Научная статья на тему 'Электросудорожная терапия: результаты опроса студентов-медиков'

Электросудорожная терапия: результаты опроса студентов-медиков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
347
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Голенков А. В., Крылов Д. Н.

Обследование 200 студентов-медиков (45 мужчин и 155 женщин) старших курсов вуза показало в целом негативное отношение к ЭСТ и низкую осведомленность об этом методе лечения у опрошенных. Существенное влияние оказали материал учебника по психиатрии, общественные мифы и домыслы. Оценки респондентов зависели от их пола, места рождения и жительства, факультета, будущей профессии. Непосредственное знакомство с процедурой ЭСТ улучшает информированность и способствует более адекватному восприятию этого метода лечения, по-прежнему используемого в психиатрической клинике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Голенков А. В., Крылов Д. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electroconvulsive therapy: results of medical students' survey

Survey of 200 senior year medical students (45 men and 155 women) has shown their negative attitude to electroconvulsive therapy (ECT) and low awareness on this method of treatment. Psychiatry textbook, public myths and conjectures had essential influence on such opinion. Respondents' appraisal depended on their gender, place of birth and residence, faculty of study and future profession. Direct knowledge of the ECT procedure improves information awareness and promotes more adequate perception of this method of treatment still used in psychiatric clinic.

Текст научной работы на тему «Электросудорожная терапия: результаты опроса студентов-медиков»

ЭЛЕКТРОСУДОРОЖНАЯ ТЕРАПИЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

А.В. Голенков, Д.Н. Крылов

Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, Республиканская психиатрическая больница, Чебоксары

Ни об одном методе лечения нет такого количества ложных представлений, как об электросудорожной терапии (ЭСТ). А.И. Нельсон в своем руководстве описывает наиболее распространенные мифы: «ЭСТ вызывает органическое повреждение мозга», «Вследствие ЭСТ у пациентов развивается эпилепсия или слабоумие», «ЭСТ является запрещенным методом», «Врачи не применяют ЭСТ себе и своим родственникам», «ЭСТ служит для наказания людей и является репрессивным методом, дающим психиатрам изуверское орудие для борьбы с инакомыслящими» [4]. На распространение мифов работают средства массовой информации, общественное мнение, кинематограф, художественная литература, слухи и пр. [13, 16, 17]. Не случайно, что оценки в отношении ЭСТ существенно различаются не только между представителями разных культур [5], но даже между жителями одной страны [6]. Не лишены предрассудков и люди, имеющие или получающие медицинское образование [3], специализирующиеся и работающие в психиатрии [7]. Однако причины их суеверных взглядов до конца не изучены. Поэтому представляют интерес исследования осведомленности об ЭСТ и отношения студентов-медиков к данному виду лечения, в том числе и в контексте более полного представления о психических расстройствах и биологической психиатрии.

Цель исследования - изучить отношение студентов к ЭСТ, осведомленность об этом методе лечения.

Материалы и методы. Опрошено 200 студентов (мужчин -45, женщин - 155) IV-V курсов медицинских факультетов (лечебного - 142, стоматологического - 29, педиатрического - 29) Чувашского госуниверситета во время прохождения цикла психиатрии. Использовалось 15 вопросов из анкеты G. Gazdag et al. [10]. Студенты могли ознакомиться с особенностями данного

метода лечения психических расстройств в учебнике психиатрии [3], задать интересующие их вопросы преподавателям.

Математико-статистическая обработка осуществлялась с помощью корреляционного анализа и /-критерия для относительных величин.

Результаты и обсуждение. Стигматизированные представления об ЭСТ как о морально устаревшем методе лечения имели около половины (47,5%) опрошенных, считали ее мучительной (42,5%) и опасной процедурой, чреватой летальным исходом (65,5%). Другие ответы студентов представлены в таблице.

Отношение к ЭСТ студентов-медиков, %

Вопрос анкеты Всего Пол Видели ЭСТ

Муж Жен Да Нет

ЭСТ - морально устаревший метод лечения 47,5 51,1 46,5 37,0 56,5

ЭСТ может проводиться без анестезии 35,0 53,3 29,7 25,0 43,8

ЭСТ может проводиться без миорелаксантов 39,5 53,3 35,5 44,6 35,2

ЭСТ вызывает повреждение мозга 39,0 22,2 43,9 19,6 55,6

ЭСТ может проводиться нелегально 23,0 33,3 20,0 16,3 28,7

ЭСТ часто злоупотребляют 31,0 26,7 32,3 14,1 45,4

ЭСТ используют для контроля за агрессивными больными 46,0 33,3 49,7 34,8 55,6

ЭСТ используют для наказания непослушных больных 19,5 11,1 21,9 7,6 29,6

ЭСТ - мучительная (болезненная) процедура 42,5 37,8 43,9 15,2 65,7

ЭСТ должна применяться как средство последней надежды 39,5 42,2 38,7 32,6 45,4

ЭСТ должна применяться как можно чаще в отношении людей из группы социального риска 21,0 24,4 20,0 26,1 16,7

