Научная статья на тему 'Отдельные аспекты стигматизации психических больных и психиатрии среди студентов-медиков'

Отдельные аспекты стигматизации психических больных и психиатрии среди студентов-медиков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
780
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИГМА / СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ / СТИГМАТИЗИРУЮЩЕЕ ОТНОШЕНИЕ / ПСИХИАТРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / STIGMA / MEDICAL STUDENTS / STIGMATIZING ATTITUDES / MENTAL HEALTH EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дмитриев Максим Николаевич, Санников Александр Николаевич

В статье приведены современные данные международной и российской литературы, посвященные проблеме стигматизации психических заболеваний, психически больных людей, психиатрии и психиатров со стороны студентов-медиков. Дискутируется вопрос о психиатрических знаниях и подготовке в рамках программы обучения как достаточного фактора для снижения стигмы. Представлены результаты анкетирования студентов Ростовского медицинского университета по проблеме социальных представлений о психическом здоровье. Для оценки отношения студентов-медиков к пациентам с психическими расстройствами, психиатрии и психическим заболеваниям и убеждениям об их причинах до и после их участия в курации по психиатрии был применен опросник из 11 утверждений. Анализ результатов показал снижение стигматизации только в кластере «небиологические представления о психическом заболевании» после прохождения курации. Завершение обучения по психиатрии не изменило, а по ряду вопросов даже увеличило частоту дискриминирующих суждений. В статье рассматриваются возможные причины таких результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дмитриев Максим Николаевич, Санников Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERTAIN ASPECTS OF THE STIGMA TOWARDS PEOPLE WITH MENTAL ILLNESS AND PSYCHIATRY AMONG MEDICAL STUDENTS

This article describes the modern data of international and Russian literature on the stigma of mental illness, mentally ill people, psychiatry and psychiatrists by medical students. The issue discussed about psychiatric knowledge and training in the curriculum as a sufficient factor for reducing stigma. The results were presented of a questionnaire survey of students of Rostov Medical University on the social perceptions of mental health. A 11-item questionnaire was used to assess the attitudes of medical students towards psychiatric patients, psychiatry and mental Illness and their beliefs, about its causes before and after their participation in their psychiatric clerkship. Analysis of the results show a reduction in stigma only cluster "non-biological beliefs of mental illness" after the clerkship. Completion of training in psychiatry has not changed, and even on a number of issues increased the frequency of the discriminatory judgements. This article discusses the possible reasons for such results.

Текст научной работы на тему «Отдельные аспекты стигматизации психических больных и психиатрии среди студентов-медиков»

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СТИГМАТИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ И ПСИХИАТРИИ

СРЕДИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

М. Н. Дмитриев, А. Н. Санников

Аннотация. В статье приведены современные данные международной и российской литературы, посвященные проблеме стигматизации психических заболеваний, психически больных людей, психиатрии и психиатров со стороны студентов-медиков. Дискутируется вопрос о психиатрических знаниях и подготовке в рамках программы обучения как достаточного фактора для снижения стигмы. Представлены результаты анкетирования студентов Ростовского медицинского университета по проблеме социальных представлений о психическом здоровье. Для оценки отношения студентов-медиков к пациентам с психическими расстройствами, пси-

хиатрии и психическим заболеваниям и убеждениям об их причинах до и после их участия в курации по психиатрии был применен опросник из 11 утверждений. Анализ результатов показал снижение стигматизации только в кластере «небиологические представления о психическом заболевании» после прохождения курации. Завершение обучения по психиатрии не изменило, а по ряду вопросов даже увеличило частоту дискриминирующих суждений. В статье рассматриваются возможные причины таких результатов.

Ключевые слова: стигма, студенты-медики, стигматизирующее отношение, психиатрическое образование.

