Vyshegorodtseva Inessa Sergeevna TEACHING BIOLOGY TO STUDENTS .
pedagogical sciences
УДК 372.857
ПРЕПОДАВАНИЕ БИОЛОГИИ СТУДЕНТАМ 1 КУРСА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
© 2018
Вышегородцева Инесса Сергеевна, доцент, кандидат биологических наук
Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого (660022, Россия, Красноярск, ул. Партизана Железняка 1, e-mail: ivyshegorodceva@yandex.ru)
Аннотация. Изначально подход к изучению биологии в ВУЗах был предметно-ориентированным, т. е. первоочередное внимание уделялось качественному донесению информации по предмету, доступному соответствующим категориям обучающихся. Предполагалось, что мотивированность студента изначально находится на высоком уровне в силу выбора направления обучения. Далее оказалось, что изначальный выбор изучения биологии не означает поддержание интереса к деятельности в этом направлении на протяжении всего обучение. Как следствие, образовалось наличие специалистов, не имеющих достаточной квалификации для исполнения профессиональных обязанностей в областях биологического направления. Для достижения поставленной цели приняты к рассмотрению основные методики преподавания биологии студентам первого курса, призванные повысить уровень мотивации к изучению предмета. Занятия, разработанные по методикам, ориентированным на постоянную практическую деятельность студентов, индивидуальную и групповую работу, заставляющие студентов задумываться над применение полученных знаний призваны повысить интерес и уровень мотивации к изучению биологии начиная с первого курса. Таким образом, личностно - ориентированный подход в преподавании является столпом успешно подготовленных специалистов. Данный постулат напрямую касается преподавания биологии в медицинских ВУЗах. Грамотно составленные практические занятия с применением личностно - ориентированных методик, заставляющие студентов лично добывать нужные знания различными способами, также регулярная поддержка, направление и стимулирование преподавателем существенно увеличивают интерес к изучаемому предмету и профессии в целом.
Ключевые слова: биология, личностно-ориентированный подход, методика преподавания, мотивация, студенты медицинского университета.
TEACHING BIOLOGY TO STUDENTS OF 1ST YEAR MEDICAL STUDENTS
© 2018
Vyshegorodtseva Inessa Sergeevna, associate Professor, candidate of biological Sciences Krasnoyarsk State Medical University after Professor V.F. Voino-Yasenetsky (660022, Russia, Krasnoyarsk, street partisan Zheleznyak 1, e-mail: ivyshegorodceva@yandex.ru)
Abstract. Initially, the approach to the study of biology in universities was subject-oriented, i. e. the priority was given to the quality of information on the subject available to the appropriate categories of students. It was assumed that the motivation of the student is initially at a high level due to the choice of the direction of training. Further, it turned out that the initial choice of studying biology does not mean maintaining interest in activities in this direction throughout the training. As a result, the presence of specialists who do not have sufficient qualifications to perform professional duties in the areas of biological direction. To achieve this goal, the main methods of teaching biology to first-year students, designed to increase the level of motivation to study the subject, are taken into consideration. Classes, developed by methods, focused on the constant practical activity of students, individual and group work, forcing students to think about the application of the acquired knowledge are designed to increase interest and motivation to study biology from the first year. Thus, a person-oriented approach to teaching is a pillar of successfully trained professionals. This postulate directly concerns the teaching of biology in medical Schools. Well-designed practical classes using personality-oriented techniques, forcing students to personally obtain the necessary knowledge in various ways. Also, regular support, direction and encouragement of the teacher significantly increase interest in the subject and the profession as a whole.
Keywords: biology, personality-oriented approach, teaching methods, motivation, students of medical University.
Введение
Преподавание учебной дисциплины биология в высшем учебном медицинском учреждении является сложным личностно- ориентированным процессом, нацеленным на повышение мотивации у студентов к изучению предмета [1]. Этому способствует выбор направленности профессионального обучения.
Биология - это сложная, многоуровневая наука, являющаяся определяющей в получении высокой квалификации в области медицины, соответственно, степень ее изученности студентами медицинских университетов играет решающую роль в последующем обладании соответствующими профессиональными компетенциями [2]. Следовательно привлечение внимания и развитие интереса у студентов должно активно преследоваться на протяжении всего периода учебы, начиная с первого курса обучения.
Вопрос повышения мотивации к изучению предмета в ВУЗах медицинской направленности стоит достаточно остро во всем мире. Этой проблеме уделяют внимание ведущие ученые начиная с XVI века, но особенно активные действия в этой области наблюдаются середины ХХ века [3].
