Научная статья на тему 'Инновационные педагогические технологии в процессе формирования социальной компетентности и нравственности менеджеров'

Инновационные педагогические технологии в процессе формирования социальной компетентности и нравственности менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слесарев Юрий Васильевич, Моисеев Василий Борисович

В статье с позиции компетентностного подхода рассматривается проблема выбора педагогических технологий, формирующих социальную компетентность, нравственность и профессиональную зрелость менеджера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Слесарев Юрий Васильевич, Моисеев Василий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные педагогические технологии в процессе формирования социальной компетентности и нравственности менеджеров»

19. Шишов, С. Е. Компетентностный подход к образованию как необходимость [Текст] / С. Е. Шишов, И. Г. Агапов // Мир образования - образование в мире. -2001,-№4. с. 8-18.

20.Шишова, И. Е. Формирование социальной компетенции в процессе обучения иностранным языкам. [Текст] / И. Е. Шишова. // Вестник ТГПУ. - Тольятти, 2006. - Выпуск 9 (60). Серия: Гуманитарные науки. - С. 110-113.

21. Countil for Cultural Co-operation (CDCC) f // Secondary Education for Europe Strsburg, 1997.

УДК 371.0

Слесарвв Юрий Васильевич

Доцент кафедры истории и права Пензенской государственной технологической академии, член-корреспондент Международной академии по экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ), [email protected], Пенза

Моисеев Василий Борисович

Доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, ректор Пензенской государственной технологической академии, [email protected], Пенза

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ И НРАВСТВЕННОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ

Slessarev Yuri Vassilyevich

An associate professor of the "History and Law " Chair ofPenza State Technological Academy, a corresponding member of the International Academy of Ecology and Personal and Social Safety, lis so 08 @r ambler. ru, Penza

Moisseyev Vassiliy Borissovich

A Doctor of Pedagogical Science, a professor, a Merited Educator of Higher School of the-Russian Federation, the rector of Penza State Technological Academy, [email protected], Penza

INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES BEING DEFINED IN FORMATION FUNDAMENTALS OF SOCIAL AWARENESS AND MORALITY IN THE PROCESS OF VOCATIONAL EDUCATION

В педагогике существует множество подходов в определении педагогической технологии, в том числе классификации педагогических технологий по различным критериям (Г. К. Селевко., В. П. Беспалько, М. В. Кларин и др.). В трудах вышеупомянутых ученых педагогическая технология рассматривается как системная совокупность и порядок функционирования

всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. При этом подчеркивается принципиальная суть в выборе методов и средств, теоретического обоснования процессов обучения и воспитания [1, с. 101; 2; 3, с. 61-63].

Другая группа ученых (В. М. Монахов, С. А. Шейн, Н. Е. Щуркова, и др.) считает, что педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности, включающая в себя проектирование, организацию и проведение учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для студентов и преподавателя. Такое определение включает в себя научно-педагогическое обоснование характера педагогического воздействия на студента в процессе взаимодействия с ним. [4, с. 51-54; 5,6, с. 10-12].

Современная технология обучения представляет собой последовательное и взаимообусловленное сочетание основных составляющих педагогического процесса, обеспечивающих на эффективном уровне активное усвоение программных знаний при одновременном процессе воспитания личности студентов.

Принцип целеполагания в подготовке менеджеров предполагает ориентацию преподавателя на конечный результат. Таким образом, в преподавании ряда учебных дисциплин (в частности, правовых дисциплин) мы видим не только результат своей деятельности в формировании теоретической базы знаний, привитии навыков работы с правовыми документами и источниками, но и в определении будущей профессиональной деятельности менеджеров, прогнозируя мотивацию их поведения, стимулируя творческий подход к разрешению различных профессиональных ситуаций. Это означает, что мы готовим к будущей профессиональной деятельности менеджера, адаптируя его к условиям современного производства и решая следующие дидактические задачи:

- стратегически (т. е. формируем общее представление о логике творческого процесса, научаем выявлять проблемы, формировать задачи, составлять план действий, оценивать последствия принимаемых решений);

-тактически (т. е. владеть методами решения творческих задач, способами «генерирования» новых идей, приемами активизации мышления);

- профессионально (т. е. прививаем навыки моделирования, выполнения экономических расчетов, психологии управления, профессиональной и нравственной культуры).

