Научная статья на тему 'Гендерное поведение студенток высших учебных заведений Кубани'

Гендерное поведение студенток высших учебных заведений Кубани Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
217
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СТУДЕНТКИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КУБАНИ / GENDER BEHAVIOR / REPRODUCTIVE BEHAVIOR / FEMALE STUDENTS OF KUBAN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Крутова В. А., Ермошенко Б. Г., Асланян И. Э., Сахно В. С.

С целью анализа гендерного поведения девушек проведено многофакторное анкетирование 150 студенток первых и выпускных курсов высших учебных заведений Кубани. Гендерное поведение студенток высших учебных заведений Кубани социально детерминировано. Для них характерен определенный дисбаланс формирования репродуктивного поведения: достаточно высокая оценка традиционных семейных ценностей и моральных требований к будущему спутнику жизни наряду с ранним началом сексуальной активности вне брака. Внедрение в высших учебных заведениях постоянно действующей образовательной программы «Основы планирования семьи», реализуемой через ежегодный «Комплексный план обучения» для студентов 1-го и 5-6-го курсов, позволит повысить общеобразовательный уровень студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Крутова В. А., Ермошенко Б. Г., Асланян И. Э., Сахно В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER BEHAVIOR OF FEMALE STUDENTS OF KUBAN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

A multifactorial questionnaire survey of 150 firstand final-year female students of Kuban higher educational institutions has been conducted with a view to analyze their gender behavior. The gender behavior of female students of Kuban higher educational institutions is socially determined. A definite disbalance of forming the reproductive behavior is typical: quite a high opinion on traditional family values and ethical requirements to the future partner in life along with early beginning of sexual activity before marriage. Implementation of the ongoing educational programme «The fundamental principals of family planning» in higher educational institutions, realized by means of the annual «Complete educational plan» for the first-, fifthand sixth-year students, will raise an educational level of students.

Текст научной работы на тему «Гендерное поведение студенток высших учебных заведений Кубани»

УДК 618.17-057.875 Кубанский научный медицинский вестник № 3 (108) 2009

Изучение изменений степени выраженности симптома Ласега в процессе лечения показало, что наиболее существенное уменьшение данного показателя отмечено у пациентов основной группы, причем у пациентов с рефлекторными синдромами регресс степени выраженности симптома Ласега был более значительным.

При оценке показателей основной группы в процессе регионарных блокад была выявлена корреляционная взаимосвязь между регрессом показателей степени выраженности болевого синдрома и уменьшением тонуса паравертебральных мышц (г=0,79, р<0,05 у больных с компрессионными корешковыми синдромами и г = 0,92, р<0,05 у больных рефлекторными синдромами), между уменьшением степени выраженности боли и увеличением угла подъема ноги при пробе Ласега (г = -0,82, р<0,05 у больных с компрессионными корешковыми синдромами и г = -0,99, р<0,05 у больных с рефлекторными синдромами).

На основании представленных результатов исследования можно сделать вывод, что существует достаточно сильная линейная связь между уменьшением мышечно-тонических проявлений и регрессом поясничной боли, обусловленная, несомненно, положительным влиянием регионарных блокад на реактивно-воспалительные и ирритативные процессы оболо-чечно-корешковых структур.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев В. В. Боль / В. В. Алексеев, Н. Н. Яхно // Болезни нервной системы: Руководство для врачей / Под ред. Н. Н. Яхно. -М.: Медицина. - 2005. - Т. 1. - С. 107-125.

2. Веселовский В. П. Практическая вертебрология и мануальная терапия. - Рига, 1991. - 341 с.

3. Иваничев Г. А. Миофасциальная боль: Монография. - Казань, 2007. - 392 с.

4. Назаренко Г. И., Героева И. Б., Черкашов А. М., Рух-манов А. А. Вертеброгенная боль в пояснице. Технология диагностики и лечения: Учебное пособие для слушателей системы последипломного образования / Под ред. Г. И. Назаренко. - М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2008. -456 с.: ил.

