Научная статья на тему 'Реализация педагогической модели адаптации к рынку труда обучающихся учреждений профессионального образования'

Реализация педагогической модели адаптации к рынку труда обучающихся учреждений профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АДАПТАЦИЯ / РЫНОК ТРУДА / ПРОФЕССИЯ / PEDAGOGICAL MODEL / PROFESSIONAL EDUCATION / ADAPTATION / JOB MARKET / TRADE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суздалова Марина Анатольевна

В статье рассматривается проблема адаптации к рынку труда обучающихся учреждений профессионального образования, применение педагогической модели реализации данного процесса при переходе от первичного представления обучающихся о профессии к овладению необходимыми профессиональными знаниями, сформированности профессионально значимых способностей, качеств личности, профессиональной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суздалова Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ThE IMPLEMENTATION OF THE PEDAGOGICAL MODEL OF ADAPTATION OF STUDENTS OF VOCATIONAL EDUCATION TO THE LABOR MARKET

The article deals with the problem of adaptation of students of vocational education to the labor market, through the application of a pedagogical model of this process in the transition from primary notion of students about future profession to master the necessary professional knowledge, to develop professional and meaningful skills, personal qualities and professional competence

Текст научной работы на тему «Реализация педагогической модели адаптации к рынку труда обучающихся учреждений профессионального образования»

свою деятельность, убеждать и устанавливать контакты. Проявляется уверенность в себе, появляются амбиции деловой личности. Ниже становится приверженность к качеству (изучили систему, научились использовать ее несовершенство). Тестирование позволило увидеть

проблемы в формировании целеполагания, готовности к импровизации, быстрому принятию взвешенных решений. Для решения выявленных проблем предполагается увеличить использование интерактивных (игровых) технологий в процессе обучения.

Рис. 4. Профиль менеджера (студенты ЭТО)

В результате проведенного исследования было доказано, что совокупность результатов по развитию личностных и профессиональных компетенций у студентов ЭТО выше, чем у студентов, обучающихся только в рамках основной образовательной программы.

1. Звонников В. И., Челышкова М. Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход. — М.: Университетская книга; Логос, 2009. — 272 с.

2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 42 с.

3. Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение 1)/под науч. ред. В. И. Байденко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. — 2009. — 536 с.

4. Краснорядцева О. М. Методологические основания исследования мышления в реальной (профессиональной) деятельности//Сибирский психологический журнал. — 1997. — Вып. 5. — С. 33—38.

5. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006. — 63 с.

6. Богомаз С. А., Баланев Д. Ю. Жизнестойкость как компонент инновационного потенциала человека// Сибирский психологический журнал. — 2009. — Вып.

32. — С. 23—28.

УДК / UDC 378 : 331.5 М. А. Суздалова

M. Suzdalova

реализация педагогической модели адаптации

К РЫНКУ ТРУДА ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

THE IMPLEMENTATION OF THE PEDAGOGICAL MODEL OF ADAPTATION OF STUDENTS OF VOCATIONAL EDUCATION

to the LABOR MARKET

В статье рассматривается проблема адаптации к рынку труда обучающихся учреждений профессионального образования, применение педагогической модели реализации данного

процесса при переходе от первичного представления обучающихся о профессии к овладению необходимыми профессиональными знаниями, сформированности профессионально значимых

способностей, качеств личности, профессиональной компетенции.

The article deals with the problem of adaptation of students of vocational education to the labor market, through the application of a pedagogical model of this process in the transition from primary notion of students about future profession to master the necessary professional knowledge, to develop professional and meaningful skills, personal qualities and professional competence.

Ключевые слова: педагогическая модель, профессиональное образование, адаптация, рынок труда, профессия.

Keywords: pedagogical model, professional education, adaptation, job market, trade.

Решение проблемы адаптации к рынку труда обучающихся учреждений профессионального образования потребовало от нас разработки и реализации педагогической модели этого процесса, реализующей поэтапное формирование адаптации к рынку труда на основе преемственности целей, содержания, методов, организационных форм и критериев эффективности экспериментальной работы.