Внедряя в процесс профессиональной подготовки вышеуказанные приоритетные дидактические задачи, мы ориентируемся на «внешнюю среду», в которой будет трудиться и выполнять профессиональные задачи будущий менеджер, а именно: 1) учебно-воспитательный процесс имитирует производственную среду, являясь ее своеобразной моделью; 2) в учебно-воспитательный процесс мы детерминируем цели и задачи конкретного производства.

Ориентируясь на конкретный психолого-педагогический результат, мы моделируем функционально-педагогический процесс, выбирая методы и средства преподавания, необходимые для реализации поставленных задач

в достижении желаемых результатов.

В основу выбора педагогических технологии положены следующие критерии:

- разработка единой методологии преподавания всех дисциплин, осуществляющих подготовку по специальности менеджмент организации;

- применение системно-деятельностного подхода в обучении, позволяющего перейти от пассивных репродуктивных методов к активно-творческим методам обучения;

- разработка конкретной программы деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой, отражающей личностные, специальные, профессиональные и нравственные требования к подготовке менеджеров нового поколения;

- применение системы инвариантов, позволяющей независимо от специфики конкретных учебных дисциплин использовать единую методологию дидактических задач, относящихся к различным процессам и явлениям;

- единство требований к качеству подготовки менеджеров на всех этапах технологии обучения, базирующееся на рейтинговой системе контроля качества обучения, позволяющей обеспечить непрерывность работы студента над учебным материалом и стимулировать процессы «добывания знаний»;

- учет ггсихолого-педагогических основ обучения как отражение принципа гуманизации процесса профессионального обучения;

- внедрение методов и форм интерактивного обучения, в основе которых лежит собственная личностная деятельность студентов.

Педагогические технологии в контексте образовательных стандартов последнего поколения прямо или косвенно формируют социальную компетенцию и нравственность у студентов - будущих менеджеров.

Необходимо выделить три вида технологий, применяемых в педагогической практике:

1) педагогические технологии;

2) классические технологии;

3) инновационные педагогические технологии обучения (рисунок 1).

Педагогическая технология - совокупность дидактических и технологических процедур, обеспечивающих систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса.

Классические (традиционные) технологии - это технологии обучения, основанные преимущественное на передаче знаний и умений от обучающегося к обучаемому и их репродуктивной деятельности.

Инновационные педагогические технологии обучения (ИГ1ТО) - это технологии, предназначенные для достижения единства обучающих, воспитательных и развивающих целей образовательного процесса путем рационального применения активных средств и методов обучения.

Педагогические технологи обучения

традиционные

Объяснительно-иллюстрационные -- .ДтДИЦтЬ'Ц!

практические

инновационные

___

Активные (комплексные)

деятельностные

Личностно-ориентированные

иШТ^^ШЖ^^^Н у г" ",•-,'<' Концентрированное обучение

Модульное обучение

Углубленное (продвинутое)

Компьютерные телекоммуникации

Рисунок 1 - Классификация педагогических технологий, формирующих социальную компетентность

К принципам инновационных педагогических технологий относятся:

1) Ориентация на личность обучаемого;

2) Принцип соответствия;

3) Профессиональная значимость знаний;

4) Направленность на интеллектуальное развитее личности обучаемого;

5) Результативность обучения и т. д.

Принцип ориентации на личность обучаемого состоит в изменении переориентации приоритетов с педагога на обучаемого.

Запросы работодателей

дар!"'- ' ! • Г

? общие

2 5 социальные

ф

в Профессио-

5; нальные

¡' Требования I ФГОС -

Удовлетво-, рение

ш

!

Образовательные] потребности обучаемого

Рисунок 2 - Триада требований разных субъектов образовательной среды к качеству подготовки специалистов

Принцип соответствия заключается в том, что результат обучения -сформированные общие и профессиональные компетенции должен соответствовать запросам обучаемого, работодателей и требованиям ФГОС.

Принцип профессиональной значимости знаний, базируется на осознании студентом необходимости профессиональных знаний и умений их применять в практических ситуациях для обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда.

Принцип результативности обучения характеризуется нацеленностью на конечный результат обучения - формирование компетенций.

