4. Братусь Б. С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте / / Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1980. - № 2. - С. 3-13.
5. Бондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность (введение в проблему). -М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО МОДЕК, 2003. - 240 с.
6. Дружинин В. М. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Иматон, 2000. - 135 с.
7. Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т. 8. Вып. 14. / Под ред. В. Н. Собкина - М.: Изд-во «Центр социологии образования РАО», 2003. - 208 с.
8. Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности. - М.: Академический проект, 2004. - 176 с.
9. Маралов. В. Г. Основы самопознания и саморазвития. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 256 с.
10. Маслоу А. Самоактуализирующаяся личность. - М.: Рефл-бук, 1999. -
135 с.
11. Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия детьми. / Под ред. Маралова В. Г. - М.: Академический проект, 2005. - 288 с.
12. Психологические и педагогические проблемы саморазвития личности: материалы Всерос. науч.-практ. конф: В 2 ч. Ч. 1. - Киров: ВГПУ, 2002. - 229 с.
13. Слободчиков В. И., Исаев Е. Н. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 416 с.
14. Проблема смысла в науках о человеке. Материалы междунар. конф. (М., 19-21 мая 2005 г.). - М.: Смысл, 2005. - 280 с.
УДК 377 ББК 74.5
КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И РЫНКА ТРУДА
Т. А. Корчак, М. Л. Вайнштейн
Ключевые слова: компетентностно ориентированное образование; профессиональное образование; рынок образовательных услуг; рынок труда; технологии профессионального образования.
Резюме: в статье рассматриваются организационно-педагогические условия соответствия рынка образовательных услуг рынку труда, осуществление которых возможно при реализации компетентностного подхода к образованию.
Изучение отечественного и мирового профессионального образовательного опыта показывает, что проблема соответствия качества профессионального образования запросам личности, рынка труда и социума является одной из актуальных проблем современности.
Суть проблемы заключается в том, что, с одной стороны, имеются потребности производства в работниках высокой квалификации, с другой - существующая система профессионального образования в силу ряда причин не способна готовить подобных специалистов.
Результаты исследования организационных форм профессионального обучения Великобритании (программа «Ученичество»), Германии (дуальная система), французской системы профессионального обучения и различных рынков труда (первичных, вторичных, рынков труда молодежи и т. д.) показывают, что составные части рыночного механизма регулирования занятости в разных странах и отраслях зависят от экономических и исторических условий данной страны и конкретной отрасли, а преодоление (сокращение) разрыва между конечными целями образования и требованиями современного рынка труда чаще всего достигается при реализации компетентностного подхода к образованию, который возможен, если соблюдаются следующие социальноэкономические и организационно-педагогические условия:
• изучение образовательными учреждениями рынка труда;
• ориентация на стратегию социально-экономического развития территории;
• активное участие социальных партнеров в формировании новых моделей профессионального образования, их широкое обсуждение общественностью; ориентация на реальный опыт, традиции и потенциал образовательных систем мира;
• разработка стандартов с участием работодателей, поиск выгодных совместных проектов;
• создание общей интегрированной системы квалификаций с учетом ключевых компетенций и возможности взаимного признания квалификаций, на основе их прозрачности;
• оценка ключевых трудовых навыков и выдача квалификационных удостоверений при задействовании рыночных механизмов;
• содействие развитию специализированных рынков труда по профессиям и формирование организационно и юридически оформленных моделей перехода от профессионального образования к трудовой деятельности;
• принятие педагогическим коллективом цели компетентностного подхода, формирование у педагогов мотивационной, операциональной и рефлексивной готовности к ее реализации и обеспечение своевременного и качественного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников [4].
При этом основными организационно-педагогическими условиями повышения качества профессионального образования с позиций компетентно-стного подхода являются:
• формирование содержания образования «от результата» («стандарт на выходе»), реально отражающего целостную профессиональную деятельность, -от целеполагания до самоанализа процесса и результатов деятельности;
• использование личностно ориентированной и деятельностно-творческой технологий образовательного процесса, организованного на основании культуры самоопределения обучающегося и обеспечивающего наименее болезненную адаптацию к выполнению трудовых обязанностей (профессиональных функций);
• своевременное и эффективное повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников, способствующего обеспечению требуемого качества образования.
Реализация этих условий формирует интегральную систему «рынок - образование», развитие которой определяется в равной мере как функциональной взаимозависимостью ее составляющих, так и их специализацией. Другими словами, решение проблемы соответствия рынка образовательных услуг и рынка труда достигается при наличии функциональных отличий частей системы. Поэтому система профессиональной подготовки выполняет свою образовательную функцию, а рынок - производственную, и действуют они не параллельно, а как целостная система.
Исследование особенностей компетентностного подхода к определению целей, отбору содержания, организации образовательного процесса, выбору образовательных технологий и оценке результатов позволило нам разработать модель профессионального образования с позиции компетентностного подхода и определить, согласно Б. С. Гершунскому, аспектные характеристики его содержательной трактовки: профессиональное образование рассматривается как ценность, система, процесс и результат [1].