В процессе эксперимента мы исходили из того, что адаптация учащейся молодежи к рынку труда протекает в процессе перехода от первичного представления о профессии к овладению необходимыми профессиональными знаниями, сформированности профессионально значимых способностей, качеств личности, профессиональных компетенций. Реализация эксперимента достигалась решением ряда взаимосвязанных задач:

— выявление и использование положительно и отрицательно влияющих мотивов и факторов формирования адаптации, профессионального мастерства на каждом этапе допрофессиональной подготовки и профессионального обучения в системе «школа — учреждения профессионального образования, вуз — производство»;

— сокращение срока достижения профессионализма, успешное вхождение на всех этапах обучения и деятельности в трудовой коллектив, так как, с одной стороны, от степени успешности овладения профессией зависит самочувствие обучающегося в коллективе, авторитет, взаимоотношение с товарищами и уровень удовлетворения этими отношениями. С другой стороны, от того, как принимает трудовой коллектив молодого человека, будет во многом зависеть желание последнего работать с максимальной отдачей и др.

Процесс адаптации обучающихся к рынку труда мы рассматривали в динамике. В процессе допрофессиональной подготовки обучающихся в учреждениях общего образования преобладало формирование профессионального интереса, в профессиональном обучении доминировало формирование профессиональных знаний, умений, навыков, компетенций. Интегрирование деятельности учреждений общего образования и профессионального образования на основе единого организационно-методического обеспечения позволяло проследить динамику формирования профессионального самоопределения и процесса адаптации обучающихся к рынку труда.

Проведенное нами исследование по формированию адаптации обучающихся к рынку труда позволило выделить три группы предпосылок, которые обеспечивали эффективность этого процесса: научно-методические, организационные, дидактические.

Беря за основу положение о том, что адаптация к рынку труда является показателем удовлетворенности обучающихся будущей профес-сей, мы разработали педагогическую модель адаптации к рынку труда обучающихся учреждений профессионального образования на основе личностно-деятельностного подхода [4].

С этой целью мы использовали эмпирические критерии успешности формирования адаптации к рынку труда обучающихся и выделенные нами компоненты (познавательные, эмоциональные, деятельностные, волевые) для проведения экспертизы эффективности формирования такой адаптации.

При проведении эксперимента в учреждениях профессионального образования и на предприятиях, участвовавших в эксперименте, мы организовали работу в рамках четырех основных сфер деятельности, способствующих формированию адаптации обучающихся учреждений профессионального образования к рынку труда.

Первая сфера — сфера образовательной деятельности предусматривала развитие непрерывного образования, в рамках которого была реализована цепочка «профильные классы общеобразовательной школы — учреждения профессионального образования (училище, колледж, техникум, вуз) — предприятие». В этой сфере реализовывались обучающимися образовательные потребности в соответствии со способностями: допрофессиональ-ное и профессиональное обучение в школе (профессиональная ориентация, элективные

курсы, профессиональное консультирование, осуществление профессиональных проб, своевременное выявление адаптационных затруднений и т. п.), взаимодействие образовательных учреждений и социальных партнеров (научно-практические конференции, олимпиады по профессиям, профессиографические предварительно ознакомительные экскурсии, научные экспедиции, работа в лабораториях учреждений профессионального образования, интегрированные системы профессиональной подготовки, сквозные программы овладения профессией, спецкурсы по профессии, практикумы по профессиональному мастерству, производственная практика, встречи со специалистами, обмен профессиональным опытом, наставничество). В процессе осуществления опытно-экспериментальной работы обучающиеся реализовывали различные практико-ориен-тированные проекты, связанные с их будущей работой, они посещали социально-психологические спецкурсы «Планирование и развитие карьеры», «Имиджелогия», «Управленческая психология», дисциплины «Основы инженерно-производственной подготовки», «Введение в специальность», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Психология и этика профессиональной деятельности» и др., которые проводили преподаватели вузов, колледжей и специалисты предприятий, направленные на формирование ключевых компетенций, социальных навыков обучающихся. Была усилена практическая направленность элективных курсов, формировалось осознанное отношение к будущему профессиональному выбору на основе знакомства с работодателями, были организованы экскурсии на предприятия. В результате происходило утверждение выбора профессии или переориентация профессиональных намерений обучающихся.

Вторая сфера — сфера производственно-профессиональной деятельности способствовала реализации педагогической модели адаптации обучающихся к рынку труда (взаимодействие социальных партнеров, учет потребностей рынка труда, заключение договоров с производственными предприятиями, фирмами, развитие системы производственных практик обучающихся).

В рамках реализации третьей сферы социально активной деятельности было предусмотрено активное участие обучающихся в проектной деятельности, разнообразных формах самоуправления, общественно полезной деятельности, в конференциях, конкурсах,

олимпиадах. В процессе участия в этой сфере у обучающихся повышался уровень мотивации к трудовой деятельности, приобретались ключевые компетенции, развивались умения в области социальных отношений, формировалось устойчивое профессиональное намерение, было улучшено социальное самочувствие.

