Научная статья на тему 'Дидактические цели и принципы в педагогической системе формирования интегративно-аксиологического базиса социальной компетентности'

Дидактические цели и принципы в педагогической системе формирования интегративно-аксиологического базиса социальной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / PEDAGOGICAL SYSTEM / ИНТЕГРАТИВНО-АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ БАЗИС / INTEGRATIVE AND AXIOLOGICAL BASIS / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SOCIAL AWARENESS / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / DIDACTIC PRINCIPLES / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ / DIDACTIC OBJECTIVES / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слесарев Юрий Васильевич

Создание педагогической системы формирования интегративно-аксиологического базиса социальной компетентности в рамках инновационно-ориентированной и учебно-познавательной среды в образовательном учреждении обеспечивает решение профессиональных, педагогических и дидактических задач в подготовке студентов (будущих специалистов-менеджеров). Под дидактическими целями и принципами мы подразумеваем методологическую основу комплексного процесса формирования интегративно-аксиологического базиса социальной компетентности студентов, который обеспечивает проектирование педагогической системы и реализацию её в образовательном процессе. Акцент делается на разработку системы дидактических принципов (структурный принцип, взаимосвязанность и согласованность подпроблем, принцип целеполагания и ограничения, принцип допустимости, рациональности и оптимальности, принцип ориентации на качественный результат, интегрированный триадный принцип, принцип идентификации, принцип стабильности и изменчивости, стратегический принцип разрешения конфликтов ), и требует специального рассмотрения способов их познавания, анализа теоретических условий и предпосылок, в соответствии с потребностями современного российского общества, производства в квалифицированных кадрах. Задача педагогической системы создаваемой в образовательном учреждении мобильно реагировать на социальный заказ общества, бизнеса, производства. Социальный заказ в кадрах во многом определяется исходя из базисных критериев социально-экономического и культурного развития государства, социума. При этом личностные и профессиональные качества являют собой целостную структуру профессиональных отношений в подготовке кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Слесарев Юрий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC OBJECTIVES AND PRINCIPLES IN A PEDAGOGICAL SYSTEM OF THE FORMATION OF AN INTEGRATIVE AND AXIOLOGICAL BASIS OF SOCIAL AWARENE

The creation of a pedagogical system of the formation of an integrative and axiological basis of social awareness in terms of innovation-oriented and academic environment in an educational institution provides the solution of professional, pedagogical and didactic objectives of students' training (would-be managers). Didactic objectives and principles are referred to as a methodological basis of a complex process of the formation of an integrative and axiological basis of students' social awareness providing the development of the pedagogical system and its realization in an educational process. The authors focus on the didactic principles system development: structural principle, sub problems interrelatedness and congruence, goal-setting and limitation principle, legitimacy, rationality and optimality principle, result quality-oriented principle, integrated triad principle, identification principle, stability and mobility principle, strategic principle of conflict settlement. Special tools of their understanding, analysis of theoretical grounds and conditions in keeping with modern Russian society and production demands in highly-qualified specialists should be considered. The main objective of any pedagogical system developed in an educational institution is to respond quickly to social procurement of a society, business and production. Social procurement is mainly determined by basic criteria of social and economic and cultural development of a society, community. Herewith, personal and professional features are an integral structure of professional relations in training personnel.

Текст научной работы на тему «Дидактические цели и принципы в педагогической системе формирования интегративно-аксиологического базиса социальной компетентности»

УДК 37.013.2 С47

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНО-АКСИОЛОГИЧЕСКОГО БАЗИСА СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