1. Профессиональное образование как ценность. Ценностная характеристика образования предполагает рассмотрение трех взаимосвязанных блоков: образование как ценность государственная (создание обновляемой, опережающей системы удовлетворения профессионально-образовательных запросов рынка труда); образование как ценность общественная (формирование гражданской зрелости и социальной ответственности обучающихся, опыт и свобода выбора); образование как ценность личностная (стремление человека к более глубокому познанию и преобразованию мира; удовлетворение профессионально-образовательных запросов ЛИЧНОСТИ).
Гармония всех трех блоков создает необходимые предпосылки для перехода к конкретным звеньям образования, отражающим его уровневый и профильный характер [1, с. 43].
2. Профессиональное образование как система. Его цель - формирование у выпускников полной готовности к профессиональной деятельности: способности применения накопленных в процессе обучения специальных знаний, практических умений, навыков и особых личностных качеств, составляющих образовательную компетентность специалиста; содержание формируется в зависимости «от результата» («стандарт на выходе»), реально отражает целостную профессиональную деятельность - от целеполагания до самоанализа процесса и результатов деятельности; методы учебной деятельности направлены на выявление и разрешение профессиональных, социокультурных и других противоречий; средства обучения способствуют комплексной реализации обучающей деятельности педагога и учебной деятельности учащихся; органи-
зационные формы занятий нацелены на овладение ядром знаний, способами деятельности и решение проблемных и профессиональных задач с помощью современной методологии творчества.
3. Профессиональное образование как процесс направлено на создание условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения профессиональных познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования, т. е. использование личностно ориентированной и деятельностно-творческой технологий образовательного процесса, организованного на основании культуры самоопределения обучающегося и обеспечивающего наименее болезненную адаптацию к выполнению трудовых обязанностей (профессиональных функций).
4. Профессиональное образование как результат предполагает достижение качества образования, соответствующего профессионально-образовательным запросам личности; удовлетворение потенциальных потребностей работодателей в высококвалифицированных специалистах за счет обеспечения готовности выпускника к самостоятельности в принятии решений и ответственности, самостоятельному выполнению профессиональной деятельности конкретного профиля, приобретению комплекса инвариантных ключевых компетенций, которые позволят личности быть востребованной на рынке труда.
Смысл, вкладываемый в понятие «профессиональное образование как система», вполне удовлетворяет требованиям, предъявляемым к любой сложной системе, поскольку она фактически представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных компонентов: целей, содержания, методов, средств и организационных форм.
Если с позиций традиционного подхода, чем больше знаний приобрел обучающийся, тем лучше, тем выше уровень его образованности, то с позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Различия в этих подходах связаны с различиями представлений о путях формирования ценностных ориентаций и личностных качеств обучающихся.
Цель, содержание, организация образовательного процесса, выбор образовательных технологий и оценка результатов с позиции компетентностного подхода определяются следующими принципами:
• смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и их собственный опыт;
• содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения профессиональных, познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;
• суть организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения профессиональных познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;
• оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения.
Таким образом, компетентностно ориентированное профессиональное образование подразумевает такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения общественных и профессиональных проблем, выполнения ключевых (относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций. Предметное знание при этом не исчезает из структуры образованности, а выполняет в ней, с одной стороны, базовую роль, с другой - ориентировочную. В связи с этим требуется коррекция содержания образования:
• на теоретическом уровне - увеличение количества часов в учебном плане, отводимых на самостоятельную работу, реферирование, проектирование и т. д.;
• на уровне учебного предмета - расширение межпредметного компонента в структуре учебных программ по изучаемым дисциплинам, использование деловых игр, групповых дискуссий, семинаров и практикумов, позволяющих проконтролировать способность обучающихся применять полученные профессиональные ЗУН в конкретной жизненной ситуации;
• на уровне учебного материала - разработка комплекса задач, лабораторно-практических заданий и упражнений по каждой учебной дисциплине, ориентированных на формирование конкретных профессиональных умений, реально отражающих целостную профессиональную деятельность от целепола-гания до самоанализа процесса и результатов деятельности.
Ключевым понятием в предлагаемой трактовке «профессионального образования как системы» выступает составляющая подход. Именно подход к обоснованию всех компонентов учебно-воспитательных систем воплощает в себе методологические ориентиры реализации соответствующих стратегических доктрин образования. Сам подход может быть не единственным, он допускает и даже предполагает альтернативность в используемых образовательных стратегиях.
В основе компетентностного подхода лежит культура самоопределения индивида - способность и готовность самоопределяться, самореализовываться, саморазвиваться. Профессионально развиваясь, такой специалист создает нечто новое в своей профессии, пусть даже в малых масштабах (новый прием, метод и т. д.), несет самостоятельную ответственность за принятое решение, определяет цели исходя из собственных ценностных оснований.
