Научная статья на тему 'Конкурентноспособность будущего специалиста в условиях рынка труда'

Конкурентноспособность будущего специалиста в условиях рынка труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Звездин Владимир Яковлевич

Анализируется взаимосвязь профессионального образования с компетентной деятельностью специалиста на рынке труда. Рассматриваются основные виды и модели компетенций специалиста, в том числе преподавателя вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентноспособность будущего специалиста в условиях рынка труда»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2010 Философия. Психология. Социология Выпуск 2 (2)

УДК 316.334.2

КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В

УСЛОВИЯХ РЫНКА ТРУДА

В.Я. Звездин

Пермский государственный университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15 e-mail: [email protected]

Анализируется взаимосвязь профессионального образования с компетентной деятельностью специалиста на рынке труда. Рассматриваются основные виды и модели компетенций специалиста, в том числе преподавателя вуза.

Ключевые слова: рынок труда; компетентность; образование.

Конкурентоспособность будущего специалиста в условиях рынка труда основывается на следующих требованиях:

• острая заинтересованность всех отраслей

народного хозяйства в

высококвалифицированных, профессионально компетентных

специалистах именно того профиля, который имеет значение в настоящее время;

• конкуренция работников на рынке

безработицы, которая выдвигает

требования не к формально полученному образованию, а к фактической квалификации, выражающейся в реальных знаниях, умениях, навыках и других качествах личности;

• новые взаимоотношения системы профессионального образования с наукой [6].

С учетом этих требований необходимы изменения в системе образования: повышение роли глубоких и динамичных образовательных структур; пересмотр системы критериев оценки

личностных и профессиональных качеств выпускников, а также системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки преподавательских кадров; акцентирование внимания на гуманитарных аспектах образования (личностных качествах особо важных в рыночных отношениях) — ответственности, чувстве долга,

инициативности профессиональной

мобильности и др. Предполагается, что данные изменения будут способствовать

формированию основных видов компетенции специалиста.

Компетенция — готовность субъекта эффективно мобилизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели в субъективно новой ситуации.

Компетентность — результат

образования, выражающийся в овладении учащимися определенной совокупностью способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия.

© Звездин В.Я., 2010

Основным условием достижения конкурентоспособности специалиста является его компетентность как важный результат высшего образования. Компетентности классифицируются по формам, сферам, уровням, структурам и направлениям. Компетентность будущих специалистов в значительной степени определяется

компетенцией преподавателей и степенью модернизации системы образования, которая, в свою очередь, во многом зависит от маркетинга образовательных услуг и рынка труда, а также формирования базовых компетенций,

необходимых для специалистов разных профилей на рынке труда.

Компетентность как результат образования обладает следующими параметрами:

• является интерпретированным результатом;

• позволяет решать комплекс задач (в

отличие от элемента функциональной

грамотности);

• существует в форме деятельности, а не в виде информации о ней (в отличие от знания);

• создана целым классом предметов воздействия, интегрирует с другими компетенциями;

• проявляется осознанно (в отличие от

навыка).

Ключевые компетенции — это компетенции, которыми должен обладать каждый специалист и которые могут применяться в различных ситуациях.

Ключевые профессиональные

компетентности предполагают:

• продвижение себя работником в сфере занятости или самозанятости (трудовое и профессиональное самоопределение);

• трудовые отношения как организация выполнения трудовых обязанностей работника;

• вертикальное и горизонтальное

взаимодействие в коллективе.

Можно выделить следующие

компетентности: информационную,

коммуникативную, компетентность разрешения проблем.

Информационная компетентность

предполагает:

• поиск источников, адекватных задачам;

• извлечение и первичную обработку информации;

• принятие решения на основе информации;

• предъявление информации.

Коммуникативная компетентность

дифференцируется следующим образом:

• устная коммуникация: монолог;

• устная коммуникация: восприятие и

интерпретация монолога;

• устная коммуникация: диалог;

• письменная коммуникация;

• продуктивная (взаимодействие в группе: процедура);

• продуктивная (взаимодействие в группе: содержание).

Компетентность разрешения проблем включает:

• целеполагание и планирование;

• идентификацию проблем;

• использование технологий деятельности;

• оценку результатов своей деятельности; оценку деятельности и достижений.