© 2016

Слесарев Юрий Васильевич, кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой «История и право» Пензенский государственный технологический университет, Пенза (Россия) Аннотация. Создание педагогической системы формирования интегративно-аксиологического базиса социальной компетентности в рамках инновационно-ориентированной и учебно-познавательной среды в образовательном учреждении обеспечивает решение профессиональных, педагогических и дидактических задач в подготовке студентов (будущих специалистов-менеджеров). Под дидактическими целями и принципами мы подразумеваем методологическую основу комплексного процесса формирования интегративно-аксиологического базиса социальной компетентности студентов, который обеспечивает проектирование педагогической системы и реализацию её в образовательном процессе. Акцент делается на разработку системы дидактических принципов (структурный принцип, взаимосвязанность и согласованность подпроблем, принцип целеполагания и ограничения, принцип допустимости, рациональности и оптимальности, принцип ориентации на качественный результат, интегрированный триадный принцип, принцип идентификации, принцип стабильности и изменчивости, стратегический принцип разрешения конфликтов ), и требует специального рассмотрения способов их познавания, анализа теоретических условий и предпосылок, в соответствии с потребностями современного российского общества, производства в квалифицированных кадрах. Задача педагогической системы создаваемой в образовательном учреждении мобильно реагировать на социальный заказ общества, бизнеса, производства. Социальный заказ в кадрах во многом определяется исходя из базисных критериев социально-экономического и культурного развития государства, социума. При этом личностные и профессиональные качества являют собой целостную структуру профессиональных отношений в подготовке кадров.

Ключевые слова: педагогическая система, интегративно-аксиологический базис, социальная компетентность, дидактические принципы, дидактические цели и задачи, педагогические технологии, образовательный процесс.

DIDACTIC OBJECTIVES AND PRINCIPLES IN A PEDAGOGICAL SYSTEM OF THE FORMATION OF AN INTEGRATIVE AND AXIOLOGICAL BASIS OF SOCIAL AWARENESS

© 2016

Slessarev Yuri Vassilyevich, PhD (History), associate professor, the Head of the "History and Law" Chair

Penza State Technological University, Penza (Russia) Abstract. The creation of a pedagogical system of the formation of an integrative and axiological basis of social awareness in terms of innovation-oriented and academic environment in an educational institution provides the solution of professional, pedagogical and didactic objectives of students' training (would-be managers). Didactic objectives and principles are referred to as a methodological basis of a complex process of the formation of an integrative and axiological basis of students' social awareness providing the development of the pedagogical system and its realization in an educational process. The authors focus on the didactic principles system development: structural principle, sub problems interrelatedness and congruence, goal-setting and limitation principle, legitimacy, rationality and optimality principle, result quality-oriented principle, integrated triad principle, identification principle, stability and mobility principle, strategic principle of conflict settlement. Special tools of their understanding, analysis of theoretical grounds and conditions in keeping with modern Russian society and production demands in highly-qualified specialists should be considered. The main objective of any pedagogical system developed in an educational institution is to respond quickly to social procurement of a society, business and production. Social procurement is mainly determined by basic criteria of social and economic and cultural development of a society, community. Herewith, personal and professional features are an integral structure of professional relations in training personnel.

Keywords: pedagogical system, integrative and axiological basis, social awareness, didactic principles, didactic objectives, pedagogical technologies, educational process.

Разработка системы дидактических принципов, как и любой познавательный процесс, требует специального рассмотрения способов их познавания, анализа теоретических условий и предпосылок. Потребности современного российского общества, производства в квалифицированных кадрах высоки, поэтому задача системы высшего образования мобильно реагировать на социальный заказ общества, бизнеса, производства. Социальный заказ в кадрах во многом определяется исходя из базисных критериев социально-экономического и культурного развития государства, социума. При этом личностные и профессиональные качества являют собой целостную структуру профессиональных отношений в подготовке кадров [1]. Формирование личности (социально-нравственные качества, ценностные ориентации, профессиональная культура), в том числе профессиональная подготовка студентов (квалификация, профессиональные навыки, умения, знания) возможно, на наш взгляд, на основе концептуального построения системы дидактических принципов, являющихся необходимо важными в содержании профессиональной подготовки. Интегративно-аксиологический базис социальной ком-Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1(14)