ЭСТ должна применяться как можно чаще в отношении несовершеннолетних 1,0 - 1,3 1,1 0,9

ЭСТ - опасная процедура, могущая привести к смерти 55,5 48,9 57,4 30,4 76,9

ЭСТ не должна проводиться пациентам старше 65 лет 73,5 64,4 76,1 69,6 76,9

Дали бы согласие на проведение ЭСТ родственнику, страдающему тяжелой (психотической) депрессией 52,5 73,3 46,5 68,5 38,9

Примечание. Жирным шрифтом выделены достоверные различия результатов.

Имелись достоверные различия в ответах респондентов с учетом их пола, социально-демографических показателей (место рождения и жительства), факультета, выбора будущей профессии, информированности (видели или нет процедуру). Мужчины чаще допускали проведение немодифицированной ЭСТ (без анестезии и миорелаксантов) [4], в том числе своим родственникам в случае болезни. Женщины считали ЭСТ брутальным методом, вызывающим повреждение головного мозга, поэтому выбирали модифицированный вариант процедуры, чаще не соглашались на ее проведение своим родным и близким.

Корреляционный анализ1 показал, что уроженцы города чаще считали ЭСТ средством последней надежды (р<0,01), которое должно применяться для контроля за агрессивными больными (р<0,05). Жители сельской местности чаще соглашались на проведение ЭСТ несовершеннолетним (р<0,01) и лицам старше 65 лет (р<0,05). Студенты педиатрического факультета считали ЭСТ болезненной процедурой (р<0,01), вызывающей повреждение головного мозга (р<0,05), могущей привести к смерти (р<0,01). При этом допускали ее использование для контроля за агрессивными больными (р<0,01). Будущие стоматологи показали самую лучшую информированность об ЭСТ (р<0,01): реже считали ее устаревшей процедурой, мучительным методом лечения; чаще признавали, что ЭСТ злоупотребляют, используют для контроля за агрессивными больными и наказания непослушных. Среди представителей других медицинских специальностей выделялись студенты (р<0,05), пожелавшие стать психиатрами или невропатологами (считали ЭСТ устаревшим методом лечения, вызывающим повреждение головного мозга); хирургами (считали, что ЭСТ может проводиться нелегально); акушерами-гинекологами (согласны, что ЭСТ нужно проводить как можно чаще несовершеннолетним и людям из группы социального риска); терапевтами (чаще по сравнению с другими были против проведения ЭСТ людям из группы социального риска; р<0,01). Негативное отношение будущих психоневрологов, по-видимому, можно объяснить результатами одного зарубежного исследования, в котором студенты, считающие

1 г=0Д5-0Д8; р<0,05; г=0,19 и выше; р<0,01 при п=200.

53

себя глубоко разбирающимися в психиатрии и ЭСТ, дали наиболее предвзятые ответы [8]. Оценки других респондентов могли зависеть от показателей эмпатии. По данным нашего предыдущего исследования, будущие хирурги и акушеры-гинекологи имели низкие и заниженные показатели эмпатии, а будущие терапевты (семейные врачи) - нормальные [1]. Респонденты, которые видели процедуру ЭСТ (46%), имели о ней существенно лучшие представления, чем те, кто знал о ней только понаслышке (см. таблицу). Непосредственное знакомство с процедурой ЭСТ оказывает определенное позитивное влияние на информированность и более адекватное восприятие этого метода лечения, используемого в психиатрической клинике [2].

Как свидетельствует одно исследование, проведенное в Нигерии, в конце практического курса по психиатрии большинство студентов имели позитивное отношение к ЭСТ, считая ее современным и действенным методом лечения. Отрицалось повреждающее мозг действие ЭСТ, использование ее в качестве репрессивного инструмента воздействия. Лишь некоторые студенты допускали применение ЭСТ к людям из группы социального риска, несовершеннолетним и лицам пожилого возраста. Студенты, мечтающие стать в будущем психиатрами, считали ЭСТ болезненной процедурой, не соглашались с ее использованием в политических целях, отрицали ее повреждающее действие на мозг. Более негативные оценки были у студентов с низкой осведомленностью об ЭСТ. Подавляющее большинство респондентов считали ЭСТ средством последней надежды [12].