По самой своей сущности образование - это процесс. Педагогический процесс специфичен своей целенаправленностью - и в содержательном, и в организационном аспектах он зависит от поставленных целей и ожидаемых результатов образовательной деятельности.
Одним из важнейших факторов, обусловливающих качество результата профессиональной подготовки - формирования востребованного современным рынком труда уровня профессиональной компетентности выпускников, является использование в образовательном процессе профессиональной школы педагогической технологии. Именно в педагогических технологиях фиксируются целесообразные (оптимальные) шаги, этапы, ступени достижения ло-
кальных и общих целей образования в их иерархии и преемственности [1, 3]. Самое главное - вышвить эффективные образовательные технологии.
Важное место в процессе формирования требуемого уровня компетентности / компетенции выпускников принадлежит технологии саморегулируе-мого обучения и развивающим технологиям образования: когнитивно, деятельностно и личностно ориентированным [2, с. 34].
Образовательные технологии, адекватные задаче формирования ключевых компетентностей, отличаются тем, что первостепенным условием их реализации выступает следующий принцип: обучающийся в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности. И это положение рассматривается не как окончательная цель, а как обязательное условие. В связи с этим возрастает роль имеющих гуманитарный характер социальный технологий - выстроенной организации взаимодействия людей в различнык социальных институтах.
Условно можно выщелить следующие функции гуманитарнык технологий обучения: инициирование активности обучающихся; оснащение способами продуктивной деятельности; стимулирование индивидуального выбора и мотивации творчества; обеспечение развития критичности мышления; активизация сотрудничества в коллективной работе; отработка моделей этических педагогических стратегий поведения и коммуникативных умений; помощь в самоуправлении самостоятельной деятельностью, получения «Я-сообщений».
Обобщенный методический рисунок занятий в рамках указанных технологий представлен следующим образом: постановка цели ^ мотивация (активизация учебной деятельности) ^ работа с текстами (первоисточниками и опорными схемами, иллюстрирующими основные положения учебной темы) ^ проектирование ситуаций, имитирующих проблемные ситуации реальной управленческой деятельности, ^ организация рефлексии ^ оценка (самооценка, групповая оценка) промежуточных результатов (результата конкретного занятия).
Предлагаемая логика построения занятия включает в себя две группы методических приемов: приемы, ориентированные на решение конкретной задачи, и приемы, общие для всех занятий, способствующие развитию субъектного профессионального опыгга обучающихся.
В своей качественной характеристике образование - это не только ценность, система или процесс. Это еще и прежде всего результат, фиксирующий факт присвоения и государством, и обществом, и личностью всех тех ценностей, рождающихся в процессе образовательной деятельности, которые так важны для экономического, нравственного, интеллектуального состояния «потребителей продукции» образовательной сферы - государства, общества, каждого человека, всей цивилизации в целом [1].
Таким образом, приведенная характеристика аспектнык особенностей компетентностно ориентированного профессионального образования, которая формировалась и экспериментально проверялась в ходе опытно-поискового исследования в ГОУ СПО «Алапаевский профессионально-педагогический колледж» в 1997-2005 гг., позволяет сформулировать следующие положения.
Если традиционное профессиональное образование рассматривается как процесс и результат профессионального становления и развития личности и сопровождается овладением знаниями, умениями и навыками по конкретным профессиям или специальностям, то компетентностно ориентированное профессиональное образование - это процесс и результат формирования творческой, инициативной, профессионально и социально ответственной личности, готовой к постановке и решению разнообразных общественных и профессиональных задач, непрерывному росту профессиональной компетентности, мастерства и развития способностей в различных областях человеческой деятельности.
Изучение возможности реализации организационно-педагогических условий, способствующих достижению соответствия рынка образовательных услуг рынку труда, определяет компетентностный подход к образованию как оптимальный вариант их осуществления, что позволяет интерпретировать предложенную модель компетентностно ориентированного профессионального образования как стратегический механизм оптимизации взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда.
Литература
1. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательный концепций). - М.: Совершенство, 1998. - 608 с.
2. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к образованию / / Образование и наука: Известия УрО РАО, 2005. - № 3 (33). - С. 27.
3. Краевский В. В. Методологические основы построения целостного учебно-воспитательного процесса. - М.: Просвещение, 1984. - 312 с.
4. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара / Под ред. А. В. Великановой. - Самара: Профи, 2001. - 295 с.
УДК 378.147 ББК 74р30
ВОЗМОЖНОСТИ УЧЕБНОГО РОЛЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ВОСПИТАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
М. В. Ломаева
Ключевые слова: учебное ролевое взаимодействие, групповая форма познавательной деятельности, интерактивные методы обучения, мотивация педагогической деятельности, стиль взаимодействия, профессиональная позиция учителя.
Резюме: в статье описан один из возможных подходов к воспитанию профессиональных качеств будущего учителя на занятиях психолого-педагогического практикума -включение студентов в учебное ролевое взаимодействие, предполагающее групповую форму организации познавательной деятельности, интерактивные методы обучения.