5. Назаров В. М. Эпидуральная фармакотерапия боли: Практическое руководство для врачей / В. М. Назаров, С. Д. Богомолов, В. Д. Трошин, Е. А. Жиляев. - Нижний Новгород: изд-во Нижегородской государственной медицинской академии, 2001. - 208 с.

6. ПопелянскийЯ. Ю. Ортопедическая неврология (Вертебро-неврология): Руководство для врачей. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: МЕДпресс-информ, 2003. - 672 с.: ил.

7. Шустин В. А., Парфенов В. А, Топтыгин С. В., Труфанов Г. Е., Щербук Ю. А. Диагностика и хирургическое лечение неврологических осложнений поясничного остеохондроза. - СПб: Фолиант, 2006. - С. 32-48.

Поступила 16.03.2009

В. А. КРУТОВА, Б. Г. ЕРМОШЕНКО, И. Э. АСЛАНЯН, В. С. САХНО

ГЕНДЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНТОК ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КУБАНИ

Кафедра акушерства и гинекологии Кубанского государственного медицинского университета, Россия, 350063, г. Краснодар, ул. Седина, 4. E-mail: vik-krutova@yandex.ru

С целью анализа гендерного поведения девушек проведено многофакторное анкетирование 150 студенток первых и выпускных курсов высших учебных заведений Кубани. Гендерное поведение студенток высших учебных заведений Кубани социально детерминировано. Для них характерен определенный дисбаланс формирования репродуктивного поведения: достаточно высокая оценка традиционных семейных ценностей и моральных требований к будущему спутнику жизни наряду с ранним началом сексуальной активности вне брака. Внедрение в высших учебных заведениях постоянно действующей образовательной программы «Основы планирования семьи», реализуемой через ежегодный «Комплексный план обучения» для студентов 1-го и 5-6-го курсов, позволит повысить общеобразовательный уровень студентов.

Ключевые слова: гендерное поведение, репродуктивное поведение, студентки высших учебных заведений Кубани.

V. A. KRUTOVA, B. G. ERMOSHENKO, I. E. ASLANYAN, V. S. SAKHNO

GENDER BEHAVIOR OF FEMALE STUDENTS OF KUBAN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Chair of obstetrics and gynaecology Kuban State Medical University,

4 Sedina Street, Krasnodar, 350063, Russia. E-mail: vik-krutova@yandex.ru

A multifactorial questionnaire survey of 150 first- and final-year female students of Kuban higher educational institutions has been conducted with a view to analyze their gender behavior. The gender behavior of female students of Kuban higher educational institutions is socially determined. A definite disbalance of forming the reproductive behavior is typical: quite a high opinion on traditional family values and ethical requirements to the future partner in life along with early beginning of sexual activity before marriage. Implementation of the ongoing educational programme «The fundamental principals of family planning» in higher educational institutions, realized by means of the annual «Complete educational plan» for the first-, fifth- and sixth-year students, will raise an educational level of students.

ее

Keywords: gender behavior, reproductive behavior, female students of Kuban higher educational institutions.

Сегодня как никогда репродуктивное здоровье молодежи определяет будущее нашего общества [2, 3, 6]. Раннее начало сексуальных отношений, недостаточные осведомленность и использование методов контрацепции, нежелание юношей и девушек своевременно обращаться за медицинской помощью увеличивают риск наступления нежелательной беременности, приводят к росту числа абортов и распространенности инфекций, передаваемых половым путем [1, 4, 5, 8]. Охрана демографического потенциала страны и формирование оптимальных нравственных ориентаций молодежи уже вышли за рамки интересов акушеров-гинекологов, они приобретают приоритетное междисциплинарное направление [2, 7, 6, 8].

С целью анализа гендерного поведения (репродуктивные установки, сексуальное поведение, контрацептивный выбор) девушек в современном обществе и определения путей его коррекции нами проведено многофакторное анкетирование 150 студенток первых и выпускных курсов высших учебных заведений Кубани (КГМУ - Кубанский государственный медицинский университет; КубГУ - Кубанский государственный университет; КубГАУ - Кубанский государственный аграрный университет; КубГТУ - Кубанский государственный технологический университет; КГУФКС и Т - Кубанский государственный университет физкультуры). Исследуемая группа была сформирована методом сплошной выборки. Опрос проводился анонимно, путем самостоятельного заполнения специально разработанной анкеты, состоящей из 40 вопросов.