Четвертая сфера — формирование конкурентоспособного выпускника предусматривает разработку и внедрение новых форм отношений с предприятиями, службой занятости населения, общественными организациями; включение обучающихся в формы активной деятельности; обновление содержания спецкурсов; формирование у обучающихся ключевых компетенций; готовность к трудоустройству, навыки и умения планировать карьеру, ставить перед собой реалистичные цели, находить альтернативные способы их достижения, рассчитывать собственные силы и ресурсы, преодолевать внутренние конфликты, демонстрировать готовность и креативность в новых условиях, проявлять рефлексию производственной практики и участие в различных видах временной или частичной занятости обучающихся. В процессе опытно-экспериментальной работы осуществлялась деятельность по формированию у обучающихся умений подготовки резюме, самооценивания своих достижений. Реализация данных видов деятельности оказывала влияние на формирование у обучающихся положительного отношения к производственной и предпринимательской деятельности, повышала степень их готовности к выходу на рынок труда, улучшала социальное самочувствие.

Исследование адаптации обучающихся к рынку труда при включении их в профессиональную деятельность проводилось с учетом физиологических, психологических и социальных факторов и было невозможным без удовлетворенности будущих специалистов профессиональной деятельностью.

Удовлетворенность профессиональной деятельностью — это чувство соответствия деловых качеств, знаний, способностей человека требованиям, предъявляемым ему повседневной, трудовой деятельностью. Удовлетворенность служила показателем положительного отношения к профессии и, таким образом, показателем успешной адаптации к рынку труда [3].

Исследование показало, что удовлетворенность своей профессией, которая определяет моральное состояние человека и существенно влияет на его активность и результаты труда, является составной частью, обязательным ком-

понентом и показателем адаптации обучающихся к рынку труда.

Надежным показателем адаптации обучающихся к рынку труда является объективный результат профессиональной деятельности.

Для адаптации обучающихся к рынку труда на пропедевтическом этапе нами была разработана программа изучения личности каждого обучающегося, включающая физиологические, психологические, медицинские, социальные, профориентационные параметры. Именно на основе мониторинга развития качеств личности мы осуществляли дифференциацию образовательного процесса.

В рамках реализации педагогической модели нами было разработано содержание воспитательно-образовательного процесса экспериментальных учреждений общего образования, учреждений профессионального образования, которое позволяло сформировать адаптацию обучающихся к рынку труда.

Реализация педагогической модели потребовала от нас определения оптимального набора компонентов, обеспечивающих эффективное функционирование педагогической модели, а также установление связей между компонентами. Педагогическая модель являлась средством раскрытия целевого и функционального аспекта процесса адаптации обучающихся учреждений профессионального образования к рынку труда.

Целевой аспект педагогической модели раскрывал требования к адаптации обучающихся к рынку труда как к целостному процессу, включающему социальные, психологические, дидактические, воспитательные компоненты, которые способствовали успешной адаптации обучающихся к условиям рынка труда, формированию у молодежи жизненных и профессиональных планов, проявлению навыков личностной саморегуляции, изучению Я-концепции.

Функциональный аспект педагогической модели включал функции, этапы, формы, методы, средства и критерии организации воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающие адаптацию обучающихся к рынку труда. В процессе обучения учащаяся молодежь получала информацию о многообразии мира профессий в процессе допрофессиональной подготовки, профессионального обучения, обеспечивающую возможность развития личного потенциала, закрепления или изменения профессиональных установок.

Мы считали важным для формирования адаптации обучающихся к рынку труда разви-

вать профессионально значимые качества личности, воспитывать уважение к труду, к людям труда, совершенствовать знания, умения, навыки и компетенции будущей профессии, овладевать социальными и профессиональными компетенциями, иметь социально значимый опыт межличностных отношений, обладать адекватной самооценкой.

Таким образом, эксперимент подтвердил, что в современных условиях на первый план адаптации обучающихся к рынку труда выходят ее функции диагностики, прогнозирования, развития, анализа результатов эффективности работы.

Важным условием, обеспечивающим эффективность процесса адаптации обучающихся к рынку труда, являлось изучение и анализ психофизиологических качеств и свойств личности обучающегося с целью индивидуального и дифференцированного подхода к нему в процессе обучения и подготовки к профессиональной деятельности.

