42 PEDAGOGICAL SCHNC1S / «Ш11ШетУМ-ШУГМА1>>#3(Ш7)),2©1]9
УДК: 378.147.34
Минасян В. В., Маслов Н. В.
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н. Н. Бурденко», г. Воронеж, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ
Minasiyan V. V., Maslov N. V.
Voronezh State Medical University named after N. N. Burdenko, Voronezh, Russia
THE FORMATION OF MOTIVATIONAL SPHERE OF STUDENTS OF YOUNGER COURSES
Аннотация:
В данной статье описывается важность формирования мотивационной сферы студентов младших курсов. Мотивация представляет собой различные психические факторы, побуждающие человека к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели. От уровня мотивации напрямую зависит качество обучения и уровень квалификации выпускников вуза.
Abstract:
This article describes the importance of the formation of the motivational sphere of Junior students. Motivation is a variety of mental factors that encourage a person to perform certain actions and determine their direction and goals. The level of motivation directly depends on the quality of education and the level of qualification of graduates.
Ключевые слова: мотивация, мотивационная сфера, обучение, преподавание, студенты.
Keywords: motivation, motivational sphere, education, teaching, students.
Обучение в медицинском вузе требует от студентов повышенного внимания, максимальной заинтересованности образовательным процессом и высоких мотивационных установок. Мотивированный на обучение студент усваивает максимум информации, что впоследствии повышает уровень профессионализма выпускника вуза [9, с. 239; 10, с. 22].
Мотивация представляет собой различные психические факторы, побуждающие человека к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели. Термин мотивация используется в различных направлениях педагогики [12, с. 93]. Мотивация к обучению — это сложный многокомпонентный процесс побуждения человека к освоению знаний. В формировании мотиваций ведущими стимулирующими факторами являются различные механизмы целенаправленного поведения человека. Процесс побуждения к обучению составляют действия, вызывающие активность человека и определяющие направленность этой активности [11, с. 18].
Мотивация складывается из ряда процессов, методов и средств, побуждающих студентов к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования, анализу полученной информацию, применению ее на практике [3, с. 158].
Для студентов младших курсов важна мотивированная активность при достижении образовательных целей. Наиболее значимыми для студентов являются познавательные, коммуникативные, эмоциональные мотивы, а также мотивы саморазвития и достижения целей. Важную роль играют также
внешние мотивы, а именно мотивы поощрения либо наказания. Самым важным условием качественного обучения является высокий уровень мотивации у обучающегося [1, с. 221; 7, с. 56].
Значительным элементом работы преподавателя является процесс формирования у студентов мотивации к обучению. Повышение интереса к изучаемой дисциплине приводит к достижению высокого уровня образованности студентов и значительных показателей качества знаний, что и является основной целью педагогического процесса [4, с. 20]. Известно большое количество методик, с помощью которых можно заинтересовать студентов и повысить их учебную мотивацию.
Для стимулирования мотивационных процессов важно создать максимально комфортные условия обучения [8, с. 81]. Важным аспектом является использование на практических занятиях ситуационных задач, разборов клинических случаев, демонстрации и визуализации образовательного процесса [13, с. 90]. Этим достигается повышение интереса студентов к обучению, что несомненно влияет на качество образования в целом [2, с. 18].
Использование современных информационно -компьютерных технологий на практических занятиях также повышает мотивационную сферу студентов и стимулирует интерес к изучаемой дисциплине, что в свою очередь повышает общий уровень знаний, а также способствует развитию навыков анализа и синтеза полученной в ходе обучения информации [5, с. 68; 14, с. 105]. Также важным компонентом в процессе повышения мотивации к обучению является обеспечение благоприятного микроклимата на занятиях. Это способствует
«C©yL©qyiym=J©yrMaL»#3i27),2©19 / PEDAGOGICAL SCENC
вовлечению в учебный процесс всех студентов группы [6, с. 36].
Таким образом, мотивационная сфера студентов младших курсов оказывает прямое влияние на уровень обучения и формирование профессиональных навыков.