петентности - это структурированная основа социальных ценностей, интегрирующая ценностное содержание качеств личности (выраженное через нравственность, толерантность, организационное поведение), обеспечивающих её готовность, способность и возможность решать социальные задачи в процессе общения и выстраиваемых отношений. Дидактические принципы, являясь базисными полностью определяя методы, систему профессионального обучения (педагогические технологии, тренинги, гуманитарные, профессиональные дисциплины и т.д.) формируют целостную картину качественной профессиональной подготовки студентов [2]. Мы видим в концепции построения системы дидактических принципов, в содержании профессиональной подготовки выпускников четыре основных функциональных элемента: 1) теоретический базис построения дидактических принципов; 2) ядро системы дидактических принципов; 3) реализация системы дидактических принципов; 4) научно-методические решения. Каждый из четырех функциональных элементов определяет структуру образовательного процесса и встроен в систему профессиональной подготовки студентов (рис. 1). Общая характеристи-

145

ка дидактических принципов педагогической системы формирования интегративно-аксиологического базиса социальной компетентности заключается в следующем:

1) Структурный принцип предусматривает рассмотренные задачи с позиций полного сохранения качественных характеристик всей системы в целом. При этом необходимо обеспечивать полноту анализа проблемы, чтобы не потерять качественные или количественные свойства при разделении или объединении частей целого.

2) Взаимосвязанность и согласованность подпро-блем учитывает свойства целого, разделенного на части. Свойства частей определяются характеристиками или параметрами, свойства связей определяют условия достижения целей или выполнения ограничений. Взаимные связи порождают ряд принципов управления: согласования, развязывания или прогнозирования взаимодействий частей.

3) Принцип целеполагания и ограничения. Целеполагание относительно проблемы и подпроблем является важным принципом, обуславливающим необходимость задания цели при выполнении системного анализа проблемы. Заданные цели, а также множества целей в случае рассмотрения подпроблем, позволяют осознать существо решения проблем, ограничения и направленность в принятии решения. Методика формулировки целей неразрывно связана с заданием ограничений. Разрешимость проблемы и подпроблем - важный системный принцип, который предполагает необходимость рассмотрения вопроса о существовании решения. Проблема существования решения принимает формы, использующие соответствующие методы.

4) Принцип допустимости, рациональности и оптимальности позволяет анализировать проблемы, исходя из достижения все более сложных целей и задач. На первом этапе важно сформулировать условия допустимости разделения проблемы. Достижение оптимальности не всегда является возможным, поэтому следует иметь в виду, что для конструктивности часто можно обеспечить рациональность принимаемых решений.

5) Принцип ориентации на качественный результат определяет качественные свойства проблемы и направляет процессы анализа или синтеза в требуемое направление. Понимание значимости качественного результата на практике встречается не всегда, что связано с требованиями к специалистам, которые достигают их без многочисленных экспериментов.

6) Интегрированный триадный принцип - «цели-средства-результаты» требует рассмотрения проблемы в обобщенном варианте, когда анализируется соответствия между главными составляющими схемы принятия решений. Характерно, что в эффективном варианте имеет место согласование целей, средств и результата. В противном случае необходимо идентифицировать следующие ситуации:

- соответствие целей и средств достижения целей;

- несоответствие целей и средств достижения целей;

- соответствие целей и результатов;

- несоответствие целей и результатов;

- соответствие средств и результатов;

- несоответствие средств и результатов.

Рассмотренная группа ситуаций является относительно полной в выбранной «триадной конструкции» - «цели-средства-результаты». В этой конструкции принятия решении совокупность ситуации существенно возрастает, что приводит к усложнению процесса принятия решения. Здесь, как и в «триадной» схеме, возможно применение матричных характеристик схемы принятия решений.

7) Принцип идентификация согласованности «целей-результатов». Идентификация необходима для корректности схемы принятия решений. В противном случае могут рассматриваться несогласованные элементы, когда цели не соответствуют средствам, либо средства не

согласованы с целями. При этом возможны ситуации:

- соответствие целей средствам, которые требуется идентифицировать;

- соответствие средств необъявленным целям, которые необходимо идентифицировать для корректности схемы принятия решений с учетом идентифицированных целей;

- ситуации несогласованности, которые поддаются идентификации или формированию вариантов целей и средств.

