Научная статья на тему 'Некоторые аспекты управления рейтингом врача-психиатра (социологическое обследование студентов старших курсов медицинского факультета)'

Некоторые аспекты управления рейтингом врача-психиатра (социологическое обследование студентов старших курсов медицинского факультета) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
177
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рейтинг врача-психиатра / отношение к психиатрии / доверие психиатрам / психические расстройства / архаичные взгляды на психиатрию
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Руженков В. А., Москвитина У. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты управления рейтингом врача-психиатра (социологическое обследование студентов старших курсов медицинского факультета)»

УДК 616.89-057.87:614.23

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕЙТИНГОМ ВРАЧА-ПСИХИАТРА

[СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА)

Рейтинг (от англ.: геШпд — буквально класс, разряд) — индивидуальный числовой показатель оценки популярности, какого-либо лица, организации, группы, их деятельности, программ, планов, политики в определённое время; выводится по итогам какого-либо голосования, социологических опросов, анкетирования [2]. Рейтинг, основываясь на математической статистике, психологии и социологии, отражает положение объекта относительно аналогичных по своим характеристикам объектов на основе оценки сразу нескольких параметров [3]. В доступной нам литературе мы не встретили работ, характеризующих популярность врача-психиатра и отношение к психиатрии как врачебного сообщества, так и населения. В то же время, литературные данные свидетельствуют, что существует огромный разрыв в оказании психиатрической помощи и ресурсами ее обеспечения как финансового, так психосоциального и кадрового плана. Последнее особенно важно, так как в кадровой политике многих европейских стран наблюдается глубокий кризис в привлечении выпускников медицинских вузов к работе в сфере охраны психического здоровья [1].

Исследования, проведенные в Великобритании [9] показали, что психиатрия относится к наименее популярным специальностям, а основное значение для отрицания ее в качестве будущей карьеры имеют ошибочные и искаженные представления о ней. Более часто были склонны заниматься психиатрией студенты, которые сталкивались с психически больными в семье, и не влияли на такой выбор пол, год обучения и даже собственные психиатрические проблемы. Выявляется явный диссонанс между положительным отношением к психиатрии как к отрасли медицины и выбором ее в качестве будущей карьеры. Так анализ мнения студентов, проводимый в Кении [7] показал, что 75% опрошенных положительно относятся к психиатрии, но в качестве будущей специальности выбирали ее лишь 14%. Аналогичные исследования, проведенные в Испании [8] приводят данные в 52% и 6% соответственно. Авторы полагают, что такие результаты были получены по причине того, что в опросе участвовали студенты всех курсов, и студенты более младших высказывали положительное отношение к предмету исследования без непосредственного ознакомления с курсом данной дисциплины. Таким образом, студенты старших курсов ставили психиатрию на низшие места в карьерном рейтинге. Подобные тенденции были выявлены американскими [5], пакистанскими [6] и израильскими [4] исследователями. В связи с этим, целью исследования было изучение рейтинга профессии врача-психиатра и отношения к психиатрии студентов старших курсов медицинского факультета для разработки методов стимуляции выбора профессии в области охраны психического здоровья и оптимизации отношения врачей-интернистов к лицам, с психическими расстройствами.

Белгородский

государственный

университет

ВА Руженков У.С. Москвитина

e-mail: lpavlova@bsu.edu.ru

Социологическим методом (анонимное анкетирование) обследовано 300 студентов медицинского факультета (140 учащихся 4 курса, не изучающих дисциплину «Психиатрия и наркология» и 160 студентов 5 курса, прошедших указанный цикл). Изучались: мотивация выбора будущей профессии, рейтинг медицинских специальностей, представления о психиатрии, враче-психиатре, психических расстройствах и психически больных. Выявлен низкий рейтинг врача-психиатра, высокая частота встречаемости архаичных взглядов на психические расстройства, их этиологию и возможные методы лечения. Обсуждаются пути повышения рейтинга врача-психиатра, психиатрической службы в целом и степени доверия к ней медицинского сообщества.

Ключевые слова: рейтинг врача-психиатра, отношение к психиатрии, доверие психиатрам, психические расстройства, архаичные взгляды на психиатрию.