CERTAIN ASPECTS OF THE STIGMA TOWARDS PEOPLE WITH MENTAL ILLNESS AND

PSYCHIATRY AMONG MEDICAL STUDENTS

M. N. Dmitriev, A. N. Sannikov

Annotation. This article describes the modern data of international and Russian literature on the stigma of mental illness, mentally ill people, psychiatry and psychiatrists by medical students. The issue discussed about psychiatric knowledge and training in the curriculum as a sufficient factor for reducing stigma. The results were presented of a questionnaire survey of students of Rostov Medical University on the social perceptions of mental health. A 11-item questionnaire was used to assess the attitudes of medical

students towards psychiatric patients, psychiatry and mental Illness and their beliefs, about its causes before and after their participation in their psychiatric clerkship. Analysis of the results show a reduction in stigma only cluster "non-biological beliefs of mental illness" after the clerkship. Completion of training in psychiatry has not changed, and even on a number of issues increased the frequency of the discriminatory judgements. This article discusses the possible reasons for such results.

Keywords: stigma, medical students, stigmatizing attitudes, mental health education.

В последние десятилетия во всем мире отмечается значимый рост научных публикаций, посвященных психолого-социальной проблеме стигматизации, чаще в связи с определенными дезадаптирующими психическими и соматическими заболеваниями [1]. В психиатрии это связано с сохраняющимся предвзятым негативным отношением в обществе к психическим заболеваниям как таковым, к людям, ими болеющим, и к врачам, осуществляющим соответствующую помощь [2, 3, 4]. Стигматизация существует практически во всех странах [5] и связана с множеством факторов [6]. Их диапазон чрезвычайно широк: от гендерной, этнической, профессиональной принадлежности до индивидуальных особенностей личности, уровня образования, анамнестической отягощенности, а также устойчивых семейных, кросс-культуральных и религиозных традиций общества; вида и объема медицинских вмешательств [1, 2, 3, 7, 8, 9].

Особое место здесь занимают медицинские работники и люди, помогающие психически больным. Так, существуют данные, что врачи могут иметь более предвзятое или негативное отношение к пациентам с психическими расстройствами, чем среднестатистический гражданин [10]. Во многих странах изучается проблема психиатрической стигматизации со стороны терапевтов и врачей первичного звена (общей практики), нарушение адекватного профессионального взаимодействия с центрами, оказывающими специализированную помощь [11, 12]. Изучая один из самых болезненных для общественного сознания вопросов — фармакотерапию психозов, — исследование

О. В. Башмаковой и соавторов выявило близость оценочных суждений врачей и больных неврозами, органическим расстройством личности [13]. Проблема неадекватного подхода к людям, страдающим психозами, может встречаться со стороны социальных работников системы Министерства труда и социального развития [14].

Необходимо формировать современный гуманистический научно обоснованный подход как к самой психической болезни, имеющей биологическую природу, так и к людям, которые вовлечены в ее «орбиту» — сами пациенты, их родственники и медицинские работники. Важную роль в дестигматизации может играть адекватное, в том числе медицинское, образование и просветительский подход [15, 16]. Существует мнение, что формальное прослушивание курса психиатрии незначительно изменяет общепопуля-ционные представления и установки [17, 18]. Косвенно это подтверждает проведенный в 2017 году в Чешской республике интернет-опрос студентов и сотрудников медицинского факультета университета, по результатам которого преподаватели имели большую распространенность стигматизирующего отношения, чем их студенты [19].

Преодоление существующих негативных установок и стереотипов в области психиатрии необходимо начинать в школьный и студенческий периоды [20]. Большую роль играют непредвзятые и гуманистические установки со стороны студентов-медиков. Сам факт дискриминирующего отношения со стороны начинающих врачей к определенной, достаточно большой группе своих сограждан и определенной профессиональной группе коллег может

быть как способом дезадаптивного совладания с собственными фобиями [1], так и показателем невысокого уровня знаний и навыков в области психиатрии. Эта проблема актуальна для современной медицинской молодежи и изучается во многих странах мира [19, 21—25]. Исследования по данной тематике проводились в различных городах России в различные годы [17, 26, 27, 28] и показали неоднозначность полученных результатов.