Большая часть опрошенных (64,7%) проживают в полноценных высокообразованных семьях и оценивают свое материальное положение как стабильно хорошее. В 14,6% случаев воспитываются одним из родителей, 34,7% девушек, являясь жительницами сельской местности, проживают в съемном и общественном жилье, имеют удовлетворительный достаток. Социальный статус явился основой в выборе будущей профессии, по стопам родителей пошли 78,7% учащихся.

Гинекологическая заболеваемость составила 9,3% у девушек в возрасте 17-19 лет и 21,3% - у 23-25 летних. Структура гинекологических заболеваний представлена наличием урогенитальных инфекций (2,7% и 10,7% соответственно), воспалительными заболеваниями матки и придатков (5,3% и 21,3%), эрозией шейки матки (2,7% и 18,7%). Наибольший процент ИППП зарегистрирован в КубГТУ (20%) и КГУФКС и Т (16,7%). Значительная часть первокурсниц (90,7%) КубГУ, КубГАУ и КубГТУ не имеет опыта общения с акушером-гинекологом, они же указали на отсутствие гинекологических заболеваний. У трети респонденток (30,7%) ранее были конфликты с медицинскими работниками: чаще всего с работниками регистратуры (36,7%), несколько реже с медицинскими сестрами (24%) и с представителями администрации поликлиники (12,7%), что способствовало отказу от лечения совсем или на довольно продолжительный период.

Основной целью посещения учащимися студенческой поликлиники в момент проведения опроса было терапевтическое лечение (40,7%), получение справок, направлений, рецептов (34%). Хотели бы проконсультироваться 24%, а пройти медосмотр -14,7% девушек. В течение всего периода обучения большинство студенток (38,7%) посещали поликлинику от 2 до 5 раз. При этом самыми распростра-

ненными причинами для обращения были болезни органов дыхания и пищеварения. Самые частые посетители - студентки первого курса, постоянно проживающие в сельской местности. Хронические заболевания есть более чем у четверти опрошенных из самой молодой возрастной группы (до 19 лет) и почти у половины старшекурсниц.

Доступность медицинской помощи. По мнению 57,3% опрошенных, график работы врачей и служб поликлиники достаточно удобен, у 41,3% студенток (преимущественно учащиеся КубГУ, КубГТУ и КГУФКС и Т) противоположная точка зрения. Ответы напрямую зависят от занятости студентов, что может свидетельствовать о меньшей доступности медицинской помощи для работающих учащихся. Как следствие, работающие обращаются за медицинской помощью только в крайнем случае, профилактические медосмотры для них почти недоступны, так как это сопряжено с необходимостью отсутствия на работе и/или учебе, что далеко не всеми работодателями и преподавателями приветствуется. Достаточно быстро попасть на прием к врачу могут 26% опрошенных (от 15 до 30 минут), у 32% респонденток на ожидание приема уходит в среднем от 30 минут до 1 часа. По мнению 44% девушек, качество медицинской помощи в студенческой поликлинике удовлетворительное, 40,7% считают его хорошим, 8% - плохим. В районной поликлинике по месту прописки предпочитает лечиться одна треть опрошенных (32,7%), 12% - получают медицинскую помощь в платных медицинских учреждениях.

Установлено, что сексуальные отношения имели 29,3% студенток 1-го курса, 89,3% - 5-6-го курсов, т. е. сексуально активные девушки составили в целом 59,3%, без достоверной разницы между вузами. Большинство анкетируемых первокурсниц (50%) указали, что возраст их полового дебюта - 16-17 лет, 22,7% получили первый половой опыт в возрасте 14-15 лет, и остальные 27,3% - в 18 лет и старше. В анкетах старших курсов прослеживается иная картина: 74,6% начали половую жизнь в 20-21 год и 25,4% - в 18-19 лет. Наиболее ранний период начала половой жизни (14-15 лет) наблюдался у девушек, обучающихся в КГУФКС и Т (50%), наименьший процент - в КГМУ (16,6%). Подавляющее большинство студенток младших курсов не состоят в браке (90,9%), и 9,1% живут в гражданском браке. Среди старшекурсниц 77,6% не замужем, зарегистрировано всего 13,4% браков, 8,9% находятся в гражданском браке.