Инновационный анализ организационных структур является важной составляющей современного исследования. В настоящее время наука рассматривает развивающиеся системы, все процессы в которой взаимосвязаны. Этому представлению соответствует новая тенденция в процессе познания - целостное, или системное, мышление, развиваемая в менеджменте, в виде концепции системного управления.

8) Принцип стабильности и изменчивости, учитывающий свойства активных систем - высокая стабильность, которая достигается не жесткими, а гибкими нелинейными обратными связями. В социальных системах, к которым относятся организационные структуры реализации, вариативность (как способность к изменениям) - основополагающих свойствах, которыми обеспечивают гибкость и адаптивность, необходимых для приспособляемости к условиям внешней среды.

9) Стратегический принцип разрешения конфликтов. Социальным системам (в частности, организациям) присущи принципиально не разрешимые в пользу одной из сторон конфликты: «стабильность - перемены», «свобода - ограничение», «традиции - инновации», «планирование - невмешательство» [10].

Дидактические принципы отражают взаимосвязи в теоретическом и производственном обучении между целью, содержанием, методами, формами организации, средствами и результатами обучения, между различными частичными процессами преподавания и учения, между воспитательной и трудовой деятельностью, между различными звеньями или этапами обучения, между педагогическим и трудовым процессами, между руководством учебным процессом и самостоятельностью студентов, между коллективным развитием и развитием каждого студента в отдельности [2,6].

Педагогическая система формирования интегратив-но-аксиологического базиса социальной компетентности студента - совокупность взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов профессиональной деятельности преподавателя, способствующей овладению студентом основами социальных ценностей, которые приводят к обогащению и интеграции ценностного содержания (нравственного, толерантного, организационно-поведенческого) качеств его личности, обеспечивающих решение социальных задач в вузовском образовательном процессе и предстоящей профессиональной деятельности. Применение педагогических технологий в педагогической системе позволит сформировать содержание социальной компетентности из необходимых целей и задач дисциплины, а также определять более эффективные средства достижения целей. В соответствии с разработанными «технологиями» формирование содержания на основе новых образовательных стандартов используем понятие «базисов дисциплин», которое включает в себя минимальную упорядоченную информацию, представленную базисными категориями, отражающую совокупность знаний, умений, навыков. Определяют совокупность понятий, законов, теорий принципов, моделей, способов аргументации составляющих базу минимально необходимых категорий дисциплин доступных для осознанного высшего образования. Отражение «совокупности базисов» федеральных дисциплин и образовательного «базиса кадрового потенциала» является объединением базисов дисциплин. Структуризации содержания позволяет также создать вузовскую норма-

тивную базу дополнительного образования. Программы дополнительного образования могут формироваться на базе основных программ высшего образования путем выбора необходимых дисциплин для переподготовки кадров с учетом развития кадров России, что создаст среду для «образования в течение всей жизни».

Рисунок 1- Система дидактических целей и принципов педагогической системы формирования интегра-тивно-аксиологического базиса социальной компетентности

Современная технология обучения представляет собой последовательное и взаимообусловленное сочетание основных составляющих педагогического процесса, обеспечивающих на эффективном уровне активное усвоение программных знаний при одновременном процессе воспитания личности студентов. Вышеуказанный принцип целеполагания в подготовке студентов предусматривает ориентацию преподавателя на конечный результат. Таким образом, в процессе преподавания учебных дисциплин (в частности, правовых дисциплин) предполагаем результат по формированию теоретической базы знаний, привитии навыков работы с правовыми документами и источниками. Определяя специфику предстоящей профессиональной деятельности менеджеров, прогнозируем мотивацию поведения, стимулируя творческий подход к разрешению различных профессиональных ситуаций. Адаптируя его к условиям современного социума и производства, решаем следующие дидактические задачи:

- стратегически (т.е. формируем общее представление о логике творческого процесса, научаем выявлять проблемы, формировать задачи, составлять план действий, оценивать последствия принимаемых решений);

- тактически (т.е. владеть методами решения творческих задач, способами «генерирования» новых идей, приемами активизации мышления);

- профессионально (т.е. прививаем навыки моделирования, выполнения экономических расчетов, психологии управления, профессиональной и нравственной культуры).