В связи с актуальностью обозначенного вопроса на базе Ростовского государственного медицинского университета (РостГМУ) в 2019 году было проведено собственное исследование. Целью исследования служила оценка частоты стигматизированного отношения к психически больным и предмету «психиатрия» среди студентов, а также влияние курации по психиатрии на эти показатели.

Исследование проводили путем анкетирования студентов 2—6 курсов различных факультетов РостГМУ. Возраст студентов колебался от 18 до 24 лет. Всего было опрошено 200 человек, в том числе 73 мужчины (36,5%) и 127 женщин (63,5%). Для анкеты были отобраны 11 вопросов из опросника «Социальные представления о психическом здоровье» [29], отражающих следующие кластеры стигматизации:

• контроль и отвержение по отношению к больным

(вопросы 1—6);

• отношение к психиатрии (вопрос 7);

• агрессивное неприятие (вопросы 8—10);

• небиологические представления о психическом заболевании (вопрос 11).

Образец анкеты представлен в таблице 1. Было сформировано 2 группы: первая — студенты 2—4 курсов, не проходившие курацию по психиатрии, и вторая — студенты 5—6 курсов, прошедшие курацию по психиатрии. В первую группу вошло 148 студентов, в том числе 93 женщины (62,8%) и 55 мужчин (37,2%). Вторую группу составили 52 человека, в том числе 34 женщины (65,4%) и 18 мужчин (34,6%).Результаты анкетирования представлены в таблице 2.

Для статистической обработки результатов между группами использовалась программа SPSS 22.0, непараметрический критерий Манна — Уитни. При сравнении средних значений в двух независимых выборках по вопросу 7 были обнаружены статистически значимые различия в каждом варианте ответов (уровень значимости p=0,000). Также достоверные различия с уровнем значимости p=0,000 были выявлены в ответах «Да» вопроса 11. Во всех остальных случаях при попарном сравнении независимых выборок ответов между группами статистически значимых различий не обнаружено.

Как видно из полученных результатов, у современных студентов-медиков существует диапазон оценочных

Таблица 1

ОПРОСНИК ОТНОШЕНИЯ К ПСИХИЧЕСКИМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ, ПАЦИЕНТАМ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ И ПСИХИАТРИИ

Вопросы Варианты ответа

Да Нет Не знаю

1. Психически больные люди опасны?

2. Психически больной не может учиться в вузе?

3. Психически больные не должны иметь детей?

4. Психически больных людей необходимо изолировать?

5. Я бы согласился, чтобы человек с психическим расстройством входил в компанию моих друзей

6. Я бы согласился, чтобы человек с психическим расстройством был моим коллегой по работе

7. Психиатрия используется для подавления инакомыслящих?

8. У меня психически больные вызывают в основном неприязнь

9. Если выяснится, что мой знакомый заболел психически, я прекращу с ним общаться

10. Психически больные — обуза для общества, поэтому их надо уничтожать

11. Психическая болезнь — результат безволия, слабого характера

Таблица 2

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ (%)

Вопросы Первая группа (г 1=148) Вторая группа (п=52)

Да Нет Не знаю Да Нет Не знаю

1. Психически больные люди опасны? 35,1 16,2 48,7 46,2 19,2 34,6

2. Психически больной не может учиться в вузе? 17,6 54,7 277 19,3 53,8 26,9

3. Психически больные не должны иметь детей? 17,6 53,4 29,0 19,2 50,0 30,8

4. Психически больных людей необходимо изолировать? 19,0 54,0 270 23,0 55,8 21,2

5. Я бы согласился, чтобы человек с психическим расстройством входил в компанию моих друзей 47,3 28,4 24,3 48,2 23,0 28,8

6. Я бы согласился, чтобы человек с психическим расстройством был моим коллегой по работе 36,9 52,0 11,1 34,6 34,6 30,8

7. Психиатрия используется для подавления инакомыслящих? 14,2* 58,8* 27,0* 65,5* 23,0* 11,5*

8. У меня психически больные вызывают в основном неприязнь 10,8 73,6 15,6 1,7 73,1 19,2

9. Если выяснится, что мой знакомый заболел психически, я прекращу с ним общаться 2,8 871 10,1 5,8 90,4 3,8

10. Психически больные — обуза для общества, поэтому их надо уничтожать 1,4 93,9 4,7 1,9 90,4 1,7

11. Психическая болезнь — результат безволия, слабого характера 74* 81,8 10,8 1,9* 90,4 1,7

Примечание: * — статистически значимые различия.

