Научная статья на тему 'Некоторые аспекты мнения врачей-психиатров о собственном имидже'

Некоторые аспекты мнения врачей-психиатров о собственном имидже Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
250
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙТИНГ ВРАЧА-ПСИХИАТРА / ОТНОШЕНИЕ К ПСИХИАТРИИ / ДОВЕРИЕ К ПСИХИАТРАМ / ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / АРХАИЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПСИХИАТРИЮ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Москвитина У. С., Руженков В. А.

Социологическим методом (анонимное анкетирование) опрошено 8о врачей-психиатров стационарных отделений и внебольничной лечебной сети Белгородской и Курской областей на предмет их представлений об имидже врача-психиатра. Описываются особенности личного имиджа врача-психиатра, а также имидж лечебного учреждения и медицинской психиатрической помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты мнения врачей-психиатров о собственном имидже»

УДК 616.89:174

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МНЕНИЯ ВРАЧЕЙ-ПСИХИАТРОВ О СОБСТВЕННОМ ИМИДЖЕ

Социологическим методом (анонимное анкетирование) опрошено 8о врачей-психиатров стационарных отделений и внебольничной лечебной сети Белгородской и Курской областей на предмет их представлений об имидже врача-психиатра. Описываются особенности личного имиджа врача-психиатра, а также имидж лечебного учреждения и медицинской психиатрической помощи.

Ключевые слова: рейтинг врача-психиатра, отношение к психиатрии, доверие к психиатрам, психические расстройства, архаичные взгляды на психиатрию.

Имидж - (от английского image - буквально образ) целенаправленно сформированный образ (какого-либо лица, явления, предмета), выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказать психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы[п]. Имидж можно назвать инструментом общения с массовым сознанием [ю]. Рассмотрение профессионального стиля врача, формирующего представление о нем в общественном сознании, в основном, происходило в рамках медицинской деонтологии или делового общения [7]. Именно медицинская деонтология занимается формированием и воспитанием морально-этических, эстетических и профессиональных качеств медицинского персонала [4]. Что касается врачей-психиатров [15], установлено, что имеющие более высокий медицинский стаж пользуются уважением у пациентов, но они так же отмечают более высокий уровень усталости от профессии и снижение стремления к самосовершенствованию. Молодые же психиатры отмечают низкий уровень доверия и уважения к ним, но при этом они полны энтузиазма и оптимизма. С повышением уровня стажа увеличивается усталость (27%), наступает ухудшение памяти (10%), неблагоприятно затрагивающие способность работы, ставя вопросы компетентности [16].

Некоторые исследователи говорят о «феминизации психиатрии». Так за период с 1974 по !999 год увеличился процент женщин выбирающих специальность психиатра с 37% до 67% [14]. Хотя женщины испытывают большее эмоциональное напряжение в связи с работой [12], они обладают рядом качеств [13], которые делают их хорошими психиатрами: высокий уровень эмпатичности, эмоциональность и чувствительность. Женщины выбирают эту специальность, потому что она лучше для семейной жизни так, как подразумевает иногда возможность частичной занятости [18]. Наряду с этим, в области психиатрии существует ряд проблем связанных с профессиональным выгоранием и снижением уровня удовлетворенности от своей работы [17].

Несмотря на широкую представленность в литературе имиджа различных специалистов: руководителя государственной службы [1], политика [8], педагога [5], преподавателя вуза [9], воспитателя дошкольного учреждения [2], менеджера [3], студента вуза [6] и др., работ, посвященных имиджу врача-психиатра в доступной нам литературе мы не обнаружили. В связи с этим, целью исследования было изучение представлений о собственном имидже врачей-психиатров для разработки рекомендаций по его совершенствованию и предупреждению синдрома эмоционального выгорания.

Материал и методы исследования. Основным методом исследования был социологический (анонимное анкетирование). В исследовании приняли участие 8о врачей психиатров (50 врачей-психиатров из Белгородской области и 30 врачей-психиатров, работающих в стационарном отделении Курской областной клинической психоневрологической больницы).

Анкета включала следующие разделы: социально-демографическая информация; представление о личном имидже врача-психиатра; представление о товарном

У.С.Москвитина ВА Руженков

Белгородский

государственный

университет

e-mail: X_tema@bk.ru

имидже терапевтических услуг, предоставляемых врачом психиатром; представление о корпоративном имидже специальности психиатрия. Всего анализировалось 38 параметров.

Результаты исследования и обсуждение. Большинство - 40,0% респондентов на момент исследования имели высшую врачебную категорию, 25,0% - не имели врачебной категории, 27,5% - имели вторую категорию и 7,5% - первую. Значительная часть респондентов (75%) работала в стационаре, 25% составили участковые врачи-психиатры.