Внедряя в образовательный процесс вышеуказанные приоритетные дидактические задачи, мы ориентируемся на «внешнюю среду», в которой будет трудиться, и вы-

полнять профессиональные задачи будущий менеджер, а именно: 1) образовательный процесс имитирует производственную среду, являясь ее своеобразной моделью; 2) в образовательный процесс мы детерминируем цели и задачи конкретного производства [12, 14, 15]. Ориентируясь на конкретный психолого-педагогический результат, мы моделируем

образовательный процесс, выбирая методы и средства преподавания, необходимые для реализации поставленных задач в достижении желаемых результатов. В основу выбора педагогических технологий положены следующие критерии:

- разработка единой методологии преподавания всех дисциплин, осуществляющих подготовку кадров;

- применение системно-деятельностного подхода в обучении, позволяющего перейти от пассивных репродуктивных методов к активно-творческим методам обучения;

- разработка конкретной программы деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой, отражающей личностные, специальные, социальные, профессиональные и нравственные требования к подготовке менеджеров нового поколения;

- применение системы инвариантов, позволяющей независимо от специфики конкретных учебных дисциплин использовать единую методологию дидактических задач, относящихся к различным процессам и явлениям;

- единство требований к качеству подготовки студентов на всех этапах технологии обучения, базирующееся на рейтинговой системе контроля качества обучения, позволяющей обеспечить непрерывность работы студента над учебным материалом и стимулировать процессы «добывания знаний»;

- учет психолого-педагогических основ обучения как отражение принципа гуманизации процесса обучения;

- внедрение методов и форм интерактивного обучения, в основе которых лежит собственная личностная деятельность студентов [8, 9, 13, 16, 18].

В современных технологиях обучения должны быть отражены все составляющие образовательного процесса, позволяющие эффективно реализовать новые приоритеты образования, среди которых компетентностная парадигма обучения является необходимым условием формирования социальной и профессиональной компетентности студентов (менеджеров). Для решения поставленных задач в профессиональной подготовке студентов отобраны и внедрены в образовательный процесс педагогические технологии, структурированные в модель педагогической системы социально-ориентированного компетентностного обучения [3, 7, 11]. Выполняя поставленные дидактические цели, руководствовались принципом целесообразности и использовали только те педагогические технологии, которые, решают поставленные профессионально-педагогические задачи. Достижение дидактических целей в применении педагогических технологий практически невозможно без системного процесса воспитания, поскольку обучение и воспитание - единое целое и способствует становлению личности профессионала в социально компетентност-ной подготовке студентов (менеджеров). Возрастание профессиональных качеств и достижение профессиональной зрелости студентов (выпускников-менеджеров) сопряжено с процессом воспитания нравственных составляющих интегративно-аксиологического базиса социальной компетентности студентов. Таким образом, выстраиваемая педагогическая система, позволяет наиболее полно сформировать и социальную компетентность (см. рис. 2.), адекватную структуру интегративно-аксиологического базиса социальной компетентности.

Верхний ярус дерева (рис. 2.) представляет первичность предполагаемых профессиональных критериев у выпускника (выбор профессии, уверенность в правильности выбора, первичное представление и социальный опыт, приведшие к выбору профессии). Именно здесь

формируем основу для постановки дидактических целей и задач. Средний ярус рассматривается как совокупность дидактических целей и возможностей выпускника, реализуемых в конкретной педагогической технологии с применением разработанных методик обучения и воспитания.