Материал и методы исследования.

Для реализации поставленной цели нами в течение 2008-2009 гг. социологическим методом (анонимное анкетирование), обследовано 300 студентов медицинского факультета (140 учащихся 4 курса, не изучающих дисциплину «Психиатрия и наркология» и 160 — 5 курса, прошедших указанный цикл). В ходе исследования применялась статистическая обработка материала (описательная статистика и критерий х2). Возраст студентов был в диапазоне 21-22 года.

Анкета включала следующие разделы: социально-демографическая информация; мотивация выбора медицинского факультета; определение рейтинга медицинских специальностей; определение представления о различиях между врачом-психиатром, психологом и психотерапевтом; мнения о враче-психиатре, психических расстройствах, психически больных. Всего анализировалось 58 параметров.

Результаты и обсуждение

Анализ социально-демографических данных показал, что 39% студентов происходили из врачебных семей, у 44% среди родственников медицинские работники отсутствуют. Большинство — 60% студентов проживали в городах. На период опроса 55% респондентов проживали в собственных (или родителей) квартирах, 15% — в частных домах; 14% в общежитии и 16% снимали жилье. Большинство студентов (74%) поступили на медицинский факультет по собственной инициативе. Однако к 4-5 курсу разочаровались в выборе врачебной профессии 27% опрошенных (12,5% разочаровались в выборе врачебной профессии, а 14,5% высказали сомнение, насчет работы врачом в будущем).

В плане выбора будущей врачебной специальности, студенты 4 курса поставили профессию врача-психиатра на 5-е место (после врача-терапевта, акушера-гинеколога, хирурга и психотерапевта), а студенты 5 курса — на 8-е место. Только 30% четверокурсников и 23% пятикурсников из выбранных врачебных специальностей указали врача-психиатра. Среди рейтинга врачебных специальностей наибольшей популярностью пользовались терапевт, хирург и акушер-гинеколог. Наиболее «престижными» студенты обоих курсов (примерно в одинаковом количестве) назвали три специальности: хирургия, акушерство и гинекология, стоматология.

По степени доверия врачу-психиатру как специалисту, студенты 4 курса поставили его на 7-е место, а 5 курса — на 8-е. По возможности точной врачебной диагностики врач-психиатр занял соответственно 8-е и 9-е места. По гуманному отношению к своим пациентам врач-психиатр занял 3-е и 2-е места. Таким образом, низкий уровень доверия врачу-психиатру, свидетельствует о некоторой настороженности будущих врачей к этой специальности. Однако, несмотря на неточность диагностики, признается гуманное отношение врачей-психиатров к своим пациентам.

По возможности злоупотребления своей профессией врач-психиатр стоит на 6м и 7-м местах, уступая первенство хирургам, акушерам-гинекологам и организаторам здравоохранения.

Студенты обоих курсов предпочитали бы иметь близких друзей среди врачей хирургов, акушеров-гинекологов и стоматологов, а не хотели бы — среди патологоанатомов и судебно-медицинских экспертов (более 50% на обоих курсах). Врач-психиатр в этом рейтинге занимает третье место у четверокурсников — 35% и четвертое — 33%, у пятикурсников.

Не знают различия между врачом-психиатром и психотерапевтом 70% четверокурсников и 40% пятикурсников (х2 = 25,89 p<0,001). Аналогичные данные и по отношению в различиях между психологом и врачом-психиатром, соответственно 75% и 40% (х2 = 35,77 p<0,001). Несмотря на положительную динамику, указанный факт вызывает некоторое недоумение, учитывая, что на лекциях и практических занятиях эти вопросы для студентов освещались в достаточной мере.