Выделяются следующие уровни

сформированности ключевых компетентностей:

• уровень субъективности (от

воспроизводства культурной нормы, образца до конструирования новых норм в ситуации неопределенности);

• уровень интеграции (от отдельных законченных действий к соорганизации ресурсов для успешной деятельности в конкретной ситуации, т.е. интеграции

различных компетенций для разрешения

проблемы).

Система образования всех уровней

призвана формировать следующие

общегражданские компетенции:

• ролевую — трудовую, социальную,

политическую;

• культурно-ценностную: общекультурную,

межкультурную;

• совершенствования: интеллектуального

развития, духовного, эмоционального,

физического развития;

• информационную — критического отбора информации, передачи информации;

• коммуникативную — языковую, речевую

[4].

Особую роль играет структура профессиональной компетенции, выделим её основные компоненты:

1. Когнитивный: структура интеллекта,

абстрактное мышление, зрительное

мышление; внимание, лексический запас.

2. Личностный: личностная характеристика,

доминантность (уступчивость),

экстраверсия — интроверсия,

рациональность — иррациональность, открытость — закрытость, логика — этика, интуиция — ощущения.

3. Мотивированный: профессиональные

интересы; внутренняя — внешняя мотивация, мотивация достижения — мотивация избегания неудач; жизненные установки, творческая свобода, поиск

определенностей, активность —

пассивность, ответственность —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

легкомыслие [13].

В структуру карьерной компетенции входят мотивации к карьере, карьерные ориентации, профессиональные интересы, карьерная самоэффективность.

Если рассматривать основные виды

компетентности в высшем образовании, то

следует выделить общую профессиональную, общую социально — психологическую, специальную профессиональную

компетентности.

Общая профессиональная компетентность включает компетенции в сфере научноисследовательской, проектно-конструкторской, административно-управленческой, производственной, педагогической

деятельности.

Общая социально-психологическая

представлена компетенциями социальными, профессиональными, информационными,

валеологическими и др.

Специальная профессиональная

компетенция — степень подготовки выпускника, наличие профессиональных компетенций, необходимых для выполнения определенной профессиональной деятельности. Объективные (внешние) компетентности:

• процессуальные особенности деятельности

(темп, скорость, интенсивность, объем), разнообразие приемов и действий, использованных субъектом при

выполнении предлагаемых заданий;

• результативные характеристики

деятельности, уровень и качество результатов, полученных в итоге деятельности индивида.

Субъективные (внутренние) компетенции:

• комплекс внутренних побуждений,

установок, мотивов поведения и деятельности, направленность интересов;

• степень выраженности внутренних

побуждений, потребности деятельности [6. С.10].

Выделяются следующие основные направления компетентностного подхода в

высшем образовании:

1. Ознакомление субъектами

образовательного процесса со структурой и

спецификой будущей профессии (модель, профессиография специалиста).

2. Внедрение активных форм обучения (проблемные лекции, семинары — дискуссии, деловые игры и др.).

3. Стимулирование действий преподавателя «в роли профессионала».

4. Использование общих организационно-

педагогических факторов формирования компетенций: межфункциональность и

интегрированность в построении учебных планов, программ курсов; гибкость в

составлении учебных планов;

предоставление студентам курсов по

выбору; больше практики в профессиональной деятельности

преподавателей.

5. Ориентированность образовательной

системы на интегрированное развитие мотивационных, аксеологических,

когнитивных аспектов, способностей и профессионально важных качеств личности.

В общем, грани компетенции включают такие основные признаки, как мобильность знания, гибкость метода, критичность мышления. Крайне важно постоянное обновление знаний и успешное применение их в конкретных условиях, а также владение новой информацией. Потенциальная готовность решать задачи со знанием дела также является компетенцией, включающей в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты. То есть знать существо проблемы и уметь решать её практически, гибкость методов — значимое качество компетентности, как и способность среди многих решений выбирать оптимальное.