мнении и представлении по различным аспектам психических заболеваний. Значительная часть интервьюентов из обеих групп продемонстрировала негативное и настороженное отношение и отвержение по отношению к психически больным людям.

В кластере «контроль и отвержение по отношению к больным» в первои группе треть студентов видят в пациентах опасность; каждый шестой опрошенный полагает приемлемым применение дискриминационных мер в профессиональной сфере и ограничение репродуктивности; почти каждый пятый считает возможным изоляцию психически нездоровых людей. Почти треть опрошенных не желает дружеского общения, а половина — негативно относится к возможности совместной работы. Прохождение курации по психиатрии не изменило, а по ряду вопросов даже увеличило частоту дискриминирующих суждений.

В кластере «отношение к психиатрии» частота негативного отношения резко и достоверно повысилась в 4 раза у старшекурсников (вторая группа), составив практически половину ответов.

В кластере «агрессивное неприятие» был наименьший процент стигматизирующих положительных ответов. Однако здесь также по вопросам 9 и 10 была некоторая тенденция к росту утвердительных мнений во второй группе. Отдельно останавливаясь на вопросе 10, хотелось подчеркнуть недопустимость в любой культурной, а тем

более медицинской среде таких человеконенавистнических взглядов, аналогичных позиции фашистской Германии [30]. Тем не менее, 1,4% и 1,9% опрошенных (1—2 студента из соответствующих выборок) придерживались именно такой точки зрения.

Единственной позитивной (дестигматизирующей) динамикой можно считать результаты в кластере «небиологические представления о психическом заболевании», которая заключалась в достоверном снижении частоты неадекватных представлений о природе психических расстройств в группе студентов, прошедших обучение по психиатрии.

Анализируя полученные данные, можно согласиться с мнением коллег из Белгородского университета [17], что отношение студентов медицинских вузов в большей степени формируют существующие негативные общественные стереотипы, а не знания, полученные по предмету. Также фактором, усиливающим стигматизацию, может быть практика курации пациентов с тяжелыми психическими расстройствами, а также традиция размещения кафедр на базе психиатрических стационаров закрытого типа [17]. Важно, по каким представлениям происходит формирование обобщающего мнения о психозах у будущих врачей. Многие зарубежные авторы подчеркивают, что сам факт прохождения обучения по психиатрии и получение большего объема специализированной информации может оказывать значительную роль в снижении

стигматизирующего и дискриминирующего отношения [20, 31, 32, 33]. Могут существовать разновекторные изменения стигмы в зависимости от отдельных клинических форм психоза. По данным Jiro Takeuchi и Yu Sakagami (2018), более высокий уровень информированности по проблематике шизофрении у студентов коррелировал с усилением стигматизации, в то же время углубленное изучение депрессии привело к снижению стигматизирующего отношения [24].

Представляется важным не просто получение будущими врачами теоретических знаний о психических заболеваниях, но и непосредственный контакт с пациентами [22]. В качестве эффективной современной модели здесь рассматривается достаточно длительная работа студентов в качестве помощника врача-психиатра или куратора (clerkship) в рамках университетских программ подготовки врачей различных специализаций [32, 33, 34].

Хотелось бы остановиться на необходимой длительности изучения психиатрии, которая существует в различных государствах и позволяет подготавливать врачей, адекватно ориентирующихся в вопросах охраны психического здоровья. Приведем данные по отдельным странам:

Китай......................................................8 недель [33];

Австралия.............................................8 недель [32];

Франция...............................................11 недель [31];

Южная Африка.....................................7 недель [35];

Греция...................................................4 недели [23].