При выяснении стереотипов мнения о враче-психиатре, психически больных и психических заболеваниях выявлено следующее. Значительная часть студентов 4 курса (36%) и пятого курса (31%) считают, что заболеть психическим расстройством во многом вопрос случайности, остальные видят в этом определенную закономерность. Так 41% четверокурсников полагают, что психические заболевания довольно просто симулировать; аналогичной точки зрения придерживаются 31% пятикурсников. Большинство же — 56% четверокурсников и 59% пятикурсников полагают, что грань между

нормой и психической патологией условна. Не верят в возможность выздоровления человека, заболевшего психическим расстройством 19% четверокурсников и 23% пятикурсников. При этом 20% и 13% соответственно, считают, что психическая болезнь является результатом безволия, слабого характера. Другими словами, пациенты сами виноваты в своем заболевании, считают 26% и 18% опрошенных. Выявлена и маргинальная точка зрения, согласно которой «не существует психических заболеваний, а есть люди, которые не хотят соблюдать общественные нормы». Этой точки зрения придерживаются 9% и 7% респондентов. На психические расстройства, как способ адаптации человека в больном обществе указали 23% и 15% студентов, а 10% и 8% высказали мысль, что психические болезни придуманы для борьбы с инакомыслящими.

Существует и противоположная точка зрения, согласно которой «психическое расстройство является признаком талантливого человека». За нее высказались 25% четверокурсников и 23% пятикурсников. Более того, 37% и 32% студентов соответственно, полагают, что психически больными общество считает людей с неординарными взглядами, не укладывающимися в обыденную норму. По 22% студентов утверждают, что психические расстройства являются результатом пробуждения особых способностей человека. Более того, 24% и 21% студентов утверждают, что психические болезни во многом еще не разгаданные наукой явления. Встречается точка зрения (22% и 11% респондентов), что иногда за психически больных принимают людей, которые на самом деле контактируют с инопланетянами.

Несмотря на в целом положительную оценку студентами терапевтических возможностей современной психиатрии, значительная часть их: 29% четверокурсников и 39% пятикурсников считают, что психически больной человек не может выздороветь. Наряду с этим, существует точка зрения, что бывают психические расстройства, которые проходят практически бесследно. Ее разделяют 52% студентов 4 курса и 58% пятикурсников.

В ряде случаев у небольшого числа студентов выявлены архаические представления о психиатрии и психических расстройствах. Так в аспекте лечения лиц с психическими расстройствами 11% четверокурсников и 10% пятикурсников полагают, что психически больных должны лечить не психиатры, а священники, так как психические заболевания нередко являются наказанием за грехи — считают 24% и 20% соответственно. Более того, 22% и 10% респондентов утверждают, что помощь при психических расстройствах могут оказать экстрасенсы, а 11% и 8% надеются на астрологов. Кроме того, по 22% в обеих группах высказали предположение, что «психические болезни являются результатом ворожбы, порчи». Они же (20% четверокурсников и 16% пятикурсников) считают, что за лечением психически больного лучше обратиться к знахарю.

Более того, 20% студентов 4-го курса и 22% пятого полагают, что врачи-психиатры могут «заразиться» заболеванием от пациента, в то же время 12% и 11% студентов соответственно, полагают, что психические расстройства могут быть «заразными». По нашему мнению, данный факт объясняется соответствующими архаичными представлениями, присутствующими в общественном сознании. Однако, настораживает обстоятельство, что даже изучение психиатрии не оказывает существенного влияния на укоренившиеся стереотипы.

Таким образом, исследование выявило низкий рейтинг врача-психиатра у студентов старших курсов медицинского факультета среди медицинских специальностей и жестко закрепленные стереотипы отношения к лицам с психическими расстройствами среди студентов-медиков, в том числе и архаичные, отражающие доминирующие представления в обществе. Более того, изучение психиатрии практически не оказывает влияния на устоявшиеся стереотипы.

Определенное недоверие в плане возможности излечения лиц с психическими расстройствами, по нашему мнению, преимущественно связано с тем, что широкие слои населения «видят» психически больных только с выраженной психотической симптоматикой, и на основании этого делаются выводы о психических расстройствах и лицах, страдающих ими. Что касается студентов-медиков, а затем уже и врачей общей практики (как бывших студентов), то традиционно сложившаяся система преподавания психиатрии, предполагающая демонстрацию студентам и курацию ими пациентов с тя-

желыми психическими расстройствами (преимущественно больных шизофренией с тяжелым, затяжным течением, выраженными психическими нарушениями), не дает объективного представления как о спектре психических расстройств, так и о современных терапевтических возможностях психиатрии, а также о пограничных психических расстройствах. В особенности это касается диагностики психических расстройств у соматических больных (широкая гамма невротических и неврозоподобных расстройств, психогенные и личностные реакции на реальное соматическое заболевание и др.) и вопросы комплексного лечения (врачом-интернистом и психиатром) больных соматическими заболеваниями, сочетающимися с психическими расстройствами и более широкого внедрения методов психотерапии в лечение больных соматической патологией. Этому также не способствует и традиция размещение кафедр на базе психиатрических больниц.