Основные разработки по решению данной проблемы принадлежат таким выдающимся деятелям, как
Н.М. Верзилин, В.В. Половцов и другие [4]. Развитие методики как науки шло от методических высказываний о результатах личного опыта учителей, от педагогического искусства к теоретическим обобщениям, основанным на научных исследованиях [5]. Изначально подход к изучению биологии в ВУЗах был предметно - ориентированным, т. е. первоочередное внимание уделялось качественному донесению информации по предмету, доступному соответствующим категориям обучающихся. Предполагалось, что мотивированность студента изначально находится на высоком уровне в силу выбора направления обучения. Далее оказалось, что изначальный выбор изучения биологии не означает поддержание интереса к деятельности в этом направлении на протяжении всего обучение. Как следствие, образовалось наличие специалистов, не имеющих достаточной квалификации для исполнения профессиональных обязанностей в областях биологического направления [1].
Это подвигло ведущих педагогов искать новые пути решения проблемы. Одним из таких решений стало применение личностно - ориентированного подхода, который предполагает активное участие каждого обучающегося в освоении полного перечня знаний по изучаемому предмету. Для этого были разработаны различные методики, способствующие повышению уровня
педагогические науки
Вышегородцева Инесса Сергеевна ПРЕПОДАВАНИЕ БИОЛОГИИ ...
мотивации у студентов к изучению биологии, начиная с первого курса обучения. Были использованы методы профессиональной ориентации на уроках и экскурсиях по биологии, профориентационные возможности некоторых учебных тем [6].
Цель. Раскрытие основных методик преподавание биологии студентам первого курса медицинского университета, ориентирующих обучающихся на повышение уровня мотивации к изучению предмета.
Задачи
1. Раскрыть суть личностно-ориентированного подхода в преподавании биологии.
2. Рассмотреть возможные методики преподавания дисциплины биология в ВУЗах.
3. Обосновать повышение уровня мотивации к изучению предмета с помощью предлагаемых методик.
Гипотеза. Методики преподавания биологии студентам первого курса, отличающиеся практической направленностью личностно-ориентированным подходом способствуют повышению уровня мотивации у обучающихся к изучению предмета.
Материалы и методы. Для достижения поставленной цели приняты к рассмотрению основные методики преподавания биологии студентам первого курса, призванные повысить уровень мотивации к изучению предмета. Таковыми являются:
1. Работа в группах.
2. Соревновательность.
3. Изготовление наглядности за дополнительные баллы.
На основе этих данных были разработаны практические задания по биологии по следующим темам:
1. Генетические пороки.
2. Пороки развития плода.
3. Паразитология
Результаты. Методика обучения биологии также отмечает, что одна из важнейших целей биологического образования - формирование у обучающихся научного мировоззрения, базирующегося на целостности и единстве природы, ее системном и уровневом построении, многообразии, единстве человека и природы [7]. Кроме того, биология как дисциплина ориентирована на формирование знаний о структуре и функционировании биологических систем, об устойчивом развитии природы и общества в их взаимодействии.
Для достижения наиболее точных результатов были разработаны программы практических занятий по биологии, включающие вышеперечисленные методики:
1. Практическое занятие на тему: «Генетические пороки»
Цель занятия:
Получение знаний о существующих генетических пороках.
Задачи:
- Образовательная: изучить информацию о генетических пороках, научиться работать с соответствующей литературой.
- Воспитательная: воспитывать уважение и доброжелательное отношение к науке и ее достижениям, уметь работать в коллективе, индивидуально.
- Развивающая: развивать гибкость мышления, внимание, воображение, интерес к изучаемому предмету.
Формирование УУД (универсальные учебные действия)
Личностные действия: (самоопределение, смыслоо-бразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с
достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации) [8]. Ход занятий показан в таблице 1. Таблица 1 - Ход занятия [9]
Мотивирование на учебную деятельность
Актуализация
Целеполагание. постановка проблемы
Поиск путей решения проблемы
раоота с
полученных знаний.
Систематизация знаний
Рефлексия
Создание доброжелательной атмосферы б кабинете, нацеливание на работу.
Закр епление знаний, полученныхранее,привязка к новойтеме через задание,на которое не хватает имеющихся знаний.
В ходе коллективной работы, выявляются затруднения, на основе чего сами студенты формулируют цель занятия.
Совместное планир ование достижения по ставленной цели. Групповаяработа по решению практических задач
Выполнение заданий по новой теме, самопроверка по эталону.
Работа по выявлению связи меэду новой темой и ранее изученным материалом.
Студенты самостоятельно оценивают пр од еланную работу
Проверка значимости усвоенного материала
Пра,
оставляющая
Творческое введение в тему: Бинарные геномы..., аллели..., рибосомы...,
И что нам ждать е дальнейшем от глупого щенка?