Компетенция преподавателя является составной, органичной частью

общеобразовательной системы и её компетенции. Компетенция преподавателя —

это методическая, организационная,

коммуникативная, информационная,

общекультурная компетенции и компетенция самосовершенствования. В целом они

обеспечивают:

• мобильность образования, достигаемую за счет гибкой и разветвленной структуры, позволяющей учитывать особенности личности;

• открытость образования, обеспечивающую её адаптивность к внешней среде;

• фундаментальность знаний как основу

системы непрерывного профессионального образования, которая дает возможность получать образование в течение всей

жизни;

• междисциплинарность, способствующую

получению многопрофильного

образования;

• дифференцированность квалификации и

уровней общего и профессионального образования;

• использование новых педагогических технологий;

• создание условий для вариантного, личностно ориентированного обучения и образования по выбору [7.С.10]. Повышению компетенции преподавателя

способствуют: сплоченность педколлектива,

разделяющего политику и цели руководства; реализация постоянно действующих программ повышения квалификации и организация системного внедрения образовательных

инноваций; эффективная личностная система мотивации профессионала в перманентном повышении квалификации; налаженная

практика обмена опытом и распространения перспективных педагогических, дидактических методических приемов, наличие системы

поощрения преподавателей.

На формирование, эффективность компетенции субъектов в системе образования влияет система управления, её основные факторы: деятельность как воздействие одной подсистемы на другую; взаимодействие субъектов; неразрывность прямого и обратного взаимодействия. Алгоритм управления учебной деятельностью:

• изучение состояния объекта управления, направленное на формирование его «идеальной» модели;

• поиск решений, направленных на разработку программы преобразования, модернизации;

• организация исполнения, обеспечение выполнения программы руководства; организация контроля за реализацией решений.

Особую значимость в модернизации высшего образования имеют методы активизации учебно-познавательной

деятельности студентов. Метод-это основной многофункциональный инструмент

педагогической деятельности, с помощью которого производится продукт обучения. Процесс образования в вузе (сегодня как никогда) должен быть основан на высокой активности студентов и их самостоятельной работе, которая начинается на аудиторных занятиях и логически продолжается во внеаудиторное время. Рекомендуется перед началом нового учебного курса студентам предлагать проблемное задание, в начале каждой лекции несколько минут отводить на дискуссионные вопросы по теме, в конце лекции обобщать и оценивать ответы студентов на них.

Особый интерес у студентов вызывают методы, основанные на активной деятельности непосредственно на занятии, построенные по принципу имитационного моделирования реальной профессиональной деятельности

(деловые игры, тренинги и др.). Такие методы усиливают мотивацию студентов к активному участию в процессе учения, активизируют их познавательную деятельность. Основным элементом игровых (активных) методов является наличие проблемы, что позволяет широко использовать один из основных методов логики — индуктивный, переходя от частного знания (проблемы) к общему. Средствами формирования умений студентов являются: написание рефератов, статей,

подготовка научных докладов.

Безусловно, не следует отказываться и от классических (традиционных) методов

обучения, уникальность которых состоит в том, что они позволяют успешно реализовывать ведущие принципы вузовского образования — фундаментальность, научность, системность. Соотношение классических и инновационных методов обучения зависит от специфики

учебной дисциплины и вуза профессиональной подготовки преподавателя, уровня

теоретических знаний студентов.

Определение дальнейшей стратегии развития вуза, её комплексный анализ требуют использования таких методов исследования, как:

• маркетинг рынка образовательных услуг и рынка труда;

• сканирование среды;

• ситуационный анализ деятельности вуза;

• экспертная оценка деятельности вуза в контексте российских и мировых тенденций;

• сценарное планирование дальнейшего развития по этапам.

Этап целеполагания — выбор и обоснование основного идеала, политики основных направлений деятельности, стратегических целей и задач развития, разработка миссии и определение основных приоритетов развития вуза.

Диагностический этап — определение основной идеи стратегии развития вуза, его адаптация к изменяющейся окружающей социальной среде.