В России длительность клинического этапа изучения психиатрии студентами 5 курсов медицинских вузов, как правило, меньше. Приведем количество времени фактического преподавания студентам специальности «психиатрия» без учета времени самоподготовки, то есть длительность самой курации, указанной в расписании предметов, в некоторых медицинских вузах России (сведения из открытых источников):

• Пермский ГМУ — 2 недели практических занятий + 12 лекций;

• Дагестанский ГМУ — 3 недели (64 часа практических занятий + 16 лекций);

• Ростовский ГМУ — 2 недели (включая лекции);

• Тверской ГМУ — 2 недели практических занятий + 14 лекций;

• Первый Московский ГМУ — 6 ЗЕД (ЗЕД — зачетные единицы, сопоставимо с 1 неделей);

• Волгоградский ГМУ — 5 ЗЕД (68 часов практических занятий + 14 лекций);

• Сибирский ГМУ — 18 дней практических занятий + 14 лекций;

• Приволжский ИМУ — 5 ЗЕД (68 часов практические занятия + 14 лекций).

Из приведенных данных следует, что время, проводимое студентами на кафедрах с преподавателями, весьма разнообразно, но в целом не превышает 3 недели. За этот период студент должен не только освоить программу дисциплины, но и выработать свое отношение к предмету или определенной медико-социальной проблематике. Сформированный в студенчестве паттерн понимания

и реагирования может быть предопределяющим во всей дальнейшей карьере. Поэтому сжатые сроки обучения являются значимым фактором, который не позволяет преподавателям детально раскрыть важные гуманистические аспекты оказания психиатрической помощи.

Кроме того, как показало исследование Korszun A. и соавторов (2012) на большой выборке студентов-медиков из Великобритании, на формирование отношения к пациентам с проблемами психического здоровья в большей степени могут оказывать влияние не объем полученных медицинских знаний, но гендерные и этно-культуральные факторы, а также личная или семейная сопричастность с психическими заболеваниями [36]. Анализ анкетирования бразильских студентов показал, что непосредственное участие в практической работе с пациентами в рамках психиатрической стажировки способствовало значимой редукции только одного из четырех кластеров стигматизации пациентов [37]. Поэтому актуальными остаются разработка и внедрение в практику различных программ по снижению предвзятого и дискриминирующего отношения в среде медицинских работников [38].

Продолжается поиск новых форматов, способных формировать гуманистический и одновременно научно обоснованный подход к проблематике психических заболеваний у молодежи. Одной из таких форм внеаудиторной работы со студентами было их добровольное участие в качестве волонтеров в работе Школы психического здоровья, которая существовала 15 лет — с 2002 по 2017 годы — в Ростове-на-Дону на базе одного из частных медицинских центров [39, 40]. Она объединяла врачей, студентов медицинского университета, пациентов и их родственников. Не ставя целью облигатную привязку к карьере психиатра, молодые врачи учились строить и вести публичные дискуссии по проблемам диагностики, терапии различных психических и психосоматических заболеваний, особенностей ухода за людьми с тяжелыми расстройствами. Проведение презентаций в режиме круглого стола, участие в интернет-форуме помогало вырабатывать непредубежденное отношение даже к оппонентам, стимулировало раскрытие творческого потенциала. А главное — молодые доктора учились видеть в своих собеседниках людей и личностей, а не просто психически больных пациентов. Многие из студентов — участников этого проекта впоследствии избрали карьеру психиатров. Поэтому организация и широкое привлечение различных волонтерских проектов к помощи психически больным людям и их родственникам может рассматриваться в России как одно из наиболее реально реализуемых и перспективных направлений психиатрической дестигматизации.