Сравнение наших данных с результатами у студентов (п=127) из Венгрии показало достоверную разницу по большинству (8 из 14)1 вопросов анкеты [10]. Существенно меньшее число венгерских студентов считали, что процедура ЭСТ - устаревший метод лечения (34,6%; р<0,05) и средство последней надежды (61,5%; р<0,001), что она может проводиться без миоре-лаксантов (15%; р<0,001), нелегально (13,4%; р<0,05), для наказания непослушных больных (2,4%; р<0,001), что ею часто злоупотребляют (16,5%; р<0,01). Как следствие, они чаще допуска-

115-й вопрос у авторов опросника касался согласия на ЭСТ самого опрашиваемого, поэтому был исключен из анализа.

54

ли назначение ЭСТ несовершеннолетним (6,3 против 1% у отечественных студентов; р<0,01) и пациентам старше 65 лет (45,7%; р<0,001). Описанные различия, очевидно, обусловлены разницей в образовательных стандартах и материалах по ЭСТ в учебниках двух стран. Справедливости ради нужно отметить, что в ответах студентов-медиков из Ирландии отмечались схожие с нашими результаты, касающиеся повреждающего действия ЭСТ на мозг (по 39% неправильных ответов) и рассмотрения ее как метода последней надежды (39 и 47,9%) [6].

В другом сравнительном исследовании студентов-медиков двух арабских стран (Ирак и Египет) и Великобритании были существенные различия в клинических показаниях, побочных эффектах ЭСТ, особенностях назначения и проведения ЭСТ больным с депрессией. Все показатели оказались существенно лучше у студентов из Великобритании: ни один из респондентов не указал на злоупотребление психиатров ЭСТ, только 5% отказались от применения ЭСТ себе и своим родственникам (Ирак -23%, Египет - 37%); всего 3 студента из 79 допускали проведение ЭСТ без анестезии. Позитивное отношение в группе студентов из Великобритании связано с посещением 79,5% из них процедуры ЭСТ и лучшей теоретической подготовкой по психиатрии. В арабской популяции негативный образ формировался главным образом на основании художественных фильмов, особенно у студентов из Египта [5]. В другой работе было доказано, что после просмотра художественных фильмов со сценами ЭСТ в качестве наказания недисциплинированных больных увеличилось с 10 до 25% число лиц, отговаривающих своих родственников и друзей от такого лечения, а У ухудшила отношение к ЭСТ [16].

Результаты нашего исследования свидетельствуют в целом о негативном отношении будущих врачей к ЭСТ, низкой информированности о данном методе лечения. Мнение о том, что ЭСТ -морально устаревшая процедура, складывается под влиянием даты ее открытии (1938), когда она была «основным методом лечения психических расстройств», с одной стороны, и внешне брутальной процедурой, сопровождающейся выраженными судорогами, потерей сознания и остановкой дыхания у больных, - с дру-

гой [3]. Однако, по данным медицинской статистики, ЭСТ до настоящего времени остается довольно распространенным методом лечения разнообразных психических, неврологических и соматических заболеваний во многих странах мира [4]. Часто встречающиеся не совсем верные представления об ЭСТ у опрошенных могли сформироваться из материалов, представленных в учебнике психиатрии. В частности, допускается использование различных модификаций ЭСТ («с премедикацией миорелаксантами») как прием борьбы с терапевтической резистентностью, когда не помогает психофармакотерапия («средство последней надежды»). Описываемые возможные осложнения (длительные задержки дыхания после припадка, выраженная ретро- и антероградная амнезия, вывихи и переломы; тщательное соматическое обследование), необходимость аппарата искусственного дыхания могли способствовать представлениям о том, что ЭСТ вызывает повреждение мозга и что мучительная процедура, могущая привести к смерти, не должна проводиться несовершеннолетним и пациентам старше 65 лет [3].

Многочисленные публикации убедительно опровергают эти умозрительные представления. В исследованиях, проведенных с помощью компьютерной и магнитно-резонансной томографии [9], современных биохимических (С-реактивный белок, внутриклеточные энзимы: алкалинфосфотаза, лактатдегидрогеназа, аланин- и аспартатаминотрансфераза, креатинкиназа и др.) исследований [11], не подтверждается связь между ЭСТ и повреждением мозга. ЭСТ довольно часто используется для людей старше 65 лет, нередко - несовершеннолетних, а частота осложнений (0,3-0,5%) и смертельных исходов (0,00125-0,01%) достоверно уступает результатам психофармакотерапии [4]. Решающее влияние на оценки студентов оказывает общественное мнение и средства массовой информации. Устойчивые антипсихи-атрические настроения в обществе выражаются в ответах респондентов о проведении ЭСТ нелегально, для контроля и/или наказания агрессивных, непослушных больных, людей из группы социального риска, других злоупотреблениях. Под влиянием вышеприведенных аргументов формируется боязнь, страх, сильные предубеждения и, как следствие, отказ от проведения