Основная масса респонденток, вступая в первый сексуальный контакт, оказалась не готовой к предупреждению нежелательной беременности. Так, только 36,4% первокурсниц использовали презерватив, 9,1% -спермициды, не применяла средств контрацепции треть опрошенных, остальные прибегают к таким методам, как прерванный половой акт и спринцевание. У лиц старших курсов преобладающим является метод прерванного полового акта (35,8%), презерватив используют 32,8% опрошенных. Применение гормональной контрацепции отмечено в 13,4% случаев. Половую жизнь без контрацепции предпочли 11,9% из всех опрошенных, хотя 4,5% из них прибегали к экстренной защите постинором. И, наконец, 5,9% выбрали календарный метод.

По словам студенток, наиболее надежными являются средствабарьерной контрацепции(презерватив-48,6%), наряду с этим 24,6% опрошенных делали

Кубанский научный медицинский вестник № 3 (108) 2009

Кубанский научный медицинский вестник № 3 (108) 2009

свой контрацептивный выбор по инициативе партнера, в частности, это прерванный половой акт или отсутствие какой-либо защиты. Также причиной отказа от традиционных средств контрацепции явились индивидуальные противопоказания (16,6%), 15% первокурсниц испытывают страх в применении гормональных контрацептивов. Для каждой третьей девушки (36,6%) КубГАУ и каждой второй (53,3%) КГУФКС и Т была очень важной экономическая доступность метода.

В большинстве случаев девушки всех возрастных групп знали те или иные контрацептивные средства (74,6%), и лишь 25,3% не владели информацией о таких методах, как спермициды и влагалищные презервативы. Более осведомленными оказались студентки КГМУ (90%), менее (53,3%) - КубГАУ. Как источник информации первокурсницы указывали совет подруги -36% опрошенных и 25,3% - популярную литературу. Наиболее низкий процент (13,3%) полученной информации от врача был у студенток КубГТУ.

Имели беременности 12% сексуально активных девушек 1-го курса и 14% старшекурсниц. В среднем на одну сексуально активную девушку пришлось 0,31 беременности, из которых роды составили 0,11, аборты - 0,18 и самоаборты - 0,02. Самый высокий показатель по прерыванию беременности отмечен в КубГУ (33,3%) и в КубГТУ (22,2%), наименьший процент зафиксирован в КГМУ. Среди причин прерывания беременности 70,6% девушек старших курсов и 44% младших указали учебу, на нежелание иметь ребенка сослались 28% старшекурсниц и 44% студенток младших курсов. Материальную необеспеченность, жилищные условия или отсутствие мужа отметили 13,3% респонденток. Депрессивное состояние после аборта наблюдалось у 43% лиц старших курсов и 22% - младших. Хорошее психоэмоциональное состояние после аборта отмечалось у 14% девушек. Остальные расценивали свое состояние как удовлетворительное или плохое. Изменили метод контрацепции после прерывания беременности лишь 15,4% студенток.

На предложение прослушать курс лекций и ознакомиться со специальной литературой, получить консультацию врача акушера-гинеколога по вопросам репродуктивного и контрацептивного поведения положительно отреагировали 86,7% девушек. Наиболее активно отозвались учащиеся КубГУ (63,3%) и КубГТУ (56,7%). В ходе исследования респонден-ткам также было предложено определить наиболее важные качества, которыми должен обладать «идеальный» врач акушер-гинеколог. Для первокурсниц это женщина (77,3%) в возрасте 25-30 лет (29,3%), т. е. достаточно молодая, но при этом с опытом работы (40%) и высокой квалификацией (69,3%), общительная и внимательная (56%), с которой более свободно можно беседовать о сексуальной жизни. По мнению старшекурсниц, это мужчина (46,4%) в возрасте 36-40 лет (30,8%), с опытом работы (36,7%) и высокой квалификацией (65,9%), с ученой степенью доктора (40%) либо кандидата медицинских наук (19%), добрый (54,2%), внимательный (45,8%), общительный и умеющий сострадать пациенту (62,2%). Как показало исследование, доверие и взаимопонимание между врачом и современной студенткой устанавливаются, если врач выстраивает общение на основе совещательной или интерпретационной модели. То есть когда врач и па-