Для изменения ситуации необходим комплекс мероприятий, направленный на изменение общественного мнения в более широком контексте. Первым шагом могло бы быть расширение учебных программ по психиатрии, более объемное рассмотрение психосоматических и пограничных расстройств, а также развитие и популяризация психотерапии и клинической психологии.

1. Европейская конференция ВОЗ по охране психического здоровья с участием представителей министров здравоохранения стран региона «Проблемы и пути их решения» (Хельсинки, Финляндия, 12-15.01.05) / Б. А. Казаковцев [и др.] // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. - 2005. - № 9. - С. 78-8О.

2. Современный словарь иностранных слов : ок. 20 ООО слов / Н. М. Ланда [и др.] ; вед.

ред. Л. Н. Комарова. - СПб., 1994. - С. 521.

3. Савина, А. В. Рейтинговая оценка как отражение конкурентоспособности предприятий сферы услуг : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / А. В. Савина ; Новосиб. гос. ун-т экон. и упр. - Новосибирск, 2006. - 26 с. : табл.

4. Abramowitz, M. Z. The attitudes of Israeli medical students toward residency in psychiatry

/ M. Z. Abramowitz, D. Bentov-Gofrit // Acad. Psychiatry. - 2005. - Vol. 29, № 1. - P. 92-95.

5. Attitudes Toward Psychiatry as a Prospective Career Among Students Entering Medical

School / D. Feifel [et al.] // Am. J. Psychiatry. -1999. - Vol. 156. - P. 1397-1402.

6. Attitudes towards Psychiatry in pre-clinical and post-clinical clerkships in different medical colleges of Karachi / U. Niaz [et al.] // Pak. J. Med. Sci. - 2003. - Vol. 19, is. 4. - P. 253-263.

7. Attitudes toward psychiatry: a survey of medical students at the University of Nairobi, Kenya / D. M. Ndetei [et al.] // Acad. Psychiatry. - 2008. - Vol. 32, is. 2. - P. 154-159.

8. Attitudes and views on psychiatry: a comparison between Spanish and U.S. medical students / G. Pailhez [et al.] // Acad. Psychiatry. - 2005. - Vol. 29, is. 1. - P. 82-91.

9. Rajagopal, S. Psychiatry as a career choice compared with other specialties: a survey of medical students / S. Rajagopal, K. S. Rehill, E. Godfrey // Psychiatric Bulletin. - 2004. - Vol. 28, is. 12. - P. 444-446.

SOME ASPECTS OF DIRECTION OF PSYCHIATRYST RATING (SOCIOLOGICAL SURVEY OF MEDICAL FACULTY STUDENTS OF LAST YEARS OF STUDING)

Литература

V.A. Ruzhenkov U.S. Moskvitina

e-mall: ruzhenkov@bsu.edu.ru

Belgorod

State

University

Three hundred (300) students of the medical faculty (140 students of the fourth year of studing who didn't study the course "Psychiatry and Narcology" and 160 students of the fifth year of study, who passed the course) were interviewed by sociological method (anonymous). The subjects of interviewing were the following: motivation of future profession choice, rating of medical profession among other medical professions, information about psychiatry, psychiatrists, a notion about mental diseases, their etiology and possible methods of treatment. The following results were obtained: poor rating of psychiatrists, low popularity of the specialty "Psychiatry" as future profession, cautious attitude to psychiatrists, high frequency of archaic view on mental diseases, its etiology and possible methods of the treatment. The are discussions about the ways of raising of psychiatric service rating and degree of trust to it from the side of medical community and society in whole.

Key words: rating of psychiatrists, attitude to psychiatry, trust to psychiatrists, mental diseases, an archaic view of psychiatry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.