Люди с серьезными психическими расстройствами имеют более высокий уровень заболеваемости и смертности, чем население в целом [38]. Интеграция разных стратегий для преодоления стигмы в отношении психических заболеваний и психиатрии важна для всех будущих врачей, независимо от выбранной ими специальности. Выработка дестигматизирующих убеждений и навыков лучше подготовит выпускников к практической работе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бовина И. Б. Стигматизация: социально-психологические аспекты. Часть 2 / И. Б. Бовина, Б. Г. Бовин // Психология и право. — 2013. — №4. — С. 1—10.

2. Серебрийская Л. Я. Социальные представления о психически больных в контексте проблемы стигматизации / Л. Я. Серебрийская // Журнал неврологии и психиатрии. — 2005. — №3. — С. 47—54.

3. Коцюбинский А. П. Стигматизация и дестигматизация при психических заболеваниях / А. П. Коцюбинский, Б. Г. Бутома, В. В. Зайцев // Социальная и клиническая психиатрия. — 1999. — Т. 9. — №3. — С. 9—14.

4. Дмитриева Т. Б. Альянс права и милосердия. О проблеме прав человека в психиатрии / Т. Б. Дмитриева. — М.: Наука, 2001. — 156 с.

5. Corrigan P. Understanding the impact of stigma on people with mental illness / P. Corrigan, A. Watson // World Psychiatry. — 2002. — Vol. 1 (1). — P. 16—20.

6. Факторы стигматизации лиц с психическими расстройствами: Методические рекомендации / В. С. Ястребов, И. И. Михайлова,

0. А. Гонжал, С. А. Трущелев. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. — 22 с.

7. Мелик-Пашаян А. Э. Опыт стигматизации больных шизофренией в Республике Армения и Республике Беларусь / А. Э. Мелик-Па-шаян, Е. В. Миронова // Психиатрия и психофармакотерапия. — 2013. — Т. 15. — №3. — С. 68—72.

8. Evolution of public attitudes about mental illness: a systematic review and meta-analysis / G. Schomerus, C. Schwahn, A. Holzinger [et al.] // Acta Psychiatr Scand. — 2012. — Vol. 125. — P. 440—452. doi: 10.1111/j.1600—0447.2012.01826.x.

9. Stigma of Mental Illness in Germans and Turkish Immigrants in Germany: The Effect of Causal Beliefs / U. Von Lersner, J. Gerb, S. Hizli [et al.] // Front. Psychiatry. — 2019. — 10:46. doi: 10.3389/fpsyt.2019.00046.

10. A controlled trial of general practitioners' attitudes to patients with schizophrenia / S. M. Lawrie, C. Parsons, J. Patrick [et al.] // Health Bulletin. — 1996. — Vol. 54. — P. 201—203.

11. Stigmatizing attitudes of primary care professionals towards people with mental disorders: a systematic review / A. O. Rojas-Vistorte, W. Silva-Ribeiro, D. Jaen [et al.] // Int. J. Psychiatry Med. — 2018. — Vol. 53 (4). — P. 317—338.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Attitudes of primary care physicians towards patients with mental illness in Hong Kong / T. P. Lam, K. F. Lam, E. W. W. Lam, Y. S. Ku // Asia Pac. Psychiatry. — 2012. — Vol. 5: E19-E28.

13. Компоненты социального образа фармакотерапии шизофрении / О. В. Башмакова, Д. Г. Семенихин, А. М. Карпов, Л. В. Кузнечен-кова // Психическое здоровье. — 2018. — Т. 16. — №2 (141). — С. 40—48.

14. Гурович И. Я. Проблема стигмы и дискриминации больных шизофренией и их родственников, возможные пути преодоления / И. Я. Гурович, Е. М. Кирьянова и др. // Социальная и клиническая психиатрия. — 2003. — Т. 13. — №3. — С. 26—30.

15. Public education for community care: a new approach / G. Wolff, S. Pathare, T. Craig [et al.] // British Journal of Psychiatry. — 1996. — Vol. 168. — P. 141—147.