Список литературы:
1. Алексеева Н. Т. Морально-нравственное становление личности студентов младших курсов медицинского вуза / Н. Т. Алексеева, А. М. Каранде-ева, А. Г. Кварацхелия, Ж. А. Анохина // Биоэтика и современные проблемы медицинской этики и деонтологии: матер. Республиканской научно-практической конференции с международным участием. Витебск. 2016. С. 221-224.
2. Анохина Ж. А. Совместные научно-практические конференции студентов как способ актуализации клинического мышления / Ж. А. Анохина, А. М. Карандеева, Н. А. Насонова // Морфология. 2016. Т. 149. № 3. С. 18-19.
3. Ильичева В. Н. Роль куратора в период адаптации студентов I курса / В. Н. Ильичева, Д. А. Соколов, Н. Н. Писарев [и др.] // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество - 2018: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Чебоксары: ИД «Среда», 2018. - С. 157-159.
4. Карандеева А. М. Морально-нравственные качества врача как фактор развития практического здравоохранения / А. М. Карандеева, А. Г. Ква-рацхелия, Н. В. Маслов, О. П. Гундарова // Colloquium-journal. 2018. № 12-3 (23). С. 20-21.
5. Карандеева А. М. Ситуационные задачи как способ развития клинического мышления у студентов младших курсов медицинского вуза / А. М. Ка-рандеева, А. Г. Кварацхелия // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2012.№ 9-10. С. 68-69.
6. Карандеева А. М. Интеграция педагогики и медицины в системе профильного образования / А. М. Карандеева, А. Г. Кварацхелия, О. П. Гунда-рова // Colloquium-journal. 2018. № 11-5 (22). С. 3637
7. Карандеева А. М. Модель психолого-педагогической компетентности будущего врача как основа формирования клинического мышления /
43
A. М. Карандеева, М. Ю. Соболева, Ж. А. Анохина,
B. Н. Ильичева, Н. А. Насонова // Интеграция наук. 2018. № 6 (21). С. 54-56.
8. Кварацхелия А. Г. Роль научно-исследовательской работы в профессиональной деятельности научно-педагогических работников высшей медицинской школы / А. Г. Кварацхелия, С. В. Клоч-кова, Н. Т. Алексеева // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2015. № 2. С. 81.
9. Кварацхелия А. Г. Формирование мотиваций профессиональной деятельности и компетентност-ный подход при работе со студентами медицинского вуза / А. Г. Кварацхелия, Д. Б. Никитюк,
C. В. Клочкова, Н. Т. Алексеева // Крымский журнал экспериментальной и клинической медицины. 2016. Т. 6. № 3. С. 237-239.
10. Клочкова С. В. Тенденции медицинского образования в свете современных требований / С. В. Клочкова, Н. Т. Алексеева, Д. Б. Никитюк // Журнал анатомии и гистопатологии. 2017. Т. 6. № 5. С. 22.
11. Насонова Н. А. Преподаватель - ключевая фигура в процессе формирования успешной модели специалиста / Н. А. Насонова, А. М. Карандеева, М. Ю. Соболева // Со^шит-ршш! 2018. № 12-3 (23). С. 17-18.
12. Насонова Н. А. Тьюторство как неотъемлемая часть института кураторства в высшей медицинской школе / Н. А. Насонова, Д. А. Соколов, А. Г. Кварацхелия, Л. А. Лопатина, В. Н. Ильичева, А. А. Шевченко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 9395.
13. Рябинина Е. И. Начальные этапы формирования конкурентоспособности выпускника вуза / Е. И. Рябинина, Е. Е. Зотова, Н. И. Пономарева, Г. И. Шведов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2014.№ 3. С. 87-91.
14. Рябинина Е. И. Реализация концепции про-фориентационной работы на этапе абитуриент-студент / Е. И. Рябинина, Е. Е. Зотова, Н. И. Пономарева, Т. А. Бережнова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2017.№ 3. С. 105-108