Этап формирования новой корпоративной культуры:

• стремление сотрудников к постоянному совершенствованию своего мастерства;

• анализ, переосмысление ситуации внутри вуза и вне его;

• формирование разделяемого сотрудниками вуза общего видения его будущего;

• командная деятельность: сочетание

полемики с диалогом, формирование синергетического интеллекта коллектива;

• модернизация системы поддержки

реализации основной цели, миссии вуза: поощрение инициатив, творчества,

повышение квалификации сотрудников; развитие интерактивного общения в

деятельности структурных подразделений; создание условий для раскрытия потенциальных возможностей и творческой деятельности каждого сотрудника [8]. Системное мышление и корпоративность —

сложные, важные и также необходимые феномены изменения организационной культуры.

Модель вуза как культурнообразовательного центра включает не только факультеты различного профессионального направления и уровня, органы управления образованием, но и подразделения науки, культуры, спорта и др. Поэтому ценностноцелевое предназначение вуза выражается через:

• сохранение идеалов, духовных ценностей, традиций и нравственных норм Отечества, подготовку специалистов нового типа с гражданской и нравственной позицией;

• создание системы непрерывного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

образования, соответствующей

направлению и динамике социальноэкономического развития региона и

обеспечивающей опережающий характер подготовки специалистов,

конкурентоспособных на рынке труда, достижение высокой степени

согласованности с требованиями внешней среды [9].

Функциональность такой модели

выражается в совокупности обучающей, воспитательной, организующей,

координирующей, социальной, культурной, научно-исследовательской и других функций. Особо важную роль при этом играет адаптивная функция — гибкая организация образовательного процесса, позволяющая быстро приспосабливаться к динамическому социуму в соответствии с запросами рынка, постоянно пересматривать спектр

образовательных услуг.

Поэтому на этапе планирования, разработки программ и проектов достижения конкретных целей необходимо использовать такие подходы и средства, как:

• диверсификация и оптимизация структуры

подготовки специалистов,

совершенствование основных реализуемых образовательных программ на основе комплексного подхода и в соответствии с современными требованиями к качеству профессионального образования и

социально-экономическими региональными условиями;

• разработка и внедрение системы активных

образовательных технологий

использования отечественных и мировых информационных ресурсов;

• развитие форм и содержания послевузовского образования;

• разработка программ для подготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

• формирование системы дополнительного образования, способствующей личностному росту студентов и удовлетворению запросов населения региона;

• совершенствование системы

воспитательной работы в вузе: формирование духовности и

гражданственности, способности студентов адаптироваться к динамичным социальным условиям;

• создание комплексной системы

современного информационного,

методического и материально-технического образовательного процесса;

• развитие партнерских отношений вуза с

учреждениями образования, культуры, науки, спорта, предприятиями производства и бизнеса с целью подготовки

квалифицированных специалистов. Критерии эффективности реализуемой

модели развития вуза определяются мониторинговыми исследованиями: реализация намеченных ориентиров в деятельности вуза; необходимость корректировки стратегического плана развития вуза, уточнение и пересмотр поставленных целей [11].

Рынок предъявляет специалисту

специфические с точки зрения системы образования требования, которые хорошо известны менеджерам предприятий по работе с кадрами. Компетентностный подход при подборе сотрудников, повышение

квалификации, переподготовка и стажировка специалистов уже давно являются основой кадрового менеджмента. Каждый этап развития предприятия требует специалистов разных типов.

На этапе, когда бизнес активно растет и расширяется, востребованы люди креативные, инициативные и умеющие быстро принимать нестандартные решения. На этапе стабильности, когда бизнес хорошо

структурирован, нужны люди хорошо организованные, склонные к соблюдению процедур, а не к их изменению. Это должно учитываться при планировании развития предприятия.

Различают планирование оперативное, тактическое, долгосрочное. Различия в видах планирования не столько в степени детализации плана, сколько в направлении вектора планирования. Традиционно он направлен в будущее.

Как планировать от имеющейся базы, знают многие, а как выстраивать план своих текущих действий, знают немногие. До 2002 г. Россия вставала на путь инновационного социальноэкономического развития. В этой ситуации с большими трудностями столкнулись и образовательные учреждения всех уровней, в частности, в формировании компетентности специалистов как синергетического фактора, как совокупности независимых друг от друга разных компетенций [15].

Компетенция — характеристика специалиста, его способность действовать, опираясь на единство знаний,

профессионального опыта и поведения в соответствии с целью и ситуацией. Это качества, которыми должен обладать конкретный специалист, имеющий конкретный функциональный статус.

