Section 6. Pedagogy
3. Рижанова А. О. Розвиток сощально! педагопки в соцюкультурному KOHTeKCTi: Дис. ... докт. педагог. наук.: 13.00.05. -Харкав, 2004. - 456 с.
4. Хлестова С. С. Формування деонтолопчно! культури студентав вищих навчальних зaклaдiв у nрoцeсi сощально-виховно! роботи: Автореф. дис. канд. педагог. наук: 13.00.07. - Кшв, 2011. - 18 с.
Tseeva Lydia Husenovna, Adyghe State University, Professor, Faculty of Education and Psychology E-mail: Rimma.simbuletova@ mail.ru Panesh Bela Hamzetovna, Associate Professor, Faculty of Education and Psychology E-mail: belapanesh1@yandex.ru Simbuletova Rima Kazbekovna, Associate Professor, Department of Foreign Languages E-mail: Rimma.simbuletova@mail.ru
Innovative approaches to the formation of ethnic and cultural awareness of preschool children
Abstract: The article is updated to use innovative approaches to social and personal development of the young generation with the multi-ethnic nature of the environment. Identified and the theoretical bases and organizational-pedagogical conditions of formation of ethno-cultural awareness among children in preschool educational institution.
Keywords: ethno-cultural awareness, innovative forms and techniques, integrated classes, preschool age.
Цеева Лидия Хусеновна, Адыгейский государственный университет, профессор, факультет педагогики и психологии E-mail: Rimma.simbuletova @ mail.ru Панеш Бэла Хамзетовна, доцент, факультет педагогики и психологии E-mail belapanesh1@yandex.ru Симбулетова Рима Казбековна, доцент кафедры иностранных языков E-mail: Rimma.simbuletova @ mail.ru
Инновационные подходы к формированию этнокультурной осведомленности детей старшего дошкольного возраста
Аннотация: В статье актуализируется использование инновационных подходов к социальноличностному развитию подрастающего поколения с учетом полиэтнического характера среды. Выявлены и раскрыты теоретические основы и организационно-педагогические условия формирования этнокультурной осведомленности детей в дошкольном образовательном учреждении.
Ключевые слова: этнокультурная осведомленность, инновационные формы и методы, интегрированные занятия, дошкольный возраст.
В эпоху глобализации и новых технологий актуальным явлением в современном обществе является трансформация образовательной системы и высшего профессионального образования в целом. Сегодня исследователи отмечают смену позиций объекта образовательного воздействия на позицию субъекта, который в рамках обучения получает
широкий спектр образовательных услуг, направленных на формирование всесторонне развитой личности, освоение общих и специальных знаний, а также овладение профессиональными компетенциями.
Данные преобразования обусловлены запросами общества, ориентированного на формирование
88
Innovative approaches to the formation of ethnic and cultural awareness of preschool children
универсального кадрового потенциала, и отражены в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы от 07 февраля 2011 г. [1].
Анализ справочной и научной литературы позволил выявить следующие подходы к определению данного феномена. Так, по мнению исследователя А. И. Пригожина, инновации представляют собой целенаправленные изменения, которые вносят в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества). В. И. Загвязинский и М. М. Поташник определяют инновации как новообразования, возникающие в результате творчества. В. А. Сластенин расширяет данное понятие и справедливо полагает, что инновация детерминирует введение нового в цели, содержание, методы, формы обучения и воспитания [2; 24-25].
Ныне перед различными социальными институтами, в том числе перед образовательными учреждениями, стоит задача разработки новых стратегий и подходов к социализации подрастающего поколения с учетом полиэтнического характера среды. Успешная социализация в такого рода среде включает знание основ культуры других народов, иначе говоря — этнокультурную осведомленность, и уважение к различным ее проявлениям. Этнокультурная осведомленность — это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия. Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, сензитивностью формирования у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учетом этого можно сделать вывод об актуальности и благоприятных перспективах формирования у дошкольников этнокультурной осведомленности.
Разработанная коллективом авторов вуза (Л. Х. Це-ева, Б. Х. Панеш, В. В. Зайко) региональная программа «Я и мой мир» нацелена на оказание помощи педагогам раскрыть ребенку-дошкольнику своеобразие большой и малой Родины, выявить и развить его потенциальные возможности, формировать позитивную «Я-концепцию». Программа «Я и мой мир» проецирует инновационный подход в приобретении этнокультурного опыта дошкольником в различных видах деятельности [3].
