинге занимает 3-е место у четверокурсников (35%) и 4-е (33%) у пятикурсников.
Не знают различия между врачом-психиатром и психотерапевтом 70% четверокурсников и 40% пятикурсников (х2=25,89, р<0,001), между психологом и врачом-психиатром - соответственно 75 и 40% (х2=35,77, р<0,001). Несмотря на положительную динамику, указанный факт вызывает некоторое недоумение, если учесть, что на лекциях и практических занятиях эти вопросы для студентов освещались в достаточной мере.
При выяснении стереотипов мнения о враче-психиатре, психически больных и психических заболеваниях выявлено следующее. Значительная часть студентов 4-го курса (36%) и 5-го курса (31%) считают, что заболеть психическим расстройством - во многом вопрос случайности, остальные 69% видят в этом определенную закономерность. Аналогичные цифры получены и в населении: соответственно 33 и 67% (различия статистически не значимы).
Значительное число студентов (41% четверокурсников и 31% пятикурсников) полагают, что психические заболевания довольно просто симулировать; аналогичной точки зрения придерживаются и 35% респондентов из населения. Большинство (56% четверокурсников и 59% пятикурсников) отмечают, что грань между нормой и психической патологией условна. Так же считают и 43% опрошенных из населения (х2=14,54, р<0,001).
Не верят в возможность выздоровления человека, заболевшего психическим расстройством, 19% четверокурсников и 23% пятикурсников. В населении эта цифра существенно выше - 71% (Х2=199,08, р<0,001). При этом 20 и 13% студентов соответственно считают, что психическая болезнь является результатом безволия, слабого характера. Аналогичной точки зрения придерживаются 72% респондентов из населения (%2=202,74, р<0,001). Другими словами, пациенты сами виноваты в своем заболевании, считают 26% студентов 4-го курса, 18% пятикурсников и 33% опрошенных
из населения (различия статистически не достоверны по отношению к студентам 4-го курса и достоверны по отношению к пятикурсникам [%2=11,27, р<0,001]). Выявлена и маргинальная точка зрения, согласно которой «не существует психических заболеваний, а есть люди, которые не хотят соблюдать общественные нормы». Этой точки зрения придерживаются 9 и 7% респондентов из студентов и 13% опрошенного населения (различия статистически не значимы).
На психические расстройства как на способ адаптации человека в больном обществе указали 23 и 15% студентов 4-го и 5-го курсов соответственно, а 10 и 8% высказали мысль, что психические болезни придуманы для борьбы с инакомыслящими. Последняя точка зрения встречалась и в 10% случаев в населении.
Существует мнение, согласно которому «психическое расстройство является признаком талантливого человека». За него высказались 25% четверокурсников и 23% пятикурсников, а также 18% опрошенных из населения. Показательно, что 37 и 32% студентов 4-го и 5-го курсов соответственно полагают, что психически больными общество считает людей с неординарными взглядами, не укладывающимися в обыденную норму. Среди населения эта цифра составила 46% (%2=10,396, р=0,001).
По 22% студентов обоих курсов и 30% респондентов в населении, утверждают, что психические расстройства являются результатом пробуждения особых способностей человека. Более того, 24 и 21% студентов 4-го и 5-го курсов полагают, что психические болезни - это во многом не разгаданные наукой явления. Такой же точки зрения придерживаются и 31% опрошенных в населении.
Таким образом, мнение в отношении психических расстройств у студентов медицинского факультета отражает доминирующую точку зрения в обществе и мало зависит от обучения психиатрии.
В значительном числе случаев выявлена архаическая точка зрения на психические расстройства. Так, 22 и 11% респондентов среди студентов 4-го и 5-го курса считают, что иногда за психически больных принимают людей, которые на самом деле контактируют с инопланетянами; аналогичной точки зрения придерживаются 16% опрошенных из населения.
В аспекте лечения лиц с психическими расстройствами 11% четверокурсников и 10% пятикурсников полагают, что психически больных должны лечить не психиатры, а священники, так как психические заболевания нередко являются наказанием за грехи - считают 24 и 20% соответственно. Аналогичной точки зрения придерживаются 17% в населении. Кроме того, 31% опрошенных из населения считают, что психические больные должны
36
#
В.А. Руженков, У.С. Москвитина
обращаться за помощью в церковь или монастырь, а не в психический стационар.
Более того, 22 и 10% студентов 4-го и 5-го курсов соответственно, а также 15% респондентов из населения утверждают, что помощь при психических расстройствах могут оказать экстрасенсы, а 11 и 8% надеются на астрологов.
Кроме того, по 22% студентов 4-го и 5-го курсов высказали предположение, что «психические болезни являются результатом ворожбы, порчи». Они же (20% четверокурсников и 16% пятикурсников) считают, что за лечением психически больного лучше обратиться к знахарю. Среди населения эта цифра составила 32% (х2=8,788, р=0,003).
Характерно, что 20% студентов 4-го и 22% 5-го курсов полагают, что врачи-психиатры могут «заразиться» заболеванием от пациента. Несколько меньшее количество (12 и 11% студентов 4-го и 5-го курсов соответственно) полагают, что психические расстройства могут быть «заразными». Аналогичная точка зрения присуща и 13% респондентов из населения. По нашему мнению, данный факт объясняется соответствующими архаичными представлениями, присутствующими в общественном сознании. Однако настораживает обстоятельство, что даже изучение психиатрии не оказывает существенного влияния на укоренившиеся стереотипы.