Рисунок 3 - Классификация личностно-ориентированных и личностно-деятельностных технологий, направленных иа формирование социальной компетенции и нравственности

Достижение дидактических целей практически невозможно без системного процесса воспитания, поскольку обучение и воспитание - единое целое и способствует становлению личности профессионала в профессионально-нравственной подготовке менеджера. Возрастание профессиональных качеств и достижение профессиональной зрелости менеджера сопряжено с процессом воспитания нравственно-гуманитарных составляющих будущей профессиональной деятельности. Таким образом выстраивается педагогическая модель, позволяющая наиболее полно сформировать профессиональную и нравственную зрелость менеджера (см. рисунок 4).

Рисунок 4 - Дерево дидактических целей профессионального развития (профессиональной зрелости) менеджера

Условные обозначения: ПО - профессиональная ориентация; СО - система профессиональных отношений; СУ - система профессиональных умений; ПС - профессиональные способности; ПК - профессиональная компетентность; ПУ - профессиональная умелость; ПТр Г1Т,, ПТ3 - педагогические технологии; ПЗ - профессиональная зрелость; ПС - педагогическая система.

Верхний ярус дерева (рисунок 4) представляет первичность предполагаемых профессиональных критериев у будущего менеджера (выбор профессии, уверенность в правильности выбора, первичное представление и социальный опыт, приведшие к выбору профессии). Именно здесь мы формируем основу для постановки дидактических целей и задач. Средний ярус рассматривается как совокупность дидактических целей и возможностей будущего менеджера, реализуемых в конкретной педагогической технологии с применением разработанных нами методик воспитания. В этом ярусе отражается постепенное возрастание профессиональных возможностей будущего менеджера, воспитанных на морально-этических, нравственных, толерантных и правовых принципах профессионализма. Нижний ярус означает соединение педагогических технологий и методик воспитания в целостную педагогическую систему, позволяющую нам подготовить профессионально и нравственно зрелого менеджера. Профессиональная зрелость, на наш взгляд, это не только профессиональная компетентность, формируемая после актуализации профессиональных способностей, а, скорее, свойство личности, позволяющее эффективно взаимодействовать с профессиональной средой благодаря наличию нравственности, знаний, глубокого понимания профессиональной среды и своего места в ней.

Определяя дидактические цели при отборе педагогических технологий, мы учитывали три необходимых момента в ориентировании профессиональной зрелости в подготовке менеджеров:

- переживание студентами слабых и сильных сторон собственных профессиональных способностей;

- активное дополнение профессиональных переживаний знаниями своей профессии;

- активизация профессиональных знаний через определение своего отношения к профессии.

Профессиональные переживания и профессиональная ориентация становятся актуальными при поступлении в высшее учебное заведение, достигают своей психологической кульминации, побуждающей личность к познанию и выработке адекватной оценки собственных профессиональных достоинств. Мы считаем, что только реалистическая оценка, опирающаяся на объективные научные критерии, педагогическую систему, а также собственное видение студентом профессионального понимания способствует профессиональному усовершенствованию. Знания студентов о профессии менеджера могут пополняться изучением профессиограмм, беседами с преподавателями, приобретением собственного опыта на основе прохождения производственной практики (рисунок 4).

Систему профессиональных умений у будущего менеджера мы формируем из знаний, необходимых для исполнения роли менеджера, направленных на предмет, средства, условия реализации профессионального груда, нравственно-толерантного поведения и личностного мировоззрения; нравственно-профессиональных принципов осознания себя как субъекта будущей профессии (см. рисунок 4).

Систему профессиональных отношений студента мы складываем из его профессионально-ценностных ориентаций, способностей, которые, как указывал С. Л. Рубинштейн [7, с. 49], состоят из действий и способов действий, с помощью которых актуализируются и становятся реальностью внутренние процессы психотипа человека (см. рисунок 4).

В настоящее время перед подготовкой специалистов в системе ВПО поставлена очень важная задача: определить компетенции современных профессиональных педагогов, специалистов в системе профессионального образования и определить подход для оценки уровня их развития у молодых специалистов - выпускников вузов.