Успех формирования этнокультурной осведомленности зависит от форм и методов обучения и воспитания. Анализ экспериментальной работы по указанной выше программе показал: предпочтение при выборе инновационных форм организации данного процесса следует отдавать тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и их самореализации, интересны самим детям, органически вписываются в современный воспитательно-образовательный процесс. К таким формам относятся следующие:
1. Циклы интегрированных занятий, включающие согласно Федеральному государственному образовательному стандарту различные виды деятельности: познавательную,
художественно-эстетическую, игровую, конструктивную — на основе единого содержания.
В соответствии с темой занятия мы определяем доминирующий вид деятельности: в одном случае это может быть конструктивная деятельность, в другом — музыкально-хореографическая, в третьем — познавательная. Например, на познавательном занятии по теме «Праздники народов мира» дети узнают, какие праздники есть у разных народов и как они их отмечают. В дошкольном учреждении проводятся народные праздники, в ходе которого дети узнают культуру, традиции и быт народов: «Масленница», «Илъэсык1э» (Новый год) и т. д.
2. Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой включают: «Рождение ребенка», «Кушъэхапх» («Укладывание ребенка в колыбель»), «Лъэтегъэуцу» («Первый шаг ребенка»), «Чэщдэс» («Посиделки»), «Жъонэк1о джэщ» («Праздник в честь пахаря»). При этом формируются этикетные нормы общения, гостеприимства, у детей воспитывается правильное отношение к разным этнокультурам. Эти действа, непосредственными участниками которых являются дети, дают им колоссальный эмоциональный заряд, что в свою очередь, обостряет наблюдательность, восприятие, обогащает чувственный опыт, а, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.
3. Фольклорные концерты и театрализованные представления. Они могут воспроизводить календарные и семейные праздники с сопровождающей их фольклорной обрядностью, отражать те или иные этнографические реалии (например, инсценировки посиделок, приема гостей, трудовых действий и т. п.).
В решении данной проблемы огромная роль принадлежит родителям. Именно в семье дети получают первые представления о культуре своего народа, формируется уважение к представителям других культур и к самим этим культурам, без чего этнокультурная осведомленность дошкольников так и останется на уровне теории. Таким образом, одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной осведомленности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Использование потенциала семьи осуществляется путем: привлечения родителей к проведению занятий (знакомство детей с обычаями народов, представителями которых являются они сами, или обучение их какому-либо ремеслу, умению с этнокультурной спецификой: вышиванию, плетению из лозы, вырезанию по дереву, игре на народном музыкальном инструменте); участия родителей в выставках семейного творчества; устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций; создания мини-музея семейных коллекций в групповой комнате; совместного с детьми участия в фольклорном концерте, спектакле или развлечении с этнокультурной тематикой; выступления взрослых членов семьи в качестве информаторов с целью знакомства детей с традициями и обычаями народа, представителями которого они являются; ведения
89
Section 6. Pedagogy
вместе с детьми исследовательской деятельности (метод проектов) с дальнейшим представлением ее результатов в образовательном процессе.
Построение программы «Я и мой мир» основано на применении методов, направленных на повышение познавательной и эмоциональной активности дошкольников как на наиболее эффективных для формирования у них этнокультурной осведомленности.
Общеизвестно огромное значение игровых методов и приемов в развитии личности. Их достоинство заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на учебной задаче, которая становится не навязанной, а своей личной целью. Используя различные игры (дидактические, ролевые, подвижные и др.), воспитатель органично и целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений. Любые игры легко насыщаются этнокультурным
содержанием дидактического, развлекательного характера. Неслучайно игровой опыт дошкольников непременно включает народные игры, фольклорные прибаутки, считалки, подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми.
Особый интерес, на наш взгляд, представляет метод моделирования и конструирования, сочетающий словесное объяснение, практическую реализацию и игровую мотивацию. Данный метод незаменим при работе с глобусом, со схемами, с картами, при конструировании типовых архитектурных сооружений различных народов с помощью различных макетов городских сред и ландшафтов, характерных для определенных географических широт.
Все перечисленные инновационные методы используются педагогами в разных организационных формах и видах деятельности. Они повышают уровень и качество сформированности этнокультурной осведомленности дошкольников.
Список литературы:
1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы от 07 февраля 2011 г. № 163-р.
2. Горяинова А. И. Инновационный подход в обучении студентов в процессе подготовки к профессиональной дея-тельности.//Наука, инновации, технологии. - 2007. - № 6. - С. 24-29.//[Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьй:р//еНЬгагу.ги/Научная электронная библиотека (дата обращения: 07.04.2014).
3. Программа личностного и социального развития детей дошкольного возраста «Я и мой мир»./Л. Х. Цеева, Б. Х. Па-неш, В. В. Зайко. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2006. - С. 92-127.
90