циент сотрудничают, делятся сомнениями, разделяют ответственность за исход лечения. Вместе с тем, по мнению девушек, достаточно часто врачи предпочитают использовать патерналистскую модель, сопряженную отчасти с нарушением прав пациентки.

С какими же вопросами хотят обратиться учащиеся? Прежде всего их интересуют наиболее эффективный и надежный метод предохранения, влияние гормональных средств на молодой организм и возможные побочные действия экстренной контрацепции на репродуктивное здоровье.

Планируют создать семью 98% опрошенных. Вступление в брак в возрасте до 30 лет хотят осуществить 67,3% человек, старше 30 лет - 19,3%. Главными качествами будущего супруга современные девушки отметили ум (41,3%), доброту (34%), хорошее материальное положение (15,3%), а также честность и верность (17,3%). Среди жизненных ценностей для студенток первых курсов на первом месте оказалась любовь, на втором -друзья и родственники, третье место было отдано здоровью, четвертое занимает доброта, пятое - деньги, шестое - дети и седьмое - работа. У старшекурсниц прослеживается иная цепочка: здоровье - работа - деньги -любовь - друзья и близкие люди - доброта - дети.

В будущем большинство опрошенных полагают иметь двух детей - 66,7%, одного ребенка - 20,6%, троих - 8%, ни одного - 4,7%. Среди факторов, ограничивающих деторождение, у студенток КубГАУ и КГУФКС и Т преобладают низкая материальная обеспеченность и плохие жилищные условия, у учащихся КГМУ, КубГТУ и КубГУ - карьера, нестабильная социально-экономическая обстановка и отсутствие собственного жилья. Значительно реже в качестве факторов, определяющих количество детей в семье, назывались плохое состояние здоровья и модель семьи родителей самой девушки.

Таким образом, результаты проведенной работы показали, что гендерное поведение студенток высших учебных заведений Кубани социально детерминировано. Для современных студенток характерен определенный дисбаланс формирования репродуктивного поведения: достаточно высокая оценка традиционных семейных ценностей и моральных требований к будущему спутнику жизни наряду с ранним началом сексуальной активности вне брака, т. е. в условиях высокого риска получения трансмиссивных заболеваний и наступления нежелательной беременности. Вместе с тем осуществление репродуктивных планов для юных членов общества обязательно связано с достижением достаточного уровня материального обеспечения, что подчеркивает значимость государственной программы поддержки молодой семьи.

Нам представляется важным внедрение в высших учебных заведениях постоянно действующей образовательной программы «Основы планирования семьи», реализуемой через ежегодный «Комплексный план обучения» для студентов 1-го и 5-6-го курсов, что позволит повысить общеобразовательный уровень студентов. Занятия должны включать в себя вопросы репродуктивного здоровья и контрацептивного поведения, в том числе «экстренного», негативных последствий аборта, профилактики ИППП, формирования установки на здоровый образ жизни, этики и психологии отношений между юношей и девушкой. С привлечением к преподаванию социальных работников, психологов, сексопатологов.

Врачу акушеру-гинекологу межвузовской поликлиники необходимо оценивать как гинекологическую заболеваемость, половое и контрацептивное поведение, так и социальную и профессиональную принадлежность студентки. Данные стороны репродуктивного здоровья девушки тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому правильная трактовка и коррекция контрацептивного выбора и репродуктивной установки невозможны без оценки влияния на них социального статуса студента. С целью профилактики повторных абортов и повышения уровня контрацепции целесообразно внедрить в практику акуше-ра-гинеколога межвузовской поликлиники направление на прерывание беременности с подбором постабортной контрацепции, талон для послеродовой контрацепции. Новые подходы в оказании консультативной и медицинской помощи студенткам по планированию семьи будут способствовать сохранению репродуктивного здоровья молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айламазян Э. К. Планирование семьи. Методы контрацепции: Практическое руководство. - СПб: СОТИС, 1997. - С. 17.