16. Intervention for reducing stigma: assessing the influence of gender and knowledge / F. Martinez-Zambrano, E. Garcia-Morales, M. Garcia-Franco [et al.] // World J. Psychiatry. — 2013. — Vol. 3 (2). — P. 18—24.

17. Руженков В. А. Рейтинг врача-психиатра и отношение к психиатрии студентов медицинского факультета / В. А. Руженков, У. С. Москвитина // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. — 2010. — №3. — С. 42—45.

18. Ржевская Н. К. Стигма и проблемы организации медицинской помощи лицам с психическими расстройствами, сочетающимися с соматической патологией / Н. К. Ржевская, В. А. Руженков // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация. — 2012. — №10 (129). — С. 5—11.

19. Mental illness stigma among medical students and teachers / M. Janouskova, A. Weissova, T. Formanek [et al.] // Int. J. Soc. Psychiatry. —

2017. — Vol. 63 (8). — P. 744 —751. doi: 10.1177/0020764017735347.

20. Impact of a Mental Health Curriculum on Knowledge and Stigma Among High School Students: A Randomized Controlled Trial / R. Milin, S. Kutcher, S. P. Lewis [et al.] // J. Am. Acad. Child. Adolesc. Psychiatry. — 2016. — Vol. 55 (5). — P. 383—391. e1. doi: 10.1016/j.jaac.2016.02.018.

21. Chiles C. Attitudes of students at a US medical school toward mental illness and its causes / C. Chiles, E. Stefanovics, R. Rosenheck // Acad. Psychiatry. — 2017. — Vol. 41 (3). — P. 320—325.

22. Up close and personal: medical students prefer face-to-face teaching in psychiatry / L. Lampe, C. Coulston, G. Walter, G. Malhi // Australas Psychiatry. — 2010. — Vol. 18 (4). — P. 354—360.

23. Medical students' beliefs and attitudes towards schizophrenia before and after undergraduate psychiatric training in Greece / M. Economou, L. Peppou, E. Louki, C. Stefanis // Psychiatry Clin. Neurosci. — 2012. — Vol. 66 (1). — P. 17—25.

24. Takeuchi J. Stigma among international students is associated with knowledge of mental illness / J. Takeuchi, Yu. Sakagami // Nagoya J. Med. Sci. — 2018. — Vol. 80 (3). — P. 367—378. doi: 10.18999/nagjms. 80.3.367.

25. Eksteen H. Stigmatization towards the mentally ill: Perceptions of psychiatrists, pre-clinical and post-clinical rotation medical students / H. Eksteen, P. Becker, G. Lippi // Int. J. Soc. Psychiatry. — 2017. — Vol. 63 (8). — P. 782—791. doi: 10.1177/0020764017735865.

26. Руженков В. А. Рейтинг врача-психиатра и представления о психических расстройствах студентов медицинского факультета Белгородского государственного университета и населения Белгородской области / В. А. Руженков, У. С. Москвитина // Российский психиатрический журнал. — 2010. — №4. — С. 34—38.

27. Психиатрия и психические расстройства глазами студентов-медиков / Я. С. Пащенко, К. Н. Цатурова, М. К. Слюняева, Е. В. Ко-лесниченко // В сб.: Международна научна школа «Парадигма». Лято-2015. Сборник научни статии в 8 т. А. В. Берлов, Т. Попов и Л. Ф. Чу-пров. — Варна, 2015. — С. 238—241.

28. Исмагилова В. Е. Влияние термина «шизофрения» на формирование негативных стереотипов о пациенте. Исследование на выборке студентов медицинского вуза / В. Е. Исмагилова, К. Ф. Васильченко, Ю. В. Дроздовский // Омский психиатрический журнал. —

2018. — №4 (18). — С. 29—33.

29. Ястребов В. С. Социально-психологические факторы стигматизации психически больных / В. С. Ястребов, С. Н. Ениколопов, Л. Я. Серебрийская // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2002. — Т. 102. — №9. — С. 59—68.