Компетенции могут заменять, дополнять друг друга в качестве составляющих квалификационных характеристик конкретной деятельности. С одной стороны, это учебные цели, которых должен достичь обучающийся, а с другой — это результат обучения, который можно сравнить с эталоном. Каждая профессия имеет свой профиль, набор компетенций, которые могут являться учебными целями изучения конкретных тем различных учебных дисциплин, например: «логика делового

общения».

Описание компетенций требует большого опыта профессиональной деятельности. Оно должно быть обоснованным, рационально узнаваемым экспертами. Каждая компетенция должна быть сформулирована конкретно, в ней должны быть четко расставлены приоритеты, имеющие свой «эталон», и они должны быть

достижимыми и диагностичными. Конкретно составленные профили компетенции позволяют долгосрочно планировать и прогнозировать необходимые кадровые ресурсы, быстро и эффективно формировать кадровый резерв, планировать обучение.

Таблица 1. Формирование требований (принципов) коммуникативной компетенции преподавателя

Профиль компетенции Учебные цели (результаты обучения) Средства, методы обучения Способы контроля

Способность слушать и слышать знать правила эффективного слушания; уметь слушать; демонстрировать способность конспектировать; демонстрировать способность повторить слова говорящего; демонстрировать толерантность и др. Тесты, дискуссия, методика малых групп и групповой динамики Тесты, наблюдения, самооценка, оценка группы

Г отовность к общению с людьми Установка — интерес к людям продемонстрировать корректность; продемонстрировать эмпатию; продемонстрировать доброжелательность; продемонстрировать аутентичность; продемонстрировать корректность и т.д. Тесты, дискуссии, методика малых групп и групповой динамики, кей-метод, деловая игра Тесты, наблюдение, самооценка, оценка группы

Профиль компетенции Учебные цели (результаты обучения) Средства, методы обучения Способы контроля

Речевые способности 1) демонстрировать терминологическую грамотность, владение тезаурусом; 2) демонстрировать отсутствие в речи жаргонных слов, диалектизмов, слов-сорняков, стандартных, избитых выражений; 3) демонстрировать правильное произношение слов в соответствии с орфоэпической нормой современного русского языка; 4) демонстрировать соблюдение общих правил грамматики, речевую культуру Тесты, дискуссии, методика малых групп и групповой динамики, деловая игра Тесты, подготовка к эссе, наблюдение, оценка группы

Личностные универсальные компетенции преподавателя вуза:

1. Инструментальные (способности):

• совокупность общетеоретических и частных аспектов диагностики и обучения: способность применять знания на практике и уметь делать логические выводы, интерпретировать результаты: способность получать новую информацию на

современном уровне, обновлять знания, развивать память, абстрактно мыслить;

• умение использовать инновационные технологии, прослеживать результаты обучения, располагать к себе студентов, коллег, работать с современной аппаратурой и др.

2. Межличностные:

• готовность к общению с персоналом вуза, соблюдению субординации, способность организовывать работу персонала, считаться с интересами окружающих;

• способность слушать и слышать,

использовать коллективные знания, быть тактичным, толерантным, способным к сочувствию, выполнению воспитательных и педагогических функций, к обучению молодых преподавателей.

3. Системные:

• способность ориентирования в системе

современных знаний и методик,

прогнозирования результатов работы как

всей системы, так и ее части (обратная связь); профилактика профессионального выгорания (исполнение своего долга); способность к принятию решений;

• когнитивные способности, формирование

мотивации к самообразованию, к критическому и креативному мышлению,

концептуальность мышления (способность выявлять закономерности, выделять

ключевые моменты в сложных ситуациях); способность быть гибким, исполнять свои

обязанности, способность к самостоятельной работе, развитию интеллекта, к адаптации; умение использовать на практике результаты научных исследований [12].

Содержание образовательных программ повышения квалификации работников высшей школы:

• умение быстро устанавливать контакт с людьми;

• вежливое располагающее общение;

• умение убеждать;

• умение слушать собеседника;

• умение публично выступать;

• желание общаться с другими людьми;

• хорошо поставленная грамотная речь [14].