Таким образом, в процессе эксперимента было установлено, что адаптация к рынку труда для большинства обучающихся невозможна без удовлетворенности профессиональным выбором. Удовлетворенность профессией возникает при соответствии деловых качеств, знаний, способностей изменяться в соответствии с предъявляемыми требованиями рынка труда. А это, безусловно, являлось позитивным фактором их вхождения в профессиональную среду, принятия своей профессиональной роли, реально соответствующей рабочей обстановке.

В процессе обсуждения с педагогами школ, преподавателями учреждений профессионального образования, на педагогических советах, методических объединениях, конференциях, семинарах, круглых столах, консультациях, беседах с обучающимися, родителями, социальными партнерами основных направлений реализации процесса адаптации обучающихся к рынку труда были выработаны методические рекомендации по внедрению в практику учреждений профессионального образования, основные положения педагогической модели адаптации обучающихся учреждений профессионального образования к рынку труда, важность использования педагогических технологий в процессе адаптации обучающихся учреждений профессионального образования к рынку труда.

1. Брудный В. И. Профессиональная и социально-психологическая адаптация студентов и молодых специалистов. — М., 1979. — 189 с.

2. Дахин А. Н. Моделирование в педагогике: попытка осмысления [Электронный ресурс]. — Ш1_: http://do.nspu. ru/mod/resource/view.php?id=883/.

3. Касаткина Н. Э. Педагогические основы устойчивого выбора старшеклассниками профессий химического производства: дис. ... канд. пед. наук. — М., 1971. — 184 с.

4. Руднева Е. Л. Социально-профессиональная адаптация старшеклассников в системе лицейского образования. — Кемерово: ООО «Компания ЮНИТИ», 2000. — 165 с.

УДК / UDC 371.14 : 37.013.83 А. В. Копылова

A. Kopylova

реализация андрагогического подхода

В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАцИИ ПЕДАГОГОВ REALIZATION OF ANDRAGOGICAL APPROACH

in the professional development of teachers

В статье рассматривается один из современных подходов в образовании к повышению квалификации педагогов — андрагогический. В его основе лежат особенности взрослых обучающихся. Реализация андрагогического подхода в системе повышения квалификации педагогов предполагает разработку и внедрение андрагогической модели, использование современных технологий обучения, специальную предварительную подготовку преподавателей-андрагогов.

The article describes one of the modern approaches to education — andragogical approach — with reference to professional development of teachers. It is based on characteristics of adult learners. Implementation of andragogical approach in the training of teachers involves the development and implementation of andragogical model, the use of modern educational technologies, special pre-training of teachers- andragogists.

Ключевые слова: образование взрослых, андрагогика, андрагогический подход, повышение квалификации педагогов.

Keywords: adult education, andragogics, andragogical approach, professional development of teachers.

Образование взрослых призвано удовлетворять запросы рынка труда, главными требованиями которого становятся компетентность и профессионализм специалистов. Оно охватывает все виды образовательной деятельности, в которые включается взрослый. Этот процесс организован в сфере образования (дополнительные курсы, кружки, курсы повышения квалификации и др.), сфере культуры

(деятельность клубов, кружков, библиотек и др.), службе занятости (организация переобучения, переквалификация специалистов и др.), неправительственных организациях (вовлечение в различные проекты, осуществление гражданского воспитания, работа с женщинами, молодежью, инвалидами и др.), любой организации (например, проведение администрацией семинаров, планерок, рабочих собраний и др.) [1; 3].

Система повышения квалификации (СПК) — часть системы образования, призванная оказать содействие развитию человека в период его самостоятельной жизни после получения профессиональной подготовки. Так, педагоги, в силу специфики профессиональной деятельности, получая дополнительное профессиональное образование в системе повышения квалификации, вовлекаются в непрерывный процесс обучения в течение всей самостоятельной жизни и приобретают новые знания и компетенции. Результатом повышения квалификации является готовность педагогов к качественному выполнению работы в соответствии с современными требованиями, возможность применения полученных знаний и умений в профессиональной деятельности, сформированность новых компетенций, необходимых для реализации новейших стандартов образования, осуществление непрерывного образования [1; 2].

Однако, как отмечают исследователи проблем образования взрослых, взрослый человек сохраняет свои ценности и профессиональные стереотипы до тех пор, пока на деятельностном уровне не осознает необходимости и продуктивности отказа от некоторых из них (Т. Г Бра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.