Несмотря на в целом положительную оценку студентами терапевтических возможностей современной психиатрии, значительная часть их (29% четверокурсников и 39% пятикурсников) считают, что психически больной человек не может выздороветь. Такой же точки зрения придерживается 71% опрошенных из населения (х2=78,69, р<0,001). Наряду с этим существует мнение, что бывают психические расстройства, которые проходят практически бесследно. Ее разделяют 52% студентов 4-го курса и 58% пятикурсников, а также 57% в населении (различия статистически не значимы).
Таким образом, исследование выявило низкий рейтинг врача-психиатра среди медицинских специальностей и жестко закрепленные стереотипы отношения к лицам с психическими расстройствами среди студентов-медиков, в том числе и архаичные, отражающие доминирующие представления в обществе. Более того, изучение психиатрии как учебной дисциплины практически не оказывает существенного влияния на устоявшиеся стереотипы.
Определенное неверие в обществе в плане возможности излечения лиц с психическими расстройствами, по нашему мнению, преимущественно связано с тем, что широкие слои населения «видят» психически больных только с выраженной психотической симптоматикой, и на основании этого делаются выводы о психических расстройствах и лицах, страдающих ими. Что касается
студентов-медиков, а затем уже и врачей общей практики (как бывших студентов), то традиционно сложившаяся система преподавания психиатрии, предполагающая демонстрацию студентам и курацию ими пациентов с тяжелыми психическими расстройствами (преимущественно больных шизофренией с тяжелым, затяжным течением, выраженными психическими нарушениями), не дает объективного представления как о спектре психических расстройств, так и о современных терапевтических возможностях психиатрии. В особенности это касается диагностики психических расстройств у соматических больных (широкая гамма невротических и неврозоподоб-ных расстройств, психогенные и личностные реакции на реальное соматическое заболевание и др.) и вопросов комплексного лечения (врачом-интернистом и психиатром) больных соматическими заболеваниями, сочетающимися с психическими расстройствами, а также более широкого внедрения методов психотерапии в лечение больных соматической патологией. Этому не способствует и традиция размещения кафедр на базе психиатрических больниц.
Для изменения ситуации необходимо изучение данного явления в других регионах РФ, а также проведение очевидного комплекса мероприятий, направленных на изменение общественного мнения о психиатрии в более широком контексте.
Наиболее важными шагами могли бы быть:
1. Расширение учебных программ по психиатрии на медицинских факультетах, более объемное рассмотрение психосоматических и пограничных психических расстройств, а также базовые знания по медицинской психологии и психотерапии.
2. Создание общероссийского стандарта подготовки врача-психиатра с обязательным включением в программу медицинской психологии (не только теоретические знания, но и навыки и умения), одного из направлений клинической психотерапии (навыки и умения), единая программа и требования (с учетом специализации) к сертификации и аттестации на квалификационную категорию.
3. Введение в стандарт подготовки и сертификации врача-интерниста знаний по психиатрии (в зависимости от специализации), медицинской психологии и биоэтике.
4. Широкое внедрение врачей-психиатров как консультантов в общесоматические поликлиники и стационары.
5. Развитие и популяризация психотерапии и клинической психологии как во врачебной среде, так и в населении.
Полагаем, что реализация такого комплекса мероприятий могла бы способствовать росту рейтинга врача-психиатра и доверия к психиатрии в населении.
37
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОМ ПОМОЩИ И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ
Сведения об авторах
Руженков Виктор Александрович - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и клинической психологии медицинского факультета Белгородского государственного университета
E-mail: [email protected]
Москвитина Ульяна Сергеевна - клинический ординатор кафедры психиатрии, наркологии и клинической психологии медицинского факультета Белгородского государственного университета Телефон: (4772) 34-43-81
Литература
#
3.
Казаковцев Б.А. и др. Европейская конференция ВОЗ по охране психического здоровья с участием представителей министров здравоохранения стран региона «Проблемы и пути их решения» (Хельсинки, Финляндия, 12-15.01.05). // Журн. неврол. и психиатр. им. С.С. Корсакова. - 2005. -№ 9. - С. 78-80.
Савина А.В. Рейтинговая оценка как отражение конкурентоспособности предприятий сферы услуг: Автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Новосиб. гос. ун-т экон. и упр. -Новосибирск, 2006. - 26 с.
Современный словарь иностранных слов: ок. 20 000 слов / Н.М. Ланда и др.; вед. ред. Л.Н. Комарова. - СПб., 1994. -С. 521.
AbramowitzM.Z., Bentov-GofritD. The attitudes of Israeli medical students toward residency in psychiatry // Acad. Psychiatry. -2005. - Vol. 29, N 1. - P. 92-95.
Feifel D. et al. Attitudes Toward Psychiatry as a Prospective Career Among Students Entering Medical School // Am. J. Psychiatry. - 1999. - Vol. 156. - P. 1397-1402. Ndetei D.M. et al. Attitudes toward psychiatry: a survey of medical students at the University of Nairobi, Kenya // Acad. Psychiatry. - 2008. - Vol. 32, Is. 2. - P. 154-159. Niaz U. et al. Attitudes towards Psychiatry in pre-clinical and post-clinical clerkships in different medical colleges of Karachi // Pak. J. Med. Sci. - 2003. - Vol. 19, Is. 4. - P. 253-263. Pailhez G. et al. Attitudes and views on psychiatry: a comparison between Spanish and U.S. medical students // Acad. Psychiatry. - 2005. - Vol. 29, Is. 1. - P. 82-91. Rajagopal S, Psyc K.S., Rehill E. Godfrey hiatry as a career choice compared with other specialties: a survey of medical students // Psychiatr. Bull. - 2004. - Vol. 28, Is. 12. -P. 444-446.
38