В заключение особо выделим базовые компетенции, необходимые для специалистов разных профилей на рынке труда:

1. Компетенция получения новой информации на современном уровне и обновления знаний:

• умение находить информацию из различных источников и баз данных и оценивать её;

• умение идентифицировать информацию;

• умение классифицировать, обрабатывать и систематизировать её;

• способность анализировать и применять разнородную информацию.

2. Использование информационных технологий:

• способность к эффективному освоению и

использованию постоянно развивающихся информационных и

телекоммуникационных технологий;

• способность к постоянной вовлеченности в интерактивную коммуникативную среду;

• умение представлять письменные результаты своей деятельности через вебинтерфейс;

• готовность участвовать в научных и прикладных интернет-конференциях;

3. Способность к принятию решений проявляется при участии в конференциях:

• в обоснованной расстановке приоритетов и управлении ими и критической оценке сделанного выбора;

• в приверженности целям при принятии решений и абстрагировании от личных интересов;

• в способности к принятию решения в условиях недостаточной информации и умении сделать интуитивный выбор наилучшего варианта.

4. Концептуальность мышления:

• способность к индукции и логическому мышлению, умение видеть закономерности и тенденции;

• умение опираться на прошлый опыт, проводить аналогии для анализа настоящей ситуации;

• способность давать ясные объяснения, опираясь на прошлый опыт, наблюдения, знания;

• умение создавать новые концепции для объяснения создавшихся ситуаций и решения проблем.

Список литературы

1. Бажин А.С. Карьера и профессиональные компетенции специалистов // Высшее образование сегодня. 2007. № 9. С. 37-39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Боярский Е.А., Коломиец С.М. Компетенции: от дифференциации к интеграции // Высшее образование сегодня. 2007. № 1. С. 8-12.

3. Давыденко Т., Жиляков Е. О кластерном подходе к формированию профессиональных компетенций // Высшее образование в России. 2008. № 7. С.67-76.

4. Девисилов В.А. Стандарты высшего профессионального образования компетентностного формата: вопросы структуры и содержания // Высшее образование сегодня. 2008. № 9. С.18-23.

5. Зернов В. Высшее образование как ресурс инновационного образования//Высшее образование в России. 2008. № 1. С.12-22.

6. Зимняя И.А. Интеграционный подход к оценке

единой социально-профессиональной компетенции выпускников вузов // Высшее образование сегодня.2008. № 5.С.14-19.

7. Иванов В.И. и др. Интеграция знаний в системе повышения квалификации преподавателей высшей школы // Высшее образование в России.2008. № 1.С.112-116.

8. Мартыненко О.О., Садон Е.В. Мониторинг формирования компетенции как важнейший инструмент управления образовательным процессом вуза // Университетское управление: практика и анализ. Екатеринбург.2008. № 3. С.42-56.

9. Мосина П.В. Подходы к формированию компетентности будущего специалиста //Социально-гуманитарные знания. 2007. № 1. С.188-190

10. Носков М.В. Шершнева В.А. Междисциплинарная интеграция в условиях компетентностного подхода // Высшее образование сегодня. 2008.№ 9.С.23-26.

11. Слинкин С.В. Развитие вуза как культурнообразовательного центра // Высшее образование в России. 2009.№ 3.С.22-29.

12. Соловьев В.П. Компетентностная модель выпускника // Высшее образование сегодня. 2007.№ 9. С. 76-79.

13. Филатова М., Волкова Л. Специальные компетенции и современное образование // Там же. № 1.С.65-72

14. Шестак Н.В., Шестак В.П. Компетентностный подоход в дополнительном профессиональном образовании // Там же. 2009.№ 3.С.29-39.

15. Ялалов Ф. Деятельностно — компетентностный подход к практико-ориентированному образованию// Там же. 2008.№ 1.С.89-92.

COMPETITIVENESS OF THE FUTURE EXPERT IN THE CONDITIONS OF THE LABOUR MARKET

V. Zvezdin

Perm State University, 15, Bukirev Str., Perm, 614990

In the article connection between professional education and competence on a labour market is analysed. There is a review of main kinds and models of competence, including competence of university teachers.

Key words: a labour market; competence; formation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.