И как передаются икс-игрек хромосомы Как.много тайн хранится в спиральке
ДНК...
Вставить пропущенные слова в текст: «Участок ДНК, задающий последовательность определённого полипепгида либо функциональной РНК
-это_, он отвечает за
_генетическойинформацииу
живых организмов._—это
нарушение в структуре и функциях организма. Их разделяют на две большые
ген, наследование, генетическии порок.врожденные, приобретенные
«Получение знаний о существующих генетических пороках»
Разделение на две команды и составление «Авторских опор». Каждая команда проектирует свой плакат имеющихся знаний и возможных рассуждений по теме занятия, затем плакаты
доску и происходит обсуждение с корректировкой педагога, добавляющего новую информацию._
Например, выдаются карточки с индивидуальными заданиями. Затем на экран проектора выводятся правильные ответы. Зэдэнияв карточках: 1)Разработатъ Кластер на изучаемую тему
1)Елюсы и минусы генетических особенностей.
Команды формулируют по 3 вопроса, связывающих новую тему с ранее изученными и обмениваются ими с последующим обсуждением. (Для удобства в каждой команде выбирается
Упражнение «Хорошо-плохо» Команды составляют список вопро сов усвоенныххорошонне вполне усвоенных,затем происходит совместное обсуждение
Студенты самостоятельно называют тему занятия, цель и определяют,достигнута лиона. Об основывают применение полученных знаний на практике
2. Практическое занятие на тему: «Пороки развития плода»
Цель занятия:
Получение знаний о существующих пороках развития плода.
Задачи:
- Образовательная: изучить информацию о пороках развития плода, научиться работать с соответствующей литературой.
- Воспитательная: воспитывать уважение и доброжелательное отношение к науке и ее достижениям, уметь работать в коллективе, индивидуально.
- Развивающая: развивать гибкость мышления, внимание, воображение, интерес к изучаемому предмету.
Формирование УУД (универсальные учебные действия)
Личностные действия: (самоопределение, смыслоо-бразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2(23)
61
Vyshegorodtseva Inessa Sergeevna TEACHING BIOLOGY TO STUDENTS .
pedagogical sciences
достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации) [8]. Ход занятий показан в таблице 2. Таблица 2 - Ход занятия [9]
со степенью усвоения материала
Творческий подход к проведению занятия, добавление соревновательного эффекта, а также активное общение студентов между собой и с преподавателем заставляют учащихся принимать непосредственное участие в ходе занятия, а не просто присутствовать на нем.
Заключение. Таким образом, личностно - ориентированный подход в преподавании является столпом успешно подготовленных специалистов. Данный постулат напрямую касается преподавания биологии в медицинских ВУЗах. Существует достаточно много способов повысить уровень мотивации к изучению биологии у студентов первого курса. Одним из таких способов является применение личностно - ориентированных методик в преподавании предмета. Грамотно составленные практические занятия с применением личностно - ориентированных методик, заставляющие студентов лично добывать нужные знания различными способами, также регулярная поддержка, направление и стимулирование преподавателем существенно увеличивают интерес к изучаемому предмету и профессии в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Управление образования администрации Озерского городского округа Челябинской области [электронный ресурс] http://gorono-ozersk.ru/.
2. Кейран Л.Ф., Структура методики обучения как науки: на основе анализа методик обучения биологии. М.: Педагогика, 1979. М.: Просвещение, - 165 с.
3. Трайтак Д.И., Как сделать интересной внеклассную работу по биологии: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1979. - 144 с.
4. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: [Учеб. для пед. ин-тов по биол. спец.]. - М.: Просвещение, 1983. - 383 с.
5. Генетические отклонения у плода причины [Электронный ресурс] http://first-mama.ru/geneticheskie-otkloneniya-u-ploda-prichiny.
6. Файловый архив для студентов [Электронный ресурс] https://studfiles.net/- электронный ресурс
7. Анисимова В.С. и др., Политехническое образование и профориентация в преподавании биологии. -М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
8. Интернет-библиотека учебно-методических материалов [Электронный ресурс] https://educontest.net/ т/1952794/ - электронный ресурс.
9. Скалон Н. В., Рабочая программа по дисциплине методика преподавания биологии для специальности 020201.65 Биология. - Кемерово, 2013. - 25 с.
Статья поступила в редакцию 30.04.2018
Статья принята к публикации 27.06.2018
Обсуждение. Занятия, разработанные по методикам, ориентированным на постоянную практическую деятельность студентов, индивидуальную и групповую работу, заставляющие студентов задумываться над применение полученных знаний призваны повысить интерес и уровень мотивации к изучению биологии начиная с первого курса.
Конечная рефлексия как индивидуальная, так и группу_