Общим для всех определений универсальной компетенции является ее понимание как способности индивида справляться с различными социально-профессиональными задачами, что обеспечивает молодому специалисту динамическую профессиональность: успешную адаптацию и мобильность.

Компетенция понимается также как совокупность знаний, умений и навыков (ЗУН), необходимых для выполнения конкретной работы и обеспечивающих осуществление профессиональных функций. При этом должны взаимодействовать когнитивные навыки, мотивация, эмоциональные аспекты, ценностные установки.

Под компетенцией можно понимать определенное профессиональное поведение при решении типовых и специфических профессиональных задач,

при выполнении профессиональных функций,, носителем которых является специалист. В каждой компетенции подбираются такие признаки, которые можно зарегистрировать в реальной профессиональной деятельности отдельного работника.

На наш взгляд, следует выделить, прежде всего, две основные группы компетенций, характерные для многих педагогических специальностей.

1. Инструментальные компетенции, к которым можно отнести:

- организацию учебного процесса с учетом специфики подготовки в системе ВПО (ИК1);

- способность предвидеть результаты учебной деятельности на основе применения традиционных и инновационных педагогических технологий (ИК2).

2. Лично стно-профессиональные:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- необходимый психолого-педагогический интеллект (ППК1);

- уровень требуемой работоспособности (ППК2);

- способность к профессиональному обучению и самообразованию

(пгасз).

3. Социально-профессиональные:

- ответственное отношение к своему труду (СПК1);

- профессиональная дисциплинированность (СПК2);

- стремление анализировать и разрешать возникающие конфликты, предупреждать конфликтные ситуации как в учебном процессе, так и во взаимоотношениях с коллегами (С11КЗ).

Необходимо выделить функции, которые должен выполнять педагог в системе ВПО. К ним следует отнести:

- функцию обучения (Ф1);

- функцию воспитания (Ф2);

- функцию учебно-методического обеспечения учебного процесса (ФЗ);

- функцию развития и саморазвития (Ф4);

- функцию исследований в сфере образовательного процесса (Ф5).

Необходимо представить взаимосвязи между данными функциям и компетенциями в виде матрицы (таблица 1).

Таблица 1 - Матрица взаимосвязей функций и компетенций для подготовки бакалавра

Ф1 Ф2 ФЗ Ф4 Ф5

ИК1 + +

ИК2 + + +

ППК1 + +

ППК2 + + + + +

ППКЗ + +

СПК1 -ь + + +

СПК2 + + +

СПКЗ + +

В системе подготовки магистра можно добавить следующие элементы матрицы взаимосвязей функций и компетенций педагога.

1. Инструментальные компетенции:

- восприимчивость к новым идеям и образовательным парадигмам в сфере высшего образования (ИКЗ);

- способность к реализации новых образовательных технологий в собственной профессиональной деятельности (ИК4).

2. Личностно-профессиональные компетенции:

- способность определить личностные качества студентов как будущих специалистов и сделать прогноз (предвидеть) их дальнейшее личностное развитие на пути продвижения к достигаемому профессиональному статусу (ППК4);

- уровень научной деятельности, необходимый для участия в деятельности какой-либо научной школы (или для создания своей научной школы) (ППК5).

3. Социально-профессиональные:

- способность к поддержанию и передаче социально-профессиональной культуры в системе высшего образования (СПК4).

К функциям, представленным в данной таблице, в системе высшего образования следует добавить еще одну - изучение и прогнозирование конкурентоспособности выпускаемых специалистов (Ф6).

Тогда взаимосвязи дополнительных элементов матрицы для системы высшего профессионального образования необходимо представить в новом виде (таблица 2).

Таблица 2 - Матрица взаимосвязей функций и компетенций для подготовки магистра, специалиста

Ф1 Ф2 ФЗ Ф4 Ф5 Ф6

ИКЗ + + + + "Г +

ИК4 + + + + +

ППК4 + + +

ППК5 + + + + + +

СГ1К4 + + + + +

На основе определения таких матриц взаимосвязи качеств, компетенций и выполняемых функций следует формировать содержание образовательных программ подготовки специалистов в системе ВПО, по группам специальностей и по профилям подготовки. Конкретные компетенции должны составлять содержание не одной дисциплины, а цикла дисциплин, которые, в свою очередь, представляют программный модуль в содержании подготовки по данной специальности. Тогда последовательность разработки образовательной программы в зависимости от подготовки бакалавра или магистра приобретает следующий вид:

- определение формируемых компетенций специалиста - выпускника данного уровня подготовки;

- подбор научных областей подготовки, разделы которых образуют определенные циклы дисциплин;

- формирование содержания цикла дисциплин для определения программного модуля подготовки.