Личный имидж врача-психиатра. Большинство - 84,4% исследуемых, предпочитают вести прием в белом халате, 13,9% в повседневной одежде, 1,3% в медицинской пижаме. Также большинство респондентов (78,8%) полагают, что врач-психиатр не должен одеждой и манерами отличаться от врачей других специальностей, а 21,3% придерживаются противоположной точки зрения.

Две трети исследуемых считают, что врач-психиатр должен жить в частном доме 66,3% или иметь и частный дом и квартиру 20,0% и лишь 13,8% хотели бы иметь хотя бы собственную квартиру.

Большинство опрошенных врачей-психиатров (72,4%), хотели бы иметь автомобиль иностранного производства, 21,3% - отечественный автомобиль, а 6,3% - полагают, что им не нужна машина.

Подавляющее большинство исследуемых (97,5%) считает, что у врача-психиатра должно быть хобби и он должен вести здоровый образ жизни, лишь 2,5% придерживаются противоположной точки зрения.

Большинство (78,8%) респондентов полагают, что голос врача-психиатра должен быть располагающим к общению, 13,8% - низким и спокойным и 7,5% - в зависимости от ситуации голос врача должен варьировать.

Что касается стиля общения, то поддерживающий выбирают 76,3%, рефлексивный - 12,4% и п>3% - в зависимости от ситуации.

Большинство (91,2%) респондентов полагают, что осанка врача-психиатра должна быть ровной, а походка уверенная, свободная, спокойная, а для 8,8% - это не важно.

С точки зрения профессионалов, помимо знаний в медицинской сфере, врач-психиатр должен обладать психотерапевтическими и психологическими навыками (22,3% и 20,6% соответственно). Около 19,4% респондентов полагают, что врачу-психиатру так же необходимы знание наркологии, 15,7% - юриспруденции, 15,1% - геронтологии, 4,9% - антропологии; только 2% респондентов считает, что психиатру достаточно владеть только медицинскими знаниями.

Значительное количество респондентов (70,9%) убеждены, что врачу психиатру необходимо знание иностранных языков, и только 21,9% - придерживаются противоположной точки зрения. При этом 66,2% полагает, что у врача-психиатра нет необходимости в получении научного звания, ученой степени, хотя около трети опрошенных 33,8% наоборот считает это необходимым фактором.

При изучении мнения врачей-психиатров о товарном имидже терапевтических услуг, предоставляемых ими, выявлено следующее.

Подавляющее большинство исследуемых (93,8%) полагает, что они оказывают медицинскую помощь и лишь 6,2% считает, что врачи-психиатры оказывают медицинские услуги. Более трети психиатров (34,2%) считают, что общество относится к специалистам этого профиля с недоверием, а 32,9% - откровенно с настороженностью и страхом и только 28% - с уважением; для 4,9% опрошенных - не имеет значения как общество относится к их деятельности.

Что касается эффективности работы врача-психиатра с точки зрения общества, то в 52,5% она считается эффективной, в 40,0% - неэффективной, а 7,5% респондентов затруднялись ответить на этот вопрос. Наиболее востребован (73,4%) населением врач-психиатр, ведущий прием в государственном ечебном учреждении, и только 24,1% - в частной клинике; 2,5% затруднялись ответить на данный вопрос.

При изучении мнения врачей-психиатров о корпоративном имидже психиатрии как специальности, выявлено следующее. Большинство врачей-психиатров (68,8%) считают, что они не должны отличаться от врачей других специальностей, а 31,2% опрошенных полагают, что от врачей других специальностей, врач-психиатр должен отличаться умением выслушать, хранить конфиденциальную информацию, обладать выдержкой и терпением, а так же контролировать контакт в зависимости от состояния пациента.

С точки зрения большинства (86,2%) врачей-психиатров, пациенты обращаются к специалистам, которые имеют хорошие отзывы; около 7,5% считают, что к тем, кто имеет престижное образование и ученое звание, 3,8% - имеют руководящую должность и 2,5% - респектабельно выглядят.

Более половины опрошенных (57,0%) считают психиатра врачом, специалистом в области одной из отраслей медицины; в то же время 24,3% считают, что врач-психиатр, прежде всего психолог, 13,1% - философ, 3,7% - ремесленник, 1,9% - специалист, сочетающий в себе качества многих медицинских и психологических специальностей.

На вопрос о том, какой врач-психиатр наиболее востребован у пациентов, респонденты отвечали следующим образом: 28,8% - «квалифицированный и грамотный специалист»; 13,8% - «внимательный, чуткий, добрый»; 12,5% - «имеющий положительные отзывы от пациентов»; 11,3% - «спокойный, уверенный»; 2,6% - «справедливый»; 2,5% - «принимающий в частной клинике» в противоположность этого мнения так же 2,5% - «работник стационара»; 2,5% - «любящий свою профессию»; 2,2% -«обеспеченный». Только 21,3% - затруднялись дать какие-либо определенные характеристики.