Рисунок 2 - Дерево реализации педагогических технологий формирования интегративно-аксиологического базиса социальной компетентности

Условные обозначения: Б1, Б2, Б3 - база знаний; ПО

- профессиональная ориентация; СО - система профессиональных отношений; СУ - система профессиональных умений; ПС - профессиональные способности; ПК

- профессиональная компетентность; ПУ - профессиональная умелость; ПТ1, ПТ2, ПТ3 - педагогические технологии; ПЗ - профессиональная зрелость; ПС - педагогическая система.

В этом ярусе отражается постепенное возрастание профессиональных возможностей будущего менеджера, воспитанных на морально-этических, нравственных, толерантных и правовых принципах профессионализма. Нижний ярус означает соединение педагогических технологий и методик воспитания в единую педагогическую систему, позволяющую нам подготовить профессионально и нравственно зрелого выпускника. Профессиональная зрелость, это не только профессиональная компетентность, формируемая после актуализации профессиональных способностей, а, скорее, свойство личности, позволяющее эффективно взаимодействовать с профессиональной средой благодаря наличию нравственности, знаний, глубокого понимания профессиональной среды. Определяя дидактические цели при отборе педагогических технологий, учитывали три необходимых момента в ориентации профессиональной и социальной зрелости в профессиональной подготовке студентов (менеджеров):

- переживание студентами слабых и сильных сторон собственных профессиональных способностей;

- активное дополнение профессиональных переживаний знаниями своей профессии;

- активизация профессиональных знаний через определение своего отношения к профессии.

Профессиональные переживания и профессиональная ориентация становятся актуальными при поступлении в высшее учебное заведение, достигают своей психологической кульминации, побуждающей личность к познанию и выработке адекватной оценки собственных профессиональных достоинств. Мы считаем, что только реалистическая оценка, опирающаяся на объективные научные критерии, педагогическую систему, а также собственное видение студентом профессионального понимания, способствует профессиональному усовершенствованию. Знания студентов о профессии менеджера могут пополняться изучением профессиограмм, беседами с преподавателями, приобретением собственного опыта на основе прохождения производственной практики (рис. 2). Систему профессиональных умений у выпускника (менеджера) формируем из знаний, необходимых для исполнения роли менеджера, направленных на предмет, средства, условия реализации профессионального труда, нравственно-толерантного поведения и личностного мировоззрения; нравственно-профессиональ-

ных принципов осознания себя как субъекта будущей профессии (см. рис. 2.). Систему профессиональных отношений студента мы складываем из его профессионально-ценностных ориентаций, способностей, которые, как указывал С.Л. Рубинштейн [19, с. 49], состоят из действий и способов действий, с помощью которых актуализируются и становятся реальностью внутренние процессы психотипа человека (см. рис. 2). В настоящее время перед подготовкой кадров в системе высшего образования поставлена важная задача: определить компетенции современных профессиональных педагогов, специалистов в системе профессионального образования и определить подход для оценки уровня их развития у молодых выпускников вузов. Общим для всех определений компетентности является ее понимание как способности индивида справляться с различными социально-профессиональными задачами, что обеспечивает молодому кадру динамическую профессиональность: успешную адаптацию и мобильность [4]. Компетентность понимается также как совокупность знаний, умений и навыков (ЗУН), готовности и способности, необходимых для выполнения конкретной работы и обеспечивающих осуществление профессиональных функций [5, с. 59, 17]. При этом должны взаимодействовать когнитивные навыки, мотивация, эмоциональные аспекты, ценностные установки. Таким образом определяемые дидактические цели и принципы педагогической системы формирования интегративно-аксиологического базиса социальной компетентности в образовательных программах обучения студентов (бакалавров и магистров), примерный перечень видов и обобщенных задач деятельности студентов (бакалавров и магистров) в сфере менеджмента позволят создать проекты ФГОС ВО для подготовки бакалавров и магистров в рамках образовательной (педагогической) системы (подсистемы), ориентированной на интеграцию в европейское образовательное сообщество. Создание новой образовательной среды обучения студентов (бакалавров и магистров) обусловлено вхождением России в Болонскую образовательную интеграцию. Суть процесса состоит в построении общеевропейского пространства высшего образования на основе принципа «единство в многообразии».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Вострокнутов Е.В. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию творческих компетенций у студентов технического вуза во внеучебной научно-исследовательской деятельности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. - 2013. - Т. 1. - № 11 (15). - С. 75-81.