Из вышеизложенного следует, что актуальное решение проблемы формирования нравственного компонента социальной компетенции в профессиональной подготовке менеджера в соответствии с социальными компетенциями реализуется путем подбора педагогических технологий способствующих развитию профессиональных навыков и повышению нравственной культуры, оптимизации структуры и содержания учебного процесса, включения социально-профессиональной компетентностной составляющей в учебный процесс. Поэтому формирование нравственного компонента социальной компетенции необходимо привести в соответствии с образовательными стандартами последнего поколения и критериями нравственного развития социума. Таким образом, нравственные компоненты в профессии менеджера являются структурными элементами формирования социальной компетенции в профессиональной подготовке менеджера, что отражается в таблице 3.

Таблица 3 - Нравственные компоненты и социальные компетенции в профессиональном подготовке менеджера

Социальные компетенции (СК) Компоненты нравственности

Понимание знания гуманистических ценностей для сохранения и развития цивилизации (СК-1). 1) ценностно-смысловой 2) поведенческий

Готовность к работе в коллективе, знание принципов и методов организации и управления малыми коллективами (СК-2). 1) культура чувств и общения 2) толерантность 3) когнитивный

Использовать этические и правовые нормы, регулирующие отношения в обществе (СК-3). 1) морально-этический 2) ценностно-смысловой

Понимать и использовать законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (СК-4). 1) когнитивный 2) мотивационно-деятельностный 3) ценностно-смысловой

Готовность собирать, обобщать, обрабатывать и интерпретировать информацию необходимую для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (СК-5). 1) толерантность 2) культура чувств и общения 3) морально-этический

Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (СК-6). 1) культура чувств и общения

Умение изложить суть проекта, представить схему решения (СК-7). 1) мотивационно-деятельностный 2) ценностно-смысловой

Уважительное отношение к историческому наследию и культурны традициям (СК-8). 1) толерантность 2) морально-этический

Готовность к социальной, гуманитарной и культурной адаптации для решения профессиональных задач (СК-9). 1) ценностно-смысловой 2) поведенческий

Готовность к овладению профессии, понимание роли профессии в обществе (СК-10). 1) ценностно-смысловой 2) мотивационно-деятельностный

Готовность использовать законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (СК-11). 1) когнитивный 2) ценностно-смысловой

Подводя итог вышесказанному, мы отмечаем, что профессиональная зрелость, формирование социальной компетенции будущего менеджера есть результат не только его личных усилий, выраженных в профессиональных отношениях (профессионально-ценностных ориентациях, приобретении профессиональных знаний и опыта, толерантности, нравственно-толерантной основы профессии), но и усилий преподавателя через реализацию дидактических целей, посредством отбора педагогических технологий и создание педагогической системы обучения менеджера. Формируя профессиональную базу будущего менеджера, определяемую указанными целями педагогического воздействия, мы таким образом предполагаем конечный результат профессионализма менеджера - профессиональную зрелость.

Библиографический список

1. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии. [Текст] / В. П. Бес-палько. - М., 1989.

2. Кларин, М. В. Педагогическая технология. [Текст] / М. В. Кларин. - М., 1989.-С. 61-63.

3. Монахов, В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. [Текст] / В. М. Монахов. - Волгоград, 1995. - С. 51-54.

4. Рубинштейн, С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Хрестоматия по возрастной педагогической психологии. [Текст]/С. Л. Рубинштейн. -М, 1981.-С. 49.

5. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии. [Текст] / Г. К. Селевко, М, 1998. - С. 101.

6. Шейн, С. А. Диалог как основа педагогического общения [Текст] / С. А. Шейн. // Вопр. психол. - № 1. 1991. - С. 28-33.

7. Щуркова, Н. Е. Практикум по педагогической технологии.[Текст] / Н. Е. Щуркова, М, 1998. - С. 10-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.