Более трети респондентов (35,0%) затрудняются ответить, в чем заключается личностное своеобразие врача-психиатра, хотя 26,3% считают, что врач-психиатр обладает «эмоциональной устойчивостью, терпением и доброжелательностью»; 7,6% -«философским мышлением»; 6,4% - «гармоничной, эрудированной и развитой личностью»; 6,3% - «склонностью оценивать всех людей сквозь призму своей профессии»; 5,0% - «любить свою работу» и 5% быть «независимым во взглядах на жизнь и медицину»; 2,5% - «не иметь личных проблем» и обладать «повышенной интуитивностью -2,5%. Лишь 3,4% врачей-психиатров считают, что они не обладают каким-либо личностным своеобразием.

Более половины - 63,8% врачей-психиатров считают, что их специальность «не обязательно» оказывает негативное воздействие на их психику, 23,8% - подтверждают присутствие негативного влияния и 12,5% - уверены в том, что работа в области психиатрии не является вредной для ментального здоровья.

Что касается профессиональной деформации личности врача-психиатра, то 61% респондентов уверены в ее наличии и считают, что она возникает 3-20 лет работы; 32,2% считают, что такого явления не существует («не возникает никогда») и 7,5% -затруднялись ответить на этот вопрос. Содержанием профессиональной деформации с точки зрения врачей-психиатров является: 18,8% - «эмоциональное выгорание, безразличие, цинизм»; 11,3% - «профессиональный взгляд на людей, которые попадают в поле зрения психиатра, пресыщение общением»; 5,0% - снижение интереса к работе и личностному росту; 5,0% - «психопатизация личности»; 1,3% - механизмы психологической защиты; 1,3% - индуцированность. В то же время 13,5% врачей-психиатров полагают, что вообще не существует профессиональной деформации, а 43,8% - затруднялись с ответом.

Среди рейтинга престижности медицинских специальностей, с точки зрения врачей-психиатров, психиатрия занимает 2 место, уступая лишь стоматологии (из 9 предложенных для ранжирования специальностей). Наибольшей оплаты труда, по мнению врачей-психиатров, заслуживают хирурги и сами же врачи психиатры.

Таким образом, в результате исследования установлено, что большинство врачей-психиатров считают себя специалистами в области одной из весьма престижных областей медицинской науки с достаточно высокой эффективностью оказываемой по-

мощи. Предпочтение отдается традиционной форме профессиональной одежды (белый халат), поддерживающий стиль общения, желателен частный дом и автомобиль иностранного производства. Почти 15% врачей-психиатров не имеют собственного жилья, что может сказаться негативно на их профессиональном росте и ускорить профессиональную деформацию.

В рейтинге медицинских специальностей психиатрия, с точки зрения профессионалов находится на 2 месте. Одним из основных профессиональных требований является компетентность в области смежных дисциплин и знание иностранного языка. Для востребованности пациентами, необходимы хорошие отзывы пользователей. Предпочтение отдается работе в государственном лечебном учреждении, что является свидетельством не готовности к частной практике. Большинство врачей-психиатров знакомы с особенностями профессиональной деформации, и несмотря на то, что общество относится к психиатрии с недоверием и опасением, тем не менее, преданы своему делу.

В плане совершенствования имиджа врача-психиатра необходимо в первую очередь улучшение материально-технической базы психиатрической службы, приведение производственных площадей в соответствие с санитарными нормами, а заработной платы к уровню развитых стран. Психиатрическая служба и оказываемая помощь должны стать открытыми для широкой общественности, в том числе и посредством освещения в средствах массовой информации достоверных сведений о ее деятельности и имеющихся положительных результатах. В целях профилактики синдрома эмоционального выгорания целесообразно ввести в стандарт подготовки врача-психиатра одно из направлений современной психотерапии, предпочтительно психодинамического направления с тем, чтобы имелась возможность в периоды прохождения курсов повышения квалификации и тренингов разрешать накопившиеся негативные эмоциональные переживания и психологические проблемы. Кроме того, важным фактором профилактики синдрома эмоционального выгорания была бы периодическая смена деятельности стационар - внебольничное звено (с частотой 1 раз в 2 года). С одной стороны, такая тактика повысила бы профессионализм, с другой - препятствовала бы однообразию работы и накоплению негативных эмоций.

Литература

1. Ананьева, С. Е. Формирование имиджа руководителя в государственной службе [Текст] : дис.... канд. социол. наук : 22.00.08 / С. Е. Ананьева. - М., 1996. - 171 с.