ЭСТ у родственника, страдающего тяжелым психическим расстройством. Однако даже поверхностное знакомство с процедурой достоверно улучшает отношение к ЭСТ, что и было продемонстрировано в нашем исследовании на примере двух групп студентов. Многочисленные зарубежные работы подтверждают позитивное влияние образовательных программ [17] и специальных тренингов [7, 14] по ЭСТ на улучшение информированности и позитивного восприятия этого эффективного метода биологической терапии психически больных. До лекции 50,3% студентов имели позитивное отношение к ЭСТ, 43,5% - сдержанное и 6,2% - негативное, после - 78,1, 20,4 и 1,5% соответственно [15].

Таким образом, проведенное исследование позволило определить отношение студентов-медиков Чувашии к ЭСТ, изучить факторы, влияющие на формирование предубеждений и их преодоление (минимизацию). Посещение сеанса ЭСТ и получение релевантной информации значительно увеличивает число респондентов, позитивно и терпимо настроенных к внешне непрезентабельному, но эффективному методу лечения психических расстройств.

Литература

1. Голенков А.В. Уровень эмпатии у студентов-медиков: статика и динамика в процессе учебы //Личность в совр. исслед. : материалы науч.-практ. конф. Рязань, 2007. С. 188-190.

2. Голенков А.В., Крылов Д.Н., Иванов В.Н. Отношение студентов к электросудорожной терапии: до и после посещения сеанса // Акт. медико-биол. и психосоц. проблемы охраны психического здоровья: сб. науч. тр. Ижевск, 2008. С. 57-61.

3. Психиатрия: учебник для студ. мед. вузов; 3-е изд. /

М.В. Коркина [и др.]. М.: Медицина, 2006. 576 с.

4. Нельсон А.И. Электросудорожная терапия в психиатрии, наркологии и неврологии. М.: БИНОМ, 2005. 368 с.

5. AbbasM.., Mashrai N., Mohanna M. Knowledge of and attitudes toward electroconvulsive therapy of médical students in the United Kingdom, Egypt, and Iraq: a transcultural perspective // JECT. 2007. Vol. 3, N 4. P. 260-264.

6. Byrne P., Cassidy B., Higgins P. Knowledge and attitudes towards

electroconvulsive therapy among health care professionals and stu-

dents // JECT. 2006. Vol. 22, N 2. P. 133-138.

7. Chanpattana W. ECT knowledge in psychiatrists, psychiatry residents, and medical students: effect of training// J Med. Assoc. Thai. 1999. Vol. 82. N 8. P. 819-823.

8. Clothier J., Freeman T., Snow L. Medical student attitudes and knowledge about ECT // JECT. 2001. Vol. 17, N 2. P. 99-101.

9. Devanand D.P., DworkA.J., Hutchinson E.R. et al. Does ECT alter

brain structure? //Am. J. Psychiatry. 1995. Vol. 152, N 9. - P. 1403.

10. Gazdag G., Kocsis-Ficzere N., Tolna J. Hungarian medical students’ knowledge about and attitudes toward electroconvulsive therapy // JECT. 2005. Vol. 21, N 2. P. 96-99.

11. Giltay E.J., Kho K.H., Blansjaar B.A. Serum markers of brain-cell damage and C-reactive protein are unaffected by electroconvulsive therapy // World J. Biol. Psychiatry. 2008. Vol. 9, N 3. P. 231-235.

12. James B.O., Omoaregba J.O., Olotu O.S. Nigerian medical students attitudes to unmodified electroconvulsive therapy // JECT. 2008. Nov. 27.

13. McFarquhar T., Thompson J. Knowledge and attitudes regarding elec-troconvulsive therapy among medical students and general public // JECT. 2008. Vol. 24, N 4. P. 244-253.

14. Oldewening K., Lange R., Willan S. et al. Effects of an education training program on attitudes to electroconvulsive therapy // JECT. 2007. Vol. 23, N 2. P. 82-88.

15. Papakosta V., Zervas I., PehlivanidisA. et al. A survey of the attitudes of Greek medical students toward electroconvulsive therapy // JECT. 2005. Vol. 21, N 3. P. 162-164.

16. Walter G., McDonald A., Rev J., Rosen A. Medical students knowledge and attitudes regarding ECT prior to and after viewing ECT scenes from movies // JECT. 2002. Vol. 18, N 1. P. 43-46.

17. Teaching electroconvulsive therapy to medical students: effects of instructional method on knowledge and attitudes/ Warnell R.L. [et al.] // Academic Psychiatry. 2005. Vol. 29. P. 433-436.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.