30. Мейер-Линдерберг И. Уничтожение больных и немецкая психиатрия / И. Мейер-Линдерберг // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. — 1992. — Т. 4. — С. 139 — 148.

31. Simon N. Impact of education program and clinical posting in psychiatry on medical students' stigmatizing attitudes towards psychiatry and psychiatric disorders / N. Simon, H. Verdoux // Encephale. — 2018. — Vol. 44 (4). — P. 329—336. doi: 10.1016/j.encep.2017.05.003.

32. Lyons Z. Impact of a psychiatry clerkship on stigma, attitudes towards psychiatry, and psychiatry as a career choice / Z. Lyons, A. Janca // BMC Med. Educ. — 2015. — Vol. 7. — P. 15—34. doi: 10.1186/s12909-015-0307—4.

33. What can the medical education do for eliminating stigma and discrimination associated with mental illness among future doctorsi Effect of clerkship training on chinese students' attitudes / Y. Shen, H. Dong, X. Fan [et al.] // Int. J. Psychiatry Med. — 2014. — Vol. 47 (3). — P. 241—254. doi: 10.2190/PM.47.3.e.

34. The influence of clerkship on students' stigma towards mental illness: a meta-analysis / E. Petkari, A. Masedo Gutierrez, M. Xavier, B. Moreno Kustner // Med. Educ. — 2018. — Vol. 52 (7). — P. 694—704. doi: 10.1111/medu.13548.

35. The impact of a psychiatry clinical rotation on the attitude of South African final year medical students towards mental illness / C. De Witt,

1. Smit, E. Jordaan [et al.] // BMC Medical Education. — 2019. — Vol. 19 (1) — P. 114. https://doi.org/10.1186/s12909-019-1543—9.

36. Medical student attitudes about mental illness: does medical-school education reduce stigmai / A. Korszun, S. Dinos, K. Ahmed, K. Bhui // Acad. Psychiatry. — 2012. — Vol. 36 (3). — P. 197—204. doi: 10.1176/appi.ap.10110159.

37. Attitudes of Brazilian Medical Students Towards Psychiatric Patients and Mental Illness: A Quantitative Study Before and After Completing the Psychiatric Clerkship/ H. G. da Rocha Neto, R. A. Rosenheck, E. A. Stefanovics, M. T. Cavalcanti // Acad. Psychiatry. — 2017. — Vol. 41 (3). — P. 315—319. doi: 10.1007/s40596-016-0510—6.

38. An Integrative Program to Reduce Stigma in Primary Healthcare Workers Toward People With Diagnosis of Severe Mental Disorders: A Protocol for a Randomized Controlled Trial / P. Grandon, S. Saldivia, P. Vaccari [et al.] // Front. Psychiatry. — 2019. https://doi.org/10.3389/ fpsyt.2019.00110.

39. Школа психического здоровья как модель комплексного подхода к реабилитации и реадаптации пациентов и членов их семей / М. Н. Дмитриев, А. Ю. Мироненко, М. Е. Кубракова, Н. Б. Холодова // Первая научно-практическая конференция психиатров и наркологов Южного федерального округа. Материалы конференции (с международным и всероссийским участием). — Ростов-на-Дону, 2004. — С. 171 — 174.

40. Дмитриев М. Н. Школа Психического Здоровья и интернет-форум психообразовательной направленности как формы реабилитации и повышения комплаенса / М. Н. Дмитриев // XVI съезд психиатров России. Всероссийская научно-практическая конф. с межд. участием «Психиатрия на этапах реформ: проблемы и перспективы»: тезисы / Ред. Н. Г. Незнанова. — СПб., 2015. — С. 757.

АВТОРСКАЯ СПРАВКА

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» МЗ РФ (РостГМУ), г. Ростов-на-Дону.

Дмитриев Максим Николаевич — кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии РостГМУ, e-mail: dmitriev.max@mail.ru. Санников Александр Николаевич — ассистент кафедры психиатрии РостГМУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.