2. Апраксина, М. В. Имидж воспитателя дошкольного учреждения как педагогическая проблема [Текст] : дис.... канд. пед. наук : 13.00.01 / М. В. Апраксина. - М., 2000. - 134 с.

3. Безниско, Л. А. Социально-психологическое содержание имиджа успешного менеджера [Текст] : автореферат дис.... кандидата психологических наук : 19.00.05. / ЛА. Безниско. -Ярославль, 2007-26 с.

4. Белорусов, О. С. Деонтология в медицине : В2т. [Текст] : Под общ. ред. [и с предисл.] Б. В. Петровского; АМН СССР. Т. 1.0бщая деонтология / О. С. Белорусов, И. В. Богорад, Н. П. Бочков и др. - М.: Медицина, 1988 - 347 с.

5. Варданян, М. Р. Имидж педагога как фактор здоровьесбережения субъектов образовательного процесса в основной школе [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / М. Р. Варданян ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2007. - 24 с.

6. Жеребненко, О. А. Социально-психологические особенности развития имиджа студента вуза [Текст] : автореф. дис.... канд. психол. наук : 19.00.05 / О. А. Жеребненко ; Курск, гос. ун-т. - Курск, 2008. - 21 с.

7. Кузин, Ф. А. Культура делового общения : практ. пособие / Ф. А. Кузин. - 6 изд., пере-раб. и доп. - М.: Ось-89, 2002. - 319 с.: ил.

8. Отц, Е. В. Имидж политического лидера и социально-психологические особенности его влияния на отношения электората [Текст] : автореф. дис ... канд. психол. наук : 19.00.05 / Е. В. Отц ; Гос. ун-т упр. - М., 2005. - 23 с.

9. Попова, О. И. Имидж преподавателя вуза: пробл. трансформации в соврем. России [Текст] : автореф. дис.... канд. социол. наук : 22.00.04 / О. И. Попова ; Урал. акад. гос. службы. -Екатеринбург, 2007. - 22 с.

10. Почепцов, Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов / Г. Г. Почепцов. -6-е изд., доп. - М.: Рефл-бук : Ваклер, 2005. - 638 с.: табл. - (Образовательная б-ка).

11. Современный словарь иностранных слов [Текст] : ок. 20 ООО слов / Н. М. Ланда [и др.] ; вед. ред. Л. Н. Комарова. - СПб.: Дуэт : Комета, 1994. - 740 с.

12. A survey of stress in psychiatrists working in the Wessex Region / S. Rathod, L. Roy, M. Ramsay [et al.] // Psychiatric Bulletin. - 2000. - Vol. 24, is. 4. - P. 133-136.

13. Bloch, S. The art of psychiatry / S. Bloch // World Psychiatry. - 2005. - Vol. 4, is. 3. -

P. 130-134.

14. Career choices for psychiatry: national surveys of graduates of 1974-2000 from UK medical schools / M. J. Goldacre, G. Turner, S. Fazel [et al.] // Br. J. Psychiatry. - 2005. - Vol. 186, is. 2. -P. 158-164.

15. Draper, B. The Senior Psychiatrist Survey I: age and psychiatric practice / B. Draper, S. Winfield, G. Luscombe // Aust. NZJ Psychiatry. - 1999. - Vol. 33, is. 5. - P. 701-708.

16. Draper, B. The older psychiatrist and retirement / B. Draper, S. Winfield, G. Luscombe // Int. J. Geriatr. Psychiatry. - 1997. - Vol. 12, is. 2. - P. 233-239.

17. Psychiatrists in New Zealand: are they burning out, satisfied at work and, in any case, who cares? / S. Kumar, R. N. Bhagat, T. Lau [et al.] // Australasian Psychiatry. - 2006. - Vol. 14, is. 1. -P. 20-23.

18. Wilson, S. The feminisation of psychiatry: changing gender balance in the psychiatric workforce / S. Wilson, J. M. Eagles // Psychiatric Bulletin. - 2006. - Vol. 30, is. 9. - P. 321-323.

SOME ASPECTS OF OPINION OF DOCTORS-PSYCHIATRISTS ABOUT OWN IMAGE

U.S.Moskvitina V.A.Ruzhenkov

Eighty (80) doctors-psychiatrists of the inpatient units and of the extrahospital networks of Belgorod and Kursk region were interviewed about its representation of own image by sociologic method (anonymous questioning). Specifics of personal image of the doctor-psychiatrist, and also image of medical institution and the medical psychiatric help are described.

Belgorod

State

University

Key words: rating of psychiatrists, attitude to psychiatry, trust to psychiatrists, mental diseases, an archaic view of psychiatry.

e-mail: X_tema@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.