2. Большакова Е. В. Влияние первого аборта на репродуктивное здоровье и психоэмоциональную сферу женщины // Здравоохр. Башкортостана. - 2000, № 2, спец. вып. -С. 129-130.

3. Гребешева И. И. Социальные аспекты репродуктивного здоровья и ответственного родительства // Планирование семьи. -1998. - № 3. - С. 6-9.

4. Колгушкина Т. Н. Актуальные вопросы гинекологии. -Минск: Вышэйшая школа, 2000. - 331 с.

5. Кулаков В. И., Савельева И. С. Клинико-организационное руководство по оказанию медицинской помощи женщинам после аборта. - Изд. второе. доп. - М., 2005. - 56 с.

6. Кулаков В. И., Серов В. Н., Адамян Л. В. Руководство по охране репродуктивного здоровья. - М.: Триада-Х, 2001. - 565 с.

7. AdashiE. Y. Reproductive endocrinology, surgeri and technology // E. Y. Adashi, J. A. Rock, Z. Rosenwaks. - N. Y.: Raven Press, 1995. - 1190 р.

8. Serfaty D., Cohen J. Le tampon contaceptif au chlorure de benzalkonium. - 1984. - № 12 (4). - P. 589-672.

9. Speroff L. Clinical Gynecologie Endocrinology, Infertility / L. Speroff, R. H. Glass, N. C. Kase. - Baltimore, 1994. - P. 809-810.

Поступила 12.03.2009

Н. В. ЛАПИНА, В. М. ПОКРОВСКИИ

СОСТОЯНИЕ РЕГУЛЯТОРНО-АДАПТИВНОГО СТАТУСА ОРГАНИЗМА И ПОКАЗАТЕЛЬ «КАЧЕСТВО ЖИЗНИ» В ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ С ЧАСТИЧНЫМ ОТСУТСТВИЕМ ЗУБОВ И ДЕФОРМАЦИЯМИ ЗУБНЫХ РЯДОВ

Кафедры нормальной физиологии и ортопедической стоматологии Кубанского государственного медицинского университета,

Россия, 350063, г. Краснодар, ул. Седина, 4. E-mail: N9094605290@yandex.ru

Показана важная роль объективной оценки регуляторно-адаптивного статуса пациента и субъективной оценки состояния организма «качество жизни». Эффективность ортопедического лечения больных с частичным отсутствием зубов и деформациями зубных рядов, наряду с общепринятыми методами, оценивалась по влиянию на регуляторно-адаптивный статус пациентов.

Ключевые слова: регуляторно-адаптивный статус, сердечно-дыхательный синхронизм, качество жизни, частичное отсутствие зубов, лечение деформаций.

N. V. LAPINA, V. M. POKROVSKII

THE CONDITION OF REGULATION-ADAPTIVE STATUS OF THE ORGANISM AND THE PARAMETER «QUALITY OF LIFE» AS EVALUATION OF EFFICIENCY OF TREATMENT THE PATIENTS WITH PARTIAL ABSENCE OF TEETH AND DEFORMATIONS OF DENTAL LINES

Faculty of normal physiology and orthopedic stomatology the Kuban state medical university,

Russia, 350063, Krasnodar, st. Sedina, 4. E-mail: N9094605290@ yandex.ru

This article is devoted to the important role of an objective evaluation of physiological regulation and adaptation of the patient and subjective judgment of the «quality of life».

The efficiency of orthopedic treatment of patients with partial absence of teeth and deformations of tooth alignments along with standard methods of treatment is evaluated according to its influence of the regulation and adaptive status of the patient.

Keywords: the reguljatorno-adaptive status, cardiorespiratory synchronism, quality of a life, partial absence of a teeth, treatment of deformations.

Кубанский научный медицинский вестник № 3 (108) 2009 УДК 016.314-089.23-037+616-06

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.