2. Моисеев В.Б., Волков С.Н., Жаткин Д.Н., Сергеева С.В., Вагаева О.А. Реализация принципов непрерывности и интеграции в системе многоуровневого профессионального образования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. - 2012. - № 3 (7).

- С. 140-147.

3. Slessarev Y., Moisseyev V., Vostroknutov E. // Forming of social competence in the system of higher éducation of Russia // Life Science Journal. - 2014. - Т. 11. - № 12 S. - P. 384 - 387.

4. Slessarev Y.V., Moisseyev V.B., Vostroknutov E.V. Pedagogical conditions of ensuring students' readiness for scientific researches-example of technical university // International Education Studies. - 2015. - Т. 8. - № 4. - P. 150-158.

5. Вострокнутов Е.В. Содержание и структура творческих компетенций студента технического вуза // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2012. - № 3. - С. 5962.

6. Слесарев Ю.В. Разработка модели обучения студентов в вузе на основе компетентностного подхода // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс.

- 2013. - № 7 (11). - С. 163-168.

7. Слесарев Ю.В. Критерии отбора педагогических

технологий для формирования профессиональной базы в подготовке менеджеров // Казанский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 28-33.

8. Михеев М.Ю., Щербань А.Б. Ситуационно-структурный подход к анализу информационных объектов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. - 2006. - № 6. - С. 128.

9. Михеев М.Ю., Прокофьев О.В. Системы интеллектуального анализа данных: методология, реализация, приложения. - Пенза, 2013.

10. Михеев М.Ю., Прокофьев О.В., Семочкина Ю.И. Методы анализа данных и их реализация в системах поддержки принятия решений. / Учебное пособие. - Пенза,

2014.

11. Разуваев С.Г., Вострокнутов Е.В. Модель формирования творческих компетенций у студентов технического вуза во внеучебной научно-исследовательской деятельности // Педагогическое образование и наука. -2012. - № 1. - С. 89-93.

12. Вострокнутов Е.В. Возможности научно-исследовательской деятельности в формировании профессионально-творческих компетенций студентов технического вуза // Мир науки, культуры, образования. - 2015.

- № 1 (50). - С. 64-67.

13. Вострокнутов Е.В. Технология формирования профессионально-творческих компетенций студентов технического вуза в научно-исследовательской деятельности // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. -

2015. - № 2 (220). - С. 167-176.

14. Моисеев В.Б., Найденова Л.И., Вострокнутов Е.В. Научно-образовательная среда - основа инновационного развития региона // Интеграция образования. - 2015.

- Т. 19. - № 3 (80). - С. 8-15.

15. Моисеев В.Б. Непрерывное образование в условиях многоуровневого технического вуза // Профессиональное образование. Столица. - 2013. - № 8.

- С. 13-16.

16. Слесарев Ю.В., Моисеев В.Б. Инновационные педагогические технологии в процессе формирования социальной компетентности и нравственности менеджеров // Сибирский педагогический журнал. - 2010. -№ 12. - С. 265-275.

17. Таранцева К,Р., Моисеев В.Б., Пятирублевый Л.Г. Распределение заданий по уровню сложности и учебным целям при разработке компетентностного подхода к оцениванию знаний // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. - 2015. Т.3. - № 6 (28). - С. 161-165.

18. Таранцева К,Р., Моисеев В.Б., Пятирублевый Л.Г. Оценивание уровня компетенций при последовательном тестировании с помощью критерия конкурирующих дидактических гипотез // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. - 2015. Т.3. - № 6 (28). - С. 151-156.

19. Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Хрестоматия по возрастной педагогической психологии. - М., 1981. - С.49.

- 367 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.